Святой Лука

Архиепископ Лука (в миру Валентин Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий) — профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Был одним из самых крупных теоретиков и практиков гнойной хирургии, за учебник по которой был в 1946 году удостоен Сталинской премии (была передана Владыкой детям-сиротам). Теоретические и практические открытия Войно-Ясенецкого спасли в годы Отечественной войны жизнь буквально сотен и сотен тысяч русских солдат и офицеров.

Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны и принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему польскому дворянскому роду. Дед жил в курной избе, ходил в лаптях, правда, имел мельницу. Отец его был ревностным католиком, мать — православной. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Мать занималась благотворительностью, творила добрые дела. Однажды она принесла в храм блюдо с кутьей и после панихиды случайно оказалась свидетельницей дележа ее приношения, после этого она больше никогда не переступала порога церкви.

По воспоминаниям святителя, свою религиозность он унаследовал от очень благочестивого отца. На формирование его православных взглядов оказала огромное влияние Киево-Печерская Лавра. Одно время он увлекся идеями толстовства, спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами, но прочитав внимательно книжку Л. Толстого «В чем моя вера?», он сумел разобраться в том, что толстовство – издевательство над православием, а сам Толстой – еретик.

В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу. После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу. В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета и «из неудавшегося художника стал художником в анатомии и хирургии». После блестяще сданных выпускных экзаменов удивил всех, заявив, что станет земским «мужицким» доктором.

В 1904 году в составе Киевского медицинского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-Японскую войну, где получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовали даже понятия гнойной хирургии, обезболивания и анестезиологии.

В 1904 году он женится на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. Она дала обет безбрачия, но Валентин сумел добиться её расположения и она нарушила этот обет. В ночь перед венчанием во время молитвы ей показалось, что Христос на иконе отвернулся от нее. За нарушение обета Господь тяжело наказал ее невыносимой, патологической ревностью.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

В 1915 году в Петрограде вышла книга Войно-Ясенецкого «Региональная анестезия», в которой Войно-Ясенецкий обобщил результаты исследований и свой богатейший хирургический опыт. Он предложил новый совершенный метод местной анестезии — прервать проводимость нервов, по которым передается болевая чувствительность. Годом позже он защитил свою монографию «Региональная анестезия» как диссертацию и получил степень доктора медицины. Его оппонент известный хирург Мартынов сказал: «когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее». За эту работу Варшавский университет присудил ему премию имени Хойнацкого.

Чтобы содержать семью, он вернулся к практической хирургии. В Переславле-Залесском одним из первых в России он делал сложнейшие операции не только на желчных путях, почках, желудке, кишечнике, но даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим слепым возвращал зрение.

1917 год был переломным не только для страны, но и лично для Валентина Феликсовича. Заболела туберкулезом его жена Анна и семья переехала в Ташкент, где ему предложили должность главного врача городской больницы. В 1919 г. жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина. Когда Валентин читал Псалтирь над гробом жены, его поразили слова 112 псалма: «И неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». Он расценил это как указание Божие на операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой он знал только то, что она недавно похоронила мужа и была неплодной, то есть бездетной, и на которую он может возложить заботы о своих детях и их воспитании. Едва дождавшись утра, он пошел к Софье Сергеевне «с Божьим повелением ввести ее в свой дом матерью, радующеюся о детях». Она с радостью согласилась и стала матерью четырем детям Валентина Феликсовича, избравшего после кончины жены путь служения Церкви.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие. Как-то «неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: «Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?» Последовал ответ: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины»».

Однажды он выступил на епархиальном съезде «по одному очень важному вопросу с большой горячей речью». После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «У меня не было и мыслей о священстве, — вспоминал Владыка Лука, — но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

Вопрос о рукоположении был решен так быстро, что ему даже не успели сшить подрясник.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля — во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. И в то время, когда обновленцы ждали прибытия в Ташкент «своего» епископа, в городе вдруг объявился местный епископ, верный сторонник Патриарха Тихона.

Им стал в 1923 году святитель Лука Войно-Ясенецкий. В мае 1923 г. он принял монашество в собственной спальне с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. А вскоре был хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского.

Через 10 дней после хиротонии он был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами.

Войно-Ясенецкий в ссылке

В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». На заглавном листе владыка написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».

Так исполнилось таинственное Божие предсказание об этой книге, которое он получил еще в Переславле-Залесском несколько лет назад. Он услышал тогда: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

«Пожалуй, нет другой такой книги, — писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, — которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку».

Несмотря на создание великого, фундаментального труда последовало заключение владыки в Таганскую тюрьму в Москве. Из Москвы св. Луку отправили в Сибирь. Тогда-то впервые у епископа Луки сильно прихватило сердце.

Сосланный на Енисей, 47-летний епископ опять едет в поезде по дороге, по которой в 1904 году ехал в Забайкалье совсем молодым хирургом…

Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск… Затем, в лютую январскую стужу заключенных повезли на санях за 400 километров от Красноярска — в Енисейск, а потом еще далее — в глухую деревню Хая в восемь домов, в Туруханск… Иначе как преднамеренным убийством это назвать было нельзя, и свое спасение в пути за полторы тысячи верст в открытых санях на жестоком морозе он позднее объяснял так: «В пути по замерзшему Енисею в сильные морозы я почти реально ощущал, что со мной — Сам Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня»…

В Енисейске прибытие врача-епископа произвело сенсацию. Восхищение им достигло апогея, когда он сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими.

Дети епископа Луки в полной мере заплатили за «поповство» отца. Сразу после первого ареста их выгнали из квартиры. Потом от них будут требовать отречься от отца, будут исключать из института, «травить» на работе и на службе, клеймо политической неблагонадежности будет преследовать их много лет… Его сыновья пошли по стопам отца, избрав медицину, но никто из четверых не разделил его страстной веры в Христа.

В 1930 году последовал второй арест и вторая, трехлетняя ссылка, после возвращения из которой он ослеп на один глаз, а за ней и третья — в 1937-м, когда начался наиболее страшный для Святой Церкви период, унесший жизни многих-многих верных священнослужителей. Впервые владыка узнал, что такое пытки, допрос конвейером, когда сутками следователи сменяли друг друга, били ногами, кричали озверело.

Начались галлюцинации: желтые цыплята бежали по полу, внизу, в огромной впадине виделся город, ярко залитый светом фонарей, по спине ползли змеи. Но пережитые епископом Лукой скорби нисколько не подавили его, но, напротив, утвердили и закалили его душу. Владыка дважды в день вставал на колени, обратившись к востоку, и молился, не замечая ничего вокруг себя. В камере, до отказа наполненной измученными, озлобленными людьми, неожиданно становилось тихо. Его опять сослали в Сибирь, на сто десятый километр от Красноярска.

Начало Второй мировой войны застало 64-летнего епископа Луку Войно-Ясенецкого в третьей ссылке. Он отправляет телеграмму Калинину, в которой пишет: «являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено… По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Его назначают консультантом всех госпиталей Красноярского края — на тысячи километров не было специалиста более необходимого и более квалифицированного. Подвижнический труд архиепископа Луки был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Сталинской премией Первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.

Слава архиепископа Луки становилась всемирной. Его фотографии в архиерейском облачении передавались по каналам ТАСС за рубеж. Владыку все это радовало лишь с одной точки зрения. Свою научную деятельность, публикации книг и статей он рассматривал как средство поднятия авторитета Церкви.

В мае 1946 года владыка был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать его на вокзал с цветами.

Перед этим он какое-то время послужил в Тамбове. Там с ним произошла такая история. Одна женщина-вдова стояла возле церкви, когда владыка шел на службу. «Почему ты, сестра, стоишь такая грустная?» – спросил владыка. А она ему: «У меня пятеро детей маленьких, а домик совсем развалился». После службы повел он вдову к себе домой и дал денег на постройку дома.

Примерно в то же время ему окончательно запретили выступать на медицинских съездах в архиерейском облачении. И его выступления прекратились. Он все отчетливее понимал, что совмещать архиерейское и врачебное служение становится все труднее. Его медицинская практика стала сокращаться.

В Крыму владыку ждала суровая борьба с властями, которые в 50-е годы одну за другой закрывали церкви. Одновременно развивалась его слепота. Кто не знал об этом, не мог бы и подумать, что совершающий Божественную литургию архипастырь слеп на оба глаза. Он осторожно благословлял Святые Дары при их пресуществлении, не задевая их ни рукой, ни облачением. Все тайные молитвы владыка читал на память.

Жил он, как всегда, в бедности. Всякий раз, как племянница Вера предлагала сшить новую рясу, она слышала в ответ: «Латай, латай, Вера, бедных много».

В то же время секретарь епархии вел длинные списки нуждающихся. В конце каждого месяца по этим спискам рассылались тридцать-сорок почтовых переводов. Обед на архиерейской кухне готовился на пятнадцать-двадцать человек. Приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию.

Крымчане очень любили своего владыку. Как-то в начале 1951 года архиепископ Лука вернулся самолетом из Москвы в Симферополь. В результате какого-то недоразумения на аэродроме никто его не встретил. Полуслепой владыка растерянно стоял перед зданием аэропорта, не зная, как добраться до дома. Горожане узнали его, помогли сесть в автобус. Но когда архиепископ Лука собрался выходить на своей остановке, по просьбе пассажиров шофер свернул с маршрута и, проехав три лишних квартала, остановил автобус у самого крыльца дома на Госпитальной. Владыка вышел из автобуса под аплодисменты тех, кто едва ли часто ходил в храм.

Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

Он был автором 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также, 12 толстых томов проповедей.

Скончался Владыка 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, и был похоронен на церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя. Несмотря на запрет властей, его провожал весь город. Улицы были забиты, прекратилось абсолютно все движение. До самого кладбища путь был усыпан розами.

Могила Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе

В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.

Рака с мощами св.Луки Войно-Ясенецкого в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя

Тропарь, глас 1
Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

Кондак, глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение.

Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому
О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбивому Богу. Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадам в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукавого и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся c тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитву составил протоиерей Георгий СЕВЕРИН,
настоятель храма Трех Святителей г. Симферополя

Ссылки по теме:
Художественный фильм «ЛУКА. ИЗЛЕЧИТЬ СТРАХ» (2015)
Ток-шоу «ПУСТЬ ГОВОРЯТ». СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА: ЧУДО МОЛИТВЫ (эфир от 24.01.2013)
Документальный фильм из цикла «СВЯТЫЕ»: Премия Сталина для архиепископа Луки (2010)

В столице Крыма, на улице Одесской, уже издалека можно заметить купола красивой православной церкви. Официальное ее название — Свято-Троицкий собор, находящийся на территории действующего одноименного женского монастыря. Но для многих жителей города, да и приезжих он известен как Храм Святого Луки, в Симферополе это место очень почитаемо прихожанами.

  • Где находится храм в Симферополе?
  • История появления сакрального места
  • Троицкий собор: под знаком святителя
  • Чем интересен Храм Святого Луки?
  • Как добраться до церкви?

Где находится храм в Симферополе?

Троицкая церковь находится в самом центре крымской столицы. Пройдя квартал на северо-восток, вы окажитесь у Петропавловского собора. Направившись же на северо-запад, по ул. Одесская, можно выйти к гостинице «Валенсия».

Церковь на карте Крыма

История появления сакрального места

Как и многие старинные церкви, Храм Святого Луки в Симферополе выглядит сейчас совсем не так, как в начале своего существования, да и «жизнь» его была насыщена разными событиями. На том месте, где он сейчас возвышается, небольшая деревянная церквушка была возведена еще в 1796 г., принадлежала она греческой церкви. Кстати, это сослужило ей хорошую службу в годы гонений на веру в советские времена: власть с некоторой опаской относилась к таким церквям – дабы не портить отношения с другими государствами.

В начале XIX века весь район, где располагался Свято-Троицкий собор, был заселен греками, поэтому в здании храма открыли греческую гимназию. Но маленькое деревянное строение не было приспособлено к длительной и активной эксплуатации. В середине века его разобрали, чтобы выстроить на освободившемся месте новый храмовый комплекс, более просторный и каменный. Автором проекта стал архитектор И. Колодин.

Зодчий использовал для своего проекта классические архитектурные формы. В плане церковь крестообразная, увенчанная посредине восьмигранным куполом, слева от которого имеется невысокая колокольня. Обращает на себя внимание изысканность фасада, украшенного пилястрами, колоннами, обилием мозаичных картин. Внутри она разделена на два придела: один посвящен собору Крымских святых, второй — святым Елене и Константину.

Тяжело пережила православная община Симферополя советские времена. В городе были взорваны все главные храмы, уцелел только этот. Долгое время он оставался Кафедральным собором Крымской епархии. Были угнаны в лагеря и расстреляны два священнослужителя, возглавляющие его. В 1946 г. здешним настоятелем стал архиепископ Крымский Лука, именем которого и называют сейчас Троицкую церковь.

Троицкий собор: под знаком святителя

Архиепископ Лука — личность поистине уникальная. Его мирское имя — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Чтобы хоть немного отметить его необычность и масштаб, стоит перечислить только некоторые факты биографии:

  • Войно-Ясенецкий был дипломированным хирургом; даже получив сан священника, монаха, он не забросил врачебной практики. Для этого у него, в виде исключения, имелось разрешение Патриарха Тихона. Хирург оперировал до 1955 г., пока полностью не ослеп. Преподавал в медицинском университете.
  • Его не обошли репрессии советской власти, он трижды находился в лагерях, в общей сложности отсидел 11 лет.
  • В 1944 г., едва вернувшись из концлагеря, получил Сталинскую премию за выдающуюся работу «Очерки гнойной хирургии».
  • В своей врачебной практике совмещал прекрасный профессиональный уровень с даром ясновидения, мог интуитивно ставить диагнозы.
  • Имел степень доктора богословия, доктора медицинских наук, профессора медицины. Находился в чине Архиепископа Симферопольского и Крымского.
  • Написал несколько значительных философских трактатов, главный из которых — «Дух, душа и тело». В нем святитель продвигает идею единства науки и религии.

Чем интересен Храм Святого Луки?

Так как Свято-Троицкий собор был Кафедральным, то святитель Лука связал с ним последние полтора десятка лет своей жизни. Умер он в 1961 г., был канонизирован церковью, а в марте 1996 г. его мощи перенесли в храм, которому он отдал так много своих сил. Сейчас они хранятся в главном зале, в серебряной раке, являются одной из главных здешних ценностей. А справа от входа приютилось маленькое здание – Музей Святителя Луки.

Вторая важная святыня Храма Святого Луки в Симферополе – икона Божией Матери «Скорбящая». Она появилась здесь уже в новейшее время как дар прихожанки: тусклая, не имеющая оклада, почти с неразличимым изображением. Но вскоре, во время богослужения на Успение Богородицы, икона чудесным образом обновилась, засияв красками. Воистину это привлекло к ней внимание общественности.

Как добраться до церкви?

Добраться до храма Святого Луки несложно, от автовокзала Симферополя ходит маршрутка №114, выходить нужно на остановке «Площадь Ленина». От аэропорта ехать нужно на автобусе №98 или троллейбусе №9, конечная та же.

Доехать на машине или дойти пешим ходом также можно, от центра маршрут по карте выглядит так:

Туристу на заметку

Сегодня храм Симферополя, где хранятся мощи Святого Луки, вошел в состав женского монастыря, он не рассматривается епархией как Кафедральный, но по-прежнему всегда полон прихожанами, да и туристами, интересующимися удивительной личностью Войно-Ясенецкого! Мы же предлагаем в завершении посмотреть небольшое видео об этой святыне православия.

Это кажется
невероятным, но люди,
которых мы знаем, как
святых,
когда-то жили среди нас.
До сих пор сохранились
их дома, личные вещи и
даже фотографии. Люди
молятся
святителю Луке,
просят его о
выздоровлении.
Всем просящим
святитель Лука помогает.
АРХИЕПИСКОП ЛУКА, в миру
Валентин Феликсович
Войно-Ясенецкий, родился
в Керчи 27 апреля 1877 года в
семье аптекаря. Отец его был
католиком, мать — православной. По
законам Российской Империи дети в
подобных семьях должны были
воспитываться в православной вере. Он
был третьим из пятерых детей.
В Киеве, куда семья переехала
впоследствии, Валентин окончил
гимназию и рисовальную школу.
Собирался поступать в Петербургскую
Академию Художеств, но по размышлении
о выборе жизненного пути решил, что
обязан заниматься только тем, что
«полезно для страдающих людей», и

избрал вместо живописи медицину.
В 1898 году стал студентом медицинского
факультета Киевского университета. Учился прекрасно, был
старостой группы, особенно преуспевал в изучении анатомии:
«Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме
перешли в любовь к анатомии… Из неудавшегося художника я
стал художником в анатомии и хирургии». После выпускных
экзаменов, ко всеобщему удивлению, заявил о намерении
стать земским врачом: «Я изучал медицину с исключительной
целью: быть всю жизнь земским, мужицким врачом».
Устроился работать в Киевский медицинский
госпиталь Красного Креста, в составе которого в 1904
году отправился на Русско-Японскую войну. Работал в
эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим
отделением и получил большую практику, делая крупные
операции на костях, суставах и черепе.
Там же Валентин познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской,
с которой вскоре и обвенчались. В Чите молодые супруги прожили недолго.
В 1919 году от туберкулеза умирает жена Валентина
Феликсовича, оставив четверых детей: Михаила, Елену,
Алексея и Валентина.
В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг.
Преосвященный Андрей, епископ Ухтомский, намеревался дать
отцу Валентину при постриге имя целителя Пантелеймона, но,
побывав на литургии, совершенной постригаемым, и послушав
его проповедь, остановился на имени апостола, Евангелиста,
врача и художника св. Луки. 30 мая того же года иеромонах
Лука был тайно хиротонисан во епископа в церкви св. Николая
Мир Ликийских города Пенджикента епископом Волховским
Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии
присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий.
Преосвященный Лука был назначен епископом Туркестанским.
Это был самый
необычный
хирург
и самый
необычный
епископ.
Современники вспоминали,
что в ординаторской хирурга
Войно-Ясенецкого висели
иконы. Перед операцией
он всегда молился.
10 июня 1923 года епископ Лука был арестован
как сторонник Патриарха Тихона. Ему
предъявили нелепое обвинение: соучастие с
оренбургскими контрреволюционными
казаками и связь с англичанами. В
тюрьме
ташкентского ГПУ Владыка Лука
закончил свой, впоследствии
ставший знаменитым, труд
«Очерки гнойной хирургии».
13 декабря 1937 года новый арест. В тюрьме
Владыку допрашивают
конвейером (13 суток
без сна), с требованием
подписать протоколы.
Он объявляет
голодовку (18 суток),
протоколов не
подписывает. Следует
новая высылка в
Сибирь. С 1937 года по
1941-й Владыка жил в
селе Большая Мурта
Красноярского края.
В начале войны епископ Лука послал телеграмму
М.И. Калинину с просьбой прервать очередную
ссылку и направить его для работы в
госпиталь на фронте или в тылу: «Являясь
специалистом по гнойной хирургии, могу
оказать помощь воинам… По окончании войны
готов вернуться в ссылку».
Ответ пришел незамедлительно. В конце июля его
перевели в Красноярск, назначив консультантом
всех госпиталей
Красноярского края и главным хирургом
эвакогоспиталя № 1515. Благодаря его
блистательным операциям тысячи солдат и
офицеров вернулись в строй.
После 10-11 часов в операционной он шел домой
и молился,
ибо в городе с многотысячным населением не было
ни одного действующего храма.
Жил архиерей в сырой холодной комнате и
постоянно голодал, т.к. на госпитальной кухне
профессора начали кормить лишь с весны 1942
года, а отоваривать карточки ему было некогда.
Благо, санитарки тайком оставляли ему кашу.
Коллеги вспоминали, что смотрели на него как на
Бога: «Он многому научил нас.
Остеомиелиты, кроме него, никто оперировать
не мог. А гнойных ведь было – тьма! Он учил и
на операциях, и на своих отличных лекциях».
Святитель Лука Войно-Ясенецкий:
«Раненые салютовали мне…
ногами”.
В 1943-м Преосвященный Лука становится архиепископом
Красноярским. Через год его переводят в Тамбов архиепископом
Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медицинскую
работу: на его попечении 150 госпиталей.
В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность
Владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового
креста на клобуке и награждается медалью «За доблестный труд
в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский
Лука стал лауреатом Сталинской премии 1 степени за научную
разработку новых хирургических методов лечения гнойных
заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки
гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных
огнестрельных ранениях суставов».
В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и
тело», начатая в начале 20-х годов.
Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в
День Всех Святых, в земле Российской просиявших.
Похоронен Владыка на городском кладбище
Симферополя.
В 1996 году Святейшим Синодом Украинской
Православной Церкви Московского Патриархата было
принято решение о причислении
Высокопреосвященного архиепископа Луки к лику
местночтимых святых, как Святителя и исповедника
веры. 18 марта 1996 года состоялось обретение святых
останков архиепископа Луки, которые 20 марта были
перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор
Симферополя. Здесь 25 мая состоялся торжественный
акт причисления Высокопреосвященного Луки к лику
местночтимых святых.

Житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
полная версия — перейти

День памяти: 11 июня (29 мая ст.ст.)
18 марта — обретение мощей

Архиепископ Лука, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – родился 26 апреля 1877 года в городе Керчь в Крыму. Окончив медицинский факультет Киевского университета, он в 25 лет избрал для себя профессию врача, которая отвечала его глубокой потребности «служить бедным и страждущим людям, всеми силами облегчать их страдания». Валентин Феликсович блестяще проявил себя на медицинском поприще, став основоположником новых направлений в медицине (местная анестезия, гнойная хирургия и другие). Он мог бы уже в 1920-е годы, будучи профессором Ташкентского университета, стать всемирно известным медиком, но Господь распорядился иначе.

В 1921 году В.Ф. Войно-Ясенецкого посвящают в сан диакона, а через неделю, в праздник Сретения Господня, он рукополагается во иерея епископом Иннокентием Ташкентским. В 1923 г. постригается в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки, а 31 мая 1923 г. его возводят в сан епископа.

От Святейшего Патриарха Тихона он получил благословение – не зарывать в землю свой талант, не оставлять медицинской деятельности. С этого времени святитель и хирург Лука становится на путь подвижнического, исповеднического служения Богу и людям – в труднейшие времена жизни Церкви и всей страны. Три ареста, одиннадцать лет тюрем и ссылок при сталинском режиме – и … Сталинская премия I степени за монографию «Очерки гнойной хирургии» (1943 г.), тяжелейшая работа госпитального хирурга с архипастырским служением в Церкви.

В мае 1946-го Высокопреосвященнейший Лука назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. И трудиться ему было над чем. Повсюду царила послевоенная разруха, храмы закрыты, служить в них некому…

Святитель вернулся на родину, где по-прежнему был и целителем души, и врачевателем тела – не оставил медицинскую практику несмотря на свой преклонный возраст. Принимал больных на дому, консультировал в Симферопольском военном госпитале, в тяжелых случаях нередко сам оперировал больных. Читал лекции в мединституте, публиковал новые медицинские работы, трудился над богословским трактатом «Дух, душа, тело». Служил и проповедовал в храмах, много сил отдавал восстановлению крымских святынь, наводил порядок в епархии: препятствовал закрытию церквей, старался открыть новые, особенно в сельской местности, а от священников требовал строгого соблюдения церковных правил, постоянно боролся с ересью и сектантством.

Архиепископ Лука обладал бесценным даром: с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог предвидеть будущее. В своем доме (по улице Курчатова, 1) бесплатно принимал пациентов с самыми разными заболеваниями, и исцелившиеся люди до сих пор с благодарностью вспоминают своего любимого доктора.

Часовня св. Луки в Симферополе, в доме святителя

Авторитет владыки был настолько высок, что больные во время богослужений пытались дотронуться до его облачения, веря, что одно лишь прикосновение поможет им побороть недуг.

Архиепископ Лука хотел передать свой богатый опыт врачам и студентам. Он часто читал лекции, выступал с докладами, но делал это неизменно в рясе с панагией.

В последние годы жизни владыка ослеп. Но с тем большей духовной силой звучали в храме его проповеди, которые до сих пор помнят пожилые крымчане.

Земная жизнь архиепископа Луки завершилась 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Провожать его в июне 1961 года в последний путь вышел весь город.

В ноябре 1995-го указом Священного Синода УПЦ архиепископ Лука причислен к лику святых. 20 марта 1996 года в Симферополе состоялось торжество, равного которому никогда не было в Симферополе и в Крыму. Мощи святителя перенесли с кладбища у Всехсвятской церкви крестным ходом в Свято-Троицкий собор.

Множество чудесных случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксировано документально.

В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей – греки чтут нашего крымского святителя, многие люди исцелились по молитвам к нему.

По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря на территории Свято-Троицкого женского монастыря открыт музей святителя Луки, где все желающие могут подробнее узнать о жизни великого святого и врача, увидеть его личные вещи.

В России, Украине, Греции возводят храмы во имя святителя. Память его совершается в день блаженной кончины — 11 июня и в день обретения честных мощей святителя — 18 марта.

Фильмы о святителе Луке Крымском:

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – «Целитель Лука». Документальный фильм. Первый канал, 2015 год

Святитель Лука. Фильм-повествование о святителе Луке (Войно-Ясенецком)

Лука Крымский. Житие и тайны святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого)

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Святитель Лука: чудо молитвы. Пусть говорят. Выпуск от 24.01.2013 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *