Судьи израилевы

Современному человеку доступны не только библейские тексты, но и толкования к ним. Последние десятилетия этот доступ облегчили и увеличили, но это не решило проблему различных взглядов на одни и те же места Священного Писания, а даже усугубило остроту полемики не только в вопросах интерпретации какого-то явления или библейского сюжета, но и в вопросах границ целых периодов.

Указанные вопросы интересуют и тех, кто занимается исследованием периода судей Израиля, которым посвящена отдельная книга в Библии. Ее автором является святой пророк Самуил, о чем свидетельствуют: иудейское предание, древние христианские отцы и учители Церкви, а так же современные библеисты и археологи. Допускают, что впоследствии текст этой книги мог быть отредактирован Ездрой. Это то, что можно назвать «общим» мнением о книге, но такого согласия нет в вопросе хронологии.

Существует несколько различных исторических традиций, каждая из которых сформировалась под влиянием последователей древних и современных археологических школ и направлений. Поскольку в научной среде предоставляется право придерживаться различных аргументированных взглядов, то, пользуясь этим правом, историки-библеисты предлагают различные датировки библейских событий, в результате чего каждый из них пользуется своей «хронологической шкалой».

Большинство современных исследователей этого периода на Западе предлагают выделить около двух веков для эпохи судей. Это мнение разделяли и некоторые исследователи исторических книг Ветхого Завета в России в связи с чем этот взгляд появился в учебных пособиях по одноименному предмету в духовных школах Русской Церкви.

Другие исследователи считают, что судей в Израиле было 12, в силу «священности» этого числа для евреев.

Объективность исследования побуждает рассмотреть необходимость создания своеобразного исторического «общего знаменателя», основанного на общеизвестных событиях, даты которых могут приниматься разными исследовательскими школами с небольшими корректировками или даже без таковых, для решения вопросов касающихся не только хронологического характера, но и в отношении лиц имеющих судейское достоинство в этот период.

Чтобы сообщить некоторую ясность вопросу хронологии эпохи судей следует очертить ее хотя бы с одной из сторон. Если учесть, что окончание периода является смежной границей с эпохой царей, а первым из них был Саул, то время помазания его на царство можно принять за «общий знаменатель» для различных исторических традиций и взглядов.

В большинстве источников предлагается 1030 год до Р.Х. принять как начало царствования первого еврейского царя, но допускаются и некоторые поправки в несколько десятков лет, хотя Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (т.XIV, с. 36., СПб. 1913) указывает в статье «Саул», что «Время его царствования трудно установить, так как в Библии нет на то ясных указаний».

Если обратить внимание, каким образом Ветхий Завет открывает нам историю судей, то заметно, что имена судей сменяются иногда именами иноплеменных царей, что является свидетельством наказания за религиозное непостоянство евреев в этот период. В тексте Священного Писания это представлено как целостное повествование, которое можно показать в таблице:

Служили Хусарсафему (Месопотамскому) 8 лет 3 8
I Гофониил 40 лет 3 11
Еглон (Моавитский) 18 лет 3 14
II Аод 80 лет 3 30
III Самегар -?- 3 31
Иавин (Ханаанский) 20 лет 4 2
IV+V Девора и Варак 40 лет 5 31
Мадианитяне 7 лет 6 1
VI Гедеон 40 лет 8 28
Авимелех «царствовал» 3 года 9 22
VII Фола 23 года 10 2
VIII Иаир 22 года 10 3
Филистимляне и Аммонитяне 18 лет 10 8
IX Иеффай 6 лет 12 7
X Есевон 7 лет 12 9
XI Елон 10 лет 12 11
XII Авдон 8 лет 12 14
Филистимляне 40 лет 13 1
XIII Самсон 20 лет 16 31
XIV Емегар -?- 16 31

Кроме этого повествуется в книге Судей и о трех периодах без указания их продолжительности (17,6; 18,1; 21,25), в которые еще не было царя и не было судьи и «каждый делал то, что казалось ему справедливым».

История судей имеет продолжение в I Книге Царств:

Глава: Стих:

XV Илий 40 лет 4 18
XVI Самуил всю жизнь 7 15

XVII Иоиль

(дети Самуила)

XVIII Авия

-?-

При этом, если, не учитывая служения Самуила и его детей Иоиля и Авии, сложить предлагаемые Библией периоды правления судей и периоды угнетения иноплеменниками, то получится 450 лет.

Однако, если еще учесть и то, что в Библии не указывается время правления судей Самегара и Емегара, то придется признать, что этот период значительно больше двух столетий, а общее число судей – не 12.

Даже при общей уместности и пользе так называемой «библейской критики», у некоторых современных исследователей преобладает специфический подход, в силу которого подвергаются сомнению в исторической достоверности многие места книги Судей. Это происходит и тогда, когда «недостаточно материала для последовательной исторической реконструкции». На что можно посмотреть с точки зрения общего контекста Библии, в котором на исторические книги Ветхого Завета проливают свой свет слова из исторической книги Нового Завета: «Мужи Израильтяне и боящиеся Бога! Послушайте. Бог народа сего… около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила…» (Деян. 13, 16-20).

Предложенный элементарный хронологический анализ библейского повествования о периоде судей позволяет нам с достаточной степенью уверенности говорить о его продолжительности, как сказано в Деяниях Апостольских, 450 лет судили другие судьи до пророка Самуила, который судил все дни жизни своей.

Все это является подтверждением того, что издревле содержит Святая Восточная Православная Церковь и в своем Писании и Предании и в богослужении. Так в древних месяцесловах и в современном Патриаршем Календаре на 2015 год в начале индикта 1/14 сентября указывается память праведного Иисуса Навина и указывается век XVI, что совпадает с ранней границей эпохи судей. Это же время: 1556-1550 гг. до Р.Х. указано как период деятельности святого Иисуса и в Житиях святых на 1 день церковного года.

Просмотрено: 1756 раз.

Прежде, до прихода израильтян из Египта в Ханаан, там жили разные языческие народы: хеттеи, гергесеи, аморреи, хананеи, ферезеи, евеи и иевусеи. Иногда мы называем их всех хананеянами. Из-за множества грехов Господь решил истребить хананеев. Главными божествами хананеев были Ваал и его жена Астарта. Поклонение Ваалу сопровождалось бесстыдными оргиями. На так называемых «высотах» совершались жертвоприношения, там приносили в жертву и людей. Израильтяне поселились на территории Ханаана, границы которого проходили, приблизительно, от середины сегодняшнего Ливана на севере, до полуострова Синая на юге, а также к востоку от реки Иордан. Моисей разделил землю на 11 колен из 12 колен Израилевых — потомков 12 сыновей Иакова: Рувима, Симеона. Левия, Иуды, Дана, Неффалима, Гада. Асира, Иссахара, Завулона, Иосифа (колено Иосифа в свою очередь делилось на два колена от двух его сыновей Ефраима и Манассии) и Вениамина. Колено же Левииново не получило своей доли земли. Левиты были избраны Богом для служения при Его Святилище, а жили в определенных городах, принадлежавших другим коленам. Первые 300-400 лет после прихода в Ханаан, у 12 израильских колен не было центрального управления. Их объединяла, в основном, вера в единого Бога, Творца неба и земли. И, тем не менее, они все-таки впали в идолопоклонство, воевали между собой и с окружающими их племенами, которые хотели уничтожить израильтян. За преступления и идолопоклонство Господь гневался и наказывал Израиль, допуская, чтобы враги Израиля — моавитяне, аммонитяне, амаликитяне, филистимляне, хананеяне, мадианитяне и сидоняне — порабощали его. Под игом этих народов израильский народ часто пребывал в состоянии изнурения и апатии. Но, чтобы помочь Своему народу. Господь милостиво выдвигал из их среды «судей», которые спасали его от рук врагов. После смерти судей народ снова впадал в идолопоклонство и поступал даже хуже отцов, навлекая на себя снова гнев Господний. Израильскими судьями были: Гофониил, Аод, Самегар, Девора и Варак, Гедеон, Авимелех, Фола, Иаир, Иеффай. Есевон, Елон, Авдон, Самсон, первосвященник Илий и Самуил. В этой книге мы расскажем только о некоторых из них. «В те дни не было царя у Израиля: каждый делал то, что ему казалось справедливым».

Читайте более подробно: .

Период Судей

Часть серии статей об

Хронология еврейской истории
Библейская хронология
Библейская история
История антисемитизма
Христианство и антисемитизм

История евреев по странам

В странах ислама
В Азии
В Западной Европе
В Восточной Европе
В России
В Новом Свете

Периоды еврейской истории:

Древнейшая история евреев Эпоха Патриархов Эпоха Судей

Эпоха Судей

Древний Израиль и Иудея Саул · Давид · Соломон Эпоха Первого Храма Древний Израиль · Иудея Десять потеряных колен · Вавилонский плен Эпоха Второго Храма Иудея под персидским владычеством Античный период Маккавеи · Хасмонеи Иродиады · Ирод I Иудея под властью Рима

Период Мишны и Талмуда

Иудейские войны · Бар Кохба
Ессеи · Саддукеи · Фарисеи
Таннаи · Амораи · Савораи
Синедрион · Мишна · Талмуд
Евреи в Римской империи и Византии

Евреи в Средние века

Эпоха гаонов
Евреи в исламском мире
Крестовые походы
Еврейское мессианство
Изгнание евреев из Испании

Новое время (XVI—XVIII вв.)

Евреи в Польше и России

Новейшее время (XIX—XX вв.)

Современная история
(после 1945 года)

Категории:

История еврейского народа

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

  • 1 Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)
  • 2 Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет)
  • 3 Список Судей Израиля
  • 4 См. также

Завоевание Ханаана (ок. XIII в. до н. э.| 14 лет)

Став во главе народа, Иисус Навин с необычайной энергией повёл наступательную войну и, пользуясь раздробленностью местных ханаанских князей, за короткое время разбил их одного за другим, при этом, согласно с обычным военным правом древности, подвергая всё население поголовному избиению, находившему себе оправдание, кроме того, и в той ужасной степени религиозно-нравственного развращения, на которой находились ханаанские народы и при которой они становились решительно опасными для религии и нравственности избранного народа. Завоевание исполнено было в семь лет, и завоеванная земля разделена была между двенадцатью племенами, на которые разделялся народ (по числу своих двенадцати родоначальников, сыновей Иакова), с выделением из них тринадцатого колена Левиты на священное служение.

Эпоха Судей (XII—XI вв. до н. э.| ~ З00 лет)

После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на двенадцать самостоятельных республик, объединением для которых служило лишь единство религии и закона и сознание своего братства по крови. Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ Ваала и Астарты). Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.

От этих бедствий народ был избавлен старейшинами и доблестными вождями, так называемыми судьями, среди которых особенно выдаются знаменитая пророчица Девора, доблестный Гедеон и прославившийся своей чудесной силой Самсон, гроза злейшего врага израильского народа — филистимлян. Несмотря на эти подвиги отдельных лиц, вся история периода судей (продолжавшегося около 350 лет) есть история постепенных заблуждений, беззаконий и идолопоклонства народа с неразлучно следовавшими за ними бедствиями. Среди избранного народа почти совсем забыта была истинная религия, и на место её явились жалкие суеверия, распространявшиеся разными беспутными, бродячими левитами. Безнравственность стала настолько всеобщей, что прелюбодейное сожительство считалось обычным делом и как бы заменяло брак, а в некоторых городах развелись даже такие гнусные пороки, которыми некогда Содом и Гоморра навлекли на себя страшный гнев Божий.

Внутреннее беззаконие и всеобщее самоуправство довершают картину жизни израильского народа в те дни, «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд.21:25). При таком положении избранному народу грозила окончательная гибель, но он избавлен был от неё последним и наиболее знаменитым судьёй Самуилом. Своим проницательным умом открыв самый источник бедствий своего народа, он посвятил всю свою жизнь благу его и решился произвести в нём радикальное религиозно-общественное пребразование. Сосредоточивая в своей личности и духовную, и гражданскую власть и будучи пламенным ревнителем веры отцов, он с целью возрождения народа, сам будучи пророком и учителем веры, пришёл к мысли основать учреждение, которое могло бы навсегда служить источником духовного просвещения и из которого могли бы выходить просвещенные ревнители веры и закона. Такое учреждение и явилось в виде пророческих школ, или так называемых «сонмов пророков». Из этих школ впоследствии и выходили те доблестные мужи, которые бесстрашно говорили горькую правду сильным мира сего. Одушевленные самоотверженной ревностью об истинном благе народа, они были бесстрашными поборниками истинной религии и выступали решительными защитниками её при всякой угрожавшей ей опасности. Деятельность их развивалась и крепла по мере хода исторической жизни народа, и с течением времени они сделались грозными мстителями за всякое попрание религии, истины и справедливости. Своей неустанной проповедью они с этого времени не переставали будить совесть народа и его правителей и тем поддерживали в нём дух истинной религии и доброй нравственности.

Мудрое правление Самуила продолжалось до его преклонных лет; но беззаконные действия его негодных сыновей вновь угрожали народу возвращением к прежним бедствиям, и тогда в нём явилось непреодолимое желание решительно покончить с периодом анархии и он стал просить престарелого судью поставить над ним царя, который бы «судил их, как и прочие народы». Это желание было вызвано в народе окончательным сознанием своей неспособности к самоуправлению по возвышенным началам теократии, как они изложены были в законодательстве Моисеевом, хотя самое учреждение царской власти отнюдь не противоречило началу теократии и, напротив, в самом Моисеевом законодательстве предвиделось как необходимая ступень в развитии исторической жизни народа (Втор.22:14,15).

Список Судей Израиля

Древний Израиль (Ханаан). Столицы: Силом (Шило), Мицпа, Рама, Гибеон (Гивон).

Имя в рус. традиции
Имя в оригинале
В Ветхом Завете Годы жизни Длительность правления
Иисус Навин
Иехошуа Бин-Нун
Нав.1 — Суд.2:8
8 лет вассал Кушан-Ришатаим
Гофониил, сын Кеназа
Отниэль бен Кназ
Суд.3:9-11 40 лет мира воевал против Хусарсафема, царя Месопотамского (Кушан-Ришатаим, царь Арама).
18 лет вассал аммонитян и амаликитян
Аод, сын Геры
Эхуд бен Гера
Суд.3:11-29 80 лет мира воевал против Еглона, царя Моавитского (Эглона, царя Моава)
Самегар, сын Анафов
Шамгар бен Анат
Суд.3:31
20 лет вассал ханаанеев
Девора
Двора
Суд.4 — 5 40 лет вместе с военачальником Вараком (Бараком) воевала против ханаанского царя Иавина Асорского (Явина, царя Хацора) и Сисары (Сисры), его военачальника
7 лет вассал Мидьяна
Гедеон
Гид’он
Суд.6 — 8 40 лет воевал с мадианитянами, амаликитянами и «жителями востока»
Авимелех, сын Гедеона
Авимелех бен Гид’он
Суд.9 3 года формально узурпировал царскую власть и не является Судьёй. Воевал с израильтянами, протестовавшими против его власти
Фола, сын Фуи
Тол’а бен Пуа
Суд.10:1,2 23 года
Иаир из Галаада
Яир ха-Гиль’ади
Суд.10:3-5 22 года
18 лет вассал филистимлян и аммонитян
Иеффай
Ифтах
Суд.11 — 12:7 6 лет воевал с аммонитянами
Есевон
Ивцан
Суд.12:8-10 7 лет
Елон Завулонянин
Эйлон ха-Звулуни
Суд.12:11,12 10 лет
Авдон, сын Гиллела
Авдон бен Гилель
Суд.12:13-15 8 лет
вассал филистимлян
Самсон
Шимшон
Суд.13 — 16 20 лет воевал с филистимлянами
Илий
Эли ха-Кохен
1Цар.1:1 — 4:18
Самуил
Шмуэль
1Цар.1 — 28

См. также

  • Книга Судей Израилевых
Эпоха Судей
Завоевание Иерихона | Наложница в Гиве | История Руфь
Судьи Израиля
Иисус Навин
Иехошуа Бин-Нун
Гофониил, сын Кеназа
Отниэль бен Кназ
Аод, сын Геры
Эхуд бен Гера
Самегар, сын Анафов
Шамгар бен Анат
Девора
Двора
Гедеон
Гид’он
Авимелех, сын Гедеона
Авимелех бен Гид’он
Фола, сын Фуи
Тол’а бен Пуа
Иаир из Галаада
Яир ха-Гиль’ади
Иеффай
Ифтах
Есевон
Ивцан
Елон Завулонянин
Эйлон ха-Звулуни
Авдон, сын Гиллела
Авдон бен Гилель
Самсон
Шимшон
Илий
Эли ха-Кохен
Самуил
Шмуэль
Другие герои Эпохи Судей
В Израиле: Варак
Барак
Иаиль
Яэль
Иофам, сын Гидеона
Йотам бен Гид’он
Ноеминь
Наоми
Руфь
Рут
Вооз
Боаз
Анна
Хана
У других народов: Раав
Рахав
Еглон, царь Моавитский
Эглон, царь Моава
Иавин Асорский
Явин, царь Хацора
Сисара
Сисра
Далила
Длила

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *