Святой паисий великий

2 июля (19 июня ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Паисия Великого. Ему молятся об избавлении от муки умерших без покаяния православных христиан.

Житие преподобного Паисия Великого

Первое житие Паисия Великого было написано Иоанном Коловом (V ум. 422/430 г.) и содержит, кроме описания жизни подвижника, первое упоминание истории семи отроков Эфесских.

Паисий Великий родился в IV веке в Египте. Его родители рано умерли. Он был церковным клириком, а позднее принял иноческий постриг в одном из египетских скитов. Духовным наставником Паисия был авва Памва. После смерти своего наставника Паисий ушел в пустыню, где в пещере стал вести аскетичную жизнь и собрал вокруг себя единомышленников. Главной иноческой добродетелью Паисий считал безусловное подчинение отеческой воле опытных в подвижничестве старцев, которые поучали и руководили новоначальных иноков в трудных аскетических упражнениях. Одних из возлюбивших иноческую жизнь Паисий учил проводить время в молитве и чтении Священного Писания, других — заниматься ремеслами, чтобы они вместе с физическим трудом упражнялись и в добродетели, добывая пропитание не только для себя, но и для бедных. Когда иноческая община была вполне благоустроена, Паисий, стремясь к уединению, удалился в пустыню. Согласно житию, однажды во время молитвы Паисий был поднят на небо и увидел «прекрасные райские селения, преисполненные неизреченного света и веселия, увидел также и церковь первенствующих и вечно торжествующих, сподобившись здесь причаститься невещественной пищи Божественных Тайн». Из жития Паисия известен случай, когда один из его учеников, по его благословению, отправился для продажи рукоделий в Египет и на пути встретил еврея, который внушил иноку, что Христос Спаситель не Мессия, что придет другой. Поколебавшись, инок произнес: «Может быть, и правда то, что ты говоришь», — однако не придал своим словам особого значения. Возвратившись, он с огорчением увидел, что Паисий как бы не замечает его присутствия, и спросил о причине его гнева. Тот ответил: «Мой ученик был христианином, ты же не христианин, от тебя отошла благодать Крещения». Раскаявшись, инок со слезами просил Паисия отпустить ему грех. Только тогда подвижник с молитвой испросил у Господа иноку прощение.

Один инок самовольно ушел из пустыни и поселился недалеко от города. Там он встретился с женщиной, которая хулила Христа. Поддавшись ее влиянию, он не только оставил иночество, но и попрал христианскую веру и постепенно пришел к полному безверию. Однажды, по благому Промыслу Божию, мимо его дома проходили нитрийские иноки. Увидев их, бывший инок вспомнил свою прежнюю жизнь и просил монахов передать Паисию, чтобы он умолил за него Господа. Выслушав просьбу, Паисий начал усердно молиться, и его действенная молитва была услышана. Господь, явившись к Своему угоднику, обещал помиловать грешника. Вскоре совратившая инока женщина умерла, и он вернулся в пустыню, где, плача и сокрушаясь о своих грехах, начал трудиться в подвигах покаяния.

Преставился Паисий в 417 году в глубокой старости, был погребен в основанном им монастыре в Египте. Вскоре после смерти мощи Паисия были перенесены Исидором Пелусиотским (ум. ок. 449 г.) в Писидию (Малая Азия) вместе с мощами Павла Фивейского (ок. 228 года — ок. 341 года).

Почитание преподобного Паисия Великого. Тропарь, кондак и канон

Тропарь, глас 2

Божественою любовию от юности распалаем преподобне, вся красная яже в мире возневиде, Христа единаго возлюбил еси. Сего ради в пустыню вселися, идеже сподобися божественаго посещения, Его же неудобь зрети и ангельскима очима, паде поклонися. Великии же Дародатель, яко Человеколюбец, рече к тебе: не ужасайся возлюбленныи Мой, дела твоя угодна Мне. Се даю тебе дар: о коем либо грешнике помолишися, отпустятся ему греси. Ты же в чистоте сердца твоего возгореся, прием воду и прикоснуся Неприкосновенному, умы нозе Его. И воду пив, даром чудес обогатися, грешники от муки молитвою своею избавляти, болящия исцеляти, О! преподобне отче Паисии, и бесов от человек отгоняти, ибо от сих грешников первыи есмь аз. Молю тя, да умолиши иже тебе обетова, да даст ми время покаяния, и простит мое согрешение, яко Благии и Человеколюбец, да со всеми и аз воспою Ему: аллилуия.

Кондак, глас 2

Житейских молв оставль, безмолвное житие возлюбил еси, Крестителю подобяся всеми образы, с ним же тя почитаем, отче отцем Паисие.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Паисию Великому →

Читать онлайн

Преподобный Паисий Великий. Иконы

На иконах преподобный Паисий Великий изображается седобородым старцем. В правой руке он держит крест, а в левой — свиток. На древнерусских иконописных изображениях персты правой руки преподобного Паисия сложены в благословляющем жесте, а в левой руке он держит свиток.

Преподобный Паисий Великий. Фрагмент фрески Скита монастыря преподобного Неофита Кипрского. Кипр, 1183 годПреподобный Паисий Великий. Романов-Борисоглебск. XIX век. Собрание ЦМиАРПреподобный Паисий Великий. Москва, вторая половина XIX века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея РублеваИзбранные святые и Спас Вседержитель. Александра Римская, Никомидийская, императрица; святитель Василий Великий; Евдокия Илиопольская, преподобномученица; Екатерина Александрийская, великомученица; Кирик и Иулита, мученики; Мария Египтяныня, преподобная; Паисий Великий, преподобный; Параскева Пятница; Петр Муромский, князь; Родион, апостол от 70-ти и Феврония Муромская, княгиня. Москва, вторая половина XIX века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея РублеваПреподобный Паисий. Икона. Россия. XIX в.Преподобный Паисий Великий, с житием. Палех. Середина XIX в. Музей им. Андрея Рублева

Старообрядческие храмы во имя преподобного Паисия Великого

Во имя преподобного Паисия Великого освящен скит Белокриницкой митрополии в городе Пятра Нямц (Румыния) и строящаяся часовня Древлеправославной архиепископии в поселке Успех Астраханской области.

Cкит во имя преподобного Паисия Великого Белокриницкой митрополии в городе Пятра Нямц (Румыния)

Во имя преподобного Паисия Великого освящена часовня в п. Успех Камызякского района Астраханской области (Древлеправославная Архиепископия).

Часовня преподобного Паисия Великого в п. Успех

Пре­по­доб­ный Па­и­сий Ве­ли­кий ро­дил­ся в Егип­те в по­ло­вине IV ве­ка. Еще в дет­стве, ли­шив­шись от­ца, он сво­ей ма­те­рью был по­свя­щен Бо­гу и в от­ро­че­стве, слу­жа кли­ри­ком цер­ков­ным, по­ка­зал се­бя бла­го­че­сти­вым и рев­ност­ным ис­пол­ни­те­лем сво­их обя­зан­но­стей.

В зре­лом воз­расте при­нял ино­че­ство в од­ном еги­пет­ском ски­ту, где дол­го под­ви­зал­ся, на­став­ля­е­мый свя­тым Пам­вой (IV в.; па­мять 18/31 июля). Под его опыт­ным ру­ко­вод­ством пре­по­доб­ный Па­и­сий про­шел су­ро­вую шко­лу по­движ­ни­че­ства, жил в со­вер­шен­ном уеди­не­нии, три го­да не ви­дя ли­ца че­ло­ве­че­ско­го, изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние, по­стил­ся, мо­лил­ся и пре­успе­вал во вся­кой доб­ро­де­те­ли. По смер­ти сво­е­го учи­те­ля пре­по­доб­ный Па­и­сий, уже укре­пив­ший­ся в по­дви­гах, уда­лил­ся в глу­би­ну пу­сты­ни, где ис­сек се­бе пе­ще­ру, и там в без­мол­вии слу­жил Гос­по­ду.

Ве­ли­кие по­движ­ни­че­ские тру­ды пре­по­доб­но­го Па­и­сия ста­ли при­вле­кать к нему мно­го­чис­лен­ных по­сле­до­ва­те­лей из мо­на­хов и ми­рян, и во­круг пе­ще­ры воз­ник­ла ино­че­ская Лав­ра, на­сель­ни­ки ко­то­рой жи­ли под его ру­ко­вод­ством. Глав­ной ино­че­ской доб­ро­де­те­лью пре­по­доб­ный Па­и­сий счи­тал без­услов­ное под­чи­не­ние лич­ной во­ли оте­че­ской во­ле опыт­ных в по­движ­ни­че­стве стар­цев, ко­то­рые по­уча­ли и ру­ко­во­ди­ли но­во­на­чаль­ных ино­ков в труд­ных ас­ке­ти­че­ских упраж­не­ни­ях. Од­них из воз­лю­бив­ших ино­че­скую жизнь пре­по­доб­ный учил про­во­дить вре­мя в мо­лит­ве и чте­нии Св. Пи­са­ния, дру­гих за­став­лял сов­мест­но петь и воз­гре­вать в се­бе брат­скую лю­бовь и еди­но­мыс­лие, иным ве­лел за­ни­мать­ся ре­мес­ла­ми, чтобы они вме­сте с физи­че­ским тру­дом упраж­ня­лись и в доб­ро­де­те­ли, до­бы­вая про­пи­та­ние не толь­ко для се­бя, но и для бед­ных. Ко­гда ино­че­ская об­щи­на бы­ла вполне бла­го­устро­е­на, пре­по­доб­ный, стре­мясь к уеди­не­нию, уда­лил­ся в пу­сты­ню, про­слав­лен­ную по­дви­га­ми св. Ам­мо­на (IV в.; па­мять 4/17 ок­тяб­ря).

Но и здесь ве­ли­кие по­дви­ги и мно­гие чу­де­са со­бра­ли во­круг кел­лии пре­по­доб­но­го Па­и­сия рев­ни­те­лей бла­го­че­стия, и воз­ник­ла но­вая лав­ра, ко­то­рой ру­ко­во­дил один из его уче­ни­ков по его уста­ву.

За свои ве­ли­кие по­дви­ги пре­по­доб­ный Па­и­сий был удо­сто­ен от Гос­по­да со­зер­ца­ния небес­ных тайн. Скон­чал­ся он в глу­бо­кой ста­ро­сти, мо­щи его, про­слав­лен­ные чу­де­са­ми, бы­ли по­том пе­ре­не­се­ны в Пи­си­дию (в Ма­лой Азии).

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Па­и­сия Ве­ли­ко­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Прп. Паисий Великий

Паисий Великий (+ 400), преподобный.

Память 19 июня.

Родился в Египте в половине IV века. Еще в детстве, лишившись отца, он своей матерью был посвящен Богу и в отрочестве, служа клириком церковным, показал себя благочестивым и ревностным исполнителем своих обязанностей.

В зрелом возрасте принял иночество в одном египетском скиту, где долго подвизался, наставляемый святым Памвой. Под его опытным руководством преподобный Паисий прошел суровую школу подвижничества, жил в совершенном уединении, три года не видя лица человеческого, изучал Священное Писание, постился, молился и преуспевал во всякой добродетели. По смерти своего учителя преподобный Паисий, уже укрепившийся в подвигах, удалился в глубину пустыни, где иссек себе пещеру, и там в безмолвии служил Господу.

Великие подвижнические труды преподобного Паисия стали привлекать к нему многочисленных последователей из монахов и мирян, и вокруг пещеры возникла иноческая лавра, насельники которой жили под его руководством. Главной иноческой добродетелью преподобный Паисий считал безусловное подчинение личной воли отеческой воле опытных в подвижничестве старцев, которые поучали и руководили новоначальных иноков в трудных аскетических упражнениях. Одних из возлюбивших иноческую жизнь преподобный учил проводить время в молитве и чтении Св. Писания, других заставлял совместно петь и возгревать в себе братскую любовь и единомыслие, иным велел заниматься ремеслами, чтобы они вместе с физическим трудом упражнялись и в добродетели, добывая пропитание не только для себя, но и для бедных. Когда иноческая община была вполне благоустроена, преподобный, стремясь к уединению, удалился в пустыню, прославленную подвигами св. Аммона (IV в.).

Но и здесь великие подвиги и многие чудеса собрали вокруг келлии преподобного Паисия ревнителей благочестия, и возникла новая лавра, которой руководил один из его учеников по его уставу.

Преподобный Паисий отличался великим смирением, совершал подвиги поста и молитвы, но, по возможности, скрывал их от посторонних. На вопрос иноков, какая добродетель выше всех, преподобный ответил: «Та, которая совершается в тайне и о которой никто не знает».

Преподобный Паисий скончался в 400 году в глубокой старости и был с честью погребен множеством собравшихся иноков. Через некоторое время его мощи были перенесены преподобным Исидором Пелусиотом в Пелусийскую обитель и положены рядом с мощами преподобного Павла Пустынника, с которым преподобный Паисий при жизни был особенно духовно близок.

Тропарь, глас 2

Божественною любовию от юности распалаемь, преподобне, / вся красная, яже в мире, возненавиде, / Христа единаго возлюбил еси, / сего ради в пустыню вселися, / идеже сподобися Божественнаго посещения, / Егоже неудобь зрети и ангельскима очима, / паде, поклонися. / Великий же Дародатель, яко Человеко­любец рече к тебе: / не ужасайся, возлюб­ленный Мой, / дела твоя угодна Мне. / Се даю тебе дар: / о коем-либо грешнице помолишися, / отпустятся ему греси. / Ты же в чистоте сердца твоего возгореся, / прием воду и прикоснуся Неприкосно­венному, / умы нозе Его / и, воду пив, да­ром чудес обогатися, / болящия исцеляти, бесы от человек отгоняти / и грешни­ки от муки молитвою своею избавляти. / О преподобне отче Паисие, / молю тя, да умолиши и о мне, / якоже тебе Бог обетова, / ибо от сих грешник первый аз есмь, / да даст ми Господь время покаяния / и простит мое согрешение, / яко Благий и Человеколюбец, / да со всеми и аз воспою Ему: аллилуия.

Использованные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *