Священное писание буддизма

Содержание

Таблица

Религия Священные тексты Язык(и) Объекты поклонения и важные личности Философия религии Датировка Географические регионы Первый человек (люди)
Зороастризм Авеста Авестийский Ахура Мазда, Зороастр, Ахуры (асуры). Кир II Великий, Митра, Варуна Философия зороастризма, дуализм (Добрый Бог, Злой Бог) XVIII век до н. э. (традиционная) Большой Иран Гайомарт, Машйа и Машйана, Ману
Ведизм Веды Санскрит Вишну и 33 млн. «полу»-богов (дэват), Брахман, Митра, Варуна В традиционной версии 1 960 853 110 лет Ману
Индуизм Веды, Дхармашастры, Махабхарата, Бхагавад-гита Санскрит 10 Аватар Вишну ( Кришна, Рама и др.), Митра, Варуна Индийская философия (Веданта), йога, медитация, дхарма, карма, реинкарнация, вегетарианство, Генотеизм V век до н. э. Индия Ману
Древнеегипетская религия Древнеегипетская Книга мёртвых Египетский язык Ра (бог солнца) Древнеегипетская философия, политеизм III тысячелетие до н. э. Древний Египет
Иудаизм Танах (Тора, Пророки, Писания) Иврит, Арамейский Иегова, Моисей Еврейская философия, монотеизм XIII век до н. э. (XV век до н. э.) Древний Египет, Израиль Адам, Ева
Христианство Библия (Книги Старого и Нового Заветов) Иврит, арамейский, греческий (койне) Бог-Троица, Иисус Христос Христианская философия, монотеизм I век н. э. Палестина, Византия Адам, Ева
Ислам Коран Арабский классический Аллах (Бог, Господь) Исламская философия, монотеизм 610 год (571 год) Аравия Адам, Ева
Джайнизм Джайн Агам (англ.)русск. Санскрит Махавира Философия джайнизма, отвержение Вед IX век до н. э. (по традиционной датировке) Индия
Сикхизм Гуру Грантх Сахиб Панджаби Вахегуру, Гуру нанак Философия сикхизма, синтез Вед и ислама 1469 год Пенджаб (Индия)
Буддизм Трипитака Пали Будда Буддийская философия, реинкарнация VI век до н. э. Индия, Китай, Индокитай
Синтоизм Кодзики Японский Аматэрасу Японская философия около XII—VIII вв. до н. э. Япония
Даосизм Дао дэ цзин Китайский Изначальный небесный владыка, Лао-цзы Философия Даосизма, дуализм (Инь-Ян) IV век до н. э. Китай
Конфуцианство У-Цзин Китайский Конфуций Китайская философия 551 год до н. э. Китай

Список религиозных текстов

Список религиозных текстов, используемых в различных религиях (в алфавитном порядке):

Адидам

  • Писания Франклина Альберта Джонса известного как Ади да Любовь-Ананда Самрадж
    • Алетэон
    • Компаньоны Лошади Истинного Заката
    • Завет Лошади Заката
    • Гностикон
    • Сердце Ади дам Откровение
    • Не-Два это Мир
    • Пневматон
    • Трансцендентный Реализм

Аетэрское общество

  • Девять свобод

Айявари

  • Акилатиратту Амманай (англ. Akilathirattu Ammanai)
  • Арул Нул (англ. Arul Nool)

Асатру

  • Речи Высокого
  • Эдда
    • Старшая Эдда
    • Младшая Эдда

Атонизм

  • Великий гимн Атону

Ацтекская религия

  • Группа Борджиа кодексы

Бахаи

Книги Баха’у’лаха’

  • Четыре долины (версия 1857)
  • «Семь долин» (версия 1860)
  • Спрятанные слова Баха’у’лаха (на арабском 1857)
  • Спрятанные слова Баха’у’лаха (На персидском 1857)
  • Драгоценные камни Божественных Мистерий (1859)
  • Книга аттестации’ (частично на персидском и частично арабском 1861)
  • Призыв Господа Воинств (1868)
  • Скиния единства (1870)
  • Китаб-и-Агдас (завершён в 1873)
  • Дощечки Баха’у’лаха раскрытые после the Китаб-и-Агдаса (написанные до 1892)
  • Послание Сыну Волка (1890)
  • Крупицы знаний из Писаний Баха’у’лаха (сборник, выбранный Шоги Эффенди из сочинений Баха’у’лаха’, 1853 по 1892)

Бон

Бонские Ганджур и Данджур

Буддизм

Древняя форма книг, используемая для Палийского канона См. также: Буддийские источники Буддизм Тхеравады

  • Трипитака или Палийский канон
    • Виная-питака
    • Сутта-питака
      • Дигха-никая, «длинные» лекции.
      • Мадджхима-никая, «средней длины» лекции.
      • Самъютта-никая, «связанные» лекции.
      • Ангуттара-никая, «численные» лекции.
      • Кхуддака-никая, «малая коллекция».
    • Абхидхамма-питака

Дальневосточная Махаяна Алмазная сутра, старейшая печатная книга в мире, датируемая 868 годом. (Британская библиотека).

  • Китайские буддийские сутры Махаяны из китайской Трипитаки, включая такие сутры как
    • Алмазная сутра и Сутра сердца
    • Шурангама сутра и её Шурангама мантра
    • Мантра великого сострадания
    • Буддизм Чистой Земли
      • Длинная Сукхавативьюха сутра
      • Амитабха сутра
      • Амитаюрдхана сутра
      • и другие сутры Чистых Земель
    • Тяньтай, Тэндай, и Нитирэн
      • Лотосовая сутра
    • Сингон
      • Махавайрочана сутра
      • Ваджрасекхара сутра

Тибетский буддизм

  • Тибетские Ганджур и Данджур

Викка

  • Книга теней
  • Обязанность богини
  • Тройной закон
  • Викканская сеть

Герметизм

  • Герметика, Кибалион, Изумрудная скрижаль и связанные писания

Даосизм

  • Дао цзан — IV век н. э.
  • Дао дэ цзин
  • Чжуан-цзы (книга)

Джайнизм

Шветамбары

  • 11 Анг
    • второстепенное
      • 12 Упангас, 4 Мула-сутр, 6 Чеда-сутр, 2 Чулика-сутр, 10 Пракирнакас

Дигамбары

  • Кармапрабхита, также называемая Саткхандагамой
  • Кашаяпрабхита

Неденоминационное/Неспецифическое

  • Джина Виджая
  • Таттвартха сутра
  • Гадхахасти Махабхашия (авторитетный и древнейший комментаркий к Таттвартха сутре)

Дискордианизм

  • Принципия Дискордия

Древнеегипетская религия

Тексты Пирамид. Старое царство

  • Тексты пирамид

Первый промежуточный период и среднее царство

  • Тексты Саркофагов

Второй промежуточный период

  • Древнеегипетская Книга мёртвых
  • Книга пещер
  • Книга врат
  • Амдуат
  • Книга Небесной Коровы
  • Литания Ра

Древняя Греция

  • Гимны Гомера (англ. Homeric Hymns)
  • Теогония
  • Илиада и Одиссея
  • Золотые стихи

Друзы

  • Послание Мудрости Rasa’il al-hikmah

Друидизм

  • Мабиногион
  • Книга захватов

Езиды

  • Чёрная книга
  • Кетебе Джилве
  • Настоящие основные тексты езидской религии, которые существуют сегодня, являются гимнами, известными как кавлы.

Зороастризм

Ясна (Авеста) 28.1 (Bodleian MS J2)

  • Первичные религиозные тексты, то есть коллекция Авеста
    • Ясна, основная литургическая коллекция, включает в себя Гаты.
    • Висперад — коллекция дополнений к Ясне.
    • Яшты, гимны в честь божеств.
    • Видевдат описывает различные формы злых духов и способы их поражения.
    • более короткие тексты и молитвы, Яшты — пять Нияшес («поклонение, похвала»), ‘Сирозе и Афринганс (благословения).
  • Существует около 60 вторичных религиозных текстов, ни одна из которых не считается писанием. Наиболее важными из них являются:
    • Денкард (средний персидский, ‘Акты религии’),
    • Бундахишн (средний персидский, ‘Изначальное творение’)
    • Меног-и Крад (средний персидский, ‘Дух мудрости’)
    • Арда Вираф Намак (средний персидский, ‘Книга Арды Вирафа’)
    • Сад-дар (современный персидский, ‘Сто дверей’ или ‘Сто глав’)
    • Риваятс, Переписка 15-18 веков по религиозным вопросам
  • Для повседневного использования мирянами
    • зенд (досл. комментарии), различные комментарии и переводы Авесты.
    • Хорде Авеста Зороастрийский молитвенник для мирян из Авесты.

Игуаньдао

  • Майтрейя сутра (китайский: Ми Ле Чжэнь Цзин)
  • Путешествие к аду (китайский: Ти Ю Ю Джи)

Индуизм

Основная статья: Священные писания индуизма

Шрути

  • Веды
    • Риг-веда — записана в XV веке до н. э.
    • Самаведа
    • Яджурведа
    • Атхарваведа
  • Брахманы
  • Араньяки
  • Упанишады

Бхагавад-гита Смрити

  • Итихасы
    • Махабхарата (включая книгу Бхагавадгита)
      • Бхагавад-гита
    • Рамаяна
  • Пураны
    • Бхагавата-пурана
  • Тантры
  • Сутра
  • Стотра
  • Аштавакра-гита
  • Гхеранда-самхита
  • Гитаговинда
  • Хатха-йога-прадипика
  • Йога-Васиштха

Пурва Миманса

  • Пурва Миманса Сутры

Веданта (Уттар Миманса)

  • Веданта-сутры Вьяса

Йога

  • Йога-сутры

Санкхья

  • Санкхья сутры Капилы

Ньяя

  • Ньяя-сутры Гаутамы

Вайшешика

  • Вайшешика Сутры Канады

Вайшнавизм

  • Вайкханаса Самхиты
  • Панчаратра Самхиты
  • Дивьяпрабандам

Шактизм

  • Шакта Тантры

Кашмирский шиваизм

  • 64 Бхайравагамы
  • 28 Шайва Агамы
  • Шива-сутры Васугупты
  • Виджняна-бхайрава-тантра

Пашупата Шиваизм

  • Пашупата Сутра Лакулиша
  • Панчарта-бхашья Каундиньи (комментарий к Пашупата сутрам)
  • Ганакарика
  • Ратнатика Бхасарваджны

Шайва Сиддханта

  • 28 Шайва Агам
  • Тирумурай (канон из 12 работ)
  • Мейкандар Шастры (канон из 14 работ)

Гаудия-вайшнавизм

  • Брахма-самхита
  • Джаядева Гитаговинда

Кришна-карнамрита

  • Чайтанья-бхагавата
  • Чайтанья-чаритамрита
  • Према-бхакти-чандрика
  • Хари-бхакти-виласа

Лингаята

  • Сиддханта Шикхамани
  • Вачана Сахитья
  • Мантра Гопья
  • Шуньясампадане
  • 28 Агамы
  • Карана Хасуге
  • Басава Пурана

Кабир Пантх

  • поэмы Кабир

Даду Пантх

  • Поэмы Даду

Ислам

Основная статья: Священное Писание в исламе

Североафриканский Коран XI века в британском музее

  • Коран (также называемый Куран, Коран, Кур’ан, или ал-Кур’ан) — четыре книги, которые считаются раскрытыми и упомянутыми по имени в Коране — это Коран (раскрытый Мухаммеду), Таурат (раскрытый Мусе), Забур (открытый Давуду) и Инджиль (открытый Исе)
  • Хадис, сообщения о деяниях и высказываниях Мухаммеда.

Иудаизм

Сефер Тора открылся для литургического использования в службе синагоги Талмудический иудаизм См. также: Раввинская литература

  • Танах т.е. Еврейская Библия
    • Тора (учения)
    • Невиим (пророки)
    • Ктувим (записи)
  • Талмуд
    • Мишна
    • Гемара

Каббала

  • Каббала: Основные тексты
  • Зоар

Хасидизм

  • Ранние тексты:
    • Ноам Элимех’ (Элимелех из Лиженска)
    • Кедушат Леви’ (Леви Ицхак из Бердичева)
  • Основополагающие тексты различных хасидских сект:
    • Ликутей Мохаран (Бреслов)
    • Ме’ор Ейнам (Чернобыль)
    • Мей Хашилоач (Ижбитза – Радзин)
    • Тания (Хабад)
    • ‘Вайоел Мошэ (Сатмар)

Караимизм

  • Танах

Хайманот

  • Танах с несколькими еврейскими апокрифами

Каодай

  • Кин Тиен Дао Ва Тэ Дао (Молитвы Небесного и Земного Пути)
  • Фап Чен Чуен (Религиозная Конституция Каодай)
  • Тан Луад (Канонические коды)
  • Тэн Нгон Хиеп Туен (Компиляция божественных сообщений)

Йоруба

  • Оду Ифа
  • Коллекция Оду Ифа Яапа Вердуйджина

Конкокё

  • Конкокё Киотен (Священное Писание Конкокё)
    • Оширасе-Гото Обобе-Чо
    • Конко Дайджин Обоегаки
    • Горикай I
    • Горикай II
    • Горикай III

Конфуцианство

  • У-Цзин
  • Четверокнижие
  • Тринадцатиканоние
  • Три комментария к весенним и осенним летописям

Лингаята

  • Siddhanta Shikhamani

Майяская религия

  • Пополь-Вух
  • Дрезденский кодекс
  • Мадридский кодекс
  • Парижский кодекс
  • бесчисленные уничтоженные кодексы

Мандеи

  • Ginza Rba
  • Книга Зодиака
  • Кйолуста, Канонический молитвенник
  • Книга Джона Крестителя
  • Диван Абатур, Чистилища
  • 1012 вопросов
  • Коронация Шислам Рба
  • Крещение Хибил Зива
  • Харан Гавайта

Манихейство

  • Евангелион (Греческий: Εὐαγγέλιον, что означает «хорошие новости»). Также известен как Евангелие Мани и Живое Евангелие
  • Сокровище жизни
  • «Прагматейя» (греч. πραγματεία)
  • Книга Тайн
  • Книга великанов
  • Послания
  • Псалтирь и молитвы. Коптский манихейский псалтырь, обнаруженный в Египте в начале 1900-х годов, был отредактирован и опубликован Чарльзом Альберри из манихейских рукописей в коллекции Честер Битти и в Берлинской академии, 1938-9.
  • Шабураган
  • Аржанг
  • Кефалия (греч. Κεφάλαια), «Дискурсы», найденные в коптском переводе.

Мехер Баба

  • God Speaks
  • Discourses

Моизм

  • Мо-цзы

Наука разума

  • Наука разума Эрнеста Холмса

Нью Эйдж

Различные религии Нового века могут рассматривать любой из следующих текстов как вдохновлённый:

  • Курс чудес
  • Беседы с Богом
  • Оаспе
  • Книга Урантии
  • Разоблачённая Изида

Орфизм

  • Поэмы Орфея

Равидассия

  • Амритбани Гуру Равидасс Джи

Растафарианство

  • Библия (Эфиопский православный канон)
  • Holy Piby
  • Кебра Негаст
  • Речи и труды Хайле Селассие (включая его автобиографию «Моя жизнь» и «Прогресс Эфиопии»)
  • Свиток королевского пергамента чёрного верховенства

Раэлиты

  • Труды Раэля aka Клод Ворильхон
    • Интеллектуальный дизайн: сообщение от дизайнеров
    • Чувственная медитация
    • Да, клонированию человека

Саентология

  • Дианетика:Современная наука о психическом здоровье
  • Список текстов саентологии

Самаритянизм

  • Самаритянская Тора

Сатанизм

  • Сатанинская библия
  • Сатанинские ритуалы

Сведенборгиане

Новая церковь

  • Библия (опущено несколько книг)
  • Работы Сведенборг, Эммануил (не считаются равными Библии)

Общая церковь

  • Библия (опущено несколько книг)
  • Работы Сведенборг, Эммануил (считаются равными Библии)

Сикхизм

  • Гуру Грантх Сахиб
  • Дасам Грантх

Синтоизм

  • Кодзики
  • Риккокуши, который включает Нихон сёки и Сёку нихонги
  • Фудоки
  • Джинно Шотоки
  • Куджики

Славянское неоязычество

  • Славяно-Арийские Веды
  • Велесова книга
  • книга Нави

Спиритизм

  • Книга духов (англ. The Spirits Book)
  • Книга медиумов
  • Евангелие согласно спиритизму
  • Рай и Ад
  • Бытие по спиритизму

Телема

  • Священные книги Телема, в особенности Книга закона

Тэнрикё

  • Ofudesaki
  • Mikagura-utai
  • Osashizu

Унариусская академия науки

  • Голос венеры

Урантианизм

  • Книга Урантии

Фалуньгун

  • Чжуань Фалунь

Христианство

Рукописная Библия из Мальмсберийского аббатства, 1407 год Традиционное Христианство

  • Библия (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие). Некоторые деноминации также включают Апокриф.
    • Для Протестантизма, это канон из 66 книг — Еврейский Танах из 24 книг по-разному разделённых (в 39 книг) и универсальный 27-книжный Новый Завет. Некоторые деноминации также включают 15 книг Апокрифов между Ветхим Заветом и Новым Заветом, в общей сложности 81 книга.
    • Для Католицизма, это включает семь второканонических книг в Ветхом завете в общей сложности 73 книги, называемых Канон Трента (в версиях Латин Вульгате, Вторая книга Ездры и Третья книга Ездры включены в приложение, но считаются неканоническими).
    • Для Православной церкви, это включает Второканонические книги, которые состоят из католического дейтероканона, плюс Третья книга Маккавейская, Псалом 151, Молитва Манассии, и Вторая книга Ездры. Четвёртая книга Маккавейская считается канонической Грузинской православной церковью.
    • Эфиопская православная церковь (и её отпрыск, Эритрейская православная церковь) добавили различные дополнительные книги в зависимости от конкретного перечисления канона (см. Эфиопский библейский канон), но всегда включали третью книгу Ездры, Книгу Юбилеев, Книгу Еноха, 4 Варух, и 1, 2, и 3 Маккавеи (нет никакого отношения к Книгам Маккавеев).
    • Некоторые Сирийские церкви принимают Сирийский апокалипсис Варуха в качестве писания.

Христианская наука

  • Библия
  • Наука и здоровье с ключом к Писанию написанная Мэри Бэйкер Эдди. Этот учебник вместе с Библией служит постоянным «безличным пастором» церкви.

Гностицизм

  • Библиотека Наг-Хаммади и другие Гностические тексты (не из Библии)
  • Некоторые книги Ветхого Завета и Нового Завета
    • Кердонианианизм и Маркионитство
  • Только Евангелие Маркиона и выбранные Послания Павла приняты

Обложка Книги Мормона с оригинального издания 1830 года выпуска, Джозефа Смита
(Изображение из Библиотеки Конгресса США «Отдел редких книг и специальных коллекций».) Свидетели Иеговы

  • Библия (Священное Писание — Перевод нового мира является их предпочтительным переводом.)

Движение святых последних дней

  • Библия
    • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) использует СПД издание Библии короля Якова для англоговорящих членов; другие версии используются в неанглоговорящих странах.
    • Сообщество Христа использует перевод Джозэфа Смита, который он называет «вдохновлённой версией», а также обновлённым современным переводом.
  • Книга Мормона
  • Драгоценная жемчужина
  • Учение и заветы
    • Существуют существенные различия в нумерации содержимого и раздела между учением и заветами используемыми Сообществом Христа и СПД Церковью.
  • Другие, более мелкие ветви Святых последних дней включают другие писания, такие как Книга Закона Господа используемые Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Странгит) или Слово Господне использовалось ответвлениями Феттинга..

Церковь коренных американцев (Христианско-образовательные фракции) См ниже. Растафарианство См ниже. Церковь адвентистов седьмого дня

  • Библия
  • писания Эллен Уайт относятся к повышенному статусу, хотя и не соответствуют Библии, поскольку она считается вдохновлённой пророчицей.

Сведенборгиане См ниже. Церковь объединения См. ниже.

Церковь коренных американцев

  • Библия (только среди христианских сторонников)

Церковь Объединения

  • Божественный Принцип
  • Библия как освещено более поздним откровением

Чхондогё

  • Писание Тонхак
  • Песни Йонгдам
  • Проповеди мастера Хауэола
  • Проповеди Почитаемого Учителя Эуяма

Шумеро-аккадская мифология

  • Бартонский цилиндр

Этрусская мифология

Пограничный столб из Перуджи. III в. до н. э.

  • Скрижали из Пирги
  • Liber Linteus
  • Cippus Perusinus

Ярзанизм

  • Калам-е саранджам

> См. также

  • Священное Писание
  • Список религий

> Примечания

Священная книга буддизма — «Типитака», или Палийский канон

Буддизм – древнейшая мировая религия, а точнее, религиозно-философское учение. Возникло оно ещё в VI в. до н.э. в Древней Индии. Сейчас буддизм широко распространён во всем мире и является основой культур Индии, Китая, Тибета и других стан. Основателем буддизма считается царевич Сиддхартха Гуатама. До 29 лет он жил, не зная лишений, бед и мук, ограждённый от несчастий и ненужных знаний своим отцом. Однако после нескольких судьбоностных встреч он принял решение покинуть своё королевство, превратившись в отшельника. Спустя годы скитаний и размышлений царевич открыл истину – он познал себя, весь мир и способы взаимодействия в нем. Гуатама превратился в Будду, что означает «просветлённый, пробуждённый», и начал проповедовать своё учение. Здесь важно пояснить, что буддизм – именно учение, а не вера, в нем нет поклонения Богу, здесь речь идёт о познании человеком самого себя и окружающих вещей. Суть буддизма заключается в достижении Нирваны – Вселенского покоя — путём избавления от всех тревог и волнений.

Возникновение священного писания буддизма

Последователи Будды долгое время передавали его учение устно, но, чтобы не утратить, приняли решение зафиксировать его письменно. Так возникло священное писание буддизма. Тексты записывались на пальмовых листьях и составили сборник из трёх книг, почему и получили название «Типитака» (три корзины мудрости). Второе название собрания текстов – Палийский канон, так как он был написан на палийском языке. Учение состоит из множества рассказов, легенд, проповедей и благодаря длительному устному пересказу имеет несколько интерпретаций. Особенно распространены три вида канона: тайский, бирманский и сингальский. По сути, понятия «главная книга буддизма» не существует, так как это сборник записей, объединённых различными тематиками. Так обозначились три книги канона.

Священный канон

  • Первая священная книга буддизма носит название «Виная — питака», что переводится как «корзина устава». Книга предназначена для буддистских монахов. В ней описаны правила и порядки, принятые в общине, различные церемонии и ритуалы, перечень возможных проступков и пути их искупления. Всего насчитывается 538 таких правил. К тому же в данной главе подробно описаны пояснения к этим правилам и причина их создания. Будда не навязывал свои мысли, он старался сделать так, чтобы каждый, кто столкнулся с его учениями, путем размышлений и направленных идей сам пришёл к этим мыслям. Поэтому все свои действия, поступки и решения он тщательно описывал и пояснял.
  • Вторая священная книга буддизма называется «Суттанта — питака», что означает «корзина поучений». Она содержит основные проповеди и учения и является самой сутью буддизма. Книга состоит более чем из 10000 сутр (трактатов). Так же здесь описываются последние годы жизни Будды. Присутствуют в этой книге и стихи старших монахов и монахинь.
  • Третья священная книга буддизма — «Абхидхамма-питака». Это переводится как «корзина чистого сознания». Эта книга является подробным философским анализом всего практического учения, описанного в первых двух книгах. Она достаточно сложна по восприятию, так как полностью меняет и переворачивает то мировоззрение, которое принято в традиционном обществе. Вселенная (все окружающие предметы) в буддизме представлена в виде обезличенной материи, которая составляет определённую сеть, меняющуюся со временем и в рамках закона природы. Эта священная книга буддизма до сих пор служит предметом изучения и жарких споров ученых, под сомнение ставится даже авторство Будды. Но в любом случае она не может не восхищать и не будоражить сознание, неважно, в качестве чего его воспринимать — как учение, научный труд или художественную литературу.

Заключение

Лишь изучив Канон и соблюдая все правила и рекомендации, человек способен познать Истину и Вселенский покой.

Приветствуем всех тех, кому небезынтересен буддизм и его философские принципы.

Как и другие религии, это течение также имеет свои священные писания – книги, в которых изложены основы учения Будды. Правда, сравнивать их с Библией или Кораном не стоит – структура этих трудов несколько иная.

Кроме того, они существуют в различных адаптациях и помимо основного труда «Трипитаки», созданного в V—III вв. до н.э., есть ее китайская и тибетская интерпретации.

Ниже изложено более подробно, как называются эти труды и какого их содержание.

Содержание:
Как появились писания
Трипитака (Палийский канон)
Абхидхарма
Китайская Трипитака
Тибетский Кангьюр и Тенгьюр
Трипитака Кореана
Другие буддийские источники
Заключение

Трипитака (Палийский канон)

В переводе с санскрита это название обозначает «Три корзины» – по трем тематическим частям, из которых состоит книга. Под «корзинами» здесь имеются в виду обычные плетеные корзины, в которых хранились свитки с текстами, написанными на пальмовых листьях. Конечно, сегодня книга существует в гораздо более привычном печатном виде, но историческое название сохранилось.

Так как Трипитака написана на языке пали, ее еще также называют Палийским каноном. Она представляет собой не логичное повествование со сквозным сюжетом (или его подобием), а сборник самых разных тематических текстов, и отличается по составу в разных редакциях. Традиционно этот труд делят на три части:

  • Виная-питака – свод монашеских правил, призванных регулировать жизнь религиозной общины. В ней содержатся не только сами наставления и рекомендации, но и история их появления, а также притчи о Будде и его последователях, связанные с этими законами. В этой же части присутствуют указания и рекомендации по проведению священных ритуалов.
  • Сутта-питака – это свод сутр (кратких лаконичных высказываний), приписываемых самому Будде и его ближайшим ученикам. Также эта часть книги содержит джатаки (притчи) о жизни Будды и его земном пути.
  • Абхидхамма-питака – это сборник теоретических трудов и комментариев, упорядочивающих учения и правила, изложенные в двух предыдущих частях. Традиционно считается, что основная часть этих текстов составлена самим Буддой, но большинство историков и теологов склоняются к тому, что написан этот раздел гораздо позднее.

Такова структура главной буддийской книги в Хинаяне. В махаянской и ваджраянской традициях сюда включены также шастры – пояснительные комментарии к каждой сутре, изложенные более поздними носителями учения (последователями Будды).

Период активного создания Трипитаки относится к V—III вв. до н.э. При этом все тексты распространялись исключительно устно. Позже – в III – I вв. до н.э. – происходило разделение религии на основные течения. При этом во многие тексты вносились существенные изменения, а объем книги возрастал за счет комментариев.

В связи с появившейся опасностью утери накопленных знаний было принято решение сохранить их в письменном виде. Задуманное было реализовано на Шри-Ланке примерно в 80 г до н. э. С тех пор в Трипитаку еще неоднократно вносились изменения, а сама священная книга буддизма появлялась и распространялась в разных редакциях.

Так что сегодня весьма непросто понять, какие ее тексты появились в Индии, а какие в Тибете и Китае, а также каковы точные датировки создания этих письменных трудов.

Другие буддийские источники

Свои каноны существуют и в других странах. Они отличаются от первоначального текста и имеют свои особенности. В частности широко известны и распространены тайский и сингальский каноны, которые по своему содержанию близки к палийскому.

А вот, например, бирманский вариант Трипитаки содержит так называемые «Вопросы Милинды». По сути это большой сборник комментариев к основному тексту со множеством исторических фактов и отсылок.

В целом список буддийских трудов достаточно объемен. Практически в каждом регионе имеются свои вариации главной книги – Трипитаки. Сказать однозначно, какая из них главная и «самая правильная», точно невозможно. Тем более, что многие современные ученые, а также уважаемые буддисты относятся к этим трудам совсем неоднозначно.

Это неудивительно, ведь появились они намного позже жизни самого Будды и содержат в себе помимо изначального учения множество комментариев и дополнений.

Редакция и период создания большинства книг исчисляется сотнями лет. Считается, что даже самые древние редакции Трипитаки не являются первоисточником учения Будды, которое долгое время передавалось устно, а протограф (первый вариант письменного текста) был безвозвратно утерян.

Дорогие читатели, если статья показалась вам интересной, не забудьте поделиться ею в соцсетях.

До новых встреч!

Учение Будды — одно из самых актуальных философско-практических учений в современном мире. Не привязываясь к каким-либо догмам, слепому верованию или крайнему фанатизму, Учение Будды чётко и понятно объясняет: в чём причины страданий, как их можно устранить, какие для этого существуют реальные практические инструменты. Учение, которое дал Будда, основано в первую очередь на его личном опыте, который он пережил, прикладывая к себе усилия, испытывая аскезы, практикуя йогу и медитацию. И Будда к тому же призывал и остальных не слепо верить тому, что он говорит, а проверять всё на личном опыте.

Будда Шакьямуни покинул наш мир; существует несколько версий того, куда дальше идёт его путь: ушёл ли он в Махапаринирвану или же продолжил перевоплощаться, путешествуя по мирам сансары и наставляя живых существ в Дхарме. Обе версии одинаково вероятны и имеют право на существование. Но поскольку Учитель покинул мир, то в практике его Учения нам остаётся лишь ориентироваться на те тексты, которые остались после ухода Будды.

Священная книга буддизма: название

В каждой духовной традиции есть своя основа в виде каких-то Писаний. В христианстве это Библия, в исламе — Коран, в иудаизме — Тора, в индуизме — Веды. Как же называется священная книга буддизма?

«Трипитака» — важное понятие в буддизме. Трипитака — это свод священных текстов, «три корзины» в буддизме. «Корзинами» разделы Трипитаки названы не случайно. Дело в том, что тексты в древности записывались на пальмовых листьях, и свитки эти хранились в прямом смысле слова в корзинах. Отсюда и пошло название.

Итак, три корзины в буддизме — это три раздела текстов:

  • Винайя-питака;
  • Сутра-питака;
  • Абхидхарма-питака.

Первая корзина Трипитаки — Винайя-питака — состоит из текстов, в которых содержатся предписания для общины монахов — Сангхи. Само название «Винайя» переводится, как `Устав`. Винайя-питака содержит в себе правила для монашеской общины: 227 правил для бхикшу и 250 правил для бхикшуни. Также Винайя-питака содержит в себе различные наставления, рекомендации, притчи из жизни Будды, которые призваны сделать жизнь монахов гармоничной и эффективной для движения по пути духовного развития.

Вторая корзина Трипитаки — Сутра-питака. По самому названию этого раздела понятно, что он содержит в себе сутры — главные тексты буддизма, в которых описываются проповеди Будды, его жизнь и различные истории, которые происходили с ним и его монашеской общиной.

Также Сутра-питака включает в себя Джатаки — воспоминания о прошлых жизнях Будды. Когда Будда достиг Просветления, ему сразу открылась память обо всех его прошлых воплощениях, и он рассказывал эти истории монахам, чтобы показать им, как чётко и неумолимо действует закон кармы. Для более глубокого понимания закона кармы, рекомендуется ознакомиться с Джатаками. Сутра-питака содержит в себе более 10 000 сутр, некоторые из них принадлежат описаниям проповедей и жизни Будды, некоторые посвящены его ближайшим ученикам.

Третья корзина Трипитаки — Абхидхарма-питака.

Абхидхарма-питака включает в себя несколько принципиально иных, чем в первых двух корзинах, текстов. Абхидхарма-питака содержит философские трактаты, которые составлены уже не на основе проповедей Будды, а являются как бы «комментариями» к его Учению. Таким образом, тексты Абхидхарма-питаки — это глубокий анализ Учения Будды, который позволяет объяснить современным людям аспекты Учения более понятным языком. Происхождение текстов датируется временами царя Ашоки, который был преданным последователем Учения Будды. Царь Ашока — уникальный правитель. Вдохновившись Учением Будды, он смог совместить в себе как качества правителя и воина, так и достойного последователя Учения.

Какие же из текстов рекомендуются для знакомства с Учением Будды? Существует несколько важных сутр, которые дают понимание об основе Учения Будды:

  • Сутра запуска Колеса Дхармы. Короткая сутра, в которой описывается первая проповедь Будды. Именно эта проповедь и положила начало его Учению. Очень важно прочитать, понять суть и глубинно поразмышлять над тем, что там написано.
  • Сутра Сердца. Сутра содержит в себе проповедь бодхисаттвы Авалокитешвары в виде ответов на вопросы ближайшего ученика Будды — Шарипутры. Сутра даёт понятие о важной концепции буддизма — Шуньяте (‘пустотности’).
  • Алмазная сутра. Важная сутра, содержит в себе учение о Пути Бодхисаттвы, а также о мироустройстве, сущности нирваны, сансары и так далее.
  • Сутра о Цветке лотоса чудесной Дхармы. Одна из базовых сутр Махаяны. Более подробно раскрывает идею о Пути Бодхисаттвы, «уловках», особенностях пути духовного совершенствования и о том пути, который прошёл сам Будда.
  • Сутра о карме. Короткая сутра, где Будда рассказывает по просьбе своего ученика Ананды о том, как работает закон кармы.
  • Вималакирти-сутра. Содержит наставления бодхисаттвы Вималакирти.
  • Сутра основных обетов бодхисаттвы Кшитигарбхи. Сутра содержит в себе наставления бодхисаттвы Кшитигарбхи и даёт более глубокий взгляд на Путь Бодхисаттвы.

Изучая священные тексты буддизма, можно постичь совершенную мудрость, которую дал миру Будда Шакьямуни и его последователи. В изучении священных текстов есть и ещё один важный плюс — чтение писаний очищает наше сознание. В современном мире наше сознание постоянно подвергается атаке деструктивной информации, которая влияет на нас, даже если мы этого не осознаём. И чтобы очистить свой внутренний мир, полезно читать священные тексты. Есть мнение, что во время чтения мы усваиваем только 3 % информации, и с этой точки зрения, каждый текст, чтобы усвоить его полностью, нужно прочитать не менее 33-х раз. В любом случае это будет очень полезный опыт.

Истоки буддизма

В V в до н. э. началась история буддизма. Сиддхартха Гуатама, индийский принц, всю жизнь прожил в роскоши и довольстве. Но однажды он увидел людей, которые страдали и испытывали нужду. Это произвело на него такое впечатление, что он отрекся от всего, что имел, и начал жизнь скитальца. Со временем он постиг принципы, по которым действует все сущее и достиг просветления. Вокруг него начали собираться ученики и последователи, называвшие своего учителя Будда Шакьямуни.

Учение самого первого Будды было устным. Скорее всего, никакой четкой структуры у него не было. К Будде обращались жаждущие просветления люди, и он наставлял их собственным примером, рассказывая о том, как нужно мыслить в определенных ситуациях, чтобы в итоге сделать правильный выбор. В этом и была суть буддизма – указать человеку нужное направление, идти по которому будет он сам.

Первая запись учения Будды

Первые записи буддистских учений появились спустя три сотни лет после смерти физического тела Будды. Они были сделаны со слов трех наиболее приближенных учеников Шакьямуни. Соответственно, в них уже содержались сведения, искаженные субъективизмом восприятия. Сегодня эти тексты известны нам, как «Типитака» или же «Трипитака». В переводе с древнеиндийского это означало «Три корзины мудрости». Название в данном случае не носило метафорического характера. В те времена записи велись на пальмовых листах, которые обычно хранились в корзинах, поэтому слово «книга» к этим записям применимо с трудом.

Первый вариант «Типитаки» был написан на разговорном индийском языке пали. Это, якобы, было пожеланием самого Будды, который не хотел, чтобы его учение записывалось на мертвом санскрите, непонятном абсолютному большинству людей. Однако со временем пали перестал быть общепринятым языком. Появилось множество наречий и диалектов. Перевести книгу на все из них не представлялось возможным, и, в конце концов, она была переведена на санскрит.

Но до наших дней не дошел даже санскритский вариант. Все буддийские тексты и писания того времени были уничтожены мусульманами в XIII веке вместе с монастырями. Остались только переводы на различные языки и диалекты, о точности и полноте которых сейчас судить невозможно.

Существующие на сегодняшний день версии Трипитаки не могут быть безоговорочно приняты, как безусловно соответствующие даже санскритскому канону. Тем не менее, во всех версиях прослеживается следующее разделение текстов:

  1. Виная-питака. Тексты, составляющие эту книгу, представляют собой 227 правил, по которым жила община монахов во времена Будды. Соблюдение этих правил является чем-то вроде первой ступени на пути к просветлению, непременным атрибутом буддизма. Отказ от привычного уклада и принятие нового, ломающего представления о том, какой должна быть жизнь;
  2. Суттана-питака. Писание, содержащее самую суть учения Будды. Проповеди, поучения и прочее. Шакьямуни не декларировал строгих постулатов. Обычно он отвечал человеку так, чтобы тот извлек из его слов ответ, правильный именно для него, для его уровня развития. Эта особенность учения Будды отразилась в текстах, составивших «вторую корзину». Помимо этих сутр (то есть, трактатов) здесь содержатся свидетельства о последних годах жизни Шакьямуни;
  3. Абхидхамма-питака. Книга (на самом деле она включает в себя не один том), постижение которой возможно только после первых двух. Все, что до сего момента должно было восприняться на веру, теперь объясняется подробным образом. Третья ступень просветления подразумевает философский анализ всех предшествующих текстов. Здесь также присутствуют рассказы о предыдущих земных воплощениях Шакьямуни.

Составить впечатление об объеме канонической Трипитаки довольно сложно. В различных изданиях на разных языках она занимает от 55 до 220 томов. Это – поистине грандиозное писание.

Разногласия среди буддистов

Сохранилось несколько версий Трипитаки: палийская, китайская и тибетская – самые, на сегодняшний день, распространенные. Последние две приняты направлением махаяны, но даже они несколько различны по содержанию. Палийская, которой придерживаются буддисты тхеравады на Шри-Ланке, в свою очередь, отличается от махаянских.

Но это – не единственный повод для разногласий. Многие ставят под сомнение достоверность Абхидхаммы-питака, самой спорной из трех книг. Ее чрезмерно декларативный характер, навязчивое описание картины мира не были восприняты некоторыми буддистами. Но «официально» Абхидхамма-питака все же входит в канон.

Другие тексты буддистов

Различными версиями Трипитаки не исчерпываются все разногласия среди буддистов. Практически у каждого направления есть свои тексты, также считающиеся священными и прозвучавшими изначально из уст Будды, но бытуют эти тексты, как правило, только среди представителей одного направления.

Праджняпарамита-сутры (поучения о совершенной мудрости) – это наиболее наглядный пример такого рода апокрифов. Признают эти сутры только последователи махаянской традиции. Считается, что тексты были написаны непосредственно Буддой Шакьямуни, но, поскольку люди не были готовы принять столь сложные и переворачивающие все мировоззрение поучения, они были спрятаны «до лучших времен». С наступлением этих времен мудрец Нагарджуна извлек сутры из тайника и явил их миру.

Примечательно, что все буддийские сутры общепринято считаются записями проповедей Будды. Однако если приверженцы махаяны охотно причисляют их к канону, то тхеравадины в этом отношении более консервативны и считают священной только Трипитаку. С их точки зрения, канонический текст – это главная книга, а все остальное – необязательные дополнения.

Но даже махаяне, лояльно относящиеся ко всем сутрам, отмечают некоторые противоречия между ними. Отсюда возникла необходимость классификации сутр. Их разделили на две категории: нитартха и нейартха. Первые – сутры, не требующие расшифровки. Здесь находятся прямые высказывания Будды, не несущие метафорической нагрузки. Вторую же группу составляют сутры, содержащие иносказания. Будда обращался с подобными речами к людям, не готовым сразу принять его мудрость. Интерпретируя проповеди учителя, люди сами выходили на путь просветления.

Впрочем, проблема на этом не иссякла. Отсутствие в буддизме какой-либо иерархии и подчиненности (кроме системы «учитель – ученик») обусловила множество разночтений. Так, сутры, относящиеся у махаян к нитартхам, представителями других направлений причисляются к нейартхам и наоборот. Проблема восприятия и интерпретации текстов стоит в буддизме чрезвычайно остро.

«Апокрифы» махаян

Стоит упомянуть еще несколько текстов, считающихся священными у махаян. Это так называемая «Алмазная сутра». В ней оговаривается спорный для буддистов момент относительно того, что бодхисаттвы периодически возвращаются в круговорот сансары для того чтобы помочь некоторым людям вырваться оттуда.

Другой «апокриф», почитаемый последователями Махаяны – «Лотосова сутра». Считается, что это – последнее учение Будды, можно сказать, его завещание. В этой сутре говорится о том, что, хотя и существует множество путей к просветлению – все они, по сути, являют собой воплощения одного и того же пути. Пути, встать на который способен каждый человек, будь у него на то желание. А уж довести его до конца должен учитель – бодхисаттва.

Кроме перечисленного, глубоким уважением буддистов пользуется «Тибетская Книга Мертвых», представляющая собой описание всех стадий смерти человека, вплоть до его очередного возрождения в Сансаре. Традиционно эта книга читается над одром умирающего буддиста, чтобы он не смалодушничал и не убоялся смерти, а остался верен своим принципам. Ведь цель буддистов – вырваться из Сансары и достичь Нирваны. А страх перед смертью сводит на нет все усилия.

Просветление достижимо!

Безусловно, буддизм не является жестко регламентированной религиозной доктриной. Идеалы свободы и равенства занимают здесь господствующие позиции. Поэтому любые попытки заявить о превалировании каких-либо буддийских текстов над другими априори не имеет ничего общего с учением Будды. Конечная цель – просветление и Нирвана. А будет ли она достигнута с помощью каких-либо определенных текстов или вовсе без оных – не так уж важно. Не стоит забывать, что сам Будда достиг своей цели без всякого писания, просто постигая жизнь. А значит, повторить его путь, в теории, способен каждый.

Трипитака

Палийский канон

Виная-питака
Суттавибханга Кхандхака Паpивара
Сутта-питака
Дигха-никая Мадджхима
Hикая
Самъютта
Hикая
Ангуттара
Hикая
Кхуддака
Hикая
Абхидхамма-питака
Дха. Виб. Дха.
Пуг.
Кат. Ямака Паттхана
Шаблон: просмотр • обсуждение • править

Трипи́така (санскр. त्रिपिटक, «Три корзины»; пали, Типи́така ; кит. 三藏, Сань Цзан; яп. 三藏, Сандзō; кор.삼장; вьет.Tam tạng) — свод буддийских священных текстов, созданных в V—III вв. до н. э. вскоре после просветления Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует несколько версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традиции Тхеравада, или ‘Типи́така’.

Китайская Трипитака переведена и частично составлена в первые века новой эры, и наряду с текстами из палийской Типитаки (санскр. Трипитака) содержит много материалов, восходящим к махаянским индийским источникам и частично отражающих жизнь в индийском обществе в более позднее время и философские идеи более позднего периода, нежели содержащиеся в палийской Типитаке.

Буддизм

«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали: Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали: Абхидхамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Трипитаки слово питака употреблялось в санскрите и пали в переносном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо.

Следует учитывать, что махаянские редакции «Трипитаки» помимо текстов, традиционно считающимися «словами Будды», содержат также огромное количество сочинений буддийских философов, основателей школ (например, Нагарджуны, Васубандху, Дхармакирти и многих др.) и практиков, живших гораздо позднее Будды Шакьямуни.

Первый раздел, Виная-питака («Виная» означает буддийский монашеский устав), содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины. В него входят более 227 правил поведения монахов и 250 правил поведения монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не ограничивается сводом дисциплинарных правил, в ней также рассматривается история происхождения каждого правила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама решал вопросы сохранения гармонии в большой и разнородной духовной общине.

В Сутта-питаке (палийская редакция) собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.

Третий раздел, Абхидхамма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхаммы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхамма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, возводя их к эпохе царя Ашоки. В махаянические и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шастрами.

Долгое время Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г. до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.

Вопрос о датировке отдельных текстов из различных канонов Трипитаки является весьма сложным. Большинство текстов были сочинены задолго до того, как были впервые зафиксированы письменно. Некоторые тексты китайского канона были, по-видимому, написаны по-китайски, а затем задним числом переведены на санскрит. Сложно установить, какие тексты тибетского канона были созданы уже в Тибете, а какие восходят к индийской традиции.

Несмотря на то, что в исходные тексты палийской Трипитаки (Типитаки) на протяжении веков вносились изменения, это собрание остаётся главным источником изучения раннего буддизма. Другие направления буддизма не оставили после себя значительных письменных памятников. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры.

Издания Трипитаки

По мнению доктора исторических наук А. А. Маслова наиболее полным изданием Трипитаки на сегодняшнее время считается японское 55-томное собрание «Тайсё синсю Дайдзокё» («Трипитака годов Тайсё»), изданное в период 1922—1933 годов и переизданное в Токио в 1968 году. Издание состоит из следующих томов:

  • Индийская часть:
    • тома 1—21 включают в себя сутры с проповедями Будды;
    • тома 22—24 — перевод монастырских уложений и монашеских правил;
    • тома 25—29 — переводы Абхидхармы;
    • тома 30—31 — переводы текстов Виджнянавады (Йогачары) и Мадхьямики;
    • том 32 — перевод шастр.
  • Китайская часть, составленная китайскими учителями:
    • тома 33—43 — комментарии китайских учителей на сутры;
    • тома 44—48 — трактаты школ китайского буддизма;
    • тома 49—52 — разнообразные исторические записи, биографии известных учителей разных школ, тексты о паломничествах и полемике школ;
    • тома 53—54 — энциклопедия основных понятий буддизма;
    • том 55 — каталог сутр.

По другим данным издание «Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё» (Дачжэн синьсю дацзанцзин, 大正新修大藏经) от 1924—1934 годов включает в себя 85 томов, содержащих 2920 текстов, и 12 томов изображений. Данная Трипитака существует в электронном виде на китайском языке на сайте www.fodian.net.

В 1982 году началось составление «Китайской большой Трипитаки» (Чжунхуа дацзанцзин, 中华大藏经). В 1997 году было издано 106 томов данного издания. Всего запланировано 220 томов, включающих в себя более 4200 текстов, собранных из ранних изданий Трипитаки на тибетском, китайском, маньчжурском и монгольском языках. Данное издание в бумажной версии имеет высокую стоимость, а в электронной версии имеет плохое качество. Поэтому главным источником текстов китайского буддизма для буддологов в настоящий момент остаётся «Заново составленная Трипитака, изданная в годы Тайсё».

> См. также

  • Трипитака Кореана
  • Палийский канон
  • Сутра
  • Виная
  • Абхидхарма

> Примечания

  1. Маслов, 2004.
  2. 1 2 Чебунин, 2009.
  • Типитака / Андросов В. П. // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 152. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9.
  • Маслов А. А. Традиция чаньских записей // Классические тексты дзэн. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 480 с. — ISBN 5-222-05192-7.
  • Чебунин А. В. Китайский буддийский канон // История проникновения и становления буддизма в Китае: . — Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-89610-144-4.
  • Шарыгин Г. В. Об основных проблемах изучения истории раннего буддизма и канонического собрания текстов раннего буддизма // Гуманитарные научные исследования. — Октябрь, 2012.

ТРИПИТАКА (санскрит)
(пали — ТИПИТАКА; кит.- САНЬ ЦЗАН; яп.- САНДЗО)

Типитака — свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов. Наибольшей известностью пользуется палийский канон традиции Тхеравада, или Типитака.
«Трипитака» в переводе означает «три корзины», что соответствует разделению священных книг на три раздела: Винайя-питака (Виная-питака), Сутра-питака (пали — Сутта-питака) и Абхидхарма-питака (пали — Абхидхамма-питака). Название питака («корзина») традиционно объясняется тем, что свитки из пальмовых листьев, на которых были написаны тексты, хранились в трёх плетёных корзинах. Однако нельзя исключить и того, что ещё до собственно письменной фиксации Трипитаки слово питака употреблялось в санскрите и пали в переносном смысле для обозначения собрания, коллекции чего-либо.
Первый раздел, Винайя-питака, содержит тексты, призванные регулировать жизнь сангхи — буддийской монашеской общины. В него входят более 500 правил поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине в целом. Первая питака не огpаничивается сводом дисциплинарных пpавил, в ней также рассматривается истоpия пpоисхождения каждого пpавила, включены притчи, рассказывающие о том, как сам Будда Гаутама pешал вопpосы сохpанения гаpмонии в большой и pазноpодной духовной общине.
В Сутра-питаке собрано более 10 000 сутр, приписываемых лично Будде или, иногда, его ближайшим ученикам. Во многие редакции включаются джатаки, повествующие о жизни Будды.
Третий раздел, Абхидхарма-питака, представляет собой сборник философских трактатов, содержащих систематизацию учения Будды и предлагающих глубокий, практически научный, анализ основных доктринальных положений Дхармы. Если первые два раздела Трипитаки излагают практическое учение о достижении Просветления, то третья корзина посвящена теоретической разработке основ учения. Авторство многих текстов, входящих в Абхидхарма-питаку, приписываются непосредственно Будде Шакьямуни, но многие буддологи склоняются к более позднему происхождению этих текстов, возводя их к эпохе царя Ашоки. В махаянические и ваджраянические редакции этой питаки входят также пояснительные комментарии, называемые шастрами.
Долгое время Трипитака передавалась устно, в соответствии с индийской традицией заучивания священных текстов наизусть. Около 80 г. до н. э., в связи с угрозой утраты текстов, Типитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами тхеравады на Шри-Ланке.
Вопрос о датировке отдельных текстов из различных канонов Трипитаки является весьма сложным. Большинство текстов были сочинены задолго до того, как были впервые зафиксированы письменно. Некоторые тексты китайского канона были, по-видимому, написаны по-китайски, а затем задним числом переведены на санскрит. Сложно установить, какие тексты тибетского канона были созданы уже в Тибете, а какие восходят к индийской традиции.
Несмотря на то, что в исходные тексты Трипитаки на протяжении веков вносились изменения, это собрание остаётся главным источником изучения раннего буддизма. Другие направления буддизма не оставили после себя значительных письменных памятников. В текстах Трипитаки содержится множество сведений, касающихся культурной, экономической и социальной жизни Индии первых веков до нашей эры.
В 1871 году в городе Мандалай (Мьянма) был созван буддийский собор, на котором около 2400 монахов путем сверки различных рукописей и переводов создали унифицированный текст Трипитаки. После восстановления текста его вырезали на 729 мраморных плитах, для каждой из которых построили отдельный миниатюрный островерхий храм. Так появился знаменитый храмовый комплекс Куто-до Пайя, своебразный городок-библиотека, хранилище канона, почитаемое сейчас большинством буддистов мира.
В представленной ниже сутте содержится (как полагают) собственная речь Будды (Благословенного), в которой он излагает учение о четырех благородных истинах. Хотя многие исследователи считают, что и сам термин «благородная истина» был позже кем-то добавлен в текст, и что само содержание благородных истин было вставлено таким же образом. В обоих случаях они основываются на недоказанном утверждении, что язык, на котором говорил Будда был организованным с точки зрения грамматической структуры, а все отклонения являются признаками чьего-то вмешательства в текст. Однако эти исследователи не учитывают, что языки во времена Будды были устными диалектами, неупорядоченность которых являлась нормальным явлением. Ещё более «разговорной» является Поттхапада сутта, отрывок из которой также приводится.

Типитака
Дхамма-Чакка-Паваттана сутта (сутта запуска колеса Дхаммы)
Поттхапада сутта

Священная книга Типитака

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Доклад

Священная книга Типитака

Буддисты считают важнейшим источником сведений о раннем буддизме сочинения религиозного характера, которые были записаны к началу нашей эры на языке пали на Цейлоне и известны под названием Типитака (Тiрitака) — «три корзины».

Типитака — свод буддийских священных текстов, составленный вскоре после смерти Будды Шакьямуни на Первом Буддийском соборе. В буддийском мире существует множество версий Трипитаки, в которые входит огромное количество различных текстов.

В прошлом веке началось собирание того, что сохранилось в монастырях Цейлона, Бирмы, Сиама, Непала, а также в Тибете, Китае, Монголии, Японии. В 1871 г. в Мандалае был созван V буддийский собор, на котором 2 400 монахов — знатоков канона — путем сверки различных списков и переводов выработали уточненный текст Типитаки, который был вырезан затем на 729 специально изготовленных мраморных плитах. Для каждой плиты был построен отдельный миниатюрный островерхий белый храмик. Стоящие стройными рядами храмики составили храмовой комплекс — своеобразный городок-библиотеку, хранилище канона.

В конце XIX и начале XX в. многие тексты, входящие в Типитаку, были переведены на европейские языки и опубликованы, став доступными для широкого круга исследователей.

Типитака. Ядро Типитаки, по видимому, сложилось ранее времени Ашоки (т.е. до 3 века до н.э.), письменную фиксацию канон получил на Цейлоне около 80 г. до н.э. Типитака включает самые разнообразные по содержанию и форме произведения. Это и сборники правил монашеского поведения (Виная-питака), и различные религиозно-нравоучительные рассказы (Сутта-питака) и религиозно-философские трактаты (Абхидхамма-питака). Анализ текстов дал возможность установить примерное время их составления.

Ш Виная-питака (Vinaypitaka), или «корзина устава» — наиболее древняя часть канона. В Кутодо эта часть канона занимает 111 мраморных плит. Входящие в нее пять книг излагают правила поведения и образа жизни буддийских монахов и мирян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее, подробности организационного строения общины и ее историю. Хотя формулировки всех этих правил и требований приписываются Будде Шакьямуни, специалисты считают, что большинство входящих в Виная-питаку сочинений сложилось не ранее III в. н.э., т.е. максимум за два столетия до их первоначальной письменной фиксации. Патимоккха (Patimokkha-sutta, санскр. Pratimoksa-sutra) является древнейшим и центральным текстом Виная-питаки. Она — самая старая часть из всего канона. Ее содержание — перечень проступков, совершаемых монахами, и налагаемых за них наказаний. Далее следует состоящая из двух книг Суттавибханга (Suttavibbhanga) — комментарии к Патимоккхе.

Следующая книга называется Кхандхака (Khandhaka), разделяющаяся на две части — Махаваггу (Mahavagga) и Куллаваггу (Cullavagga). Первая часть представляет собой историю развития буддийской монашеской общины, начиная с легендарного момента достижения Гаутамой прозрения. Подробно описываются основные церемонии и праздники в общине, правила поведения монахов в течение дня, сбор общины на время сезона дождей. Куллавагга — продолжение Maxaвагги. Основное внимание она уделяет наказаниям, налагаемым на монахов за различные проступки. В ней же говорится об отступниках от монашеской жизни, и описываются первые два буддийских собора.

Пapивapа (Parivara) излагает мнемонические приемы, облегчающие запоминание многочисленных правил и запретов.

Ш Вторая часть Типитаки — Сутта-питака (Suttapitaka), или «корзина поучений». Это самая обширная часть канона. Ей отведено в Кутодо 410 плит. Она состоит из пяти сборников, излагающих идеологию буддизма в форме притч и бесед, которые также приписываются Будде или его ближайшим ученикам. В сборник Кхуддака-никая входит 15 книг, из которых некоторые пользуются особой известностью. Среди них Дхаммапада, которая в краткой стихотворной форме сообщает важнейшие вопросы вероучения. Суттанипата содержит стихи этического содержания и т.д. Особенно интересны Тхерагатха (Theragatha) и Тхеригатха (Therigatha), или песнопения монахов и монахинь, — также одно из древнейших сочинений всего канона. Важен для изучения раннего буддизма и сборник Джатака (Jataka), в который входят рассказы о перерождениях Будды. Они имеют характер моральных назиданий, исходящих от самого Будды. Современная наука установила, что в основе это не оригинальные буддийские сочинения, а произведения индийского фольклора, приспособленные для наглядной проповеди буддизма. Они важны как источник сведений об условиях общественной жизни древней Индии.

Ш Наконец, третья часть канона — Абхидхамма-питака (Abhidhammapitaka), или «корзина объяснения учения (закона)». Она размещена в Кутодо на 208 плитах. В нее входят семь книг религиозно-философского характера, посвященных изложению и развитию приписываемых Будде мыслей. Это наиболее поздняя часть канона. Многие направления и школы буддизма не признают ее первоисточником и в состав канона не включают.

Является ли идея религиозного спасения, перехода из земной жизни в нирвану, т.е. в какое-то иное, неземное состояние, действительно главной идеей буддизма? Несомненно. Религиозная буддийская литература вкладывает в уста мифического основателя буддизма следующие слова: «Подобно тому, как воды океана имеют лишь один вкус — вкус соленый, так и учение мое имеет лишь одни вкус — вкус спасения». Все ранние источники подчеркивают, что Будда проповедовал необходимость и возможность достижения каждым личного и вечного инобытия, противопоставляя его непостоянству, обреченности, смертности всего того, что мы воспринимаем как реальный, осязаемый, чувственный мир. «Я всезнающ, — говорит Будда своему ученику Упаке, — у меня нет учителя; никто не равен мне в мире людей и богов и никакое существо не похоже на меня. Я священный в этом мире, я учитель, я один — абсолютный Сам-Будда. Я добился покоя (путем погашения всех страстей) и получил нирвану. Чтобы основать царство истины, я иду в город Касис (Бенарес); я буду бить в барабан бессмертия во тьме этого мира». Бенаресская проповедь, не без основания рассматривающаяся как первая, но одновременно и наиболее точная и полная формулировка главного в учении буддизма, начинается словами: «Раскройте уши, монахи: бессмертие (амата) выиграно мною». Вся первая проповедь — обоснование необходимости спасения от страданий сансары (чувственного мира) и раскрытие пути к спасению. Проповедь заканчивается словами: «Освобождение моего разума не может быть утеряно; это мое последнее рождение; следовательно, я больше не буду рожден».

Подчеркивая значение раскрытия миру пути к спасению в инобытии, Махавагга — важнейшая часть наиболее древнего раздела канона Виная-питаки — так описывает реакцию Вселенной на бенаресскую проповедь:»… вся совокупность десяти тысяч миров заколебалась, затряслась, задрожала; и бесконечный могучий свет пронизал мир, свет, превосходящий тот свет, который мог быть произведен божественной силой дэвов» (т.е. богов).

Мысль о необходимости религиозного спасения, ухода из сансары постоянно, в самых различных вариантах повторяется и в других текстах Виная-питаки и Сутта-питаки. Так, беседа Будды с монахами о бренности тела заканчивается таким выводом:»… отсутствие страсти делает его (человека) свободным; когда он свободен, он сознает, что он свободен; и он понимает, что новое возрождение избегнуто, что святость достигнута полная, что долг выполнен, и что больше нет возврата в этот мир». Главная задача, которую должен выполнить человек, — достичь спасения от уз окружающего мира. Одновременно подчеркивается, что это спасение вовсе не достигается в момент физической смерти данного живого существа. В полном соответствии с древней религиозной традицией ведийской религии буддизм безоговорочно принимает учение о переселении душ, или, как принято говорить, о перевоплощении: после данного существования сразу после смерти или через некоторое время живое существо вступает в иной форме в новое «бытие», столь же отвратительное, как и все предыдущие.

Мучения, страдания, господство зла заранее объявляются основными качественными признаками любого бытия, бытие и страдания являются тождественными. Буддизм не возлагает ответственность за зло на дьявола, чтобы оправдать бога, но смогшего создать совершенный мир. Неизбежность зла в чувственном мире буддизм трактует как проявление некоего «космического» страдания, извечно присущего всякому бытию.

Величие и благость высшего божества, которым становится благодаря своим личным заслугам в прежние перерождениях всесовершенное и всемудрейшее существо Будда, состоит не в создании мира, а в указании пути его разрушения, победы над злом, которая невозможна без преодоления самого бытия.

Литература

типитака буддийский священный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *