Свобода и молодежь

Свобода без ответственности — разрушение мира

Впервые труд Святейшего Патриарха был издан в 2008 году. В 2009 году вышли два его перевода: на испанский и немецкий языки. В 2010 году состоялись презентации изданий книги на армянском, итальянском и польском, в 2011 году — на английском, арабском и греческом, а в 2012 году — на эстонском, латышском, литовском, болгарском, японском и на иврите. В общей сложности книга Предстоятеля Русской Православной Церкви к настоящему времени издана на шестнадцати языках. Книга, специально переизданная к фестивалю, дополнена трудами последних пяти лет служения Патриарха.

В предисловии к книге Святейший Патриарх подчеркивает: «Сегодня, когда происходит стремительное развитие средств массовой информации, данная тема особенно важна. Христианская миссия в медиапространстве невозможна без свободы, без религиозной свободы, без свободы слова, которую наша Церковь вновь обрела после многих лет преследований и гонений. Обладая этой свободой, мы призваны убедительно свидетельствовать о Господе нашем Иисусе Христе как ближним, так и дальним, чтобы спасительный свет евангельской истины просвещал людские сердца».

Книга состоит из статей и выступлений разного времени, посвященных теме прав человека, важной как в российском обществе, так и в глобальной дискуссии о свободе. В одном из выступлений Святейший Патриарх рассказывает: «Где-то в конце 1990‑х годов я очень серьезно стал размышлять на тему человеческой свободы. Эти размышления поглощали все мое время. Благодарю Бога, что, несмотря на большую занятость, у меня была возможность многое прочитать и многое переосмыслить. В конце концов, мне совершенно четко и определенно стало ясно, что одним из величайших заблуждений, в которые впадало человечество в своем цивилизационном развитии, было разрушение связи между свободой и нравственным чувством».

Большинство материалов в книге — доклады и выступления перед аудиторией, поэтому на протяжении всего издания звучат риторические вопросы: мы живем правильно или неправильно? Правильно ли устроена наша жизнь? Способна ли наша планета существовать в условиях постоянной экономической экспансии, при постоянном росте населения, при постоянно увеличивающейся нагрузке на окружающую среду? Не являются ли бедствия, царящие в мире, результатом внутренней болезни человечества? Делают ли человека счастливым все выше поднимаемая планка потребления, все большие возможности, все больший комфорт, все большее бытовое благополучие? Что делать, если есть люди, несогласные с традиционной моралью, которой придерживается большинство людей планеты? Почему мнение большинства игнорируется и не учитывается в устройстве современного общества?

Предлагаем вашему вниманию выдержки из книги «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности».

Ощущение свободы неотделимо от понимания ответственности

«Именно совокупность свободы и ответственности дает ориентиры развития для личности и общества в целом. Ценность ответственности человека не может быть уделом правовой системы, однако последняя не должна игнорировать роль ответственности личности в реализации прав и свобод. Ответственность человека восстанавливает его связи с окружающими в обществе, возлагая на нас заботу о близких и дальних, о всем Божием творении. Мы несем ответственность за последствия своего выбора перед самими собой и перед окружающими. <…> Свобода выбора, которую исповедует современный мир, сама по себе не способна принести человеку счастье и благополучие, когда выбор определяется исключительно материальными факторами. Ведь выбор в пользу зла обесценивает человеческую свободу, особенно если она используется для разрушения достоинства личности. Мы не можем оправдывать тиранию, деспотизм, терроризм, но ведь каждый, кто применяет эти порочные практики, — они же тоже свободны избирать то, что хотят избрать» (из выступления на заседании Европейского совета религиозных лидеров «Права человека и традиционные ценности в Европе». 21 июня 2011 г.).

***

«…Нравственные ценности универсальны, а потому мы должны привести в гармоничное соотношение две ценности, которые принадлежат природе человека, — свободу и нравственную природу. Если мы вводим свободу и нравственную ответственность в соприкосновение, мы обеспечиваем ответственное поведение личности перед собой, перед семьей, перед окружающими, перед обществом, перед всем Божиим творением» (из слова на встрече с членами Глобальной группы по лидерству при Всемирном экономическом форуме в Давосе. 12 марта 2011 г.).

***

«Раскрепостить человеческий инстинкт очень просто. Мы сегодня, включая телевизор, можем с легкостью убедиться в этом. Нет ничего проще, чем раскрыть эти темные дионисийские начала в человеческой жизни. Но когда свобода становится кумиром, когда свобода отрывается от чувства ответственности, тогда это становится смертельно опасным» (из слова на Юбилейном акте, посвященном 200‑летию Санкт-Петербургской Духовной Академии. 9 октября 2009 г.).

Человек. Свобода и ответственность

Доклад клирика архиерейского подворья священномученика Кирилла, митрополита Казанского, иерея Димитрия Семина на III Съезде православных педагогов Татарстанской митрополии

Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:31-32).

В настоящем материале мы предпримем попытку разобраться в том, что есть свобода человека, и как она соотносится с ответственностью каждой человеческой личности. Сразу же определим предмет и объект нашего исследования. Предметом будет являться сам человек, его свобода и ответственность; объектом — Священное Писание и Священное Предание Кафолической Церкви.

В самых первых главах Священного Писания Ветхого Завета нам открывается великая тайна о человеке: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). Богообразное существо, человек, было сотворено и приведено в бытие для достижения богоподобия. Образ Божий в человеке есть некое богодарованное начало, позволяющее человеку жить в единстве с Богом и наделяющее его божественными свойствами. Важнейшими чертами образа Божия в человеке являются личность, свобода, бессмертие, творчество, владычество, разумность, духовность, добродетельность, стремление к совершенству. Таким образом, на основании этого можно вывести частное умозаключение, что человек — это разумное личностное существо, обладающее свободой. Но не только дары получил человек в раю от Бога, но также и заповедь-миссию «возделывать и хранить» (ср. Быт. 2:15). Это определяет, наряду с прочим, человека как существо ответственное за свои деяния, ответственное за разумное использование тех даров, которыми наделил его Творец. Причем необходимо заметить, что человек ответственен не только за последствия по отношению к самому себе, но также и по отношению ко всему тварному чувственному космосу, по отношению к природе. Ибо человек неотделим от окружающей его среды, он является по слову известного русского богослова Владимира Лосского «ипостасью земного космоса, а земная природа — продолжением его телесности». Это означает, что духовные изменения человека отображаются на всем космическом пространстве, и по причине данной онтологической связи человека и мира посредством личностного духовного совершенствования человечество должно преображать вселенную. Если же человек подвергается духовной деградации, то вместе с ним и весь космос. Таким образом, свобода и ответственность это две полярные стороны одного великого дара Божия человеку — быть образом Божественной свободы.

«Я — земля, поэтому и привязан к земной жизни, но я также и Божественная частица и потому ношу в сердце желание будущей жизни», — таково слово о человеке святителя Григория Богослова.

Величественность происхождения человека, его причастность Божественности через дыхание жизни, неизбежно сообщает ему интуицию его свободы, а причастность к земли, праху земному, напоминает человеку об его ответственности за окружающий мир. И это было бы так, если б не грехопадение, которое исказило природу человека и омрачило его разум, так что человек теперь зачастую принимает за свободу произвол, а вместо ответственности за космос паразитирует на нем, являясь не более чем потребителем. И именно в этом и состоит трагедия человека, что он, осознавая свою потенциальную свободность и независимость, однако не обладает подлинной свободой, возвращаемой человеку только в Боге, но действует и волеизъявляет, исходя из своей падшей природы, вопреки всему считая, однако ж, что он действует в совершенной свободе. Но таковой акт человеческой личности можно скорее назвать актом «свободы греховной», а не свободы подлинной, показывающей человека богоподобным.

Для того чтобы свобода человека являлась подлинной, человеку необходимо направить свой внутренний взгляд, свое внутреннее внимание от себя к Источнику истинной свободы — к Богу. Только в акте человеческой личности, направленном от самодовольного эгоизма к смиренной любви к Создателю, человеку открывается возможность восхождения к богоподобию и обретения подлинного образа Божия, искаженного грехопадением. Только в случае отказа от гетерономных установок, которые навязывает человеку мир (в его аскетическом понимании, т.е. как совокупность греховных страстей), а также избежания своих возможных автономных воззрений, которые порой кажутся человеку идеальными и совершенными, и превосхождения всего этого теономией, т. е. принятия Закона Божия в качестве объективной истины, человеческая личность выходит на новую ступень своего бытия, более высокую и возвышенную, приближаясь к тому онтологическому состоянию, которое даруется человеку при его уподоблению Богу.

Итак, человек ответственен и за себя и за мир. В христианской перспективе, для мира, который является продолжением телесности человека, открывается возможность своего преображения через «Адама», т.е. человека, возможность избавления от беспорядка и смерти, воцарившихся с момента грехопадения, вошедших в мир через неразумие первых людей. Ибо святой апостол Павел пишет: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:19-21).

На всем человечестве лежит огромная ответственность разумного употребления своей свободы, а также и иных дарований, которыми наградил человека Бог, для того, чтобы мир подлинно стал космосом, стал подлинной красотой. Но как всегда начинать человеку необходимо с себя…

Если говорить об ответственности человека за себя, то здесь нужно вновь обратить внимание на цель и предназначение сотворения человека. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) — императив Самого Бога Слова, указанный в святом Евангелии; он призывает человека стремиться к богоподобному совершенству. Святой апостол Пётр в своем послании (2 Пет. 1:4) говорит о конечной цели христиан, как о причастниках Божеского естества.

«Человек — творение, получившее повеление стать богом» — слово святителя Василия Великого о предназначении человека. «Он сотворил человека превращающимся в бога по причастию к божественному озарению» — таково изложение православного вероучения преподобным Иоанном Дамаскиным. Святой Максим Исповедник так говорит о человеке: «Сущности Он даровал бытие и приснобытие, а способности воли — благость и премудрость, чтобы тварь по причастию стала тем, чем Он Сам есть по существу». Таким образом, и Священное Писание, и святые отцы в один голос говорят об обожении, как о цели и предназначении сотворения человека. Человек естественным образом должен стремиться к богоподобию, к совершенству, только не к абстрактному, но к такому, которым обладает Бог. Но чтобы благо было действительно собственным достоянием человека, он должен иметь это благо не по принуждению или «слепой» природе, а свободно. Для этого разумная личность, свободно самоопределяясь, направляет свою волю и стремление к своей Первопричине, чтобы в Ней обрести свое предназначение и исполнится благости и премудрости. Только согласуя свою волю с Высшей волей, с волей Творца, и совершенно свободно и искренне провозглашая «да будет воля Твоя!», человек — о парадокс! — очищает и совершенствует свою волю, тем самым совершенствуется свобода человека, ибо она не статична, но динамична и может изменяться в том направлении, которое задает сама же свободная человеческая личность. И необходимо сказать, что высшая мера свободы заключается в свободе человека отказаться от своей собственной свободы в пользу свободы Божественной, принимая первотворческую Божественную волю как основу своего бытия и выявляя свои подлинные глубины. В таком случае человеку открывается познание того, что воля Бога не есть что-либо внешнее и чуждое для воли человека, но её источник и её предел, а также и начало, от которого имеет бытие, и вместе цель, к которой должна стремиться.

Подлинной свободе не присуще состояние выбора. Выбор не есть необходимое условие свободы. Выбор там, где неясность и помрачение, там, где воля страдает нетвердостью и неполнотой. Выбор и колебание свойственны грешной и немощной воле. Процесс воления развёртывается в сложную процедуру поиска, выбора и пробы. Очищение же воли и совершенствование свободы совершается, как уже было показано, в стремлении человека к Богу, в отдании собственной воли в послушание воле Божественной, в отказе от своей греховной свободы в пользу Божественной любви, т.е. любви к Богу.

И всё это открыто человеку и доступно для него благодаря Боговоплощению. Именно в Богочеловеке человек обретает подлинную свободу, именно во Христе он осознаёт всю величину ответственности за себя и за окружающий его мир, именно через жизнь во Христе человеком преображается земной космос, именно через Плоть Христову человек становится человеком, тем самым, который будучи образом Божиим, есть также и совершенное Его подобие, свободное и ответственное, обоженное, пребывающее с Богом в общении любви.

Леонов В., прот. Основы Православной антропологии: Учебное пособие. — М.: Издательство МП РПЦ, 2013. — 456 с.

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. –М., 1991. С. 240.

Григорий Богослов, свт. Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской//Собрание творений: В 2 т. Репринт. Т. 1. — СТСЛ, 1994. С. 633.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 12. — М., 1992. С. 50.

Максим Исповедник, прп. Творения. = Творения преподобного Максима Исповедника. В 2 кн. Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты / Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. — стр. 124.

Теги: Бог и человек свобода и ответственность

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

СВОБОДА БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ — МИФ

Когда я задумывался о том, что я должен буду сказать Церкви нашей, да и всему миру после избрания меня Патриархом, то первая мысль, которая возникла, была мысль о молодежи. И к этому было несколько причин. Я бы остановился на двух очень важных причинах, почему я считаю молодежную работу приоритетной для всей Церкви.

Первая и самая главная причина заключается в том, что линия борьбы между светом и тьмой, между Богом и диаволом, — о чем говорил Ф.М. Достоевский, — эта линия борьбы особым образом проходит по сердцам молодых людей. Мы живем в такой культуре, из которой усилиями мыслителей, философов, политиков была изгнана идея греха. И вместо идеи греха появилась идея прав и свобод. И оказалось, что грех смешался со спасением, как говорит наша русская пословица. С одной стороны, свобода является величайшим Божиим даром. Во имя свободы люди шли на баррикады, жертвовали своей жизнью, отдавали свое здоровье. Если мы с вами выйдем на улицу и спросим у любого, кто нам встретится: «Вы за свободу или против?» — мы не найдем ни одного человека, который сказал бы: «Я против свободы, я хочу быть рабом». И вот удивительно: в истории получилось так, что эта замечательная идея, этот Божий дар, это Божие благословение было использовано во вред человеку, использовано так, что свобода раскрепостила человеческий инстинкт и человеческий грех.

Идея прав и свобод вытеснила идею нравственной ответственности человека. И что самое главное — вытеснила идею греха. Церковь всегда робко настаивалана том, что в центре человеческой жизни должно быть покаяние. Почему робко? А потому что даже если эти слова произносились не робко, а громко и сильно, они мало кем усваивались. Потому что ведь призыв быть свободным и раскрепостить себя был, конечно, более привлекательным, чем призыв к покаянию, особенно в сознании молодых людей. Свобода всегда связывалась с внутренней динамикой человека, со способностью к развитию, к совершенствованию, к овладению, к движению вперед, а покаяние требовало обращения вовнутрь. Покаяние всегда требует некой остановки: нужно остановиться и подумать. А вот эти призывы, конечно, особенно в молодежной среде, если взять в масштабах страны, в масштабах человеческой цивилизации, для многих еще остаются непонятными. Получилось так, что одна ценность (а ценность свободы — непререкаемая ценность) была каким–то странным образом использована для того, чтобы вытеснить другую ценность. Но получилось так, что, вытесняя нравственную ответственность, осознание греха и покаяние, идея свободы опустошила саму себя.

В конце 90–х годов наша Церковь стала все сильнее настаивать на том, что нужно переосмыслить наше отношение к свободе. Мы не можем бессмысленно поддерживать некие политические и философские стереотипы, не вкладывая своего собственного содержания в понятия человеческих прав и человеческой свободы. Слово Церкви вначале многими игнорировалось, осмеивалось, а вот сегодня, по милости Божией, происходит нечто очень важное, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Может быть, экономический кризис, в который погрузилась сегодня человеческая цивилизация, стал сильным доказательством того тезиса, который во всеуслышание формулировала, артикулировала, предлагала людям Русская Православная Церковь, — тезиса о том, что человеческая свобода во всех ее проявлениях, в том числе и в экономике, и в политике, в социальной и культурной жизни, должна сопровождаться нравственной ответственностью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

30 января 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ]]>выступил]]> с докладом на открытии VII Рождественских Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность».

Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые руководители фракций! Господа депутаты! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие братья и сестры!

Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас, в первую очередь участников VII Рождественских парламентских встреч, которые проходят в этом году на площадке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Рад новой возможности пообщаться лицом к лицу и обсудить важные и актуальные вопросы, которые, несомненно беспокоят наше общество.

Кроме того, у меня есть потребность обозначить нашу позицию перед лицом некоторых вызовов. Как вы знаете, Церковь не является политической партией и вообще не входит в политику как некий субъект. Но все, что происходит в стране, близко к Церкви. Она несет ответственность перед Богом и перед историей за состояние душ человеческих, и потому вопросы, которыми вы занимаетесь, затрагивают, несомненно, и церковную повестку дня. Не входя во всю сложность того, чем занимается Государственная Дума, я все-таки попытаюсь обозначить наше отношение к некоторым вопросам, которые, на мой взгляд, являются важными.

Церковь как никто иной чувствует нужды и чаяния миллионов наших сограждан, ведь духовенство по роду своей деятельности много и доверительно общается с представителями различных социальных групп, не понаслышке знает о проблемах и заботах соотечественников. Наверное, нигде, кроме Церкви, нет таких открытых, содержательных и конфиденциальных бесед, как те, что духовник проводит со своими духовными чадами. Тайна исповеди не может быть раскрыта, но у наших священников, несомненно, формируется понимание того, что сегодня волнует людей. И это понимание вырастает из самого что ни на есть актуального контекста — того, чем люди живут, о чем они думают, от чего они страдают, чему они радуются.

Когда-то в нашей стране, как и в других европейских странах, действовала система депутатских наказов от людей к народным избранникам. А печалование о нуждах людей, заступничество за страждущих всегда было важной составной частью деятельности Церкви. Всегда Патриархи, среди прочих своих обязанностей, имели обязанность печалования перед высшей государственной властью, что предполагало защиту тех, кто невинно страдал, защиту угнетаемых, да и просто произнесение слов правды в глаза представителей власти. Такой всегда была роль Церкви, и сегодня Церковь со смирением продолжает это служение.

Народное представительство призвано способствовать развитию конструктивных отношений между властью и обществом. От актуализации этой связи зависит успешность многих социально значимых начинаний государства. В разные исторические эпохи существовали различные формы участия народа в управлении страной. Какими бы ни были формы этого участия, власть и общество не должны существовать в параллельных мирах. Разделенность власти и народа рано или поздно способна привести к печальным последствиям для государства и его граждан. И мы знаем, что в истории России происходили кризисы, связанные с этой отчужденностью.

Место, где преодолеваются разделения и любая социальная, политическая, экономическая и культурная разобщенность, — это храм, это молящаяся община, в которой нет ни богатых, ни бедных, ни знатных, ни людей, занимающих нижние уровни социального положения. В этом смысле Церковь, конечно, — уникальный организм. Перед Богом все равны, и неизвестно, чью молитву Бог слышит в первую очередь — власть имущего или совершенно безвластного человека, богатого или бедного. Только Сам Бог определяет степень близости к Нему того или иного человека, который возносит к Нему свои молитвы. Господь для всех хочет спасения, и для Него одинаково дорог и бездомный с Павелецкого вокзала, и обладатель многомиллионного счета в банке.

Но убежден, что идеал равных возможностей для всех людей нужно и должно осуществлять не только в пределах христианской общины, не только в пределах храма. Идеал общественной справедливости должен быть ориентиром государственной жизни и законотворческой деятельности. В этом мне видится одна из важнейших целей существования любого государства. Перефразируя известное выражение блаженного Августина, можно сказать, что справедливость является своеобразным мерилом моральной легитимности власти. Если общество теряет веру в справедливость, это серьезно осложняет его развитие, угнетающе действует на людей, подрывает основы общественного порядка и гражданского согласия.

Запрос на справедливость существует и в нашем обществе. Многие люди желают видеть в Государственной Думе орган власти, отстаивающий принцип общественной справедливости в рамках законотворческой деятельности.

Мне уже приходилось говорить недавно на Всемирном Русском Народном Соборе о том, что в наши дни проблема социального неравенства приобретает особую остроту не только для развивающихся, но и для развитых стран. Разрыв между бедными и богатыми несет в себе опасный заряд. Социальное неравенство создает внутри общества пропасть, которая, подобно черной дыре, поглощает духовные силы народа. Неравенство разъедает ткань народного единства.

Более опасны даже не количественные различия между доходами социальных групп, а то отчуждение, которое эти различия порождают. Крупный бизнес, политические элиты ассоциируются в массовом народном сознании с закрытым, а потому отделенным от народа миром.

Церковь непрестанно свидетельствует о том, как важно для каждого человека, особенно если он обладает соответствующими возможностями, творить дела милосердия, помогать ближним. С искренней радостью мы воспринимаем стремление состоятельных людей жертвовать часть своих средств на благотворительность и образовательные программы, на поддержку науки и культуры. Хотел бы особенно отметить, что эти труды не только меняют общество, делают мир вокруг нас добрее и светлее, но и преображают самого благотворителя, помогают ему исполнить евангельскую заповедь о любви к Богу и ближним.

Церковь не может не беспокоить реально существующая демографическая проблема. Неуклонное старение населения связано в том числе с малодетностью большинства российских семей.

Совет Федерации при участии экспертов по семейным вопросам, рекомендованных в том числе Русской Православной Церковью, разработал проект Федерального закона «Об основах правового положения многодетных семей в Российской Федерации». Эту тему я затрагивал в своем выступлении в Совете Федерации в прошлом году, и данное предложение было с вниманием воспринято. Рассчитываем на ускоренную работу по этому вопросу и ожидаем широкого вовлечения депутатов Государственной Думы в работу над законопроектом. Создание особого правового статуса для многодетных семей — это не просто настоятельное требование времени, это стратегический шаг в реализации демографической политики в нашей стране.

Поддерживаю законодательные инициативы, касающиеся льгот по выходу на пенсию для женщин, которые родили трех и более детей. Полагаю, что это справедливо, ибо воспитание ребенка требует большого личного подвига его родителей, и эта жертва непременно должна быть вознаграждена государством.

Церковь не устает свидетельствовать о негативных последствиях доступности абортов. Я об этом уже говорил и, наверное, буду говорить до скончания дней своих, — пока не наступят, по крайней мере в нашей стране, заметные сдвиги в лучшую сторону. Вынужден сказать, что законодательные изменения в этом вопросе не произошли. До сих пор налогоплательщик платит за то, что медицинской помощью не является и являться не может, — за возможность бесплатно избавиться от нежелательного ребенка. Не за то, чтобы помочь поправить здоровье, а за то, чтобы кто-то мог избавиться от нежелательного ребенка; и мы все участвуем в оплате такого рода манипуляций.

Общественная дискуссия на эту тему продолжается, и сегодня уже есть варианты решения, которые позволили бы признать право на жизнь за нерожденным ребенком и вывести аборты, совершаемые не по медицинским показаниям, из системы обязательного медицинского страхования.

В качестве контраргумента говорят: «Но все это спровоцирует подпольные аборты! Неизвестно, к кому пойдут эти несчастные женщины! Неизвестно, какие последствия будут для их здоровья! Но я хотел бы сказать совершенно определенно, что не знаю ни одного случая (и, наверное, не только я, но и все, кто интересовался этой темой), чтобы подпольные аборты совершались бесплатно. Всё в любом случае за деньги; поэтому речь идет именно о том, чтобы эти манипуляции не оплачивались деньгами налогоплательщиков, которые категорически выступают против абортов, совершаемых без медицинских показаний.

В публичном пространстве активно обсуждается проблема рекламы алкоголя. Очевидно, реклама алкогольной продукции не имеет никакой иной цели, кроме обогащения производителей алкоголя, их борьбы за рынки сбыта и за рост потребления спиртосодержащих напитков нашими соотечественниками. Это понятно и закономерно с точки зрения коммерческих интересов бизнеса. Однако рост потребления алкоголя — это потенциально большее количество разрушенных семей, большее количество преступлений, совершаемых в состоянии опьянения, это преждевременные смерти и страдания людей. Добавим сюда разводы, социальных сирот при живых родителях и прочие изъяны семейной жизни. Поэтому я бы хотел еще раз призвать Государственную Думу остановить продвижение этой безнравственной инициативы и поставить предел распространению рекламы алкоголя. Уж где-где, но не в России этим делом заниматься! И так пьют, но что ж мы еще подталкиваем наш народ к увеличению потребления спиртного посредством массового распространения рекламы алкогольных продуктов?

Несколько слов хотелось бы сказать о молодежи. Молодое поколение — основная тема Международных Рождественских чтений этого года. С молодежью общество традиционно связывает свои лучшие надежды и ожидания. Но на нее же делают ставки и те, кто стремится внести раздор и беспорядок в жизнь нашей страны. Нередко молодые люди, не обладающие большим опытом и крепким духовным иммунитетом, становятся жертвой манипуляций враждебных сил, которые используют юношеский максимализм и активность в деструктивных целях. Этому немало способствует и то, что молодежь зачастую понимает свободу как борьбу и противостояние любой организованной системе, в том числе и государству.

Вместе с тем контрпродуктивно применять по отношению к молодым людям высокомерный менторский тон, постоянно их одергивать и по мелочам учить. Патерналистское отношение только побуждает молодежь искать общение в виртуальном мире, а то и в опасных субкультурных группах и содействует еще большему отчуждению от молодежи людей иного поколения.

В свете уже сказанного о социальном неравенстве необходимо отметить, что молодежь особенно остро реагирует на его проявления в общественной жизни. Выражается это далеко не всегда в мирных формах. Недостаточная эффективность социальных лифтов и ограниченность возможностей для реализации интеллектуального и творческого потенциала при определенных обстоятельствах выливается в гражданский конфликт в молодежной среде.

Думаю, задачей старшего поколения является не просто поиск общего знаменателя в диалоге с молодежью, но и предоставление молодежи возможностей влиять на процессы, происходящие в жизни государства и общества, в том числе в области образования, культуры, экологии, социальной политики.

Еще один вопрос, который я хотел бы затронуть, связан с развитием цифровых технологий. В Московскую Патриархию не перестают поступать многочисленные обращения, свидетельствующие об обеспокоенности людей всесторонним внедрением цифровых технологий и тенденцией к замене всех существующих документов и идентификаторов на электронные аналоги. Еще в 2013 году этот вопрос стал предметом особого анализа и дискуссий на Архиерейском Соборе, который впоследствии принял документ, отражающий позицию Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных.

Многие верующие считают важным обратить внимание на несовершенство средств защиты личных сведений граждан от использования в недобросовестных целях. Разумеется, применять достижения научно-технического прогресса во благо общества необходимо, но недопустимо и забывать о тех людях, которые по разным соображениям отказываются от использования таковых.

Речь здесь идет, в первую очередь, о том, что существует очень много свидетельств похищения или утечки электронных данных. Конечно, у людей возникает естественный страх, потому что потеря этих данных нередко приводит к реальным трагедиям для людей. Кроме того, есть еще одна проблема — может быть, пока не актуальная для России; но, возможно, в ближайшем будущем она станет актуальной для всего мира. Что означает концентрация данных о роде человеческом, которые, с помощью современных технических средств могут оказаться в одних руках? Выступая недавно перед большой молодежной аудиторией, я говорил, что диавол, для того чтобы соблазнить человека, всегда использует два человеческих стремления — стремление к удовольствиям и стремление к удобству. Как удобны гаджеты, мы уже не представляем себе жизни без них! А раз удобно, значит люди будут их использовать, но что же происходит в результате всего этого? А результат — абсолютно неконтролируемое распространение информации с этих гаджетов по адресам, о которых мы ничего не знаем. В конце концов, как уже говорят ученые, все это может с легкостью концентрироваться в некоем месте накопления глобальной информации, и, уверяю вас, не на территории нашей страны. Говорят, все это уже существует, но только те, кто накапливает информацию, до сих пор не могут разработать методологию ее использования, настолько огромен массив этой информации. Ну, а если завтра разработают? Если в каком-то месте, не на территории нашего Отечества, вся эта информация будет доступна для анализа, для систематизации, то те, кто будет обладать этой вселенской глобальной информацией, будут владеть миром.

Некоторые крутят пальцем у виска, когда мы об этом говорим, и снисходительно улыбаются, мол, что взять с этих старорежимных людей, все они против прогресса. Не против прогресса! Но совершенно очевидно, что современный прогресс несет в себе опасности и, в первую очередь, для свободы человека. Потому что подлинная свобода не предполагает глобального контроля над человеческой личностью — глобальный контроль предполагает апокалиптическая перспектива развития человеческого рода. Когда мы говорим, на основании Священного Писания, что придет антихрист, мы имеем в виду систему глобального контроля, осуществляемого из одного центра и даже одной личностью.

Не знаю, насколько понятны мои размышления здесь, в этой специфической среде, но я очень хотел бы, чтобы вы поняли самое главное: Церковь за подлинную, а не за мнимую свободу человека. Поэтому все технические средства, которые могут потенциально ограничивать человеческую свободу или уже реально ее ограничивают, у нас вызывают опасения. Я очень рад тому, что эти опасения мог разделить сегодня с этим высоким собранием.

Конечно, законодательство, как и все явления в человеческом обществе, не может быть идеальным, и никакой закон не приведет к созданию совершенного социума. Но от усилий человека — каждого на своем месте — зависит то, каким будет мир вокруг нас. Поэтому возложенное на вас служение очень высоко и очень ответственно. И я надеюсь, что ваши труды принесут пользу Отечеству и нашему народу, внесут свой вклад в созидание духовно сильного и нравственного здорового общества, а значит, реальный стратегический вклад в процветание нашей России.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Сочинение «Молодежь: свобода и ответственность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Домодедовская сельская основная общеобразовательная школа

Это волшебное слово «СВОБОДА»

Юсупджанова Зинатой Гафуровна, 9 класс

Педагог: Семенова Наталья Валерьевна,

8-496-25-05, cd.school@yandex.ru

Свобода….. Какое знакомое всем, привычное понятие. А если задуматься: что оно обозначает. В словаре Ожегова дается такое толкование этого слова:

«СВОБО́ДА, -ы, жен.

  1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. С. воли (философская категория, отражающая понятие свободы илипредопределённости действий, поступков субъекта).

2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н.. класса, всего общества или его членов. С. совести (право исповедовать любую религию или непридерживаться никакого вероисповедания). С. слова. С. печати. С. личности (неприкосновенностьличности, жилища, тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, свобода совести). С. собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Борцы за свободу народа Завоевать свободу.

3. Вообще отсутствие каких-н. ограничений, стеснений в чём-н.. Дать детям больше свободы.»

«Отсутствие стеснений и ограничений»…. Именно это, скорей всего, и является для нас определением Свободы. Но всегда ли это хорошо?

Мои родители вспоминают 90-е годы, когда на необъятные просторы России хлынул целый водопад свободы. Но вместе с живительной чистой водой пришли и потоки всякой грязи: наркотики, вседозволенность, граничащая с хамством, нарушение моральных устоев. Так всегда ли так хороша – свобода? И как научиться находить границы этой самой свободы? Различить истинную свободу от вседозволенности?

Мне всего 15 лет. Уже где-то за поворотом осталось беспечное детство, прошедшее под крылышком папы и мамы, когда в принципе не нужно было ни о чем задумываться, т.к. все за тебя решали родители. А сейчас и я, и мои одноклассники достаточно часто говорят своим родителям: «Что вы за меня решаете?! Я уже взрослый. Хватит меня ограничивать. Я сам решу, что мне делать. В конце концов я свободный человек». Но, как я понимаю, многие мои сверстники не всегда четко представляют себе, что стоит за настоящей свободой. Отсюда большое число наркоманов среди молодых, заболевших СИДом, большое количество молодых людей, завербованных в террористические организации. Понятие «свобода» заменяется понятием «вседозволенность».

На мой взгляд, смысл свободы – это сделать правильный выбор в жизни (выбор профессии, выбор семьи, выбор жизненных ценностей) и нести ответственность за этот выбор. Мы свободны в своем решении, но должны представлять последствия каждого своего шага для нас, для близких, для окружающих в целом.

Для меня примером такого осмысленного выбора стал поступок молодогвардейцев в годы Великой Отечественной войны. Молодые парни и девушки, практически ровесники мне, осознанно пошли на смертельную войну с фашистами! Это был их свободный выбор. Их никто не заставлял! Но свобода Родины, свобода близких была для них дороже собственной жизни!

Безусловно, можно сказать, что была война, экстремальная ситуация…Тогда все были поставлены в такие условия…

Но и в наше мирное время есть люди, которые также осознанно, свободно, посвящают свою жизнь служению во благо других.

Елизавета Глинка, «доктор Лиза»….. Вот яркий пример нашего современника, свободно посвятившего свою жизнь тем, кто остался один на один с бедой: онкологические больные, люди без определенного места жительства, больные и раненые в Донецкой и Луганской областях, жители Сирии, куда доктор Лиза регулярно выезжала с гуманитарной помощью и погибла, совершая очередную поездку.

Для меня жизненный путь Елизаветы Глинки является ориентиром. Я тоже хочу получить профессию врача и быть нужной людям, помогать, спасать.

И в конце своей работы я хочу обратиться к взрослым:

Уважаемые взрослые! Ведь это в ваших руках, как сложится наш жизненный путь. Сможем ли мы отличить мнимую свободу от истинной. Только семья, родные, школьные учителя помогут обрести нам истинный свет и не свалиться в бездну! Помогайте нам! Не отталкивайте нас, ссылаясь на занятость, усталость, заботы, когда мы приходим поделиться проблемами (которые зачастую вам кажутся пустяковыми), просто поговорить по душам..

Ребенок – это чистый лист. И чем заполнится этот лист – это свобода и ответственность взрослых!

.

Молодежь: свобода и ответственность

Выступление митрополита Феофана на пленарном заседании региональных Рождественских чтений

1 декабря 2018 года в Национальном культурном центре «Казань» столицы Татарстана состоялось пленарное заседание регионального этапа XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Молодежь: свобода и ответственность». Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан обратился к собравшимся с приветственным словом.

Дорогой владыка Мефодий! Уважаемый президиум! Дорогие отцы, братья и сестры!

Выступавшие передо мной озвучили много важных и актуальных вопросов. И я хотел бы поделиться с вами мыслями по теме нашего сегодняшнего съезда.

«Веселись, юноша, в юности твоей…» — эти слова Екклезиаста давно взяли на вооружение современные эпикурейцы, забывая о том, что они заканчиваются грустным предупреждением пророка «и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).

Древним была ведома эта катастрофическая скоротечность жизни, о которой забывает современный человек, живущий внутри общества потребления, где можно выгодно купить не только квартиру или автомобиль, но и долгую жизнь. Но никто из нас не способен купить бессмертие. Это значит, что все нравственные законы, открытые нашими предками и данные нам Богом, действуют с такой же непреложностью, как закон тяготения.

Бывали эпохи, когда обществом управляли синклиты заслуженных пожилых людей, когда старость занимала тот пьедестал, который отведён ей традицией и верой. Это характерная черта традиционного патриархального общества. И кому как ни людям исламской культуры, которые издревле отличаются почтением к старшим, знать об этом. Вы скажете, у нас Рождественские чтения проходят, при чём здесь исламская культура? Я подчеркнул эту черту мусульман намеренно, чтобы отметить наше стремление понимать и уважать культуру и традиции тех людей, с которыми мы живем рядом, в одной семье. Случаются эпохи, когда старость сбрасывается с пьедестала, когда традиции забываются и осознанно отодвигаются на обочину жизни, как в то время, в котором мы живём сейчас.

Сегодня время больших скоростей, Интернета, сверхзвуковых авиалайнеров и скоростных поездов, время высоких технологий и информационных войн. Смартфоны, которыми мы пользуемся, устаревают менее чем за год. Новости, которые мы читаем утром, становятся неактуальными уже к вечеру… На такой бешеной скорости, на которой живем мы, не жил даже человек XX века, не говоря уже о людях предыдущих, неспешных патриархальных столетий, которые предшествовали эпохе технического прогресса. Хорошо ли это? Как сказано в одном из хадисов пророка Мухаммеда: «Используй пять вещей до прихода других пяти: молодость до прихода старости, здоровье прежде болезни, богатство, пока не наступила бедность, свободное время до того, как будешь занятым, жизнь до того, как придет смерть».

Кажется, разумно всё, однако современный человек, как правило, уже рождается занятым и больным. Он даже не успевает вкусить молодости, как в его двери стучится старость. Он живет в полностью искусственном, электронном, придуманном мире. Поэтому можно сказать, что он умирает, не успев родиться, не успев почувствовать себя отдельной, неповторимой личностью. Что касается богатства, то оно в обществе социальной несправедливости доступно далеко не каждому. Большинство и рождаются, и умирают бедными.

Есть ли выход из такого духовного тупика, в который мы сами себя загнали? Мы видим, что молодежь напряженно ищет этот выход, что ей душно в этом бессмысленном водовороте новостей и событий. Но, не имея никакой нравственной поддержки, молодёжь делает нередко ложные выводы. Мы видим, как молодые люди пополняют ряды экстремистов, мы слышали о страшной трагедии, которая случилась в Керчи. Новостные ленты часто несут нам тревожные вести из тех уголков земли, из тех стран, где, кажется, довольная и счастливая жизнь — с той стороны океана и из Европы. Показатели суицидов в Швеции, социально самой защищённой стране, одни из самых высоких. Кажется, что же там надо молодёжи? Вот именно эта неуспокоенность.

У религиозного философа Владимира Соловьёва есть замечательный рассказ о временах его молодости «На заре туманной юности». В этом рассказе Соловьев, помимо прочего, так описывает свою встречу с нигилистом-революционером: «Мы были вполне согласны в том, что существующее должно быть в скорейшем времени разрушено. Но он думал, что за этим разрушением наступит земной рай, где не будет бедных, глупых и порочных, а все человечество станет равномерно наслаждаться всеми физическими и умственными благами в бесчисленных фаланстерах, которые покроют земной шар. Я же с одушевлением утверждал, что его взгляд недостаточно радикален, что на самом деле не только земля, но и вся Вселенная должна быть коренным образом уничтожена, что если после этого и будет какая-нибудь жизнь, то совершенно другая жизнь, не похожая на настоящую, чисто трансцендентная. Он был радикал-натуралист, я был радикал-метафизик».

Вот это стремление уничтожить вселенную, неотделимое, кажется, от максимализма молодости, приобретает ныне уже совершенно иное звучание, хотя бы потому, что уничтожить вселенную современную человеку в конце концов не так уж и сложно. Соловьев писал это на заре ХХ века и, как он говорит, это были ещё фантазии. А на сегодняшний день это стало страшной, возможной, готовой вот-вот случиться реальностью. Нам часто говорят о том, сколько раз человечество может уничтожить себя, но ведь достаточно и одного раза. Вот к чему пришёл просвещенный век.

Что же делать? Как остановить апокалиптическое конницу, неминуемо скачущую к пропасти? Я очень люблю Евтушенко, и позволю себе процитировать его:

Но ты хотя б однажды в мире,
когда он спит или кипит,
остановись, как лошадь в мыле,
почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,
доверься небу, как судье,
подумай — если не о Боге —
хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,
под паровозный хриплый крик
пойми: забегавшийся — жалок,
остановившийся — велик.

Давайте поговорим сейчас о проблеме терроризма, которая стала проблемой практически всех национальностей и религий, континентов и этносов. Современный терроризм давно потерял приставку «исламский», и я говорю об этом с этой высокой трибуны. Посмотрите, что случилось в Керчи: мальчик, у которого была Библия, который родился в христианской семье. И опять мы видим, как искаженное понимание религии привело к страшной трагедии. Есть информация, что перед тем, как пойти на это жестокое преступление, он сжёг на пустыре Библию вместе со своими детскими фотографиями. Как ужасно искалечено самосознание у этого молодого человека! К чему он стремился? Этот молодой человек искал смысл и правду, у него был определенный духовный голод. Но где он мог его утолить? У «керченского стрелка» мать была «иеговистка», и он даже в убеждениях родной матери не нашел истинного пути. Всегда так бывает, когда люди теряют связь со своими традиционными культурными и, в первую очередь, религиозными и духовными ценностями. Они уходят на путь заблуждений и трагедий.

Но где нашел этот молодой человек свое страшное орудие? В социальных сетях и в Интернете. Я часто говорю, что свобода слова, свобода печати — это отнюдь не беспредел, который должен быть в любом доступе в нашей жизни. У нас есть свобода воли, и нам говорят, что свобода — это главное. Так сейчас нам диктует западный, либеральный, «просвещенный» мир. Но нужна ли свобода преступнику с его извращенной психикой? Чикатило тоже пользовался свободой, и что же, общество не должно было ее ограничивать? Ждать до тех пор, пока он совершит преступление?

Фото: madridspanishinstitute.com

Мы сейчас говорим о предупреждении и предотвращении, в первую очередь, возможных уродливых проявлений деятельности тех, кто ложно понимает свободу воли. Свобода хороша тогда, когда сочетается с полной ответственностью. Свобода анонимного Интернета, и я говорил об этом на федеральных и международных площадках, — это не свобода, это нечто иное. Если убийца через анонимный ресурс в Интернете учится, как собрать бомбу, как расстреливать своих товарищей, как пройти незамеченным охраной, чтобы совершить это страшное злодеяние, — мы говорим, что нам не надо такой свободы, что этот анонимный ресурс необходимо поставить в рамки закона. И это не ограничение свободы, а создание условий для безопасности общества.

Нередко нам предлагают разрешить «легкие» наркотики, чтобы у человека была свобода выбора, как это есть в Нидерландах и некоторых других странах. Это что, свобода? Это рабство, приводящее к уничтожению личности, к боли и страданиям не только тех, кто окунулся в этот «свободный мир» наркотиков, но и их близких. В Священном Писании сказано: Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2Кор. 3:17). Суть свободы — быть свободным от пороков, от грехов и страстей. А свобода, которая дает доступ к различным извращениям, это дорога в тяжелейшее рабство.

Дорогие друзья! Очень важно помнить, что нельзя добиться успехов на этом пути без серьёзного подхода в системе воспитания, в области образования, в иных сферах. Государство было сильным только тогда, когда было единым организмом с его традиционными религиозными, культурными и историческими ценностями. Это особенно важно понимать в контексте воспитания подрастающего поколения. Я не намерен, подобно некоторым, ругать нашу молодежь, я более критически отношусь к старшему поколению. Потому что, если и есть что-то негативное сегодня, то оно имеет корни в нашем прошлом, когда мы после распада Советского Союза провозгласили «новый путь к свободному бытию»…

Я обращаюсь к тебе, наша молодёжь! Вы ответственны за будущее. Не верьте тем, кто говорит, что вы — потерянное поколение. Вы наша надежда, у вас сегодня есть те возможности, которых мы, старшее поколение, не имели.

Как много стало молодёжи!
Нет, это сам я старше стал.
Ведь многих, будь я помоложе,
Я б молодыми не считал.

Как много стало молодёжи!
День ото дня, день ото дня
Мир делается всё моложе
И всё новее для меня.

Теги: Рождественские чтения молодежь свобода и ответственность митрополит Феофан слово митрополита Феофана

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *