Стоглавый собор

В прошлом церковь играла огромную роль в жизни общества. Неудивительно поэтому, что возник вопрос, как упорядочить сосуществование духовных и светских норм и законов, а также обеспечить их эффективное правоприменение в условиях укрепления централизованного государства — а именно такой стала Россия в XVI столетии.

И проблему в известной мере удалось решить. Это явилось следствием созыва и деятельности Стоглавого собора, который проходил в Москве в 1551 году.

Что такое Стоглавый собор

Мероприятие представляло собой второй по счету Земский собор в русской истории. Так назывался государственный орган сословно-представительной монархии, существовавшей в России в XVI-XVII веках.

Всего с 1549 по 1684 год такие соборы созывались от 45 до 60 раз.

Однако точное их количество установить не удается из-за малого числа источников и письменных памятников начального периода. На них рассматривались преимущественно вопросы внешней и внутренней политики, правила сбора налогов и прочие законодательные акты.

История события

Однако созыв данного собора выделяется на этом фоне. Здесь главной темой стало взаимодействие государственного и церковного права, в том числе в имущественной сфере.

Разделить сферы влияния духовной и государственной власти при одновременном укреплении иерархической вертикали обеих в целях усиления и централизации Российского государства — именно это стало общим знаменателем вопросов и решений собора.

Предпосылки и причины проведения

Избавившись в конце XV века от ордынского ига и начав собирание земель вокруг Москвы как столичного города, страна активно укрепляется. Династия Рюриковичей породнилась с византийскими Палеологами, крепнет концепция России как Третьего Рима и последнего суверенного оплота православия. Внук греческой принцессы Иван Грозный принимает царский титул — впервые в русской истории.

Однако на этом фоне становится актуальным и византийский по своей сути вопрос — «симфония» церкви и государства при политическом доминировании последнего. Особенно сильно и остро он проявлялся в имущественных вопросах — монастыри на Руси были в числе крупнейших землевладельцев. Церковное право также нуждалось в доработке и урегулировании, особенно в контексте светских вопросов. Все эти проблемы выносятся на собор.

Собор был созван по инициативе Ивана Грозного и проходил в Москве с февраля по май 1551 года. Впрочем, дата проведения оспаривается. Есть версия, что 23 февраля мероприятие не началось, а уже завершилось, а далее шла лишь подготовка материалов — до мая включительно. Государственные органы представлял сам царь, князья и члены Боярской думы.

Также присутствовали и основные иерархи Русской православной церкви на тот момент:

  1. Макарий, митрополит московский и глава РПЦ.
  2. Акакий, епископ Тверской.
  3. Гурий, епископ Смоленский.
  4. Кассиан, епископ Рязанский и Муромский.
  5. Киприан, епископ Пермский и Вологодский.
  6. Никандр, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский.
  7. Савва, епископ Крутицкий, Сарский и Подонский.
  8. Трифон, епископ Суздальский и Тарусский.
  9. Феодосий, архиепископ Новгородский и Псковский.
  10. Феодосий, епископ Коломенский и Каширский.

Структура собора

Как принято считать, заседание открылось вступительным словом царя, зачитавшего участникам свое послание. В нем самодержец сетовал на непростое детство и каялся в грехах. Далее речь пошла о Судебнике, принятом еще на первом земском соборе 1549 года. Сей документ теперь утверждался окончательно.

Судебник стал одним из важнейших светских нормативно-правовых документов в отечественной истории.

Он содержал 100 статей и отражал следующие изменения в юридической практике:

  • ограничивалась власть на местах;
  • расширялись права представителей служилого сословия;
  • упорядочивание отношений между феодалом и крепостным, права крестьянской общины на самоуправление;
  • «прогрессивная» шкала штрафов — в зависимости от социального положения истца;
  • регламентация правил судебного поединка.

Сборник принятых решений, известный как Стоглав (назван по количеству включенных в него глав), показывает в общих чертах программу и спектр обсуждаемых тем. В целом схема следующая — участники отвечают на вопросы, предложенные царем.

По главам же распределение такое:

Основные положения

Анализ материалов Стоглава показывает, что на соборе были комплексно рассмотрены все основные стороны церковной жизни, а действующее право Русской церкви — собрано воедино и систематизировано.

При этом помимо собственно Писания и священного канона использовался церковный устав князя Владимира, Кормчие книги, более ранние распоряжения иерархов и постановления церковного собора 1503 года.

В целом же положения касались следующих тем:

  • унификация церковных обрядов и богослужения;
  • дисциплина и моральный облик духовенства;
  • работа церковных судов;
  • уклад жизни монастырей;
  • укрепление веры в народе и борьба с остатками язычества.

Решаемые вопросы

В материалах собора — 69 вопросов, заданных царем собравшимся.

Они разбиты на два списка, пронумерованы и могут быть разделены на следующие группы:

  • фискальные вопросы и пополнение государственной казны;
  • управление делами в монастырях;
  • упорядочение богослужения;
  • предрассудки и пережитки языческих верований среди народа.

Сборник решений собора

Соборное, либо царское и святительское уложение — так назван сборник постановлений собора в тексте самого документа. И лишь к концу XVI века утвердилось более известное нам название — Стоглав.

Он собрал и систематизировал не только все нормы церковного права того времени, но и многие светские законы.

Финансовые вопросы

Сбор пошлин перестает быть делом архиерейских чиновников и переносится на низовой уровень. Для этого теперь существует выборная должность поповских старост — помощников местного епископа по хозяйственным, фискальным и надзорным делам. Старосты существовали и ранее, однако с этого момента они избираются повсеместно.

Именно материально-денежный вопрос оказался тем аспектом, где были сокращены льготы религиозных учреждений в наибольшей степени. Так, церкви запретили ростовщичество в денежной и натуральной форме, а также получение земли и недвижимости в дар без царского дозволения. За нарушение вводятся санкции.

Государство начинает преследовать людей, укрывающихся в монастырях от уплаты податей под благовидными предлогами. Таких нарушителей надлежало находить, выдворять обратно, вернуть к работе и несению повинностей согласно их сословной принадлежности.

Нравственность духовенства

Официально признавались нестроения и слабая дисциплина в рядах церковнослужителей. Утверждение должности старост было призвано также улучшить надзор за благочинием и надлежащим отправлением служб. Старостам подчинялись десятские священники в сельской местности, также выборные.

Постановление осуждает бесконтрольное попрошайничество, которым порой оборачивался сбор милостыни монахами. Важным нововведением стало создание так называемых «двойных» монастырей. Отныне монашествующие обоих полов могли проживать в одной обители, но при условии строгого обособления мужчин и женщин, соблюдения устава и хранения целомудрия.

Безнравственность мирян

Внимание уделялось также исправлению нравов, царящих в народных массах. Сохранились свидетельства, что служители церкви писали царю жалобы на все еще сохранявшиеся пережитки языческих культов и дохристианских обычаев. Небрежное отношение к службам, недостаток благоговения среди верующих и даже волхвование на просфорах — все это, согласно тексту уложения, стало обыденностью русской жизни того времени.

Западное влияние привело к известному распространению моды на бритье бород, что явно шло вразрез с предписаниями церкви и древними нормами благочестия. Это было запрещено под угрозой штрафа либо отлучения и почти приравнивалось к «ереси» и «латинству». Принимались меры против колдовства, скоморошества, азартных игр и некоторые других народных увеселений.

Богослужение и религия

Благодаря влиянию митрополита Макария на обсуждение выносились также богослужебные и религиозные вопросы, по которым на тот момент также накопилось немало нестроений.

Поэтому официально утверждаются следующие нормы православных обрядов:

  • двоеперстное крестное знамение;
  • сугубая (двукратная) аллилуйя;
  • крещение через полное троекратное погружение;
  • запрет иереям проходить Царские врата без богослужебного облачения (риз и епитрахили);
  • наличие антиминса с частицей мощей как обязательное условие освященности церкви;
  • служба после колокольного звона;
  • отправление богослужения священником только в облачении.

Семья и брак

Устанавливается брачный возраст с 15 лет для юношей и с 12 — для девушек.

Венчать дозволялось лишь первый брак — второй теперь разрешалось лишь благословлять, но с наложением епитимьи на 1-2 года, третий же не благословлялся вовсе и наказывался отлучением от церкви на 5 лет. Четвертый брак не признавался таковым вовсе, считался преступлением, блудом и «свинским житием».

Уложение разделяет светскую и церковную систему судопроизводства на две отдельные ветви. Так называемые «несудимые грамоты» отменялись — монастыри и приходские клирики отныне становились подсудными епископам своей епархии.

Церковнослужители более не могли быть привлечены к государственному суду.

Впрочем, нововведение столкнулось с трудностями, ибо сразу поменять систему не удавалось. Принимается компромиссное решение в виде права священников представлять свои интересы в светском суде через собственных выборных представителей. Однако их роль в судопроизводстве так и не была четко определена.

Проблема церковных земельных угодий и другого имущества оказалась едва ли не самой острой и злободневной из описанных в тексте уложения. В этом отношении священнослужители разделялись на две соперничающие группировки. Нестяжатели составляли меньшинство, однако поддерживались царской Избранной радой, включая и священника Сильвестра, приближенного Ивана Грозного. Иосифляне же составляли большинство и численно доминировали среди участников собора.

Нестяжатели исповедовали аскетический подход и предлагали ограничить монастырское землевладение, допуская изъятие угодий в пользу государства. Их противники — иосифляне — продвигали идею монастырей как сильных институтов феодального общества, владеющих обширными землями и контролирующих запасы продовольствия для обеспечения населения в неурожайные годы.

Тема землевладения оказалась острой и не включена в текст уложения, хотя и поднималась в обсуждении.

Однако вышедшая позднее в качестве дополнения глава, известная как «Приговор о вотчинах», говорит о следующих путях решения земельного вопроса:

  1. Архиереям и монастырям запрещено приобретать земельные угодья без царского разрешения.
  2. Равно и запрещается без доклада царю дарить земли монастырям.
  3. При этом допускается дарение наделов «на помин души» только при установлении условий и порядка их выкупа родственниками составившего завещание.
  4. Указанные выше законы не имели обратной силы и не распространялись на сделки и договоры, совершенные ранее.
  5. Отныне в случае нарушений вотчина должна конфисковаться в пользу государства без каких-либо компенсаций любой из сторон.

Вопрос подлинности Стоглава

Изучение уложения, текстологический анализ и реальная дата создания долгое время были одной из острых проблем в отечественной историографии.

Вплоть до середины XIX века его подлинность оспаривалась.

В 1862-м году выходит первое издание — теперь читать текст документа могли все желающие. Но даже в предисловии происхождение уложения оспаривается, оно описывается как сборник «черновых записок».

Такой подход во многом объяснялся позицией РПЦ — многие постановления документа позднее оказались отменены реформой патриарха Никона и действовали лишь в среде раскольников. Однако исследования профессора истории Беляева позволили обнаружить так называемые наказные списки Стоглава, подтвердившие историческую достоверность документа.

Но и в дальнейшем историки не исключали, что в тексте уложения присутствуют и более поздние по времени вставки.

Значение события в истории

Принятые законы и постановления сыграли большую роль в русской истории того времени.

Они отразили следующие процессы в жизни общества:

  • укрепление личной власти царя и института самодержавия в целом;
  • смещение баланса сил внутри феодального класса в пользу дворянства;
  • формирование сословного общества с собственными органами управления и внутренней организацией у отдельных социальных слоев;
  • дальнейшее развитие и укрепление институтов сословно-представительной монархии.

Видео

В этом видеоролике священнослужитель отвечает на вопрос о смысле названия Собора, его значении и роли в церковном расколе при патриархе Никоне.

В первые годы царствования Иван Грозный провел ряд реформ, которые охватили все стороны жизни государства: военную, правовую, налоговую и другие. Церковная реформа Ивана Грозного не такая известная, как все остальные. Однако, она стала первой реформой церкви царства Русского в царский период. Следующая была проведена только более 100 лет спустя, при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне.

Предыстория и порядок проведения

Причины церковной реформы были такие же, как и у остальных реформ. По мере централизации, в царстве Русском требовалась унификация различных сфер жизни. Одной из них стала и церковная, поэтому ничего удивительного в том, что реформа последовала сразу за созывом первого Земского собора.

Рис. 1. Царь Иван IV.

Реформу проводил Стоглавый собор, который действовал в Москве с февраля по май 1551 года. Местом ее проведения стал Успенский собор. Стоглавый собор представлял собой сочетание церковного и земского соборов. В нем принимали участие:

  • Иван IV.
  • Представители Боярской Думы.
  • Высшее духовенство. Митрополит Макарий (председатель), протопоп Сильвестр (составлял текст повестки), архиепископы всех епархий (Тверская, Смоленская, Рязанская, Пермская, Ростовская, Крутицкая, Суздальская, Новгородская, Коломенская).

Решения собора были оформлены в 100 главах, поэтому и название он получил «Стоглав”.

Собор отверг планы Ивана IV по секуляризации церковных земель, но, с другой стороны, было ограничено приращение церковных владений в городах. С проведением собора связана полемика двух движений в православной церкви – иосифлян и нестяжателей. Вторые выступали против церковного землевладения и отчасти напоминали протестантов в Европе XVI века.

Рис. 2. Митрополит Макарий 1551.

Итоги и значение церковной реформы

Лучше всего сгруппировать их по различным темам в виде таблицы:

Финансовые

Религиозные

Бытовые

  • Передача прежним владельцам земель, которые Церковь получила в период регентства, то есть с 1533 по 1547 год.
  • Запрет Церкви принимать новые земли и поместья в дар без царского разрешения.
  • Запрет Церкви заниматься ростовщичеством, зерном и деньгами
  • Монастыри обязаны были вернуть тех, кто скрывался в их стенах от уплаты податей.
  • Составлен список канонизированных святых.
  • Появление должности поповских старост.
  • Запрет мирянами общаться с иностранцами.
  • Все монастыри стали подсудны епископам.
  • Установлены правила написания икон.
  • Одобрен новый завод законов – Судебник 1550 года.
  • Брачный возраст установлен с 12 лет для девушек и с 15 лет для юношей.
  • Количество браков ограничено тремя, причем за третий могли отлучить от церкви на 5 лет.
  • Запрет на стрижку бород и усов. Тем, кто это делает, угрожало отлучение от церкви.
  • Священники и дьяконы были обязаны создавать училища для обучения крестьян грамоте.

К 100 главам церковного приговора впоследствии была добавлена 101-ая глава о церковном землевладении.

Рис. 3. Стоглав 1551.

Что мы узнали?

Церковная реформа Ивана 4 была связана с его политикой в целом. Ее содержание необходимо знать для понимания церковной жизни в России в XVI веке. Реформы охватывала финансовые и религиозные вопросы жизни церкви и семейные дела населения.

Тест по теме

Оценка доклада

Стоглавый собор

Краткий комментарий

СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 (окончательное завершение работы Стоглавого собора относится к маю 1551). Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, — «Стоглав”. Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось укрепить положение Церкви в борьбе с еретическими движениями. Программа реформ, предложенная Стоглавым собором в виде т.н. царских вопросов, составленных, по-видимому, при участии Сильвестра Благовещенского, предусматривала наряду со значительной перестройкой внутрицерковной жизни секуляризацию церковных земель и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Эта часть правительственных предложений была категорически отклонена большинством Стоглавого собора.

Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило жалованные грамоты, устанавливающие подсудность духовных лиц царю. Вместе с тем члены Стоглавого собора пошли навстречу правительству в ряде вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т. д.). Части правительственной программы, направленные на укрепление положения Церкви, не встретили возражений членов Стоглавого собора и были проведены в жизнь. Решениями Стоглавого собора была осуществлена унификация церковных обрядов и пошлин на всей территории России, проведена регламентация норм внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (одно из постановлений предусматривало создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д. На протяжении 2-й пол. XVI—XVII вв. «Стоглав” наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и государством.

Б. Флоря

Текст документа

(…) О манастырех, иже пусты от небрежения.

В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а ивде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты (1) у них же о торговлях без пошлине. А чернцы по селом живут да в городе, тажутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в день страшнаго суда? (…)

Глава 6.

Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича веса Русии самодержца, что по многим церквам божиим звонят и поют не во время (…) и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. (…) Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом (…) росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину. (…)

Глава 26. О училищах книжных по всем градом. (…)

(…) В царствующем граде Москве и по всем градом (…) избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых (…) и грамоте бы и чести и пеги и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия… и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пеги и чести со всяким духовным наказанием. (…) Глава м. и книжных писцех.

Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой пиceц написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто (…) неисправленну книгу купит (…), потому же возбраняли (…), чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. (…)

Глава 32. О крестящихся не по чину.

Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят кре-стащеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положи ги руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злато супостата и от бога мзду приемлет за то, (…) аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. (…)

Глава 41.

(…) Писати живописцем иконы с древних проводов, как греческие живописны писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии(2) живописцы, и подпйсыватй святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. (…)

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестья-ном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати. (…)

В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках(4) и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в дoлoни(5) бити и песни сотонинские пеги на тех же жальниках, обманщики и мошенники. (…)

(…) Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощнос плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. (…)

Глава 72. О искуплении пленных.

Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму… и тех всех плененых окупати из царевы казны. А которых православных хрестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны. (…)

Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных.

Да духовным же пастырем, архимавдритом и игуменом и строителем с соборными старцы (…) по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по них кормы(6) и на памяти их пети понахиды и обедни служити. (…) Имена их написати в синодик(7) и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа(8) и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продэти, но крепко хранити и блюсти(9). (…)

Глава 92. О игрищах еллинского(10) бесования.

Еще же мнози от неразумия простая чадь(11) православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и… в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы(12) творят всякими игры (…) и песньми сотанинскими (…) и многими виды скаредными(13). (…)

Глава 98.

Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими богомольцы о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянута грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том (…) слобожаном нашим запустети. А преже того твои (…) твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и властелем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посац-кие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по старине.., а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти… А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы нс называти и не приимати, разве казаков нетяглых людей.

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) Тарханные и несудимые грамоты — освобождали крупных церковников и монастыри от уплаты податей и выполнения повинностей в пользу государства, от вмешательства царских управителей и судей (кроме душегубства, разбоя и татьбы с поличным) в дела церковных вотчин.

(2) Пресловущии — знаменитые, известные.

(3) Рыщут (от ристать) — быстро бегать, скакать, ездить.

(4) Жальниках — поминках.

(5) Долони — ладони.

(6) Ставити … кормы — кормить нищих в день поминовения умершего «боголюбца», который отдал церкви свои вотчины.

(7) Синодик — рукописная книга, по которой во время церковных служб провозглашалась «вечная память» внесенным в нее умершим. В синодики Иван IV записывал имена казненных во время опричнины.

(8) Без выкупа — без права выкупа членами «рода» (фамилии).

(9) Запрещая отчуждать любым способом вотчины, села и всякое недвижимое имушест-во церкви и монастырей, Стоглав укреплял феодальную собственность церковников.

(10) Еллинского — греческого, здесь: в смысле языческого.

(11) Простая чадь — простолюдины, сельчане и горожане.

(12) Глумы — шутки, смех, потехи, забавы, насмешки.

(13) Виды скаредными — накладные маски-личины, потешные одежды и украшения.

Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1985. Т. 2. С. 267-374.

Далее читайте:

Царево государево послание во все его Российское царство об измене клятвопреступников — князя Андрея Курбского с товарищами. (документ).

Второе послание Ивана Грозного Курбскому (документ).

Послание английской королеве Елизавете (документ).

Первое послание шведскому королю Юхану III. (документ).

Второе послание шведскому королю Юхану III. (документ).

Послание Полубенскому (документ).

Послание Яну Ходкевичу (документ).

Послание Ивана Грозного Василию Грязному (документ).

Послание Польскому королю Стефану Баторию (документ).

Стоглавый собор (документ).

Судебник Ивана IV (документ).

Духовная грамота царя Ивана Васильевича 1572 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *