Святогорск, это где?

По всему миру находится множество мест, которые с уверенностью можно назвать настоящими духовными жемчужинами. Сегодня познакомимся с уникальным во всех смыслах местом — Свято-Успенской Святогорской Лаврой. Это одна из трех православных лавр, расположенных в Украине. Сегодня, когда в этой стране царит раскол, такие большие духовные центры приобретают особое значение для каждого верующего христианина.

История возникновения обители

Располагается монастырь в особенных меловых горах, на берегу реки Северский Донец. Достоверно неизвестно о точной дате поселения первых монахов на этой земле. Считается, что иноки стали уединяться в пещерах впервые в промежуток с 14 по 16 век. В конце 16 и в 17 веке Святогорский монастырь уже упоминается во многих рукописях как военный сторожевой центр Российской империи.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

В те годы были частыми набеги крымских татар, которые разоряли все на своем пути и захватывали в плен население и монахов. Рядом с монастырем построили башню для защиты от набегов и она простояла вплоть до 18 века. Так обитель стала настоящим форпостом, стоящим на защите империи. Однако с началом Екатерининских реформ монастырь попал под упразднение, а все его имущество было передано в государственную казну.

Другие православные монастыри Украины:

  • Успенская Киево-Печерская Лавра
  • Свято-Успенская Почаевская Лавра
  • Десятинный монастырь в Киеве

Восстановление святого места произошло в 1844 году по указу императора Николая Первого и стараниями помещицы Татьяны Потемкиной. Ближайшие десятилетия монастырь будет быстро развиваться и станет одним из самых значимых духовных центров России. К концу столетия впервые стали задаваться вопросом присвоения монастырю высокого статуса лавры.

К концу 19 века монастырь стал очень популярным у паломников и богомольцев. Тут на постоянной основе подвязались около 600 монахов, а в хозяйстве обители были различные мастерские, развивалась торговля. Живописная природа этих мест притягивала людей со всех уголков империи.

Годы советской власти

Сложно найти хотя бы один храм или монастырь, который так или иначе не пострадал бы с приходом к власти большевиков в начале 20 века. Трагическая участь постигла и Святогорскую лавру, разграбление которой началось сразу после революции.

Одним из революционеров, по указанию которого в помещениях монастыря был обустроен кинотеатр и библиотека, был некий Федор Андреевич Сергеев, известный под псевдонимом «товарищ Артем». Он был идейным революционером, авторитетным советским политическим деятелем. Сегодня ему в заслугу приписывают тот факт, что не были разрушены здания и сооружения монастыря.

Икона Собора Святогорских отцов

Это действительно так, но сделано это было отнюдь не из уважения к духовному наследию, а просто из практической целесообразности — там, где совсем недавно жили, молились и несли духовный подвиг монахи, в 1922 году был основан Дом отдыха для советских трудящихся Донбасса. Этот год можно считать годом полного крушения обители.

Интересно! Зная о печальной участи монастыря в советские годы, несколько абсурдно сегодня выглядит памятник Артему, который возвышается совсем недалеко от святых мест и хорошо просматривается рядом с обителью.

Восстановление

После распада СССР вновь о духовном значении Святых гор заговорили в 1992 году. Именно тогда сюда пришли подвязаться первые монахи, а также священник, известный сегодня всем как архимандрит Серафим.

Территория и строения монастыря были в ужаснейшем состоянии. Оскверненные храмы, в пределах которых были расположены общественные уборные, были совершенно непригодны для богослужений. Обитель требовала длительных и капитальных восстановительных и реставрационных работ.

Об иконах Богородицы:

  • Икона «Черниговская-Гефсиманская»
  • Икона Пресвятой Богородицы «Почаевская»
  • Икона «Свенская» («Печерская»)

К 1995 году количество насельников и братии постепенно увеличивается и начинаются масштабные действия по приведению монастыря в надлежащий вид. Только к 2003 году удалось вернуть во владение все строения, которые до этого были в собственности самых разных организаций и ведомств.

Когда удалось хотя бы немного привести в порядок обитель и наладить в нем монашескую жизнь, стали поднимать вопрос о присвоении ему статуса лавры. С учетом того, что монастырь был очень древним, имел богатое духовное и историческое наследие, активно развивался, стал излюбленным местом для православного паломничества, патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было подписано решение о присвоении обители статуса лавры.

Церковь Николая Чудотворца в Святогорской лавре

Это знаменательное событие произошло 9 марта 2004 года, и с тех пор на украинской земле находится целых три лавры — Святогорская, Киево-Печерская и Почаевская. Богата Святогорская земля и святым: в 2008 году состоялось торжественное прославление Собора святых, которые провели свою жизнь и сподобились Небесной славы во Святых Горах. Тогда православный мир пополнился сразу 17-ю святыми, среди которых были и юродивые, и святители, и преподобные.

Современное состояние и деятельность лавры

На сегодняшний день Свято-Успенская Святогорская лавра — значимый и влиятельный православный центр для всей Украины и ближайших регионов России. К сожалению, братоубийственная война на Донбассе, а также создание новой раскольнической украинской церкви не могло не оказать негативного влияния на развитие православия в этих землях.

Но, тем не менее, лавра мужественно выстаивает в непростом политическом и духовном кризисе, тут не смолкает молитва о мире на Донбассе и прекращении кровопролития.

Богослужение в Святогорской Лавре

Помимо духовного делания, Святогорская лавра стала важным центром социальной помощи: в 2014 году, когда на Донбассе начались активные военные действия, именно тут нашли приют и убежище около 1000 беженцев, среди которых было множество детей.

На сегодняшний день лавра вернула в свое владение все постройки и земли, по праву ей принадлежавшие. Среди важнейших отреставрированных объектов можно отметить:

  • Успенский Собор, который можно назвать основным центром всей лавры;
  • Покровский храм и колокольня монастыря;
  • храм Антония и Феодосия Киево-Печерских, который является древнейшим действующим храмом обители. В ските этого храма, по особому благословению правящего архиерея, вся братия облачается в древние монашеские одеяния;
  • на вершинах меловых гор полностью восстановлены и действуют храмы в честь Николая Чудотворца и Алексия, человека Божия;
  • Всехсвятский деревянный скит, который несет не только духовную ценность, но и является настоящим памятником архитектуры, уникальным примером деревянного зодчества;
  • многие пещеры, келии монахов, небольшие пещерные храмы и скиты. Многие и них сегодня открыты к посещению, в них пускают как туристически группы, так и верующих паломников, желающих помолиться в древних пещерах.

Отдельно о святогорских пещерах

Свято-Успенская Святогорская лавра, помимо святынь и подвижников благочестия, славится на весь православный мир своими меловыми пещерами. Вырытые первыми монахами и поселенцами в этих местах, эти пещеры помнят самое начало зарождения монашеской жизни на Святых Горах.

Сегодня Святогорские пещеры вызывают и духовный, и культурно-исторический интерес. В духовном смысле древние кельи и храмы, расположенные глубоко в недрах меловых гор, могут поведать нам о жизни, быте, благочестии и молитве самых первых подвижников, которые осмелились поселиться тут много веков назад.

Святогорские пещеры

Некоторые подземные храмы действуют и сегодня, поэтому можно попасть на богослужение в пещерах. Кроме того, хорошо сохранились келии монахов, которые жили и подвязались в монастыре в самые разные века.

Общая протяженность всех пещер составляет около километра. Точная дата из возникновения достоверно неизвестна. Некоторые исследователи говорят об очень раннем появлении меловых пещер (примерно 8-9 века), и что копали их не русские монахи, а переселенцы из других стран. По другим данным, пещеры возникли в 11-12 веке и использовались как убежища во время частых тогда набегов татар и других недругов.

Среди наиболее древних пещерных помещений, дошедших до наших дней, можно выделить:

  • храм Рождества Иоанна Предтечи;
  • церковь во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • монашеские кельи;
  • несколько бытовых и подсобных помещений;

Интересно! Существует легенда, согласно которой есть некий тайный подземный ход, соединяющий монастырь и противоположный берег реки Донец. Достоверно это неизвестно, но, учитывая оборонное значение монастыря, такой ход действительно мог существовать.

Пещера, в которой жил в затворе преподобный Иоанн, не сохранилась до наших дней. К сожалению, мел является довольно хрупким минералом, поэтому многие древние пещеры обвалились. Сохранность подземных ходов Святогорской лавры на сегодняшний день является актуальным вопросом.

О святынях лавры

Как и любое другое святое место, Свято-Успенская Святогорская лавра имеет свои, особенные святыни, прикоснуться к которым стремятся многие верующие христиане. Из всего многообразия святынь на Святых Горах, паломники особенно стремяться помолиться перед чудотворной Святогорской иконой Божьей Матери, а также посетить могилу преподобного Иоанна.

Святогорская икона Богородицы

Кроме любых других православных праздников, общих для всей полноты нашей Церкви, в Святогорскую лавру едет огромное количество паломников еще в один день — 30 июля. Именно в эту дату происходит торжественное богослужение, проводимое в честь иконы Божьей Матери «Святогорская», которая является чудотворной и почитается как на Донбассе, так и за его пределами.

До начала революционных волнений в обители было две подобные иконы. Первый древний образ, к сожалению, не сохранился и был утерян во времена разорения монастыря. Другая икона, которая является списком с древней, хранится в лавре до сих пор. К ней и едут паломники.

Святогорская икона Божией Матери

Нынешняя Святогорская икона датируется 19 веком. По преданию, приехавший на Святые Горы афонский старец увидел окружающую его красоту и стал сильно скорбеть о том, что не может оставить никакого дара. Тогда он написал икону, которую и передал в обитель. Образ хранился длительное время в древней пещерной церкви в честь Иоанна Предтечи.

Интересно! Неоднократно икона чудесным образом спасалась от уничтожения водой и пожарами. Несмотря на все негативные воздействия, образ оставался неповрежденным.

В советские годы икону прятали благочестивые верующие, а в 1992 году крестным ходом образ был торжественно доставлен в Успенский собор. После этого сюда стали приезжать многие паломники, и по искренним молитвам получали исцеление. На образе можно увидеть множество подвесок, украшений, цепочек — это те дары, которые люди приносили к иконе в благодарность Пресвятой Богородице за то, что услышала молитвы и ответила на них.

Могила преподобного Иоанна затворника

Преподобного Иоанна в миру звали Крюков Иван. Он родился в конце 18 века в городе Курске. С самого раннего детства будущий святой тянулся к монашеской и затворнической жизни, однако воплотить свою мечту особого служения Господу смог не сразу. Сначала ему пришлось пройти множество жизненных испытаний — и голодное безрадостное детство, и нежеланный, по принуждению родителей, брак.

Уже будучи взрослым мужчиной, будущий подвижник овдовел. Безропотно пронеся крест житейских испытаний, он смог, наконец, приблизиться к тому, что наиболее дорого было его сердцу — к жизни в монастыре. Иван поступает в Глинску пустынь. С самого начала своего иноческого пути он отличается особым усердием в молитве, чистотой и искренностью своей души.

Через 7 лет постоянных трудов принял постриг в мантию под именем Иоанникий. Вскоре начал восстанавливаться Святогорский монастырь, и некоторые монахи из Глинской пустыни перешли на жительство в него. Среди них были и монах Иоанникий. Тут он занимал должность эконома, и принес много практической пользы восстанавлиювающемуся монастырю.

Икона преподобного Иоанна, Затворника Святогорского

Подвижника манили пещеры монастыря, и по благословению отца-настоятеля он ушел в затвор в одну из меловых пещер. После этого он принял постриг в великую схиму под именем Иоанн.

Быт подвижника был крайне скуд и аскетичен. Спал он в открытом деревянном гробу, где вместо постели было постелено немного соломы. Пещера его была низкой, маленькой и холодной, а свет попадал из небольшой расщелины в скале. К тому же, подвижник носил вериги и власяницу, которые еще больше утруждали его тело, но возвеличивали дух. Постоянно пребывая в молитве, строгом посте и усилиях по обузданию своей плоти, святой лишь ненадолго позволял себе короткий отдых.

17 лет провел подвижник в подвиге затвора, за что еще до своей кончины сподобился многих духовных дарований от Господа. Почил святой мирно и спокойно, с радостью отдав свою душу в руки Всемилостивого Господа, которому верой и правдой служил всю свою сознательную жизнь.

Похоронен преподобный на территории лавры, и к его могиле не уменьшается поток паломников. Сразу же после его смерти многие получали исцеления и другие чудесные дары по молитве. Вскоре преподобный Иоанн был причислен к лику святых, сегодня ему служат торжественные службы и молятся многие верующие люди, получая ощутимую помощь.

Информация для туристов и паломников

Все, кто желает приехать и помолиться в лавре, найдут место, где можно остановиться. Прямо на территории обители находится гостиница для паломников, остаться в которой можно бесплатно. Кроме того, можно найти аренду жилья у местных жителей, которые проживают в ближайшем районе. Рядом с лаврой расположено множество магазинов, кафе, столовых и других элементов инфраструктуры.

Интерьер Покровской церкви в Святогорской Лавре

Важным моментом, о котором не должны забывать все приезжающие в лавру (даже если это светские туристы, а не верующие паломники) — это внешний вид. На территории монастыря строго запрещено находится в открытой, вульгарной, вызывающей одежде.

На женщинах должны быть надеты длинные юбки, блузы или кофты с рукавом, голова покрывается платком или шарфом. Мужчины не должны тут находится в коротких шортах, майках и тому подобных предметах одежды.

Богослужения в лавре начинаются очень рано — в 6 утра уже читается Полунощница и утренние молитвы. Затем служатся молебны разным святым, и далее начинается литургия.

Важно! В лавре постоянно читается Неусыпаемая Псалтирь, кроме того служатся панихиды, множество молебнов. Молитва в этом святом месте не смолкает никогда.

Особо торжественные богослужения проходят в дни больших церковных праздников и престольных дат, а именно:

  • в день почитания Святогорской иконы Богородицы, 30 июля. В этот день кроме торжественной литургии можно поучаствовать в праздничном Крестном ходе;
  • в день почитания преподобного Иоанна Затворника, 24 августа. Также можно присоединиться к Крестному ходу, побывать на могилке подвижника;
  • в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и был назван весь монастырь. Празднуется 28 августа.

Находится Свято-Успенская Святогорская Лавра по адресу: Донецкая область, город Святогорск, улица Заречная, 1.

Документальный фильм о Свято-Успенской Святогорской Лавре

Никаких документов, повествующих о начале Святогорской Лавры, о раннем периоде ее истории, не сохранилось. Однако косвенные свидетельства указывают на то, что монастырь этот существовал уже в XIV веке. Повествуя о начале Святогорского монастыря, издание «Святогорская Успенская общежительная пустынь в Харьковской епархии» (1896) со­общает: «О первых насельниках Святых Гор предание говорит, что они были выходцы из Киева, после татарско­го погрома в 1240 году…

Иллюстрация слева : Святогорская Икона Божьей Матери.

Все главные праздники в Святогорской обители и главные престолы храмов Святогорских посвящены в честь тех же свя­щенных лиц и событий, как и в Киево-Печерской Лавре: Успения Пресвятой Богородицы, преподобных Антония и Феодосия Печерских и впоследствии св. Николая, в честь чудотворного об­раза этого святителя, каковой образ явился в первой половине XVI, столе­тия. Очень может быть, что киевские переселенцы-монахи и здесь хотели удержать все киевское, тем более, что сами Святые Горы напоминают горы Киева, и пещеры святогорские очень похожие с пещерами киевскими».
Документальных доказательств эта гипотеза, широко распространенная как в XIX столетии, так и сейчас, не име­ет. Впрочем, отсутствие документов не опровергает ее совершенно. Местность, где был основан Святогорский мона­стырь, длительное время являлась по­граничной и часто подвергалась напа­дениям со стороны немирных соседей. Поэтому по части летописных источ­ников здесь вообще дело обстоит очень худо. Они попросту не сохранились. Об этом свидетельствует и монастырский синодик, составленный в 1710 году: «Начало сей Святогорской обители, кто оное святое пустынное жительство изобрел и в горе сей святую церковь и келий устроил и начал жительствовати, за многими татарскими нахождении и разорении, особно же за частами пе­ременами прежде бывших строителей,потом игуменов и архимандритов, зде, во святой обители не обретохом».

Однако обратим внимание чита­теля на то, что уже в XVI веке топо­ним «Святые Горы» существовал. Он встречается в «Записках о Московских делах» Сигизмунда Герберштейна — и встречается в таком контексте, кото­рый подчеркивает укорененность это­го топонима, его старинное происхож­дение.

Иллюстрация слева : Вплоть до XVIII столетия монастырь постоянно подвергался грабежам и набегам. Особенно опасными врагами были крымские татары. Они убивали иноков, а многих — захватывали в плен. Два года провел в татарском плену и архимандрит Иоиль. На фото: фрагмент росписи Святых врат обители, иллюстрирующий «пограничный’ этап в истории Святогорского монастыря.

«С какого времени стали здесь жить иноки, — писал свт. Филарет (Гумилевский; 1805—1866), — на это нет пока письменных свидетельств. Несо­мненно только то, что столь общая из­вестность, в какой представляется свя­тыня Донецкой скалы с 1547 года, ясно говорит, что ей давно предшествовали тайные подвиги пустынников, спасав­шихся в пещерах скалы. Поэтому, со всею вероятностью можем положить, что в XIV веке уже существовал Свя­тогорский Монастырь».

Святогорская Лавра , хронология :

  • Середина XVI века — впервые упоминается топоним «Святые Горы».
  • XVII век -в документах встреча­ется упоминание — Святогорский Мона­стырь — важный оборонительный и дозорный пункт.
  • Около 1663 — настоятель преподобный Иоиль ( Святогорский Мона­стырь ) основывает Куряжскую обитель близ Харькова, а затем вновь возвращается в Святые Горы.
  • 1787 — монастырь закрыт, иноки выселены из него.
  • 1844 — возобновление Святогорской общежи­тельной пустынинь.
  • 1848 — 49 — строительство нового Покров­ского храма с колокольней.
  • 1850 — 51 — реставрация храма свт. Николая.
  • 1858 — начато строительство нового Успенского собора.
  • 1859 — кончина архимандрита Арсения — который возобновлял монастырь. Святогорский Мона­стырь получает нового настоятеля — архимандрита Германа.
  • 1867 — кончина прп. Иоанна Затворника.
  • 1868 — освящение Успенского собора.
  • 1914 — с началом Первой Мировой Войны мона­стырь организует посильную помощь изувеченным воинам.
  • 1915 — монастырь и прилегающие районы принимает тысячи беженцев из западных районов. Живут здесь также монахи, эвакуирован­ные из Почаевской Лавры.
  • 1917 — первый обыск в обители.
  • 1919 — в монастырь переносят детскую колонию.
  • 1922 — монастырь закрывают и передают его здания под санаторий им. Артема.
  • 1931 — закрыта Всехсвятская кладбищенская церковь, при которой спасались некото­рые святогорские иноки.
  • 1992 — Святогорская Лавра — начало возрождения.
  • 2004 — решением Священного Синода Украин­ской Православной Церкви Святогор­ский Монастырь — теперь Лавра.

Вплоть до XVIII столетия монастырь постоянно подвергался грабежам и набегам. Особенно опасными врагами были крымские татары. Они убивали иноков, а многих — захватывали в плен. Два года провел в татарском плену и архимандрит Иоиль.Иллюстрация слева отображает «пограничный» период в истории Святогорского Монастыря.

Иллюстрация слева : Архимандрит Герман (Клица), следующий по архимандрите Арсении настоятель Святогорского монастыря, также причислен ныне к лику святых.

В 1679 году преподобноисповедник архиманд­рит Иоиль писал государю, прося его обеспечить обитель порохом и свин­цом: «Нужда наша, монастырская, от приходу неприятельских людей, и для проезду на послушание и куда случится поехать, а неприятельские люди часто нас богомольцев твоих, крымские и ногайские и азовские докучают и в до­роге братию в неволю берут, а боро­нить нам, богомольцам твоим, нечем, свинцу и пороху не имеем и взять стало негде. Милосердный Государь, царь и Великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России са­модержец, пожалуй нас, богомольцев твоих, вели Государь нам дать своего государева жалованья в наш убогий монастырь пороху и свинцу «.

Надо сказать, что русские самодерж­цы понимали значение Святогорского монастыря (особенно возросло оно начиная с середины XVII века, когда берега Северского Донца стали обжи­вать переселенцы из западных районов, гонимые из родных мест притеснения­ми католиков и униатов, а обитель ес­тественным образом приняла на себя функцию их окормления и духовной, да и не только духовной, поддержки).

Иллюстрация слева : портрет Потемкиной Т.Б.

В своих — весьма скромных, впрочем, просьбах «на высочайшее имя» монахи отказа почти не знали. Гак продолжа­лось до 1787 года, когда Святогорский монастырь был упразднен. С юридиче­ской точки зрения это произошло даже раньше, в 1786 году, когда на Украине вступил в действие Манифест о секу­ляризации церковной и монастырской собственности, но описали имущество обители и выслали из нее монашест­вующих годом позже.Земельные владения Святогорско­го монастыря отошли в казну, а уже в 1790 году хозяином Святогорья — со всеми землями и приписанными к ним крепостными крестьянами —стал свет­лейший князь Потемкин-Таврический. Наследовал ему князь Энгельгардт, затем — княгиня Юсупова. Наконец, после смерти сей последней Святогор-ское имение перешло к сыну княгини от первого брака — графу Александру Михайловичу Потемкину и его жене Татьяне Борисовне Потемкиной.К этому моменту в

Святогорской монастыре еще сохранялись многие по­стройки, хотя все они — кроме камен­ного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, ставшего после упраздне­ния обители приходским, — пребывали в весьма ветхом состоянии. Местность же окружающая не потеряла своей поэ­тической привлекательности, и супру­ги Потемкины не раз высказывали друг другу сожаление о том, что иноки здесь больше не живут. Татьяна Борисовна даже раздумывала — не приняться ли

Иллюстрация слева : портрет Потемкина А.М.

ей за хлопоты по возобновлению обите­ли, причем в качестве женской. В этих раздумьях ее застал иеромонах Арсе­ний (Митрофанов), посетивший петер­бургский дом Потемкиных в 1842 году (он собирал пожертвования для строи­тельства нового собора в Глинской пустыни). Татьяна Борисовна как-то сразу доверилась ему и высказала свое заветное желание — устроить в Святых Горах женский монастырь. Выслушав ее, отец Арсений будто бы ответил: «Нет, матушка, монастырю женскому не годится быть там, во-первых, потому, что место там лесное и пустынное, для слабого женского пола боязно будет там жить, а во-вторых, сами подумайте, прилично ли будет женским костям лежать поверх мужских монашеских костей?» Потемкины рассмеялись ост­роте отца Арсения и согласились с ним, что лучше возобновлять мужской мо­настырь. «А Вы пойдете туда в настоя­тели?» — последовал вопрос Татьяны Борисовны. «Охотно пойду, — согла­сился монах, — и хорошую братию вам с собой приведу, устроим вам общежи­тельный монастырь по уставу Глинской пустыни и нашего незабвенного старца игумена Филарета».

Хлопоты по восстановлению Свято­горского монастыря, начатые Потем­киными и поддержанные епископом Харьковским Иннокентием, увенчались успехом. В 1844 году, по решению Свя­тейшего Синода и Высочайшему указу, обитель была возобновлена. Первыми ее насельниками стали, как и предпола­галось, двенадцать монахов Глинской пустыни. Рассказывают, что по выходе из нее, на первом ночлеге, двое из них были утешены во сне явлением покой­ного старца Филарета. «И я, детки, еду с вами в Святые Горы, чтобы там по­могать вам в трудах!» — сказал старец, придав инокам сил и бодрости.
После торжественного освящения Святогорской обители, совершенного на Успение Божией Матери владыкой Иннокентием, начались суровые буд­ни. «С вершины горы увидели мы сию обетованную для нас землю, и хотя от­радно было в ней вселиться, однако тя­готило нас чувство нашего крайнего убо­жества и беспомощности», — вспоминал о тех днях архимандрит Арсений.
Строительные работы в Свято­горской пустыни решено было вести в двух направлениях — одновременно чинить старые здания и возводить новые. Благодаря помощи Потемкиных, доставлявших и необходимые материа­лы, и рабочих, монастырь благоустраи­вался довольно быстро. Спустя десять лет владыка Филарет (Гумилевский), в то время епископ Харьковский и Ах-тырский, так описывал в своем пред­ставлении Святейшему Синоду плоды деятельности архимандрита Арсения (приводим это описание с сокращения­ми, ибо оно очень пространно): «В пер­вом, по восстановлении сей Пустыни, в 1844 году он, архимандрит Арсений, при всем затруднении в способах к ее улучшению… успел исправить на пер­вый раз четыре отделения прежних совершенно уже павших деревянных келий и устроить братскую трапезу, просфорню, хлебню, гостиницу с не­обходимыми службами и кирпичный завод… В 1846 году открыл и возобно­вил подземную древнюю церковь во имя преподобных Антония и Феодо­сия… построил другую гостиницу со службами, каменный придел у входа в подземную церковь и таковой же у входа в пещеры; завел монастырскую пасеку и скотоводство, с устройством для последнего особого хутора вне мо­настыря. В 1847 году устроил другую церковь в углублении меловой ска­лы… и деревянную на каменном фун­даменте больницу о 16 номерах, для престарелых и болезнующих братий. В 1848 и 1849 годах соорудил новый теплый храм во имя Покрова Богоро­дицы с колокольнею при нем. В 1850 и 1851 годах возобновил на скале горний храм Святого Николая…» И так далее. К моменту кончины преподобного архимандрита Арсения (1859 год) все первейшие благоустроительные рабо­ты были завершены. Его преемнику (им стал при. Герман (Клица)) требова­лось лишь продолжать начатое отцом Арсением дело.

При отце Германе в монастыре по­явились Преображенская церковь (на самой вершине горы, до наших дней не сохранилась), новый Успенский собор и трапезный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы — причем на постройку последнего пошли камни от старой Успенской церкви.
К концу XIX века Святогорская обитель выделялась среди прочих мо­настырей Слобожанщины благоустро­енностью. Ее посещало множество паломников, а местные жители совер­шенно не мыслили своего существова­ния без Святых Гор. В. И. Немирович-Данченко, посетивший Святогорский монастырь в 1870-е годы, отмечал: «Окрестному же населению вообще монастырь старается быть полезным. И влияние его все растет и растет. Так, например, случился около пожар; оби­тель не только послала свои инструмен­ты, но погоревшим выдала пособие от десяти до пятидесяти рублей».
Тяжелые времена для монасты­ря настали с началом Первой миро­вой войны, когда настоятелем его был иреиодобноисповедник Трифон (Скрипченко). В 1914 году в Святых Горах открылся лазарет на 50 кроватей, в 1915 году — еще один, на 60 пациен­тов. Кроме того, обитель постоянно содержала воинов-калек, а с сентября 1915 года принимала по мере своих возможностей беженцев из западных районов Российской империи. Мно­гие из них были истощены, и почти все лишились каких бы то ни было средств к существованию. К сожале­нию, документы, которые могли бы дать нам представление о масштабах помощи, оказываемой монастырем, пропали после революции. Но допод­линно известно, что беженцы получали от обители не только кров, а и горячее питание дважды в день. Многим из них это спасло жизнь. Одновременно с бе­женцами-мирянами в Святогорскую обитель прибыли эвакуированные ино­ки Почаевской Лавры. Всех их также необходимо было и питать, и покоить.
Трудности военного времени пере­росли вскоре в тяготы революционной эпохи. В июне 1917 года в Святогор­ской монастыре прошел первый обыск, чрезвычайно смутивший и настоятеля, и братию, и священноначалие. Одна­ко это было лишь начало. С 1918 года обыски и ограбления обители приняли систематический характер. Они сопро­вождались поруганием святынь и ос­корблениями монахов. Вот выдержка из «Описания действий большевиков в Святогорской пустыни Харьковской епархии», составленного иеродиаконом Лукой (Грицкевичем): «26 марта/8 апреля (1918 года — прим. ред.) явились в обитель 16 человек кавалерии Крас­ной Армии и направились в пещеры с обысками оружия. В церквах пещер­ных в шапках входили в святые Алта­ри, прикасались к святым Престолам с кощунственными словами и обло­качивались о них, клали свои шапки; один плетью ударил святую икону. Придя к настоятелю, дерзко, с угроза­ми расстрела, требовали вина. Набрав церковного вина, они расположились в настоятельских помещениях выпи­вать, а затем сели на лошадей, захватив при этом одну монастырскую лошадь, переехали через Донец, выстроились в шеренгу, сделали по обители несколь­ко залпов и уехали».
В 1922 году Святогорский мона­стырь был окончательно закрыт и преобразован в дом отдыха им. Арте­ма. Храмы переоборудовали соответ­ствующим образом — в Успенском соборе отдыхающим показывали кино, а в Покровской церкви — лечили гря­зями и водами. Возрождение обители началось лишь спустя семьдесят лет (восстановительные работы в пещерах проводились и несколько раньше — в 1980-е годы, усилиями Святогорского историко-архитектурного заповедни­ка), хотя дом отдыха функционировал в монастырских строениях вплоть до 2003 года, когда, наконец, все здания были переданы Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *