Сунна это что такое

СУННА

СУННА (араб. ас-сунна) – в первоначальном смысле означает «обычай, пример, путь, направление (по которому следует идти)». Под этим понятием подразумевается жизненный путь пророка Мухаммада как пример для всех мусульман.

Еще до Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписанное собрание морально-правовых предписаний, «обычное право» патриархально-общинного общества, которые унаследованы племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне – своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях – возникла после смерти пророка. После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, не достаточно для решения всех государственных общественных проблем. Возникла практика поиска прецедента, т.е., если решения нельзя было найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (тем более, что Мухаммад не отвергал родо-племенных законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции. Первая предлагала пользоваться предписаниями Корана, исходившими от пророка, т.е., основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения.

Первоначально использование рая (личного мнения факиха) не получило широкого распространения. Мусульмане предпочитали опереться на высказывания и действия пророка, которые, будучи зафиксированы, стали вторым, после Корана, источником ответов на возникающие вопросы. Таким образом, соблюдать сунну означало следовать примеру Мухаммада, подражать ему. В Коране встречаются выражения «сунна предков» (Коран, 8:39, 15:13, 18:53, 35:41) и «сунна Аллаха» (Коран, 17:79, 33:62, 48:23), что означает практику, которой придерживались предшествующие поколения, или сам Аллах. Вне Корана под словом «сунна» подразумевается более широкое понятие. С течением времени сунна приобрела черты, позволяющие отождествлять ее с понятием «правоверие» в христианстве.

Следование правилам, изложенным в сунне, считается обязательным для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название «сунниты» – те, кто следует путем. После смерти Мухаммада на основе сунны решались многие практические вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.

Проблема соотношения сунны и Корана занимает важное место в трактатах по основам религии (усул ад-дин). В частности, высказывалось мнение, что если сунна может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без сунны. В трудах по основам фикха в 9–10 вв. обсуждался вопрос допустимости иных источников решения правовых казусов кроме Корана и сунны.

Мусульманская сунна включает в себя нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Как было сказано выше, первоначально за основу была взята сунна Мухаммада, включающая в себя поступки (фиал) и высказывания (каул) пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (хадис, мн. ч. ахадис – сообщение, рассказ).

Появление и дальнейшее использование хадисов было обусловлено тем, что «божественных установлений», изложенных в Коране, оказалось недостаточно для решения множества вопросов, встававших перед новыми поколениями мусульман (см. также МУСУЛЬМАНЕ). Важным источником стали предания о поступках, речах, советах и рекомендациях Мухаммада его современникам. Идеальный образ пророка, вождя, основателя государства, сначала бедного и гонимого, но не побоявшегося выступить против заблуждений своих соплеменников, человека, которого избрал для своих посланий Аллах, вызывал уважение и восхищение мусульман. Это был образ, по которому каждый мог сверять свои поступки. Поэтому учение о пророке Мухаммаде, его словах и делах, стало важной составной частью ислама, вошло в символ веры, в право, в богословие, историографию и литературу.

Информация о высказываниях и поступках пророка, об обстоятельствах, сопровождавших ту или иную ситуацию, составили самостоятельный раздел арабской литературы. Каждое сообщение сопровождалось иснадом – ссылкой на непрерывную цепь людей, передаваших эту информацию. Как правило это были люди из ближайшего окружения Мухаммада – Абу Бакр, Умар, Айша, Али, Абу Хурайра и др. Согласно установившейся традиции, чем более достойным уважения был передатчик, особенно последний в цепи иснада (то есть самый ранний), тем более несомненной считалась достоверность текста (матн), следовавшего за иснадом. Наиболее достовреными хадисами были те, которые можно было проследить по нескольким цепочкам передатчиков.

Примерно за два с лишним столетия число хадисов достигло астрономических цифр: более миллиона.

К началу 8 в. в «науке о хадисах» (‘ильм аль-хадис) сложилось три школы: мединская, иракская и сирийская, между школами не было согласия, и они обвиняли друг друга в ереси.

Тогда же началась письменная фиксация хадисов. От первоначально этапа ничего не сохранилось, но во второй половине 9 в. существовало уже шесть сборников хадисов, которые надолго и прочно завоевали авторитет и переписывались в большом количестве экземпляров.

Среди суннитов наибольшим авторитетом пользовались шесть сборников: Аль-джами ас-сахих аль-Бухари (810–870); ас-Сахих Муслима ан-Нишапури (817–875). Меньшую популярность имеют Суннан Ибн Мажда (ум. 886); Суннан Абу Дауда ас-Сиджистани (ум. 888); Аль-джами аль-кабир Мухаммада ат-Тирмизи (ум. 892); Суннан ан-Ниса’и (ум. 915).

Однако наиболее авторитетным сборником хадисов считается Аль-джами ас-сахих, составителем которого был Мухаммад аль-Бухари. Он отобрал 7400 хадисов, которые считал наиболее достоверными. Ас-сахих признан мусульманами выдающимся руководством по фикху (комплекс правил поведения мусульманина). В других сборниках интерес составителей был сосредоточен вокруг тех или иных правил и норм быта. Подробно рассматривается что дозволено (мандуб) и что запрещено (макрух), как относиться к ритуалу, пище, одежде, взаимоотношениям между людьми, к заключению договоров о купле-продаже, о торговле рабами и т.д.

В целом на базе хадисов была разработана система стереотипов поведения мусульманина, где все поступки человека рассматривались через призму пяти понятий: ваджиб или фард – «обязательные», мандуб – «рекомендуемые», мубах или джа’из – «дозволенные» (но не предполагающие одобрения или награды), макрух – «не одобряемые» (но не запрещаемые) и махзур – «запрещенные».

Впоследствии на основе хадисов была создана сира – биография (жития) пророка Мухаммада, так же прокламирующая его жизненные принципы.

В 9–10 вв. мусульманские богословы обсуждали вопрос о допустимости использования в качестве «усуль ад-дин» (основ религии) других источников, однако большинство их отвергло такую возможность. Периодически звучат призывы следовать положениям сунны в быту буквально (вплоть до отказа от вещей, появившихся после смерти Мухаммада), воспроизводя детально образ жизни мусульманской общины времен пророка. Подобной практики придерживались ваххабиты (последователи Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба) в Аравии еще в 18 в., сегодня ее пропагандируют сторонники фундаменталистских движений.

Сунна является составной частью мусульманского богословского образования. При подготовке имамов и факихов (богословов-законоведов) знание сунны пророка является одним из необходимых условий авторитета религиозного деятеля. В богословии существует ряд дисциплин, которые непосредственно основаны на сунне, по ней сверяются все нововведения, в противном случае они объявляются бид’а (ненужным новшеством).

Ольга Бибикова

Сунна

способ, путь, привычный путь, следование. Сунной называют слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества пророка Мухаммада, которые известны из различных сообщений очевидцев (См. Хадис). Во множественном числе — «сунан».
Сунна бывает трех видов:
1. Кауль — это различные высказывания пророка Мухаммада, которые приводятся в хадисах;
2. Фииль — это различные поступки, которые совершались пророком Мухаммадом. Эти поступки являются повелением для всех мусульман;
3. Такрир — молчаливое одобрение пророком Мухаммадом тех слов и дел его сподвижников, свидетелем которых он был. То есть если пророк молчаливо соглашался с чем-то и не выступал против этого, то это означает разрешенность данного действия.
Сунна является вторым после Корана первоисточником исламской религии, следование положениям которой является обязанностью всех мусульман. О необходимости следования Сунне пророка говорится во многих аятах Корана и хадисах:
— «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример — для тех, кто стремится к Аллаху и к Последнему дню и много поминает Аллаха» (Коран, 33: 21).
— «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас! Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то вернитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу» (4: 59).
— «Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху» (Коран, 4:80).
— «…Что дал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь…» (Коран, 59:7).
— «Я (т.е. Мухаммад) оставляю вам две вещи. Пока вы будете следовать этим двум вещам, вы не собьетесь с истинного пути. Это книга Аллаха и моя сунна». .
— «Советую вам быть набожными по отношению к Аллаху. Даже если вами будет управлять раб из Эфиопии, то будьте покорны ему. Те, кто останется в живых после меня (т.е. Мухаммада), то увидит много разногласий. Напоминаю вам о моей сунне и сунне Праведных халифов, которые на истинном пути. Следуйте им… Будьте осторожны по отношению к новшествам. Так как все, что вышло после моей сунны и противоречит ей — это бид’а (новшество). Бид’а же является заблуждением, извращением». .
Сунна имеет исключительное значение в Исламе. По отношению к аятам Корана, она несет следующие функции:
1. Повторяет повеления аятов Корана, подтверждает и усиливает их. Например, в Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (4: 29). Смысл этого аята полностью подтверждает следующий хадис из «Муснада» Ахмада ибн Ханбаля (V, 72): «Не является дозволенным для мусульманина имущество другого человека, если оно приобретено не по его согласию».
2. Комментирует аяты и вносит ясность в некоторые их смыслы. Например, в Коране часто говорится о необходимости совершения молитвы или поста. О том, как именно необходимо совершать намаз и пост подробно говорится в Сунне. Например, в аятеговорится: «Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них — безопасность, и они на верной дороге» (6: 82). По этому поводу пророк Мухаммад сказал: «Слово «несправедливость» касается лишь многобожия. Разве вы не слышали, что сказал Лукман: «… Многобожие — великая несправедливость».
3. Может отменить некоторые правовые повеления Корана (См. Насх и Мансух). Например, в Коране говорится: «Когда к кому-либо явится смерть и он оставляет состояние, то предписано завещать по обычаю родителям и близким родственникам» (2: 180). В Сунне же говорится: «Нет завещания наследнику» .
4. Может предписывать какие-либо правовые действия, о которых не говорится в Коране. Например, в Коране говорится: «Скажи: В том, что открыто мне, я не нахожу запрещенным для питающегося то, чем он питается, только если это будет мертвечина, или пролитая кровь, или мясо свиньи, потому что это — скверна, или нечистое, которое заколото с призыванием не к Аллаху…» (6: 145). Но Сунна запрещает также многие виды пищи, не упомянутые в этом аяте: «Все хищные звери с клыками и всякая птица с когтями запрещаются для потребления» (Бухари и Муслим). Кроме того, в хадисах говорится о необходимости совершения ночного намаза (См. Витр), о запрете на ношение золотых украшений и шелковых одежд мужчинам, что не встречается в Коране.
Сунна делится на три категории:
1. Мутаватир. Это различные сообщения, которые восходят к пророку Мухаммаду и его сподвижникам, известные из многочисленных цепей передатчиков, которые не могли договориться между собой об их фабрикации. Сунна-мутаватир является достоверной и никаким сомнениям не подлежит (См. Хабар аль-Мутаватир). В связи с этим, вероучительные и правовые положения, выведенные из Сунны-мутаватир, являются обязательми (фард) для исполнения. Если различные сообщения совпадают дословно, то их называют мутаватир аль-ляфзи, а если только по смыслу — мутаватир аль-манави.
2. Машхур. В ханафитском мазхабе это различные известные в мусульманской умме сообщения от пророка Мухаммада и его сподвижников, которые переданы немногочисленными независимыми друг от друга цепями передатчиков (например, двумя). По этой причине они не причисляются к категории мутаватир. Необходимость действия на основании сунны-машхур приближено к сунне-мутаватир. Другие же мазхабы считают сунну-машхур частью сунны-ахад, и в их классификации сунна делится только на мутаватир и ахад.
— Ахад. Это сообщения о жизни, речах и поступках пророка Мухаммада переданные малым количеством цепей передатчиков (одним или двумя). Эти сообщения уступают по значимости сообщениям мутаватир, и на их основе не строятся вероучительные основы религии. Но в некоторых правовых вопросах можно действовать на их основании, если они соответствуют критериям достоверности (См. Хадис).
В ханафитском мазхабе выдавать правовое предписание на основании сунны-ахад можно только в следующих случаях:
а) Если сподвижники, передавшие хадисы сами поступали так, как говорится в переданном ими сообщении. В противном случае необходимо поступать на основании того, что они делали и выдавали фетвы. Например, Абу Ханифа не предписывал действовать по хадису от Абу Хурайры, в котором тот говорил о том, что посуду, которой коснулась собака, необходимо семь раз протереть песком. Абу Ханифа обосновывал это тем, что сам Абу Хурайра не поступал таким образом, и протирал посуду лишь три раза и именно так выдавал фетвы. Поэтому ханафиты считают эти фетвы Абу Хурайры доказательством того, что семикратное протирание песком является отмененным (насх). Следовательно, это сообщение, по его мнению, вызывало сомнения, несмотря на то, что этот хадис был признан достоверным и содержится в сборниках хадисов Бухари (Вуду, 33) и Муслима (Тахара, 89, 91, 92, 99).
б) Хадис не должен противоречить кыясу и основным положениям шариата, если он передан сподвижником, который не был известным знатоком фикха и муджтахидом. То есть, если те или иные хадисы исходят от таких ученых сподвижников, как Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Омар или Абдулла ибн Масуд, то они принимаются и на их основании выдаются правовые предписания. Но если хадисы были переданы сподвижниками, которые были только передатчиками и не были учеными, то предписания на их основе, при противоречии с кыясом, не выдаются. Такое правило было введено потому, что многие известные хадисы передавались в смысловой, а не буквальной передаче. Поэтому, если сподвижник, который был одновременно факихом и муджтахидом передавал хадисы, то он использовал такие выражения, которые адекватно выражали их первоначальный смысл. Именно этого качества могло не быть у тех передатчиков, которые не были учеными. Поэтому если их хадисы противоречили кыясу и общепризнанным фактам, то они не принимались.
в) Сообщение о действиях пророка Мухаммада, которые должны были бы быть известными многим тысячам людей, не могут быть в единичной передаче (ахад). Например, известен хадис от Абдуллы ибн Омара о том, что, выпрямившись после земного поклона (руку) в намазе, пророк Мухаммад поднимал руки (Бухари, «Азан», 83-86). Однако такое должны были бы видеть многие тысячи людей и передать их другим людям. В результате такой хадис должен был бы быть в категории мутаватир. То же самое относится к громкому произнесению слов «Бисмилляхир-рахманир-рахим» в намазе, при прочтении суры «Фатиха». Это сообщение также известно в единичной передаче (Тирмизи, «Салат», 67). По этой причине таким хадисам в ханафитском мазхабе не следуют.
Что касается хадисов-мурсал, в конце цепочки передатчиков которых отсутствует сподвижник пророка Мухаммада, ссылающийся на него, то такие сообщения принимаются в маликитском и ханафитском мазхабе, с условием того, что они были переданы надежными передатчиками (См. Хадис). В шафиитском же мазхабе обязательным условием принятия хадиса-мурсал является передача его таким известным табиуном, как Саид ибн Мусаййаб или Хасан аль-Басри. Но даже при этом необходимо, чтобы такой хадис-мурсал был подтвержден по смыслу каким-либо другим хадисом, в иснаде которого присутствуют все передатчики, либо же другим хадисом-мурсал, признанным со стороны мусульманских ученых. Кроме того, такой хадис должен подтверждать высказывания некоторых сподвижников и должны быть данные о том, что мусульманские правоведы выдавали на их основе фетвы. Согласно правовым положениям шафиитского мазхаба, если существует противоречие между хадисом-мурсал и хадисом с непрерывной цепочкой передатчиков, то должен приниматься в качестве решающего последний.
В маликитском мазхабе для выдачи правового предписания на основании достоверного хадиса в единичной передаче (ахад) необходимо, чтобы его содержание подтверждалось традициями жителей города Медины. Например, согласно хадису, пророк Мухаммад завершал намаз двумя «саламами». Однако Малик ибн Анас предписывал заканчивать намаз одним «саламом», так как именно так делали мединцы.
Шафииты и ханбалиты выносят фетвы на основании любого хадиса-ахад, если он удовлетворяет всем требованиям достоверности, предъявляемым мухаддисами.
Что же касается различных деяний пророка Мухаммада, то они разделяются на три категории:
1. Деяния, которые он совершал в качестве обычного человека. К ним относятся, например, его трапеза, сон, питье; а также общественная деятельность: торговые сделки, хозяйственная деятельность, ведение войн, и т.д. Окружавшие его сподвижники учились у него этике и правильному совершению этих деяний.
2. Деяния, совершение которых было обязательно не для всех мусульман, а только для самого пророка. Например, это относится к специальному ночному намазу (См. Тахаджуд), непрерывному посту (висал) на протяжении двух и более дней.
3. Деяния, оговоренные в шариате, которые носят обязательный характер для всех мусульман. Это относится к намазу, посту, хаджу и т.д.
По степени необходимости совершения тех или иных деяний различаются следующие виды сунны:
Сунна гайри муаккада — различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал не постоянно. Это чаще называется мустахаб. Примером является совершение намаза-сунны, который предшествует обязательному намазу иша.
Сунна муаккада — различные богоугодные действия, которые пророк Мухаммад делал постоянно и покидал редко. Примером являются богоугодные намазы, совершаемые до и после намазов салат ас-субх и салат аз-зухр, чтение азана и икамы перед молитвой, чистка зубов и т.д. Воздержание от совершения сунны муаккада является очень нежелательным для мусульманина.
Существует также понятие Сунны хасана. Это разрешенные в Исламе деяния, основы которых восходят к периоду жизни пророка Мухаммада или его сподвижников, и которые укрепляют религию. Примером является сооружение минаретов, школ, написание книг. Даже если их не было в современном смысле этих слов во времена пророка Мухаммада, то все равно их основы существовали и поощрялись им. Например, если даже в его время не было минаретов, то все равно на молитву мусульман созывали с возвышенностей. Или если даже при нем не было точного подобия современных школ, то все равно, пророкобязывал всех своих последователей учиться и направлял к ним учителей. Поэтому сунна хасана не является нововведением (См. Бид’а).
Свои отличительные особенности в определении понятия Сунны имеет шиитская традиция (См. Иснаашариты).

Прежде чем изучать сунну, необходимо узнать, что же означает это слово. Во-первых, слово «сунна» взаимозаменяемо со словом «хадис». Если быть более точными, понятие «хадис» имеет более конкретное значение, тогда как «сунна» – понятие более общее.

В арабском языке слово «хадис» означает «слово», «фраза». Следовательно, под словом «хадис» подразумевается и понимается то, что говорил Пророк саллаллаху алайхи васаллам.

Ученого, занимающегося наукой о хадисах, мы называем мухаддисом. Мухаддисы – это ученые, которые выясняют, как и через кого был передан и доведен до них хадис Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Для осуществления этого чрезвычайно ответственного дела они избрали максимально точные и достоверные методы. Данные принципы и научные методы стали основой для гуманитарных наук в истории человечества.

Слово «сунна» в арабском языке означает духовный путь («тарикатун»). Под выражением «сунна такого-то человека» подразумевается его жизненный путь. Исходя из этого, под сунной Пророка следует понимать его жизненный путь, его тарикат.

В терминологии мухаддисов сунна разъясняется следующим образом:

«Сведения о высказываниях, действиях, одобрении (согласии), внешних и нравственных качествах, биографии Пророка саллаллаху алайхи васаллам называются «сунна».

Данное толкование свидетельствует о том, что «сунна» включает в себя несколько различных составляющих, сохранившихся в качестве наследия нашего Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и переданных достоверными источниками, а также разъясняет, почему сборник этих сведений называется сунной. Приведем по одному примеру к каждой из упомянутых составляющих.

1. «Высказывания» – включают в себя сказанное нашим Пророком саллаллаху алайхи васаллам в различных ситуациях и отношениях.

К примеру, он сказал: «Поистине, деяния связаны с намерениями».

Люди, которые услышали эти благословенные слова, передавали их другим как особую ценность. Таким образом, они передавались от поколения к поколению и доходили до ученого мухаддиса. Только после проверки их научным методом, удостоверившись в том, что они являются хадисом, он включал их в свой сборник. Это называется «словесной сунной» (ас-сунна ал-кавлийя).

2. Под «действиями» понимаются такие действия и поступки Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как совершение омовения, намаза, хаджа и другие. Те, кто видел подобные деяния Пророка саллаллаху алайхи васаллам, рассказывали и показывали это остальным. Так, подобные сведения доходили до ученого мухаддиса и становились примером того, что делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Это называется «практической сунной» (ас-сунна ал-фиълийя).

3. «Одобрение» – означает одобрение (или молчаливое согласие) чего-либо, подтверждение правильности этого. С точки зрения сунны здесь подразумевается одобрение Пророком саллаллаху алайхи васаллам каких-либо действий, совершенных его благочестивыми сподвижниками.

К примеру, Халид ибн Валид радияллаху анху был предводителем группы воинов, направленных Пророком саллаллаху алайхи васаллам. В месте, куда они прибыли, он оказался в состоянии джунуб (при котором необходимо совершение полного омовения – гусл). Однако из-за холода он совершил не гусл, а таяммум (омовение песком), после чего совершил намаз.

Бывшие с ним рассказали об этом Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам одобрил поступок Халида ибн Валида радияллаху анху. Одобрение может быть выражено либо словесным одобрением, либо молчаливым согласием. Это называется «сунной одобрения» (ас-сунна ат-такририйя).

4. Под сунной «внешности» имеется в виду внешность Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Люди, видевшие Пророка саллаллаху алайхи васаллам, подробно описали его рост, фигуру, телосложение, волосы, глаза и другие части тела. Эти сведения также дошли в виде преданий до мухаддисов, а благодаря им – до исламской уммы. К примеру, книга имама Тирмизи «Шамаили Мухаммадийя» целиком посвящена именно этой теме. Все наши мухаддисы, даже если и не писали об этом отдельных книг, сохранили в преданиях дошедшие до них хадисы об этом.

5. «Морально-нравственные качества». Почтенные сподвижники также оставили предания о таких нравственных достоинствах Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как терпеливость, мягкость, отважность, щедрость и о многих других. Сведения об этом также являются сунной.

6. «Биография». Благословенная жизнь нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам, его биография с момента рождения вплоть до возвращения к Господу, сохранены в преданиях с чрезвычайной ясностью и подробностями. Собрание преданий такого вида также называется «сийра».

Всесторонне и глубоко изучив каждую информацию по этим шести вопросам, ученые мухаддисы собрали и включили их в свои сборники.

Из этого следует, что сунна является очень важным источником для Ислама и мусульман. Поскольку она включает в себя высказывания, действия, одобрения, описание внешних и нравственных качеств, а также биографические сведения о Пророке Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам – почтеннейшем человеке, показавшем пример полноценного применения в своей жизни последней и совершенной религии Всевышнего Аллаха.

Методам применения в жизни Божественного, вечного и чудодейственного Руководства – Священного Куръана – мы также учимся из сунны. Поскольку именно Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам получил, довел до людей и показал, как применять в жизни принципы Священного Куръана.

Из сунны мы также учимся толкованию Священного Куръана, поскольку первым и главным толкователем Куръана был Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Ниспосланные ему аяты он читал окружавшим его людям и при необходимости разъяснял их смысл. Очень многие сподвижники спрашивали у Пророка саллаллаху алайхи васаллам о непонятных им местах. Все это тоже передано в хадисах.

В сунне мы также находим подробности и описания тех требований, которые в общем виде определены Священным Куръаном как главным руководством. Например, в Куръане Всевышний Аллах повелел совершать намаз. Однако о том, как следует это делать, подробно рассказал и показал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Подобно этому, в Куръане предписано обязательство давать закáта. В сунне же разъяснено, с какого имущества, в каком количестве и как следует отдавать закáт.

Точно так же очень много законов шариата закреплены сунной на основе упомянутых в Куръане общих указаний и правил. Следовательно, сунна в исламском шариате является вторым источником после Священного Куръана. Это не просто мнение, возникшее в результате сравнения или размышлений. О том, что сунна является вторым источником в исламском шариате, сказано Всевышним Аллахом и Его Посланником саллаллаху алайхи васаллам, и на протяжении веков мусульмане единодушно следуют этому.

Во многих аятах Священного Куръана Всевышний Аллах повелевает правоверным подчиняться в первую очередь Себе, а затем – Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Поэтому в Священном Куръане неоднократно повторяется следующий аят:

«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику».

Подчинение Аллаху происходит в результате подчинения Куръану. Подчинение же Пророку саллаллаху алайхи васаллам при его жизни происходило в форме повиновения непосредственно ему, а после его смерти продолжается путем следования его сунне.

Следует отметить, что подчинение Аллаху и подчинение Пророку – это не два разных понятия, поскольку и Пророк саллаллаху алайхи васаллам всегда и во всем полностью подчинялся Аллаху. Он не требовал ничего, кроме подчинения Аллаху. Речь идет о подчинении требованиям Аллаха, указанным непосредственно в Куръане, и о подчинении требованиям Пророка саллаллаху алайхи васаллам, отраженным в его сунне. С точки зрения словесности и смысла, Священный Куръан – это вахий, ниспосланный Аллахом Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Вахий – это негласное и быстрое доведение Аллахом определенной информации до пророков. Аллах доводит до сердца Пророка алайхиссалам определенное сообщение, а Пророк сразу поймет, что это от Аллаха.

Что касается сунны, т.е. хадисов – то это вахий, смысл которых от Аллаха, а слова – от Пророка. В хадисах о религии, шариате и других подобных вопросах Пророк саллаллаху алайхи васаллам передавал не свои личные мысли, а выраженные его словами вахий Аллаха. Характеризуя благочестивого Пророка саллаллаху алайхи васаллам, Всевышний Аллах сказал:

«И не говорит по прихоти. Это – ни что иное, как вахий, что ниспосылается».

Следовательно, каждое слово Пророка саллаллаху алайхи васаллам о религии, набожности, шариате – это вахий Аллаха. Он говорил не то, что вздумается, и уже это обстоятельство свидетельствует о том, что сунна является вторым источником шариата.

Всевышний Аллах Сам открыто сказал в Священном Куръане, что без подчинения нашему Пророку саллаллаху алайхи васаллам, не следуя его указаниям, нельзя считать себя правоверным мусульманином.

Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:

«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними, потом не найдут в самих себе затруднения от того, что ты решил, и подчинятся полностью» (аят 65).

Согласно этому, правоверные в решении каждой возникающей в их жизни проблемы должны руководствоваться указаниями Пророка саллаллаху алайхи васаллам и его сунной. Его указания они должны исполнять без каких-либо душевных сомнений, полностью подчиняясь им. В противном случае они не имеют никаких прав считаться правоверными. Это является очень весомым аргументом того, что сунна в шариате – это второй источник после Куръана.

В Священном Куръане очень много аятов с таким смыслом. Все они подтверждают значение сунны в шариате Ислама. Об этом неоднократно говорил и сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Так, в одном из хадисов он сказал:

«Я оставил вам две вещи. Если вы будете строго следовать им, то никогда не ошибетесь. Это Книга Аллаха и моя сунна».

В многочисленных хадисах аналогичного содержания упоминание Пророком саллаллаху алайхи васаллам сначала Куръана, а затем сунны, следует понимать как указание на то, что сунна является вторым после Куръана источником шариата.

Для более полного понимания этого рассмотрим один хадис, который передали имам Ахмад, имам Абу Давуд, имам Тирмизи, имам Дарими, имам Байхаки, имам Ибн Саъд и имам Ибн Абдул Барр.

Отправляя из числа сподвижников Муъаза ибн Джабала своим представителем в Йемен, Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил его:

«Как ты поступишь, если тебе придется принимать решение?»

Он ответил: «Я приму решение в соответствии с Книгой Аллаха».

Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил: «Если же в Книге Аллаха не будет того, что нужно?»

Он сказал: «В соответствии с сунной Посланника Аллаха».

Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил: «Если же и в сунне Посланника Аллаха не будет того, что нужно?»

Он сказал: «Тогда я прибегну к иджтихаду своим умом. Но не сдамся».

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам похлопал его по груди и сказал: «Хвала Аллаху, удостоившему посланника Посланника Аллаха чести довольства Аллаха и Посланника Аллаха», – и очень обрадовался».

Из этого хадиса совершенно ясно видно, что там, где нет Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, правоверные должны следовать сначала согласно Куръану, а затем – сунне.

Следуя этим аятам и хадисам, исламская умма, начиная с того времени, когда Аллах осветил мир нашей религией, вплоть до сегодняшних дней единогласно признает сунну вторым после Куръана источником. С этим могут быть не согласны только те, кто заблуждается и не отличается здравомыслием.

Чья же сунна может быть таковой, если не сунна пророка, избранного Самим Всевышним Аллахом? Несомненно, каждый здравомыслящий человек ответит на этот вопрос, что это сунна Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.

Итак, мы изучили словарное и терминологическое значения слова «сунна», привели соответствующие примеры. Помимо этого, основываясь на конкретных доказательствах, убедились в том, что сунна является вторым после Куръана источником исламского шариата.

(Из «Введения» серии «Хадисы и Жизнь»)

.

Что такое сунна в исламе?

Практически каждая современная религия опирается на определенный набор священных текстов, авторство которых приписывается пророкам и их ближайшим последователям.

Часть таких текстов считается божественными откровениями, записанными со слов пророков, избранных богом посредниками между собой и остальным человечеством, другие тексты представляют собой так называемые «жития святых»: описания жизни и деятельности пророков, праведников, мучеников и т. д.

Священные тексты современных мировых религий канонизированы — то есть приведены к определенным стандартам, любые изменения или дополнения которых считаются ересью и строго осуждается официальными религиозными конфессиями.

Что такое сунна?

Главным священным текстом в исламе является Коран; считается, что сам Аллах продиктовал его пророку Мухаммаду — основателю и идейному вдохновителю ислама, после чего текст был записан со слов пророка его ближайшими сподвижниками. Вторым по значимости священным преданием у мусульман считается сунна (в переводе с арабского «обычай, пример»), представляющая собой жизнеописание пророка. Сунна имеет огромное значение для каждого мусульманина, она представляет собой нерушимый эталон, на основании которого в исламском мире решается большинство не только религиозных, но и этических, практических, а также юридических вопросов.

Сунна включает в себя описание поступков, высказываний и невысказанного одобрения пророка Мухаммада. Изначально сунна устно передавалась сподвижниками пророка — так называемыми сахабами — их ученикам, которые передавали ее своим ученикам и так далее по цепочке; затем она была письменно зафиксирована в виде хадисов — отдельных преданий о жизни, словах и поступках пророка.

Сунна имеет тесную связь с Кораном, она объясняет и дополняет его. Следование сунне пророка Мухаммада является одной из важнейших жизненных задач для каждого мусульманина.

Чем сунна отличается от Корана?

Наряду с Кораном сунна регламентирует все аспекты жизни мусульман, являясь непререкаемо авторитетным источником религиозных и нравственных норм, принятых в исламе. В совокупности сунна и Коран составляют основу, на которую опирается так называемый шариат — свод правил, детально регламентирующих поведение мусульманина. Принципиальное различие между Кораном и сунной заключается в том, что текст Корана считается откровением самого Аллаха, а сунна описывает слова и поступки пророка Мухаммада.

Слово «сунна» может иметь в исламе несколько значений. Сунной называют не только священное предание, но и поступки, соответствующие приведенным в нем примерам. В некоторых исламских странах этим словом называют также обряд обрезания.

Из чего состоит сунна?

Сунну составляют так называемые хадисы — предания, устно переданные по цепочке через своих учеников сподвижниками пророка. В VIII-IX веках хадисы были записаны и объединены в сборники. На сегодняшний день существует шесть сборников хадисов, признаваемых большинством исламских духовных авторитетов.

Каждый хадис состоит из двух составных частей, которые называются иснад и матн. Иснад представляет собой описание цепочки людей, участвовавших в устной передаче хадиса. Матн содержит непосредственное описание того, что сделал, сказал или молчаливо одобрил пророк Мухаммад.

Значение сунны для мусульман

Для мусульманина сунна представляет собой авторитетное руководство как в духовных, так и в практических вопросах. Неуклонное и беспрекословное следование сунне считается безусловной добродетелью.

Сунна разъясняет и детализирует общие положения Корана, помогая применять учение Аллаха и пророка Мухаммада к самым разнообразным проявлениям повседневной жизни мусульманина. В исламских странах обучение сунне является неотъемлемой частью религиозного воспитания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *