Свято симеоновский

В Челябинске снимают запрет на богослужения в храмах. Челябинская епархия приглашает верующих на богослужения – сообщения об этом появились на официальном сайте епархии и на ее странице в соцсетях.

«Миссионерский отдел Челябинской епархии приглашает на молебен об обращении заблудших. В понедельник 6 июля в Свято-Симеоновском кафедральном соборе города Челябинска состоится очередной молебен об обращении заблудших, ежемесячно совершаемый по благословению митрополита Челябинского и Миасского Григория. Начало в 13.00», – говорится в сообщении.

Прихожан также просят соблюдать социальную дистанцию и использовать маски.

Отметим, что с 29 апреля челябинские церкви были закрыты для прихожан из-за эпидемии коронавируса. Вспышка заболевания произошла после Пасхального богослужения в храмах.

Напомним, что Митрополит Челябинский и Миасский Григорий обратился за медицинской помощью 26 апреля. У него выявили симптомы пневмонии. Также заболели несколько священнослужителей и четверо певчих церковного хора, один из певчих скончался, Коронавирусом заболели и журналисты, освещавшие богослужение.

Мiръ Россия Челябинская область Челябинск Свято-Симеоновский кафедральный собор (Челябинск)

Идёт загрузка карты…

В здании Свято-Симеоновского собора соединились особенности «национального стиля» эклектики конца ХIХ века с декором приделов, построенных во второй половине XX века, которые усилили черты «русскости» в архитектурном облике.

История

История Свято-Симеоновского кафедрального собора ведет начало от 40-х гг. XIX века. В 1837 г. в заречной части Челябинска было разбито второе в городе православное кладбище, где поставили деревянную часовню, приписанную к расположенному неподалеку Свято-Троицкому храму. К концу 1860-х гг. часовня обветшала, и прихожане Троицкой церкви испросили благословения на постройку нового храма. По решению консистории от 24 января 1873 г. с утверждения Преосвященнейшего Митрофания, епископа Оренбургского и Уральского, было разрешено строительство на месте часовни каменной церкви.

В 1883 г. благодаря пожертвованиям «разных лиц» на уже упраздненном кладбище построили церковь с престолом во имя св. Симеона Верхотурского. Это был первый в Челябинске храм, посвященный российскому святому. К восьмидесятым годам XIX века уже существовали Христорождественский собор, Свято-Троицкая и Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Свято-Николаевская, а также Покровская при духовном училище. Новый чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре г. Верхотурья, пользовался большим почитанием на Урале и в Сибири.

Симеоновский храм строился как кладбищенский, для отпевания усопших, служения панихид и заупокойных литургий. Церковь не отапливалась, была «в достатке обеспечена утварью и ризницей». До начала 20-х гг. прошлого века своего причта не имела – была приписана к Свято-Троицкому храму, священники которого по очереди совершали необходимые требы. Ограда храма была выполнена из природного камня. До нашего времени сохранились фрагменты ажурной кованой решетки и отдельные камни.

Первоначальный облик церкви значительно отличался от современного. Это был небольшой, прямоугольный в плане, белокаменный однопрестольный храм с крупной главой и высокой шатровой колокольней. Летом 1889 г. колокольня рухнула во время бури, повредив обломками крышу. Восстановление было поручено мещанину П.М. Кутыреву, жертвователем выступил П.И. Ильиных, известный в Челябинске благодетель, могила которого находится в ограде храма (†1896). Работы были полностью завершены к 14 мая 1890 г.

Во второй половине XX века Симеоновская церковь несколько раз реконструировалась. В 1947–1960 гг. появились небольшой Казанский придел, хозяйственные постройки и кирпичный забор. В 1976–977-м расширили притвор, алтарную часть и за счет боковых пристроев – площадь храма. В 1986–1990 гг. произвели капитальную реконструкцию (авторы проекта реконструкции – архитекторы института «Челябинскгражданпроект» А.Г. Буров и В.И. Токарев), в результате чего единственная действующая в городе небольшая церковь превратилась в трехпрестольный кафедральный собор. Статус кафедрального храм получил в 1989 г., когда была воссоздана самостоятельная Челябинская епархия и появился правящий архиерей.

В 1988 г. были построены два придела: северный в честь всех святых, в земле Российской просиявших, и южный в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм обрел форму трехнефной четырёхстолпной церкви (роль «столпов» взяли на себя стены старой церкви). Композиционным ядром является сохраненное здание старой церкви с продольно-осевым построением. Основной объем четырехстолпного собственно храма (наоса) с полуциркульной апсидой и двумя небольшими, прямоугольными в плане приделами продолжен на западе прямоугольными трапезной и притвором.

Прямоугольный в плане, пониженный объем трапезной связывает храм с двухъярусной шатровой колокольней. Колокольня – восьмерик на четверике, увенчанный шатром с маковичной главкой. Старое здание храма оказалось встроенным в новое. В первозданном виде сохранились центральный купол на световом барабане и 36-метровая колокольня. На месте старой апсиды была построена новая, более просторная.

В результате сформировалась уникальная структура храма, в которой пространство, ведущее от входа к наосу, сужается до «тесного пути… ведущего в жизнь (вечную)» (Мф. 7, 14), а трапезная и притвор старого храма оказались включенными в обширный новопостроенный притвор. Храм и приделы завершаются трехгранными апсидами с собственными небольшими главками. Первоначальные входные группы с порталами располагаются в настоящее время внутри храма.

В плане храм приобрел форму креста. Двускатную кровлю его «ветвей» также венчают небольшие главки. Символично число глав над храмом – их семь, как семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских Соборов. На всех главах и куполе установлены ажурные кресты, изготовленные уральскими мастерами.

Фасад украсили порталы, филенчатые, с изразцовыми вставками лопатки, декорирующие углы здания, арочные окна с наличниками и изразцовый фриз. Изразцы с цветным орнаментом расположены в нишах по сторонам фасадов и в прикарнизной зоне. Прикарнизный пояс оформлен декоративными лепными модульонами. Над входом и в нишах размещены иконы с ликами святых.

В 1988–1989 гг. в технике мозаики были выполнены изображения прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Стефана, еп. Великопермского. В 1995–1996 гг. были написаны образы преподобных Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского, св. прав. Симеона Верхотурского и других особо чтимых российских святых. Работы выполнялись челябинскими художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н.В. Чекотиной. В последние годы фасадная живопись полностью обновлена, иконы написали художники иконописной мастерской собора. Западный входной портал обрамляют барельефы «Симеон Верхотурский» и «Обретение Казанской иконы Божией Матери во граде Казани в 1579 г.» (автор – скульптор В.С. Шимбф).

В современном здании церкви органично соединились особенности «национального стиля», существовавшего в рамках архитектуры эклектики (историзма) конца ХIХ века, с декором вновь построенных приделов, усилившим черты «русскости» в архитектурном облике. Особенно ярко это проявилось в изразцовых вставках с изображением крылатых зверей, восходящих к фольклорным мотивам, характерным для древнерусского искусства. В то же время классические пальметты изразцового фриза напоминают об античном наследии. Появившиеся в декоре нового объема здания лепные наличники с арочным и килевидным завершением, характерные для русского зодчества, органично «рифмуются» с кокошниками, опоясывающими шатер колокольни, и полуциркульными арками входных порталов. Современные порталы, размещенные по рукавам креста, увенчаны треугольными фронтонами, завершающими двускатные кровли приделов, что придает некоторые классические черты архитектуре собора. Сходным образом оформлен главный входной портал в западной части здания.

В 1990 году интерьер храма был расписан группой московских художников в академической манере. Сюжетный строй образуют монументальные композиции евангельских, исторических и праздничных сцен, изображения чудотворных икон Божией Матери, почитаемых русских святых и элементы растительного декора. Росписи северного придела посвящены теме прославления всех святых, в земле Российской просиявших, южного – теме прославления Богоматери.

Современное состояние

В 2002–2005 гг. были обновлены иконостасы северного и южного приделов. Иконы для них написали художники иконописной мастерской Свято-Симеоновского храма А.М. Савельев, И.А. Власова, Д. Воробьев. В декоре иконостаса использованы орнаментальные мотивы, характерные для барокко. Центральный иконостас, одетый в ризу из металла, более века сохранял свой первоначальный вид: при реконструкции 1986–1989 гг. был заменен только каркас. В сентябре 2009 года установили новый фаянсовый иконостас, изготовленный мастерами Сысертского фарфорового завода.

В 2008 году стены центрального нефа и подкупольного пространства были заново расписаны группой московских художников. Роспись посвящена покровителям Урала и Сибири, в том числе и вновь прославленным святым. Изображения выполнены в академических традициях, некоторые имеют своими прототипами эскизы к росписям храма Христа Спасителя в Москве. Как и во множестве других российских православных храмов послепетровского времени, в Свято-Симеоновском соборе представлены два живописных направления: академическое письмо и собственно иконописная, русско-византийская традиция (в образах северного и южного иконостасов).

В последние годы проведено большое количество ремонтно-строительных работ, преобразивших внутренний и внешний вид собора. Гидроизолирован фундамент, заменены кровля крыши и куполов, полностью обновлено асфальтовое покрытие. Храм заново оштукатурен и покрашен, установлены евроокна, «тёплый пол» и кондиционеры. Произведен капитальный ремонт административного здания. На прилегающей к храму территории появилась зона отдыха для прихожан, включающая цветники, сады камней, беседки и искусственный водопад.

Святыни

  • Распятие Господа Иисуса Христа с частицей Животворящего Креста
  • Икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Икона Божией Матери «Почаевская»
  • Икона Божией Матери «Достойно есть»
  • Икона Святой Троицы с частицей мамврийского дуба
  • Ковчег (список частиц мощей) с 56 частичками мощей святых угодников Божиих
  • Иконы с частицами мощей

Престольные праздники

Симеон Верхотурский, праведный – 25 мая (второе обре́тение мощей), 25 сентября (перенесение мощей), 31 декабря (прославление)

Икона Пресвятой Богородицы «Казанская» – 21 июля, 4 ноября

Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших – 2-е вос­кре­се­нье по­сле празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы

Как добраться

Адрес: 454084, г. Челябинск, ул. Кыштымская, 32.

Материалы подготовила Н.Н.Козынцева,
член Уральского историко-родословного общества (УИРО)

Путь к возведению храма в честь уральского праведника

Свято-Симеоновский храм (снимок ок. 1910). Фотография из сети интернет

Церковь во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского была задумана как центр религиозного просвещения Юго-Восточной окраины Екатеринбурга, населенной в начале XX века небогатым фабричным людом, домохозяевами, мелкими торговцами, при этом значительная часть населения была старообрядческой.

В 1906 году храм украсил собою Ночлежную площадь — именно такое название носила Площадь Обороны в ту пору. Но история храма начинается на 11 лет раньше и связана с историческим юбилеем, который отмечала Екатеринбургская епархия в 1895 году.

18/31 декабря (н.ст.) 1895 г. — исполнилось 200 лет со дня обретения мощей праведного Симеона Верхотурского. По этому случаю действовавшее в Екатеринбурге одноименное церковное братство провело торжественное собрание, на котором члены общества в память об исторической дате приняли решение создать братскую икону и хоругвь праведного Симеона. Их предполагалось разместить в Градо-Екатеринбургском Екатерининском соборе с тем, чтобы члены братства ежегодно в этот памятный день собирались у святынь для общей молитвы своему небесному покровителю.

Январь 1897 г. – члены братства решили, что вместо создания иконы и хоругви лучшим способом увековечить память небесного покровителя Уральской земли станет сооружение церкви-школы в честь святого Симеона.

Справка: Братство Праведного святого Симеона Верхотурского занималось вопросами просвещения, православного миссионерства, благотворительностью, развитием трезвеннического движения.

Апрель 1897 г. – братство Праведного Симеона обращается к градоначальнику И. С. Бурдакову с прошением о безвозмездном отводе участка земли для постройки церкви-школы, домов под квартиры для будущих священнослужителей и учителя школы, а также для устройства при ней образцового огорода или сада.

«Наиболее удобным… местом… Совет Братства признает восточную половину «Ночлежной» площади, именно совершенно свободный от построек квартал, границами которого служат: с востока – Обсерваторская улица, с запада – Кузнецкая улица, с севера – Александровский проспект и с юга – Ночлежная улица».*

Примечание: Обсерваторская улица — ныне ул. Бажова; Кузнецкая улица — в наши дни на указанной территории не существует, приблизительно совпадает с тротуаром перед храмом; Александровский проспект — ул. Декабристов; Ночлежная улица — ул. Тверитина.

Резолюция городского головы была положительной:

«Желание братства заслуживает сочувствия и удовлетворения со стороны города уже по одному тому, что постройка церкви в Юго-Восточной части города крайне необходима, равно как и учреждение там школы, которая служа на пользу городскому населению и содержась на средства братства, заменит школу городскую, а тем окажет материальную поддержку и городской кассе»*

По условиям на предоставляемой площади Симеоновское братство должно было в течение 15 лет построить церковь-школу, в противном случае – выкупить это место у города, уплатив его стоимость по современной платежу цене. С поставленной задачей общество справилось блестяще.

Закладка, строительство и освящение Свято-Симеоновской церкви

епископ Ириней, Екатеринбургский и Ирбитский (возглавлял кафедру в 1900-1902 гг.)

Первоначально разработанный проект предполагал устройство деревянной церкви. Однако еще в период подготовки к строительству планы были изменены, и выработан проект возведения церкви в камне.

27 июня/10 июля н.ст. 1901 г. — состоялась закладка храма, ее совершил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней.

Вот что пишет об этом событии епархиальный печатный еженедельник:

Екатеринбургские епархиальные ведомости, №13 (1 июля 1901 г.), отдел неофициальный, с.617

«27 июня совершилось заложение церкви-школы… В 10 ч. 40 м. из Крестовоздвиженской церкви на место постройки направился крестный ход, в котором участвовало до 16 священнослужителей. Ко времени прибытия крестнаго хода к месту назначения сюда же прибыл и Преосвященный Владыка. Здесь, в особо устроенной палатке, был совершен чин на основание церкви, причем Владыка сам на месте будущего Престола водрузил крест и окропил рвы, выкопанные под фундамент здания, св. водою. Несмотря на будничный день, стечение народа на торжество закладки было довольно многочисленно…»*

* Екатеринбургские епархиальные ведомости, №13 (1 июля 1901 г.), отдел неофициальный, с.617

Строительство велось на средства Свято-Симеоновского братства, а также на народные пожертвования. Те же Екатеринбургские Епархиальные ведомости сообщали о жертвователях, которые, к слову не были исключительно уральцами. Так крестьянин Вятской губернии Иван Константинович Черных пожертвовал 300 руб. с тем, чтобы на половину суммы были приобретены колокола для церкви, а остальную часть поместили в банк, чтобы на процент с них поминались названные им лица. Другим жертвователем была дама, не пожелавшая назвать себя. На сумму 100 рублей она преподнесла храму утварь: серебряную дарохранительницу, дароносицу, металлическое молебное Евангелие, водосвятную чашу, кропило, блюдо для благословения хлебов, кадило и копие.

25 сентября/8 октября н.ст. 1905 г. — главы Симеоновской церкви были увенчаны крестами.

епископ Владимир, Екатеринбургский и Ирбитский (возглавлял кафедру в 1903-1910 гг.)

23 апреля/6 мая н.ст. 1906 г. — состоялось освящение храма. Богослужение возглавил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Владимир.

Таким образом, братство Святого Симеона Верхотурского сумело собрать средства и построить храм в более сжатые сроки, чем было оговорено в условиях предоставления городской Думой участка под церковь.

Июнь 1906 г. — совет Симеоновского братства уведомил городскую думу, что:

«главное обязательство Братством выполнено: церковь на 600 человек молящихся и 2 школьных помещения при ней на 140 человек на Ночлежной площади построены; в одном из школьных помещений 22 ноября 1905 г. производились уже занятия с 54 учащимися, а в церкви с 23 апреля сего 1906 года начато совершение богослужений»*

Жизнь прихода до революции

Сенная площадь. Вид на казармы Оровайского полка и Обсерваторскую горку (Метеогорку). Справа виднеется храм Святого Симеона Верхотурского. Фотография с сайта 1723.ru

После освящения храма архиереи также навещали приход. Так, например, в 1914 году Епархиальные ведомости вновь сообщают, что 22 июня (5 июля н.ст.) здесь служил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим. Население прихода, по отзыву местного настоятеля, занятое работами на соседних фабриках и заводах довольно равнодушно относится как к посещению храма. По окончании богослужения владыка говорил об этих недостатках прихожан и выразил надежду, что будущее поколение, воспитывающееся при храме, будет не таким, как нынешнее.

епископ Серафим, Екатеринбургский и Ирбитский (возглавлял кафедру в 1914-1917 гг.)

«Дети, привыкшия к храму, не забудут его, не порвут с ним своей связи, но будут и потом стремиться сюда, будут и приносить сюда крупицы от трудов своих. Хотелось бы думать, говорил владыка, что этот храм навсегда останется для них местом, куда они будут стремиться, чтобы отдыхать душой. Задача настоящего причта – упрочить связь прихожан с храмом, сделать этот храм, построенный в центре религиозной темноты, источником истинного света. В том обстоятельстве, что при храме в последнее время возникло общество трезвости, насчитывающее в своих рядах более тысячи членов, Владыка видит хороший проблеск будущаго»*

*Екатеринбургские епархиальные ведомости, 29 июня 1914, отдел неофициальный, №26, с.580-581.

Свято-Симеоновский храм. Фотография с сайта 1723.ru

Сохранились описания внутреннего убранства храма и его внешнего облика.

Здание было каменным, одноэтажным и однопрестольным, в форме креста. В два ряда располагались окна, в нижнем ярусе было 12 окон, в верхнем – 8. Здание отапливалось печами. Колокольня была в один ярус высотой, набор колоколов был общим весом в 56 пудов 21 фунт. Над входными дверями в церковь была закреплена икона Симеона Верхотурского в медной ризе и золоченом киоте. Церковь и усадьба обнесена забором. Здание храма выбелено снаружи мелом и покрыто железной крышей, «окрашенной малахитом».

В церковь был один вход через трое дверей. От входа одна деревянная лестница вела на колокольню; другая – через двухэтажную сторожку внутри строения, выводила на хоры, которые отделены барьером из точеных крашеных деревянных колонн.

С двух сторон от входа в храм были обустроены пристрои школы. Каждый — в две комнаты: одна из них была классной комнатой, другая – прихожей. У школьных пристроев были самостоятельные выходы в ограду. Над пристроями вторым этажом были сделаны помещения для церковной ризницы (помещение для хранения облачений и церковной утвари).

Внутри храм был расписан масляными красками, украшен цветным орнаментом и священными изображениями. Было проведено электрическое освещение с 5-ю лампочками, также в ходу были керосиновые лампы. Иконостас деревянный столярной работы, в цвет темного дуба с резьбой.

Закрытие храма

Ночлежная площадь и храм Святого Симеона Верхотурского. Войска Британо-Российской бригады на параде (1919 г.) Фотография с сайта 1723.ru

Вышеприведенные описания храма мы встречаем в документах, связанных уже с закрытием церкви, которое произошло после установления советской власти, в 1928 г. Таким образом, храм после своего открытия был действующим недолго – с 1906 по 1928 гг.

5 апреля 1927 г. — Свердловский окружной исполнительный комитет, по ходатайству Свердловского Горсовета, вынес постановление о необходимости закрытия в городе Свердловске Симеоновской церкви. В дальнейшем здание предполагалось использовать под культурно-просветительные учреждения.

Прихожане, однако, не сдавались, жаловались в Москву Председателю ВЦИК Калинину телеграммой и снаряжали в командировку своих представителей.

«Верующие прихожане закрытых постановлением ВЦИК Свердловских церквей Симеоновской и Спасской согласия на закрытие не давали. Налоги платили исправно, нужда в удовлетворении религиозных потребностей многочисленных верующих рабочих масс велика. Просим исполнение приостановить и дело пересмотреть, выезжает депутация»*.

Февраль 1928 г. — Симеоновскому религиозному обществу из Свердловского горсовета пришло уведомление, что его жалоба о закрытии храма Президиумом ВЦИК отклонена и Симеоновский храм передается ОКРОНО под школу.

Церковное имущество первоначально по просьбе прихода было передано для временного хранения в Александро-Невский собор. Симеоновские колокола властями переданы в Управление пожарной охраны. Сами прихожане временно перешли в состав Александро-Невского общины, но при этом продолжали надеяться на нормализацию приходской жизни. Однако будущее церковного здания было предрешено: его собирались переоборудовать под школу.

История церковного здания в советские годы

Проект переустройства здания Симеоновской церкви на площади М.Горького в школу (21.07.1927). ГАСО. Ф. Р-191. Оп. 1. Д. 1421. Л. 1.

перестроенное здание бывшей церкви-школы на Площади Обороны (1930-е). Фотография с сайта 1723.ru

Площадь Обороны. На заднем плане школа №13, перестроенная из Симеоновской церкви-школы 1930-е годы.

Так бывшее церковное здание заняла образцовая средняя школа №13 имени Я.М.Свердлова.

В 1943 году в условиях Великой Отечественной войны было введено раздельное обучение мальчиков и девочек. Нововведение распространялось на семилетние и средние школы крупнейших городов областных и краевых центров. Коснулось оно и школы №13: мальчики перешли в школу №40, а 13-я школа стала женской.

Школа №13 на Площади Обороны (начало 1950-х). Фото с сайта 1723.ru

В 1954 году по постановлению правительства школа была реорганизована и стала первой в городе школой с преподаванием ряда предметов на английском языке. Восстановлено совместное обучение.

В 1966 году школа №13 переехала на улицу Малышева. А в бывшем церковном здании разместились средние и старшие классы школы №62 (младшие располагались через перекресток Лучачарского-Тверитина, в двухэтажном здании по ул. Тверитина 41-А).

В 1980-м была построена современная школа №62, куда переехали и младшее, и старшее отделения, а в бывшем церковном здании разместилась музыкальная школа, позднее — колледж.

Возрождение приходской жизни

Возвращенный верующим храм, купол еще не установлен

Март 2007 г. — в Областном музыкально-эстетическом педагогическом колледже состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с Екатеринбургской епархией и освящение учебного здания архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием.

18 июля 2008 г. — создан приход во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца, началось совершение богослужений в бывшем церковном здании.

Ноябрь 2010 г. — вступил в силу Федеральный Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», епархия обратилась в Администрацию Екатеринбурга с просьбой о передаче ей здания храма.

Первые богослужения в возрождающемся храме.

Апрель 2012 г. — храм посетил Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, достигнута договоренность с руководством колледжа о постепенной передаче здания для нужд прихода.

Май 2012 г. — часть первого этажа здания была передана приходу.

Архиерейская литургия в возрождающемся храме

23 сентября 2012 г. – в храме была совершена первая литургия, которую возглавил митрополит Кирилл, совершивший малое освящение церкви.

1 сентября 2014 г. — открылась православная школа-гимназия при храме, что стало продолжением истории Свято-Симеоновской церкви-школы.

Установка креста на купол храма

9 ноября 2014 г. — состоялось освящение креста и поднятие его на купол Свято-Симеоновской церкви-школы.

Весна 2017 г. — установлен новый фарфоровый иконостас, изготовленный на Сысертском фарфоровом заводе.

Лето 2018 г. – проведен ремонт пола и потолочного перекрытия в храме.

Трижды в году приход отмечает храмовые торжества:

31 декабря – прославление святого праведного Симеона Верхотурского

25 сентября — день перенесения мощей небесного покровителя Урала и Сибири

25 мая – день второго обретения мощей праведного Симеона Верхотурского

Главной святыней храма является частица мощей небесного покровителя прихода и всего Урала – святого праведного Симеона Верхотурского. Написаны иконы подвижников веры, новомучеников Церкви Русской, входящих в сонм святых Екатеринбургской митрополии.

На сегодняшний день приход реализует просветительские, социальные и педагогические проекты:

  1. взрослая церковная школа
  2. детская церковная школа
  3. сестричество милосердия
  4. детско-подростковый отряд (туризм, краеведение, спортивные мероприятия)
  5. проводятся благотворительные ярмарки, приуроченные к приходским праздникам.

Поделиться: Сделать пожертвование для храма вы можете .

Каменецкий Симеоновский храм

Храм во имя преподобного Симеона Столпника в г. Каменце Брестской епархии.

  • Адрес: Белоруссия, Брестская обл., г. Каменец, ул. Гоголя
  • Тел. 2-41-50
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Описание

При подъезде с любого направления к Каменцу храм, построенный на холме, возвышается над городским силуэтом. По скату высокого холма к храму ведут более 30 ступеней. Композиция храма расположена вдоль продольной оси: при входе — притвор с высокой двухъярусной башней-звонницей с шатровым завершением. На тимпане притвора — цветное панно с изображением святого Симеона Столпника. Далее идёт трапезная — небольшая часть прямоугольная в плане с арочным окном на каждой стороне. Далее открывается торжественный квадратный в плане главный объём храма, внутри которого находятся четыре столпа, на которые через парусы опирается барабан главного купола, прорезанный восьмью арочными окнами. Композиция представляет собой классическую трёхнефную планировку, заканчивающуюся алтарём, с внешней стороны выполненной в виде невысокой пятистенной апсиды.

Снаружи боковые стены храма состоят из трёх частей, завершённых сверху полуциркульными арками. Центральная часть (соответствующая главному куполу), больше боковых частей и имеет три арочных окна (причём центральное окно выше боковых). Боковые части имеют по одному аналогичному арочному окну и соответствуют четырём малым куполам, которые вместе с главным большим образуют пятикупольную композицию, венчающую храм.

Иконостас, установленный вместо прежнего, берёзового, выполнен из тёмного морёного дуба в начале XIX века в Варшаве. Создан он был по эскизам академика Санкт-Петербургской Академии Наук Л. Бенуа с иконами работы другого академика Н. Харламова. Одно время он стоял в Варшавском Александро-Невском соборе на Саксонской площади, а после уничтожения собора в 1926 году некоторое время хранился в помещении церкви варшавской русской гимназии, до тех пор пока не был привезён в Каменецкий храм.

На церковном холме находятся могилы священников служивших при церкви.

История

Первый храм Каменца

Считается, что именно на высоком холме в центре города Каменца его основатель, князь Владимир Василькович, около 1276 года заложил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в которой была помещена Каменец-Литовская икона Божией Матери. Летописи так же упоминают, что князь снабдил храм необходимой утварью: иконами, крестами, книгами (многие из которых переписал собственноручно).

Симеоновская деревянная церковь

При этом предполагается что с самого основания города его покровителем почитался преподобный Симеон Столпник . Деревянная городская церковь во имя преподобного Симеона Столпника известна с XVI века — в генеральной ревизии 1562 года упомянут «Симеоновский пастырь» отец Андрей. В 1654 году упоминание о Симеоновской церкви связано с причислением к ней части земли, принадлежавшей ранее Благовещенской княжеской церкви. К 1759 году деревянный храм довольно сильно обветшал, но имел довольно богатую утварь, в том числе и богослужебные книги Львовской, Виленской и Супральской печати. В состав прихода входили 47 дворов самого Каменца, а так же деревни Дворцы, Грудовики, Угляны, Жданки.

В 1769 году на средства прихожан на том же месте была воздвигнута новая церковь — деревянный храм крестообразной формы с тремя куполами (один на средине храма и два над фронтовыми башенками) между которыми была галерея. Алтарь и притвор были значительно сужены, в композиции выделялся средний корпус. На всю ширину западной стены (над входом) находились хоры .

В 1782 году в храм временно была перенесена церковная утварь и метрические книги с обветшавшего Воскресенского храма. 1 февраля 1835 года указом Литовской духовной консистории к приходу Симеоновской церкви были причислены Рождественский и Воскресенский каменецкие приходы и приписной Николаевский приход. 29 сентября 1839 года указом этой же консистории Симеоновский приходской храм был переименован в «соборный.» По инициативе и на личные средства настоятеля протоиерея Симеона Будиловича в конце 1870-х-начале 1880-х годов храм был отремонтирован, в нем был устроен новый иконостас с боковыми киотами.

Кирпичный храм

К 1912 году здание храма обветшало. Благодаря усилиям отца Л. Паевского, который ещё в 1907 году обратился с просьбой к руководству, правительством было выделена сумма в размере 50000 рублей золотом на возведение новой церкви. На месте старой церкви к 1914 году на высоком Симеоновском холме был возведен кирпичный храм по проекту архитектора В. А. Срока. 14 сентября того же года храм был освящён в честь преподобного Симеона Столпника.

Храм избежал разрушения в нелёгкие годы XX века, когда тут сменялась власть Советской России, Польши, СССР, Нацистской Германии и снова СССР. Жители деревни Пруска — Феодосия Филипповна и Митрофан Александрович Тройчуки — вернувшись из беженства после Первой мировой войны, в память о своих покойных детях (дочери Анастасии и сыне-лётчике Никите) решили в дар Симеоновской церкви приобрести иконостас разрушенного к тому времени Варшавского Александро-Невского собора. Этим вопросом занялся регент церкви С. П. Корнелюк — железнодорожным путём иконостас был доставлен до станции Жабинка, а оттуда на подводах в Каменец, где с тех пор украшал храм.

Из рассказов местных жителей известно, что летом 1944 года на «даху» храма (возможно на колокольне) размещался немецкий наблюдательный пункт.

С падением богоборческого режима и оживлением церковной жизни в бывшем СССР, при храме открылись библиотека и церковная воскресная школа.

Настоятели

  • Павел Круковский (с 1835)
  • Алексий Лечицкий (с 1852)
  • Симеон Будилович (с 1876) прот.
  • Иоанн Маркевич (с 1882)
  • Лев Паевский
  • Константин Таранович
  • Владимир Философ
  • Алексий Потока
  • Евгений Лукашевич (1990 — 1991)
  • Сергий Бурковский (упом. 15 ноября 2009) свящ.

Святыни

  • Каменец-Литовская икона Божией Матери
  • икона прмч. Макария Каневского

Литература, источники

  • Паевский, Лев, о., Каменец-Литовск и его древние храмы.
  • Материалы, собранные каменецким краеведом Г. С. Мусевичем.

Использованные материалы

  • «Свято-Симеоновская церковь,» краеведческий сайт Каменец и окрестности:
  • Страница официального сайта Брестской епархии:

Так в историческом очерке о Каменце пишет Лев Паевский.

Описание нового храма — по историческому очерку о Каменце Льва Паевского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *