Святой иоанн рыльский

Только три раза в год по большим праздникам и для водоосвящения икона «Святая Богородица Осеновица» извлекается из иконостаса. По молитвам перед этой иконой совершено много чудес на болгарской земле. Многие верующие из других балканских стран преодолевают путь к Рильскому монастырю, чтобы поклониться, совершить молитвы и получить желанные исцеления от иконы Божией Матери.
Рильская икона, прославившаяся своей чудотворной силой по всей Болгарии и в смежных с нею балканских странах, откликается на просьбы и молитвы верующих: спасает, приходит на помощь и исправляет, когда такое спасение уже кажется не в людской власти

15 августа 1917 года 15-летняя девочка чистила булавкой зубы и случайно проглотила ее. После рентгеновского снимка врачи решили сделать операцию больной, питавшейся только вареным картофелем. На третий день после случившегося в софийскую клинику, куда поместили пострадавшую, мать привезла дочери из Рильского монастыря бутылочку святой воды, где находилась ватка с маслом от чудотворной иконы. Врачи констатировали необыкновенное чудо : булавка, совершенно не повредив желудок и кишечник, чудесным образом вышла из тела.

* * *

Одна из записей рассказывает о том, как прекратилась эпидемия гриппа-«испанки», свирепствовавшего в 1919 году в селе Кочериново, где ежедневно от заразной болезни умирало по 6-8 человек. Сельчане слезно попросили руководство монастыря принести икону в село и совершить там молебен. Два иеромонаха взяли с собой икону и пешком прибыли в село. В местной церкви совершили молебен. После этого мор прекратился и не было ни одного смертельного случая.

* * *

Незадолго до наступления 1926 года одна жительница Софии после молебна и чтения канона перед иконой, крадучись, ножичком отковыряла на иконе частицу мощей и решила спрятать ее у себя дома. Однако скоро у нее стали происходить разные неприятности и начали болеть дети. Она написала покаянное письмо епископу Варлааму Левкийскому и просила его совершить молебен перед иконой о прощении ей тяжкого греха. Несколько священников совершили молебен, после чего жизнь покаявшейся женщины вошла в нормальное русло С благодарственными молитвами она пожертвовала деньги и прислала в монастырь подарок.

* * *

В августе 1925 года загорелся лес в местности Бричебор. Пожар приблизился к деревне и огонь захватил большое пространство. По просьбе крестьян к месту бедствия была изнесена из Рильского монастыря чудотворная икона и прочитан молебен. После этого неожиданно полил сильный дождь и от бушевавшего пожара остались только обгорелые кустарники и деревья.

* * *

30 июня 1936 года некая 40-летняя женщина по имени Димитра С. из-за страха во время сильной грозы потеряла дар речи. Онемевшую жительницу Софии доставили в Рильский монастырь, и у иконы священник решил прочитать сорок молитв. Во время произнесения 39-й по счету молитвы священник обратился к немой: «Отвори свои уста и поблагодари Бога!» Бедная женщина неожиданно для себя и окружающих заговорила и почувствовала себя совершенно здоровой.

* * *

В сентябре 1936 года записано событие, приключившееся с гимназистом пятого класса из Софии, который имел нервное расстройство и по молитвам родственников перед иконой стал совершенно здоровым, а позже успешно завершил обучение в гимназии.

* * *

Сохранилась и записи, рассказывающие об исцелении парализованного мирянина в 1924 году, и заболевшего в 1938 году менингитом кадета Христо П.

* * *

Рассказывается и о русской беженке Наталии Р., которая в своем письме в монастырь cообщила, как она в День Святого Духа 21 июня 1937 года заказала в монастыре молебен о своей смертельно больной матери, жившей в СССР. Через две недели дочь получила от матери письмо, где та рассказывала, что в Духов день она почувствовала себя намного лучше и „потом пошла на поправку». Наталия после получения радостного письма снова приехала в Рильский монастырь и заказала благодарственный молебен
Чудеса от иконы продолжают совершаться по сей день.

Чтимой иконой является икона Божией Матери «Одигитрия» (1836), украшающая центральный алтарь монастырского храма. Интересную историю об этой иконе рассказал в дни Святой Пасхи 2013 года архимандрит Варлаам (Кириллов). В начале ХХ века перед иконой зафиксировано чудо с одним еще не умевшим разговаривать малышом, которого привезла с собой в монастырь его бaбушка. Во время поклонения она вдруг заметила, что ее внук неожиданно протянул ручки к Богомладенцу на иконе и впервые заговорил. Было похоже, что внук не только произносит первые слова, но и даже по-детски общается с Младенцем-Иисусом и отвечает на какие-то Его вопросы. Через два года та же женщина в праздник Богоявления вновь привезла в Рильский монастырь внука, который спросил ее:

— Кто Этот Мальчик на иконе? Я Его знаю. Мы с Ним уже разговаривали.

Бабушка рассказала внуку о Богомладенце, историю его Рождения и o празднике Богоявления. Когда внуку исполнилось семь лет, он вновь предстал перед иконой Божией Матери «Одигитрия», но, к сожалению, так и не cмог вспомнить и ответить монахам, о чем говорил ему Богомладенец…

В восточном крыле монастырского здания есть музей, который можно было бы пропустить, если бы не удивительный резной деревянный крест, над созданием которого монах Рафаил трудился 12 лет и под конец потерял зрение от кропотливого труда Крест размерами 81х43 см, изготовленный монахом Рафаилом из ствола липы. Монах работал над ним во второй половине XVIII века, в течение 12 лет, до 1802 года. Мастер резал дерево тонкими ножами и орудовал долотом, используя увеличительные стекла. Завершив тончайшую, ажурную работу, монах Рафаил потерял зрение.
На его кресте можно видеть 104 сцены из Священного Писания и 650 миниатюрных фигур. Основание напрестольного креста изготовлено другим мастером.
ФОТО; 7 Рыльских озёр.
Самые посещаемые озера Болгарии в количестве семи штук лежат на высоте немногим больше 2000 метров и выглядят ошеломительно: идеальная гладь воды разных форм (есть в форме почки, в форме глаза, в форме трилистника и еще каких-то неразличимых предметов).

Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского на Руси. Как преподобного Сергия называют «Игуменом всея Руси», так и преподобного Иоанна можно назвать «Игуменом всея Болгарии». Поражает сходство и их жизнеописаний, и их наследия – оба возрастили сонм подвижников-учеников, явившись столпами Церквей Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения этих государств, а их нетленные мощи охраняют их столицы.

Считается покровителем города Рыльска Курской области. В его честь в городе построена церковь Ивана Рыльского и названа наиболее высокая часть береговой гряды — «Гора Ивана Рыльского», на которой стояла в древности Рыльская крепость и наиболее древняя часть города Рыльска. Сейчас на горе возведена часовня в честь преподобного Иоанна Рыльского, а в Рыльском Николаевском монастыре с 2006 года хранится частица мощей Иоанна Рыльского .

Его именем названа часовня на болгарской полярной станции Святой Климент Охридский, самая южная православная часовня на планете.
А в самом Рила, не далеко от монастыря в 1992 году открыли национальный парк Рилы. В нём живут герои Красной Книги; более сотни видов зверей, которые жили здесь еще с Ледникового Периода — этот парк настоящая находка для натуралиста-любителя.

Великий праведник и подвижник Русской Церкви протоиерей Иоанн Кронштадтский родился 19 октября (1 ноября) 1829 го­да, в день памяти преподобного Иоан­на Рыльского. В память своего небес­ного тезоименного покровителя он основал в начале XX века в Петербурге женский монастырь, где впоследствии Иоанн Кронштадский был погребен.
..Ежедневно независимо от времени года Рильскую обитель посещают сотни паломников и туристов. Всех их привлекают христианские святыни монастыря «игумена всея Болгарии», как уже много столетий называют преподобного Иоанна Рыльского, чудотворца.

Жизнеописание

Родился около 876 года в семье благочестивых поселян в селе Скрино на правом берегу реки Струмы, расположенном на одном из склонов горного хребта Руен. Рано лишившись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчика за то, что тот потерял корову с телёнком. Святой обратился за помощью к Богу, и Господь не только услышал его, но и явил чудо, из которого было видно, что отрок Иоанн — избранник Божий. Святой отрок нашел корову с телёнком за рекой Струмой, но пока он их искал, воды в реке прибавилось, и телёнок не мог перейти через реку. Святой Иоанн помолился Богу, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял телёнка и прошел с ним, как по суху, на другой берег. Хозяин стада, укрывавшийся в лесу, испугался, видя это чудо и, щедро наградив отрока, отпустил его из своего дома.

Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей — вероятно, в монастырь святого Димитрия, расположенный на вершине Руена. Там святой Иоанн научился грамоте — чтению и письму, и стал изучать Святое Писание, богослужебные книги, творения Святых Отцов. Спустя некоторое время он принял иноческий постриг и уединился в лесной чаще, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Он жил на склоне высокой и голой горы, питаясь дикими растениями.

Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Преподобный Иоанн вынужден был переселиться в пустынную местность в верхнем течении Струмы, где стал жить в глубокой пещере. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн поначалу принял появление Луки бесовской кознью, однако узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Жить им вместе довелось недолго: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юношу укусила змея, и он умер. Прозревший и раскаявшийся, брат попросил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха.

Двенадцать лет святой Иоанн жил в пещере, в подвиге поста и молитвы, а затем ушел в Рильские горы. Не оставаясь долго на одном месте, святой Иоанн переходил по склонам гор Бричебора, Царев и Еленин, пока не поселился в месте, называемом Голец. Долгое время преподобный Иоанн жил в дупле дерева. Звери не причиняли ему вреда. Все время святой проводил в молитве, оплакивая свои грехи, питался лишь растительной пищей. Видя такое терпение, Господь вырастил для Иоана бобы, которыми тот долгое время питался. Эти бобы и способствовали тому, что подвижничество Иоанна стало известно людям. Однажды стадо овец в испуге бросилось бежать по горным склонам, пока не остановилось у места, где жил святой. Пастухи, следовавшие за стадом, с удивлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные — рвите себе бобы мои и ешьте». Все ели и насытились. Один же спрятал изрядное их количество. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Изумленные пастухи воротились с раскаянием, и старец простил их, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного». С тех пор люди стали приводить к святому больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой.

Через некоторое время, желая избежать суеты и стремясь к безмолвному уединению, святой Иоанн переселился пещеру высоко в горах. Он прожил в ней более семи лет, преодолев много искушений от бесов. Подвижник носил длинную кожаную одежду, которая со временем превратилась в лохмотья и питался травами.

Но и это место подвижничества преподобного Иоанна стало известно людям. Слава о нём достигла царского двора. Царь Петр (927—969) отправил девять человек разыскать святого, дабы получить его благословение. С большим трудом посланцы нашли святого. Иоанн предложил им немного хлеба, однако все они чудесным образом насытились им, да ещё половина хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением.

Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали селиться последователи, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подножия скалы, недалеко от реки Рила, монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем на месте подвигов преподобного Иоанна возвели храм и соорудили келии. Монастырь был общежительным; по преданию, вначале в нём подвизались шестьдесят шесть иноков.

Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители, наставляя братию собственным примером святой жизни и душеполезными назиданиями. Достигнув преклонного возраста, за пять лет до кончины преподобный Иоанн написал для своих последователей «Завет», в котором изложил правила иноческой жизни и духовные наставления. Преподобный в совершенстве знал греческий язык и читал святых труды отцов в подлиннике — в его «Завете», например, использованы труды преподобного Феодора Студита, которые в то время ещё не были переведены на староболгарский язык.

В 941 году преподобный Иоанн избрал своим преемником любимого ученика Григория, сам же ушёл в пещеру в затвор. Последние пять лет земной жизни преподобный Иоанн провел в безмолвии и молитве. 18 августа 946 года, семидесяти лет от роду, он мирно преставился Господу и был погребен в притворе монастырского храма в каменной гробнице, которая сохранилась до нашего времени. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам стали наилучшей проповедью Христианской веры в новокрещеной Болгарской земле.

Мощи и почитание

Примерно через 30 лет после кончины, в тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при болгарском царе Самуиле (976—1014), преподобный Иоанн Рыльский явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в город Средец (ныне София), куда скрылся патриарх Болгарский Дамиан (927—972). 18 октября святые мощи были открыты и обретены нетленными. Их перенесли в Средец и положили сначала в кафедральном соборе во имя святого апостола и евангелиста Луки, а в XII веке в новопостроенном храме во имя преподобного Иоанна Рыльского. При храме его имени был основан монастырь.

Ещё до перенесения честных мощей в Средец произошло так называемое отделение десницы святого Иоанна. По мнению некоторых историков, святые мощи были перенесены в 980 году, но десницу святого рыльские монахи оставили в обители. Вскоре им пришлось покинуть монастырь, во время переселения болгар во множестве на Русь из-за притеснения греков, захвативших к тому времени Восточную Болгарию и запрещавших болгарам совершать Богослужения на родном языке. Возможно, когда греки начали постепенно завоевывать Западную Болгарию, рыльские монахи также ушли на Русь, взяв с собой святыню обители — правую руку преподобного Иоанна. Известно, что в начале XI века на северо-западе Киевской Руси был построен город-крепость Рыльск. Первый храм, который построили жители города, был освящен во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом во имя святых мучеников Флора и Лавра, в день памяти которых преставился святой. Очевидно, там поселились бежавшие с Рыльских гор болгары. Есть основания считать, что в этом храме хранилась и десница преподобного Иоанна. Таким образом, преподобный Иоанн стал первым южнославянским святым, которому на русской земле был воздвигнут храм, и который стал одним из Небесных покровителей русского народа. Именно в русских источниках сохранилась дата кончины преподобного. Впоследствии, в 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Когда во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя, преподобный Иоанн явился на городской стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск.

В 1183 году венгерский король Бела III (1172—1196) захватил Средец и перенес святые мощи в свою столицу — город Гран (слав. Остригом, ныне Остергом). Однако через четыре года король по некоторым знамениям у гробницы святого понял, что преподобному не угодно пребывание в Остригоме, и в 1187 году возвратил святые мощи в Средец, богато украсив гроб золотом и серебром.

19 октября 1195 года, после освобождения Болгарии от Византийской зависимости Асеном I (1187—1196), царь перенес святые мощи в новую столицу — Тырново. На холме Трапезица воздвигнули храм, в котором и были положены мощи преподобного Иоанна. В Тырново честные мощи находились и после взятия его турками в 1393 году, и лишь в 1469 году, по просьбе братии Рыльского монастыря и благодаря помощи вдовы султана Мурада II Марии, дочери сербского деспота Георгия Бранковича, были возвращены в обитель преподобного Иоанна, где и почивают доныне. 30 июня 1469 года, при игумене Давиде, святые мощи были торжественно положены в новой гробнице в храме Рыльской обители. Празднование возвращения мощей было установлено 1 июля.

Стенопись с изображением Св. Ивана Рыльского, Рильский монастырь

Тем временем, начало всероссийского почитания преподобного Иоанна Рыльского условно относится к XIV веку, так как его имя впервые обнаружено вписанным полууставом XIV века в рукопись XII века — Галицкое Евангелие. Дальнейшие сведения о почитании преподобного Иоанна на Руси относятся к первой четверти XV века. С XVI века имя преподобного Иоанна Рыльского упоминается во многих богослужебных книгах. Служба святому в обиходе Русской Церкви утвердилась с появлением печатных «Миней», не ранее конца XVII — начала XVIII века. В 1645 году на Руси впервые была издана служба святому, а в 1671 году в типографии Киево-Печерской Лавры была напечатана «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», являющаяся также первым печатным изданием Жития святого, составленного болгарским патриархом Евфимием в XIV веке.

Великий праведник и подвижник Русской Церкви Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года, в день памяти преподобного Иоанна Рыльского. В память своего небесного тезоименного покровителя он основал в начале XX века в Санкт-Петербурге женский монастырь, где впоследствии и был сам погребен, и где пребывают его мощи.

Почитание преподобного Иоанна в Болгарии настолько велико, что его можно сравнить только с особым почитанием преподобного Сергия Радонежского на Руси. Как преподобного Сергия называют «Игуменом всея Руси», так и преподобного Иоанна можно назвать «Игуменом всея Болгарии». Поражает сходство и их жизнеописаний, и их наследия — оба возрастили сонм подвижников-учеников, явившись столпами Церквей Болгарской и Русской. Основанные ими монастыри стали крупнейшими центрами духовного просвещения этих государств, а их нетленные мощи охраняют их столицы.

Считается покровителем города Рыльска Курской области. В его честь в городе построена церковь Ивана Рыльского и названа наиболее высокая часть береговой гряды — «Гора Ивана Рыльского», на которой стояла в древности Рыльская крепость и наиболее древняя часть города Рыльска. Сейчас на горе возведена часовня в честь преподобного Иоанна Рыльского, а в Рыльском Николаевском монастыре с 2006 года хранится частица мощей Иоанна Рыльского.

Его именем названа часовня на болгарской полярной станции Святой Климент Охридский, самая южная православная часовня на планете.

Память 1 июля в память перенесения мощей из Тырново в Рыльский монастырь, 18 августа в день преставления, 19 октября в день перенесния мощей из Средца в Тырново.

Труды

«Завет» преподобного Иоанна считается одним из лучших творений староболгарской письменности и свидетельствует о высокой культуре и глубокой богословской мудрости автора. Преподобный Иоанн рекомендует в «Завете» читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина. Наиболее ранний староболгарский перевод этого произведения (два глаголических листа) был найден в Рыльском монастыре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном.

Молитвы

Тропарь

Покаяния основание, прописание умиления, / образ утешения, духовнаго совершения / равноангельное житие твое бысть, преподобне. / В молитвах убо и в пощениих и в слезах пребывавый, / отче Иоанне, / моли Христа Бога о душах наших.

Тропарь на возвращение мощей из Тырново в Рыльский монастырь

Твоих мощей возвращением / обитель твоя обогатися, / церковь же твоя, приемши я, просветися / и, красящися, верных созывает с веселием / светоносный твой светло праздновати день, / грядите, глаголющи, / и приимите благодатей дарования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *