Старцы отзывы

КТО ТАКОЙ СТАРЕЦ? – 13

ДОБРО, ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ – 21
Добро и зло — для пользы людей – 23
Что может быть сильнее милосердия? – 24
Бог знает, что — добро – 25
Добро всегда сильнее зла – 26
Начни делать добро – 28
Друг познается в беде – 30
Во-первых, во-вторых и в-третьих – 32
Любовь возвышает – 33
Твори дела любви – 33
Старцы о добре и зле – 34
Оружие против зла – 36
Может ли творить добро то, что не существует? – 37
Истинная любовь все снесет – 38
Из жизни преподобного Варлаама Хутынского – 39
Нужно прощать друг друга – 40
Старцы о любви – 42
Есть ли границы у любви? – 43
Кому открываются двери любви – 44
Добро непобедимо – 45
В чем состоит любовь к Богу? – 46
Из жизни старца Силуана Афонского – 47
Слово о любви – 48
Вера, надежда и любовь – 49
Любовь с состраданием – 50
О сострадании святого Афанасия Афонского – 53
Сострадай ошибающемуся – 54
Пусть поступают так, как поступаешь ты – 55
Притворное сострадание – 57
Господь не требует многого – 58
Мудрость преподобного Антония Великого – 59
Старцы о милосердии и сострадании – 60

ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ ПРЕОДОЛЕВАЙ СО СМИРЕНИЕМ – 61
Лишения — для блага человека – 63
Слава Богу за все — и за скорбь, и за радость – 66
Жить трудно, но жить надо! – 68
Живи просто! – 69
Отчаяние — тяжкий грех – 69
Где искать утешения? – 70
Если гнетет печаль – 72
Смиренной душе Господь дает мир – 73
Думай о главном! – 74
Печаль от гордости – 75
Не бойтесь будущего – 78
Старцы о скорбях и искушениях – 80
Получишь от Бога оплеуху! – 82
Бог смиренным дает благодать – 83
Смирение — наш учитель – 85
Радость и печаль – 86
Экзамен в иную жизнь – 87
Человек способен меняться каждую минуту – 88
Не будь рабом обстоятельств – 90
Господь дает испытания по силам – 91
При спокойной жизни невозможно обрести смирение – 92
С Божией помощью и скорби легче переносить – 95
Молитва преподобного Нектария Оптинского – 96
Доверься Богу – 97
Почему жизнь трудна? – 98
Молитва преподобного Антония Оптинского о начале всякого дела – 99
Молитва по окончании дела – 100

ДОБРОДЕТЕЛИ И СТРАСТИ – 101
«Старайтесь иметь мир со всеми и святость» – 103
«Его проглотило кресло» – 105
Старцы о добродетелях и страстях – 108
Не осуждай! – 110
Тело должно покориться душе, душа — уму – 111
Гордых Сам Бог исцеляет – 112
Совет старца Оптиной пустыни – 114
Любовь и смирение – 115
Поверяй себя каждый день – 116
Печаль отравляет душу – 117
Врач, посланный от Бога – 118
Покаяние всемогуще! – 120
Зависть точит душу как червь – 123
Человек подотчетен только Господу – 124
Три страсти – 127
Из жизни старца Моисея – 128
Терпением мы заслуживаем награду от Бога – 129
Отчего происходит гнев? – 130

БОЛЕЗНЬ — ЛЕКАРСТВО ОТ ГРЕХОВ – 131
Твоя болезнь не к печали, а к радости – 133
Болезни грехи очищают – 135
Не греши, и болезней не будет – 138
Грешен каждый человек – 139
Камень и песок – 140
Старцы о болезнях – 142
Пост — хороший учитель – 144
Из жизни преподобного Амвросия Оптинского – 145
Записывай свои грехи – 146
Не потворствуй душевным болезням – 148
Из воспоминаний о старце Исаакии (Бобракове) – 150
Лекарство от грехов – 151
Притча о грехах – 152
Пост напоказ – 154
«Ты зол, а Я благ» – 156

ГДЕ СОКРОВИЩЕ ВАШЕ, ТАМ БУДЕТ И СЕРДЦЕ ВАШЕ – 157
Богу или маммоне? – 159
«Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» – 163
Нет богатства без Бога – 164
Богатство материальное и духовное – 165
Храни богатство в сокровищнице у Бога – 168
Сребролюбие — недоверие к Богу – 169
Без Бога нет спасения – 169
Пользуйся деньгами правильно – 170
Нам самим мало! – 172
Старцы о богатстве – 174
Притча о скупости – 176
Бедности не стыдись – 177
Милостыня богатых и бедных – 178
Как победить скупость? – 179
Сребролюбие — корень всех зол – 180
Все беды — из-за любви к деньгам – 181
Милостыня — царица добродетелей – 182
Милостыня и долги – 184
Милостыня должна быть осмотрительной – 186
Творите милостыню по силам своим – 187
Старцы о милостыне – 188
Великая сила милостыни – 190
Об украденном не жалей – 192
Милость, оказанная душе, больше милости, оказанной телу – 193

УСПЕХ В ДЕЛАХ И ПОМОЩЬ БОЖИЯ – 195
Молись об успехе каждого дела – 197
Согласуй дела с волей Божией – 199
Бог видит наши нужды и помогает нам – 200
Цель жизни — в стяжании Духа Святого – 203
Ленивец — это вор, крадущий труд других – 204
Из жизни преподобного Амвросия Оптинского – 205
Лопата на чаше весов – 206
Успех приходит не сразу – 207
Просите, и дастся – 208
По труду и награда – 211
Знания и опыт – 212
Трудись! – 213
Старцы о счастье и успехе в делах – 214
Смирение в счастье и в несчастье – 215
Счастье — чистое сердце – 216
Правила счастья – 217
Для чего Бог попускает несчастья? – 218
Пусть сердце будет благодарным – 219
Благодарность и неблагодарность – 220
Молитва последних Оптинских старцев – 221

Прозорливые старцы России В настоящее время в Санкт Петербурге служит «духовный брат» Николая Гурьянова митрофорный протоиерей Иоанн Миронов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» на территории завода АТИ. В Пскове в Снетогорском монастыре служит старец отец Гермоген (Муртазов). В Заяньи в Никольской обители игуменом служит «духовное чадо» Николая Гурьянова — прозорливый отец Роман (Загребнев). Он, как и ранее Николай Гурьянов, находится в положении гонимого властью за свои откровенные пророчества. Однако, если вам удастся с ним встретиться, вы, вероятно, сможете поговорить с ним наедине. Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. 1919) братский духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, духовник патриархов Пимена и Алексия II Архимандрит Наум — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Принимает ежедневно, кроме воскресения. Отец Герман (Чесноков) — Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Занимается отчиткой бесов. Обладает даром прозорливости. Скачать видео чина отчитки отцом Германом. Отец Власий, прозорливый — Калужская обл., г. Боровск, Пафнутьев-Боровский монастырь. Время от времени исповедует. Лучше приезжать на несколько дней. Отец Пётр, прозорливый, духовник — Лукино, Нижегородская область. Лучше приезжать на несколько дней. Архимандрит Дионисий — Москва, храм св. Николая Чудотворца в Покровском (Бакунинская, 100). Обладает редкой силой молитвы и даром пастырства. Отец схиархимандрит Илий — Теперь живет в Переделкино являясь духовником патриарха Кирилла, почти не принимает. Отец Иероним — Алатырь, Чувашия, Успенский монастырь. Отец Илларион — Ключевская пустынь, Мордовия, пос. Тургенево. Попасть на исповедь относительно легко. Архимандрит Амвросий (Юрасов) — Иваново, Свято-Введенский женский монастырь. Схиархимандрит Иоанн — Иоанновский мужской монастырь под Саранском. Проводит отчитку. Отец Николай — настоятель Покрово-Эннатского монастыря в Башкирии. Архимандрит Адриан (Кирсанов) — Псково-Печерский монастырь, Псковская область. Почти не принимает… Протоиерей Валериан (Кречетов) — Покровская церковь, с. Акулово Одинцовского района. Духовник многих московских священнослужителей. Владыка Алипий — Украина, Донецкая обл., г. Красный Лиман. Отец Серафим — Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, Святогорская лавра Архимандрит Митрофан, Жировицкая лавра, Белоруссия (г. Слоним Гродненской обл.). Почти не принимает. Надо приезжать на несколько дней. Несколько прозорливых монахов есть в Почаевской лавре на Западной Украине (г. Почаев, Тернопольская обл.). Там нетрудно без записи и ожидания можно побеседовать со старцами.

Фрагмент фото Александры Анисимовой

В последнее время в редакцию «Фомы» все чаще приходят письма с вопросами о старчестве и духовничестве. Вот типичные их примеры:

«Здравствуйте! Есть ли прозорливые старцы в наше время? Мне нужна помощь!»

«Я год встречался с девушкой, которую очень люблю, а расстались потому, что мама против нее категорически, даже к старцу ходила, и он сказал: пускай подумает хорошо, надо ли ему это… А как это понять? Вот мои родные и сказали — расставаться. Мне очень трудно и больно без нее, не могу места найти. Что делать?»

«Почему воля Божья, которая была открыта прозорливому старцу (у меня был вопрос медицинского характера), то, что предсказывает старец, когда-то происходит, А КОГДА-ТО — НЕТ?.. Я причащаюсь раз в две недели, смертными грехами не грешу. Что еще можно предпринять? Мне очень надо, чтобы то, что сказал старец, произошло».

«Можно ли искать утешения у людей или у старцев в монастыре, или еще где в том случае, когда сердце не может успокоиться, доходит до отчаяния и нет желания жить? При этом духовнику сказать о своем состоянии и его причине не могу — боюсь, что не найду понимания».

«Крестной моего сына — его бабушке — недавно приснилось, что она спросила: «Сколько осталось жить этому чаду?”, и ей ответили: «10 лет”. Теперь я очень переживаю. Стоит ли мне обратиться к прозорливому старцу?»

В поисках духовного руководства люди часто совершают ошибки, с последствиями которых потом приходится долго и не всегда успешно бороться.

Помочь им разобраться прежде всего в себе самих и предостеречь от подстерегающих на этим пути опасностей мы попросили настоятеля московского храма святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева.

— Отец Владимир, читатели «Фомы» все чаще спрашивают, есть ли еще на свете прозорливые старцы.

— Я думаю, такие люди были всегда. Вот, скажем, архимандрит Кирилл (Павлов) был замечательным старцем, у которого можно было узнать волю Божию, который мог подсказать, как надо поступать, как правильно думать. Но не каждый духовник, не каждый священник обладает таким благодатным даром.

— Но наши читатели пишут, что, последовав какому-то совету человека, который казался им прозорливым, они совершили какие-то ошибки, а потом не могут их исправить и впадают в отчаяние.

— В духовной жизни нужна осторожность. Это все знают, духовники всегда об этом предупреждали. Если человек, принимая важное решение, понимает, что он может ошибиться и ошибка эта может стать для него роковой, он, естественно, будет искать правильный ответ. И будет надеяться узнать, как говорят, волю Божию. Этим и объясняется желание найти прозорливого старца.

Но нельзя так легко полагаться на то, что о каком-то человеке идет слава как о прозорливом. Бывают действительно святые люди, обладающие таким даром. Я знал такого человека — ему было открыто все о человеке даже на расстоянии. Но это очень редкие случаи, в нашей современной жизни в особенности. И конечно, как говорится, у человека на лбу не написано, что он прозорливый. Более того, духовники зачастую сами предупреждают, чтобы их так не воспринимали. Поэтому тут нужна разумная осторожность.

Старец архимандрит Кирилл Павлов

— И все-таки часто люди ищут не столько духовного совета, сколько именно пророчества, какого-то чудесного откровения. Они мечтают найти «синтетического» духовника, с которым можно постоянно обсуждать все житейские мелочи и одновременно получать через него судьбоносные пророчества. А потом жалуются, что последовали советам священника, к примеру, обвенчались, а брак распался.

— Говорить от лица Бога могут не все. Поэтому священник, зная, что у него нет такого дара, должен быть осторожней и не давать категорических указаний. Но все-таки в таких случаях ответственность ложится на самих вступающих в брак. Хотя если и жених, и невеста духовно окормляются у этого священника много лет, и он их очень хорошо знает, он может им что-то утвердительно посоветовать — безо всякого откровения свыше, просто по опыту. Но это бывает не так часто. По большей же части священнику приходится советовать, исходя из общих соображений, руководствуясь какими-то общими церковными правилами, — но принимать на себя ответственность священник может не всегда. По большей части ответственность за принятые решения все же должна лежать на самом вопрошающем.

Алгоритм поиска духовника

— А что делать человеку, который уже из-за своей ошибки или ошибки священника, давшего ему неправильный совет, впал в уныние или даже отчаяние, не в силах выполнить то, что на него возложено?

— Ему нужно найти хорошего, опытного духовника. Это святых прозорливых старцев найти трудно, а духовники такие есть, можно найти.

— И есть какой-то алгоритм такого поиска?

— Есть. Я уже достаточно стар, родился еще до войны и большую часть жизни прожил при советской власти. Действующих храмов и священников было мало, если возникали вопросы, спросить было не у кого. И я молился, постоянно, каждый день: «Господи, пошли мне такого духовника или старца, который мне говорил бы Твою волю, чтобы я знал, как надо поступать». Эта молитва стала для меня привычной, я молился так много лет. И сам не заметил, как Господь буквально исполнил мою просьбу — послал мне и духовника, и старца. Они были в близком общении. Духовник постоянно исповедовал меня, руководил моей жизнью. Но, когда было необходимо принять какое-то решение в трудном вопросе, не терпящем отлагательства, я обращался к старцу, и он отвечал: на такое-то дело есть воля Божия, а на такое-то нет воли Божией. Его слова всегда исполнялись. Когда я стал священником, я часто спрашивал его о проблемах своих духовных чад, и он давал нужные ответы, хотя я мог только спросить, а рассказывать подробно об обстоятельствах не было возможности. Но прозорливость старца была столь поразительна, что он отвечал на письма, еще не получив их. Так я спрашивал его 20 лет. Поэтому я уверен, что человеку, который искренне и с верой просит, Бог обязательно поможет найти духовника. Нужно очень хотеть и молиться. Это можно вымолить у Бога.

— А ошибок не было?

— Я ни одной ошибки старца не знаю. Зато знаю целый ряд случаев, когда его не слушались, и это приводило к трагедии.

Осторожно, младостарцы!

— Духовное руководство подразумевает какой-то длительный процесс, а люди ждут быстрых ответов и хотят быстрых действий. По принципу: сказали — сделал.

— Да, так бывает. Но священники разные бывают.

Есть младостарцы, которые выдают себя за старцев, не будучи ими. Им очень хочется, чтобы люди к ним обращались, и они начинают говорить: ты женись, ты не женись — не имея для этого никаких оснований, не имея такого дара. Это, конечно, тяжелый случай, опасный. Нужно быть очень осторожным, и когда священник начинает так легко решать судьбоносные вопросы, нужно еще очень подумать, стоит ли к нему самому ходить.

— Но, когда человек ищет духовного руководителя, он часто начинает метаться от одного духовника к другому и сам себя запутывает их порой противоречивыми указаниями.

— Поэтому опытные священники всегда и говорили, что не надо так делать. Не надо никуда метаться, нужно молиться. И тогда Господь все устроит и все даст.

— И все-таки, где искать духовного руководителя? На приходе? В монастырях?

— Нужно прежде всего молиться. И не стоит возлагать особые надежды на монастыри. Конечно, в монастырях бывают опытные духовники, но к ним очень трудно попасть. А исповедуют там порой не очень-то опытные монахи, которые не только духовного, но и житейского опыта не имеют. Они рано приняли монашество, семейной жизнью не жили, поэтому часто говорят неправильные вещи. Если, конечно, там есть какой-то замечательный старец, к которому вы хотите попасть, это другое дело. Но среди пожилых приходских священников можно найти такого духовника, к которому можно будет постоянно обращаться за руководством.

— А что делать человеку, если он по ошибке принял обычный совет за изреченную волю Божию?

— Это очень похоже на медицинский случай: когда человек попал к не очень умелому хирургу и тот сделал ему операцию — неумело, неудачно, неправильно, — и теперь он болеет. Что ему делать? Нужно найти более опытного, искусного врача, возможно, сделать другую операцию, а может, полечиться каким-то другим способом. Больше ничего не придумаешь. Так и здесь. Нужно искать хорошего духовника. Не обязательно прозорливого старца. Просто опытного духовного священника.

— Может, люди просто пытаются найти человека, который произнесет от лица Бога то, что они хотят услышать?

— Так тоже бывает. И если такие люди слышат не то, что им хочется, они говорят, что это не истина, и бегут дальше до тех пор, пока не найдут того, кто скажет им то, чего они ждут.

— Но от этого их как-то можно предостеречь?

— Предостеречь-то можно, но они не слушают. Очень трудно вылечить человека, который уже во власти своих страстей. От таких вещей жизнь лечит.

Как узнать волю Божию?

— А как долго человек нуждается в постоянном бдительном надзоре духовника? Всю жизнь? Или наступает какой-то момент, когда его духовное становление в основном завершено, и он в состоянии сам брать на себя ответственность за свои решения и поступки, не выверяя каждый свой шаг с помощью духовника?

— «Аттестата духовной зрелости», конечно, никто не выдает. Но существует Промысл Божий о человеке, и Господь устраивает все так, как человеку лучше, полезнее для спасения. Обычно духовник бывает старше своих духовных чад и уходит раньше, а найти другого духовника удается не сразу. У человека уже и возраст другой, и потребности другие, и он уже многому научился. Но исповедоваться ему у кого-то надо, и, если есть возможность, лучше это делать у священника, который может дать духовный совет. В любом возрасте хорошо иметь священника, с которым можно посоветоваться, что-то обсудить.

— Некоторые высказывают такую точку зрения, что стремление обязательно найти человека, которого можно внутренне назвать именно духовным отцом и который будет со властью говорить тебе: делай то, или делай это, продиктовано не столько духовным поиском, сколько психологической травмой от отсутствия отцовского воспитания в детстве.

— Так тоже бывает. Но я не думаю, что это главное объяснение проблемы. Есть разница между духовным отцом и просто духовником. У апостола Павла есть такие слова: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:14–15). Отец — этот тот, кто родил. И отцов много быть не может. А духовники могут меняться. Духовник — это тот, у которого ты регулярно исповедуешься, с кем советуешься, кто тебе помогает духовно. И лучше, чтобы это был духовный, опытный священник — не обязательно прозорливый, просто опытный. Который может подсказать то, чего сам в себе не видишь. Но иметь духовного отца — это, конечно, особый дар Божий.

Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин

— А без помощи духовного авторитета человек сам может почувствовать, понять волю Божию?

— Знаете, я однажды вот так же спросил своего старца о воле Божией. А он мне ответил: воля Божия — это не просфора, которую можно съесть; и не яблоко, которое можно сорвать и положить в карман; чтобы человеку открывалась воля Божия, нужно жить благодатной жизнью, освободиться от действия греховных страстей. Когда человек молится и живет с Богом, тогда воля Божия начинает открываться сердцу человека, и он чувствует, как надо поступить.

Бывает, конечно, иначе. Бывает, что не у кого спросить. Но человек молится и очень хочет поступить по воле Божией, а не по-своему. А для этого нужно отречься от своей воли и просить у Бога: «Господи, хочу не по-своему поступить, а как Тебе угодно». Тогда человек, по крайне мере, готов к вразумлению, и Господь часто в каких-то житейских обстоятельствах являет свою волю.

Когда я в свое время хотел переменить специальность, мне не советовали этого делать. Но мне очень хотелось. И в тоже время я хотел поступить по воле Божией, если Господь мне ее укажет. Как-то приехал к духовнику, а он объяснял мне, что не нужно искать новую специальность, но потом, поняв, что я не готов слушаться, говорит: «Ну ладно, делай, как хочешь». Я пошел поступать в другой вуз, устраиваться на другую работу, и… у меня ничего не получалось. Везде мне отказывали. Я уже не знал, куда идти. А потом мне предложили место в аспирантуре по моей специальности. Я испугался, говорю: «Да я не готов». А они: «Берем без экзамена». И я понял, что это — воля Божия.

— Но от того момента, когда человек узнает волю Божию, до того, как он понимает ее смысл, иногда проходят годы. Как вытерпеть эту паузу, когда ты, преодолевая себя, вроде бы эту волю исполняешь, а в твоей жизни ничего к лучшему не меняется?

— Ну, это вопрос веры. Если вы хорошо знаете своего духовника, и он вас знает, вы увидите, что через него вам возвещается воля Божия в ответ на вашу молитву, чтобы Господь через духовника вам ее открыл. По вере вашей будет вам, как сказано в Евангелии. Это таинственная жизнь души. Ее нельзя разложить по полочкам, тут нет никаких «дорожных карт» и простых рецептов, нельзя поставить градусник, чтобы «на 100 процентов» узнать волю Божию.

Самое главное, что требуется от человека, — это чистая жизнь и молитва с верой и любовью. Тогда Господь, я в этом убежден, обязательно даст то, что нужно человеку для спасения. Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти” (1 Тим 2: 4). Поэтому, когда человек всерьез, по-настоящему просит и верит, Господь обязательно пошлет и духовника, и старца, если действительно это нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *