Стихи Агния барто про деда мороза

В защиту Деда-Мороза

Мой брат (меня он перерос)
Доводит всех до слез,
Он мне сказал, что Дед-Мороз
Совсем не Дед-Мороз!

С большим серебряным
Мешком
Стоит
Осыпанный снежком,
В пушистой шапке
Дед,
А старший брат
Твердит тайком:

— Да это наш сосед!
Как ты не видишь: нос похож!
И руки, и спина! —

Я отвечаю: — Ну и что ж!
А ты на бабушку похож,
Но ты же не она!

В мороз

Мороз сегодня лютый
И ветер ледяной.
Подростки почему-то
Одеты как весной.

Бежит мальчишка в батнике
И в куртке налегке,
Согнулся, как горбатенький,
На снежном сквозняке.

Старушка шепчет:
— Боже мой,
Озябнет молодежь! —
Ей говорят прохожие:
— От жизни отстаешь!

Мальчишка не простудится,
Не бойся,
Будет в целости:
В мороз
Дрожать на улице
Сегодня —
Признак зрелости.

***

Весь каток в огоньках,
Весь каток,
Сколько ног на коньках,
Сколько ног!

Все твердят: — Чудный лед!
Чудный лед! —
А тебе не везет!
Не везет!

Ух! Не везет:
Бух! И на лед!

Лучше скинь коньки,
Косолапенький!

***

Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.

Вот как-то раз
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.

Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат —

Обманули волка.
Дело было в январе, —
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.

Елка

Купили мне матроску,
И папа мне сказал:
— Сегодня мы на елку
Пойдем в огромный зал.

Я был в матроске новой
Похож на моряка.
В огромном зале елка
Почти до потолка.

Серебряные рыбки,
Блестящи и легки,
Качаются на ветках,
Расправив плавники.

Внизу под этой елкой
Сидел большой медведь,
Мне все на этой елке
Хотелось разглядеть.

Тетя незнакомая
Ко мне подходит вдруг,
Кричит веселым голосом:
— Ребята, встаньте в круг!

Сейчас наденем маски!
Сейчас начнутся пляски!

Я плясал и прыгал
С ребятами в кругу!
Потом сказал ребятам:
— Я к елке побегу!

Пойду рукой потрогаю
Блестящего жука! —
А тетя незнакомая
Кричит издалека:

— Теперь снимайте маски,
Теперь кончайте пляски!
Сюда приехал сказочник,
Он нам расскажет сказки! —

Сказка длинная была,
Про то, как жил козленок,
Как он по полю гулял,
По траве зеленой,

Как потом его в лесу
Забодали волки.
Я стоял так далеко,
Что не видел елки.

Я только на верхушке
Увидел полхлопушки!
— Теперь,- сказала тетя,-
Идем скорей к Петрушке.

А мне на эту елку
Хотелось поглядеть.
Внизу под этой елкой
Сидел большой медведь.

— Теперь,- сказала тетя,-
Мы будем песни петь.-
Мы пели «Волга-Волга…»
Мы пели долго, долго…

Потом мне дали яблоко
И желтый леденец.
Потом сказала тетя,
Что празднику конец.

Я в большой передней
Долго одевался,
А потом обратно
В коридор пробрался

И оттуда в щелочку
Рассмотрел всю елочку.

***

За цветами в зимний лес
Никому не верится:
Чудо из чудес —
За цветами девица
Ходит в зимний лес.

Он стоит не в зелени,
Как в июльский зной,
Он, снежком побеленный,
Блещет белизной.

Но смеется девица:
— Если вам не верится,
Показать могу
Яркий кустик вереска
Прямо на снегу.

Летом он не ценится, —
Скромное растеньице.

Но зато как весело
Увидать самой
Огонечки вереска
На снегу зимой!

Зимний сон

Мне ночью снились горы…
Высокая гора,
Та самая,
С которой
Катались мы вчера.

Мы до деревни ближней
Неслись по целине,
И ночью снег
И лыжни,
Блестящий снег
И лыжни
Всё время снились мне.

Каникулы

Урок меня не спрашивай,
Не спрашивай, не спрашивай,
Урок меня не спрашивай,-
На отдыхе отряд,
На елке разукрашенной
Фонарики горят.

Повеселятся школьники
В свободные деньки.
Мы — за город, в Сокольники,
На лыжи, на коньки.

Провалишься до пояса,
До пояса, до пояса,
Провалишься до пояса,
Останешься в снегу,
А я на лыжах по лесу
До Северного полюса
Как хочешь пробегу!

Урок меня не спрашивай,
Не спрашивай, не спрашивай,
Урок меня не спрашивай,-
На отдыхе отряд,
На елке разукрашенной
Фонарики горят.

А все тетрадки
Спрятаны,
Пускай пока
Поспят они.

На зимнем сборе

Однажды в студеную
Зимнюю пору…
Отряд пионеров
Готовился к сбору.

А сбор был назначен
Не в школе,
А в поле,
Где кружится ветер,
Гуляет на воле.

Взяли ребята
Лопаты и санки,
Шубы надели
И шапки-ушанки.

Не страшен ребятам
Ни ветер, ни холод:
Значок ГТО
К полушубку приколот.

Прохожий кричит им:
— Ребята, здорово!
Катаетесь с горки?
Привет, детвора!

— Привет! —
Отвечает вожатый
Сурово.-
Не для катанья
Нужна нам гора.

Строим заставы,
Чтоб ветер-бродяга
Снег не раскидывал.
Снег я это влага.

Влага под землю
Весной просочится —
Выше поднимется
В поле пшеница.

К вечеру снова
Мы ждем снегопада.
Выпадет снег —
Задержать его надо!

Звенья работают,
Заняты делом.
Встала стена
На фундаменте белом.

Белые гребни
Встают друг за другом,
Путь преграждая
Метелям и вьюгам.

— Слушайте!-
Крикнул прохожий ребятам.
В каком же вы классе,
Товарищи,
— В пятом…

Новая снегурочка

В школе готовятся
К праздничной елке:
Красные Шапочки,
Серые волки.

Маленький Алик
Стучится к соседям:
— Слышали новость?
Я выбран медведем!

В классах идут
Разговоры и толки:
— Кто же Снегурочкой
Будет на елке?

И наконец-то
На праздничном сборе
Пляшет Снегурочка
В белом уборе.

— Как, Снегурочка, дела?
Почему ты так смугла?
— А она,- кричат ребята,-
В жаркой Индии жила!
И ни снега и ни льда
Не видала никогда!
А теперь в Москве у нас
Поступила в первый класс.

Ой, а в Индии слоны
Вот такой вышины!

Шире круг, шире круг!
Елка в ярких бусах…
У Шомиты сто подруг,
Синеглазых, русых.

Первоклассник Дед Мороз
Подбежал к Снегурке:
— У меня к тебе вопрос:
Ты играешь в жмурки?-

Ну-ка в пляс,
Первый класс,
Круг, ребята, шире!
Елка блещет, и горит,
И о дружбе говорит
И о мире.

***

Рукавички я забыла
На бульваре — снежный бой.
Здесь и я, само собой!

Ой, что было!
Ой, что было!
Столько было хохота!

Рукавички я забыла,
Вот что было плохо-то!

Попросила я у Лели
Запасные варежки,
Говорит: — Смеетесь, что ли,
Надо мной товарищи?
Берегу их три недели,
Чтоб другие их надели?!

Снежный бой! Снежный бой!
Здесь и я, само собой!
Все в атаку! Напролом!
Из снежков метелица…

Хорошо, когда теплом
Кто-нибудь поделится.

***

Сегодня метель
Ненастная погодка!
Метет по всей земле.
Предсказывала сводка
Метели в феврале.

Ревет и злится ветер.
Со стен плакаты рвет.
Седой разведчик Петя
Выходит из ворот.

Он в теплой куртке синей,
В ушанке со звездой.
Ушанка в белом инее —
Он партизан седой.

Метель в сугробах кружит,
В снегу идешь с трудом.
Разведчик обнаружит
В саду высокий дом.

В саду пустом и голом,
Где все занесено,
Найти он должен школу —
Сто пятую МОНО.

Разведчику седому
Сегодня дан приказ:
В метель пробраться к дому,
Войти с портфелем в класс.

Снегурочка

Кружатся пары
Под музыку вальса,
Нарядная елка
Сияет в углу.
Ты сегодня отмыла
Чернила на пальцах,
Ты сегодня Снегурка
На школьном балу.

Отложены книжки,
Закрыты тетради,
В районном дворце
Начинается бал.

Ты сегодня Снегурочка
В белом наряде,
Твой школьный учитель
Тебя не узнал.

Сверкают на елке
Блестящие кони,
Кораблик плывет
По зеленой реке…

— Нет лучшей Снегурочки
В нашем районе! —
Тебя уверяет
Маркиз в парике.

Он в маске бумажной,
В серебряной куртке,
С тебя он не сводит
Сияющих глаз.
И, как полагается
Каждой Снегурке,
Ты тоже от счастья
Растаешь сейчас.

Андрюши елка

Елку новогоднюю
Дедушка принес.
(Он был просто дедушка,
А не Дед Мороз.)

Нужно выбрать место,
Где поставить елку,
Нужно сдвинуть кресло,
Переставить полку.

Елка слишком высока —
Достает до потолка.

Это для Андрюши
Украшают елку.
Дедушка повесил
Золотую пчелку.

Нет,- сказала мама, —
Тут повесим стадо.
Я же лучше знаю,
Что ребенку надо.

— Ой!якричит соседка
Галя, комсомолка.-
Ни одной хлопушки!
Разве это елка?!-

Мама от волненья
Встала на рассвете —
Бабочку забыли
В золотом пакете!

На руках у мамы
Перед яркой елкой
Маленький Андрюша,
Мальчик с белой челкой.

Вот бегут соседки,
Мамины подружки.
— Погляди на елку! —
Все кричат Андрюшке.

В комнате веселье,
Там полно народа.
Он один спокоен:
Мальчику полгода!

Но зато в восторге
Галя-комсомолка:
— Начинаем танцы!
У Андрюши — елка.

***

Что случилось на каникулах
Москва-река в фонариках,
В огнях Охотный ряд,
Елки новогодние
По всей Москве горят.

Со звездами, с хлопушками
Стоят они везде.
Сегодня площадь Пушкина
В серебряном дожде.

Мы решили твердо
Все елки обойти.
Еще один мальчишка
Прибавился в пути:
Он за нами увязался,
Чьим-то братом оказался.

Этот чей-то младший брат —
Его зовут Николка —
Кричит, что он пойдет назад,
Что здесь плохая елка.

Что он замерз на улице,
Мальчишка стал кричать.
Что, если он простудится,
Мы будем отвечать.

Люди смотрят на звезду,
Любуются на елку,
А я на праздник не иду,
Веду домой Николку.

Оказалось, он живет
У Кропоткинских ворот.
Он меня совсем замучил,
Он свой дом не узнает.

Мы подходим прямо к дому
Не находит он двора,
Говорит, что по-другому
Садик выглядел вчера.

Тут девчонка с челкой
Выходит из дверей.
Бросается к Николке,
Зовет: -Иди скорей!

Выходит вся его родня,
И все напали на меня,
Что я увел Николку,
Что это я средь бела дня
Тащу детей на елку!

Что он замерз на улице,
Все начали кричать.
Что, если он простудится,
Я буду отвечать.

Я ВЫРОСЛА
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
***
БЛИНЧИКИ
Всюду Павлику почет:
Павлик блинчики печет.
Он провел беседу в школе —
Говорил, открыв тетрадь,
Сколько соды, сколько соли,
Сколько масла нужно брать.
Доказал, что вместо масла
Можно брать и маргарин.
Решено единогласно:
Он прекрасно говорил.
Кто сказал такую речь,
Сможет блинчиков напечь!
Но, товарищи, спешите —
Нужно дом спасать скорей!
Где у вас огнетушитель?
Дым валит из-под дверей!
А соседи говорят:
— Это блинчики горят!
Ох, когда дошло до дела,
Осрамился наш герой —
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!
Говорить нетрудно речь,
Трудно блинчиков напечь!
***
БОЛТУНЬЯ
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
«Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок».
Ну, я выбрала по фото…
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате…
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано —
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А я говорю: «У меня нагрузки
По-немецки и по-русски».
А он говорит: «Иди сюда,
Я тебе ирису дам».
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
***
ВОТ ТАК ЗАЩИТНИК!
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
***
СОНЕЧКА
Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась!—
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит…
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
***
ЛЮБОЧКА
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае —
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись,— вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя необязательно
Они зовутся Любами.
***
КАТЯ
Мы целое утро
Возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
— Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?
А Катя сказала:
— Я жду урожая.
***
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
Каждый может догадаться —
Антонина влюблена!
Ну и что ж! Ей скоро двадцать,
А на улице весна!
Только звякнет телефон,
Тоня шепчет: — Это он!
Стала ласковой и кроткой,
Ходит легкою походкой,
По утрам поет, как птица…
Вдруг и младшая сестрица
Просыпается чуть свет,
Говорит:- Пора влюбиться!
Мне почти тринадцать лет.
И Наташа на уроке
Оглядела всех ребят:
«Юрка? Слишком толстощекий!
Петя ростом маловат!
Вот Алеша славный малый!
Я влюблюсь в него, пожалуй».
Повторяет класс по карте,
Где Иртыш, где Енисей,
А влюбленная на парте
Нежно шепчет:- Алексей!
Алик смотрит огорченно:
«Что ей нужно от меня?»
Всем известно, что девчонок
Он боится как огня,
Он понять ее не в силах!
То она глаза скосила,
То резинку попросила,
То она вздыхает тяжко,
То зачем-то промокашку
Подает ему любя.
Алик вышел из себя!
Поступил он с ней жестоко
Отлупил после урока.
Так вот с первого свиданья
Начинаются страданья.
***
ПОМОЩНИЦА
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
***
ГУСИ-ЛЕБЕДИ
Малыши среди двора
Хоровод водили.
В гуси-лебеди игра,
Серый волк — Василий.
— Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
— Почему ты нас не ешь?—
Говорит Маруся.
— Раз ты волк, так ты не трусь!
Закричал на волка гусь.—
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:— Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
***
ИГРА В СТАДО
Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали и мычали,
По-собачьи лаяли,
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны.
А она сказала строго:
— Что за шум такой у вас?
Я детей видала много —
Таких я вижу в первый раз.
Мы сказали ей в ответ:
— Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы —
Мы собаки и коровы.
И всегда собаки лают,
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.
А она в ответ: — Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда — пастух.
Я прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Анализ стихотворения «Как хорошо уметь читать» Берестова

«Как хорошо уметь читать» Валентина Дмитриевича Берестова – стихотворение, прочно прописавшееся в букварях и азбуках для детей нескольких поколений.

Стихотворение написано примерно в середине 1960-х годов. Поэту исполнилось 38 лет, уже около десяти лет он пишет стихи для детей, получил напутствие и ценные уроки от самого К. Чуковского, дружит с семейством Б. Заходера. В жанровом отношении – гимн чтению и себе как читателю, рифмовка парная и сплошная, деления на строки нет. Россыпь глагольных рифм, большинство из них, кстати, закрытые. Лирический герой, скорей всего, мальчишка. Как говаривал еще народ в своих пословицах, а затем и А. Пушкин – сладок плод ученья! Умение читать сродни волшебству: сквозь ряды букв возникают образы и захватывающие миры. Мимоходом поэт рисует образ дружной семьи: здесь и мама, и бабушка, и сестра. Еще недавно герой не умел читать – и был таким приставучим! Маме приходилось выкраивать минутку, чтобы прочитать продолжение полюбившейся истории. Бабушку и вовсе требовалось хорошенько встряхнуть, чтобы она отложила вязанье, надела очки и взялась за книгу с картинками. Сестру можно было уломать, только если долго канючить: «прочитай еще страницу!» А впрочем, читает она так себе, без выражения и, как назло, торопится. Ей чтение уже не кажется чудесным даром. А когда они откладывали книжку, оставалось лишь разглядывать картинки и пытаться разгадать секрет букв. И, конечно, завистливо обозревать книжные сокровища домашней библиотеки. Судя по всему, герой уже вполне готов к школе или уже начал ходить в нее. Естественность, непосредственность этих строк позволяет запомнить стихотворение едва ли не с первого раза. Лексика просторечная, живая, интонация восхищенная. Несколько восклицаний, прямая речь, россыпь лексических повторов, анафора, усиленная энергичным отрицанием (не надо). Междометие: ну. Эпитетов в стихотворении нет, впрочем, как и большинства средств художественной выразительности. Еще со времен К. Чуковского считается, что для детской поэзии они уместны только в малых пропорциях. Парентеза (вводное словечко): пожалуйста. Чуть архаичное «сестрица» вполне гармонирует с кругом детского чтения, языком народной сказки. Яркие приставочные глаголы, жизнерадостный ритм.

В стихах «Как хорошо уметь читать» В. Берестова – детский взгляд на мир, образец чистой радости от обретения еще одного инструмента его познания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *