Святоварсонофеевский монастырь

Мiръ Россия Республика Мордовия село Покровские Селищи Свято-Варсонофиевский женский монастырь

Идёт загрузка карты…

Свято-Варсонофиевский женский монастырь — православный монастырь в Республике Мордовия. Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году на месте храма святителя Варсонофия. При монастыре действует гостиница.

История

Свято-Варсонофиевский женский монастырь возник в 1996 году на месте обычного прихода, в селе Покровские Селищи Зубово-Полянского района Республики Мордовия, на расстоянии 186 км от г. Саранска, 15 км от районного центра Зубова Поляна и 450 км от г. Москвы. Монастырь расположен на возвышенности, на фоне спокойного равнинного сельского пейзажа. В центре монастыря находится храм, освященный в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца.

Недалеко от ограды возведен благолепный десятиглавый собор Воскресения Христова, высота которого достигает 37 метров, заложена монастырская стена с построенными надвратной церковью Архангела Михаила, Святыми вратами и одной башней.

Свято-Варсонофиевский монастырь — самый молодой в Саранской епархии. Селищенские мокшане, по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1740-х годах, уже вскоре проявили себя как хорошие православные христиане, построив себе сразу два деревянных храма — холодный Покровский и теплый Никольский (1756 год). От летнего Покровского храма пошло второе, церковное, название села — Покровские Селищи. К началу XIX века образовался большой Покрово-Селищенский приход, насчитывавший более 5500 человек. Постепенно он разделился на два прихода: в селе Покровские Селищи — теплый Никольский храм, а в соседнем селе Новые Выселки (Бозуновка), насчитывавшим 3900 жителей, осталась деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В 1854 году в с. Новые Выселки на собранные жителями села пожертвования был возведен грандиозный по размерам и облику каменный храм с тремя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы и придельными в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой великомученицы Ирины. Храм был спроектирован по подобию нового Спасо-Преображенского собора Серафимо-Дивеевского монастыря.

В 1903 году, по милости Божией, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда по пути следования высочайших особ с железнодорожной станции до Сарова в канун канонизации старца Серафима. С тех пор иконы преподобного Серафима Саровского особо почитаются местными прихожанами.

В 1920-е годы верующим еще удавалось отстаивать свои храмы. В 1934 году в Новых Выселках каменный храм был полностью разрушен, до фундамента. Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб. В 1975 году Покровский и Никольский храмы признаны историческими памятниками архитектуры XVIII века и поставлены под государственную охрану. Однако вскоре Покровский храм был снесен. В 1991 году образовалась самостоятельная Саранская епархия. В том же году жители села Покровские Селищи ходатайствовали к светским властям о возвращении церкви и к владыке Варсонофию с просьбой о возрождении прихода.

В 1992 году была возвращена Никольская церковь, полностью разграбленная и нуждающаяся в капитальном ремонте. В честь открытия Саранской епархии под руководством владыки Варсонофия старый приход стал именоваться Свято-Варсонофиевским. 7 февраля 1992 года во вновь освященной церкви в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) совершилась первая Божественная литургия.

Постепенно при приходе образовалась сестринская община. Активное участие в этом принял настоятель и духовник отец Алексий: воспитывая сестер, он был первым во всех работах и молитве.

Община постепенно увеличивалась и под руководством настоятеля храма иеромонаха Алексия обустраивала территорию будущего монастыря. Вся обитель была огорожена бетонной стеной высотой в 2,5 метра, с железными вратами арочного типа. Построены корпус для настоятеля (ныне игуменский), просфорная, отремонтирован корпус бывшей библиотеки для первых сестринских келий. Началось строительство пекарни, молочного цеха, бани, жилого дома для послушниц, коровника. Стали разбивать огород и фруктовый сад. К 1996 году под руководством отца Алексия было уже 20 сестер, и такое количество насельниц позволило общине обратиться к владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать перед высшим начальством о переименовании общины в женский монастырь.

Вскоре сестры и их духовник иеромонах Алексий (Дегаев) получили радостное извещение, что определением Священного синода Русской православной церкви с 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь». А поскольку на тот момент не было настоятельниц с именем Варсонофия, то в честь открытия Саранской епархии будущей игумений дали имя Варсонофия. Таким образом, обитель возглавила игумения Варсонофия (в миру Кузьмичева Валентина Кузьминична).

В настоящее время в Свято-Варсонофиевском женском монастыре пять храмов. Первый, главный, — собор Воскресения Христова, заложен в 2002 году.

Нижняя церковь будет освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», с приделами в честь святой великомученицы Варвары и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Верхняя церковь — во имя Воскресения Христова, с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Близ Воскресенского собора расположена вторая однокупольная церковь базиликального типа с колокольней в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, построенная в 1740-х годах. Покровская и Никольская домовые церкви построены в 1999 году и в 2000 году. Пятый – надвратный храм Архангела Михаила, однокупольный, построен в 2005 году. В нем предстоят внутренние отделочные работы и обустройство храма. Планируется дальнейшее расширение территории монастыря. Возводится монастырская стена, и по образцу древних построек в ней разместятся монастырские кельи, мастерские, гаражи и другие подсобные помещения.

Современное состояние

Сердцевиной монашеской жизни является церковное богослужение, общее молитвенное бдение, участвовать в них стремятся все насельницы. В монастыре ежедневно совершается полный суточный круг богослужений, неопустительно читается Неусыпаемая Псалтирь.

Монастырь стал не только местом молитвы, но и социального, духовно-просветительского служения. В 2012–2013 году Свято-Варсонофиевский монастырь стал победителем конкурса «Православная инициатива» и успешно реализовал свои социальные и просветительские проекты. При монастыре воспитываются оставшиеся без попечения родителей или попавшие в трудную жизненную ситуацию дети, в том числе 5 детей-инвалидов. В монастырской богадельне проживает около двадцати насельниц-монахинь и престарелых благочестивых женщин. При богадельне имеется храм, освященный в честь вмч. Пантелеимона, в котором еженедельно совершаются богослужения. Лежачие сестры причащаются Святых Христовых Таин в кельях. Сестры, имеющие медицинское образование – врачи и медсестры – ведут в монастыре амбулаторный прием больных. Медицинскую помощь получают не только насельницы обители, но и местные жители, паломники. При монастырском подворье – больничном храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» – действует сестричество.

Монастырь строится, обрабатывает обширные сельскохозяйственные угодья, занимается скотоводством, пчеловодством, садоводством и огородничеством. На скотном дворе содержат крупный рогатый скот, овец, коз. На птичнике разводят кур, уток, гусей, индюков, в монастырских прудах – рыбу. На земельных угодьях возделываются пшеница, рожь, ячмень, овес, овощные и кормовые культуры. На аптекарских огородах выращивают и собирают лекарственные травы. Сестры выполняют различные послушания, среди которых выпечка просфор, уход за престарелыми в богадельне, воспитание и обучение детей, проживающих в монастыре под опекой, издание духовной литературы, изучение церковной истории края, а также все труды по хозяйству: уход за скотом и птицей, полевые работы, производство молочных продуктов, засолка рыбы, заготовка овощных консервов, сушка плодов, ягод и трав, изготовление лекарственных мазей, настоек и бальзамов и т. д.

В обители работает просфорная, переплетная мастерская, пошивочная мастерская, в которой сестры шьют священнические облачения, монашескую церковную и повседневную одежду. Развиваются традиционные монашеские рукоделия: иконопись, вязание четок, плетение поясов, вышивание, вязание.

Храмы

  • Церковь святителя Варсонофия
  • Верхний храм во имя Воскресения Христова с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
  • Нижний храм собора в честь иконы Божией Матери Знамение
  • Домовая церковь Святителя Николая
  • Домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Домовая церковь великомученика и целителя Пантелеимона
  • Надвратный храм во имя Архангела Михаила
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Святыни

Святой источник.

Престольные праздники

  • Церковь святителя Варсонофия (24 апреля)

  • Верхний храм во имя Воскресения Христова с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (В.Х.)

Приделы:

— в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (21 мая);

— в честь святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (6 октября)

  • Нижний храм собора в честь иконы Божией Матери Знамение (10 декабря)
  • Домовая церковь Святителя Николая (19 декабря)
  • Домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)
  • Домовая церковь великомученика и целителя Пантелеимона (9 августа)
  • Надвратный храм во имя Архангела Михаила (21 ноября)
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Пт. Светлой снедмицы)

Фото

  • Архиерейское богослужение

  • Воспитанницы Свято-Варсонофиевского монастыря

  • Освящение собора Воскресения Христова

Видео

Как добраться

Поездом до поселка Зубова Поляна, далее автобусом с автостанции отправляющемся в направлении села Пичпанда или города Спасск (Беднодемьяновск), до остановки Новые Выселки.

Паломнику

Свято-Варсонофиевский женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием. На бесплатной основе гостиница монастыря принимает паломников и путников, обеспечивает горячим питанием. Рассчитана на 80 мест.

Адрес: Россия, Республика Мордовия Зубово-Полянский район, с. Покровские Селищи

Несколько лет тому назад моя двоюродная сестра из Саратова приезжала с паломничеством в Макарьевский Монастырь для того, что бы попасть на прием к святому человеку старцу Феофану. Немного позже Владыка Климент пригласил меня (и моего отца) на его день рождение (старца Феофана). Несмотря на усталость и почтенный возраст — старец принимал целые автобусы паломников и для каждого человека у него находились нужны слова. Каждого он мог поддержать словом и молитвой. И в глазах его (со слов моей сестры) была видна святость. Статья про этого — воистину замечательного человека — современного святого земли Мордовской….

Старец Феофан — о своей жизни, Вере, конце света и Спасении
Тысячи верующих в самых отдаленных уголках России и даже за границей говорят с благодарностью: «Батюшка Феофан помог!» Эти слова произносят, когда Господь дарует долгожданного первенца. Когда муж возвращается в семью или перестает злоупотреблять алкоголем. Когда отступает неизлечимая болезнь. Когда на душе становится светло… Сотни паломников каждый день едут к схиархимандриту Феофану в Макаровский Иоанно-Богословский монастырь: одни — за утешением, другие — за исцелением или добрым советом. Для многих батюшка стал самым дорогим человеком на Земле. Старец впервые согласился побеседовать с журналистами и впустил их в свою келью. Историю жизни и духовные наставления Феофана выслушал МИХАИЛ НИКИШИН.
…Батюшка слегка волновался, вздрагивая от щелчков фотокамеры. «Не мое это все — вспышки, красивые слова и позы, популярность, — говорит духовник. — Монашеское послушание, молитва и пост — вот что главное. В своей келье молю Господа нашего за всех скорбящих, болящих, оступившихся и попавших в плен сатаны…» И лучшее доказательство этих слов — неземной свет, льющийся из чистых и мудрых глаз…
Подвиг
Старчество — особый иноческий подвиг, который во все времена почитался на Руси. Говорят, настоящим духоносным старцам открыто намного больше, чем простым священникам. Спустя долгие годы затворничества созревшие духом подвижники выходили к людям и по милости Божьей исцеляли недуги, утешали скорби, давали советы. В наше время старчество стало крайне редким явлением. Лишь по великой милости Бог посылает истинных пастырей, в чьих душах живет благодать. К таким праведникам люди тянутся сами, несмотря на то что общение с ними дает ощущение собственного несовершенства и греховности. Старчество — это особенное служение, которое Господь дает только ИЗБРАННЫМ. К их числу относится батюшка Феофан — духовник Макаровского монастыря и всей Саранской епархии. В молодом возрасте он посвятил себя служению Богу. Уже долгие годы он продолжает молиться за всех…
Детство
Батюшка Феофан (в миру Владимир Федорович Даньков) родился 15 июня 1935 года в пензенской деревне Орловка. Обычная кресть­янская семья. Его отец Федор Васильевич был ярым коммунистом, строителем новой жизни, а мать Мария Петровна — глубоко религиозной. Православную веру женщина старалась привить четверым детям. Отец в январе 1942-го ушел на фронт, а уже в марте на него прислали похоронку. Война стала тяжким испытанием для вдовы, оставшейся с малыми ребятишками. Владимир рос кротким, тихим и… очень верующим. В советской деревне мальчику нелегко исповедовать Христа. Друзей у него не было. Едва завидев «отщепенца», детвора со смехом кричала: «Поп идет!» Парнишка старался поскорее проскользнуть мимо и избежать конфликтов. Он терпел все: холод, голод, насмешки… Окончил начальную школу, а семилетку в соседней деревне посещать не стал, потому что не во что было одеться и обуться. «Сидел на печке в одной рубашонке, — вспоминает батюшка Феофан. — Жили мы в большой бедности, помогала лишь вера в Господа». Мерзлая картошка, тайком выкопанная на колхозном поле, считалась большим лакомством. Но даже в такие тяжелые времена Мария Петровна приучала детей соблюдать пост. Ее неоднократно вызывали в сельсовет и прорабатывали за то, что морит детей голодом. Мать молчала, но от церковных канонов не отступала. Первым духовным наставником мальчика стал благочестивый старец по имени Григорий, который пришел неведомо откуда и поселился у соседки. «Это был человек великой духовной силы и веры, — вспоминает Феофан. — Он учил нас с мамой правильно молиться. По воскресеньям и праздникам к нему стекался народ. За это власти ненавидели отца Григория и мечтали от него избавиться… Так я под его присмотром и вырос». Хозяйку заставляли выгнать гостя из дома, но она упиралась. Старца неоднократно возили в район для разбирательства и устрашения. Заходя в начальственный кабинет, он снимал головной убор. Ему говорят: «Ты что, дед, шапку снял? В церковь, что ли, пришел?» А он показывает на портреты: «Вон ваши вожди-то тоже без шапок сидят». «Ты хоть знаешь, кто это?» — горячились коммунисты. «Не знаю. Может, сам сатана», — отвечал Григорий… Батюшка Феофан по-детски рассмеялся, вспоминая бесстрашие своего наставника… Когда Володя немного подрос, то отправился в колхоз пахать на быках. Позднее по профмобилизации уехал на Урал, выучился в ФЗУ на плотника, несколько лет работал на заводских стройках. Вернувшись домой, был призван служить на Тихоокеанский флот. Попал в береговую охрану. Там ему тоже доставалось за веру. Замполиты на занятиях отчаянно пытались вправить мозги худенькому крестьянскому парню, но он оказался тверд как камень. В полночь незаметно уходил из казармы, чтобы помолиться. Однажды Владимира Данькова положили в госпиталь, где случилось ЧП — повесился боец. Из Москвы нагрянула комиссия с проверкой, пошли по палатам. Генерал глянул на посиневшего солдатика и сказал: «Этого комиссуйте, а то ведь тоже повесится». «Вот так Господь помог мне выбраться оттуда», — заключает отец Феофан.
Священник
Домой вернулся на Рождество 1957 года. Весной стал пасти деревенское стадо. В хрущевские времена гонения на церковь вспыхнули с новой силой, но именно тогда парень принял главное решение в своей жизни — посвятить себя служению Богу. Однажды пошел за 30 километров в храм села Башмакова и… остался там навсегда. «У ребят на уме одно: вино, кино да танцы, а я этого совсем не понимал, — рассказывает Феофан. — Думал: как же без Бога жить можно? Как в Башмаково пришел, так больше от церкви не отлучался. Был сторожем, потом научился читать по-церковнославянски, петь. В храм ходили только бедные бабушки, которых власти не трогали, но они ничего не могли подать священникам. Тогда я сам пойду за милостыней, прошу дров или уголька, чтобы истопить в храме печку. Меня спрашивали — для кого, мол? Я говорил, что для себя, и мне охотно давали». Молодого человека заметил епископ Пензенский и Саранский Мелхиседек (Лебедев) и предложил стать священником. Владимир согласился.
Архиерей отвез его в село Журавки Зубово-Полянского района, где 17 марта 1977 года возвел в сан. Наш собеседник прослужил там 5 лет. Все бы ничего, да староста прихода любила устанавливать свои порядки: лично решала, кого можно крестить и венчать…
Это батюшке сильно не нравилось, но он, как всегда, старался обойтись без конфликта. Тем временем в ельниковском селе Каменный Брод состарился отец Никифор, и его сын предложил отцу Владимиру переехать туда вторым священником. «В те же годы я решил принять монашество, — рассказывает старец. — Новый пензенский епископ Серафим (Тихонов) благословил поехать в Троице-Сергиеву лавру. Там я нашел старца Кирилла (Павлова), который тоже благословил меня и дал на постриг все свое: мантию, клобук, рясу, ремень». В 1982-м батюшка принял монашество с именем Феодосий, а по возвращении из Лавры его ждало решение о переводе в Каменный Брод…
В Журавках спохватились, поехали к владыке, просили вернуть полюбившегося священника. «Они обо мне скорбели, так что я не рад был, что ушел, — с улыбкой вспоминает Феофан. — Но на новом месте повезло: можно крестить и венчать без проблем, а мне того и нужно. Однажды за одно воскресенье совершил 75 крестин и 18 венчаний. А обычно происходило более десяти таинств в день. Когда идет давление сверху, народ, наоборот, больше стремится к Богу. Придет ко мне коммунист и просит, чтобы я его тайно покрестил. Все в районе знали об этом, но никто меня не выдавал. Начальники на словах мне запрещали крестить, а сами украдкой приезжали и совершали обряд. Однажды пришел парторг… В конце разговора я принял у него исповедь, и вскоре тот повенчался со своей женой».
Иероним
С открытием Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря отец Феодосий перешел в число братии, а в 1992-м был пострижен в схиму с именем Феофан. Со всей России пошел поток паломников. В Санаксаре они могли соприкоснуться с духоносными старцами Иеронимом и Питиримом, попросить у них совета и молитвы.
«С батюшкой Иеронимом мы сильно дружили, царство ему небесное, — говорит Феофан. — Когда служили на приходе, то на праздники ездили друг к другу в гости. А как открылся Санаксарский монастырь, вместе ушли туда. Сейчас многие неблагочестивые люди прикрываются именем батюшки Иеронима. Говорят, будто он оставлял некое духовное завещание с предсказанием судьбы России. Это все вранье! Да, отец Иероним был прозорливый, честно служил, неустанно молился и работал. Летом косили траву. Помню, в 5 часов утра возьмем с собой человек пять — и в бурьян, а к полудню уже стог накосим. Дрова заготавливали вместе, огород обрабатывали, зимой снег убирали. Работали каждый день, и все с молитвой, спали 4—5 часов в сутки. Батюшка Иероним — настоящий подвижник. Прозорливость дается далеко не всем».
Макаровка
В 1995 году по благословлению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия отец Феофан перешел духовником во вновь открытый Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь, куда переместился поток желающих попасть на отчитку. Позднее схиигумена Феофана перевели в Макаровский мужской монастырь. Теперь эту обитель знают не только в России, но и далеко за ее пределами. К батюшке приезжают даже из Америки и Германии, не говоря о ближнем зарубежье. Одна из женщин, объездившая все святые места, коротко сказала: «Можно больше в Иерусалим не ездить. Здесь для нас Святая Земля, Господь щедро изливает на монастырь и всех приезжающих свою благодать». Только хорошее говорят паломники и о духовнике монастыря. Часто присылают благодарственные письма. «Я сегодня приехала от батюшки Феофана, уже не сосчитать, в который раз приезжала… Нет слов, чтобы передать ту благодать, которую получила. Скажу просто — очень полюбила его… Он хороший и добрый. Вот на таких батюшках держится вера православная. Пообщавшись с Феофаном, получаешь только радость и благодать, и все жизненные невзгоды кажутся такой мелочью…»
Отец Феофан сегодня имеет сан схиархимандрита. Он является духовником не только монастыря, но и всей епархии. На исповедь к нему едет монашество и духовенство даже из других регионов. «За что нам даются страдания и болезни? — переспрашивает старец. — Это написано в Евангелии: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Если люди живут благочестиво и богоугодно, соблюдают заповеди, то будут всегда здоровы. Человек — это драгоценный сосуд, но весь запачкан грехами, пороками и страстями. Господь очищает его в горниле скорбей и болезней, поношений и напастей. Поболеет, помолится, покается и тогда избавляет его Всевышний от муки вечная…»
Его всегда окружает множество людей. Ни разу он не дал понять, что кто-то явился не вовремя, что сам нездоров, устал и ему некогда. В руках большая кипа поминальных записок. Они также распиханы по карманам, лежат в сумке, а в сердце — тысячи имен людей, за кого он молится. «Иногда ко мне приезжает по три автобуса посетителей за день. Сегодня людям требуется духовное очищение. Надо жить по-евангельски, — объясняет отец Феофан. — Следует помышлять о будущей участи. Телесное все кончается, а душа отойдет к Богу! Думай, как ты живешь и какие дела творишь! Если добро сеешь, то Господь прославит тебя в Царстве Божием. Ежели грешил, вредил, деньгами и богатством все мерил, значит, к сатане пойдешь».
Большая часть времени у батюшки уходит на молитвы с земными поклонами. В монастырь приезжают самые разные люди. Старец наставляет их на истинный путь, исповедует, отчитывает, дает епитимию для изглаживания тяжких грехов. А если человек не исполняет ее, тогда батюшке приходится это делать самому. Когда посетители узнают об этом, их охватывает стыд. Мысль о том, что старец за тебя кладет поклоны или читает покаянный канон, становится невыносимой…
Люди иногда не понимают, почему они перестали болеть, почему им радостно и легко на душе. И как прозрение: «Батюшка Феофан помолился и помог!» Люди безоговорочно верят в молитвы старца. И часто перебарщивают. О чем только не просят! «Сами духовно потрудиться не хотят, отдадут записки мне и ждут, когда у них все исправится в жизни к лучшему, — укоризненно качает головой Феофан. — Конечно, время сейчас непростое. Рушатся производство и сельское хозяйство, многие без работы сидят. Долгие годы государство веру запрещало, а теперь разрешает, но народ уже сам испортился. Наши предки долгие годы учили нас жить без Господа, а чему хорошему можно научиться в таких условиях? Молодежь все больше увлекается пьянством, хулиганством, наркоманией. Наркоман — это человек, который уже не способен к жизни. А у нас это все в моде, как будто так и надо. Ко мне много таких приезжает. Самому за себя надо бороться! Кто ж тебе поможет, если ты сам не хочешь исправиться? Ужас охватывает от того, сколько сейчас таких больных. А все потому, что живут без Бога, увлекаются удовольствием. Вино, кино, танцы, разврат… Не радеют сегодня люди о спасении».
Каждого, кто приходит к отцу Феофану, он встречает с любовью и лаской. Получить благословление у старца — большая радость для любого паломника. Неземной нежностью светятся его глаза, когда подбегают совсем маленькие детки. «Верующий человек живет по совести, — говорит старец. — Все реже это слово народ стал вспоминать. Хотя от нас требуется лишь любовь к ближнему да честный труд. Господь говорит нам: будьте милосердны, как Отец ваш Небесный. Этими словами Иисус указывает на высочайший образец для подражания. Есть достойные образцы для подражания и на земле, но самый великий — это наш Отец Небесный».
Конец света
Старец искренне уверен, что Господь слышит того, кто богоугодно живет. А молиться надо с великим сокрушением и сердечной теплотой. Огромное количество людей собирается к нему на отчитку. Задолго до молебна они окружают бревенчатую келью старца и выстраиваются на всем пути до храма, чтобы получить благословление, задать вопрос.
Вдруг по всему монастырю разлетается шепот: «Старец вышел». И люди устремляются к нему — как к последней надежде…
«Захожу в храм, а там — все болящие, — вздыхает батюшка. — Сегодня во многих людях бес сидит. И таких все больше… А сколько вокруг магов и чародеев! Выпускают нечистую литературу и эшелонами завозят в Саранск. Говорят: приходи ко мне, я тебе хорошую жену приворожу, а тебе — жениха богатого. А если не понравится, сразу отворожу. И люди верят. Потом приходят ко мне: вот, батюшка, меня заговорили, порчу навели, помоги! Сектанты разные пугают народ болтовней про конец света. Да, в Евангелии говорится, что придет время и по местам будут землетрясения, бедствия, войны, но и это еще не кончина мира… Когда вера иссякнет в людях, вот тогда жди беды. Если ничего не менять в нашей нынешней жизни, то мы близко подберемся к страшному событию. Близок конец света, да только точную дату один Господь знает… Вот и кричат у меня бесноватые, и лают, и рычат. Страшно — хоть из церкви беги!»
Мечта
Отец Феофан знал многих известных старцев. Был у Николая (Гурьянова) на острове Залита. Принимал исповедь у Илии Оптинского. Старец Кирилл (Павлов) подарил ему свое монашеское облачение. Общался с Иоанном (Крестьянкиным) из Псково-Печерского монастыря… Никому не дано знать, о чем говорили духоносные мужи. Одно несомненно — ниточка преемственности старчества на Руси не оборвалась. В годы лихолетий осветили они смутное время и подарили надежду на духовное спасение. Батюшка Феофан считает себя недостойным во всем. Очень жестко отозвался о себе: нет, мол, у меня истинного смирения, одни грехи… «О чем вы мечтаете?» — спросил корр.»С». Глаза старца вмиг наполнились молодостью и светом, а лицо озарила улыбка. «Грешный я. Вот и мечтаю, как бы мне унаследовать Царство Божие и избавиться от муки вечная. Наш суетный мир — это только временное жилье, а вечность — это жизнь в Господе…»
ПРодолжение часть вторая
По материалам наших друзей stolica-s.su/new/node/340

Свято-Варсонофиевский женский монастырь был основан в конце XX столетия на территории небольшого сельского храма, находившегося в Покровских Селищах. Это село в районе под названием Зубово-Полянский, в Мордовии.

Официальной датой основания можно считать 22 февраля 1996 года, исходя из датировки определения No 609 Священнейшего Синода праведной Русской церкви Православной, также Указом самого Управляющего святой епархией в чине епископа славного Саранского, а также Мордовского Варсонофия No 26. Согласно Указу сельский церковный приход был отдан в монастырский удел.

Территория обители постепенно преобразовывалась, а сам монастырь со временем приобрел ценное духовно-просветительское и социальное значение. Этим по сей день привлекает к себе особое внимание и любовь местных христиан и многочисленных паломников.

Происхождение названия и его значение

Свое название обитель заимствует от того же храма, по повелению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия (ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского), который назвал так самый древний храм на монастырской земле, прославляя своего тезоименитого святого.

17 октября, согласно новому стилю, православной церковью чтится память Варсонофия, известного как епископ Тверской, Казанский, святителя и наделенного от Господа чудотворением. Этой же датой поминается престольный праздник светлой обители.

Обретение чудесных мощей прославленного Варсонофия, святейшего епископа Тверского (год преставления 1576), а также святителя праведного Гурия, в сане архиепископа праведного Казанского (год преставления 1563), совершилось в Казани, в 1595 г.

Во время возведения новой церкви белокаменной в прославление Преображения Господня на территории Спас-Преображенского монастырского удела, основателем которого был сам святитель Варсонофий, у обветшалой стены алтарной старого храма были явлены на свет гробы угодников Божьих с их благоухающими мощами. Открытие их сопровождалось удивительными явлениями.

Святой Гурий был полон целебного и благоухающего мира. Невредима была и погребальная одежда.

Только губы святого немного коснулось тление. Он открыл и другой гроб, праведного Варсонофия.

По благоговению Бога свету открылись чудесные почти полностью сохранные мощи старца и его одежды были также невредимы.

Есть свидетельства и о многих случившихся тогда исцелениях помазанных святейшим миром, истекавшем из раки святителя Гурия.

Дополняет же благое и радостное богослужение в этот день почитание тезоименитства матушки игуменьи прихода, в постриге нареченной Варсонофией.

Вот уже более 20 лет она смиренно несет свой многотрудный крест во славу и процветание святого места.

История Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Свято-Варсонофиевский женский монастырь располагается на местах с вековой историей. Наиболее отдаленные упоминания о селе Селищи и близлежащих мордовских поселениях встречается в сказаниях о событиях, которые связаны с крещением сельских жителей. Оно состоялось по указу императрицы Анны Иоановны в 1740-х годах.

В 1756 году уверовавшие и всем сердцем возлюбившие Христа жители, прилагая общие усилия, возводят 2 храма деревянной постройки:

  1. Покровский, называемый холодным, приход.
  2. Основательный Никольский.

С тех времен поселение получило двойное название, а к 19 в. на территории Покрово-Селищенского сельского прихода насчитывалось больше, чем 5000 жителей. В последствии он был разделен.

По соседству, в Новых Выселках (другое название Бозуновка), усилиями сельчан была возведена церковь по зимнему типу постройки, прославляющая великий Покров Владычицы нашей, Богородицы. Она имела придел во славу старца святителя Николая.

Настоятелем там стал ревностный в вере протоиерей отец Иоанн (Богоявленский). Прославленному Владимиру (Богоявленскому) священномученику он был родным братом. Там же у алтарного места нашло упокоение тело их матери Ирины Антоновны.

В самом конце 19 в. Владимиром, святейшим митрополитом, был основан колоссальный по архитектурным приемам храм Покрова Владычицы и Девы, имевший красиво исполненные пристройки, посвященные верному князю Владимиру, а другой – во славу Ирины мученицы.

Проект молельного дома составлялся А.С. Каминским, который взял за образец Спас-Преображенский Собор, при дворе Николо-Угрешской монастырской обители. Верующие поддерживали эти храмовые сооружения до 20 столетия.

Далее им была уготована печальная судьба, а именно:

  1. В 1934 году Селиценские церковные наделы были отданы в распоряжение сельхозкомунне. Церковные помещения стали употребляться как складские помещения и даже стали иметь статус клубных.
  2. В поселке Новые Выселки белокаменный молельный дом разрушили, взорвав его в 1943 году.

    Покровская церковь Свято-Варсонофиевского женского монастыря, которая была снесена

Оба Селищенских церковных свода в 1975 году обрели статус памятников и образцов архитектуры 18 столетия, но Покровская церковь, та, что находилась в очень ветхом состоянии, позднее подверглась сносу.

Только в 1992 году по обращению жителей к властям они вновь обрели обветшалую Никольскую церковь. Но по прошествии небольшого срока ее начинают восстанавливать и освящают в благодарение святителю Варсонофию, славному епископу Тверскому, прославленному от Бога и творящего чудные исцеления.

Настоятелем храмового удела переводят иеромонаха отца Алексия (Дегаева). Выстраивается вокруг здания стена.

Проводятся работы по обустройству земель и строятся:

  • настоятельский дом (позже становиться игуменским);
  • сооружения с комнатами для сестер, их часто называют кельями;
  • просторная пекарня;
  • благоустроенная просфорная;
  • деревянная баня;
  • сарай для коров;
  • отдельный молочный цех.

Разбивается огород и сад с фруктовыми деревьями.

Число постоянных насельниц выросло до 20, в связи с этим появилось право обратиться с письменным прошением к Владыке Варсанофию о его ходатайстве перед высшими духовными и государственными чинами о переименовании общины в Свято-Варсонофиевский, в честь почитания того же святого старца, монастырь с присвоенным статусом женский по разделению общин.

Вскоре их просьба была удовлетворена. 21 января 1997 года с передачей во владение монашеской общине, сложенного из дерева, храма в хвалу чудесного Рождества Христова начинает свою историю монастырское подворье.

Современный статус Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Свято-Варсонофиевский женский монастырь на сегодняшнем этапе развития представляет собой комплекс из нескольких храмовых зданий и ландшафтно-парковых устройств.

  1. Церковный свод, прославляющий чудотворный образ Божьей Матери, который именуется как «Живоносный источник». Он расположен в отдалении (2 км) от основного храмового комплекса, на действительном, истекающем из недр земли, святом ручье-источнике.
  2. Заканчивается устройство храма-подворья из дерева в память церковного служителя-мученика славного Владимира, в сане митрополита по чину Киевского, который возводится в поселке Новые Выселки.
  3. Также к монастырскому уделу относится светлая обитель во хвалу Пресветлого Рождества Господа Иисуса Христа в поселении Покассы. Она же является памятником образцов архитектуры 19 века.
  4. «Монастырской жемчужиной» считается храм во славу Светлого Воскресения Господа нашего — десятиглавый и белоснежный свод с величественной колокольней. Ее высота составляет 39 м. Сотворен по проекту В.В. Курбатова, а первый камень был возложен в 2002 году. 10 декабря 2007 года было проведено малое освящение первого яруса прихода, а приделы нижней части будут освящаться в прославление великомучениц Христовых Варвары и Анастасии. Последнюю славят как Узорешительница. Таинство освящения, считающегося верхней дома молитвы части, и приделов его в хвалу верного евангелиста-проповедника Иоанна Богослова и праведного Предтечи, любимого на Руси Крестителя Господня Иоанна, совершалось 10 июня 2012 года.
  5. К подворью отнесен и бывший Никольский приход, а ныне восхваляющий святителя и старца-чудотворца Варсонофия, приписанного к лику святых, епископа Тверского, Казанского;
  6. Домовая Никольская церковь. Та, которая расположена на одном из этажей выстроенного корпуса с кельями. Он появился в результате перестройки деревенской обветшалой библиотеки.
  7. Покровская домовая церковь, чин освящения которой приходится на 2000 год, расположившаяся в ином наместном келейном монашеском корпусе.
  8. Домовая обитель смелого великомученика Христова, а также целителя по приданиям Пантелеимона, находящаяся в здании богодельни. Ее освещение шествовали в 2002 году.
  9. Храм-надстройна — возлежащий над вратами, возведенный в 2005 году, а освящен он чином в 2012 году, в хвалу имени Архангела Михаила.
  10. Памятник архитектуры, в том числе и республиканского значения, — Рождественская церковь в Покассах. Неизменно принимала прихожан с 1873 года.

Интересные факты и легенды

Многовековая история Покрово-Селищенских мест хранит в себе не только прописанные факты становления монастырских угодий и земель, но и разные иносказания и рассказы очевидцев о Господних знамениях.

  1. Существует легенда, что во время освящения крепкого величественного храма во славу честного Покрова нашей Владычицы, некая девица, названная Дарьей, предсказывала его неминуемое и скорое полное обрушение. В последствии ее слова оказались пророческими. Также она говорила, что в здешних местах «возгориться свеча от самой земли и до небес». Этими словами она предзнаменовала появление святой богоугодной обители.
  2. Интересный факт знамений в чудесном соборе Воскресения Христова. Сестры и духовенство рассказывают о славном явлении участка для будущей постройки этого собора. Говорят, что Господь сам огнем очистил землю для новой белоснежной святыни на выкупленном к тому времени в монастырскую собственность земельном участке. По приданию на нем произошел пожар, который уничтожил все деревянные постройки, так как были выполнены они из древесного материала от старой церкви.
  3. Еще одно, не поддающееся научному изъяснению, событие произошло там же в 2003 году. От начала Рождественского сорокадневного поста, когда возводили нижний удел собора, на сводах его необъяснимо появилось очертание огромного четкого креста из сверкающего инея. Он сохранялся вплоть до времени Великого поста. Считается, что это чудо послано Спасителем для большего укрепления правой веры в Божий Промысел.

Святыни Свято-Варсонофиевского женского монастыря

Особо прославляется святыня на целебном источнике в хвалу прославление иконы Владычицы нашей «Живоносный источник».

В 2012 году освятили обитель на источнике, прославляющую чудный образ «Живоносный источник». Эта святыня пользуется особой популярностью у паломников. Христиане приезжают сюда за тысячи км и получают долгожданное исцеление от недугов тела и души.

Есть многие свидетельства, которые бережно сохраняются и повествуются сестрами монастырской обители. Люди, страдающие от сердечных болезней, от болезней души и тела получают по собственным прошениям и благодарственным молитвам, а также по сестринским молитвам и проектам необходимую помощь.

Особые молебны на источнике:

  1. Свято-Варсонофиевский женский монастырь в полном составе, духовенством, сестрией и верующими мирянами, совершается обычай — крестный ход к источнику на Преполовение Пятидесятницы — воздавая хвалу Господу, участники возвращаются к монастырскому комплексу, минуя засеянные поля. Священники щедро освящают посевы, окропляя святой водой.
  2. Летом каждую среду совершаются молебны водосвятные к Пресвятой Богородице ради иконы «Неупиваемая чаша».
  3. 1 сентября, когда памятуют икону Божьей Матери «Донская» служится особый молебен с благодарением.

Накануне праздничного дня Богоявления в 2007 году была устроена оборудованная купальня закрытого типа.

Музей

На базе монастыря создан и успешно действует музей церковно-исторического значения. Он является не только детищем сестринской общины, но и многих жителей района Зубово-Полянский — трудящихся в образовательной и культурной сферах, детских учреждений и студенчества всего края.

Основные экспозиции освящают темы:

  • быт мордовского общества;
  • культура;
  • история края;
  • становление монастыря;
  • святым и, почитаемым православным народом, подвижникам в этом крае живших или подвизавшимся.

Помощь центральной районной больнице

Монахини молельного дома во имя Божьей Матери и образа ее «Всецарица» всех желающих призывают принимать активное и очень ценное соучастие в благом проекте и оказывать посильную помощь центральной районной больнице.

Преосвященный Климент, чтимый епископ Краснослободский и Темниковский благословил организацию сестричества на территории с названием Зубова Поляна при храме во имя Владычицы, и светлого образа ее всепетого «Всецарица». Все желающие могут присоединиться к проекту в качестве сестер милосердия.

Адрес. Как добраться до монастыря

    1. Следует добраться на пригородной электричке до станции Зубова Поляна (Казанское направление), далее службой такси до самого монастыря.
    2. От автостанции, по маршруту на г. Спасск, и до станции Новые Выселки, от станции пешком 2 км.

Расписание богослужений

Богослужения в монастыре проходят традиционно для Русской православной церкви по предписаниям Типикона. Учитываются движимый и недвижимый богослужебные круги.

Наименование основных богослужений Периодичность богослужебных чтений
Литургия божественная. Ежедневно, кроме дней, в которые предусмотрены Уставом иные чтения.
Чинопоследовательные молебны с водоосвящением. После Литургии, во все дни, когда она совершается.
Молебен Архистратигу Михаилу. По понедельникам.
Молебен Предтече и Крестителю Христа Иоанну. По вторникам.
Молебен Божией Матери ради образа ее «Живоносный Источник». По средам. Совершается в храме на святом источнике.
Молебные чтения святителю Николаю. По четвергам.
Молебны всем святым. По субботам.
Молельные чтения с заказанными акафистами. По воскресным дням и праздничным.
Панихида (богослужение с поминовением умерших). В дни служения Литургии, после совершения. молебна с водоосвящением.

Община сестер Свято-Варсонофиевский монастыря со дня основания ведет активную благотворительную деятельность, осуществляя проекты, помогающие людям. Святые иконы привлекают паломников и прихожан.

Волохова Екатерина

Оформление стати: Мила Фридан

Видео о Свято-Варсонофиевский женский монастырь

Варсонофиевский женский монасырь:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *