Святые места оренбурга

Содержание

Село Покровка Соль-Илецкого района Оренбургской области

Село Покровка раскинулось на левобережье слияния двух рек, Илек и Хобда. На самом юге Соль-Илецкого района, в 56 км от г. Соль-Илецка. Село находится можно сказать на самой границе Россия-Казахстан, поскольку расстояние до сопредельного государства от окраины Покровки, измеряется несколькими сотнями метров.

Население многонационально, в основном русские, казахи, татары. Из достопримечательностей – школьный музей, мо­гиль­ни­к, на­счи­ты­вав­ший бо­лее 100 кур­га­нов и от­но­ся­щих­ся к позд­не­сар­мат­ско­му вре­ме­ни.

Краткая история села

Впервые Покровка упоминается в мае 1880 года, когда здесь поселились первые переселенцы с Полтавщины и Тульской губернии которые сотнями и тысячами устремлявшиеся в Оренбургский край в поисках свободной земли и лучшей доли беглые, различные «сходцы», и поселялись здесь, несмотря на запрещения и преследования властей. Они записывались в казаки, государственные крестьяне.

Природа здесь сложна и многогранна, так как село находится на стыке двух зон: лесостепи и степи. Это определяет ее своеобразие, касающиеся растительного и животного мира. Открытые, нераспаханные участки покрыты густым травостоем из злаков и разнотравья, здесь много ковыля с красноватыми стеблями и пырея с подземными ползучими корневищами.

Среди злаков возвышается морковник с зонтиком мелких беловато зеленых цветков, подмаренник и белые шапки цветущего лабазника. Встречаются бобовые – мышиный горошек и клевер. На открытой местности в травостое преобладают степные злаки – ковыля и типчака. Кустарники этих злаков состоят из большого количества соломинок. Встречаются ковыли гладкие, без пушка остями, их зовут ковылями-волосатиками, или тырсой.

Особенно сильно изменен растительный покров у водопоев, по берегам рек и водоемов, где летом скапливается много животных. Растительный покров, сильно измененный вследствие выпаса скота, называется скотобоем. На скотобоях растут крупные сорняки – осот и молочай. Стебли и листья молочая узкие, темно-зеленого цвета, цветки желто-зеленого. Если растение поранить, из него потечет белый сок. Оно совсем не поедается скотом.

Много ядовитых и несъедобных сорняков бывает на тырле – место ночевок отар овец. Чаще всего здесь встречается белена, она имеет коричневые цветки, неприятный запах. Семена их напоминают зернышки мака, но их не следует брать в рот, так как это вызывает отравление.

Из прибрежных растений самым прочным является тросник, гибкие и длинные стебли которого не ломаются ветром. В отдельных местах отмершие стебли тросника под тяжестью снегового покрова пригибаются и образуют большие скопления – заломы. Между поваленными сухими стеблями тросника пробиваются молодые, и в результате образуются почти непроходимые заросли.

Леса, произрастающие в окрестностях Покровки в балках являются байрачными. Это преимущественно низкие разреженные рощицы, чередующиеся со степными полянами. Они представлены в основном такими видами деревьев и кустарников: клен, ясень, боярышник, крушина ломаная, терн, шиповник. Встречаются также осиновые колки.

По берегам Илека и Хобды много лекарственных растений. Наиболее распространенными из них являются белладонна, белена, валериана лекарственная, горицвет весенний, зверобой, золототысячник, Иван – да Марья, крапива, кровохлебка лекарственная, крушина ломанная, ландыш, наперстянка, пастушья сумка, полынь горькая, пустырник, ромашка аптечная, рябина, солодка (лакрица), сушеница, череда, шиповник коричневый.

В заросших степными кустарниками лощинах, оврагах нередко поселяются: барсук, лисица-корсак, заходящая из Казахстана.

Приграничная полоса

Село Покровка находится в 56 километрах от Соль-Илецка в приграничной зоне. К пропускной системе жители уже привыкли, но расположение на левом берегу реки Илек жизнь осложняет. Такое соседство делает село не только уязвимым во время весеннего паводка, но и регулярно отрезает от «сухой земли», затапливая низководный мост. В редакцию обратились жители Покровки, чтобы рассказать, каково жить в постоянном плену обстоятельств – водном плену.

Размеренная жизнь

В селе есть школа, где обучается 71 ученик, при ней же детский сад. Есть и фельдшерско-акушерский пункт, старенькое здание с тяжелыми деревянными дверьми и побеленными стенами. В нем шесть используемых кабинетов: гинекологический, терапевтический, педиатрический, процедурный, а так же санитарная комната и комната медперсонала. Трудятся в нем 2 фельдшера и санитарка.

Сельчане приходят в ФАП для проведения лечебно-диагностического осмотра и процедур. На патронаже у фельдшера состоит 180 малышей, 3-е из них родились в этом году. В здании медпункта расположилась аптека, в которой, по словам фельдшера, имеется все необходимое. Местный дом культуры работает в полном объеме, тут организованы и секции для молодежи.

В Покровке есть отделение «Сбербанка», почтамта, МФЦ и участковый. Есть в селе действующая мечеть, которая после советских времен была восстановлена местными жителями.

Вынужденные меры

Понтонный мост через Илек у села Покровка был установлен более десяти лет назад и до сих пор является единственным понтонным мостом в Оренбургской области, а его грузоподъемность составляет 40 тонн. Ежегодно на время ледохода, как правило, это начало апреля, мост демонтируется и вывозится для проведения ремонтных и профилактических работ. Тогда же жители села начинают испытывать неудобства при переправе на большую землю. Она осуществляется наводными лодками, их вместительность составляет от трех до шести человек.

От села до берега, с которого осуществляется переправа, около пятисот метров пешком. На другой стороне реки стоят несколько автомобилей сельчан, которые, предвидев ситуацию, перегоняют их до того, как демонтируют мост. В это непростое время они становятся таксистами для односельчан.

Переправа работает ежедневно по графику с семи утра до девяти вечера. Ей пользуются не только жители села и их гости, но и медики, полицейские. Через неё в село доставляются продукты питания, почта, медикаменты и тому подобное.

Страшное обстоятельство

В этом году мост был демонтирован 10 апреля. Тогда же начала свою работу лодочная переправа, хотя проехать по мосту не представлялось возможным еще 2 апреля. Переправа проходила в обычном режиме, пока одному из сельчан не потребовалась срочная медицинская помощь. Медики прибыли к лодочной переправе и ждали, пока пациента на носилках доставят с противоположного берега.

Оказалось, что технические возможности лодки, которая осуществляла переправу, не позволяют беспрепятственно перевести человека на носилках. Тогда не без труда пациента с риском опрокидывания лодки все же доставили на другой берег. К сожалению, драгоценное время для оказания помощи было потеряно. Спасти сельчанина не удалось.

В памяти селян, случаев когда она не могли получить медицинскую помощь в полном объеме – десятки.

Необходимые запасы

Проблема для села не нова. Жители и сельские продовольственные магазины еще в марте постарались запастись всем необходимым. Даже пенсию для этих целей раньше обычного выплатили. В этом году подъем реки был рекордным и предполагаемые расчеты дали сбой. Продуктов не хватало, чувствовалась нехватка хлеба и муки.

– Я помню всякое. Помню, как гибли мои земляки во время форс-мажоров при лодочной переправе, – вспоминает уроженка Наталья Бондаренко, – помню, как с другого берега для оказания помощи прилетали вертолеты. Но ситуация которая сложилась с жителями села в этом году печальна.

Новости в газетах, что у жителей села хватает продуктов и все остается в норме, задевают сельчан. Обиднее всего звучала фраза, что мы активно пользуемся лодочной переправой. И это в то время как умер наш земляк, а все остальные оказались отрезаны от цивилизации.

Границы обязанностей

Илек вернулся в берега и жители с нетерпением ждали момента, когда понтонный мост вернут на место и их жизнь начнет возвращаться в привычное русло. Время шло, а моста так и не было. Оказалось, что техника, необходимая для установки моста, не может проехать к месту его установки.

Дорога оказалась настолько размытой, что большегрузный транспорт не мог проехать. Мост появился на своем месте лишь 19 мая. Все манипуляции с переправой в селе Покровка выполняются сотрудниками Соль-Илецкого дорожного управления ГУП «Оренбургремдорстрой».

– Как только позволяет вода, мы производим установку, организовываем лодочную переправу, у нас работают катера и обученные люди. Все, что касается наших прямых обязанностей, выполняется на 100%. Технических проблем с понтонным мостом в текущем году не было, – сообщил Игорь Беляков, начальник предприятия, – в течение 20 лет мы его снимаем, ремонтируем и устанавливаем на место.

Погодные условия не позволяли нам проводить работы в кротчайшие сроки. Был большой разлив, который не позволял нам установить понтоны, т.к. у нас их всего 60 метров. Но мы его установили, как только появилась возможность. Вопросы были к контролирующим органам. В функции дорожников не входит работа с понтонными мостами, и мы бы с радостью передали их в муниципалитет. У ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Оренбургской области» требования меняются из года в год.

По новым требованиям возлагается обязанность организации плавсредств, установки освещения, охраны, спасательного пункта, что в наши функции не входит. Так как мы эксплуатационное предприятие, которое содержит дороги, мы передаем данные в администрацию или владельцу дорог. Потому что, организовать спасательный пункт можно только при наличии специально обученных людей.

Что рентабельнее?

Жители сами называют себя «отшельниками», ведь их село полтора месяца в году отрезано от большой земли. При этом в селе практически отсутствует освещение. На двадцать улиц села, приходится лишь десять фонарных столбов. Асфальтное покрытие (там, где оно есть) крошится от старости. Старенький водопровод не справляется с сезонными нагрузками, в связи с чем, в селе регулярные проблемы с подачей воды.

Требуется время, чтобы слить ржавую воду и получить чистую. Жителей это не удивляет, ведь они так и не смогли вспомнить, кода его последний раз ремонтировали. Обо всех этих проблемах власти, конечно, знают, но даже не обещают что-то изменить. А тем временем жизнь жителей села в прямом смысле полностью зависит от «характера» реки.

Ситуацию мог бы спасти постоянный мост, который бы возвышался над рекой. Жители из года в год задаются вопросом: не экономичней ли сделать его, чем тратить средства на ежегодные манипуляции?

Виктория ШМЕЛЕВА https://posredi.ru/pokrovka-orenburgskoj-oblasti.html2020-04-07T15:17:11+05:00 Ильгиз КаюмовОренбургская областьПосреди РУистория,краеведение,Оренбургская область,природа,селоСело Покровка Соль-Илецкого района Оренбургской областиСело Покровка раскинулось на левобережье слияния двух рек, Илек и Хобда. На самом юге Соль-Илецкого района, в 56 км от г. Соль-Илецка. Село находится можно сказать на самой границе Россия-Казахстан, поскольку расстояние до сопредельного государства от окраины Покровки, измеряется несколькими сотнями метров.Население многонационально, в…Ильгиз КаюмовИльгиз Каюмов dumchikov@mail.ruAuthorПосреди России

В Оренбургской области есть удивительное место — Святые пещеры Свято-Николаевского мужского монастыря, находятся они в селе Покровка Новосергиевского района.
Расстояние от Оренбурга до пещер всего лишь 95 км, от Самары — 355 км. На фото ниже представлен схематичный план и можно увидеть GPS-координаты, для тех, кто действительно заинтересуется этим местом.

Повернув налево, мы въехали в село, и начали искать монастырь, это оказалось очень просто, повсюду стоят указатели, вот такой:

Или такие неприметные указатели, зато именно они помогают ориентировать в пути и приведут непосредственно к пещерам:

В любом случае ехать совсем недолго и буквально через 5-7 минут мы увидели монастырь. Вид поистине великолепный, храм расположен на горе, окружен деревьями, всё так мирно, будто и не было тех страшных событий…

Всё, что Вы видите на фото — это новые современные постройки, самым старшим из них чуть более 10 лет. Некогда на этом месте был другой моныстырь, но его в годы гонений разобрали буквально по кирпичику. Сегодня сюда приезжаю сотни паломников и не только из близлежащих областей, а со всей России. Люди молятся, просят помощи или просто благодарят Бога, каждый находит свои слова и свою причину сюда приехать.

Немного истории образования Святых пещер. Казаку Захарию Карцеву из станицы Верхне-Озерной Орского уезда было видение оставить эту мирскую суету и ехать в Покровку, там на склоне холма должнен он построить монастырь и выкопать родник.
Захарий проделал немалый путь пешком, а именно 400 верст, и сначала выкопал небольшой пещерный ход и келью, здесь он провел два года в одиночестве и молитвах. Через два года Захарий так же пешком отправляется в Санкт-Петербург, где он принял монашество с именем Зосима и получает благословение строить монастырь от Иоанна Кронштадтского.
На обратном пути в Покровку Захарий собирает вокруг себя таких же боголюбивых людей, где они вместе начинают строить монастырь и копать пещеры. Со временем появились и наземные строения — храм, приют для мальчиков, был собственный кирпичный завод, разбит фруктовый сад и высажена тополиная аллея.
В 1919 году начались гонения на священослужителей, сам Зосима не выдержал гонений и скончался через 3 года. Монахам было предложено бросить всё и уйти, и некоторые так и сделали, а многие остались, их-то потом и расстреляли в лесу под Оренбургом в 1931 году.
Наземные постройки снесли, вырубили сад и тополиную аллею, сняли колокол, закопали родник. Но жители села продолжали ходить в пещеры и молиться, тогда власти засыпали вход в пещеры, чтобы никто и никогда в них больше не заходил.
Здесь немного отвлекусь и скажу, что все наземные постройки монастыря монахи строили из кирпича собственного кирпичного завода. Кирпич был прочный, благодаря уникальной рецептуре на основе яиц и меда. Разрушив монастырь, в последствии из этого же кирпича в Покровке построили магазин, клуб, как сказала нам экскурсовод, эти здания до сих пор стоят в селе.
В 1993 году начали первые попытки отыскать вход в Святые пещеры, поиски продолжали почти 10 лет, в 2002 году вход в пещеры был найден, и постепенно началось новое строительство монастыря, который мы-прихожане сможем посетить в любое время.
На территорию монастыря проходим через Надвратную колокольню:

Экскурсия в пещеры платная, цена невысокая, обратите внимание, что посетить пещеры можно ограниченное время, летом с 9 до 6 часов:

Здесь же можно посмотреть схематичное расположение всех построек на территории монастыря, я приобрела буклет и покажу Вам поближе:

Я уже не первый раз приезжаю на это место, впервые Святые пещеры я увидела в 2009 году и могу отметить, что за 6 лет территория значительно изменилась, появились новые строения — трапезная для паломников, облагородили родник и купальню, хотя если вдуматься, то за шесть лет сделано не так уж и много, видимо сказывается недостаток финансирования, как говорят, всё восстанавливается на пожертвования прихожан.
Трапезная для паломников и Водосвятная часовня Табынской иконы Божией матери:

Общие виды территории монастыря, она небольшая по площади, всё еще только восстанавливается, впереди много работы, но самое главное находится под землей — пещеры:

А этот крест установлен на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца:

Храм Рождества Иоанна Предтечи (вход в Святые пещеры):

Внутри конечно видно, что храм новый, но он очень уютный и красивый внутри:

А чтобы попасть в пещеры, нужно спуститься на этаж ниже:

Здесь расположилась иконная лавка, необходимо купить свечи, чтобы осветить себе путь, когда попадете внутрь пещер, при желании можно приобрести иконы, платки и всю атрибутику, свойственную иконной лавке:

Учтите пожалуйста, что экскурсоводы не профессиональные, просто люди, которые хотят познакомить Вас с историей монастыря, поэтому каждый из них работает по-своему, кто-то начинает рассказ непосредственно здесь снаружи, кто-то ведет до конца пути по тоннелю и уже там внутри рассказывает всю тяжелую судьбу монастыря. Паломники здесь есть всегда, группы набираются быстро, мы ждали начала экскурсии минут 10, обычно набирают небольшое количество людей, ведь внутри пещер очень тесно.

Выкопать пещеры это нереальный труд, у монахов не было специальных инструментов, лишь лопата да кирка, копали до позднего вечера, а после они не отдыхали, а молились.
Пещеры узкие и выкопаны по типу Киево-Печерских, Зосима на обратном пути из Санкт-Петербурга как раз посетил Киево-Печерскую лавру.

Пещеры тесные вдвоем там не пройти, если только боком развернуться, мой рост 163 см, думаю тем, кто выше 170 см придется нагибаться.

На данный момент мирян пускают только на подземную территорию длиной 200 метров, но как говорят экскурсоводы это всего лишь десятая часть от того, что выкопано монахами.
Здесь же и келья Зосимы, можно помолиться, встав коленями на камень, как когда-то это делал он сам. В этой келье он молился два года в одиночестве, готовясь к монашескому подвигу:

Пещеры песчаные, песчаник темно-красного цвета.

Еще одна келья:

А это мощи одного из монахов, найдены недавно, в 2009 году гроба я не видела:

Мы продвигались все дальше и вот через 100 метров пришли к подземному храму, фотографий у меня нет, люди молятся, люди проехали немалое расстояние, чтобы прикоснуться к святыне, мне было неудобно щелкать фотоаппаратом. Но скажу,что подземный храм расположен на глубине 20-ти метров и весь путь к храму постепенно снижается. В пещерах постоянная температура 10-12 градусов, изо рта идет пар, но нехолодно, дышится легко, несмотря на то, что находишься глубоко под землей — природная вентиляция.
Непосредственно в храме и на обратном пути в кельях можно молиться, ставить свечи, времени будет предостаточно, никто никого не торопит, каждый выйдет из пещеры тогда, когда захочет.

После пещерного храма мы поднялись на гору к поклонному кресту — вон он маленький вдалеке:

Здесь можно оставить записочку:

С горы открывается чудесный вид на лес, мне кажется я в жизни не видела более красивого леса.
А это новые постройки, здесь планируется открыть гостиницу для паломников, кто едет издалека, сможет здесь переночевать, а пока сюда приглашают пообедать, но перед этим мы пошли к еще одному месту — к захоронению монахов:

Монашеский корпус, здесь-то мы и обедали, хотя и взяли с собой перекус и чай в термосе, но очень хотелось попробовать обед, приготовленный на святой воде:

Внутри:

Обед — это порция на одного, но мы взяли её на двоих:

А стройка продолжается:

Последнее, куда мы зашли — был родник. По словам экскурсовода здесь необычайно полезная и вкусная вода с уникальным составом, такого больше нет нигде.

В 2009 году картина здесь была печальная, территория неблагоустроена, теперь же всё радует глаз, все желают набрать воды из источника:

А вода на самом деле очень вкусная, я в общем-то не пью воду из родников — не люблю, а это водичка мне очень понравилась, такая свежая и бодрящая.
Здесь же и купель:

Внутри:

При необходимости рядом в иконной лавке можно купить сорочки для женщин, чтобы искупаться в источнике — вода холодная, 4 градуса.
Вот вроде бы и всё, что я хотела рассказать об этом святом месте, конечно настоятельно рекомендую посетить Святые пещеры. Я же сюда обязательно вернусь еще раз, надеюсь увидеть значительные улучшения в территории монастыря.

Общий вид обители

Святыни: Святой Никольский родник

В 95 километрах к северо-западу от Оренбурга, по дороге на Самару, расположено старинное село Покровка. В конце XIX века казаку Захарию Прокопьевичу Карцеву было предзнаменование идти в Покровку и строить там обитель. В 1896 году он поселился близь села на горе Монашке, вырыл там небольшую пещеру с келией, обустроил источник под горой и два года жил в строгом посте и молитве, подражая древним преподобным отцам.

Современный план монастырского комплекса

Видя его веру и крепкое желание служить Господу, вокруг Захария начинает формироваться община, собирается братия из местных благочестивых жителей. Место на горе Монастырке начало преображаться: общинники построили домовую деревянную церковь, братский корпус, колокольню, просфорню, пекарню, сеяли свой хлеб, посадили фруктовый сад, устроили пасеку. Главным делом братии было копание пещер подобных Киево-Печерским. Со временем пещеры ушли глубоко в гору, образуя разветвленные ходы, связанные кольцевыми переходами.

В пещерах обители

В 1909 году указом Святейшего Синода община была преобразована в скит. Вскоре Захарий Прокопьевич, принявший монашеское имя Зосима, был назначен скитоначальником (до него временно на этой должности находился иероманах Палладий, как более опытный в монашеском устройстве жизни). В 1911 году монахи закончили строительство каменной церкви во имя святителя Николая Чудотворца.

Второй слева — отец Зосима, первый слева — отец Геронтий (с 1923 г. игумен обители)

При монастыре был обустроен приют для мальчиков, выстроен дом инвалидов для мужчин-калек. Они молились и трудились по силе в кожевенных и валяльных мастерских. Также при обители был создан кирпичный завод. В 1916 году во вновь образованном Никольском монастыре «Святые пещеры» проживало 44 насельника. Благоустроенная вокруг территория напоминала Райский сад.

Святой источник с купелью во имя святого великомученика Пантелеимона Целителя

Но наступили смутные времена. В 1919 году батюшку Зосиму арестовали большевики, обвинив его в контрреволюционной деятельности, но массовое заступничество за него народа из окрестных селений, привело к оправданию игумена. Вернувшись в обитель, Зосима продолжал заботиться о братии, о монастыре, проводя время в трудах, молитве и помогая людям. Но, рассказывают, что батюшке было открыто о будущем разорении «Святых пещер». Это стало известно по одному случаю. Некий юноша захотел поступить в обитель, но батюшка Зосима его не благословил: «Езжай домой… Здесь тебе оставаться нельзя. Нас скоро разгонят, и монастырь закроют, всех поубивают». Не выдержало сердце Зосимы картин смутного времени, картин того, как рушится вера, все общественные устои: в 1923 году игумена не стало…

В пещерах обители

Осиротевшие братия подверглись притеснениям и гонениям от за свою веру. Вначале монахам предложили отречься от Бога и вступить в колхоз. Некоторые покинули монастырь, другие остались, но от веры своей не отрекся никто. Иноки продолжали жить в монастыре, служа Богу и укрепляя друг друга, подобно древним мученикам. Недолго терпели новые власти, в скором времени всех оставшихся в монастыре вывезли в Оренбург в Зауральную рощу и расстреляли. Все строения монастыря были разрушены, сад вырублен, а вход в пещеры — засыпан…

В пещерах обители

Лишь с 1993 года предприняли первые попытки обнаружить пещеры. В 2002 году обнаружили вход в «Святые Пещеры». Началось возрождение старинной обители. За первое десятилетие нового XXI века в пещерах был вновь обустроен подземный храм святых преподобных Антония и Феодосия Печерских, над входом в пещеры освящен храм Рождества Иоанна Предтечи, над входом в монастырь выстроена 45-метровая колокольня с храмом святой преподобной Марии Египетской. Под горой расчищен и освящен Никольский родник с купальнями. На месте разрушенных святынь воздвигнут Поклонный крест. С каждым годом в эти благодатные места прибывает все больше паломников. В мае 2018 года здесь состоялось официальное открытие Свято-Николаевской женской обители.

Общий вид на «Святые пещеры» и Монастырскую гору

Адрес: «Святые Пещеры» Свято-Николаевский женский монастырь 461231 Оренбургская область, Новосергиевский район, с. Покровка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *