Свинья

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Анализ / мораль басни «Свинья под дубом» Крылова

Впервые вниманию читающей публики «Свинья под дубом» Ивана Андреевича Крылова была предложена на страницах «Северной пчелы».

Басня написана примерно в 1823 году. Ее автору в эту пору 54 года, он занимается каталогизацией в Публичной библиотеке, его произведения переводятся на европейские языки, а сам он неоднократно награжден как лучший баснописец страны. Размер традиционен для И. Крылова – ямб, излюбленной рифмовке он также не изменяет: есть и перекрестная, и смежная, и опоясывающая. Произведение нравоучительно, есть в нем и социальная заостренность, сходный сюжет можно отыскать и у Эзопа. Образ Свиньи в народном сознании наделен россыпью отрицательных черт. Итак, «Свинья наелась жолудей» (слово написано в устаревшей орфографии). «До-сыта, до-отвала»: еще один пример устаревшего правописания слов и ударения в них. Следом она еще и «выспалась под ним» (один из типичных для басен И. Крылова приставочных глаголов, придающих особый колорит истории). «Глаза продравши»: просторечие, как и «рыло». Героиня подрывает корни дерева. Вступает второе действующее лицо, Ворон: оно засохнуть может. «Хоть век его не будь»: гипербола. Обнаруживается невежество Свиньи, которая не видит связи между деревом и его плодами, все время роется в земле, не поднимая голову. «Я от них жирею»: налицо животный эгоцентризм. В разговор включается и сам Дуб, наградивший героиню эпитетом «неблагодарная!» Приставочный глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство немногих сказанных им слов. «Эти жолуди на мне растут». Кажется, Свинья слышит только саму себя. Чем заканчивается сама история, остается только догадываться. Была ли Свинья пристыжена или пропустила справедливый упрек мимо ушей? Мораль басни переводит конфликт в область широкой метафоры, перенесенной на человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». А между тем, даже и они пользуются плодами «ученых трудов». Писатель добавляет, что такие люди находятся «в ослепленье», то есть, их можно и пожалеть. Впрочем, если Свиней становится много, то достанется не только Дубам, но и Воронам. И противостоять они этому, похоже, не в силах. Кстати говоря, оба положительных образа басни традиционно ассоциируются с долголетием, мудростью, знанием.

Дидактический посыл «Свиньи под дубом» И. Крылова широко используется в отечественной педагогике.

Иван Крылов

Слушать аудио басни онлайн в высоком качестве:

Читать текст басни полностью

Иллюстрация у теме «Свинья под дубом»

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит,—
Ей с Дубу ворон говорит,—
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет,— говорит Свинья,—
Ничуть меня то не тревожит;
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—

«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут,—
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».

Картинка Под дубом вековым

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Анализ произведения «Свинья под дубом вековым» Ивана Крылова

История произведения:

Иван Андреевич Крылов написал произведение (сказку) Свинья под дубом в 1823 году. Автору было 54 года, на тот момент он уже несколько лет работает в Публичной библиотеке. Произведения автора Крылова уже известны не только в России, но и в Европе, его басни переводят на европейские языки. Он известен как лучший баснописец.

Басня «Свинья под дубом» впервые напечатана на страницах «Северной пчелы».

Литературный анализ басни про свинью

Размер басни – традиционный ямб, это любимая рифмовка писателя. Басня имеет нравоучительный характер, отражает социальную заостренность, похожий жанр и сюжет есть у Эзопа.

Каков образ главного героя Свиньи? Свинья – отрицательный герой произведения, характеризуется отрицательными чертами.

Следующие слова доказывают это:

  • «Свинья наелась жолудей»
  • «До-сыта, до-отвала»,
  • Далее Свинья»выспалась под ним»
  • «Глаза продравши»: здесь мы видим просторечие, как и «рыло».
  • Главная героиня начинает рыть корни дерева, под которым только что спала.

Второй главный герой басни – Ворон.

Ворон: оно засохнуть может.

Свинья: «Хоть век его не будь»: гипербола.

Мы видим невежество Свиньи, которая даже не прослеживает связи между Дубом деревом, его же плодами, она всегда только и роется в земле.

«Я от них жирею»: эгоцентризм.

Третий герой произведения: сам Дуб, выразивший свое отношение к Свинье эпитетом «неблагодарная!»

Глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство немногих сказанных им слов.

«Эти жолуди на мне растут».

Но, наша героиня Свинья может слышать только себя.

Чем заканчивается эта история не вполне понятно. Поняла ли Свинья урок или нет, можно догадаться.

Мораль и основная суть

Мораль сей басни отражает конфликт в область широкой метафоры, переносит нас в наше человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». Но ведь и невежды пользуются плодами «ученых трудов» каждый день.

Крылов пишет, что невежественные люди находятся «в ослепленье», он их как бы жалеет. Существует опасность размножения Свиней. Ведь если из будет много, страдать будут все — Дуб, но и Ворон итд. Противостоять Свиньям сложно. Басня высмеивает Свинью. Это и есть главная мысль рассказа, ну а нам с вами нужно сделать вывод и следить, чтобы не стать Свиньей в своей жизни.

Дуб и Свинья. Eiche und das Schwein.Lessing
По сюжету Готхольда Эфраима ЛЕССИНГА
(1729-1781)
Однажды под высоким дубом,
То в жёлудь врезываясь зубом,
То сладко чавкая губами,
Свинья питалась желудями.
Едва один отправит в рот-
Уже другой глазами жрёт.
Дуб видел, наблюдая с высоты,
Её характера нервозного черты.
Свинья прожорливой была,
С блаженством роясь рылом у ствола.
Тут дуб листвой зашелестел:
«Свинья! Узнать бы я хотел,
Благодаренья — не пойму —
Не слышу я — ну почему?
Неблагодарная ты тварь!
Ведь жёлудь каждый — как янтарь,
Мои лелеяли листы.
Спасибо мне не скажешь ты?
Прохрюкала Свинья в ответ:
— Так значит, это твой обед?
О, знала б я, что это ты
Роняешь для меня плоды,
Клянусь, что каждый день в ответ
Тебе свой слала бы привет,
Благодарила бы всегда
За то, что так вкусна еда
Из золотистых желудей,
Что создана для нас, свиней!
Я выдала б тебе диплом!
Но разве ж знала я о том?
Die Eiche und das Schwein
Ein gefraessiges Schwein maestete sich unter einer hohen Eiche mit der
herabgefallenen Frucht. Indem es die eine Eichel zerbiss, verschluckte
es bereits eine andere mit dem Auge.
«Undankbares Vieh!» rief endlich der Eichbaum herab. «Du naehrst dich
von meinen Fruechten ohne einen einzigen dankbaren Blick auf mich in
die Hoehe zu richten.»
Das Schwein hielt einen Augenblick inne und grunzte zur Antwort:
«Meine dankbaren Blicke sollten nicht aussen bleiben, wenn ich nur
wuesste, dass du deine Eicheln meinetwegen haettest fallen lassen.»

Басня «Свинья под дубом» написана И. А. Крыловым вероятнее всего в первой половине 1823 г. и впервые была опубликована в газете «Северная пчела» в 1825 г. Сходную тему ещё древний Эзоп разрабатывал Эзоп – «Пешеходы и Явор».

Свинья, пасется под старым, вековым дубом. Ей очень нравится есть желуди, которые падают с этого дерева. Свинья начинает подрывать корни дуба. Ворон, сидяший на дереве, объясняет ей, что она вредит дубу, ее это не волнует. Тогда дуб обращается к свинье, обвиняя ее в неблагодарности. Он пытается объяснить ей, что любимые ею желуди растут на дубе, а не падают с неба. К сожалению, свинья физически не может поднять рыло к небу и увидеть, как желуди растут на дубе.

Свинья, не способна увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно свинья — образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *