Священник без сана

Рукописный архиерейский Чиновник от 1650 года, который хранится в библиотеке собора святой Софии (Киев, Украина), содержит «Чин извержения из священства законопреступнаго и непокорливаго священника». Согласно этому церковному документу, неприятную процедуру должен проводить глава епархии, в которой служил осужденный. Как все происходило. 1. Епископ находится у алтаря церкви, туда же дьякон приводит приговоренного к изложению сана. Причем, во всем священническом облачении, а в руках бывший духовный пастырь держит сосуды для совершения таинств — потир и дискос. 2. Осужденный встает на колени перед алтарем, епископ же зачитывает решение церковного суда о лишении этого человека сана, перечисляет прегрешения, в которых он признан виновным. 3. Приказав бывшему священнику встать, епископ забирает из его рук потир с дискосом и говорит: «отыймую от тебе власть приношения пречистыя жертвы к Богу о живых и умерших, понеже недостоин еси явился к нему приносити его». 4. Епископ снимает с осужденного ризу (фелонь) и произносит греческое слово «анаксиос» — не достоин. Затем по очереди у человека забирают: пояс, епитрахиль, поручи (нарукавники), стихарь, камилавку и клобук (головной убор). После того, как снимается каждый из предметов гардероба священника, звучит гневное «анаксиос», которое повторяют все присутствующие в церкви. Оставив бывшего священника в исподнем, епископ говорит: «Совлекаю с тебе всю одежду пресвитерскую, в ней же предстояти Господеви, ради лукавых своих дел, к тому не достоин еси». 5. Затем епископ отстригает прядь волос бывшего священника с таким пожеланием: «Исполнися лице его безчестия, яко бо чести сей не разумея». Остальные волосы и бороду мужчине отстригает дьякон. При этом хор певчих заводит песнь об Иуде, который за 30 серебряников продал Христа, проводя параллель между апостолом-предателем и бывшим священником. 6. Лишенного волос и одежды человека епископ отстраняет (то есть, отталкивает) от алтаря своим посохом. Изверженный из сана покидает церковь под гневные выкрики мирян и духовных лиц. Вся эта процедура наполнена негативным отношением к бывшему священнику. Ему приходится услышать о себе немало нелицеприятных эпитетов и сравнений. Он должен почувствовать, что его отвергает не просто православная церковь, а сам Бог. В 1813 году через такое унижение прошел бывший архиепископ Могилевский Варлаам (Григорий Шишацкий), который был осужден светскими властями за измену родине. Он присягнул на верность Наполеону I Бонапарту, когда французские войска взяли Могилев. Многие богословы отмечали антихристианский характер процедуры извержения из сана: публичные раздевание, стрижка против воли, недобрые пожелания, а также толчки человека тяжелым посохом. Так, автор книги «Православное пасторское служение» архимандрит Киприан, в миру — Константин Керн (1899-1960 гг.), сравнивал старинный обряд расстрижения с действиями сатанистов, которые зеркально отражают христианские таинства, искажая их суть. В данном случае имеются в виду явные параллели с чином рукоположения в священники, исполняемым наоборот. В этом богослов видел «страшное кощунство».

Сергия отстранили от служения за критику церковных и светских властей в связи с закрытием храмов во время эпидемии коронавируса. Схиигумен, которого называют духовником депутата Натальи Поклонской, называл вирус выдумкой, а также проклинал всех, кто закрывает храмы. «Кто посягает на закрытие храмов — да будет проклят он и весь его род!» — заявлял он в одной из видеозаписей. Сергий также говорил о попытках «чипизации» населения, выступал против ИНН и призывал к «восстановлению контроля» в стране. Полиция усмотрела в его словах признаки разжигания ненависти.

В конце мая митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл запретил в священнослужении и лишил схиигумена Сергия права ношения наперсного креста до решения екатеринбурского епархиального суда. Заседание изначально должно был пройти 26 июня, однако сам фигурант на него не явился.

В середине июня схиигумен сместил настоятельницу Среднеуральского женского монастыря и фактически захватил в нем власть. Монахиням, которые были с ним не согласны, пришлось уйти вместе с настоятельницей. Доступ журналистов в монастырь ограничен. 27 июня телеведущая Ксения Собчак заявила, что сторонники Сергия напали на их съемочную группу во время посещения монастыря. По словам журналистки, режиссеру Сергею Ерженкову во время нападения сломали руку, отняли у него камеру и удалили отснятый материал. Собчак заявила, что намерена подать в суд после инцидента.

Схиигумен Сергий в начале 2000-х принимал участие в строительстве Среднеуральского монастыря и был его первым духовником. Его воспитанники позднее сообщали о жестоком обращении, издевательствах и о том, что он запрещал им оформлять паспорта, писала Би-би-си. Некоторые собеседники издания рассказывали о том, что к ним применяли и физические наказания — порку, пощечины, заставляли стоять на горохе.

Накануне на сайте Екатеринбургской епархии было опубликовано объявление о том, что в епархии «изучают свидетельства о ненадлежащем обращении с несовершеннолетними в Среднеуральском монастыре в 2009–2010 годах». Всех воспитанников, которые считают, что к ним применялись «недопустимые меры», епархия просила выйти на связь.

На церковном суде, принимавшем решение о лишении схиигумена сана, также упоминались данные об издевательствах над воспитанниками. «Во время разбирательств в суд стали поступать обращения очевидцев, утверждающих о жестоком обращении с детьми в монастыре. Суд выражает надежду, что правоохранительные органы проведут тщательное расследование», — заявили в суде, пишет 66.ru.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *