Святая лючия сиракузская


Святая Луция родилась около 283 года в Сиракузе. Это раннехристианская святая мученица. Уже около 600 года в Риме существовал монастырь, посвященный Луции. Первые жизнеописания святой датируются 5 веком. Они построены по общей для многих святых схеме и рассказывают о многочисленных чудесах, совершенных Луцией. В этих легендах содержатся следующие общие детали о жизни святой.
Луция родилась в семье знатного римского гражданина. После смерти отца ее мать Евтихия решила отдать дочь замуж. Луция же, обратившись в христианство, принесла обет безбрачия и отказалась от помолвки. Позже святая чудесным образом исцелила мать от кровотечений, после чего та одобрила веру дочери. Однако отвергнутый Луцией жених негодовал, так как Луция пожелала продать свое приданое и раздать деньги беднякам. В то время правил император Диоклетиан, и христиан жестоко преследовали за их веру. Обиженный юноша донес на Луцию и ее арестовали. По решению суда Луцию должны были отдать в публичный дом, но святая внезапно сделалась очень тяжелой и недвижимой, и никто не смог ее туда отвести. Пытались даже применять повозки, запряженные быками – все безрезультатно. Тогда Луцию принялись пытать, но из каждой экзекуции она выходила невредимой. Когда же она встала на колени, чтобы помолиться, ее обезглавили.
Гораздо позже – в 15 веке – появляется еще один эпизод в агиографиях святой Луции. Причем именно этой новой детали суждено было стать символом святой. Речь идет о придании, согласно которому Луции в ходе пыток над ней выкололи глаза.

На многих картинах святая изображена с подносом в руках, на котором покоятся ее глаза. Другие ее атрибуты – меч, пальмовая ветвь, книга и масляная лампа.
Интересна история мощей святой Луции. Первоначально тело святой было захоронено в сиракузских Катакомбах. В 11 веке оно было похищено и увезено в Константинополь византийцами. В 1204 году во время разграбления города крестоносцы забрали мощи и перевезли их в Венецию. Там тело святой было похоронено в посвященной ей церкви. В 1860 году церковь была снесена, а тело Луции вновь было перемещено. Кисть святой Луции была перенесена из Венеции в Сиракузу и сейчас находится в одной из боковых капелл кафедрального собора.
В 6 веке в Сиракузе над катакомбами, где первоначально была погребена святая, была выстроена посвященная ей церковь, которая позже многократно перестраивалась. Алтарный образ для этой церкви написал выдающийся художник эпохи барокко Караваджо (17 век).
По традиции Луция покровительствует всем людям с заболеванием глаз, незрячим или просто близоруким. Кроме того, святая Луция вместе со святыми Розалией и Агатой считается покровительницей Сицилии. День святой Луции (13 декабря) широко отмечается в Швеции и Норвегии.
В Швецию обычай наряжать Люцией маленькую девочку пришёл из Германии. Там в XVI—XVII веках, во времена запрета культа святых и особенно Святого Николая, на Рождество появилась идея заменить доброго старика на младенца Иисуса, которого изображала девочка в белом платье. Традиция не укоренилась, зато проникла в Швецию. В XVIII—XIX веках обычай установился на более ранний день святой Люции, и главным героем вместо Иисуса стала именно она. В 1927 году было проведено первое шествие Люции в столице — Стокгольме.


В день святой Люции в Стокгольме и Хельсинки проходит церемония выборов и коронации Люсии, которую наряжают в белое платье и надевают венок из горящих свечей, после чего начинается торжественное карнавальное шествие ряженых детей. Шведская коронация проходит в национальном музее Скансен, а финская — в главном соборе Хельсинки.

Наряд «королевы праздника» символичен: белое платье обозначает невинность и чистоту, красный пояс, которым оно подпоясано — мученическую смерть, венок — нимб, символ святости, а горящие свечи — свет.
В каждой школе также выбирают свою Люцию и устраивают праздники с пением традиционных гимнов.
В Швеции этот праздник отмечается дома, где главную роль обычно исполняет младшая дочь в семье, которая угощает родителей, братьев и сестёр традиционными шафранными булочками и кофе. После этого песнями будят тех, кто ещё не встретил Люсию — и чаще всего это отец семейства.

Излюбленное блюдо — шафранные булочки с изюмом, имеющие форму восьмёрки со спиралевидными концами, которые запивают кофе, глинтвейном или даже рождественским пивом. Некоторые пьют юлмуст (швед. Julmust, от Jul — рождество и must — молодое вино) — традиционный шведский газированный безалкогольный напиток на основе воды, лимонной кислоты, карамельного колера и пряностей (гвоздика, бадьян, кардамон).
Во время праздника звучат многие песни, посвящённые Люции. Одной из самых известных является «Санкта-Люсия» (музыка Теодоро Коттрау, слова Сигрид Эльмблад):
Санкта Люсия,
В чудном мерцаньи,
В зимнюю ночь дари
Света сиянье!
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
В белом ты к нам вошла,
Дева святая,
О Рождестве Христа
Напоминая.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Чехи считают святую защитницей от ведьм. В Моравии считается, что для защиты от ведьм надо с этого дня и до Рождества сжигать в камине по одному полену. Особенно чтили праздник женщины и девушки: в этот день нельзя было стирать и прясть. В Валахии даже прялки убирали на чердак.
В хорватской Далмации и Славонии в этот день принято детям дарить подарки. На острове Зларин дети кладут носки под подушку перед сном, ожидая, что св. Люция принесет подарки. Непослушные дети в носке находят уголёк, дети, которые хорошо вели себя в прошедшем году, получают сушёный инжир, миндаль, грецкие орехи, яблоки или конфеты. В северо-западной Хорватии в этот день хозяйки пекут пресный кукурузный хлеб, который все члены семьи должны съесть, чтобы в хозяйстве всё ладилось и не болела скотина. В Джяково ряженая в белое «баба Лука» (хорв. baba Luca) носила горячие угли, чтобы обжечь пальцы непослушным детям, и особенно любила наказать девушек, которые ещё не научились ткать.
В Палермо (Италия) в этот день люди, не видевшие еды много месяцев и молившиеся святой Люции, получили в порту корабль полный зерна. И они не перемололи зерно в муку, а отварили его так как были очень голодны и приправили маслом. Так появилась кучия.
Поэтому на Сицилии сегодня в праздник святой Лючии в память о Святой существует традиция — едят кучию и аранчини(рис) и разные блюда из риса и из нута (панелле). Не едят хлеб и пасту в память о цельном зерне. Практически все хлебные города закрыты.

Кучия-отварное цельное зерно с творожным кремом и цукатами, либо вместо творога-шоколад. Это блюдо готовится один раз в год, сегодня, 13 декабря.

Аранчини-шары из риса с начинкой рагу (мясо), ал бурро (ветчина,моцарелла) или со шпинатом. Типичное сицилийское блюдо. Это шарики из риса с начинкой «рагу» (фарш,горошек,помидорный соус) или «аль бурро»с начинкой из моцареллы и ветчины, обжаренные в масле. Бывают круглые и конусообразные.
А называются аранчини-«маленькие апельсины» из-за своего оранжевого цвета эдентичного апельсинам. На Сицилии в Палермо и Катании в рецептуру добавляют шафран, чтоб придать более насыщенный оранжевый цвет. А в Мессине вместо шафрана добавляют помидорный соус.

Рецепты
Пряное печенье:
Мука – 540 гр.
Сливочное масло – 182 гр.
Мёд (она пишет, что в оригинале меласса, но можно мёд) –140 гр.
Тросниковый сахар – 126 гр.
Обычный белый сахар – 50 гр.
Корица – 1,5 ст. л.
Имбирь – 1,5 ст. л.
Гвоздика молотая – 0,5 ч.л.
Разрыхлитель –10 гр.
Вода – 180 гр.
Способ приготовления:
1. В кастрюле нагреть воду вместе с мёдом, сахаром и специями и постоянно помешивая довести до кипения.
2. Выключить, добавить сливочное масло кусочками и мешать, пока оно не растает.
3. В удобную большую посуду всыпать муку и разрыхлитель и постоянно мешая деревянной ложкой вливать тонкой струйкой горячую медовую массу. Мешать до тех пор пока масса не станет однородной. Накрыть и поставить в холодильник на ночь.
3. Поверхность доски посыпать мукой и раскатать слой 2 мм. Чем тоньше печенье, тем более хрустящее. Вырезать фигурки и запекать в горячей духовке 170°С около 10 минут.
4. Остудить и хранить в коробке (полежав пару дней они становятся вкуснее).
Булочки св. Луции:
На 12 булочек или на 1 хлеб:
1 ч л шафрана
250 мл теплого молока
500 г хлебной муки
7 г сухих дрожжей быстрого действия
1 ч л соли
50 г сахара
50 г несоленого масла, растопленного
100 г творога (или Quark)
1 яичный желток
горсть изюма (для булочек)
Способ приготовления:
1. Если делаете пирог с шафраном, смазать маслом форму для кекса вместимостью 900 г; если булочки – смазать маслом противень. Замочить шафран в молоке на 5-10 минут.
2. Смешать муку, дрожжи, соль и сахар в миске и сделать углубление в середине. Добавить растопленное масло в молоко с шафраном и перелить в кувшин.
3. Добавить творог. Перемешать, затем руками в муке замесить тесто. Месить на поверхности, посыпанной мукой, 10 минут. Положить в миску, смазанную маслом, накрыть пленкой и оставить в теплом месте на 1 1/2 – 2 часа пока не поднимется. Обмять тесто.
4. Для хлеба: сформировать тесто в буханку и положить в подготовленную форму. Накрыть неплотно пленкой и оставить в теплом месте на 45-60 минут, пока не поднимется за края формы.
5. Для булочек разделить тесто на 12 кусков и раскатать каждый в прямоугольник примерно 20 см длиной. Закрутить каждый в форме S как можно плотнее. Положить на подготовленный противень и накрыть. Оставить на 30-45 минут, пока не поднимутся.

6. Тем временем разогреть духовку до 220 гр С. Булочки смазать желтком, не давая ему стекать на противень, иначе булочки прилипнут. Запекать в течение 15 минут, затем снять с противня и положить на решетку.
7. Для хлеба, снизить температуру до 200 гр С. Продолжать запекать еще 20 минут. Охладить на решетке.
Молитва
Молим Тебя, Господи, да поможет нам славное заступничество святой мученицы девы Люции, чтобы мы, в жизни временной празднуя её небесное рождение, смогли созерцать её славу в вечности. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков. Аминь.

Когда слава святой мученицы Агафии распространилась по всей Сицилии и жители Сиракуз стекались в Катану на поклонение святому гробу мученицы, случилось одной девице, по имени Лукии, благородного происхождения и пользовавшейся уважением у всех сиракузян, пойти на праздник вместе с другими и с матерью своею Евтихиею, которая страдала кровотечением уже четыре года и не могла исцелиться никаким врачебным средством. Во время совершения церковной службы при гробе мученицы читалось то Евангелие, в котором воспоминается кровоточивая женщина, исцелившаяся от прикосновения к краю одежды Христовой). Во время чтения Евангелия, Лукия сказала своей матери:

— Если ты веришь, матушка, тому, что читается: то верь и тому, что святая Агафия, пострадавшая за имя Христово, удостоилась предстоять Тому, за Чье Имя она пострадала. Итак, прикоснись ко гробу ее с верою, и ты исцелишься.

Когда, по окончании церковной службы, народ разошелся, мать с дочерью пали пред гробом святой мученицы и со слезами начали умолять ее о помощи. Долго молились они, и, наконец, Лукия уснула и во сне увидела святую мученицу Агафию посреди Ангелов, украшенную драгоценными камнями. Она сказала Лукии:

— Сестра моя Лукия, дева Господня! Зачем просишь ты от меня того, что сама можешь подать сейчас же? Твоя вера приносит помощь твоей матери и она уже здорова. И как мною славится город Катана, так тобою будут красоваться Сиракузы, ибо ты в своем девстве уготовала Христу благоугодное жилище.

Лукия тотчас пробудилась, в трепете встала и сказала матери:

— Матушка, матушка! Ты исцелилась! Умоляю же тебя именем той святой, которая исцелила тебя своими молитвами: не напоминай мне больше никогда о женихе (она уже была обручена) и не желай видеть смертного плода от моего грешного тела; но всё, что ты назначила дать мне, для выхода замуж за смертного человека, отдай мне, чтобы идти к Бессмертному Жениху Христу Господу, Хранителю моего девства.

Мать отвечала ей:

— Заботливо охраняя всё, что осталось от твоего отца в течение девяти лет, я скорее увеличила, чем уменьшила твое наследство; а что приобрела сама и еще могу приобрести, всё это так же в твоем распоряжении. Но похорони сначала меня, и тогда уже поступай со всем имением, как тебе угодно.

— Послушай, матушка, моего совета, сказала ей Лукия: не особенно угоден Богу — отдающий Ему то, чего не может унести с собою или употребить в свою пользу. Но если ты хочешь совершить дело действительно угодное Богу, то отдай Ему то, что можешь употребить для себя. Когда ты будешь умирать, тебе уже не будет нужно ничего из земного, и то, что ты имеешь дать тогда, уже не в силах будешь унести того с собою: посему пока ты жива и здорова, отдай Христу свое имения и все, что хотела дать мне, начни теперь же отдавать Ему.

Так Лукия повторяла матери каждый день, пока не началось, наконец, раздаяние имущества и ежедневное употребления его на нужды убогих людей. 0 продаже имений, драгоценной утвари и камней узнал жених Лукии и, опечаленный этим, стал допытываться у кормилицы своей невесты:

— Что это значит, спрашивал он, что я слышу о внезапной продаже поместий и драгоценностей?

Кормилица, женщина разумная, отвечала:

— Твоя невеста узнала, что продается одно наследственное имение, ценою до 1000 златниц и более, которое она желает купить для тебя, и потому продает некоторые вещи, чтобы собрать столько денег.

Жених поверил ее словам и, думая, что дело идет о вещественной покупке, ничего не возражал и даже сам располагал невесту и ее мать к продаже имущества. Но как только он узнал, что всё роздано нищим и убогим, вдовам и сиротам и истрачено на странников и служителей Божиих, тотчас же пошел и донес градоначальнику Пасхазию про свою невесту, что она — христианка и, следовательно, — противница повелений царских .

Пасхазий вызвал к себе Лукию и сначала словесно убеждал ее принести жертву идолам.

Блаженная Лукия отвечала ему:

— Живая жертва и чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях. За последние три года я ничего и не делала, как только приносила жертву Живому Богу. Теперь мне уже нечего приносить Ему и я приношу Ему самое себя, и пусть творит Он с Своею жертвою, что угодно Ему.

— Эти слова, — заметил Пасхазий, — можешь рассказывать подобным тебе христианам, а мне, наблюдающему за исполнением царских законов, напрасно об этом говоришь.

— Ты царским законам следуешь, — отвечала Лукия, — а я повинуюсь законам Божиим; ты царей боишься, а я Бога боюсь; ты царей не хочешь прогневать, а я тщательно оберегаюсь прогневать Бога; ты царям стараешься угодить, а я желаю благоугодить Единому Христу. Итак делай, что тебе кажется полезнейшим, я же буду делать то, о чем знаю, что это послужит мне на пользу.

— Ты прожила свое наследие и растратила вместе с твоими сожителями, — сказал Пасхазий, — а потому и сама говоришь, как блудница.

— Наследство свое я поместила в хорошем месте, — ответила ему Лукия, — и никогда не позволяла себе принимать растлителей души и тела.

Пасхазий спросил:

— А кого ты называешь растлителями души и тела?

Лукия отвечала:

— Вы — растлители души, о которых Апостол говорит: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор. 15:33): вы внушаете душам людей прелюбодеяние , — дабы они, оставив Небесного Жениха, т. е. Создателя своего, последовали диаволу чрез служение бессильным и бездушным идолам. А растлители тела суть те, которые временные удовольствия предпочли вечному блаженству и преходящие наслаждения ставят выше радостей бесконечных.

Пасхазий сказал:

— Твои разглагольствования прекратятся и замолкнут, когда дело дойдет до истязаний и ран.

Лукия отвечала:

— Слова Божии не умолкнут никогда.

— Да разве ты — Бог? — возразил Пасхазий.

Пасхазий сказал:

— Так неужели и в тебе Дух Святой и не Он ли говорит чрез тебя?

Лукия отвечала:

— Апостол говорит, что ведущие чистую жизнь суть храмы Божии и Дух Божий живет в них (1Кор.3:16).

Пасхазий сказал:

— Так вот я прикажу отвести тебя в непотребный дом, чтобы Дух Божий отступил от тебя, когда ты будешь осквернена.

— Без произволения Духа никогда не может быть осквернено тело,- отвечала Лукия: если даже ты положишь мне на руку фимиам и насильно бросишь его сею рукою на идольский жертвенник, то Бог только посмеется тебе при виде сего, ибо Он осуждает нас за помыслы и произвольные деяния, а не за действия, которые нас другие принуждают делать насильно; и насильственное лишение девства Он только попускает, как попускает искушения, разбой, язычество. Посему, если ты и прикажешь надругаться надо мною, то этим только увеличишь награду за мою чистоту.

— Я велю до смерти бесчестить тебя, — сказал Пасхазий, — если ты не послушаешься царского повеления.

Лукия отвечала:

— Я уже сказала тебе, что мою волю ты никогда не склонишь к согласию на грех; всё , что ты можешь сделать с моим телом, — всё это презирает раба Христова.

Тогда Пасхазий, этот развратный и неправедный судия, призвал к себе содержателей непотребных домов и отдал им святую, говоря:

— Созовите народ и пусть над ней ругаются до тех пор, пока не умрёт.

Когда святую повлекли на поругание, Бог придал ей такую тяжесть, что ее невозможно было сдвинуть с места. Множество людей, по распоряжению мучителя, влекли ее и старались стронуть ее с места; но все старавшиеся изнемогли и покрылись потом, а дева Господня стояла непоколебимо. Принесли верёвки и, опутав ее ими по рукам и по ногам, опять старались изо всех сил влечь ее, но она оставалась неподвижною, как бы гора. Пасхазий смутился и не знал, что делать. Он созвал гадателей, чародеев и всех идольских жрецов и велел им совершать волхвования кругом Лукии, чтобы подвинуть ее, но они ничего не достигли: она стояла, как бы пригвожденная к земле, и нельзя было сдвинуть ее ни на один шаг. Приведено было множество пар волов, которые должны были сдвинуть ее и влечь, и она всё-таки оставалась неподвижною.

Наконец, Пасхазий спросил ее:

— Что за волшебство ты совершаешь?

— Это не волшебство мое, — сказала она, — а сила благодати Божией.

— Какая же причина того, что тебя, слабую девушку, не может сдвинуть тысяча человек?

— Если ты приведешь хотя бы десять тысяч человек, то и они почувствуют, что Дух Святой говорит мне: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится» (Пс. 90:6).

Сильно мучился в своей нечестивой душе жалкий судия. На него напало смятение.

— Что ты мучаешься, — спросила его святая дева, — и чем смущаешься? Ведь ты испытал уже, что я действительно — храм Бога Живаго, и так веруй в это. Если же еще не убедился, то продолжай свое.

Пасхазий пришел в еще большее негодование и смущение, видя, как посмеивается над его ухищрениями святая. Он велел развести кругом нее громадный костер и поливать на нее смолу, серу и кипящее масло. Но она, ограждаясь именем Господа нашего Иисуса Христа, осталась неподвижна и невредима и говорила мучителю:

— Я молила Господа нашего Иисуса Христа, чтобы этот огонь не имел власти надо мною и, дабы посмеялись над тобою надеющиеся на Христа, — просила продолжения моих мучений, чтобы верующих избавить от страха мук, а неверующих лишить возможности ругаться над христианством.

Тогда некоторые из приближенных Пасхазия, желая вывести его из тяжелого и недоуменного положения, велели ударить святую мечем в гортань и затем вместе с Пасхазием удалились домой. Однако святая, как ни была сильно ранена, не потеряла сил и беседовала с народом, говоря:

— Благовествую вам, что Церкви Божией даруется мир, ибо Диоклитиан отказался от царства, а Максимиан ныне умер. И подобно тому как город Катана имеет своею заступницею пред Богом сестру мою о Боге, святую Агафию, — так знайте и о сем городе, что ему дана в защиту Богом я, если только вы, исполняя волю Его, будете сему веровать.

Когда Лукия с пронзенною мечем гортанью говорила эти слова, неожиданно пред ее глазами провели Пасхазия, закованного в железные узы. Дело в том, что Сицилийцы тайно от своего правителя послали в Рим донос о том, как немилосердно разорял Пасхазий страну, отнимая у жителей их достояние при помощи всяких насилий. И вот в настоящее-то время из Рима пришел приказ, чтобы Пасхазий в оковах был приведен туда для суда над ним: там он, после допроса, был осужден на смерть и казнён чрез усечение мечем. Когда его в оковах вели мимо святой, она еще была жива и, раненая смертельно, стояла, однако, не трогаясь, и жизнь не оставляла ее до тех пор, пока не пришли священники, и она не причастилась Пречистых и Животворящих Таин Христовых, — и только тогда, когда все, по окончании причащения, произнесли: «Аминь», святая мученица предала свою чистую душу в руки Господа . Ее с честью погребли на месте мучения и над ее мощами воздвигнута была церковь во имя ее и во славу Бога, Единого в Троице, Отца, и Сына, и Святого Духа, Ему же слава во веки. Аминь.

Примечания:

Св. мученица Агафия скончалась в гонение Декия в 251 году. В последующие времена от мощей ее совершались многие чудеса. Память ее празднуется Церковью 5 февраля.

Сицилия — один из больших островов Средиземного моря у южных берегов Апеннинского полуострова (Италия).

Сиракузы — одна из первых греческих колоний на восточном берегу о. Сицилии, впоследствии самый большой и богатый город острова.

Катана — древний город на восточном берегу острова Сицилии; в настоящее время процветающий образованностью и торговлею, многолюдный город более чем с 100 тысячным населением.

Т. е. указов римских императоров о том, чтобы все римские граждане приносили жертвы языческим богам.

Под прелюбодейством на языке церковном разумеется не только беззаконный союз мужа с чужою женою, срамные действия противные седьмой заповеди, скверные помыслы, но иногда (как и здесь главным образом) и нечестие и идолопоклонство.

Св. мученица Лукия прияла мученическую кончину в 304 году. Мощи ее из Сиракуз сначала перенесены в Италию, потом в Мец (прежде значительный французский город в Лотарингии; ныне — первоклассная крепость в немецкой Лотарингии); часть мощей, бывшая в Царьграде, перенесена в Венецию.

Житие в изложении Святителя Димитрия Ростовского

Святая Люция. Икона работы Люка Дингмана.
День святой Люции (День святой Люсии, швед. Lucia, фин. Lucia-neito, англ. Saint Lucia’s Day, чеш. Památka svaté Lucie, хорв. Dan Sv Lucije) — праздник, отмечаемый 13 декабря в католических и протестантских странах. В Норвегии «Luciadagen»- день святой Люции отмечается 13 декабря, Lussinatt, ночь Святой Люции — ночь на 13 декабря. Название праздника связано со святой мученицей из Сиракуз — святой Люцией.
Святая мученица Люция Сиракузская
Люци́я Сиракузская (в православной традиции — Луки́я Сиракузская; итал. Santa Lucia; около 283 Сиракузы, Италия — около 303, Сиракузы) — раннехристианская святая и мученица. Уже около 600 года в Риме существовал монастырь, посвященный святой Люции. Имя Люция восходит к латинскому «lux» — «свет». По традиции Люция покровительствует всем людям с заболеванием глаз, незрячим или просто близоруким. Она является небесной покровительницей городов Сиракузы и Венеция и вместе со святыми Розалией и Агатой считается покровительницей Сицилии. День святой Люции (13 декабря) широко отмечается в Швеции и Норвегии. Изображается Люция как девушка в белом длинном одеянии. На иконах святая Люция изображается обычно с мечом в руках и пальмовой ветвью (символами мученичества), книгой и масляной лампой, иногда также с двумя глазами на подносе. В иконографии её нередко изображают с раной на горле от меча, либо с мечом, пронзающим ее шею, что связано с ее мученической смертью от удара меча. Святая Люция почитается как католической, так и православной церковью.
Надпись на могиле, датированная 400 годом в катакомбах Сан-Джованни в Сиракузах, содержит упоминание о святой Люции. Первые описания её мученичества относятся к V—VI веку, они содерат описания многочисленных чудес и имеют сходство с житием святой Агаты. Святая Люция была убита за свою веру при власти императора Диоклециана, противника христианства. О ней упоминал и Фома Аквинский.
Люция происходила из богатой семьи. Она родилась в 286 году в Сиракузах (Сицилия), где и прожила всю свою жизнь. С детства святая была тайной христианкой: она дала Богу обещание вечной чистоты. Когда мать захотела выдать ее за язычника, Люция упросила ее отложить свадьбу. В это время мать сильно заболела. Люция собралась в Катанию просить помощи у гроба святой Агаты. Она уговорила больную мать отменить ее свадьбу. Оскорбленный жених задержал Люцию и сдал ее местному императору Диоклетиану, который приказал жестоко мучить девушку, после чего ей перерезали горло кинжалом или отсекли голову. Здесь легенды расходятся.
В другом варианте Люция послала жениху, который влюбился в нее за красоту глаз, свои глаза, которые перед этим сама себе вырвала. Юноша был оскорблен, приказал ее мучить и сам перерезал ей горло.
Согласно третьему варианту, отвергнутый жених возбудил против христианки Люции жестокое преследование. Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать её в публичный дом, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Люцию с места. После разнообразных пыток и чудес она была убита ударом меча. Другие легенды сообщают и о том, что ей вырвали глаза.
В церкви святого Иеремии.
Мощи святой Люции были погребены в катакомбах Санта-Лючия в Сиракузах. В 1040 году они были похищены освободившим город от арабов Георгием Маниаком и увезены в Константинополь, а оттуда в 1204 году в Венецию. Там она была похоронена в церкви Святой Люции. В 1860 году церковь была снесена под постройку железнодорожного вокзала Санта-Лючия. Её мощи были перенесены в близлежащую церковь святого Иеремии. В 1935 году для её головы была изготовлена серебряная маска.
В Сиракузах над катакомбами, в которых была первоначально погребена святая, воздвигнута церковь Санта-Лючия-фуори-ле-Мура, алтарный образ в которой написал Караваджо. В кафедральном соборе Сиракуз в одной из боковых капелл помещена часть мощей (кисти) Люции, возвращённая из Венеции. Вместе со святыми Розалией и Агатой Люция считается покровительницей Сицилии.
Погребение святой Люции (Караваджо) — заалтарный образ в сиракузской церкви Санта-Лючия-фуори-ле-Мура.
Дыра в стене (церковь Санта-Лючия-фуори-ле-Мура в Сиракузах — пролом, через который Георгий Маниак похитил тело святой Люции.
По другим источникам её мощи в начале VIII века были перенесены в Корфинум (сейчас Пентима), а в 970 году в Мец.
Святая Люсия. 1473-74
Франческо дель Косса (итал. Francesco del Cossa; ок. 1435, Феррара — 1477, Болонья).
По одной из легенд, у святой Люции были прекрасные глаза, которыми она очаровала некоего молодого человека, и чтобы он не впал в искушение, она выколола свои глаза и прислала их ему на тарелке. Благодаря этой легенде в романских и германских странах святая Люция считалась покровительницей света и целительницей глазных болезней.
Другая (средневековая) легенда
Однако, существует легенда, что некая Люсия жила в Средневековье и была женой (возможно, невестой) шведского рыбака. Однажды рыбак отправился на промысел, а Люсия, как всегда, осталась дома и ждала его. Вскоре стемнело, и разыгрался страшный шторм. Нечистая сила, разгулявшаяся в эту ночь, погасила маяк и Люсия боялась, что ее любимый не найдет дорогу к причалу, и его лодка разобьется о камни. Ей ничего больше не оставалось, кроме как пойти самой на высокую скалу и освещать фонарем любимому дорогу к причалу. Но нечисть заметила Люсию и стала ей угрожать, впрочем, все их усилия были напрасны. Тогда они убили девушку, отрезав ей голову. Но даже после смерти Люсия, вернее, ее душа продолжала стоять на скале, благодаря силе своей любви, и указывала дорогу своему любимому.
Изображение мученичества святой Луции в Нюрнбергских хрониках (Нюрнбергская хроника (лат. Liber Chronicarum, нем. Die Schedelsche Weltchronik) — инкунабула 1493 года издания, содержащая иллюстрированную хронику библейской истории от сотворения мира.) По одному из преданий, когда язычники пытались убить святую мечом, но ничто на нее не действовало, даже с мечом в горле она продолжала говорить.
Вот как рассказывает о дне святой Люсии в Норвегии Наталия Будур («Рождество в Норвегии»)
«…Адвент — не только время тихого ожидания и духовной подготовки, ведь, как и на Руси, в Скандинавии накануне Рождества «разгуливается нечистая сила». Начинается этот период с 13 декабря — дня святой Лючии (или Лусии) — вернее, с ночи 13 декабря, по народным верованиям, самой длинной ночи в году.
Существует несколько объяснений того, почему разгул нечисти начинается именно со дня святой мученицы Лючии, жившей на Сицилии в III веке и принявшей мученическую смерть. Этнографы установили, что культ Лючии проник на Север из Германии, где святая с венком из горящих свечей на голове часто ассоциируется с Младенцем Христом, который приходит накануне Рождества к немецким малышам и дарит им подарки.

…Имя Лючии имеет и другие, не столь радостные аналогии — например, с Князем тьмы Люцифером. Кроме того, первую жену Адама, прародительницу подземных духов, звали Лилит (в норвежской традиции). По созвучию это имя стало также ассоциироваться с днем Лючии.
В период с 13 декабря по самый день Рождества выходить во двор после наступления темноты опасно, ибо нечисть может появиться в любую минуту — пешком или на лошади, и особенно плохо придется тогда тем, кто много грешил или не готовился должным образом к Великому празднику…
Если в доме не пекут специальные обрядовые печения или не моют полы и стены, то тогда от темной силы можно ожидать массы неприятностей — ей ничего не стоит разбить деревянный стол на мелкие кусочки или снести половину крыши.»
История праздника
У шведской Люции множество прообразов. Один из них — немецкая «Christkindlein» — одетая ангелом маленькая девочка, раздающая подарки. Часто эту девочку изображают в венке со свечами. Когда-то в XVII веке девочка со свечами в волосах пришла из Германии в шведские поместья. В Германии в XVI—XVII веках, во времена запрета культа святых и особенно Святого Николая, на Рождество появилась идея заменить доброго старика на младенца Иисуса, которого изображала девочка в белом платье. Традиция не укоренилась, зато проникла в Швецию. В XVIII—XIX веках обычай установился на более ранний день святой Люции, и главным героем вместо Иисуса стала именно она. В 1927 году было проведено первое шествие Люции в столице — Стокгольме. Традиция празднования дня святой Люции зародилась в Западной Швеции во второй половине XVIII века. Постепенно через университеты традиция распространялась все дальше. В 1927 годы в Стокгольме был организован конкурс, на котором выбирали шведскую Люцию, после чего праздник постепенно стал общенациональным. В Финляндию день святой Люции пришел в 1930 году, когда Люцию выбирали уже в Хельсинки.
С праздником в ее честь связана поговорка: «Со святой Люцией ночи убывают». Появилась она еще в эпоху юлианского календаря, в соответствии с которым на 13 декабря приходился день зимнего солнцестояния. После григорианской реформы 1582 года самый короткий день в году выпал на 21 декабря. После этого народная мудрость перестала соответствовать действительности, что нашло отражение в дополнении к поговорке: «Со святой Люцией ночи убывают, но дни длиннее не становятся».
Память о Люции сияет, она – как свет веры, надежды и сострадания. В современной Швеции и Финляндии святая Люция символизирует красоту и милосердие. В наши дни образ Люсии считается воплощением духовной чистоты. Ее костюм – длинное белое платье, перевязанное красной ленточкой, а на голове у нее красуется венок со свечками – символ путеводного света.
Наряд «королевы праздника» символичен: белое платье обозначает невинность и чистоту, красный пояс, которым оно подпоясано — мученическую смерть, венок — нимб, символ святости, а горящие свечи — свет. В каждой школе также выбирают свою Люсию и устраивают праздники с пением традиционных гимнов.
В честь святой Люсии обязательно проводится процессия, которую возглавляет молодая девушка в белом одеянии, с короной огней (свечей) на голове и свечой в руке. Ее сопровождают девушки со свечами в руках, все вместе поют «Lucia sangen” и раздают желтые булочки с изюмом, которые, как правило, пекут сами.
День святой Луции в Европе
Праздник Святой Люции в Швеции 13 декабря является важной составляющей Рождественских традиций. Первоначально в этот день носили белые одежды, пекли традиционную выпечку луссекатт и пели песни. Торжества начинаются обычно утром в семье, и продолжаются в детских садах, школах и на работе. Этот праздник отмечается в Швеции с конца XIX века, а раньше в этот же день население страны праздновало окончание сельскохозяйственных работ и начало рождественского поста.
Праздничная открытка, 1908 год
В Швеции этот праздник отмечается дома, где главную роль обычно исполняет младшая дочь в семье, которая угощает родителей, братьев и сестёр традиционными шафранными булочками и кофе. После этого песнями будят тех, кто ещё не встретил Люцию — и чаще всего это отец семейства. Излюбленное блюдо — шафранные булочки с изюмом, имеющие форму восьмёрки со спиралевидными концами, которые запивают кофе, глинтвейном или даже рождественским пивом. Некоторые пьют юлмуст.
Стилизованный праздничный подсвечник и праздничное угощение
Коронование Люсии в Швеции
В день святой Люсии в Стокгольме и Хельсинки проходит церемония выборов и коронации Люсии, которую наряжают в белое платье и надевают венок из горящих свечей, после чего начинается торжественное карнавальное шествие ряженых детей. Шведская коронация проходит в национальном музее Скансен, а финская — в главном соборе Хельсинки.
«Луцки» (pozitivni-noviny.cz)
Чехи считают святую защитницей от ведьм. В Моравии считается, что для защиты от ведьм надо с этого дня и до Рождества сжигать в камине по одному полену. Особенно чтили праздник женщины и девушки: в этот день нельзя было стирать и прясть. В Валахии даже прялки убирали на чердак.
В хорватской Далмации и Славонии в этот день принято детям дарить подарки. На острове Зларин дети кладут носки под подушку перед сном, ожидая, что святая Люсия принесет подарки. Непослушные дети в носке находят уголёк, дети, которые хорошо вели себя в прошедшем году, получают сушёный инжир, миндаль, грецкие орехи, яблоки или конфеты. В северо-западной Хорватии в этот день хозяйки пекут пресный кукурузный хлеб, который все члены семьи должны съесть, чтобы в хозяйстве всё ладилось и не болела скотина. В Джяково ряженая в белое «баба Лука» (хорв. baba Luca) носила горячие угли, чтобы обжечь пальцы непослушным детям, и особенно любила наказать девушек, которые ещё не научились ткать. С этим днём также связан обычай гадать.
В Польше в день святой Люции срезали в саду ветви яблони, ставили их в воду или втыкали в мокрый песок около печи. Если они расцветали до Рождества — это предвещало хороший урожай. Девушки срезали ветки вишни: в одних районах Польши расцветшая к Рождеству ветка обещала девушке за мужество, в других была как бы свидетельством ее целомудрия.

Стихи о святой Люсии
Sankta Lucia (Norwegian Lyrics)
Svart senker natten seg i stall og stuer.
Solen har gått sin vei, skyggene truer.
Inn i vårt mørke hus stiger med tente lys,
Sankta Lucia, Sankta Lucia!
Natten er mørk og stum. Med ett det suser
i alle tyste rom som vinger bruser.
Se på vår terskel står, hvitkledd med lys i hår,
Sankta Lucia, Sankta Lucia!
English Version
Black night is falling in stables and homes.
The Sun has gone away, the shadows are threatening.
Into our dark house enters with lit candles,
Saint Lucia, Saint Lucia!
The night is dark and silent; suddenly a rush
in all quiet rooms, like the waving of wings.
See, at our threshold stands, dressed in white with lights in her hair,
Saint Lucia, Saint Lucia!
Перевод
Черная ночь падает на конюшню и дома.
Солнце исчезло, тени угрожают…
В наш темный дом входит с зажженными свечами
Святая Люсия, Святая Люсия!
Ночь темна и тиха, и вдруг – порыв,
Как взмахи крыльев,
Во всех тихих комнатах!..
На пороге стоит, одетая в белое, с огнями в волосах,
Святая Люсия, Святая Люсия!
(Перевод И. Гущиной)
В Швеции во время праздника звучат многие песни, посвящённые Люсии. Одной из самых известных является «Санкта-Люсия» (музыка Теодоро Коттрау, слова Сигрид Эльмблад):
Оригинальный текст (швед.)
Natten går tunga fjät
Runt gård och stuva.
Kring jord som sol förlät,
Skuggorna ruva.
Då i vårt mörka hus,
Stiger med tända ljus,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
Då i vårt mörka hus,
Stiger med tända ljus,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
Natten var stor och stum.
Nu hörs det svingar,
I alla tysta rum, sus som av vingar.
Se på vår tröskel står
Vitkläd, med ljus i hår,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
Se på vår tröskel står
Vitkläd, med ljus i hår,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
«Mörkret skall flykta snart
Ur jordens dalar.»
Så hon ett underbart
Ord till oss talar.
Dagen skall åter gry,
Stiga ur rosig sky,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
Dagen skall åter gry,
Stiga ur rosig sky,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
Перевод
Санкта Люсия,
В чудном мерцаньи,
В зимнюю ночь дари
Света сиянье!
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
В белом ты к нам вошла,
Дева святая,
О Рождестве Христа
Напоминая.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Праздничная процессия в Швеции, 2007 год
(Процессия в детской больнице)
Праздник в Швеции, 2006 год
«Vitae Lux»/»Свет жизни » ~~Sissel
Sissel Kyrkjebø – Сесиль, известная норвежская певица со знаменитым сопрано, во время празднования Дня Св. Люсии в Солт-Лейк-Сити, штате Юта (США). Она рассказывает (на родном языке) об истории праздника, который пришел из северной Италии в другие страны, в том числе в Норвегию. Вокал – на латинском языке.
Rick Steves’ European Christmas: Norway
Rick Steves рассказывает о праздновании дня святой Люсии и Рождества в Норвегии. Вы видите, как проходит церемония со свечами и как чествуют Св. Люсию в норвежских семьях. Город Drøbak. Исполняет хор девушек из Осло.
«Santa Lucia»: поют студенты в церкви
Gamle Aker Kirke (Осло)
«Deilig er jorden»: в церкви Vang kirke, на Рождественском национальном концерте.
Участвуют и поют члены королевской семьи: принцесса Марта Луиза, король Харальд, Хокон Samuelsen и другие. Солисты — из Трондхейма.
Santa Lucia: празднуют норвежские и шведские студенты в офисе IKEA.
Mario Lanza ~~»Santa Lucia»
Уникальная запись — король теноров Mario Lanza исполняет «Santa Lucia». Эта мелодия известна каждому из нас!
St Lucia on NRJ Norway
Св. Люсию чествуют в офисе
Галерея
Немного ретро-фото
В рисунках, открытках
Другие посты по католической тематике: Святая великомученица Варвара — небесная покровительница артиллеристов и шахтеров, Вера, Надежда, Любовь — христианские добродетели на витражах (Великобритания), Франция — родина готической архитектуры, Улыбающийся ангел Реймсского собора, прекрасный готический храм святого Николая Чудотворца в Киеве.

Лючия Сиракузская

Луция Сиракузская (итал. Santa Lucia; около 283 Сиракузы, Италия — около 303 там же) — раннехристианская святая и мученица, покровительница слепых. Имя Луция происходит от латинского слова «свет».

  • Луция, дева и мч. Сиракузская
  • St. Lucy (Catholic Encyclopedia) (англ.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *