Свято Тихонова пустынь

В 1996 году я заболела ОРВИ. Из-за неверно поставленного диагноза было назначено неверное лечение и у меня начались осложнения, я кашляла так, что уже и не могла спать. Я жаловалась врачу на нескончаемый выматывающий кашель, но она будто не слышала меня, предлагала закрыть больничный лист и негодовала, почему я ее умоляла этого не делать…Когда мое состояние дошло до крайнего, меня осмотрела заведующая отделением и ужаснулась…она выписала мне новый больничный на целых 10 дней и назначила антибиотики. Поскольку случай был запущенный и кашель довел меня до истощения, я не могла и пищу употреблять нормально, из-за спазмов все выходило обратно. Говорить тоже не могла: два слова скажу и закашляюсь…Я проходила всевозможные физиотерапии (лазерное лечение, орошение горла и еще много всего), но лечение почти не двигалось. Ночью могла начать задыхаться от бронхоспазма, под подушкой лежал баллончик сальбутамола. Все бы неизвестно сколько продолжалось, если бы однажды, находясь в отпуске в Калужской области, вместе с паломнической группой я не посетила Тихонову Пустынь. Мы попали на вечерню, служба была в маленьком храме, батюшка вывел хор на середину храма и служба была очень торжественная. Потом всех благословил окунуться в святом источнике. До этого мы были в Оптиной пустыни и Шамордино, но в источниках не окунались. В источнике святого Тихона женщины-паломницы меня все же уговорили окунуться. Окунали меня все дружно с головой, много раз….Был август. Окунувшись в источнике, мы благословились и пошли к автобусу, чтобы возвращаться домой, в г.Тарусу. По дороге домой я вся горела от макушки до пяток. Голова немилосердно болела…но на душе было как-то особенно. До дома я добралась к одиннадцати вечера и тут же легла спать. Утро началось обычно, голова не болела…но говорить я по-прежнему не могла…слово-два скажу и хриплю….Через неделю мой отпуск заканчивался и…я вышла на работу. Самочувствие не улучшалось: по-прежнему одышка, спазмы по ночам и отсутствие голоса…Прошла еще неделя. Однажды перед сном я почувствовала, как-будто какой-то ком проглотила в горле, но не обратила на это внимания. Прошел еще следующий день и только к вечеру я поняла, что абсолютно здорова. Говорю чисто, не закашливаюсь по ночам, дышу спокойно, будто и не было этой болезни и мучительного восстановления после нее. Все прошло в секунду. Ну не чудо ли это было!!! Чудо!!! С тех пор прошло много времени, но это явное чудо во мне живет до сих пор. Преподобный Тихон, Калужский чудотворец, благодарю Тебя за исцеление во славу Божию, и прошу, моли Бога о нас!

…Меньше всего, когда въезжаешь в ничем непримечательное, самого обычного российского вида село на дороге, ожидаешь увидеть … — Голубое Чудо. Поражает сразу всё – и грандиозность монастырского комплекса, чудные по красоте и впечатляющие по размеру Колокольня и синемаковый Успенский собор.
…Ходить по территории хочется маленькими-маленькими шажками и медленно-медленно. Мы приехали рано утром (около 8 часов), в будний день, народу мало, цветы цветут, птицы поют, деревья шепчут. Стоят лавочки, на которые можно и нужно сесть и вслушаться – в себя.

….В Пекарне – выпекается неимоверно вкусный хлеб. Я спросила продавщицу: «Какой вы посоветуете?». Она ответила, обводя рукой огромный ассортимент: «Весь».
Дорога: Киевское шоссе (трасса М3), село Лев-Толстое (Льва Толстого)
~175км от Москвы, ~20км от Калуги
* за несколько километров перед нужным поворотом (на Медынь, направо) возникает дезориентирующий огромный указатель «Тихонова Пустынь» налево. Это ошибка, задвоенность названий. Это поселок Тихонова Пустынь и к нему ведёт ужасающая по степени разбитости дорога. А сам монастырь находится в селе Лев-Толстое. Если перепутаете – не вы первые, не вы последние над кем калужские гиббд–ешные развешиватели знаков играют злую шутку.
Меньше всего, когда въезжаешь в ничем непримечательное, самого обычного российского вида село на дороге, ожидаешь увидеть … — Голубое Чудо. Поражает сразу всё – и грандиозность монастырского комплекса, чудные по красоте и впечатляющие по размеру Колокольня и синемаковый Успенский собор. У меня было полное ощущение, что мы в Петербурге! И это только на входе! Чтобы сделать фотоснимки мне пришлось отбежать на приличное расстояние, чтобы весь ансамбль уместился в кадр и то – у меня не получилось. Я уже расставила приличное количество восклицательных знаков, которыми пытаюсь передать буквальное остолбенение перед увиденным, и их будет ещё немало впереди.




У каждого сильного места есть своя история.
Калужская летопись даёт очень любопытную запись: «В том же 1765 году в Тихоновой Пустыни неизвестно когда и кем от Калуги в семи верстах построенной, где из стари погребались Князья Воротынские, вместо Архимандритов, присылавшихся туда из Московскаго Донскаго монастыря, учреждено Игументство». Это действительно так. Не осталось ни одного документа, запечатлевшего буквенно историю монастыря до 1610 года.
А возник он примерно в середине 15 века и монашеское имя основателя этого Чуда – Тихон.
«Светильник пресветлый явился еси в Российстей земли» — молодой человек пришёл из Киева в Москву, в Чудов Монастырь. Потом ушёл из монастыря под Калугу, в Лес. Нашёл себе Дуб и поселился в его дупле. Где и Молился.
Леса в то время, надо заметить, были княжескими. Именно этот – принадлежал сыну Князя Боровского Владимира Храброго – Ярославу. По преданию, добрый молодец увидел старца, разгневался, поднял на него руку с плетью и… рука застыла в воздухе. Старец снял молитвой сие обстоятельство, а княж сын даровал ему разрешение возвести в его лесу монашескую обитель.
Монастырь этот – феникс, всё время восстаёт из пепла. Его жгли татары (Иго), литовцы (Смутное время), секуляризировала Екатерина, разрушили немцы и Советская власть, которая помимо прочего ещё и переименовала Тихонову Слободу в село Льва Толстого, хотя великий писатель здесь отродясь не бывал. 5 раз за 5 веков он возрождался почти из небытия!
Мы вошли внутрь. Хотя я была в платье, охранник попросил меня «прикрыть ноги» и я одела ещё юбку. Ходить по территории хочется маленькими-маленькими шажками и медленно-медленно. Нам повезло со временем года – июль, хотя не сомневаюсь, что здесь так хорошо и красиво всегда. Мы приехали рано утром (около 8 часов), в будний день, народу мало, цветы цветут, птицы поют, деревья шепчут. Стоят лавочки, на которые можно и нужно сесть и вслушаться – в себя.



Интересно, я столько потом переискала информации о том, кто же архитектор этих прекрасных Успенского собора и Преображенской церкви, но не нашла. Удивительно – считай весь монастырь – это новодел. Территория поделена на две части – для паломников и для монахов, куда проходить нельзя.
Успенский собор – это синекупольный величественный красавец, он как бы угловой, поэтому восхищает своим прекрасным видом как с улицы, так и внутри монастырского двора. Вход него – тоже с улицы, и он открыт (насколько я поняла) только по большим праздникам. Стены у него внутри белые, ещё без росписей (видела на фотографии). Этот храм и ещё соседняя 75м 5-ярусная Колокольня – визитные фотокарточки Тихоновой Пустыни.
Преображенский храм – с зелеными маковками, внутри справа. Он двухэтажный. В нижней подземной церкви (очень красивой) находятся мощи преп.Тихона Калужского. Свечи покупаете сами – кладёте указанную денежку в ящик и берете. За этим храмом – небольшой Некрополь.
По центру монастыря идёт шикарная аллея, по-моему ясеневая, а может липовая, хотя могу и ошибаться.
Никольский храм – слева, он желтый, встроен в Трапезную.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» находится на территории, где живут сами монахи, там ходить паломникам нельзя.
За монастырем (за Успенским собором) находятся 2 каскадных пруда и речка Вепрейка. Отсюда получаются самые красивые панорамные снимки.
То, о чем я сейчас написала – это видимая часть Тихоновой Пустыни.
Здесь, в монастырской лавке, очень хороший выбор книг, и я купила с великолепными просто иллюстрациями Православный Букварь, Азбуку и Детский молитвослов. Увидела в одной из них картинку – дети входят в храм, а за их спиной стоит такой красивый белый Ангел с большими-большими крыльями.
Так вот, я более чем уверена, когда вы входите в Тихонов монастырь, Ангел за вашей спиной широко расправляет крылья. Здесь есть – сила, дух. Не знаю, как правильно сказать. Такие ощущения не накатывают как девятый вал, они почти что незаметны, но что-то в них присутствует, что заставляет вас обращать внимание на эти секундные вспышки и запоминать их, причем не головой, а сердцем. Ну как написать подробнее. Вот я ставлю свечку – и знаю, уверена, что меня слышат. Вот я подошла к мощам святого Тихона Калужского, доселе мне незнакомого и далекого святого человека, но я знаю – мой разговор с ним молча уже меняет и укрепляет меня, мне тепло.
Не всё так просто в этом мире.
Сначала в этом месте – человек (ученик Сергия Радонежского!), лес, дуб, дупло, молитва, монастырь.
А за 12 лет до его ухода на небо в 1480 году происходит Великое Стояние на Угре — Орда во главе с тским Ханом Ахматом и войска Великого Князя Ивана Васильевича III. Пустынник Тихон, которого «обогатил Бог чудес дарованием» был рядом. И он молился. Калужская летопись говорит так: «Наконец оба войска, т.е. Российския и Татарския вдруг от реки Угры бежали».
Это было знаковое событие для Руси, положившее конец 257-летнему игу Татарскому.
Случайность?
Вся Русская история полна свидетельствами о том, что многие векторные события отмаливалась обращениями к небу таких светлых и сильных людей, которые через строжайшую аскезу своей жизни становились «яко безплотными» (слова из молитвы преп. Тихону Калужскому), т.е. энергиями.
Хотя это и недоказуемо на радость материалистам.
Интересно, что русские войска были растянуты 5-ю километрами по берегу Угры, и считается, что ставка княжеского сына «Ивана Молодого» находилась в непосредственной близости от Пустыни (деревня Дворцы – оттуда и название). Там сейчас установлен Поклонный крест.
Интересно, что Малоярославец назывался в древности Лужей, а это место, где стоит монастырь принадлежало то удельному князю Лужецкому (Малоярославскому), то Медынскому, то Калужскому. И соответственно преподобный Тихон назывался сначала Медынским, а сейчас Калужским святым.
Интересно, что есть место, где рос тот самый Дуб. Сейчас на нём растет дубок «из желудя того самого Дуба». Там установлена часовня. Чтобы найти её, лучше спросить местных жителей, они покажут или доведут. Она недалеко, но нужно знать как идти.
Интересно, что восстанавливали обитель не на деньги «многих организаций и предприятий г.Калуги, среди которых: КЗАО, Машзавод, Турбинный завод, Рембыбтехника, завод «Тайфун» и многие другие, а также благотворителей Котелкина а., Агафонова В., Шиянова В., Соловей А и многих других». — Мне кажется важной эта информация. Когда смотришь на восстановленную красоту, оцениваешь финансовые вложения, то возникает вопрос – кто? эти люди. Спасибо им.
Монастырь здесь энергичный. При нем есть Духовно-просветительский центр «Преображение» (отделение Калужской духовной семинарии, Православной школы для взрослых и Воскресной школы для детей, библиотека, видеотека), три паломнических гостиницы, духовно-исторический музей, гостевая, трапезная и пекарня. В Пекарне – выпекается неимоверно вкусный хлеб.
Я спросила продавщицу: «Какой вы посоветуете?». Она ответила, обводя рукой огромный ассортимент: «Весь». Здесь есть хлеб дрожжевой: «Деревенский» (ржано-пшеничный), «Тимирязевский» (с кориандром), «Пшеничный», «Николаевский» (высший сорт), «Луковый» (!!!), батон «Павловский», батон «Полюшко» (с отрубями), батон «Ароматный (с кориандром и солодом», сайка «Горчичная». Хлеб, батоны, булочки на закваске. Выпечка: рулет с орехами (!), рулет с маком (!), бублик с маком, плюшка с корицей, рогалик с корицей, булочка с кунжутом, булочка с повидлом, рогалик с маком, плетенка с маком. Уф… Цены – в 2-2,5 раза ниже московских.
Про монастырский хлеб читала следующее: «…натуральный, …закваска из Афонского монастыря, …каждое утро освящается батюшкой, …почти весь хлеб без яиц, …хлеб долго остаётся мягким и не зеленеет (! ))».
Мне очень понравились слова о Тихоновой Пустыни из одного отзыва: «…кажется, что здесь даже даже листья собранных в аллею деревьев, трепеща на ветру, шепчут слова молитв…».
Источник преп. Тихона Калужского
Он рядом. Когда едешь со стороны Калуги (Москвы) то на въезде в с.Лев-Толстое есть указатель: «2км направо – источник, 500м вперёд и налево – Пустынь». Не заблудиться.
Мы были жарким июльским днём и поэтому в полной мере оценили прохладную благодать тени густого леса, окружающего родник. Там парковка, две дощатые будки)) М и Ж. Вход – деревянные ворота. Рядом палатка с хлебом и выпечкой. Охранник заматывает в юбки как женщин в брюках, так и мужчин в шортах. Есть даже маленькие тележки, которые можно взять, чтобы довезти тяжелые канистры с водой на обратном пути. Но их быстро расхватывают. Рядом ещё – небольшой птичник, поэтому какое-то время я увлеченно фотографировала толстеньких курочек в перьевых панталонах и мохнатых петухов.
Сама территория источника – это такая полукруглая площадка, окруженная густым красивым и здоровым лесом. В центре стоит небольшая церковь в честь Божией Матери «Животоворящий источник». Несколько раз я пыталась её сфотографировать, но всё время снимки выходили полусветлыми.
Внутри церквушки находиться крайне приятно – там деревянный интерьер и слева большая икона преп.Тихона с дубом. Источники (два ключа) красиво выложены крупными булыжниками, украшены цветами. Две бревенчатые купальни.
Интересно – от церкви по периметру территории-пятачка идет высокая деревянная дорожка, она как бы над ручьём внизу. Ты идёшь по ней, гуляешь, и на ней есть ещё один ключ под крышей, стоят деревянные подставки для свечей и похоже, что здесь совершаются службы. На дне родника почему-то накиданы монетки.
Интересно – ты сначала идешь по деревянному настилу-дорожке ни о чем особо не задумываясь, а потом чувствуешь, что в этом есть какой-то смысл. Мостики эти выводят на лесную полянку, на которой стоят манящие уютом лавочки. Не сесть и не задуматься по крайней мере о чем-то хорошем – нельзя. Рядом на дереве прикреплен такой небольшой деревянный «скворечник» в котором спрятана икона преп.Тихона, тоже украшенная цветами.
Вообще мы давно столько не сидели как в Тихоновой Пустыни и на источнике. Везде лавочки – так и хочется присесть, остановиться, замедлиться. Даже скажем так – тебя как будто специально заземляют.
Рассказ «Тихонова Пустынь – Спас-на-Угре – Полотняный завод»
Рядом:
Над рекой во ржи. Спас-на-Угре (Калужская область)
Огончарование Полотняного завода (Калужская область)
Посты по русским монастырям:
Вознесенская Давыдова Пустынь
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь. ЧуднОе место
Вязьма. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Церковь Одигитрии
Стефано-Махрищский монастырь (15км от г.Александров, Владимирская область)
Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы
Дивеевские источники. Про купание и Книжку Из Люпинов
Путеводитель по Дивеево
Кострома. Ипатьевский монастырь
Муром. Спасо-Преображенский монастырь. Про муромские калачи
По дороге в Оптину Пустынь…
Оптина Пустынь. Батюшка Амвросий Оптинский
Мини-путеводитель по Вологодской области: Ферапонтово, Горицы и гора МаУра
Кирилло-Белозерский монастырь. Сиверское озеро
Муром. Свято-Благовещенский монастырь. К Петру и Февронии…
Солотча. Солотчинский монастырь. Про сосны, ландышевые и земляничные поляны и кафе «Лесная сказка»
Тверь. История и загадки Отроч/ь монастыря

Рубеж XX и XX веков ознаменовался открытием для движения Московско-Брянского участка Московско-Киево-Воронежской железной дороги (МКВЖД) 1 сентября 1899 года. Первым звеном этой дороги был участок Курск-Киев, открытый в 1869 году, дорога тогда называлась соответственно Курско-Киевской. Далее она развивала свои линии, в 1891 году продлилась до Воронежа, а также был построен участок Льгов-Брянск, и уже под названием Киево-Воронежской дорога существовала до 1895 года, когда началось сооружение линии Брянск-Москва, давшей окончательное наименование дороге – Московско-Киево-Воронежская. На тот момент железная дорога в Калуге уже была – 25 лет назад (в 1874 году) была открыта линия Тула-Калуга-Вязьма. А вот с дорогой на Москву Калуге не повезло — магистраль прошла в 9 верстах от города. Это объяснялось техническими затруднениями — сложным рельефом местности в пойме рек Оки и Яченки, там, где теперь водохранилище. Чтобы проложить там железнодорожные пути от моста через Угру, необходимы были сложные инженерные сооружения и, соответственно, большие затраты средств. Городские власти пытались изменить ситуацию, предлагали свои варианты, но в итоге был осуществлен все же проект строителей, и станцию Калуга пришлось соединять с Московско-Киево-Воронежской дорогой особой веткой длиной в 18 км через ст. Тихонова Пустынь. Удалось добиться только захода в город местных поездов (Москва-Сухиничи). Станция Тихонова Пустынь (первый начальник станции — Иван Алексеевич Кумшацкий), таким образом, обслуживала 4 направления: на Москву, Брянск, Тулу и Вязьму. Название свое станция получила от расположенного поблизости известного монастыря — Тихонова Пустынь.

Прилегающий к станции район в промышленном отношении был не развит, поэтому работа станции ограничивалась вывозом лесных грузов (дров) и прялок, которые производились кустарями в окрестных селах: Дворцы, Комельгино, Фролово, Караваи, Старое и Новое Скаковское. Эти села являлись крупнейшим в России центром кустарного прялочного производства, занесенного сюда одним из голландских мастеров, работавших на полотнянозаводской фабрике у Гончарова. Накануне Первой мировой войны прялок в этом районе производилось более 700 тысяч штук, отправлялись они в разные стороны России, преимущественно на юг.

Зато пассажирское движение по станции Тихонова Пустынь было достаточно оживленным: по статистике за 1915 год продано 45 тысяч билетов на разные направления.

Постановлением президиума Калужского уездного исполкома от 4 ноября 1918 года монастырь Тихонова пустынь и прилегающая слобода были переименованы в Лев Толстой, а Тихоновская волость, соответственно – в Льва-Толстовскую. Однако железная дорога всегда отличалась большим постоянством, даже консерватизмом, — станция свое название не изменила, такое решение было вне компетенции местной власти.

В советские времена станция обслуживала крупнейшую в области хлебную базу, куда свозили урожай со всех окрестных районов.

Из калужского путеводителя Д. И. Малинина (1912 г.) «Рядом со ст. Тихонова Пустынь, среди лесной зелени, обсаженной прекрасными плодовыми деревьями, спрятался Сретенский скит. Он обнесен каменною оградою и имеет два храма. Главный Сретенский храм заложен в 1867 г. и окончен в 1871 г. В нижнем его этаже погребаются умершие. Богослужение совершается по субботам, воскресеньям и праздникам, но зато днем и ночью неусыпно читается псалтирь».

В одной из публикаций газеты «Знамя» (30.04.2002) читаем:

«Что собой представляет сегодня станция Тихонова Пустынь? Это небольшой железнодорожный узел с 4-мя направлениями – широтный ход на Калугу и Вязьму и главный – на Москву и Брянск. Если в достопамятные времена поселок Тихонова пустынь был как бы на перекрестке караванных путей и тут постоянно шумели богатые базары, то теперь это тихое уездное поселение с 15 тыс. душ, которое оживает в пору садово-огородного сезона, когда тысячи дачников из Калуги и Москвы устремляются на свои «фазенды», чтобы за летнюю страду наполнить домашние закрома овощами, соленьями и вареньями.»

У здания вокзала вас встречают деревянными фигуры людей: священники, монахи и монахини, странники и послушницы, выполненные в человеческий рост и размещенные в привокзальном палисаднике с голубыми елями, липами, рябиной и орешником. И всюду чистота, опрятность и ожидание какого-то торжественного момента. Причем ощущение праздника веет и от фасадов служебных помещений, выстроившихся по обе стороны этого своеобычного памятника конца XIX века.

В зале ожидания вокзала возникает чувство, как будто бы оказался в храме. Кругом на стенах своеобразные панно на православные темы, тщательно вырезанные из дерева барельефы – сюжеты из жизни святой Руси. Как-то по особому вежлива и душевна женщина в окошечке кассы: «информбюро», билетер и путеводитель по тамошним местам – все в одном лице. От увиденного здесь веет русским добротолюбием, мудростью и вечностью. Правая рука невольно тянется ко лбу для совершения крестного знамения. Благодать разлита в самом воздухе Свято-Тихоновой земли, только нужно уметь проникнуться всем этим сполна. Как-то по-особому вежлива и душевна женщина в окошечке кассы: «информбюро», билетер и путеводитель по тамошним местам – все в одном лице. Коллектив тут небольшой, с трудом набирается человек пятьдесят, а живут дружно, душа в душу. И думается, что нет, неспроста недалеко отсюда утвердилась древняя историческая святыня православной церкви, известная всему русскому верующему люду как Тихона Калужского пустынь.

Пустыня Тихама (жаркая страна) занимает участок береговой слабонаклонной равнины на западе и юго-западе Аравийского полуострова, между Красным морем и предгорьями хребтов Эль-Хиджаза и Эль-Асирав пределах Саудовской Аравии и ЮАР. Ширина этой прибрежной пустыни колеблется от 5 до 70 км.

Пустыня в основном песчаная. Местами поверхность Тихамы нарушается многочисленными сухими руслами – вади, пересекающими ее с востока на запад и некоторыми скальными останцами. Некоторые из них подпитываются выпадающими в горах Эль-Асир осадками и имеют постоянный сток.

Климат пустынный, тропический. Осадков выпадает небольшое количество – меньше 100 мм. Средняя годовая температура — + 22-24 градуса, а температура июля – наиболее жаркого месяца, больше 30 градусов. Температуры зимних месяцев ненамного отличаются от летних. Частые ветры вызывают пыльные туманы и песчаные бури, но почти не дают дождей. Близкое расположение зажатого между пустынями моря обусловливает в Тихаме необыкновенно высокую влажность воздуха и делает климат труднопереносимым.

Растительный покров в Аравийских пустынях чрезвычайно разрежен, и большие пространства заняты грядами барханов, лишенными всякой растительности. Изредка на сыпучих склонах растут отдельные кустики тамариксов, верблюжьей колючки, стелются стебли якорцев или укрепляются на сыпучих склонах жесткие злаки – аристида и дикое просо.

Основу мира млекопитающих составляют разнообразные песчанки – краснохвостая и толстая песчанка, карликовая, чернохвостая и скальная песчанки. Встречается также травяная мышь, тушканчики, чернохвостая соня, сирийские даманы. Копытные в этих местах разнообразны, хотя и немногочисленны вследствие постоянного преследования их человеком – обыкновенная и песчаная газель, джейран, аравийский орикс, нубийский козел. Здесь также водится барханный кот, волк, лисица, шакал, фенек.

Мир птиц в пустынях слагается из: жаворонков, тимелий, пустынных воробьев и снегирей, встречается орел-беркут, пустынный ворон, сыч. Многочисленны ящерицы и ядовитые змеи – египетская кобра, песчаная эфа, рогатая гадюка, гюрза. Среди насекомых обитают пустынные муравьи, саранчовые, жуки-златки, ночные жужелицы, бабочки-совки, скорпионы и тарантулы.

Монастыри Калужской епархии — Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь 01 Январь 2018

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь

Адрес: 249842 Калужская область, Дзержинский район, с. Льва Толстого, ул. Советская, 19.

Телефон: 8(48434) 4-43-11

Наместник: архимандрит Тихон (Завьялов)

Сайт: www.diorama-ugra.ru

Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила название «Калужская». Разнообразие этих наименований объясняется тем, что земля, на которой стоит монастырь, в разное время принадлежала разным городам, поэтому монастырь имел название по имени города, от которого зависел.

Обитель была основана во второй половине XV в. преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. Татарские погромы и литовские разорения не оставили древних письменных памятников, современных преподобному Тихону. Известно только, что до разорения в обители были Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время монастырь был разграблен и сожжен. В первой половине XVII в. обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1684 г. Тихонова пустынь была передана в ведение Донского монастыря, а в 1764 г. стала независимым заштатным монастырем. В 1784 г. в ней был введен общежительный устав.

В XIX в. обитель преподобного Тихона переживала период своего расцвета. Настоятели в это время назначались из пострижеников Оптиной пустыни. Неоднократно посещал Тихонову Пустынь преподобный Макарий Оптинский. Также неустанную заботу о монастыре проявляли преподобные Моисей и Амвросий Оптинские, направляя туда новых иноков. Благодаря попечению Оптинских старцев в монастыре преподобного Тихона было насаждено старчество. Наиболее известным старцем Тихоновой пустыни был Оптинский постриженик иеросхимонах Иоанн (†25 июня/8 июля 1884 г.). Широкую известность монастырю принесли многочисленные исцеления у святого источника и у раки преподобного Тихона.

В начале XX в. в монастыре было 226 человек братии, действовало 7 храмов. На территории монастыря располагались Преображенский собор, Успенский храм, трапезный храм в честь святителя Николая и домовый храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в больничном корпусе. Кроме того, было 3 храма за пределами монастыря: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на источнике преподобного Тихона и 2 храма в Сретенском скиту –– в честь Сретения Господня и в честь Калужской иконы Божией Матери.

Строительство Преображенского собора было начато в 1677 г. Соборный храм представлял собой грандиозное каменное здание в 3 света, с хорами большой вместимости. Здание храма было выстроено в форме креста, с пятью главами, увенчанными золотыми крестами. К нему были пристроены 2 придела: в честь святителя Николая Чудотворца (в 1756 г.) и в честь святителя Тихона, епископа Амафунтского (в 1790 г.). Собор перестраивался дважды –– в 1840-х гг. и 1879-1886 гг. По внутреннему размеру храм занимал –– в длину около 25 м и в ширину около 23 м. Главнейшей святыней соборного храма, а также и всей обители являлись мощи преподобного Тихона Калужского. В Смутное время они были сокрыты в земле и находились под спудом напротив правого клироса собора. Над местом погребения мощей была поставлена серебряная рака с древним изображением преподобного Тихона в монашеском одеянии со свитком в руке. По вере и молитвам приходящих, у раки преподобного Тихона совершались исцеления от разных болезней. В храме находилась родовая усыпальница известных благодетелей обители Шепелевых.

Рядом с соборным храмом было построено трапезное здание византийского стиля, в котором находится теплый монастырский храм в честь святителя Николая. Ранее в нем был придел в честь преподобного Тихона.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы перестраивался несколько раз и первоначально являлся соборным храмом монастыря, отчего и сама обитель получила наименование Успенской. Сохранившийся до наших дней храм с пятиярусной колокольней, которая является архитектурным украшением обители, был построен в византийском стиле в конце XIX в. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы была написана в XVIII в. и имела золоченую серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями и бриллиантами.

Над колодцем, вырытым преподобным Тихоном, в 1887 г. на каменном фундаменте с кирпичным цоколем был построен деревянный храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный источник». Храм имел форму креста. К северной стене храма примыкали две купальни: мужская и женская. Все здания и постройки, прилегающие к храму, были обнесены деревянной оградой.

Колодец преподобного Тихона, как место его подвижнических трудов и уединенной молитвы, освящаемое его постоянным духовным присутствием, издавна привлекал к себе многочисленных паломников. Вода в колодце целебная.

С глубокой древности верующими был особо почитаем исполинский дуб, в дупле которого преподобный Тихон совершал свой подвиг уединения. Благочестивые богомольцы с благоговением брали себе на память частички этого дерева и хранили их как святыню. В 1838 г. на месте этого дуба, сломанного в 1830 г. грозой, была построена часовня, в которой хранились остатки дуба.

Кроме храмов в монастыре было 5 братских корпусов, настоятельский корпус, больничный корпус с домовым храмом, трапезная, просфорная, хлебопекарня, свечной завод, хозяйственные здания и постройки, а также конный двор и двухэтажное здание для монастырских работников. Во дворе обители были расположены 3 гостиницы и странноприимница. Все здания и строения монастырского двора были обнесены каменной оградой, по углам которой находились башни с жилыми помещениями. С восточной стороны братской трапезы находился монастырский сад.

За пределами монастырского двора располагались: аптека и комнаты для больных, еще одна странноприимница, а также кельи для проходящих послушание при странноприимницах, баня, хозяйственные постройки, скотный и конный дворы. В 2 км от монастыря в лесу находилась монастырская «Ефремовская» дача с садом, а в 5 км на р. Угре находился монастырский хутор с мельницей и сельхозугодьями.

В 8,5 км от обители, возле станции Тихонова Пустынь находился Сретенский скит, где братия жила по строгому иноческому уставу. В 1871 г. в скиту был построен каменный храм в честь Сретения Господня. Здание храма имело форму креста. Храм был небольшой. Отдельно от храма находилась колокольня в 2 яруса с высоким шпилем. Нижний ярус составляла круглая арка, в которую были встроены ворота, а с боков арки были пристроены жилые помещения. Кроме храма на территории скита располагалось 3 корпуса. В одном был устроен теплый домовый храм в честь Калужской иконы Божией Матери и братские кельи. Во втором были братские кельи, трапезная и кухня. Третий корпус имел хозяйственное назначение. Скит был обнесен каменной оградой с небольшими башнями по углам. Вне ограды находились хозяйственные постройки, сад и школа садоводства при нем.

В 1918 г. монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы советской власти полностью были разрушены 2 монастырских храма –– Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями.

Возрождение обители началось в 1991 г., когда 15 апреля решением Облисполкома № 133 Калужской епархии был передан источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. На этом месте был основан скит в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». С лета того же года началось благоустройство территории вокруг источника и подготовка к строительству храма. Руководство работами было поручено клирику Свято-Георгиевского кафедрального собора г. Калуги протодиакону Владимиру Карельскому. 21 марта 1992 г. архиепископом Калужским Климентом было освящено основание храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», и там регулярно стали совершаться водосвятные молебны. В обители снова стала возноситься молитва, возрождаться духовная жизнь. С 1993 г. ведется поэтапная передача монастырских зданий. 5 ноября 1993 г. в братию Тихоновой пустыни из Свято-Пафнутиева Боровского монастыря был переведен иеромонах Тихон (Завьялов), которому было поручено ведение восстановительных работ в монастыре и строительство в скиту «Живоносный Источник». С 1995 г. на него возложено исполнение обязанностей наместника.

В настоящее время монастырский комплекс включает: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы (1904 г.), храм во имя святителя Николая (1908 г.), домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1907 г.) с больничным корпусом, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на источнике прп. Тихона (вновь построен в 1994 г.), собор в честь Преображения Господня (вновь построен в 2005 г.), храм в скиту на реке Угре в честь «Владимирской» иконы Божией Матери (верхнего) и преподобного Сергия Радонежского (нижнего) (освящен 5 августа 2011), часовня у святого дуба преподобного Тихона Калужского (1838 г), храм в честь преподобного Ефрема Сирина в новообразованном скиту на месте прежней монастырской «Ефремовой дачи», братские кельи, трапезную.

В монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. В храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» на святом колодце еженедельно совершается Божественная литургия и водосвятный молебен.

При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня.

Возрождающуюся обитель преподобного Тихона неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Здесь побывали предстоятели Поместных Православных Церквей –– Блаженнейший Парфений III, Патриарх Александрийский и всей Африки и Болгарский Патриарх Максим.

В ноябре 2008г. при монастырском Духовном центре «Преображение» создан благотворительный миссионерский отдел по оказании помощи малоимущим людям.

29 июня 2010г. в престольный праздник – день памяти преподобного Тихона Калужского, Медынского и 19-летие возрождения обители митрополитом Калужским и Боровским Климентом в сослужении с архиепископом Людиновским Георгием, вместе с духовенством из Калужской епархии в Успенском соборе монастыря была совершена праздничная литургия, по окончании которой было совершено освящение Духовно-исторического музея монастыря.

За годы возрождения в монастыре установилась традиция в ночь под 19 января, на праздник Крещения Господня, на святом источнике архиерейским чином совершать Великое освящение воды. Также ежегодно в день памяти преподобного Тихона Калужского, 29 июня, после Божественной Литургии в обители совершается Крестный ход на святой источник, где при большом стечении духовенства и верующих архиерейским чином служится водосвятный молебен.

В монастыре особо почитаются: икона с мощами Оптинских старцев; икона святителя Николая, привезенная из г. Бари; икона благоверного князя Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ преподобного Тихона Калужского XIX в. и привезенные со Святой Горы Афон икона великомученика и целителя Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре. В настоящее время в монастыре подвизается 20 насельников.

Богослужение в монастыре совершается согласно уставу ежедневно:

В будние дни

по пятницам

  • утреннее богослужение в скиту «Живоносный источник» — начало Литургии в 6.00. По окончании Литургии — водосвятный молебен,

по субботам

  • утреннее богослужение в скиту в честь «Владимирской» иконы Божией Матери, полунощница (субботняя), часы 3, 6, Литургия), начало Литургии в 6.00,

в воскресные и праздничные дни – Двунадесятые праздники, накануне вечером

  • всенощное бдение начало в 17.00,
  • утром начало богослужения (часы 3, 6, Литургия, молебен) – 9.00.

В монастыре имеется дежурный иерей, исполняющий необходимые требы, беседы с прихожанами, исповедь.

Телефоны:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *