Святой алипий печерский

Преподобный отец наш Алипий иконописец Печерский явил себя подражателем святому Евангелисту Луке1, ибо служил Господу, сотворившему нас по образу и подобию Своему (Быт.1:26), подобно оному Луке, а именно: он не только изображал чудодейственно лики святых на иконах, но и воплощал в душе своей их добродетели; кроме того был дивным врачом; благочестное житие его представляется нам в таком виде:

В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича2, при игумене преподобном Никоне, по устроению Божию и по совету преподобных отцов Антония и Феодосия3, чудесно явившихся в Константинополе в десятый год по своем преставлении, – прибыли для украшения святой печерской церкви греческие иконописцы; этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими
родителями в обучение живописному искусству.

Преподобный Алипий иконописец Печерский

Святой Алипий был очевидцем того дивного чуда, о котором повествуется в сказании о церкви печерской, именно: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы: при этом икона сия просветилась и блистала ярче солнца: потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время (по церкви), влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви.

Тогда-то обучался сей блаженный Алипий, помогая своим учителям; и он кроме того прекрасно живописал в душе своей, ибо благодать Пресвятого Духа пребывала в той церкви печерской.

Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело и украсили иконами святую церковь, украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном чудным образом святого ангельского иноческого чина. И начал святой Алипий обучаться искусству изображать в душе своей добродетели святых, будучи уже обучен искусству изображал вещественно (на иконах) их лики.

Святой Алипий был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетелей; ибо обучался искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей; он постоянно трудился, живописуя иконы для игумена, для братии и для всех нуждавшихся, ничего не взимая за труд свой.

Блаженный Алипий просил всех, видевших обветшавшие иконы в какой-либо церкви, сообщать ему об этом; тогда он, не требуя никакого вознаграждения, своим искусством украшал те церкви.

Если же святой был свободен от такой работы, тогда упражнялся в иконописном искусстве для себя и живописал иконы, которые отдавал тем, у кого он брал взаймы золото и серебро, нужное для украшения икон. Так поступал святой для того, чтобы не проводить времени в праздности; он уподоблялся древним святым отцам, постоянно занимавшимся рукоделием, и самому верховному Апостолу Павлу4, который говорит о себе: «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян.20:34).

Если же когда случалось святому Алипию зарабатывать какую-либо сумму денег своим рукоделием, то он делил ее на три части: первую часть тратил на поновление икон, вторую на милостыню нищим и третью – отдавал на монастырские нужды. Так поступал святой ежегодно, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью он упражнялся в молитвенном бодрствовании и поклонах, днем же с великим смирением, нестяжательностью, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием занимался рукоделием; никто никогда не видал его праздным; но при всём том он никогда не пропускал молитвенных собраний хотя бы для своих занятий.

Алипий иконописец Печерский

Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа, – Иерея по чину Мелхиседекову5, возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был поставлен как светильник на свещнике (Мф.5:15), или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубою красотою добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса; из многих чудотворений его мы напомним здесь о некоторых.

Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказою; сей искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал еще в худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием.

Когда сей больной был приведен в монастырь печерский, игумен приказал напоить его водою из колодца преподобного, а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие его, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносит смрадного запаха, исходившего от тела больного.

Тогда с плачем и негодованием сей прокаженный возвратился к себе в дом, и не выходил из дома многие дни, по причине исходившего от него смрада, говоря друзьям своим: «бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей(Пс.68:8-9), потому что я не явил веры преподобным отцам Антонию и Феодосию; и каждый день ожидал своей смерти.

Однако, придя в себя, сей муж решил исповедать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему:

– Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством; так свидетельствует о себе и пророк, взывая ко Господу: «я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс.31:5).

Потом преподобный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лицо его, помазав гнойные места; после этого святой Алипий повел больного в церковь, причасти его Божественным Тайнам и повелел ему умыться тою водою, которою обычно умывались священники после принятия святых Таин; вскоре же после сего гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше.

В этом чудотворении преподобный отец наш Алипий явил себя подражателем Самому Господу нашему Иисусу Христу; ибо подобно тому как Христос, исцеляя прокаженного, повелел ему показаться иерею и принести дар за очищение свое (Мф.8:4), так и сей преподобный приказал больному проказою показаться ему, как иерею, во время священнослужения, и принести в дар то, о чем говорит пророк: «что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения приму (Пс.115:3-4). Упомянем здесь и о даре, ибо правнук сего прокаженного, в благодарность за очищение его, оковал золотом кивот, находившийся над святым престолом в церкви печерской.

Кроме сего преподобный Алипий явил себя подражателем Христа, исцелившего слепорожденного; ибо, подобно тому как Христос, исцеляя слепорожденного, сначала помазал ему очи брением, потом повелел ему умыться в купели силоамской (что значит «посланный») (Иоан.9:6-7), так и сей преподобный, сначала помазал струпы прокаженного иконописными красками, потом приказал ему умыться тою водою, которою умываются обычно иереи, – посланники Божии; таким образом святой исцелил больного как от проказы телесной, так и от слепоты греховной, так что все, пришедшие вместе с больным из города, весьма изумились такому скорому исцелению. Но преподобный Алипий сказал им:

– Братия! Обратите внимание на то, что сказано: «никто не может служить двум господам (Мф.6:24); ибо сей человек первоначально был порабощен демону по причине грехов своих; поэтому, когда он пришел к Богу, но по совету вражию, отчаялся в спасении своем и не веровал в Господа, Который только Один и мог спасти его, – то проказа еще с большею силою охватила тело его, в наказание за его неверие;
ибо Господь сказал: «просите, и не просто «просите, но с верою, «дано будет вам (Мф.7:7). Когда же ныне он вторично обратился с раскаянием к Богу, в моем присутствии, то «Бог, богатый милостью (Еф.2:4), исцелил его.

Выслушав это, люди поклонились святому и отправились в обратный путь вместе с исцеленным, прославляя Бога и преподобных отцов Антония и Феодосия, а также и их ученика, преподобного отца нашего Алипия; и говорили о сем святом Алипии, что он явлен был им как новый Елисей6, ибо он исцелил от проказы того больного подобно тому, как Елисей исцелил от проказы Неемана сириянина (4Цар.5:14).

Был еще некто из того же города Киева, муж благочестивый. Сей построил церковь и пожелал иметь семь больших икон для украшения церкви; сей муж отдал серебро вместе с досками, предназначенными для начертания икон, двум монахам монастыря печерского, знакомым ему, попросив их посоветоваться со святым Алипием относительно написания икон. Но монахи ничего не сказали Алипию, а серебро присвоили себе. Спустя некоторое время тот муж послал спросить монахов, написаны его иконы или нет? Они отвечали, что Алипий требует еще серебра.

Потом снова, взяв серебро, присланное от мужа того, присвоили его себе. Затем, дойдя до крайнего бесстыдства, сии два монаха снова послали сказать тому мужу (клевеща на святого), что Алипий требует еще столько же серебра, сколько получил. Христолюбивый муж тот дал серебро и в третий раз, сказав:

– Я весьма желаю получить молитву и благословение от дела рук его.

Святой же Алипий ничего не знал о том, что делали монахи.

Наконец муж тот послал еще раз узнать точно, не написаны ли уже иконы? Монахи же те, не зная, что ответить, сказали, что Алипий взял всё серебро, трижды посланное, но икон писать не хочет.

Тогда христолюбивый муж тот прибыл в монастырь печерский вместе со своею дружиною, отправился к игумену Никону и рассказал ему о причине печали, нанесенной ему (якобы) Алипием. Игумен, позвав Алипия, сказал ему:

– Для чего ты, брат, наносишь такую обиду сему сыну нашему, который весьма упрашивал тебя написать иконы и дал тебе серебра, сколько ты просил? Но ты, взяв так много серебра и дав обещание написать иконы, не написал их, хотя в иных случаях писал иконы и без всякой платы.

Блаженный же Алипий отвечал на это:

– Честный отец! Ты хорошо знаешь, что я никогда не выказывал лености в деле сем; но сейчас я совершенно не понимаю, о чем ты говоришь.

Тогда игумен снова сказал ему:

– Ты взял тройную цену за написание семи икон; но до сих пор ты не написал их.

И тотчас, желая обличить святого, приказал принести доски, предназначенные для написания икон (доски те за день пред этим видели стоявшими в одном из монастырских строений, и на них не было ничего изображено): игумен приказал также позвать и тех монахов, чрез посредство которых оный муж передавал серебро святому, дабы сии монахи обличили Алипия.

Алипий иконописец

Посланные за досками, нашли их весьма искусно расписанными и принесли их к игумену.

Увидав сие, все, бывшие там, весьма удивились и впали в великий страх; потом с трепетом пали ниц на землю и поклонились тем образам, созданным не рукою человека, – именно образу Господню, образу Пресвятой Богородицы и прочим образам святых Божиих.

Потом пришли те два монаха, которые оклеветали Алипия; не ведая ничего о сем чуде, они вступили в пререкание со святым, говоря:

– Вот ты взял тройную цену, а икон писать не хочешь!

Услыхав эти слова, все, бывшие там, показали тем монахам иконы, сказав:

– Вот эти иконы, написанные Самим Богом, удостоверяют невинность Алипия!

Монахи же те, увидя иконы, пришли в ужас от столь великого чуда. Они тотчас же были обличены игуменом в воровстве и лжи, были изгнаны из монастыря и лишены всего имущества своего.

Но сии монахи не прекратили злобы своей: они стали распространять в городе хулу на преподобного Алипия, утверждая, будто бы они сами написали те иконы; – начальник же наш, – говорили они, – не желая вознаградить нас за труд, – дабы отстранить нас от работы, солгал относительно икон, что будто бы они написаны Самим Богом, восхотевшим оправдать Алипия.

Услыхав такие речи, многие граждане пошли из города в монастырь, дабы видеть те иконы и поклониться им.

Однако, несмотря на то, что многие из граждан и поверили тем монахам, оклеветавшим преподобного Алипия, – Бог, прославляющий святых Своих, как Он Сам говорит во святом Евангелии: «не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф.5:14); и еще: «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф.5:15),
– Бог не утаил добродетельных подвигов сего праведного мужа; ибо до самого князя Владимира Мономаха7 дошла весть о сем чуде, сотворенном Господом ради святого Алипия; сие чудо было удостоверено еще следующим образом:

По попущению Божию, случился в Киеве пожар, от которого сгорел почти весь Подол8 в Киеве; в этой части города находилась и церковь с упомянутыми иконами, также сгоревшая; однако после пожара нашли все те сем икон совершенно неповрежденными.

Когда князь услышал об этом, то пришел лично сам на место пожара, желая видеть бывшее там чудо. Увидав иконы, оставшиеся невредимыми от огня, князь прежде всего узнал, что они были написаны в течение одной ночи по устроению Бога, восхотевшего оправдать Алипия от возводимой от него клеветы.

Тогда князь Владимир Мономах со усердием прославил Творца всего Боа, явившего столь великие чудеса ради добродетелей преподобного Алипия.

Потом, взяв одну из тех икон, – именно икону Пресвятой Богородицы, приказал отправить ее в город Ростов, в каменную церковь, находившуюся там, построенную им самим.

Некогда разрушилась и сия церковь в Ростове, однако икона та осталась совершенно неповрежденной. Потом икона была поставлена в деревянную церковь; но и эта церковь, спустя некоторое время сгорела от пожара; икона же опять осталась неповрежденной, так что на ней не оказалось и небольшой царапины после пожара.

Всё сие с несомненностью подтверждало добродетельную жизнь преподобного отца нашего Алипия, ради которого написалось сама собою та икона.

Перейдем теперь к чуду, совершившемуся при кончине святого, дабы видеть, как дивно сей человек, искусный творец икон, перешел из жизни сей временной в жизнь вечную.

Некий благочестивый человек попросил преподобного отца нашего Алипия написать икону Пресвятой Богородицы; мри этом он просил святого написать сию икону ко дню праздника Успения. Но преподобный заболел в скором времени и уже приближался к смерти своей; а икона, между тем, не была написана; человек тот весьма скорбел по сему случаю и очень беспокоил святого. Блаженный же Алипий сказал ему:

– Чадо! Не беспокой меня, но возложи всю печаль свою на Господа, и Он сделает, как пожелает: икона будет на своем месте в праздник свой.

Муж тот, поверив словам святого, пошел в дом свой с веселием. Потом он снова пришел к Алипию накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Увидав, что икона не была написана. Увидя также и то, что преподобный Алипий разболелся еще больше, муж тот стал укорять блаженного, говоря так:

– Почему ты не сказал мне ничего о своей тяжкой болезни? Тогда я отдал бы икону другому иконописцу, который бы и написал ее мне, дабы праздник был честен и торжественен; но вот теперь ты ввергаешь меня в великий стыд.

Преподобный с кротостью отвечал ему:

– О чадо! Разве это сделал я по своей лености? Однако Бог может единым словом Своим написать икону Матери Своей; вот я сам ухожу из мира сего, как открыл мне сие Господь, но не хочу оставить тебя в печали.

Муж тот отошел с глубокою скорбью. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию пошел некий светлый юноша, который и начал писать икону мужу тому. Алипий подумал, что человек тот, обидевшись на него, прислал нового иконописца, и принял сначала юношу того за человека; однако быстрота и изящество его работы показывали, что-то был ангел; ибо он в продолжении трех часов написал весьма красивую икону, то полагая на икону золото, то растирая различные краски на камне и живописуя ими; потом сказал преподобному:

– Отче! Быть может здесь еще чего не достает, или в чем-либо я погрешил?

Преподобный же отвечал:

– Ты сделал всё прекрасно; Сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он Сам сделал через тебя.

Когда же наступил вечер, тот иконописец вместе с иконою сделался невидимым.

Между тем хозяин иконы не мог уснуть всю ночь от печали, так как думал, что икона не будет готова к празднику; посему он считал себя недостойным такой милости Божией и называл себя великим грешником. По сей причине, встав утром, на другой день, он пошел в церковь, дабы исповедать там Господу свои согрешения.

Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение: затем, немного поднявшись от земли, и со вниманием посмотрев на икону, он понял, что это была его икона.

Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику; потом пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидав здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостною душою.

После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему о чуде, случившемся с иконою; потом они вместе отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его:

– Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?

Алипий передал им всё, что видел, и сказал:

– Икону ту написал ангел и он же предстоит здесь намереваясь взять душу мою.

Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа в семнадцатый день месяца августа9. Братия, покрыв пеленами тело его, отнесли его в церковь; потом сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония.

Так украсил сей святой чудодейственный иконописец небо и землю; пожив на земле телом, он восшел на небо с добродетельною душою, в прославление Начальника иконописцев, Бога Отца, Который сказал: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему (Быт1:26), а также и по «образу ипостаси Его (Евр.1:3), Бога Сына, Который по виду став как человек (Флп.2:7); вместе со Святым духом, сходившим с неба во образе голубя (Мф.3:16) и виде языков огненных (Деян.2:3). Всех сиих, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, пребывающих в едином существе, восхвалим вместе с преподобным отцом нашим Алипием и будем прославлять в бесконечные веки. Аминь.

1 Св. Лука – Апостол из 70-ти, написатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских, спутник и сотрудник св. Апостола Павла. Св. Лука был родом из Антиохии сирийской; он был врачом, как говорить об этом Ап. Павел к послании к Колоссянам (4:14) и живописцем, по свидетельству Филосторгия и Никифора Каллиста. По преданию, он написал икону Божией Матери. Он скончался 80гти лет в Фивах Беотийских. Мощи его в 360 г. были перенесены в Константинополь. – Память его совершается св. Церковью 18 октября.

2 Всеволод Ярославич княжил в первый раз с 1075 г. по 1076 г. (шесть месяцев) и во второй – с 1078 г. по 1093 г.

3 Преподобные Антоний и Феодосий – основатели Киево-Печерской лавры. Память св. Антония празднуется св. Церковью 10 июля, а прп. Феодосия – 3 мая. Антония и Феодосия вместе — 2 сентября по ст.стилю.

4 Житие его см под 29 июня.

5 Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышнего, упоминается в книге Бытия (14:18). Книга Бытия, повествующая о Мелхиседеке, ничего не говорит ни о происхождении Мелхиседека, ни о конце его жизни, что, наравне с благословением Авраама, сделало Мелхиседека, по изъяснению св. Апостола Павла (Евр. 6:20) прообразом Иисуса Христа, – вечного Первосвященника и Царя. На прообразовательное значение священства Мелхиседекова указывал еще царь и пророк Давид, когда говорил о Сыне Божием: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» (Пс.109:4). Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у св. Апостола Павла, в послании к Евреям (7 гл.).

6 Елисей – пророк израильский Память его празднуется св. Церковью 14 июня.

7 Владимир Мономах княжил с 1114 г. по 1125 г.

8 Часть города.

9 Кончина преподобного Алипия последовала в 1114 г.

Житие преподобного Алипия, иконописца Печерского

Али­пий Пе­чер­ский был од­ним из пер­вых и луч­ших рус­ских ико­но­пис­цев, по­стри­же­ник пре­по­доб­но­го Ни­ко­на († 1088; па­мять 23 мар­та/5 ап­ре­ля), с мо­ло­дых лет под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Ико­но­пи­са­нию он учил­ся у гре­че­ских ма­сте­ров, ко­то­рые рас­пи­сы­ва­ли Пе­чер­скую цер­ковь. Св. Али­пий был оче­вид­цем див­но­го чу­да: ко­гда ико­но­пис­цы укра­ша­ли жи­во­пи­сью ал­тарь, то в нем са­ма со­бой изо­бра­зи­лась ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы; при этом ико­на бли­ста­ла яр­че солн­ца, по­том из уст Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы вы­ле­тел го­лубь, ко­то­рый, по­ле­тав дол­гое вре­мя по церк­ви, вле­тел в уста Спа­си­те­ля, изо­бра­жен­но­го на иконе, на­хо­дя­щей­ся в верх­ней ча­сти церк­ви.

Пре­по­доб­ный Али­пий пи­сал ико­ны да­ром и ес­ли узна­вал, что в ка­кой-ни­будь церк­ви ико­ны об­вет­ша­ли, брал их к се­бе и по­прав­лял без­воз­мезд­но. Им бы­ла на­пи­са­на Свен­ская-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Свя­той ни­ко­гда не был празд­ным и остав­лял ико­но­пи­са­ние толь­ко ра­ди бо­же­ствен­ной служ­бы. Он был по­свя­щен в сан иеро­мо­на­ха. Свя­той Али­пий был из­ве­стен да­ром чу­до­тво­ре­ний еще при жиз­ни. Пре­по­доб­ный ис­це­лил ки­ев­ля­ни­на, стра­дав­шей про­ка­зой, по­ма­зав ра­ны боль­но­го крас­ка­ми. Мно­го икон, на­пи­сан­ных пре­по­доб­ным про­сла­ви­лись как чу­до­твор­ные. Из­вест­ны неко­то­рые слу­чаи, ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии по­мо­га­ли ему пи­сать ико­ны. Один ки­ев­ля­нин, по­стро­ив цер­ковь, по­ру­чив двум ино­кам за­ка­зать для нее ико­ны. Ино­ки ута­и­ли день­ги и ни­че­го не ска­за­ли пре­по­доб­но­му Али­пию. Про­ждав дол­гое вре­мя, ки­ев­ля­нин об­ра­тил­ся с жа­ло­бой к игу­ме­ну на пре­по­доб­но­го, и тут толь­ко об­на­ру­жи­лось, что свя­той ни­че­го не слы­шал о за­ка­зе. Ко­гда при­нес­ли дос­ки, дан­ные за­каз­чи­ком, ока­за­лось, что на них уже на­пи­са­ны пре­крас­ные ли­ки. Ко­гда сго­ре­ла для них по­стро­ен­ная цер­ковь, то ико­ны оста­лись це­лы­ми. В дру­гой раз Ан­гел на­пи­сал ико­ну в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­гда свя­той ле­жал в пред­смерт­ной бо­лез­ни. Тот же Ан­гел при­нял ду­шу пре­по­доб­но­го Али­пия, ко­то­рый скон­чал­ся в 1114 г. и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Али­пия Пе­чер­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Образа святых особо чтимы на Руси во все времена, большинство из них обладают чудодейственной силой. Христиане идут с молитвой к божественным ликам за помощью, но мало кто задумывается об авторе живописного творения. Алипий иконописец Печерский — святой, киевский живописец времен 11 столетия, обладающий даром целительства, прославился как написанными, так и реставрированными иконами.

Алипий Печерский, биография в иконах

Все сведения о жизни святого иконописца связаны с написанными им образами святых. Точной даты его рождения и информацию о родителях история не сохранила. Первые сведения об Алипии относятся к временам князя Всеволода Ярославовича.

Преподобный Алипий Печерский

По ходатайству преподобного игумена Никона, которому явились усопшие 10 лет тому назад преподобные отцы Антоний и Феодосий и предложили пригласить иконописцев с Греции, началась реставрация Печерской церкви, а параллельно и обучение иконописи на Руси.

Об иконах:

  • Иконопочитание в православии
  • Кто пишет иконы для церкви
  • Выбор иконы-заступницы

Родители Алипия, имя которых история не сохранила, видя способности сына к рисованию, упросили греческих мастеров взять его на обучение. Молодой подмастерье стал свидетелем удивительного явления святого образа Пречистой Божьей Матери в момент украшения живописью и мозаикой алтаря в Печерской церкви.

Лик Богородицы засиял ярчайшим светом, и из ее уст вылетел белоснежный голубь, он облетел через весь храм и влетел в Уста Спасителя, изображенного на иконе в верхней части церкви.

Юноша, окутанный благодатью Духа Святого, с радостью и благоговением помогал учителям. По окончании работ, когда церковь засверкала новыми освященными образами, греки вернулись на родину, блаженный Алипий принимает решение стать иноком, на что его благословил преподобный игумен Никон.

Одаренный Богом иконописец вначале видел будущие творения внутри себя, он как бы чувствовал души изображаемых святых, воплощая их на иконах. На святых ликах, созданных блаженным художником, чувствуется душевный образ изображенного святого, переданный весьма искусно.

Работа во славу Господню

Искусный мастер не видел своей жизни вне написания икон, он работал не ради денег, а для славы Господней, распространяя безвозмездно свои творения среди священства, братии и простых молитвенников, приходящих в церковь. С большим трепетом блаженный иконописец относился к старинным ликам святых, с радостью реставрируя их, не требуя за это платы.

Праздность была незнакома святому, если он не творил, то пребывал в богослужении. Слава о посвященном в иеромонахи Алипии, обладающем чудотворной силой, ширилась не только по Киеву, но и далеко за его пределами. Часто заказчики за работу оставляли деньги, которые святой делил на три части:

  • на материалы для работы;
  • для нужд монастыря;
  • для нищих.

Алипий Печерский пишет образ Богородицы

В те дни, когда заказов не было, блаженный мастер писал для собственного удовольствия, потом он дарил свои работы тем, кто жертвовал золото и серебро для украшения божественных ликов. Работая днем, по ночам святой бодрствовал и молился, часто пребывая в посте. Он оставлял иконописание только ради молитвенных богослужений, которые никогда не пропускал.

Чудеса святого иерея

Чистота, добродетель, терпение и другие богоугодные качества святого были замечены игуменом монастыря, преподобный Алипий возводится в иереи. Монахи сравнивают его со свечой в светильнике Божьем, он стал примером для подражания, демонстрируя красоту добродетелей. Господь одарил блаженного даром чудотворить, исцелять больных и помогать обездоленным людям.

Исцеление прокаженного

Этот случай остался в истории Печерской церкви и передается из поколения в поколение. Богатый киевлянин страдал от проказы, он объездил всех знахарей, обращался к волшебникам и язычникам, но его состояние только ухудшалось. Услышав от друзей совет пойти и поклониться святым образам в Печерском монастыре, больной проказой нехотя согласился.

Больного встретил сам игумен, напоил святой колодезной водой, ею же обмыли его лицо. То, что произошло дальше, повергло всех в страх. На теле прокаженного стали вскрываться раны, гной тек ручейками, наполняя зловонным смрадом все вокруг. В отчаянии, с чувством стыда и позора, киевлянин удалился в свой дом, закрылся в нем на долгое время в ожидании смерти.

Прошло время, прокаженный начал молиться, взывать к Богу и решил возвратиться в монастырь и покаяться в грехах. Господь даровал встречу больного и блаженного Алипия, который рассказал прокаженному о силе крови Иисуса, покаянии и прощении.

Блаженный для исцеления от проказы помазал больного красками, отвел его в храм для причастия, после чего сказал умыться водой, предназначавшейся для омытия священников, принявших Святые Таинства. Чудо было явлено сразу, проказа струпьями спадала с больного, он в здравии возвратился домой.

Икона святого Алипия Печерского

Подобно Иисусу, исцелившего прокаженных (Мат. 8:4), Алипий велел освобожденному от проказы показаться священнику и принести благодарственные дары Богу. В память об исцелении прадеда, в знак благодарности Богу, потомок этого киевлянина пожертвовал золото для оковки священного кивота.

Подобно Христу, блаженный иконописец помазал больного красками, как Иисус глаза грязью (Иоан 9:6-7), потом умыл его водой для исцеления физического и прозрения духовного, чтобы спала слепота души.

Иконописец после исцеления больного обратился ко всем присутствующим с Божьим словом, подчеркнув, что в мире хотят служить двум господам, но Бог ревнитель, Он Свою славу никому не отдает (Матв. 6:24).

История с семью иконами

Зная отношение святого к деньгам, двое монахов решили этим воспользоваться, когда к ним обратился знакомый киевлянин с просьбой о написании икон святым отцом для нововозведенной церкви. Благочестивым мужем было передано серебро и доски для написания святых образов. Прошло время, заказчик спрашивает о результате, а мошенники, присвоившие серебро, сказали, что иконописец сказал дать еще денег.

Киевлянин не стал спорить и второй, третий раз заплатил, только бы получить иконы, написанные святым, ибо знал, что многие из ранее переданных в храмы святых ликов обладают чудотворной силой. Через некоторое время негодные монахи заявили, что иконописец деньги взял, а писать не хочет.

Терпению христолюбивого мужа пришел конец, он взял дружину и поехал в монастырь с жалобой к игумену. Вызванный Алипий очень удивился новости, сказал, что ничего не слышал об этом заказе. Монахи подтвердили, что видели доски в помещении монастыря, они отправились их принести.

Трудно передать восторг, удивление, благоговейный трепет от увиденного чуда, явленного в искусно расписанных святых образах. Все присутствующие пали на колени в молитве благодарения Богу, увидев иконы Богородицы и Спасителя, написанные рукой ангела.

Копия с древней иконы, написанной Алипием Печерским

Пришедшие мошенники, не видя чудом расписанных образов святых, сразу начали обвинять Алипия в обмане и присвоении денег. Разгневанный игумен, указал на расписанные самим Творцом иконы, сказал, что они являются свидетелями невинности иконописца. Обманщики пали на колени, признались в грехе, но были изгнаны из монастыря.

Один раз согрешивший, не может остановиться в своей злобе, если не покается.

Так, выгнанные из обители монахи стали ходить по городу и распространять хулу, что они написали иконы, а блаженный мастер обманул всех, приписав работу Духу Святому. Горожане шли в церковь, чтобы увидеть чудотворные образа. Господь Сам встал на защиту богопомазанного мастера. В результате пожара, случившегося на Подоле, сгорела и церковь, в которой хранились святыни, однако, на пепелище были найдены семь икон в неповрежденном виде.

Князь Владимир Мономах услышал о чуде, содеянном Богом ради оправдания Алипия, он приехал на место сгоревшей церкви, выбрал икону Богородицы и отправил ее в Ростов, в построенный им храм. Несколько раз случались пожары и разрушения и в ростовской церкви, но лик Святой Богородицы оставался невредимым, являясь подтверждением добродетельной жизни преподобного святого Алипия Печерского.

Икона, написанная ангелом

В 1114 году пришло время, когда Господь призвал святого на Небеса, но перед его кончиной явил еще одно чудо. Отец Алипий взял заказ на написание божественного лика Божьей Матери, пообещав выполнить его к празднику Успения Богородицы, но сам слег в предсмертном ожидании. Заказчик очень волновался, но получил убедительное обещание, что заказ будет выполнен в срок.

Прождав определенное время, благочестивый муж снова пришел к святому и застал его умирающим, впал в великую скорбь. После ухода опечаленного и разочарованного мужа к умирающему блаженному явился прекрасный юноша, который взял кисти и начал писать икону Богородицы. Через три часа великолепное творение было готово, и святой понял, что Сам Бог послал ангела, чтобы творить через него.

Ангел Господень помогает Алипию завершить образ Успения Богородицы

В полночь исчез ангел и картина, нарисованная ним. Благочестивый муж тоже не спал в эту ночь, он молился и спрашивал Господа, в чем его грех, что Творец не благословил его новой иконой. Поутру он пошел в храм просить Бога о прощении грехов, открыв двери, пал на колени, увидев святой образ, стоящий на приготовленном для него месте.

Радостный муж поехал в монастырь, сообщил о чуде, явленном через преподобного отца Алипия, игумену и братии, после чего блаженный тихо почил 17 августа по старому стилю. Покрытое пеленами тело святого было положено в Антониевой пещере, где хранится и поныне.

Почитание

Православный мир дважды в год на богослужениях воздает дань памяти святому 30 августа и 11 октября, вспоминая о нем в молитвах в день Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Антониевы пещеры с начала 12 века хранят мощи преподобного Алипия, причисленного к лику святых православной церковью. Историки не берутся с точностью определить иконы, написанные святым иконописцем.

Известно, что Великая Панагия была написана Алипием, потом она подарена Владимиром Мономахом Ростовскому собору Успения Богородицы. Кисти великого художника приписывают и Свенскую Печерскую икону Богородицы.

Житие преподобного Алипия, иконописца Печерского

Святой иконописец Алипий

Преподобный Алипий, иконописец Печерский

Алипий – русский живописец конца одиннадцатого, начала двенадцатого веков. Именно он заложил основы отечественной иконописи. Жизнь святого отца в монашестве, наполненная высокой духовностью и самоотверженностью, является примером для всех поколений изографов.

Начало служения

Будучи отроком, Алипий помогал мозаичистам, которые работали над украшением монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он готовил мозаичные плитки, растирал краску и обучался иконописному мастерству. Именно тогда Алипий стал свидетелем чуда, которое там произошло. Когда мастера трудились в алтаре, то в нём вдруг сам возник образ Пресвятой Богородицы, из уст которой вылетел голубь. Птица летала по церкви, а потом влетела в уста Спасителя, изображённого под куполом, свидетельствуя о том, что здесь присутствует благодать Святого Духа. Когда работы были закончены, игумен Никон, видя прилежание и живописный талант Алипия, возвёл юношу в монашеский чин.

Монашеские подвиги

Преподобный Алипий писал иконы, видя в этом занятии послушание, поэтому денег за свой труд он не брал. Если узнавал о пришедших в негодность иконах в какой-либо церкви, то обязательно восстанавливал их безвозмездно. Алипий всегда был занят трудом: ночью он молился, а днём с любовью писал иконы и отвлекался от этого занятия только ради Божественной службы. Добродетели прп. Алипия, достойно нёсшего иноческий чин, были оценены игуменом Никоном, и он был рукоположен в иеромонахи.

Прп. Алипий. Икона. Киев. XIX в. Икона находится у раки мощей святого. Киево-Печерская Лавра.

Исцеление прокажённого

Один из богатых жителей Киева заболел однажды проказой. Никто не мог ему помочь. Его друг посоветовал ему обратиться к святым отцам. Он пошёл, но с неохотой, не веря, что будет толк. Прокажённый был напоен водой из колодца преподобного Феодосия, этой же водой умылся. На его теле выступил гной и возник тошнотворный запах, из-за которого все стали его избегать. Это была расплата за неверие.

Со слезами вернулся прокажённый домой и стал ждать смерти. Скоро он понял, что нужно исповедаться в своих грехах. Несчастный пошёл к преподобному Алипию на исповедь. Святой человек его выслушал, долго с ним беседовал по душам, а потом взял свои краски, которыми писал иконы, и кистью стал наносить её на гнойники.

Затем пошли они в церковь, где больной был причащен к Божественным Тайнам. По указанию Алипия он умылся святой водой. И чудо свершилось! Гнойники с тела прокажённого исчезли, и он стал здоров как прежде.

Иконы, написанные чудесным образом

Однажды Господь явил чудо в отношении своего угодника. Один из городских жителей построил храм. Он попросил двух монахов, чтобы заказали они у преподобного Алипия иконы. Но монахи взяли деньги себе, а Алипию ничего не рассказали. Более того, когда горожанин поинтересовался, готовы ли иконы, они снова обманули, сказав, что Алипий ждёт ещё серебра, и снова присвоили то, что им дали. Так повторялось несколько раз.

Горожанин долго ждал, когда же будут готовы иконы. Не дождавшись, он пожаловался на иконописца игумену. Тогда выяснилось, что преподобный Алипий ничего не знал о заказе и не брал денег. Когда же принесли доски, которые дал заказчик для написания икон, то оказалось, что на них изображены священные лики. С душевным трепетом поклонились все нерукотворным образам. Так сам Господь оправдал от возводимой клеветы своего угодника.

Прп. Алипий Печерский с житием. Городяненко А.В. (Выпускник Иконописной школы 2000 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Собрание Иконописной школы.

Чудесное спасение икон от пожара

Однажды в городе случился пожар, и храм, где находились нерукотворные лики, был уничтожен огнём. Однако на пепелище были найдены неповреждённые образы. Чудесная весть быстро разнеслась по округе.

Владимирская — Ростовская икона Божией Матери

Князь Владимир захотел посмотреть на диво. Удостоверившись в чуде, один из образов он отправил в Ростов, в свою каменную церковь. Вскоре она обрушилась, но святой лик остался невредим. Его перенесли в другую церковь, деревянную, которая впоследствии сгорела. А икона Божией Матери, которую назвали Владимирская — Ростовская, оказалась цела, даже без следов горения.

Владимирская-Ростовская икона Божией Матери. Икона из Ростовского Успенского собора, список кон. XVII в. Собр. ГМЗРК

Помощь ангела

Один набожный киевлянин попросил Алипия приготовить икону к Успенскому празднику. Однако через несколько дней святой отец занемог, у него не было сил заниматься живописью. Когда заказчик пришёл за иконой, то увидел, что она не написана, а преподобный Алипий болен так, что не встаёт уже с постели. Заказавший икону человек стал возмущаться, что иконописец не сказал ему о своей немощи, и теперь уже никто не успеет написать икону к празднику. На это ответил ему святой, что не оставит его в печали и что икона будет готова в срок.

Но заказчик не верил, что немощный Алипий успеет завершить работу вовремя. После его ухода к святому пришёл юноша и принялся за работу. Преподобный решил, что это заказчик прислал другого художника. Юноша меж тем работал быстро и красиво и скоро прекрасный образ был готов. Тогда догадался Алипий, что это ангел, посланный Богом, чтобы завершить его дело. К ночи ангел с иконой исчез.

Утром заказавший икону человек пошёл в церковь, чтобы покаяться в своём грехе, из-за которого икона не была написана. Но войдя туда, он увидел стоящую на своём месте и излучающую сияние икону. Поражённый, он поспешил сообщить о чуде игумену. Они пришли к Алипию, и игумен просил рассказать, кто написал икону.

Кончина преподобного Алипия

Алипий поведал, что написал её ангел и что сейчас он находится здесь. Это Господь послал его забрать его душу. Сказав это, блаженный Алипий преставился. Его тело было перенесено в церковь и после отпевания погребено в пещере преподобного Антония. Так закончилась земная жизнь святого. Это произошло около 1114 года.

Мощи святого

Мощи находятся в Ближних Пещерах Киево-Печерского монастыря

Ангел пишет икону вместо прп. Алипия Печерского

Наследие иконописца

До нас дошла только одна икона, написанная предположительно Алипием Печерским. Называют её Свенской и находится она в Государственной Третьяковской галерее.

Интересный фактК сожалению, Успенский храм Киево-Печерского монастыря, в росписи которого принимал участие прп. Алипий не сохранилась, потому что в 1941 году храм был разрушен фашистами.

Иконописная школа и мастерская во имя Алипия Печерского

Традиции иконописи, заложенные святым живописцем, сегодня продолжают иконописная школа во имя прп. Алипия в г. Дубне. Кроме того есть еще и мастерская в честь преподобного в г. Москве.

30 августа 1991 года начала свою работу художественная мастерская в честь прп. Алипия Печерского в Москве. За это время ее мастерами были расписаны множество храмов России и ближнего зарубежья. Наверно, в России нет иконописцев, которые не знают кто такой прп. Алипий Печерский. Все, кто занимается созданием икон, просят у Алипия перед началом работы благословения на труд.

Икона Божией Матери Печерская-Свенская, Третьяковская галерея.

Имя преподобного Алипия Печерского много столетий почитается православными христианами ежегодно 30 (17) августа. В этот день Церковь и прихожане просят святого о молитве перед Господом за всех людей.

Жизнь святого была удивительно связана с Ангельскими силами и так часто Ангелы являлись прп. Алипию, что в каноне святому есть такие слова о нем:

Ликом Ангельским ревнуя, образ Ангельский юн сый восприял, на земли же Ангельски пожив предивно, престолу Владычню со Ангелы ныне предстоит.

Тропарь, кондак, величание

^sss^Преподобный Алипий Печерский^sss^

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *