Святой нестор летописец

Конспект урока для начальной школы

9 ноября – день памяти преподобного Нестора Летописца.

I. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы поговорим о летописях. Это сложное слово, из каких простых слов оно состоит?
Дети. «Лето» и «писать».
У. Правильно, словом «лето» в Древней Руси назывался год. Кто же сможет сказать, что обозначает слово «летопись»?
Д. Описание года.
У. Да не одного года, а многих лет. Раньше монахи записывали основные события, которые происходили в стране, – так составлялись летописи.
Зачем нужна летопись?
Д. Из нее мы узнаем о прошлом нашей страны.
У. Первую русскую летопись написал преподобный Нестор Летописец.

Преподобный Нестор Летописец

II. Повторение

У. Преподобный Нестор был учеником преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских. Давайте вспомним, что мы о них знаем.
Д. Преподобный Антоний в молодости был на Афоне, где и принял монашеский постриг. Игумен монастыря отослал преподобного Антония обратно на родину. Святой пришел к Киеву и поселился в пещерке на берегу Днепра. Постепенно к нему стали приходить ученики, и образовался монастырь. Преподобный Антоний поставил над монахами игумена, а сам удалился в пещеру и жил в ней до самой смерти.
У. Теперь расскажите о преподобном Феодосии.
Д. Преподобный Феодосий родился в богатой семье. У него рано умер отец, и воспитывала мальчика мать, она была очень строгой. В детстве преподобный Феодосий хотел убежать в Иерусалим, но мать его вернула домой и жестоко наказала. Хотя преподобный Феодосий был из княжеского рода, но он любил простой труд: работал со слугами, пек просфоры для церкви. Матери это не нравилось, и она часто наказывала сына, один раз даже посадила в темницу. Когда Феодосий услышал о подвигах преподобного Антония, то бежал в Киев и принял там постриг. Мать долго искала сына. А когда нашла преподобного Феодосия, то он упросил ее поселиться рядом в женском монастыре. По совету преподобного Антония вскоре братия избрала себе игуменом преподобного Феодосия. Обитель расцвела при нем.

Повесть временных лет

III. Сообщение нового материала

У. Преподобный Нестор с детских лет был наслышан о киевских старцах. В 17 лет он пришел к преподобному Феодосию и попросил принять к себе в учение. Преподобный Феодосий в то время был занят постройкой монастыря, а преподобный Антоний уединился в пещере. Преподобный Нестор стал их учеником, он с верой и любовью принимал наставления святых старцев. Вскоре его постригли в монашеский чин. Вместе с братией молодой инок нес различные послушания. Самым главным было переписывание книг. В то время еще не умели печатать книги, и каждую книгу писали вручную на пергаменте – коровьей коже – гусиным пером. Преподобный Нестор был очень образованным человеком. Он тщательно собирал все сведения по истории Руси и заносил для памяти в книги. Главный труд преподобного Нестора – это «Повесть временных лет», первая русская история, первая русская летопись. Именно из нее мы можем узнать, откуда пошла земля Русская, как жили люди Древней Руси. Поэтому и называют преподобного Нестора летописцем. А еще преподобный Нестор написал жития преподобных печерских отцов и святых мучеников Бориса и Глеба. А что вы знаете о святых мучениках Борисе и Глебе?
Д. Это были сыновья святого князя Владимира. Их убил родной брат Святополк, потому что боялся, что они займут его престол. Святые Борис и Глеб были первыми русскими святыми мучениками.

Нестор Летописец, скульптура

IV. Самостоятельная работа

У. Некоторые ученики получили карточки с отрывками из летописи, сегодня они расскажут, о чем они прочитали.
1-й ученик. Я расскажу, откуда пошла земля Русская. Давным-давно на нашей земле поселились люди. Наши предки пахали землю, охотились, торговали. Часто они ссорились между собой. И однажды они решили позвать князя со стороны, чтобы он мог мирить их, руководить ими. Таким князем согласился стать варяг Рюрик. Два воина из дружины Рюрика Аскольд и Дир решили отправиться в Царьград и завоевать его. Но по дороге они остановились в Киеве, им так понравился этот город, что они остались княжить в нем.
2-й ученик. Через несколько лет Аскольд и Дир все-таки поплыли в Царьград. Испуганные жители, увидев под стенами города вооруженную дружину, стали молиться Божией Матери. После молитвы они опустили край Ее ризы в море, и поднялась страшная буря. Аскольд и Дир в панике повернули обратно. После этого чуда, совершившегося на глазах у русской дружины, Аскольд и Дир и многие из воинов крестились и стали христианами.
3-й ученик. Через несколько лет умер Рюрик, его сын Игорь был тогда еще ребенком. Вместо него стал княжить его родственник князь Олег. Он решил объединить всех славян. Для этого он посадил своих представителей в Смоленске, Любече. А сам стал княжить в Киеве, убив обманом Аскольда и Дира. Олег присоединил к своему княжеству соседние славянские племена. Так образовалось первое древнерусское государство. Отсюда и пошла земля Русская.
У. Теперь вы знаете, откуда пошла наша земля. А если вы захотите узнать, что было дальше, про Игоря, святую Ольгу, Святослава, святого Владимира и других русских князей, то читайте рассказы из русской летописи в переложении для детей.

Повесть временных лет

V. Творческое задание

У. На доске вы видите изображения старинных книг. Обратите внимание, как тщательно выписывались писцом буквы, как украшались разными орнаментами буквицы – заглавные буквы начала текста. Недаром от тех времен сохранилось выражение «красная строка» – она именно была красная, то есть красивая. Теперь попытайтесь сами нарисовать красивую старинную букву. На доске вы видите старинную азбуку, некоторые буквы похожи на современные, а некоторые отличаются. Какие буквы похожи на современные?

Выберите любую букву и начинайте рисовать.

Юлия Клюева

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.

9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.

Ученый монах Нестор

Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.

В то время, по словам преподобного Нестора

чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.

Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.

Первые литературные труды Нестора Летописца

Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:

Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.

Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.

Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.

Несторова летопись «Повесть временных лет»

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:

  1. Лаврентьевской летописи (1377 г.)
  2. Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
  3. Ипатьевской летописи (XV в.).

Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.

«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

«Повесть временных лет». Исследования

Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.

Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.

Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.

Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.

Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.

Вниманию всех любителей русской истории
Лицевой летописный свод →

Читать онлайн

Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного, – говорил он, – книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Творения его издавались много раз. Последние научные издания: «Повесть временных лет», М. –Л., 1950: «Житие Феодосия Печерского» – в «Изборнике» (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).

Памятник Нестору-летописцу в Киеве был установлен 10 июня 1988 года в честь торжественного события – 1000-летия принятия христианства как государственной религии на Руси. Крещение Руси состоялось предположительно в 988 году при князе Владимире Святославиче. Гранитный монумент находится в небольшом скверике на улице Лаврской недалеко от входа в Киево-Печерскую Лавру. Фигура Нестора высечена из серого гранита, он стоит на невысоком постаменте с огромной раскрытой книгой в руках.

Нестор-летописец известен как автор летописного свода «Повесть временных лет». Преподобный Нестор родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Придя еще юношей к преподобному Феодосию, принял постриг и стал послушником. В монастыре Нестор нес послушание летописца. «В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами» – говорил он.

Создатели памятника – скульптор Фридрих Мкртчевич Согоян и архитектор Николай Иванович Кислый. Рядом с монументом находится камень, на котором высечено название памятника, дата установки и авторы.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Церковь чтит его память 28 сентября, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *