Суздаль монастыри

Суздаль — один из красивейших городов «Золотого кольца». Вокруг Суздальского кремля и посада, о которых я уже рассказывала, привольно раскинулись монастыри и бывшие ремесленные слободы.

Ильинская церковь и река Каменка

Когда-то Суздаль был окружен кольцом монастырей. Некоторые из них не пережили Смутное время, другие упразднили в 1764 году во время секуляризационной реформы Екатерины Великой. Не обошли стороной Суздаль и бурные советские годы, когда были утрачены многие памятники архитектуры. На сегодняшний день в Суздале осталось только пять монастырей: Ризположенский, Александровский, Васильевский, Покровский и Спасо-Евфимиевский. Четыре из них переданы Русской Православной церкви, а Спасо-Евфимиевский является музеем в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Схема древнего Суздаля X-XIII веков

Самым древним монастырем Суздаля был Дмитриевский, основанный в XI веке монахами Киево-Печерского монастыря. В 1764 году он был упразднен, его храмы стали приходскими, а в 1930-е годы были разобраны. Сейчас на его месте расположен Музей деревянного зодчества и крестьянского быта (ул.Западная, 27).

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта

В 1207 году к северу от Суздальского посада был основан девичий Ризположенский монастырь (ул. Ленина). Здесь особо почитается Евфросиния Суздальская, молитвами которой монастырь был спасен от Батыева нашествия в 1238 году. Под этим именем была пострижена в монастырь Феодулия, дочь князя Михаила Черниговского. Она готовилась стать женой суздальского боярина Мины, но перед самой свадьбой жених неожиданно умер. В XVI веке было составлено «Житие преподобной Евфросинии Суздальской».

Монахиня

От домонгольских построек монастыря ничего не сохранилось. Существующие ныне датируются XVI-XIX веками. Самым древним является трехглавый Ризположенский собор, построенный в XVI веке. Другая интересная постройка монастыря — двухшатровые Святые ворота 1688 года, украшенные нишами-ширинками с цветными изразцами.

Ризположенский монастырь

Часть монастырской территории еще не отреставрирована

Ризположенский монастырь

Мемориальная доска

Главная высотная доминанта Ризположенского монастыря и всего Суздаля — 72-метровая Преподобенская колокольня. Она была построена в 1812-1824 годах на месте старой шатровой колокольни, серьезно пострадавшей в пожаре 1769 года. Проект, по всей видимости, был выполнен губернским архитектором Евграфом Петровым, учеником Матвея Казакова. Создание колокольни связывают с желанием жителей Суздаля увековечить славу русского оружия в войне с Наполеоном.

Преподобенская колокольня Ризположенского монастыря

На стрелке между Слободской улицей и улицей Крупской расположена небольшая часовня. Она была установлена в 1999 году на месте, где прежде находились две церкви — летняя Похвалынская, построенная около 1725 года и зимняя Варваринская 1737 года. Обе они были разрушены в 1937 году.

Часовня на Слободской

Недалеко от Ризположенского монастыря находится Александровский монастырь, основанный, по преданию, Александром Невским в 1240 году. Вскоре он стал именоваться лаврой, ему покровительствовали московские князья Иван Калита и его сын Иван Красный. В 1695 году на средства царицы Натальи Нарышкиной и её сына Петра была построена каменная Вознесенская церковь. В начале XVIII века возвели Святые ворота и ограду. В 1764 году монастырь был упразднен, храм обращен в приходскую церковь.

Александровский монастырь

Свято-Покровский женский монастырь (Покровская ул., 76) был основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем. Сюда была сослана бездетная царица Соломония Сабурова, супруга царя Василия III. Вскоре в монастырь начали насильно постригать и других знатных женщин, ставших жертвами политических интриг и борьбы за власть. В Покровском монастыре провела долгих 19 лет Евдокия Лопухина, первая жена царя Петра I.

Сохранились памятники архитектуры XVI-XVIII веков: Покровский собор (1510-1518), Святые врата с надвратной Благовещенской церковью, колокольня XVI-XVII веков, трапезная Зачатьевская церковь (1551), Приказная изба XVIII века, в которой размещается экспозиция «История Покровского монастыря. Интерьер Приказной избы».

Покровский женский монастырь

Покровский женский монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь (ул.Ленина) находится на северной границе Суздаля. По своему богатству и насыщенной экспозиции он поспорит с Суздальским кремлем. Монастырь был основан в 1352 году, его первым игуменом стал преподобный Евфимий, сподвижник Сергия Радонежского. Сохранился величественный ансамбль памятников XVI-XIX веков. Главная постройка — Спасо-Преображенский собор, построенный в XVI веке, в котором сохранились росписи костромской артели мастеров под руководством Гурия Никитина. У стен Спасо-Преображенского собора похоронен князь Дмитрий Пожарский. Другие постройки — шатровая трапезная Успенская церковь XVI века, «церковь под колоколы» Рождества Иоанна Предтечи со звонницей, надвратная Благовещенская церковь, Никольская церковь, настоятельские покои, келейный корпус.

При Екатерине Великой в монастыре была создана тюрьма для «безумствующих колодников», преобразованная после революции в политический изолятор ОГПУ-НКВД, затем — в лагерь для военнопленных, после войны — в детскую колонию. Сейчас в Спасо-Евфимиевском монастыре расположен музей, одно из подразделений Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Спасо-Евфимиев монастырь

Спасо-Евфимиев монастырь

На территории Спасо-Евфимиева монастыря

Братский (келейный) корпус

Спасо-Преображенский собор и звонница

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора

Успенская трапезная церковь

Мавзолей над могилой Дмитрия Пожарского

Стены Спасо-Евфимиева монастыря

Рядом со Спасо-Евфимиевым монастырем находилась Скучилова слобода, или «Скучилиха», где жили владеющие мастерством крестьяне из монастырских вотчин. Здесь сохранился небольшой каменный посадский дом (ул. Ленина, 148). Он состоит из двух клетей под высокими двухскатными крышами, наподобие деревянных домов. Посадский дом был построен в XVII веке и принадлежал портному Костьке Добрынке, отцу раскольника Никиты Пустосвята. В 1682 году Никита Добрынин участвовал в споре о вере, который проходил в Грановитой палате в Московском Кремле, в присутствии царевны Софии Алексеевны.

Посадский дом

Рядом с посадским домом, напротив монастыря, стоят две церкви (ул. Ленина, 148а). Первая — церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери, с колокольней, построенная в 1696-1707 годах. За ней — маленькая «теплая» церковь Симеона Столпника 1749 года.

Смоленская церковь

На самом севере города, за Спасо-Евфимиевым монастырем находится ансамбль церкви Воздвижения Креста Господня и церкви Косьмы и Дамиана в Коровниках (Спасская ул., 41а-б). Летняя церковь Косьмы и Дамиана была построена в стиле барокко около 1750 года. Зимняя Крестовоздвиженская церковь, с традиционной шатровой колокольней, датируется 1696 годом. В настоящее время они принадлежат общине Русской Православной старообрядческой Церкви.

Ансамбль церкви Воздвижения Креста Господня и церкви Косьмы и Дамиана

Ансамбль церкви Воздвижения Креста Господня и церкви Косьмы и Дамиана

На восточной окраине города, на дороге, ведущей на Кидекшу, стоит Свято-Васильевский мужской монастырь (ул.Васильевская). Он был основан в XIII веке. Сохранился собор 1662-1669 годов постройки, Сретенская трапезная церковь XVII века, колокольня. Монастырский ансамбль окружен невысокой стеной.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь

Рядом с Васильевским монастырем расположен ресторан «Трактир» (Васильевская ул., 34в), от которого открывается великолепный вид на излучину реки Каменки и храмовый комплекс в Михали.

Храмовый комплекс в Михали

Сейчас Михали — часть Суздаля. Храмовый ансамбль включает летнюю церковь Михаила Архангела 1769 года постройки, зимнюю церковь Флора и Лавра, построенную между 1800 и 1825 годами и церковь Александра Невского, построенную между 1875 и 1900 годами. Рядом на территории находится большой учебный корпус, дом священника и другие постройки. Сейчас комплекс передан Суздальскому православному лицею. Отсюда открывается великолепная панорама Суздаля.

Церковь Михаила Архангела и церковь Флора и Лавра в Михали

Храмовый комплекс в Михали

Панорама Суздаля

Один из самых красивых храмов Суздаля — Козьмодемьянская церковь на Яруновой горе (ул.Ярунова гора). Она расположена близ Острожного земляного вала. По преданиям, в глубокой древности здесь находилось языческое капище бога Яруна, или Ярилы. В XII веке на этом месте был основан Козьмодемьянский монастырь, где окончил свои дни епископ Иоанн. Существующая ныне церковь была построена в 1725 году, сменив старый деревянный храм.

Козьмодемьянская церковь на Яруновой горке

На Заречной стороне находится ансамбль Ризположенской церкви с колокольней и Знаменской церквей на Мжаре (улица Ленина, 22). В прошлом здесь находился Введенский монастырь.

Еще один интересный храм в Суздале — церковь Бориса и Глеба в Заречной стороне (ул. Борисовская Сторона) конца XVII — середины XVIII века. До начала XVII века здесь находился Борисоглебский монастырь, который был сожжен поляками в Смутное время. Это летний храм, немного севернее него находилась зимняя Никольская церковь XVIII века, снесенная в советские годы.

Церковь Бориса и Глеба

Церковь Бориса и Глеба

Одно из самых красивых мест Суздаля — Ильинский луг. На холме над рекой Каменкой стоит Ильинская церковь (ул.Иванова гора) 1744 года постройки. Место это очень древнее: горка, на которой построен храм, называется Ивановой. Первый суздальский историк, автор «Исторического собрания о Богоспасаемом граде Суждале» (1754 год) Ананий Федоров пишет, что прежде здесь было языческое капище, посвященное Ивану Купале.

Ильинская и Тихвинская церкви

Ильинская и Тихвинская церкви

Ильинский луг — место заповедное. Другое его название — Лебяжий луг. Он имеет статус Особо охраняемой природной территории регионального значения. Здесь гнездятся различные виды птиц, обитает колония чаек. По преданию, на этом месте состоялась битва между Евпатием Коловратом и монголами.

Ильинский луг

Рядом с Ильинским лугом, на улице Шмидта, расположены еще несколько церквей: Тихвинская и Богоявленская с Предтеченской. Тихвинская церковь, построенная конце XVII века, дошла до нашего времени без трапезной и колокольни. Прежде на её месте находился Андреевский монастырь, сожженный в Смутное время.

Тихвинская церковь

Летняя Богоявленская церковь 1781 года и зимняя церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченская) 1739 года составляют единый гармоничный ансамбль. В прошлом вокруг них селились кожевники, поэтому такое же название — Кожевники, — получила и слобода.

Богоявленская церковь и церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченская)

В конце XVIII века Суздаль превращается в тихий уездный город. В 1788 году был составлен «прожектированный» план города. Предполагалось, что будет введена регулярная застройка, расширены старые площади.

План Суздаля, 1788 год

Впрочем, сделано было немногое, и город сохранил свою традиционную застройку и планировку. Въезд в город обозначен парными стелами. Улицы города застроены старинными деревянными и каменными домами XVIII-XIX веков. Есть и более поздние, современные, но хорошо вписанные в исторический ландшафт.

Ивановская застава

Красная площадь

Памятник Ленину на Красной площади

Центр культуры и досуга города Суздаля

На улице Ленина, 106 обратите внимание на красивый дворец с церковью. Это бывшая богадельня, построенная в 1834 году на средства уроженца Суздаля, московского купца 1-й гильдии Василия Максимовича Блохина. После революции здесь размещались в разное время различные организации: Владимирская областная колхозная школа (ВОКША), затем — училище механизации сельского хозяйства, преобразованное в СПТУ № 8, художественно-реставрационное училище. Сейчас в этом здании находится Суздальский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры».

Здание бывшей богадельни

Необыкновенно красивы суздальские старинные деревянные дома. Многие из них украшены богатой резьбой. До революции они принадлежали купцам и мещанам.

Дом с красивыми наличниками

Дом по улице Ленина

Дом по улице Ленина

Дом по улице Ленина

Дом купцов Бибановых

На улице Ленина среди деревянной застройки выделяется большой каменный дом с многочисленными постройками. Это жилой дом купца Шишкина, построенный в середине XIX века. В фильме «Женитьба Бальзаминова» он выступает как усадьба Пижоновых.

Композиция с телегой и цветами на фоне жилого дома купца Шишкина

Жилой дом купца Шишкина

Дом по улице Ленина

Дом по улице Ленина

Дом по улице Ленина

Дом по улице Ленина

Дом около Спасо-Евфимиева монастыря

Дом на Васильевской улице

Дом на Васильевской улице

Владимирская застава

Еще одно интересное место, до которого мы, увы, не доехали — Музей живой истории «Щурово Городище», расположенный на территории отеля HELIOPARK Suzdal. Это реконструкция поселения древних славян, основой для которого стали декорации фильма Павла Лунгина «Царь».

Разумеется, мы посмотрели не все достопримечательности Суздаля. Оказалось, что три дня (не считая однодневных поездок в прошлом) — это так мало!

Статья обновлена 13 мая 2020

© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Суздальское викариатство Владимирской епархии Русской Православной Церкви (недейств.)

Суздальская епархия (τοῦ Σούσδαλ, ἡ Σούσδαλις) упоминается в «Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae» как существовавшая в конце XII века . О нахождении кафедры Ростовских епископов в Суздале по крайней мере к началу 1160-х годов определенно свидетельствует Ипатьевская летопись .

Древняя кафедра, охватившее Владимиро-Суздальское княжество, была учреждена около 1214 года как Владимирская (см. подробнее), будучи выделена из Ростовской. Возможно некоторое время в домонгольский период её кафедра находилась в Суздале, но позднее в XIII веке Владимир-на-Клязьме определенно становится главным городом этой церковной области.

После кратковременного пребывания во Владимире, в 1325 году Всероссийские митрополиты перенесли своё местопребывание в Москву. Вскоре после этого, в 1330 году, для бо́льшей части Владимиро-Суздальской земли была восстановлена самостоятельная кафедра с центром в Суздале.

С 26 января 1589 года была возведена в степень архиепископии, а с 25 марта 1682 года — митрополии.

Указом от 6 мая 1786 года Суздальская епархия была присоединена к недавно учрежденной самостоятельной Владимирской, но кафедральным городом остался Суздаль. В 1788 году к воссоединенной Владимиро-Суздальской епархии была присоединена и Переславльская, а её название изменено на Суздальскую. При императоре Павле была проведена еще одна административная реформа надолго закрепившая местное церковное первенство за Владимиром — 31 июля 1798 года туда была перенесена архиерейская кафедра, а 16 октября 1799 года епархия вновь поименована Владимирской.

С того времени Суздальская кафедра возрождалась только как викариатство Владимирской епархии в 1910-1930-х годах.

Исторические названия

  • Суздальская (викарная, упом. 1916 — упом. 1931)

Архиереи

Суздальское викариатство Владимирской епархии

Использованные материалы

  • Страницы сайта Русское Православие:
  • Страница проекта Иерархия Церквей:

Darrouzès. Notitiae. P. 348-352. А. Ю. Карпов. Ефрем, еп. Суздальский // Православная энциклопедия, т. 19, с. 56-57 —

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520, под 1161 г. А. Ю. Карпов. Ефрем, еп. Суздальский // Православная энциклопедия, т. 19, с. 56-57 —

Строев.

Амвросий Орнатский.

Дурново.

Дурново, Строев.

Амвросий Орнатский, Дурново.

Строев и Амвросий Орнатский. По Дурново — с 1653.

По Амвросию Орнатскому — до 12 ноября 1515; по другим данным — до 15 сентября 1515.

Из Сербских и Архангельских (в Московском Кремле).

Так по . По ММЛ «РПИ» и — с 14 сентября 1927; по — до 14 июня 1929; по другим данным — до 13 марта 1929.

Старинный Суздаль хранит много памятников русского зодчества, и особое место среди них занимают действующие монастыри, многие из которых простояли на этой земле более 700 лет. Некоторые суздальские обители на протяжении веков использовались как места заточения неугодных царям представителей знати, инакомыслящих, сектантов и военнопленных. На их территории можно увидеть старинные храмы, уникальные настенные росписи и иконы. В некоторых монастырях выставлены редкие музейные коллекции, раскрывающие страницы истории русского государства.

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.

Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.

Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.

Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.

К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.

Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Покровский женский монастырь

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович. В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю. Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

Первой знатной узницей обители стала Соломония — жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии — Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Ризоположенский женский монастырь

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году. Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине.

Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Александровский мужской монастырь

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители — это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Свято-Васильевский мужской монастырь

Возле дороги, ведущей на Кидекшу, на восточной окраине города с XIII века стоит Васильевская обитель. Времена, когда ее создали, были неспокойными, и монастырь построили как форпост оборонительных сооружений города. По преданию, эта обитель возникла на месте, где до нее стоял первый дубовый храм Суздаля, в которой Владимир Красное Солнышко крестил горожан.

Как самостоятельный монастырь, обитель просуществовала до 60-х годов XVIII века. А позже, когда многие монастырские территории были ликвидированы, ее приписали к Спасо-Евфимиеву монастырю. Сегодня почти весь монастырский комплекс принадлежит мужской монашеской общине.

Паломники и туристы приезжают сюда, чтобы увидеть необычный Васильевский собор, сооруженный в 1660-е годы. Раньше этот храм был трехглавым, а сегодня его венчает одна главка. Оформление фасадов собора настолько лаконично и сурово, что храм скорее напоминает старинную крепость. Кроме него, на территории монастыря сохранились трапезная церковь Сретения, каменная ограда, Святые ворота и некоторые другие постройки, которые сейчас занимают монахи. С монастырской колокольни прекрасно видны живописные суздальские просторы.

Территория обители расположена на Васильевской улице.

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Муром

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Казань

Публикация подготовлена братией Сретенского монастыря на основании материала, собранного во время поездки в Суздаль в феврале 2005 года.

Суздаль – город монастырей. C высоты птичьего полета видно, что третью часть старого города занимают церкви и монастыри. За всю историю в Суздале было пятнадцать монастырей, не считая приходских храмов. Не все из них сохранились. С начала XIII века Суздаль был резиденцией епископов. При каждом епископе основывались монастыри, а бывало, что и по два. Они сохранялись на протяжении веков, но некоторые были разорены татарами в XIII веке. Так, например, в 1238 году разрушен Введенский девичий монастырь. А некоторые были разрушены поляками, в смутное время с 1608 по 1610 год. Суздаль несколько раз разорялся польскими отрядами, литовцами и даже казацкой вольницей. По Васильевской улице можно пройти в Кидекшу. Улица названа в честь монастыря. Монастырь, храм которого освящен в честь свт. Василия Великого, был основан в XIII веке. Определенной даты основания нет, но основание монастыря связывают с именем удельного князя Василия Ростовского. Возможно, князь и основал этот монастырь на окраине Суздаля. Но есть неподтвержденные версии, что в X веке Владимир Креститель, приходя сюда, основал монастырь. Более достоверные версии свидетельствуют о существовании монастыря с XIII века. Археологи говорят, что культурный слой сохранился там с XIII века. Сам монастырь был действующим до времен Екатерины II. Но после секуляризации церковных земель, а почти все богатейшие земли в округе принадлежали монастырям и архиерейскому дому, многие монастыри потеряли свои крупные владения. Поэтому некоторые монастыри упраздняли, превращали в приходские храмы. Васильевский монастырь был приписан к Спасо-Евфимиеву монастырю. Таким образом, были совмещены два мужских монастыря. Храм в Васильевском монастыре был построен в XVII веке. В конце XVII века уже не использовали старые технологии построек, позакомарные покрытия, древние конструкции. А возводили более простые сомкнутые своды, плоские крыши. Над Васильевским собором сохранился световой барабан. Храм этот особенный для Суздаля – он двухстолпный. Что немного изменяет старую традицию строить четырехстолпные или шестистолпные храмы. Колокольня была построена уже позже, в XVIII веке. Сейчас монастырь действует. Братия живет в небольших домиках. Сретенская трапезная церковь тоже передана монастырю, но не вся территория монастыря передана братии. Там есть и дом коммунального хозяйства, это наследие старых времен. В Суздале все действующие монастыри – Васильевский, Покровский, Ризоположенский, – занимают лишь половину монастырской территории. В Покровском монастыре располагается гостиница. В Ризоположенском монастыре находится тоже гостиничный комплекс, спорткомплекс, и есть даже небольшой коммунальный городок. Но постепенно идет процесс возвращения церковной собственности в монастырские владения. Конечно, по сравнению с былым количеством, монастырей у нас сохранилось немного, всего лишь пять. Но зато два из них, Спасо-Евфимиев и Покровский – одни из самых знаменитых и богатейших монастырей в России. Вся округа, все поля, через которые проезжают в Кидекшу, принадлежали либо Спасо-Евфимиеву, либо Покровскому монастырю. Часть земель принадлежала и архиерейскому дому, он был третьим здесь по богатству и по состоятельности. Более пяти с половиной тысяч крепостных дворов по этой дороге принадлежало архиереям суздальским. Мимо их владений мы проедем сейчас в древнее село Кидекшу. Кидекша – место удивительное. Оно сохранилось, как поселение со второго тысячелетия до нашей эры, там были обнаружены стоянки древних людей. Потом там появились финно-угорские поселения. Возможно, само название Кидекши, как и название Суздаль связано с финноуграми. На финском наречии, на наречии языка меря, Кидекша – это каменистый рукав, каменистый приток. То есть, это второе дославянское название Каменки. Каменка – главная река Суздаля, небольшая и неглубокая, но всегда полноводная благодаря особой хитрой системе ее наполнения. Она всегда использовалась как торговый путь. А более крупная река, Нерль, протекает чуть дальше, на берег ее мы, конечно, выйдем, она связывала Суздаль водным путем с Ростовскими землями, с Владимиром, Москвой. Эти реки являлись достаточно оживленными артериями, не только летом, но и зимой по ним ходили торговые караваны. Однако, кроме торговых караванов, по этим рекам перемещались и вражеские полчища. На окрестности Суздаля еще с конца XI, в начале XII века несколько раз нападали волжские булгары. И вообще, крепость, резиденция князя Юрия Долгорукого в XII веке, служила как бы форпостом на подступах к Суздалю. Отсюда предупреждали горожан о приближении врага, так что было возможно предусмотреть оборону. Несколько раз волжские булгары, врывавшиеся сюда, терпели поражение от суздальских ратей. От крепости Кидекши ничего не осталось, и практически ничего – от самих валов. Они находились на территории современных огородов и были перепаханы.Но сохранилась белокаменная церковь св. Бориса и Глеба, и более того, если бы в XIX веке проводились более тщательные исследования этого места, то, может быть, открытий было бы больше. Ведь упоминается, что в XIX веке рядом с церковью св. Бориса и Глеба были обнаружены остатки мрамора. Мрамора не в современном понимании – были обнаружены белые камни. Эти остатки белокаменных строений относились к дворцу князя Юрия Долгорукого. Князь не просто так здесь основал свою резиденцию. Место было очень удобно для обороны. Здесь слияние рек – Каменка впадает в Нерль. А еще на этом месте, раньше, во времена Мономаха воздвигалась другая каменная постройка. Остатки плинфенных строений были обнаружены археологами. Возможно, и Мономах в начале XII века строил на этом месте храм. Существующий храм построен на месте легендарном, относится оно к личностям Бориса Ростовского и Глеба, брата его. В честь этих мучеников, первых русских святых, был освящен и престол храма. По легенде, они встречались здесь незадолго до своей гибели. Так что это место было освящено поистине историческими личностями. Белокаменный храм в Кидекше считается одним из самых древних белокаменных построек здесь, на северо-востоке. Эту храмовую постройку можно считать началом белокаменного зодчества на северо-востоке. И именно со времен Юрия Долгорукого начинается белокаменное строительство, но, пользуясь дружбой с Волынскими князьями, он первоначально приглашает мастеров с Волыни. С запада они приходили сюда и учили местных мастеров, как строить из белого камня. Прежде этого со времен Мономаха использовалось дерево, конечно, и кирпич. Вот он, белокаменный храм, и мы сейчас его посетим, кроме него здесь еще большой комплекс. Здесь после времен Юрия Долгорукого с конца XII века, с начала XIII века возникает мужской Борисоглебский монастырь. Он существовал как действующий монастырь до XVIII века. Несколько раз он разорялся, а храм Бориса и Глеба пострадал во время нашествия Батыя. Его полчища шли с южной и юго-восточной стороны к Суздалю и переправлялись через Нерль, и, конечно, разорили все села на своем пути, в том числе и Кидекшу. Все деревянные строения сгорели, храм тоже горел. Его восточная сторона обрушилась после пожара, мощные белокаменные своды и мощная белокаменная глава раздавили часть стен. Их, конечно, восстановили, немного изменив форму храма. Из почти правильного куба он превратился в такой немного усеченный, уменьшенный прямоугольник. Ну а верх восстанавливался позже и перестраивался даже из кирпича в XVIII веке. Сохранились остатки позакомарных покрытий, полукружие как раз видно хорошо. И сохранились остатки окон, древних щелевидных окон сделанных, как бойни. И вот большое окно, растесанное в XVIII веке. В начале XVIII века суздальскими епископами жертвуются деньги в этот монастырь, на укрепление его и обустройство. Епископская кафедра существовала здесь до середины XVIII века, последние епископы в конце XVIII века жили и в Суздале, и во Владимире. А с 1799 года резиденция епископов переносится полностью во Владимир, и Суздаль сохраняет свои старые монастырские традиции, значение бывшего монастырского и религиозного центра. Но постепенно все приходит в упадок, и большей частью на средства купцов, местных жителей, восстанавливаются и поновляются храмы. Храм в честь великомученика Стефана, дьякона иерусалимского, был построен в конце XVIII века. Храм действующий.Настоятель, отец Андрей, проживает здесь, дом его находится рядом. Колокольня построена ориентировочно в 70-е годы XVIII века. Через несколько лет после оседания почвы, она стала заваливаться. Конечно, уникальное для нас строение, падающая колокольня, с конца XVIII века сохраняется. Реставраторы в XX веке, в год создания единого Владимиро-Суздальского музея-заповедника, укрепляли часть фундамента, чтобы колокольня окончательно не завалилась. Но крен ее потихоньку, миллиметр за миллиметром, все-таки увеличивается. Президент выделил средства, более миллиона рублей, на реставрацию храма и всего комплекса, как уникального памятника. В VIII веке монастырь был упразднен, храм стал сельским. До 1923 года все суздальские храмы, и монастыри, и храмы окрестных сел – были действующими. После подписания декрета о национализации церковного имущества, часть храмов передается в ведение городских властей. В Суздале, например, было разрушено двадцать две храмовые постройки XVIII и XIX веков, на кирпич старались разбирать храмы именно этого периода. На северо-западной стороне были найдены остатки этой постройки. Одно окно в храме заложили, заложили выходы на переходы во дворец князя. Здесь сохранились галереи, хоры. На хорах были выходы на эти переходы, которые связывали храм с княжеским дворцом. Храм с тремя входами, или с тремя порталами, крестовокупольный храм, сохранялся до XVIII века. После того, как перестраивали кровлю, делая ее кирпичной, на западной стороне храма возвели трапезную, небольшой придел. Использовали старый материал, белый камень и кирпич. И затем расписали в новом стиле. Здесь изображены дни творения. Храм летний и зимой закрывался, служба проходила в соседнем зимнем храме. Отопления не было никогда и, предположительно, не будет. Роспись покрывается инеем, что, конечно, ее портит. У входа в сам храм, как полагается, нас встречают архангел Гавриил и архангел Михаил. Эти росписи тоже XVIII века. Внутри храма сохранились фрески XII века, причем сейчас происходит реставрация и поновление фресок. Открываются части старого письма, и все больше и больше узнаешь древний облик храма. Конечно, храм поновлялся и в XVIII веке, и стены эти выглядели совсем не так, но часть старого письма здесь сохранилась, а часть была счищена. Проводили пробные расчистки и обнаружилось, что не везде сохранилось письмо XII века. Изображения Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи в росписи XII века сохранились над могилой сына Юрия Долгорукого Бориса Георгиевича, который был похоронен здесь в XII веке. Но уже в XIX веке саркофаг, не тронутый ранее никем, стал исследоваться, изучаться. Один из местных краеведов, сдвинув крышку гробовой доски, увидел сохранившиеся останки человека, одетого в дорогие одежды, вышитые золотом. На груди у был вышит золотой орел, что напоминало о древней византийской традиции. Орел – символ божественной воли. В подражание византийским басилевсам, князья украшали свои одежды орлами. Такие изображения можно встретить и на Золотых Воротах в сокровищнице, в Суздале. Встречались изображения не только одноглавого орла, но и двуглавого, как символа власти. Куда делось это одеяние, неизвестно. Самого Бориса перезахоронили, убрали под спуд, под плиты. Здесь можно увидеть только гробницу и надгробие.

Напротив, у северной стены, было захоронение его жены и матери, Марии и Евфросиньи, которые были похоронены под одной аркосолью. Над захоронением сохранилась роспись XII века, над ней изображается св. Мария, покровительница жены князя Бориса. И изображается еще некая женщина, в очень дорогих богатых, видимо, византийских одеждах. Есть такое предположение, что это изображение матери Бориса Георгиевича, жены князя Юрия Долгорукого, княжны Евфросиньи, умершей в 1161 году.

На южной стене сохранилось несколько евангельских изображений, а также изображение двух всадников. Есть предположение, что это святые Флор и Лавр. А поскольку они предстают русоволосыми, со светлыми глазами, подобно местным жителям, есть и гипотеза, по которой это символическое изображение святых Бориса и Глеба. Ведь само место отождествлялось с местом прибытия этих двух князей, и росписи видимо были посвящены им. Сам храм частично ушел под землю, и культурный слой XII века находится достаточно низко. Но строение храма, форма его, почти не изменилась с того времени. Только алтарная часть, за столпами, была чуть- чуть опущена, поскольку верх был разрушен во время пожара, и его перестраивали. Сама алтарная часть небольшая, алтарная преграда находилась, видимо, где-то здесь, но потом при перестройке ее отнесли чуть в сторону. И соответственно, каменный амвон, подлинный, того времени, XII века, был вынесен вперед.Даже соединявшие стены стяжки частично сохранились, но их заменили при реставрации на кованые стяжки, чтобы стены совсем не разошлись. Во время реставрации также укрепили столпы, провели расчистку, переложили в некоторых местах пол. Над гробницей князя Бориса, на западной стене, мы можем увидеть тусклые фрески XII века, которые очень слабо просматриваются. Здесь изображен рай: фрагменты райского сада в образе орнаментальной растительности, райские птицы. Остальные росписи, весь богатый интерьер храма – все это кануло в лету. А сам храм стоит, регулярная служба, конечно, здесь не проходит, но часто бывают здесь группы паломников. Лишь только в день памяти св. Бориса и Глеба здесь проходит служба. Храм открыт сейчас как музей.

Строительный материал, из которого построен собор, не местного происхождения. Это белый камень. Его доставляли сюда, видимо, водным путем, по системе рек, и он был очень дорогим материалом. Из какого места его привозили, достоверно не известно. Есть предположения, что его доставляли из Подмосковья, с большого карьера Мячино. Есть еще находки белокаменных залежей под Гусем Хрустальным Владимирской области. Но считается, что там более поздние карьеры, а более древние находились все-таки в Подмосковье. Система рек позволяла перевозить камень, но это было очень дорого. По себестоимости это мероприятие могло разорить местных князей. Возможно, было найдено более близкое месторождение камня, недостаточно богатое, видимо, выработанное настолько, что до сих пор не могут его найти. Ведь храм в Кидекше, храмы в Суздале, во Владимире, постройки Спасо-Евфимиева монастыря, не только храмовые, но и гражданские, дворцовые, которые были возведены на этой земле – все требовало больших месторождений и огромного количества белого камня.

При оформлении фасадов храма использовалась европейская система. Церковь в то время не велела помещать на стенах храма украшения в виде изображений зверей, людей, птиц. Видно, что наружный декор храма очень скромен. Эта традиция сохранялась в основном до середины XII века. И уже во времена постройки храма Покрова на Нерли, Дмитриевского собора во Владимире, начинается новая эпоха строительства дворцовых и соборных храмов, где позволялось использовать декоративный рельеф. Во времена Юрия Долгорукого при постройке храмов в качестве украшения использовался лишь аркатурный поясок. Этот поясок соответствовал линии хоров, куда именно и выходил князь.

Поднявшись на смотровую площадку с видом на реку Нерль, мы можем увидеть, как хорошо просматривается вся окрестная территория.Низ крепости выводил прямо к реке. Можно видеть остатки естественных природных «насыпей», валы крепости находились с другой стороны, там, где теперь все распахано на огороды. Видимо, вал был еще выше, пролегал вдоль крутого берега. Нерль сливается с Каменкой в том месте, где стоит сейчас село Новоселка. Название села говорит само за себя – новое село. На этом месте археологи провели раскопки и установили, что здесь уже в VIII-IX веках появились переселенцы. В основном, это были переселенцы с западных земель, в том числе, из Смоленска. Могущественное племя кривичей расселялось вниз по течению Волги и выходило сюда, на реки Волжского бассейна. В дальнейшем через Суздаль стал проходить один из важнейших торговых путей, который стал известен как «путь из Варяг в Греки». Вот почему Суздаль в XII веке, в месте с ним и Кидекши, стали одними из самых известных торговых центров не только на Руси, но и в Европе. Суздаль в то время считался мегаполисом в своем роде, население его насчитывало около десяти тысяч человек. Территория Кремля, посада, ближайшие окрестности – все было заселено. Плотность населения велика из-за плодородия земли. Черноземный слой почвы достигает в некоторых местах 70 сантиметров. Площадь этой богатейшей, плодородной земли – порядка 1000 квадратных километров. Прежние владения князей постепенно передавались в монастырские владения, на помин души. Вклады делали все княжеские потомки Юрия Долгорукого: князья Шуйские, Пожарские, Горбатовы, Бельские, Скопины. Все они считались суздальскими князьями, хотя уже и не проживали в самом Суздале. Здесь у них были лишь постоялые, так называемые, осадные дворы. А сами они жили в Москве, в Ярославле и в других городах. Сюда они приезжали, делали постоянные вклады. Таким образом, монастыри и стали владельцами почти всех земель и лесов в округе.

Леса здесь и начинаются собственно за полем, за Нерлью. Но есть и искусственные посадки, там, где были раньше поля. Здесь есть села с интересными названиями: Заполицы, Березницы, Ляховицы. Эти названия говорят о том, откуда люди переселялись сюда. В основном, с белорусских земель. Высокий лес был монастырским. Сохраняется лес, видимо, с XVII века, ничего там не вырубалось никогда, есть огромные сосны. Этот лес был владением Спасо-Евфимиева монастыря. И многие озера, небольшие ручьи, являлись рыбными угодьями суздальских монастырей. Вообще место здесь живописное, но многое у нас остается без внимания. Если посмотреть в сторону села Новоселки, то можно увидеть разрушающийся храм, который не восстанавливается. И ведь разрушается прямо на глазах. Колокольня этого храма еще в прошлом году стояла с крестом. Средства на восстановление храмов, конечно, выделяются, но они уходят на реставрацию городских церквей. Сельские же храмы в большинстве остаются в запустении.

Храм св. Бориса и Глеба – это начало начал каменного белокаменного зодчества здесь, на северо-востоке. Это основная форма четырехстолпного храма, с линией аркатурного пояска – она послужила затем основой при создании храмов во Владимире и здесь, в Суздале, собора Рождества Богородицы. Рождественский собор был построен предположительно при князе Юрии Долгоруком чуть раньше, чем церковь Бориса и Глеба, в 1147 году, – храм практически ровесник Москвы. Храм неоднократно перестраивали, в XIII веке украсили пышной каменной резьбой.

По последней переписи, население Суздаля составляет 12.000 человек. Население в основном пожилое.Есть и предприятия в городе, «гигантом» легкой промышленности в Суздале является Молокозавод. На нем работают около 120 человек. Имеются маленькие фабрики, деревообрабатывающие, строительные конторы. Главным «предприятием» Суздаля можно считать его огороды. Третью часть города как раз занимают приусадебные участки. Так, если над Суздалем пролететь, то кроме храмов и монастырей можно увидеть сады и огороды. Еще в XIX веке в народе сложилась поговорка: «А что за суздальский купец? Это – хрен, чеснок, да огурец». Огурец прославил наш город и теперь ежегодно на территории Музея Деревянного Зодчества проходит праздник – День Суздальского Огурца. Этот праздник был учрежден всего лишь несколько лет назад. Но огурец прославляется здесь даже в местных летописных сводах. В XVIII веке говорилось, что в Суздале произрастает преизобильно овощей: лука, чеснока, а наипаче огурцов по чистоте воздуха и по благодатности почвы. Князь Юрий Долгорукий сделал Суздаль столицей Ростово-Суздальского княжества. Со всех окрестных земель он собрал сюда купцов и ремесленников. Суздаль в то время процветал, он был известен и в Персии, и в Византии.И на Торговой площади города, начиная с XII века, собирались купцы со всех этих земель. В Персии и Византии Суздаль называли по другому, «Суздулус», звучал он по-гречески. Это слово буквально означает: «Твой раб». Почему возник такой перевод – неизвестно. Есть версия названия скандинавская, варяжская: «Суждалар». Это и вовсе непереводимо. А «Суждали» – как говорили в старину, это название с славянского означает – создание, т.е. суждали, зиждели. Созданиями называли в ту пору только глиняные постройки, глинобитные валы, которые окружают Кремль и посад, сам кирпичный храм, кирпичи которого сделаны из обожженной глины, или кувшины. Буквально все, что сделано из глины – все называлось созданием. Но есть другая версия названия, финно-угорская, «Суждали» – песнь дев.

Часть II: СУЗДАЛЬ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Часть III: СУЗДАЛЬ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ



Покровский женский монастырь в Суздале – один из старейших в России. Прекрасные храмы и чудотворные святыни его привлекают множество паломников и туристов. Но еще это место интересно тем, что на протяжении многих веков монастырь служил тюрьмой для царственных узниц. Именно здесь заканчивали свой век неугодные жены царей и женщины из аристократических семей.
Монастырь был заложен в 1364 году на правом берегу реки Каменки. Согласно легенде, именно в этом месте ладью правителя Нижегородско-Суздальского княжества Андрея Константиновича захватила страшная буря. Перед лицом смерти князь пообещал в случае спасения построить на берегу новый девичий монастырь, и непогода тут же утихла. Исполняя обет, правитель основал новую обитель, правда, от тех первых деревянных строений до нашего времени не осталась ничего.
Монастырь долгое время не был примечателен, пока здесь не приняла постриг старшая дочь Ивана III Александра. Начиная с этого момента обитель в Суздале стала пользоваться популярностью у знати. С каждой новой монахиней из родовитой семьи монастырь получал достаточно крупные подарки от родственников, в результате чего за несколько веков все деревянные постройки были заменены на каменные. Заново были построены Покровский собор, величественная надвратная Благовещенская церковь и массивная стена с восьмигранными башнями.

Вид на Покровский женский монастырь в Суздале

Если по поводу Инокини Александры историки точно не уверены – возможно, что постриг она приняла добровольно, хотя, может быть, и стала заложницей интриг своего брата Ивана Молодого против второй жены отца Софьи Палеолог. Но вот большинство остальных знатных женщин и девушек попадали в эту обитель не просто из желания найти покой от мирской суеты. Несколько десятков знатных пленниц приняли постриг в стенах Покровского монастыря, и большинство из них здесь же были похоронены. Ссылали женщин как неудобных наследниц, некоторые были женами, не сумевшими в срок родить сына – продолжателя знатной фамилии, многие принимали постриг после гибели мужа на плахе.
Четыре инокини выделяются в этом печальном списке особо – они попали в монастырь сразу с царского трона. Первая из них – инокиня Софья, в миру была женой Василия III. Великая княгиня московская Соломония Сабурова когда-то была выбрана царем из 500 невест, собранных со всей страны. После 20 лет брака царица так и не родила. Развод государя и ссылка бывшей жены в монастырь до сих пор на Руси не случались. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек также были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Такими путями Иван III шел к новому браку. Меньше чем через год он женился на Елене Глинской.

Свадьба Соломонии и Василия (Лицевой летописный свод) / София Суздальская, икона XVII века

«Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом». После того как Шигона сказал, что пострижение производится по воле государя, Соломония смирилась со своей участью.» (из Записок Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата Священной Римской империи)
Существует легенда, которую пересказывает тот же Герберштейн, что царица во время пострига была беременна, и поэтому так яростно сопротивлялась. Якобы уже в Суздальском монастыре она родила мальчика Георгия, отдала его на воспитание, а сама устроила ребенку ложные похороны, чтобы отвести от него возможных убийц. Согласно народной молве, Георгия вывезли в Керженские леса, где тайно воспитывали в лесных скитах, а выросший царский отпрыск стал затем знаменитым разбойником Кудеяром и доставил много волнений своему брату – Ивану Грозному.

«Кудеяр», рисунок А. Ножкина

Инокиня София постепенно примирилась со своей участью, она жила как обычная монахиня и после смерти была причислена к лику святых как преподобная София Суздальская. После нее такая же судьба постигла еще пятую супругу Ивана Грозного Анну Васильчикову (всего через год после свадьбы она наскучила государю) и жену Василия Шуйского (царица Мария Буйносова-Ростовская превратилась в Инокиню Елену). Последней царственной пленницей святого места стала Евдокия Лопухина, жена Петра I.
«Здравствуй, свет мой, на множество лет! Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам, не замешкав. А я, при милости матушкиной, жива. Женишка твоя Дунька челом бьет.» — так ласково писала молодому мужу Евдокия Лопухина, поджидая государя из очередной поездки. Историки считают, что сначала этот брак был вполне счастливым, однако Петр быстро охладел к жене, даже несмотря на рожденных ею наследников. В 1697 году через посредников царь попытался уговорить надоевшую супругу уйти в монастырь по доброй воле, однако она отказалась. В Суздальский Покровский монастырь женщину привезли под конвоем, там она была пострижена под именем Елены. Как объяснил Петр позднее в манифесте, — «…за некоторые её противности и подозрения».

Парсуна с изображением Евдокии Фёдоровны / Евдокия Лопухина в монашеском облачении

Содержания ей выделено не было, поэтому сначала Евдокия была вынуждена молить своих родственников: «Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте, нищую». Однако позднее ей начали оказывать покровительство многие высокопоставленные лица, и зажилось бывшей царице за монастырскими стенами не так уж и плохо. Для нее выстроили отдельный дом, где она жила как мирянка и даже нашла новое сердечное увлечение. Закончилась эта веселая жизнь опять по прихоти Петра. Через 20 лет после пострига он надумал искать у бывшей супруги доказательства измены по делу своего сына Алексея. Обнаружив, что бывшая царица вовсе не замаливает грехи, а живет в свое удовольствие, он разошелся не на шутку. Любовник Евдокии Степан Глебов после долгих пыток был посажен на кол; монахов, монахинь, игумена и даже митрополита, уличенных в содействии блуду, судили, били кнутами, ссылали и казнили. Собор священнослужителей приговорил и саму бывшую царицу к избиению кнутом, и она была выпорота в их присутствии.

Суздальский монастырь зимой

После опальную пленницу, из которой не получилось даже хорошей монахини, много лет держали «в строгом режиме» — сначала в Ладожском Успенском монастыре, а затем в Шлиссельбурге. Спас Евдокию от тяжелой участи уже только ее внук, Петр II, который, взойдя на трон, перевез бабушку в Москву. Практика ссылки неугодных царских жен в Суздаль после царя-реформатора прекратилась.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *