Судьба в исламе

Аль-Анам (Скот), 59-й аят из 165

Информация Подробная информация об аяте 6:59 на Quranic Arabic Corpus Параметры Увеличенный шрифт Прослушать Оригинал Оригинал текст وَعِندَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لَا يَعْلَمُهَا إِلَّا هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلَّا يَعْلَمُهَا وَلَا حَبَّةٍ فِي ظُلُمَاتِ الْأَرْضِ وَلَا رَطْبٍ وَلَا يَابِسٍ إِلَّا فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ Транслит Wa `Indahu Mafātiĥu Al-Ghaybi Lā Ya`lamuhā ‘Illā Huwa ۚ Wa Ya`lamu Mā Fī Al-Barri Wa Al-Baĥri ۚ Wa Mā Tasquţu Min Waraqatin ‘Illā Ya`lamuhā Wa Lā Ĥabbatin Fī Žulumāti Al-‘Arđi Wa Lā Raţbin Wa Lā Yā Bisin ‘Illā Fī Kitābin Mubīnin Эльмир Кулиев У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании. Абу Адель И у Него – ключи сокровенного . Не знает это никто, кроме Него. И Он знает (все), что на суше и на море. И (какой-бы) лист (растения) ни упал, Он знает об этом . И нет (ни одного) зерна во мраке земли, и нет (ничего) свежего или сухого, чего не было бы в (некой) ясной книге . Толкование ас-Саади У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в Ясном Писании. ] Ибн Касир

Слово Аллаха:﴾وَعِندَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لاَ يَعْلَمُهَآ إِلاَّ هُوَ ﴿ -у Него — ключи тайного; знает их только Он.

Аль-Бухари передаёт, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Ключами сокрытого являются пять вещей, которых не знает никто, кроме Аллаха:﴾ إِنَّ اللَّهَ عِندَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنَزِّلُ الْغَيْثَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الأَرْحَامِ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَداً وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ إِنَّ اللَّهَ عَلَيمٌ خَبِيرٌ ﴿ — воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий. (31:34)

Слово Аллаха:﴾ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ ﴿ — знает Он, что на суше и на море – Его священное знание охватывает все создания как на суше, так и в море. Ничто не может быть скрыто от Него, даже на вес пылинки, будь то на земле или на небе. ﴾وَمَا تَسْقُطُ مِن وَرَقَةٍ إِلاَّ يَعْلَمُهَا ﴿ — лист падает только с Его ведома – если речь идёт даже о неодушевлённых предметах, то что уж говорить о живых созданиях, тем более о тех, на кого возложены обязанности, будь они джинами или людьми. Как сказал Всевышний Аллах:﴾ يَعْلَمُ خَآئِنَةَ الأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ ﴿ — Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди. (40:19)

Изучение аята Я изучил и понял данный аят!

5 важнейших хадисов о судьбе

5 важнейших хадисов о судьбе

Аллах Всевышний сказал в хадисе-кудси: «Не принесет обет сыну Адама ничего, кроме того, что Я предопределил ему, напротив, предопределенное Мною приводит его к (тому, ради чего он приносит обет), и таким путем Я заставляю скупого (тратить свои средства)».

Вера в предопределение – часть веры

» верить в Аллаха, Его ангелов, Его писания и судный день и верить в предопределение с его добром и злом».

Судьба становится известна еще до рождения

«Аллах записал судьбу всех творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, а Трон Его уже был на воде».

«Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени (спермы). Затем он столько же пребывает там в виде сгустка и еще столько же – в виде кусочка плоти. После этого к нему направляется Ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (материальный достаток человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным… Я клянусь Аллахом, кроме которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей ада и войдет в него. И поистине, любой из вас может совершать дела обитателей ада до тех пор, пока не окажется от ада на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадет в него».

О кадаре

«Каждая вещь — с кадаром. И даже немощность и проворность».

Пророк (мир ему) сказал: «Каждый будет делать то, ради чего он создан (или: то, что было для него облегчено)».

«О каждой душе среди вас уже известно её положение по отношению к Саду и Огню». Они спросили: «Посланник Аллаха, тогда зачем нам трудиться? Давайте положимся (на предопределение)!» Он сказал: «Нет! Действуйте! Ведь, каждому облегчено сделать то, для чего он создан». Затем он прочитал (аят): «И вот, тот, кто дал и уберегся. И считал правдой прекраснейшее. Тому Мы облегчим (исполнить) легчайшее».

О том, что меняет судьбу

«Не меняет предопределения ничего кроме дуа, и не добавляет к жизни ничего кроме как благочестие».

Пророк Мухаммад (мир ему) и предопределение

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью, в которой он рассказал обо всем, что случится вплоть до наступления Часа этого, не упустив ничего, и некоторые из нас запомнили (сказанное им), а некоторые забыли. (После этой проповеди) мне приходилось видеть то (, о чём в ней говорилось) и о чем я забыл (прежде чем это произошло), и я узнавал эти события, как человек узнаёт отсутствовавшего, которого он увидел и узнал».

Место, направления и тела — созданы Аллахом

Вера в судьбу — это одна из основ Ислама. Она заключается в нашей твердой убежденности в том, что все происходящее во вселенной, будь то хорошее или плохое, совершаемое человеком или другими созданиями, происходящее в природе или в обществе, — все происходит только по Воле Аллаhа, согласно предначертанной Им Судьбе, о которой Он знал еще до сотворения вселенной. То есть все происходит именно так, как хотел Аллаh, именно в то время, в которое Всевышний хотел, чтобы это случилось, и Он вечно знал, что именно так и произойдет.

И ничего не может произойти вопреки Воле Аллаhа, как и сказал1 Пророк Мухаммад означающее:

«Что хотел Аллаh — было, чего не хотел — не было».

Верить в судьбу обязательно, так как об этом сказано в Священном Кур’ане и в хадисах Пророка!

Однажды к Посланнику Аллаhа пришли неверующие курайшиты и стали спорить с ним о судьбе2. Тогда ему были ниспосланы 47-49 аяты суры 54 «Аль-Камар» означающее:

«Воистину, неверующие пребывают в заблуждении и будут в мучениях. В Тот День, когда их поволокут лицами вниз в адский огонь, будет сказано им: «Вкусите же прикосновение ада!» Воистину, Аллаh создал каждую вещь и наделил её судьбой».

А также, когда Ангел Джибриль задал вопрос3 Пророку Мухаммаду о том, что включает в себя понятие «вера», он ответил означающее:

«Вера — это значит верить в Аллаhа, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный День и верить в Судьбу предопределение добра и зла»4.

И Пророк Мухаммад говорил5 означающее:

«Воистину, не будет в вашем сердце Веры, пока не будете убеждены без малейшего сомнения в том, что случившееся с вами не могло произойти по ошибке , а то, что миновало вас, не могло с вами случиться , и для всего есть предопределение».

‘Умар ибн Аль-Хаттаб сказал6: «Того, кому Аллаh дал Веру, никто не собьет с Истинного Пути и не сможет привести к заблуждению. А того, кто впал в заблуждение по Воле Аллаhа, никто не сможет вывести на Истинный Путь».

Понятие «судьбы» — один из тонких вопросов, в котором многие ошиблись. В этой теме важно понять несколько ключевых моментов.

Аллаh — Создатель и добра, и зла

Все в мире происходит только по Воле Аллаhа — добро или зло, здоровье или болезнь, бедность или богатство. И нельзя думать, что Бог создал только добро, а зло создает кто-то другой7, и что Бог не хотел, чтобы оно происходило. А кто думает, что Аллаh создает добро и не создает зла, тот тем самым приписывает Богу слабость — как будто в мире происходит то, чего Бог не хотел. Это — неверие и ширк, и это противоречит сказанному в Священном Кур’ане (сура 12 «Юсуф», аят 21) означающее:

«Никто не может противостоять Воле Аллаhа»

Но то, что Бог создал зло, ни в коем случае не означает, что Ему Самому присуще зло. Аллаh создал зло, но не повелел его совершать! Есть разница между Волей Бога и Его повелением!

Все создает Бог, а люди только «приобретают» свои действия согласно своему выбору. Сказано в Священном Писании (сура 91 «Аш-Шамс», аят 7) означающее:

«Аллаh создал душу и все, что с ней происходит — и грехи, и благие дела».

То есть все то, что происходит с людьми — и добро, и зло — созданы Аллаhом. Но добро, которое совершают созданные, происходит по Воле Всевышнего, по Его Повелению и по Его одобрению. А зло, которое они совершают, также происходят по Его Воле и предопределению, но не по Его Повелению и не по Его одобрению. Бог не велел никому делать грехи или неверие, но некоторые люди по Его Воле совершают грехи и не верят в Бога. И так как они делают это по своему выбору, то будут отвечать за это. И поэтому нельзя думать, что наказание за грехи и неверие — это несправедливость и угнетение.

Бог никого не угнетает!

Созданные совершают свои действия по своему выбору: без насилия и принуждения. Поэтому никто не сможет в День Суда сказать, что раз грехи происходили по Воле Всевышнего, то за что тогда его наказывать? Но ведь он сам выбрал грех!

И не является несправедливостью то, что одним Бог предопределил веру и вечную жизнь в Раю, а другим — неверие и вечные муки в аду. Ведь Аллаh — Всемогущий Создатель, Он создает, как хочет, и никому ничего не обязан. И вознаграждение от Него — это по Его милости, а наказание — по Его справедливости.

Ибн Ад-Дайлями рассказывал8: «Однажды я пришел к Убаю ибн Ка’бу и сказал ему, что у меня в сердце думы о судьбе, и просил рассказать что-нибудь о ней, может, это поможет мне, по Воле Аллаhа». Он ответил: «Если бы Аллаh наказал всех жителей земли и Небес, то это не было бы угнетением. И если бы Он смилостивился над ними, то Его Милость — это благо от Него . Даже если ты потратишь золото в размере горы Ухуд ради Аллаhа, то Аллаh не примет от тебя этого до тех пор, пока ты не поверишь в судьбу. Знай — то, что тебе суждено, произойдет именно с тобой, а что тебе не суждено — того у тебя и не будет. Если ты умрешь, не уверовав в это — попадешь в ад». После этого Ибн Ад-Дайлями пошел к ‘Абдуллаhу ибн Мас’уду, и тот рассказал ему то же самое. И то же самое ему рассказали Хузайфа ибн Апь-Яман и Зейд ибн Сабит. Все это передано вышеперечисленными людьми от Пророка.

Сказано в хадисе, который передал имам Муслим от Абу Зарра означающее:

«Кто видит себя на пути добра, пусть восхвалит Аллаhа, а кто нашел иное — пусть не обвиняет никого, кроме себя».

То есть если кто-то делает добро — это только потому, что Аллаh Своей Милостью дал ему удачу. Аллаh не обязан это давать, поэтому пусть человек благодарит Его за это. А тот, кто делает зло — это потому, что Аллаh показал недобрые стремления этого человека. И то, что одним Аллаh дал Веру, а другим не дал, не является несправедливостью, так как Аллаhу не присуща несправедливость.

В вопросе судьбы есть тонкая грань. То, о чем сказано в Кур’ане и хадисах, мы обязаны знать и признавать — это те вопросы, о которых было сказано выше. Но нельзя чрезмерно углубляться в вопрос судьбы, чтобы не впасть в заблуждение. Пророк Мухаммад сказал9 означающее:

«Если речь идет о судьбе, то воздержитесь «.

Передали имамы Аш-Шафи’ий и Ибн ‘Асакир от имама ‘Али, пусть Аллаh дарует им Свою Милость, что однажды к нему подошел один человек и начал расспрашивать его о судьбе. ‘Али ответил ему: «Это скрыто Аллаhом, не мучай себя». Когда спрашивающий стал настаивать на ответе, ‘Али сказал: «Если ты очень хочешь знать об этом, то это между двумя: не по принуждению и не самостоятельно».

Дорогие мусульмане! Будьте благодарны Создателю за то, что Он даровал вам Веру! То, что с вами произошло, и то, что с вами произойдет — это вам предопределено, но это не избавляет вас от ответственности за ваши поступки. Поэтому кайтесь, если совершили грех, а если сделали добро, то благодарите Аллаhа, ведь только Он дает удачу.

____________________________________________________________________

1 этот хадис передал Абу Даууд

2 эту историю передал хафиз Абу Ну’айм в «Истории Исфахана» от Абу hурайры

3 Джибриль задал этот вопрос не потому, что он не знал, а чтобы через ответ Пророка люди узнали об этом

4 этот хадис передал имам Муслим

5 этот хадис передач имам Аль-Байhакый от ‘Али

6 это передал имам Аль-Байhакый

7 некоторые неверно думают, что Аллаh хотел только добро, а зло создает шайтан и его помощники против Воли Аллаhа

8 этот рассказ передали имамы Ахмад и Абу Даууд

9 этот хадис передал Аттабараний

Даже лист падает только с Его ведома. (Коран, 6:59)

Даже лист падает только с Его ведома. (Коран, 6:59)
Для размышляющих…
Это – один из тех аятов, в которых подробно говорится о всеобъемлющем знании Аллаха. Ему известно обо всем сокровенном, часть которого Он открывает тому из Своих рабов, кому пожелает. Однако б?льшая часть этого знания сокрыта даже от приближенных ангелов и посланников, не говоря уже обо всех остальных творениях. Аллах знает обо всех живых тварях, растениях, камнях и песках, которые занимают бескрайние земные просторы. Он знает обо всех животных и сокровищах, которые находятся в морях и океанах и сокрыты под толщей воды. Он знает о каждом листочке, падающем с деревьев на поверхность земли или воды, в населенных городах или безлюдных пустынях, в земном мире или Последней жизни. Он знает обо всех зернах и фруктовых косточках, которые сажают люди и которые самостоятельно попадают на благоприятную почву для того, чтобы из них произросли всевозможные растения. Он знает обо всем влажном или сухом, и упоминание об этом является примером упоминания общего после частного. Все это записано в Ясном Писании, под которым подразумевается хранимая скрижаль. Она содержит в себе знание обо всем сущем, и даже частичка его поражает умы благоразумных и благородных мужей. Конечно же, это свидетельствует о величии Господа и необъятности всех Его божественных качеств. Они настолько необъятны, что даже если все творения объединятся для того, чтобы всесторонне объять хотя бы одно из них, они все равно не сумеют сделать это. Благословен же Великий, Всеобъемлющий, Всезнающий, Достохвальный и Славный Господь! Благословен Бог, восславить Которого надлежащим образом не способен никто, кроме Него Самого, Который превыше любой похвалы, которую Ему возносят рабы! Этот аят свидетельствует о безграничном знании Аллаха и записи, которая охватывает все происходящее во Вселенной.
Толкование Священного Корана шейха ‘Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди » Сура 6: 59 Аль-Анам (Скот)

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества Расскажи мне об Исламе

И в Исламе и в христианстве Богу заранее известна судьба человека. Не удобнее сразу всех раскидать: в Рай или в Ад?

Артем Манульченко 17481 год назад Маркетолог, индастриал-музыкант, мамкин угнетатель Пользователю можно задать вопрос

В исламе — да. Но в христианстве все намного сложнее.

Христианство, по большому счету, не несет в себе фаталистских или детерминистских взглядов, свойственных, например, индуизму или некоторым философам Просвещения, в первую очередь, Лапласу. Ему более свойственен провиденциализм — идея, что исторические события в сумме ведут к спасению человечества от греха, лежащая в основе христианской эсхатологии — учения о Конце света, если говорить грубо. События же между Творением, описаном в самом начале Ветхого Завета, и концом вселенной в том виде, в котором мы её знаем, в большей степени зависят от самих людей, которые имеют свободу воли. При этом, причиной некоторых событий является Провидение, поскольку они являются вехами на пути к Концу света.

Эта идея кажется противоречивой и сложной, потому я проведу параллели с индуизмом.

В индуизме присутствует идея цикличности времени: сначала Крита-Юга, потом Трета-Юга, потом Двапара-Юга, сейчас вот идет Кали-Юга, весь этот цикл называется Махаюга. В процессе Махаюги происходят всякие процессы как с богами, так и с людьми: во-первых, уменьшаются срок жизни людей и уровень их благости (?), во-вторых, приходят всякие аватары, боги перерождаются во всякие странные сущности и так далее — индийскую эсхатологию без ритуальной шиваитской накурки разобрать нереально. То есть, в Крита-Югу все живут по 100 тысяч лет, медитируют тысячелетиями, постятся и слушают радио «Радонеж» не работают, не имеют ни властей, ни воинов, короче, сплошной анархо-коммунизм. В Трета-Югу люди становятся уже не те, люди отходят от аскетизма и начинают интересоваться мирскими радостями, но всё еще живут очень долго (10 тысяч лет), приносят жертвы и вообще молодцы. В Двапара-Югу люди уже живут всего 1000 лет, воюют, литературно оформляют «Веды» и молятся в храмах. Потом «уходит» Кришна и человечество скатывается в конец, пока не настает пралая — своеобразная перезагрузка мира — и всё начинается заново.

В христианстве этого нет, история линейна: сначала Божественное Творение, потом Адам и Ева вкусили тот самый плод, потом Потоп, потом всякие еще процессы, показывающие людям, что надо взяться за ум, потом пришел Иисус и мир в представлении христиан как бы оказался на финишной прямой. В промежутках между этими вехами человеки вольны поступать так, как считают нужным, их действия не определены ни бременем кармы, ни эпохой, ни чем-либо еще и спасение человека, по сути, является вопросом его личного выбора — оставаться в грехе или воспользоваться возможностью, предоставленной Богом через Писание, церковь и иже с ними.

Доктрина предопределения в кальвинизме

Необычная на первый взгляд вера англичан в судьбу становится более понятной, если вспомнить учение Ж. Кальвина (1509-1564), ставшего для Запада «осевой фигурой Нового времени», по выражению статьи из энциклопедии «Религия» («Религия», 2007). Именно он развил доктрину о предопределении, вошедшую позже «в плоть и кровь» западного общества, особенно его протестантской части.
Вот что пишет по поводу этого учения та же энциклопедия: «Бог активно желает спасения тех, кто будут спасены, и проклятия тех, кто спасены не будут. Предопределение поэтому является «вечным повелением Божьим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим». Одной из центральных функций этой доктрины является подчеркивание милости Божьей. Для Лютера милость Божья выражена в том, что Он оправдывает грешников, людей, которые недостойны такой привилегии. Для К милость Божья проявляется в Его решении искупить грехи отдельных людей независимо от их заслуг: решение об искуплении человека принимается независимо от того, насколько данный человек достоин этого. Для Лютера Божественная милость проявляется в том, что Он спасает грешников, несмотря на их пороки; для К. милость проявляется в том, что Бог спасает отдельных людей вне зависимости от их заслуг. Хотя Лютер и К. отстаивают Божью милость с несколько разных точек зрения, своими взглядами на оправдание и предопределение они утверждают один и тот же принцип. Хотя доктрина предопределения не была центральной в богословии К., она стала ядром позднего реформатского богословия. Уже начиная с 1570 тема «избранности» стала доминировать в реформатском богословии…

Доктрина предопределения не была новаторской для христианства. К. не ввёл в сферу христианского богословия ранее неизвестное понятие. Позднесредневековая августинианская школа учила о доктрине абсолютного двойного предопределения: Бог предназначает одним вечную жизнь, а другим — вечное осуждение, не обращая внимания на их личные заслуги или недостатки. Их судьба полностью зависит от воли Божьей, а не от их индивидуальности. Вероятно, К. сознательно перенял этот аспект позднесредневекового августинианства, обладающий необыкновенной схожестью с его собственным учением.
Согласно К., спасение находится вне власти людей, которые бессильны изменить существующее положение. К. подчеркивал, что эта выборочность наблюдается не только в вопросе о спасении. Во всех областях жизни, утверждает он, мы вынуждены столкнуться с непостижимой тайной. Почему одни оказываются более удачливыми в жизни, чем другие? Почему один человек обладает интеллектуальными дарами, в которых отказано другим? Даже с момента рождения два младенца без какой-либо своей вины могут оказаться в совершенно различных обстоятельствах… Для К. предопределение было лишь еще одним проявлением общей тайны человеческого существования, когда одним достаются материальные и интеллектуальные дары, в которых отказано другим» («Религия», 2007).
Доктрина кальвинизма оставила глубокий след в мировоззрении почти всех западных обществ. По сей день она даёт сознание собственной непогрешимости и избранности обладателям солидного состояния и сознание неполноценности, изначально предопределённой и неминуемой муки в аду — бедным слоям населения (по крайней мере, его религиозной части). Если богоизбранность определяется по материальному благосостоянию, то бедность служит предзнаменованием того, что человек был проклят ещё до рождения, что никакими добрыми делами ему не заслужить спасения, что все его поступки Бог знает наперёд, что все они предрешены и осуждены. Христос умер не за всех, а за избранных, которые, напротив, по милости божьей попадут в рай при любых обстоятельствах, будь они самыми отъявленными грешниками. Милость эта определяется ещё при жизни по якобы дарованным Богом земным благам, преимущественно в денежном эквиваленте. Именно деньгами измеряется успешность человека при поиске своего «призвания», данного Богом. Православию измерение богоизбранности по данному критерию остаётся чуждым, поскольку больший акцент делается на словах Библии о том, что легче верблюду (в правильном переводе — канату) пройти через игольное ушко, чем богачу войти в царство небесное. В советской идеологии богатство рассматривалось как угроза коллективистским устоям общества. В обоих случаях акцент делался на моральной стороне поступков, а не на материальном вознаграждении за них.
Мы не будем подробно вдаваться в рассуждения о том, присущ ли фатализм православию. Приведём лишь высказывание по этому поводу кандидата исторических наук С. Рыбакова: «Что есть Божий Промысел ? Это отнюдь не примитивный фатализм. Свобода личного выбора не подавляется и не ограничивается Божиим Промыслом: человек ответствен за свои дела и поступки. Бог никого не принуждает: человек сам определяет свою судьбу, народ — свою историю» (Рыбаков, 1998). Несомненно, найдётся множество работ, где эта точка зрения ставилась бы под сомнение, особенно среди последователей М. Вебера . Последние полвека показали, однако, что теория М. Вебера об активных протестантах и пассивных буддистах, католиках и т.д. не в состоянии объяснить быстрое экономическое развитие тех стран, жители которых якобы недостаточно активны из-за своих религий (см. главу «Альтернативные культурологические объяснения безличных конструкций»). Вот как определяется разница в отношении к предопределению у протестантов и православных в «Большой Советской Энциклопедии»: «Теологич. Ф., учащий, что Бог ещё до рождения предопределил одних людей «к спасению», а других «к погибели», получил особенно последовательное выражение в исламе (доктрина джабаритов, сформулированная в спорах 8-9 вв.), в некоторых христианских ересях средневековья (у Готшалька, 9 в.), в кальвинизме и янсенизме, ортодоксальная теология православия и католицизма ему враждебна» («Большая Советская Энциклопедия», 1969-1978).
Похожее объяснение можно найти в «Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», опубликованном ещё до революции: «Предопределение, учение, что всемогущая воля всеведущего Бога заранее предопределила одних людей к добру и спасению, других ко злу и гибели. Православная церковь не признает абсолютного П. и учит, что Бог хочет спасения всех, но разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к погибели; след., П. относится лишь к последствиям зла, а не к самому злу. В XVI в. учение об абсолютном П. было возобновлено Кальвином» (http://slovari.yandex.ru/).
Упомянутая выше энциклопедия «Религия» разъясняет разницу между пониманием предопределения у православных и протестантов (кальвинистов) следующим образом: «Для разрешения этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводится к следующему: Бог желает всем спастись, а потому абсолютного П. или П. к нравственному злу не существует; но истинное или окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божьей для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божьему предопределены к исключению из Царства Божьего или к погибели. П. относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати. Окончательные разработки вопросов, связанных с П., принадлежат Кальвину, который показал, что исследование вопроса о П. не является чисто академическим занятием, а имеет практическое значение. Хотя Кальвин не соглашается с утверждением У. Цвингли, что грех стал необходимым, чтобы должным образом проявилась слава Божья, он тем не менее настаивал на том, что Бог одних избрал для спасения, а других отверг, но во всем этом остался абсолютно праведным и непорочным. Преемник Кальвина Т. Беза не только придерживался учения Кальвина о двойном П., но и без колебаний утверждал, что Бог решил некоторых людей послать в ад, что он побуждает их грешить. Он был убежден, что, несмотря на отсутствие каких-либо специальных указаний на этот счет в Библии, можно определить логический приоритет и последовательность Божьих решений. Он считал, что решение спасти одних и осудить других логически предшествует решению сотворить людей. Из этого следует, что Бог творит некоторых для того, чтобы впоследствии осудить. Это учение со временем стало рассматриваться многими как официальная позиция кальвинизма» («Религия», 2007).
Наиболее чётко разница в мировоззрении православных и протестантов отразилась в следующей дефиниции фатализма из «Философского энциклопедического словаря»: «Теологический Ф. исходит из предопределения событий истории и жизни человека волей Бога; в его рамках идет борьба между концепциями абсолютного предопределения (августинизм, кальвинизм, янсенизм) и воззрениями, пытающимися совместить всемогущество провидения со свободной волей человека (католицизм, православие)» («Философский энциклопедический словарь», 1992).

Таким образом, православие делает больший акцент на свободной воле человека, в то время как кальвинизм исходит из предопределённости событий.
В «Атеистическом словаре» под редакцией М.П. Новикова ничего не говорится о православии, но подчёркивается фатализм кальвинизма и протестантизма вообще (кальвинизм является одной из разновидностей протестантизма наряду с лютеранством, цвинглианством, анабаптизмом, ме- нонитством, англиканством, баптизмом, методизмом, квакерством, пяти- десятничеством, Армией спасения и т.д.): «В той или иной форме Ф. присущ мн. идеалистич. учениям, занимает важное место в религ. мировоззрении. Признание Бога в качестве творца и управителя мира неизбежно ведет к отрицанию способности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассивность и бездействие. В вероучениях различных религий Ф. проявляется в разной степени. Он пронизывает вероучение ислама. Идеи Ф. отчетливо выражены в кальвинизме.
Католицизм опирается на учение Августина о том, что человек не свободен в добре, поскольку на этом пути в нем действует благодать, но свободен во зле, к к-рому влечет его греховная природа. В протестантизме доминирует идея предопределения всех судеб волей Бога, что превращает С в иллюзию» («Атеистический словарь», 1986).
Похожим образом высказывается немецкий “Herders Conversations- Lexikon” (1-е издание, 1854-1857, приводим в оригинале): “In der nach- christl. Zeit spielt das F. vor allem im Mohammedanismus, in der Kirchengeschichte durch den gall. Priester Lucidus im 5., den Monch Gottschalk im 9., dann durch Luther, Zwingli und vor allem durch Calvin und Beza, in der Philosophie durch Spinoza, Hobbes, Bayle, die frz. Encyklopadisten und Hegel eine entscheidende Rolle” .
“Meyers GroBes Konversations-Lexikon” (6-е издание, 1905-1909) полагает, что фатализм является одной из характеристик протестантского учения о предестинации . В определении термина «детерминизм» в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» С.В. Булгакова также упоминается, что кальвинизму присущ фатализм: «От строгого философского материалистического и идеалистического детерминизма должно отличать детерминизм религиозный, иначе называемый фатализмом. Так, религия древних греков признавала существование рока или судьбы как темной, непостижимой, безличной силы, которая определяет жизнь людей, и противостоять которой не в силах не только люди, но и самые боги. На востоке, а позднее на западе, было распространено мнение, что все главные события исторической и частной жизни людей неизменно предопределены течением звезд (детерминизм астрологический). Сюда же относится верование магометан, что Бог, в силу вечного решения Своей воли, неизменно определил судьбу каждого человека, даже до малейших обстоятельств его жизни. В христианском мире сюда относится отрицающее нравственную свободу учение Кальвина и др., по которому Бог безусловно и неизменно предопределил одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению» (Булгаков, 1994).
Таким образом, фатализм протестантизма отмечается и в дореволюционных, и в советских, и в постсоветских, и в западных справочных изданиях.

Исследователь, пожелавший доказать изначальную склонность германцев к фатализму, нашёл бы этому тезису достаточно подтверждений в древнейшем эпосе и научной (исторической, социологической, культурологической) литературе. Так, специалист по английской литературе Р. Флетчер пишет в своём комментарии к древнему англосаксонскому эпосу «Беофульф» (700 г.), что понятие судьбы, обыгрываемое в этом произведении, представляется деспотичной и не имеющей сострадания к людям силой, с которой невозможно бороться; причём это понятие (называемое Wyrd) не вымерло вместе с язычеством, а вошло в несколько изменённом виде и в мировоззрение английских пуритан (Fletcher, 2004).
А.Я. Гуревич отмечает в предисловии к «Беовульфу», что данное произведение «пестрит ссылками на Судьбу, которая то выступает в качестве орудия творца и идентична божественному Провидению, то фигурирует как самостоятельная сила. Но вера в Судьбу занимала центральное место в дохристианской идеологии германских народов. Судьба понималась не как всеобщий рок, а как индивидуальная доля отдельного человека, его везенье, счастье; у одних удачи больше, у других меньше» («Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах», 1975). Соответственно, согласно мифологии древних германцев, человеку изначально предопределено быть успешным или неуспешным, счастливым или несчастливым. Это подтверждается и следующим отрывком из «Прорицания Вельвы» («Старшая Эдда», VI-VIII вв., стихотворный сборник германских мифов):
Мудрые девы оттуда возникли, три из ключа под древом высоким;
Урд имя первой, вторая — Вердани, — резали руны, — Скульд имя третьей; судьбы судили, жизнь выбирали детям людей, жребий готовят.
Речь здесь идёт о богинях судьбы — норнах, отвечающих за настоящее, прошлое и будущее человека (как древнеримские парки, древнегреческие мойры). К. Бишоп (Австралийский национальный университет) комментирует слова Wyrd bip ful arwd (Судьба всегда предопределена) древнеанглийского стихотворения “The Wanderer” (современное название) следующим образом: стихотворение отражает типичное представление древних западных саксов о неизбежности судьбы, о невозможности ублажить её мольбами, дарами и благородными поступками (Bishop, 2007). Понятие “Wyrd” («судьба»), как полагает Бишоп, не просто фаталистично, но и подразумевает всеохватывающее, неизбежное предопределение, не обладающее какой-либо осмысленной силой, но ведущее всё к разрушению и уничтожению.
В приложении 2 мы привели точку зрения культуролога А.П. Богатырёва на данный вопрос (статья написана специально для этой монографии по нашей просьбе). Он полагает, что:
а) западному человеку ещё со времён Древней Греции присущ фатализм;
б) этот фатализм значительно усилился во времена средневековья из- за постоянных эпидемий, которые невозможно было предотвратить или остановить (в XIV в., например, от «чёрной смерти» вымерло от четверти до трети населения Европы);
в) особенно яркое отражение фатализм нашёл в доктрине предопределения у протестантов;
г) вполне может быть, что соответствующее мировоззрение отобразилось в высокой частотности «фаталистичной» лексики.
С просьбой разъяснить относительно широкое распространение веры в судьбу в Англии по сравнению с Россией мы обратились непосредственно к А. Вежбицкой, которая популяризировала теорию «фатализма» русской грамматики. Приводим её ответ, полученный по электронной почте в июне 2007 г.: “To take just one of your questions — How many «Anglos» believe in «sud’ba». To me, the question doesn’t make much sense, since there is no concept of ‘sud’ba’ in English. Questionnaires of this kind are based on the assumption that there is a shared concept which can be investigated in different languages. To do semantics cross-linguistically, one needs an appropriate metalanguage”.
С одной стороны, её отказ приравнять русское понятие «судьба» к английскому “destiny” или “fate” совершенно понятен, так как у каждого слова есть свои особенные коннотации. С другой стороны, едва ли кто-то будет отрицать, что английское “fate” (именно это слово использовалось в приведённых выше опросах) не менее фаталистично, чем русское «судьба». Вот как, например, определяет понятие “fate” “Roget’s II: The New Thesaurus” (1995): “1. A predestined tragic end.., 2. That which is inevitably destined…” (Roget’s II: The New Thesaurus, 1995), то есть “fate” по своему определению трагичнее «судьбы», это, скорее, рок, участь, и не зря другими значениями этого слова являются «смерть», «гибель». Сама Вежбицкая в одной из работ сравнивает “fate” с русским словом «рок» (Wierzbicka, 1992, р. 66).
Учитывая широко распространённую веру англичан в “fate”, нельзя назвать случайностью то, что именно в Англии зародились и приобрели особую популярность готические романы, персонажи которых неизменно становятся жертвой судьбы и потусторонних сил, а затем — всевозможные мистические триллеры и жанр ужасов. Русским до самого последнего времени всё это было чуждо, к мифическим существам относились часто с иронией, и даже самые отрицательные персонажи из потустороннего мира (типа Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, чертей) зачастую становились предметом юмористических рассказов. Особенно это касается произведений советских времён, но уже у Гоголя тенденция говорить о потустороннем в ироническом тоне просматривается совершенно отчётливо.
Если исходить из результатов приведенных в данной работе анализов частотности лексем, имеющих отношение к фатализму (см. ниже), всё же следует признать, что до революции русские писатели активнее использовали средства выражения неизбежности судьбы, чем советские, и после распада СССР по некоторым параметрам начался возврат к дореволюционному уровню. Является ли это следствием вторичного распространения православия, с уверенностью сказать нельзя, поскольку русские в большинстве своём, хотя и причисляют себя к православным, обычно не имеют никакого понятия о его учении. Например, даже Библию никогда не читали 60 % опрошенных в 2002 г. россиян, 18 % читали её когда-то, лишь 2 % читают её регулярно (см. более подробную статистику и по другим параметрам в приведенном выше источнике ). Для сравнения: 59 % американцев читают Библию время от времени, 37 % — минимум раз в неделю (Gallup, Simmons, 2000); каждый третий американец считает, что Библию следует понимать буквально (Barrick, 2007). Более вероятно предположение, что мифологизация сознания после распада СССР обусловлена влиянием западной культуры через фильмы ужасов, мистические произведения, через распространение всевозможных сект.

Учитывая веру протестантов в богоданность успеха, особенно в денежном эквиваленте, вполне логично предположить, что современная британская и американская литература о том, как достигать своих жизненных целей, будет в большей или меньшей мере пропитана мистицизмом. Так оно и есть. Мы продемонстрируем это на примере наиболее известной и популярной книги по данной теме — «Думай и богатей» Н. Хилла. Хотя книга была выпущена в 1937 г., она до сих пор постоянно переиздаётся во многих странах в различных вариантах (полных, сокращённых), причём только в США после 1973 г. она выдержала свыше 50 изданий, периодически попадая в “BusinessWeek Best-Seller List” (в том числе в 2007 г.). По всему миру к концу 2007 г. было продано не менее 30 млн копий. Существует несколько продолжений. Книга многократно переиздавалась и в России.
Среди различных советов, как достичь своей цели (богатства), автор вполне серьезно приводит способы связи с Высшим Разумом (чтобы «выпросить» у него желанную сумму), советует пользоваться шестым чувством, рассуждает о полезности телепатии и ясновидения: «Если Вы молитесь о чем-то, боясь, что Высший Разум не захочет действовать согласно Вашему желанию, — значит, Вы молитесь впустую. Если Вы когда-либо получали то, что просили в молитве, вспомните состояние Вашей души тогда — и Вы поймете, что теория, излагаемая здесь, больше чем теория.
Способ связи с Мировым Разумом подобен тому, как колебания звука передаются радио. Если Вы знакомы с принципом работы радио, то, конечно, знаете, что звук может быть передан, лишь когда его колебания преобразованы до уровня, не воспринимаемого человеческим ухом. Радиопередающее устройство модифицирует человеческий голос, увеличивая его колебания в миллион раз. Только таким образом энергию звука можно передавать через пространство. Преобразованная таким образом энергия поступает в радиоприемники и реконвертируется до первоначального уровня колебания.
Подсознание, выступающее как посредник, переводит молитву на Язык, понятный Мировому Разуму, доносит послание, содержащееся в молитве, и принимает ответ — в форме плана или идеи по достижению цели. Осознайте это — и Вы поймете, почему слова, содержащиеся в молитвеннике, не могут и никогда не смогут связать Ваш разум с Высшим Разумом. Ваш разум мал — настройте его на Мировой Разум. Подсознание — ваше радио: посылайте молитвы и принимайте ответы. Энергия всей Вселенной поможет молитвам сбыться.
Мы открыли то, что — хочется верить — представляет собой идеальные условия, находясь в которых сознание заставляет работать шестое чувство (описываемое в следующей главе).
Из того, что Я испытал в жизни, шестое чувство ближе всего к чуду. И Я знаю наверняка, что есть в мире некая сила, или Первотолчок, или Разум, пронизывающая каждый атом материи и делающая сгустки энергии воспринимаемыми для человека; что этот Мировой Разум превращает желуди в дубы, заставляет воду падать с холмов (делая за это ответственным Закон всемирного тяготения); сменяет ночь днем и зиму летом, устанавливает каждому его место и отношение к остальному миру. Этот Разум в сочетании с принципами нашей философии может помочь и Вам — в превращении Ваших желаний в конкретные материальные формы. Я это знаю: у меня есть опыт — и этот опыт меня научил» (Хилл, 1996).
Столь необычный подход к достижению успеха не должен удивлять: пока советские школьники учили логику, американские учили божественный закон. Если в СССР совершенно сознательно, на государственном уровне отказались от фаталистического мировоззрения, то в США по-прежнему пропагандируется богоданность жизненных благ. Результатом является мистифицированное сознание, причём до такой степени, что 83 % американцев в начале XXI в. всё ещё верят в непорочное зачатие (Kristof, 2003).
Мы не ставим перед собой задачу доказать фаталистичность англичан, американцев или западных людей вообще по сравнению с русскими. Достаточно продемонстрировать, как легко можно было бы сделать это на основе вполне солидных и достоверных источников, включая социологические опросы (которые, кстати, этнолингвисты, критикующие русских за фатализм, никогда не приводят) и самые известные энциклопедии. Приведенные нами материалы по фатализму протестантского мировоззрения неизменно замалчиваются критиками русской ментальности, из-за чего такая критика является не более чем однобоким подбором подходящих фактов и игнорированием остальных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *