Суббота праздник

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ.

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице.

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи.

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ:

Пост — форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) — период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи, важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей.

Суббота — для иудеев, воскресенье – для христиан?


Сегодня утром, исследуя Библию, я обратила внимание на один текст из Нового Завета. Конечно же, многие христиане прочли Священное Писание целиком хотя бы несколько раз.

Мы привыкли бегло читать знакомые истории, по привычке припоминая их смысл, значение тех или иных фраз как нечто очевидное и само собой разумеющееся. Но внимательное и вдумчивое исследование, пусть даже знакомых наизусть текстов, всегда приносит новые открытия.

Итак, сегодня я читала в 24 главе Евангелия от Матфея повествование о том, как к Иисусу подошли ученики, чтобы показать здания Храма:

«И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ…» (Mатфея 24:1-4 RST)

Читая рассказ Иисуса, я остановилась на 20 стихе: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Возможно, в другой день я стала бы читать дальше, но сегодня что-то задержало мое внимание на этом стихе, и я прочла его еще раз. И вдруг поняла, насколько удивительна и важна эта фраза Иисуса! Я хочу поделиться с вами тем, что поможет взглянуть по-новому на отношение Самого Иисуса к субботе. Все, что говорил или делал Иисус, и все что вошло в книги Нового Завета, имеет глубочайший смысл и важность для каждого верующего человека. Ведь читая их, мы учимся следовать за Богом, любить Его и людей.

24 глава содержит величайшие пророчества о признаках «пришествия и кончины века», и часто христиане любят цитировать один из них: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матфея 24:14 RST)… Можно представить, что чувствовали ученики Христа, первые глашатаи Царства Мессии, слушая Его рассказ о будущих событиях! Тем более, они были наедине (особо – еще одно значение этого слова) с Ним, и, затаив дыхание, внимали словам Учителя. Всем известно, что этот рассказ Иисуса включает себя пророчества как о разрушении Храма, так и о втором пришествии. И они настолько переплетены, что нам трудно их разделить: трагедия жителей Иудеи перед разрушением их святыни в 70 году первого века н. э. станет лишь тенью того, что ждет мир перед вторым пришествием Христа. Учитывая эту двойственность пророчества, мы будем исследовать 20 текст: «чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу».

Итак, Иисус предупреждает своих ближайших друзей — первых христиан, что их ждет бегство. Господь в любящей заботе советует: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего…» (Матфея 24:15-17 RST). Уместно заметить, что, согласно свидетельствам Иосифа Флавия и Евсевия Кесарийского , христиане, помнившие слова Иисуса и послушавшие Его предостережения, видя, что пророчества исполняются на их глазах, успели покинуть Иерусалим, не пострадав при его разрушении римскими войсками!

19 текст показывает, с какой печалью Иисус говорит о судьбе женщин: «Горе же (или: возглас скорби «увы!») беременным и питающим сосцами в те дни!». Но удивительно, зачем Он призывает Своих последователей молиться, чтобы это бегство не случилось «зимою или в субботу»? Греческое слово, переведенное как «зима», имеет также значение «буря, ненастье». Известно, что зимой в Израиле часто бывает непогода, идут затяжные дожди, и дороги становятся непроходимыми, поэтому бегство может затрудниться. Еще недавно, в декабре 2012 года мы видели, как зимние ливни в Израиле привели к паводкам и наводнениям, повредившим дороги и парализовавшим движение в центре страны.

Следующее, о чем говорит Иисус: «или в субботу». Здесь я хочу попросить Вашего особого внимания. Иисус, все также заботясь об учениках, говорит, что еще одним переживанием при бегстве может стать то, что оно случится в субботу. Но как это может относиться к тем христианам, которые в 70 году или «в конце мира» будут вынуждены бежать «в горы»? Какая может возникнуть проблема с бегством в этот день? Ведь, согласно мнению большинства христиан, лишь иудеям следует оставаться в покое в субботу: «суббота – для иудеев, воскресенье – для христиан». Иисус, воскреснув в первый день недели, по их убеждению, навсегда сделал его «Своим днем», отменив субботний покой.

Но о чем хочет сказать Сам Иисус? Что говорит нам эта короткая, и часто пренебрегаемая, фраза в масштабном пророческом полотне?

Во-первых, Иисус остался с учениками наедине, в отсутствии представителей традиционного иудаизма. С Ним в этот момент находились те, кто должен был нести благую весть об искуплении «по всей вселенной», — первые христиане. Следовательно, предупреждение о предстоящих событиях — «бегство ваше» — касается в первую очередь их и других христиан грядущих времен.

Во-вторых, пророчество говорит как о 70-м году н.э., так и о времени «конца мира».

В-третьих, Иисус выражает личную заботу и предупреждает учеников о возможном времени года и дне недели, в которое может случиться бегство.

Из этого можно сделать бесспорный логический вывод. Иисус понимает, что для Его любимых детей будет трудно «бежать в горы» в непогоду, будь то зимнее бездорожье или летний хамсин – пыльная буря. Он считает, что суббота будет все так же важна для христиан как первого, так и «последнего» века. Он переживает о том, что святость, радость и покой субботы, ставшей венцом Его творения, могут быть омрачены. Иисус понимает, что бегство будет связано с болью, страхом, переживанием, суетой, и все это является прямой противоположностью Его замысла о святом дне радости, исцеления и покоя.

Итак, Иисус, предостерегая Своих учеников, определенно знал, что они будут продолжать святить субботу на протяжении всей истории земли, вплоть до Второго пришествия, следуя примеру их Господа . Если бы факт Его воскресения в первый день недели стал причиной отмены субботнего покоя, то слова предостережения в Матфея 28:20 были бы бессмысленны. Неужели Иисус, пророчествуя об отдаленном для них времени конца мира, не упомянул бы о том, что суббота потеряет свой смысл через несколько дней?

Пророк Исаия, не раз возвещавший в свой книге и о первом, и о втором пришествии Мессии, будучи вдохновлен Всевышним, говорит о непреложности святости субботнего дня не только на земле, но и в вечности: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить,- то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Исаия 58:13-14 RST) и «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Исаия 66:22-23 RST).

Иоанн, бывший в тот день с Иисусом на горе Елеонской, остался единственным учеником, пережившим других апостолов. Он увидел точное исполнение пророческих слов Иисуса, став свидетелем и разрушения Храма, и удостоившись принять откровение своего Господа о предстоящей истории земли и Его втором пришествии. В конце первого века Иоанн записал в книге пророческие слова Иисуса, завершающие Священное Писание: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откровение 22:14 RST).

Суббота, одна из непреходящих заповедей Божьих, всегда была и будет особенным знаком и благословением Его любящих детей. Дающая блаженство покоя хранящим ее в этом мире, она обещает великое блаженство всю вечность быть с Тем, Кто «грядет скоро». Так почему бы нам не довериться Творцу и Искупителю, приняв великий дар Его любви и блаженства, и в ответ на него быть послушными Его воле во всем, в том числе и в верности в исполнении заповеди о святом субботнем дне?

Александра Обревко

3.02.2013 г.

Примечания
1 Иосиф Флавий, Иудейская война, II.20.1; Евсевий, «Церковная история», III, 5.

2 Матфея 12: 8; 19:7, Марк 1:21, Марк 16:1, Лука 4:16,31; 23:54-56, Иоанна 14:15, 21; 15:10, Деяния 13:14; 16:13; 17:2; 1 Иоанна 2:3, 4; 5:3, Евреям 4:9, Откровение 12:7; 14:12.

3 «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:8-12).

Значение шаббата

Шаббат — седьмой день творения

Согласно Торе:

  • Суббота была дана Богом в конце шестого дня, когда был сотворён человек:
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал
(Быт. 2:2-3)
  • Ранее Бог благословил сотворённых им рыб, животных и птиц (Быт. 1:22), затем человека и субботу. Кроме того, согласно Торе, он освятил субботу. В Священном Писании это единственный пример одновременного благословения и освящения чего-либо.

Шаббат — союз еврейского народа с Богом

Согласно Торе, шаббат представляет собой знамение между Богом и Израилем:

это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.
(Исх. 31:17)

… Суббота — знак завета (то есть символ союза) между Богом и народом Израиля. Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте, ибо знак это между Мною и вами в поколениях ваших; дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас» (Исх. 31:13). Говорится в Субботних молитвах: «и не дал Ты Субботу народам мира и не уделил Ты её идолопоклонникам, но только Израилю — народу Твоему, который Ты избрал».

Шаббат — не только «вечный союз» между Богом и народом Его, но и явление общечеловеческое, она служит залогом улучшения мира. В том числе и детей других народов, присоединившихся к Богу, потому что каждого, кто соблюдает Шаббат и держится завета «приведу Я их на гору священную Мою, и обрадую Я их в доме молитвы Моем… ибо дом Мой домом молитвы будет наречён для всех народов» (Ис. 56:7). Этот общечеловеческий аспект делает Шаббат в определённой мере наследием всех культурных народов, независимо от того, сознают они это или нет.

Отказ евреев от работы в шаббат является, согласно Торе, напоминанием об отдохновении в седьмой день творения и провозглашением Бога творцом мира.

Шаббат — память об освобождении из египетского рабства

Согласно Торе:

  • Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта.
  • Манна не выпадала в шаббат, а в пятницу выпадала двойная порция. Это символизировало, что соблюдение шаббата и отказ в шаббат от работы не будет в ущерб пропитанию и доходам. Кроме того, таким образом создается особая атмосфера покоя и достаточности, состояния свободы от материальных забот.

Связь с Храмом

Согласно Торе, приказ о построении Скинии, временного храма, который сопровождал евреев в пустыне, предупреждается запретом совершать работу в шаббат. Таким образом шаббат обладает духовным приоритетом перед заповедью построения храма.

Значение запрета на работу

Вовсе не любая работа запрещена в шаббат: физически тяжёлое действие по передвижению мебели внутри квартиры может не быть запрещено, а действие физически лёгкое может оказаться под запретом. Таким образом понятие «работы» в субботу — понятие особое и вовсе не обязательно связанное с трудом в бытовом понимании этого слова.

В шаббат запрещена работа, в которой проявляется творческое начало человека. На протяжении шести дней будней человек творит, изменяет окружающую его среду, владеет ею. Поэтому в день седьмой — в субботу — иудей отказывается от рукотворчества, от власти над этим миром, «передаёт узды правления Творцу» и провозглашает своим «соблюдением субботы» верховную власть Бога в этом мире.

Иудаизм утверждает, что мир, сотворённый Творцом в первые шесть дней творения, не существует сам по себе, а продолжает твориться Творцом каждое мгновение. Отказываясь от творческой деятельности в субботу, еврей получает возможность стать частью мироздания, а не быть над ним.

Запреты субботы ограничивают власть человека над миром. Тогда природа трансформируется из объекта в субъект. Мир перестаёт быть объектом удовлетворения потребностей человека и получает право на автономное существование, возвращаясь в руки Творца. В субботу каждое творение, даже самое малое, становится равным человеку, обретая право на существование, независимо от того, какую материальную ценность оно представляет для человека. Натан Т. Лопес Кардозо, «Вызов вечности»

Законы шаббата

Хасидская пара, Восточная стена, Иерусалим Еврейская семья в субботу, Иерусалим.

Тора заповедует в субботу покой и прекращение работы и предусматривает применение смертной казни за нарушение законов шаббата:

Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит её, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный

Встреча шаббата

Встреча шаббата (ивр. ‏קַבָּלַת שַׁבָּת‏‎ Каббалат шаббат) — традиция, уходящая корнями в глубокое прошлое. Неотъемлемые атрибуты встречи шаббата — стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, две халы (хлеб в форме косы), символизирующие двойную порцию манны, выпадавшую по пятницам в пустыне во время исхода евреев из Египта, так как в субботу Творцом запрещалось ее собирать, кошерное вино.

Зажигание свечей

Шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу (ивр. ‏יום שישי‏‎). Однако за 18 минут до захода солнца женщина (обычно жена главы семьи) должна зажечь субботние свечи с благословением: «ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציוונו להדליק נר של שבת», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Который освятил нас своими заповедями и заповедал нам зажигать субботние свечи».

С момента принятия евреем шаббата (женщина при зажжении свечей, мужчина не позже захода солнца) и до исхода субботы (ивр. ‏מוצאי שבת‏‎) нельзя совершать 39 категорий «труда» (ивр. ‏ל»ט אבות מלאכה‏‎), включая зажигание и гашение огня. Количество исходит из расчета сорок без одного, так как недостающий один тип, «созидание», хоть и запрещён, но доступен только Всевышнему.

Запрещённые работы

См. также: Шабесгой

Существует тридцать девять видов (запрещённых в субботу) работ. Это:

  • 01. Зореа (посадка растений).
  • 02. Хореш (пахота)
  • 03. Коцер (жатва).
  • 04. Меамер (связывание снопов).
  • 05. Даш (молотьба).
  • 06. Зоре (отделение зёрен от остатков соломы, что в русском языке называется — «веять»).
  • 07. Борер (отделение зёрен от примесей — комков земли, мелких камешков, семян других растений и т. п.).
  • 08. Тохен (помол зерновых).
  • 09. Меракед (просеивание муки).
  • 10. Лаш (замешивание теста).
  • 11. Офе (выпечка хлебных изделий).

Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включённых в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие тринадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.

  • 12. Гозез (стрижка овечьей шерсти).
  • 13. Мелабен (отбеливание шерсти).
  • 14. Менапец (вычёсывание шерсти).
  • 15. Цовеа (окрашивание шерсти).
  • 16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна).
  • 17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок).
  • 18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани).
  • 19. Орег (ткать).
  • 20. Поцеах (распускать ткань).
  • 21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи).
  • 22. Матир (развязывание узлов).
  • 23. Тофер (шитьё).
  • 24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить).

Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.

  • 25. Цад (охотиться).
  • 26. Шохет (забивать скот).
  • 27. Мафшит (свежевать туши).
  • 28. Меабед (обработка, дубление кожи).
  • 29. Мемахек (разглаживание кожи).
  • 30. Месартет (раскроить)
  • 31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке).

В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.

  • 32. Котев штей отийот (написание двух букв).
  • 33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново).
  • 34. Боне (строительство).
  • 35. Сотер (разрушение построенного).
  • 36. Мехабе (тушение огня).
  • 37. Мавъир (разжигание огня).
  • 38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)).
  • 39. Моци ми-ршут ле-ршут (перенесение предметов из частного владения в общественное).

Молитвы

После зажигания свечей верующие идут в синагогу на молитву «Минха», «Встреча субботы» (ивр. ‏קבלת שבת‏‎) и «Маарив».

Освящение дня

Хавдала — Испания, XIV век

Освящение дня (ивр. ‏קידוש кидуш, отделение, освящение‏‎) произносят над бокалом вина или виноградного сока. Глава семьи произносит благословение:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם בורא פרי הגפן», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Создатель виноградной лозы». Кроме того произносится ещё одно длинное благословение, которое и является кидушем.

По окончании субботы делают аналогичную процедуру, хавдалу (ивр. ‏הבדלה хавдала, отделение‏‎), которая также является кидушем.

Таким образом святой день шаббат отделяется от буден с обеих сторон.

Омовение рук

После освящения дня следует омовение рук (ивр. ‏נטילת ידיים‏‎ нетилат ядаим). Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם אשר קידשנו במצוותיו וציונו על נטילת ידיים», что означает «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки!».

Трапеза

На субботнем столе должны лежать две халы, покрытые специальной салфеткой — в память о двух дневных нормах манны небесной, которые после Исхода Бог разрешил собирать евреям накануне субботы.

Глава семьи снимает салфетку, делает на хале отметину ножом, затем кладёт обе руки на халы и произносит:
«ברוך אתה ה’ אלוהינו מלך העולם המוציא לחם מן הארץ» — «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, Выращивающий хлеб из земли».

Произнеся благословение, глава семьи разрезает халу там, где сделал отметину, обмакивает в соль и вкушает. Затем разрезает халу дальше и раздаёт отрезанные ломти остальным членам трапезы.

Далее следует собственно трапеза, которая по возможности должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. На это нет строгих правил, каждая община имеет собственную кухню. Как правило, сначала едят блюда из рыбы, а потом сменяют их мясными блюдами, так как по обычаю мудрецов Талмуда не принято есть мясо и рыбу вместе.

> См. также

  • Суббота
  • Суббота в христианстве

Примечания

  1. смертная казнь у евреев выносилась во времена существования Храма и уже за сорок лет до разрушения Второго Храма выноситься перестала. Смертный приговор выносился особым судом, состоящим из 23 судей и только при выполнении очень строгих условий. Поэтому смертный приговор был редкостью и суд, который выносил смертный приговор хотя бы раз в семь лет назывался жестоким. Невынесение смертного приговора, однако, не означает безнаказанность, так как помимо смерти физической существует карет, означающий большой ущерб душе
  2. Shabbat Evening Home Rituals (англ.). Jewish Virtual Library. Дата обращения 16 июля 2016.
  3. Kerry M. Olitzky, Daniel Judson. The Rituals & Practices of a Jewish Life: A Handbook for Personal Spiritual Renewal. — Woodstock, USA: Jewish Lights Publishing, 2002. — С. 75. — 231 с. — ISBN 1580231691.
  4. Ядаим // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Сидур «Врата Молитвы» (Шаарей Тфила) на будни, субботу и праздники; нусах ашкеназ; транслитерация, перевод, комментарий и пояснения к порядку молитв / под ред. Пихаса Полонского; «Маханаим». Иерусалим, 2008.
  • Сидур «Еврейский Дом» (нусах ашкеназ — ашкеназский богослужебный канон). Том II. Шабат / Двойра-Рахель Коган, Аркадий-Давид Барановский и др. М. : Издательский Дом «Коган и Барановский» «Человек», 2014 (на русском языке с транслитерацией для начинающих).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *