Святые места пскова

Святые места Псковской области

В нашей Псковской области много таинственных святых мест, а так же легенд о них. Святые места посещают паломники и туристы, это всевозможные источники, горы, пещеры, ключи и затерявшиеся в лесах неизвестные часовни.

Ключи и родники могут излечить болезни, придавать силы, помогают обрести долголетие. От воды из родников людям возвращалось зрение, люди исцелялись от укусов змей, и т.д.

Больше всего родников в Старом Изборске, а так же в Стругокрасненском районе.

Трутневская пещера (Гдовский район, Трутнево) — сельская святыня, именуемая местными жителями Пещёркой, расположена в северо-восточном Причудье, в нескольких километрах от берега Чудского озера.

Территория вокруг пещеры ухожена и облагорожена. Спуск к ней оборудован лестницей, поставлены скамеечки, построены мостики.

Рядом с пещерой находится родник и камень с «Божьим следом». По преданию, в этой пещере скрылась ступившая на камень Богородица.

Духова гора (Опочецкий район) — обладает целительной силой и является святым местом ещё со времён Ивана Грозного. Она расположена среди леса, в небольшой деревушке Кирово.

К Духовой горе из далека приезжают люди, потерявшие надежду на выздоровление. А местные жители уверяют, что постояв здесь, можно как зарядиться положительной энергией (если помыслы человека чисты), так и ощутить полнейший упадок сил (если сердце у человека злое).

Тропа здоровья (Старый Изборск)

Данная тропа состоит из маршрута, протяжённостью 3 км. Первым родником на пути является маленький серебристый ручеёк — особое место. Очень давно здесь были установлены каменные символы, которые до сих пор местные жители считают священными.

Далее по тропе находится источник, исцеляющий глаза. По легенде, приходя сюда три дня подряд и ополаскивая глаза, отступят все глазные хвори. Источник освящён батюшкой.

Словенские ключи (Старый Изборск) — одна из главных достопримечательностей Старого Изборска, а о целительной силе ключей ходят легенды. Они расположены недалеко от Изборской крепости.

По рассказам старожилов, даже глоток воды из ключей наполняет человека силой земли. Каждый из двенадцати ключей, обладает определённой силой и носит своё название.

Богородицкий родничок (Старый Изборск). Родник бьёт недалеко от церкви Рождества Богородицы. По воспоминаниям старожилов, он являлся самым сильным в Изборске.

У родника много названий: Святой ключ, Глазной, Тётушкин. Не одна удивительная история исцелений связана с этим родничком.

Никольский родник (Старый Изборск) находится у крепости. В древности к этому роднику из крепости шёл подземный тёмный лаз.

На крещение 19 января к колодцу идут с Крестным ходом, совершается водосвятный молебен.

Ивовая лоза (Старый Изборск) — святой родничок, находящийся на правом берегу Городищенского озера. Сейчас о нём мало кто помнит, но название ещё осталось в памяти старожилов.

Онуфриевский родник (Старый Изборск) вытекает из-под алтарной части Рождественской церкви. Местное предание говорит, что основателя монастыря Онуфрия, как-то укусила змея, омыв ногу в роднике, монах исцелился.

А в ночь на Ивана Купалу в этом роднике омывались женщины сето, веря что это принесёт им здоровье и красоту.

Шурнов ключ (Печорский район, д. Брод) — вода этого родника целительна для глаз.

По легенде, его целебные свойства открыл местный праведного жития человек Матвеюшка Болящий, отправляя умыться водой ключа людей, пришедших к нему за помощью.

Пещеры на берегу реки Чёрная (Плюсский район, д. Посолодино) — одно из несомненных и до конца не изученных чудес Псковской земли. Они известны из-за бывшего здесь в давние времена явления иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии «Тихвинской», на месте которого, прямо в пещере бьёт святой источник.

Подобраться к источнику можно лишь согнувшись.

Ильинский источник (Стругокрасненский район, д. Симанский Лог) находится недалеко от Творожковского Свято-Троицкого женского монастыря, за деревней Симанский Лог.

Небольшой ручеёк сбегает с горы по деревянному жёлобу, рядом установлен металлический поклонный крест. И зимой и летом в источнике купаются паломники.

Родник, святой источник иеромонаха Мардария (Стругокрасненский район, д. Кочерицы).

Это почитаемое людми место находится в глубоком лесу, но несмотря на это уже более 200 лет, люди идут сюда с надеждой. По свидетельствам очевидцев, в водах святого источника Мардария, многие болящие получали и получают исцеление.

Считается, что вода из этого ручья помогает женщинам излечиться от бесплодия и женских болезней, а камешки излечивают от болезней суставов.

Никольский источник (Стругокрасненский район, д. Посадница) — является местом паломничества верующих. Первые упоминаия об источнике относятся к 1862 году. После того, как деревня была расселена, источник пытались засыпать землёй, но сделать это не удавалось.

В 1998 году здесь был установлен сруб купальни.

Родник, святой Ильинский источник (Плюсский район, с. Ляды)

До революции в Ильинскую пятницу от часовни был крестный ход на Ильинский источник. В 2010 году, в Ильинскую пятницу, над святым Ильинским источником был установлен поклонный крест.

Родник, святой источник преподобного Александра Свирского (Порховский район, д. Любовец)

До источника, в честь преподобного Александра Свирского от монастыря нужно пройти вглубь леса примерно 1300 метров. По преданию именно в этом месте преподобному Никандру являлся Александр Свирский во время ночных молитв. Вода в источнике красивого голубого цвета, она обогощена радоном.

Воду из этого источника пьют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, мочекаменной болезни. Купаться принято без одежды в большой открытой купальне, так же есть две отдельные купальни для сестёр и братьев.

Озеро Преподобного Саввы Крыпецкого (Псковская область, Торошинская волость) находится на территории Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря и является святым источником. Озеро выкопано самим преподобным, имеет два названия: Святое и Копанец. Вода в святом озере монастыря славится в веках своими чудесными свойствами.

Исцеления водой из озера происходят по сей день. Сейчас на Святом озере в монастыре стоит часовня преподобного Саввы Крыпецкого с купелью для крещения и купальней для окунания.

Родник в деревне Вастцы (Печорский район, д. Вастцы) находится в самом центре деревни. Около него стоит каменный крест и Никольская часовенка.

Раньше этот родник освящался батюшкой, чтобы в деревне не было ни хвори, ни болезней. В часовне и около колодца, в местный деревенский праздник — Николу, служит священник, поэтому вода признаётся особенной.

Веретья гора (Палкинский район, д. Веретье) расположилась в чистом поле, её высота 162,8м.

На её северо-восточном склоне находится поклонный камень, представляющий собой гранитный валун. Жители деревни считают, что камень обладает целебными свойствами.

Место явления чудотворной иконы Божьей Матери Одигитрии (Черская волость, д. Ерёмино)

Деревня Ерёмино известна как место явления чудотворной иконы Божьей Матери Одигитрии, иконы, особо чтимой Псковичами. Здесь же стоит часовня на ключах.

Святой целебный источник (Псковская область, п. Усвяты)

В 2005 году православной церковью в Усвятах был освящён Святой целебный источник. Но и до этого к нему тысячелетиями ходили местные жители и паломники за помощью.

Государевый ключок (Опочецкий район, д. Козино) представляет из себя два родника, выбивающиеся из-под земли примерно в метре друг от друга на склоне глубокой котловины. Интересно, что в одном из этих родников вода чистая и приятная на вкус, в другом же напротив: жёсткая с рыжим налётом.

Издревна о светлом роднике ходят легенды, местные жители считают его воду святой.

22.11.2017, Оксана Зильберборд, все статьи автора

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Перейти к: навигация, поиск

Деревня Лавры

Страна Россия
Субъект Псковская область
Район Печорский район
Координаты 57°34′32″ с. ш. 27°28′46″ в. д. (G)
Население 1420 человек (2002)
Национальный состав русские
Часовой пояс UTC+4, летом UTC+5
Телефонный код +7 81148
Автомобильный код 60
Код ОКАТО 58240834001



Лавры́ — деревня в Печорском районе Псковской области России. Административный центр Сельское поселение Лавровская волость. Расположена на юге района на реке Лидва. В 10 км к западу от деревни проходит граница РФ с Эстонией, в 4 км к югу — граница с Латвией.

Население

Численность населения деревни по переписи 1989 года составила 1319 жителей, на конец 2000 года — 1033, по переписи 2002 года — 1420 жителей, по переписи 1010 года — 1005 жителей, на начало 1013 года — 867 жителей. Подавляющее большинство населения составляют русские,но в результате многочисленных миграций иноязычного населения Лавровский край становился многонациональным, сказывается и приграничное положение. Сейчас в Лаврах проживают представители нескольких национальностей: эстонцы, латыши, беларусы, украинцы, молдаване.

История

История деревни начинается с середины XIX века, когда был заложен усадебный парк на берегу реки Лидва и построена запруда. Имение, возникшее здесь называлось «Лаура», от него возникло название населённого пункта. После отмены крепостного права в районе современных Лавров находилось имение или, как тогда называли, мыза помещика Петра Зарри. Помещик имел большие земельные угодья, леса, луга и пастбища в Лаура, как он называл тогда свое имение, на берегу речки Лидва. После Великой Октябрьской социалистической революции в феврале 1920 года образовалась Эстонская буржуазная республика в состав которой вошла и территория д. Лавры. Малоземельные и безземельные крестьяне батрачили. Детей вместо школы отдавали в пастухи к зажиточным крестьянам, а взрослые по найму становились рабочей силой хозяина. В Лавровском крае было развито льноводство. Oтличный лен продавали на ярмарках приезжим купцам. В Лаврах проводились ярмарки каждый месяц, 10 и 25 числа. В деревнях праздниками были церковные. Государственным был только один праздник в году — 24 февраля (День независимости Эстонии). Крестьяне работали от зари до зари. В Лаврах в 1920 году было создано общество «Просвещение и культура», которое внедряло культуру и грамотность в крае. Местечко Лавры в то время стало торговым центром. Помещик Зарри землю вокруг Лавров разделил на участки и за сходную цену начал продавать желающим. Лавры начали строиться. Поселились ремесленники: сапожники, портные, каменщики, печники, столяры, кузнецы и другие. Открылась целая сеть магазинов. Из них было два крупных — Безе и Аугсткальна, 6 мелких, один кооперативный, 2 хлебобулочных,» 2 колбасно-мясных, один книжный, один парфюмерный, 2 чайных, 2 ресторана, одна часовая мастерская, больница, аптека, парикмахерская, две кузницы, лимонадный цех и другие мастерские. На ярмарках торговали десятки палаточных киосков. Кустари продавали свои изделия: дровни, сани, телеги, колеса, бочки, глиняную посуду, корзины и другое. Кузнецы — кузнечные изделия: топоры, ножи, петли, плуги, бороны и другие. Имелся большой выбор озерной рыбы. Была построена больница с платным врачом, фельдшером и акушерским пунктом. Был и второй частный врач. Открылся союзный банк, где население хранило свои сбережения и брало ссуду на хозяйственные нужды под векселя. В 1940 г. состоялось воссоединение Эстонии с Советским Союзом, а потом оккупация Прибалтики фашистской Германией.

Петер Зарри

Главная улица

Центральная площадь

Дамба на р. Лидва-2

Наследие латышской общины

История Латвии тесно связана с историей России. «В 1721 году Ништадтский мир завершил Северную войну между Россией и Швецией. Швеция признала присоединение к России Прибалтики, в которую входила и Лифляндия (Латвия). На территории Лавровской волости латыши появились в 70-х гг. XIX в. после отмены крепостного права, когда у бедняков появилась возможность покидать свои места. Большинство переселенцев были выходцами из сельской местности Лифляндской губернии. Они устремились в Псковскую губернию, где земля стоила намного дешевле, чем в Латвии. В Лавровской волости имелось два центра, связанных с Латышской общиной: в Личникове (деревня находится на западе, в 5 км от Лавров) находился культурно-просветительный центр общины ( находилась латышская школа и молитвенный дом), в Лаврах было заложено латышское кладбище. В 1916 г. в деревне Личниково случилось несчастье – сгорели школа и молитвенный дом. В летнее время богослужения проводились под открытым небом – на кладбище. Такое положение, для общины, насчитывающей более 3500 душ, было не нормальным.

Латышская лютеранская церковь С 1908 по 1927 годы председателем общины и церкви был избран сын основателя посёлка Лавры покойного Петера Сарри (Зарри) — Артур Сарри (Зарри) Он хотя и был эстонцем по национальности, но очень многое сделал для латышской общины. Так как покойный П. Сарри (Зарри) лелеял надежду, возвести в Лаури свою церковь, то его сын Артур, взялся провести эту идею в жизнь. 12 декабря 1920 г. члены общины были призваны на общее собрание. Обсуждались два, поднятых советом общины, вопроса: 1) Строительство школы; 2)Строительство церкви. В этот раз члены общины не смогли договориться. Решили собрать общее собрание 6 февраля 1921 г. В этом собрании приняли участие 172 члена общины, которые после долгих дебатов по вопросу: «Школу или церковь строить первой?», — решили провести тайное голосование. Результат: из 172 зарегистрированных собравшихся подали 167 голосов, из них за церковь 112 голосов, за школу 53 голоса, воздержались 2. Итак, большинством голосов постановили: «Первой строить церковь, затем – школу». Но, проголосовавшие за школу, просили у общего собрания разрешения самим, и своими силами возвести новое школьное здание на фундаменте сгоревшей школы. Собрание разрешило это. Церковь решено было строить в посёлке Лавры, школу восстанавливать в деревне Личниково. И началось большое соревнование всей общины. Совет общины поручил архитектору А. Подчекаеву сделать план вновь строящейся церкви, передать их в Министерство внутренних дел, которое вскоре утвердило их. Владелец имения Лаури А. Сари (Зарри), подарил две десятины земли, на которых будет построена новая церковь. Совет также постановил, что церковь будет строиться из кирпича. Строительство церкви было оценено в 400 000 эстонских марок. Но где взять средства? Члены совета развернули агитацию и начали сбор средств в пользу стройки, по окрестностям и соседним общинам. Было собрано неожиданно много средств деньгами и зерном. Устраивались различные развлекательные вечера, которые были хорошим средством для этих целей. Стали устраивать базар. Первый красный кирпич в фундаменте церкви был положен 26 июля 1925 года. На месте строительства прошли служба и концерт. Строительство церкви продолжалось более 6 лет. Новая латышская церковь поражала прихожан своими размерами. Внутреннее убранство отличалось скромностью и простатой. Большую часть помещения занимал орган и скамейки для прихожан. Икон было мало. До 1945 года в Лавровской церкви регулярно проходили богослужения. Здесь венчали, крестили, провожали в последний путь. В день вступления в совершеннолетие для молодых людей в церкви проводилась конфирмация – обряд посвящения во взрослую жизнь. 16 января 1945 года Печорский район был присоединён к России. Лавровскую лютеранскую церковь советская власть закрыла. До 80-х годов ХХ века помещение использовали как склад, зернохранилище, гараж. Был разрушен купол, сняты двери, потолочные покрытия, пол, дверные рамы. В конце 80-х годов ХХ века совхоз «Лавровский» решил восстановить здание. Директором совхоза тогда работал Курпниекс В.А. (латыш по национальности). Была заменена крыша, сделали её из листов нержавеющей стали. В начале 90-х годов началась перестройка, сельское хозяйство пришло в упадок, на реставрацию денег не стало. В настоящее время красное кирпичное здание латышской лютеранской церкви только напоминает нам о прошлом родной деревни.

Кирха

Внутреннее убранство

Современное состояние

Кирха сегодня

Латышское кладбище в Лаврах Латышское кладбище существует в Лаврах с 60-х годов XIX века. Кладбище расположено на северо-западе деревни, на краю леса, который является естественной границей с севера и запада. С юга и востока посадки из ели являются границей. Чем же латышское кладбище отличается о православного? В результате визуального наблюдения мы пришли к следующим выводам. Одно и отличий – крест. «На латышском кладбище надгробия венчает латинский крест. Нижняя часть этого креста длиннее остальных. В классическом варианте нижняя часть длиннее двух боковых, вертикальная короче всех» . Кресты изготовлены из разных материалов: гранитные, мраморные, железные, каменные . Поражают своей красотой и размерами железные кресты, выкованные умелыми кузнецами, время эти кресты изменило, так как железо на воздухе ржавеет. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие элементы чаще всего встречаются: это розы, листья, изображение ветвей. Наличие памятников. Большинство представителей латышской общины были люди состоятельные, поэтому на кладбище много памятников, сделанных из мрамора. Они сохранились в идеальном состоянии, многим уже более 100 лет. Широко распространено семейное кладбище.

Родовое захоронение Зарри

Гранитный крест

Каменный крест

Семейное захоронение

Каменные постройки на территории волости Латыши принесли в Лавровскую волость традицию жить хуторами. Средние хозяева владели 20-40 га земли, 1-2 лошадьми, 4-5 коровами, участками леса и луга. Для латышской усадьбы характерно расположение жилого дома в центре насаждений деревьев, декоративных кустарников и цветов, плодовых садов с ягодниками. Каждая усадьба сохраняет свою особую структуру и завершенность. Центром усадьбы является двор. Для хуторов характерно наличие двух и даже трех дворов. С одной стороны дома – чистый двор, к которому примыкает клеть (амбар) и сад, а с другой – хозяйственный двор с хлевом и загоном для скота. Третий двор – двор риги (овина). Если проехать по территории волости, можно безошибочно определить, где в конце XIX, начале ХХ века была латышская усадьба. По каким же признакам это можно сделать: во-первых — это аллеи из широколиственных пород деревьев, которые посажены по периметру усадьбы. Чаще всего встречаются аллеи из одной породы деревьев: клёна, дуба, липы, реже из нескольких. Аллеи из клёнов и дубов сохранились в хорошем состоянии до наших дней, аллеи из лип представлены старыми деревьями, так как липы менее долговечны. Количество деревьев в аллеях разное, но чаще всего это 8-14 деревьев . На территории усадьбы обычно строились хозяйственные постройки из валунов, также использовался красный кирпич в оконных и дверных проёмах. Многие такие постройки сохранились до наших дней . В зависимости от назначения валунные сооружения можно разделить на хозяйственные (сарай, скотный двор, конюшня и т. д.) и торгово-промышленные (склад, мельница, кузница и др.). Если классифицировать постройки по видам кладок, то можно выделить: • постройки из крупных камней, расположенных в произвольном порядке или рядами, • постройки из крупных камней, плотно прилегающих друг к другу, с разделкой швов щебнем, • постройки из крупных камней, разреженно расположенных в известковом растворе, инструктированном галечной крошкой (мелкими камушками), расположенных в пространстве шва. Следует отметить, что зданий, построенных только из валуна нет, распространён вариант с включением красного кирпича. Декоративные элементы имеют все постройки независимо от назначения. К ним, в первую очередь, относятся обрамления оконных и дверных проёмов, угловые лопатки . По всей территории волости встречаются сохранившие элементы латышских хуторов.

Конюшня

Мельница

Запруда

Запруда на р. Лидва-2

Церковь Николая Чудотворца

В деревне находится действующая церковь Николая Чудотворца, основанная в 1790 году. Полностью уничтоженная в 1944 году, церковь была восстановлена с нуля лишь в 1963 году и освящена в 1970 году Погост Щемерицы (село Лавры) церковь Святителя и Чудотворца Николая.Первое упоминание о церкви относятся к XVI в. Существовал погост Щемерицы, была и церковь. 1710 год: Более подробные сведения о церкви описаны в книге «Святыни и древности Псковского уезда», составитель Н.Ф. Левин. Из указа Псковской духовной консистории 1788 года видно, что Щемерицкая Николаевская церковь построена в 1790 году полковником Плещеевым за ветхостью прежней деревянной. На строительство ее употреблено церковных денег 400 рублей с копейками. Церковь деревянная, обшитая досками, на каменном фун¬даменте, с восьмигранным куполом, об одной главе. Других осо¬бенностей в построении храма не имеется. Колокольня деревян¬ная, обшитая тесом, находится в связи с церковью. Церковь однопрестольная, холодная, во имя Святителя и Чудотворца Николая. Очень древних чудотворных икон не имеется. Местночтимая икона Николая Чудотворца пользуется в приходе особенным покло¬нением и чествованием, но письменных записей о явленных чуде¬сах нет. По преданию известно, что эта икона сохранилась от сго¬ревшей прежней церкви и найдена была в целости под пеплом. Близ церкви находится кладбище. В соответствии с Тартуским договором, с 1920 года селение Лавры входило в состав Эстонии. В этот период приход подчинялся Нарвской епархии Эстонской Апостольской Православной Церкви. Людская память сохранила имя художника-иконописца Денисова Николая Михайловича (1874-1946), которому принадлежали некоторые работы в храме деревни Лавры. В 1944 году селение Лавры возвращено России и включено в состав Псковской области. Церковь не сохранилась, сгорела в ходе боевых действий в 1944 году. На месте прежней сгоревшей церкви установлен крест. Богослужения стали совершаться в сторожке церкви, которую со временем перестроили в церковь. В храме алтарь должен смотреть на восток, в нашей церкви он смотрит на юг. Это разрешено с Благословления архиепископа. Стараниями протоиерея Сергия (Поспелова) в 1963 году проведена генеральная реконструкция здания церкви. Построена новая колокольня с куполом. Самый большой колокол «Благовест» был передан в дар из церкви д. Тюршины (Алуксненский район государства Латвии). Во время этой реконструкции был построен второй купол, крыша здания покрыта шифером. С вершины купола церкви свешивается люстра. В церкви много икон, устроен новый иконостас. Все стены и купол (Небо) с окнами, из которых льётся нежный свет, были расписаны художником по библейской и евангельской тематике. Церковь освящена в 1970 году в день Святой Троицы архиепископом Псковским и Порховским Иоанном. Тогда же в престол были заложены частицы мощей Святого мученика Трифона, и храм стал именоваться Николо-Трифоновский. Летом 2011 г. на здании нашей церкви была заменена кровля. Обновлённая церковь Святителя и Чудотворца Николая радует прихожан своим видом.

Церковь Святителя и Чудотворца Николая в 20-30-е гг. XX в.

Внутреннее убранство в довоенные годы

Здание сторожки где проходила служба в 50-е гг. XX в.

Внутреннее убранство церкви в 50-е гг. XX в.

Современное состояние

Место где стояла первая церковь

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство

Памятные места времён ВОВ

Псковщина была оккупирована вслед за Прибалтикой. 7 июля – немцы захватили Лавры. Три года территория находилась под немецкой оккупацией.Фашистский террор дополнялся террором эстонских и латышских националистов «кайтс(ц)елитов» «омакайтсе». Начиная с 8 июля 1941 года и до конца войны фашисты расстреляли на месте, замучили в лагерях и тюрьмах 118 человек лавровских граждан. В числе жертв были как простые жители волости, так и кадровые офицеры. На фронтах войны погибло 208 жителей Лавровской волости . 12 человек были убиты бандитами. Итого, в «Книгу памяти» внесены 338 человек, жертв фашизма. Это значит, что погиб каждый третий житель нашего посёлка. На территории Лавровской волости в кровопролитных боях погибли 1500 человек. На мраморных плитах обелиска 157 фамилий жителей посёлка. Сразу после освобождения Лавровского края от немецко-фашистских захватчиков в 40-е годы был установлен памятник из гипса. В конце 60-х начале 70-х годов был сооружен гранитный памятник и посажены молодые берёзки. Воинские перезахоронения проходили в несколько этапов. В 1992 году была проведена реконструкция, фамилии всех погибших были отлиты в металле.

Братское захоронение

Братское

Примечания

1. Административно-территориальное деление Псковской области. (1917-2000). Справочник. Книга 1. — Псков, 2002

2. Погост Щемерицы (село Лавры) церковь Святителя и Чудотворца Николая

Псков и Изборск

Ангела-хранителя в дорогу!

Река Великая, Псков

Путь мой лежит в Псковский край, землю древнюю и чудесную, где множество святынь, дорогих сердцу православного человека.

Псково-Печерский монастырь — это старейший монастырь в России, который за свою историю длительностью более 500 лет ни разу не закрывался.

Не пресекалась традиция старчества. Этот великий дар передавался от духоносного наставника к достойному наследнику. Старец открывает волю Божию, помогает людям и утешает их. «Утешайте, утешайте, люди моя», — повторял слова пророка Исаии один из самых известных старцев современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И вот мой духовный отец благословил меня побывать в Пскове, в Псково-Печерском монастыре, где сам он был много раз, где подвизался его духовный наставник. «Ангела-хранителя в дорогу!»

Хорошо путешествовать по благословению!

Вокзал встречает неласково. Очередь в кассы. Июльская жара. «Вы хотите уехать сегодня? Это шутка?! Билетов нет на десять дней вперёд! Ну, может, купе и есть. Но плацкарты точно нет!», — говорят мне в длинной очереди. Стою долго.

И вот заветное окошечко — мне повторяют слово в слово только что сказанное. Плацкартных билетов действительно нет. Есть купе, оно дороже ровно в два раза. Может поехать в купе? Но это нанесёт существенный удар по моему скромному бюджету. К тому же батюшка сказал: «Будут тебе билеты, будет тебе и плацкарт». Значит, нужно ждать. По прибытии поезда могут оказаться билеты. Поездов с востока идёт много.

Проходит ещё четыре часа. Билетов нет. Ну, думаю, моя поездка откладывается. Звоню духовному отцу и нетерпеливо спрашиваю: «Батюшка, а с чем связана была твоя уверенность, что будут плацкартные билеты?» Мой духовный отец вздыхает о моей нетерпеливости и ещё раз желает ангела — хранителя в дорогу. Через пару минут чудо — есть для меня билетик, и плацкарт, и место нижнее, и вагон в начале, а не в хвосте, и поезд через 15 минут.

Святая Троица над входом в Псковский Кремль

Через 15 минут сижу себе на нижней полке и еду прямиком в желанные места. Вот только в нашем купе окно не открывается. В некоторых соседних открывается, а в нашем — нет. Как же я выдержу такую духоту? Через пять минут ко мне подходит семейная пара и просит поменяться местами, у них места в разных купе оказались. И вот я сижу на нижней полке в купе, где окно открывается!

Тут мне даже стыдно становится. Вот ведь, удобств ей захотелось! А не хочешь, как в старину, пешком, да с узелком за спиной?

Вспоминаю Льюиса: «Когда вопреки вероятности и надежде исполняются молитвы, таких, как вы и я, не будем гордиться. Стань мы сильнее и взрослее, с нами бы обращались не так бережно и нежно!»

И думаешь, как же Господь снисходит к нам, к нашей современной немощи! Как заботливая мать ублажает несмышлёное дитя, «Господь хранит младенцы»! И я чувствую эту любовь и заботу на протяжении всего моего путешествия. Чувствую, как хранят меня молитвы моего духовного отца. Хорошо ездить по благословению!

Дорога

Еду я с Урала. Сутки до Москвы. Эта дорога мне хорошо известна. А вот от Москвы до Пскова ни разу не ездила. Вечер в Москве, а утро уже в Пскове. Люблю я путешествовать! Стук колёс, за окном незнакомые места, города и сёла! И всё новое! Проезжаем Московское водохранилище, какое же оно огромное! А вот пошли станции с такими русскими, родными названиями — Тверь, Бологое, Валдай, Старая Русса, Порхов.

Вспоминаю что-то такое знакомое, связанное с Порховым. Да там же служил трагически погибший иеромонах Рафаил (Огородников)! Я читала о нём в книге «Монахи — возлюбленные дети Господни». Он был наставником Оптинского иеромонаха Василия (Рослякова), погибшего от рук сатаниста в Оптиной. И ещё отец Рафаил был тесно связан с Печорами. Своих чад всегда отправлял к Печерскому старцу — отцу Иоанну Крестьянкину.

Помню, как чётко в моей голове сложилась эта цепочка: Печоры — отец Иоанн — Отец Рафаил — отец Василий — Оптина. И вот теперь Порхов для меня вполне реален, можно даже сказать, что я была здесь, правда, проездом.

Троицкий собор

Может, получится, как-нибудь, и выйти на этой станции, увидеть места, где служил отец Рафаил, где он похоронен. После прочтения книги я поминаю его за упокой, такое впечатление произвела на меня его история.

За окном поезда — заросли Иван-чая, сосны, только не такие огромные, как в Оптиной, где я прожила в прошлый отпуск два месяца на послушании. Засыпаю под стук колёс. Сплю сладко, как в детстве.

Просыпаюсь от крика добродушной и громкоголосой проводницы: «Доброе утречко! Кому чай, кому кофэ?» От её «кофэ» и от солнышка за окном делается весело, и я легко просыпаюсь. Да я же в Печоры еду! Скорее вставать! Вот уже и Псков!

Псков нельзя не любить, Пскову нельзя не поклоняться

Не проехать в Печоры мимо Пскова! Не понять традиций, не узнав Псковского края! Ведь недаром Псково–Печерский монастырь вырос именно на псковской земле. Как же не познакомиться с этим древним городом?!

Псков — очень красивый город! Старинный. Ему 1100 лет. Археологи ещё увеличивают возраст Пскова, как места поселения людей, до 2000 и более лет.

Здесь обилие православных святынь: «Кто раз побывал на Псковской земле, тот становится ее сыном. Где бы он ни родился. Псковская земля, где воевал Александр Невский, где родилась княгиня Ольга, где родился креститель Руси святой Владимир, князь Владимир Красное Солнышко… Псков — это то место, где многократно являлась Пресвятая Богородица… Псков — это место, где покоятся удивительные святые, праведники, старцы, в том числе старец Иоанн Крестьянкин, и отец Николай Гурьянов. Поэтому Псков нельзя не любить, Пскову нельзя не поклоняться». (А.Проханов).

Город весь зелёный. Река Великая и по берегам реки — церкви. Оказывается, храмов в Пскове на душу горожанина приходится больше, чем в других городах нашей страны.

Голубая река, зелень по берегам и белоснежные храмы с золотом куполов — и сейчас встают живо пред моими глазами. Река живая. Когда я сидела на её тёплом песочном берегу, опустив ноги в прохладную воду, то видела, как ко мне подплывали рыбки, маленькие и побольше.

Иоанн Предтеча

Как же это хорошо, когда вода живая и голубая, а не мазутная! И по берегам не чёрные трубы предприятий, а радующие душу храмы!

Побывала в главном соборе города — Троицком. Высокий и белоснежный. Внутри собор поразил меня своим торжественным, уходящим вверх пространством, высотой иконостаса.

Приложилась к чудотворным иконам. Здесь их несколько. Чудотворную икону Чирской Божией Матери перенесли в собор в 1420 году крестным ходом в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Можно помолиться у чудотворной мироточивой иконы Святого Целителя Пантелеймона.

В центре собора раки с мощами Святых Угодников Псковского края. Есть и другие святыни. Их много. Про одну из святынь мне рассказывают в свечной лавке: это меч святого Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем Псковским князьям. Сам святой Довмонт призывал свою дружину: «Братие мужи, потягнем за Святую Троицу!» — так звучал призыв к защите Родины.

Побывала в историческом музее «Поганкины Палаты». Музей назван так по фамилии купца Поганкина, который эти Палаты построил. Можно назвать мою экскурсию «Путешествием в прошлое». Тяжелые каменные своды. Окна, как крепостные бойницы, толстые железные ставни, переплетённые витыми железными решетками. Переходы-лестницы. Читаю о Палатах: «Большое количество ниш и тайников, выходящие на все стороны 105 окон-бойниц». Да, это крепость настоящая!

Исторические документы, латы, оружие, предметы быта — всё это, конечно, интересно. Но было то, что мне пришлось по сердцу больше всего — это старинная икона Иоанна Предтечи. Он на ней очень добрый и родной — родной. Я стояла рядом с Ним долго, и мне не хотелось уходить. Строгие музейные смотрительницы смотрели на меня ласково и даже разрешили сфотографировать эту икону.

Псков — город на северо-западе России, административный центр Псковской области. Один из древнейших городов России.
Население 194,1 тыс. жителей (2008).
Город расположен на реке Великая (впадает в Псковское озеро) при слиянии её с рекой Пскова.
Псков впервые упоминается под 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись). В X — начале XII веков в составе Древнерусского государства. C XII века — в составе Новгородской земли. В XIV—XV вв. центр Псковской республики. С 1510 в составе Великого Княжества Московского
В 1581—1582 во время Ливонской войны выдержал полугодовую осаду войск Стефана Батория. С 1777 центр Псковской губернии с 10-ю уездами.
За время оккупации германскими войсками в годы Великой Отечественной войны в Пскове разрушено 94% жилого фонда. Древнейшая часть города — Кром — Псковский кремль. Сохранились соборы Мирожского (до 1156), Ивановского (1243), Снетогорского (1310) монастырей, церкви Василия на Горке (1413), Косьмы и Дамиана (1463) и др.

По преданию будущая киевская княгиня Ольга (Helga), в крещении — Елена происходила из варяжского рода. Государственным строительством и радением за православную веру Ольга снискала особое почитание. Автор Повести временных лет впервые сообщает о Пскове в контексте её биографии, констатируя факт приведения князю Игорю «жены от Пьскова (Плескова) именем Ольгу». У язычника Игоря были другие жены, но в анналы вошла одна.
Второе, по времени, упоминание Пскова в Повести временных лет датировано 947 г.: «Иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знамянья, и места, и повосты, и сани её стоять въ Плескове и до сего дне…». Степенная книга рассказывает о первой встрече Игоря с Ольгой на её родине, в деревне Выбуты (12 км от Пскова), и об основании княгиней Троицкого собора и города Пскова. По Иоакимовской летописи, «Ольга… повелела построить град на берегу Великой реки, и нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая».
Археологическое изучение Пскова доказало, что он возник задолго до рождения Ольги. Данные археологии увеличивают возраст Пскова до 2000 или более лет: поселения на Псковском городище — возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы, в северной части Крома — существовали на рубеже эр. Освоению края способствовала соединённость речной системы Псково-Чудского водоема с Варяжским (Балтийским) морем, за выход к которому славяне боролись с варягами (скандинавами) и чудью (эстами и ливами). Однако именно в Ольгино княжение Псков из укрепленного поселения превратился в город.
Псков не был княжеской вотчиной, но признавал главенство киевского князя. Возвышение Новгорода — проводника политико-административного влияния Киева на Северо-Западе — обусловило включение Пскова в Новгородскую землю. Псков находился в компетенции новгородских архиепископа и князя — войскового предводителя, делившего с посадниками исполнительную и судебную власть. Псковские посадники назначались из Новгорода. Вече новгородское — законодательный орган — предопределяло решения веча псковского.
Псковитяне, имея ресурсы для жизнеобеспечения и этнографически отличаясь от потомков ильменских (новгородских) славян, стремились к самостоятельности. В 1036 г. псковский князь Судислав был арестован Ярославом Мудрым за неподчинение. Ослабление роли Киева усилило центробежные тенденции. В 1136 г. новгородская оппозиция лишила власти внука Владимира Мономаха, Всеволода Мстиславовича. Псковитяне блюли собственный интерес: в 1137—1138 Всеволод Мстиславович княжил в Пскове и готовил захват новгородского стола. Его смерть предотвратила вооруженный конфликт.
Твердость псковитян вынудила Новгород признать независимость своего младшего брата, упроченную при князе Довмонте, в крещении — Тимофее (1266—1299 гг.). Даже военные альянсы не воссоединили братьев.
Де-юре Псков отделился от Новгорода в ходе борьбы за преобладание между Москвой и Тверью. В 1327 великий князь Александр Михайлович Тверской после антитатарского восстания сбежал в Псков. Великое княжение хан передал Ивану Калите. Тот требовал явки беглеца в Орду. Псковитяне не выдали князя Александра. 1,5 года он укрывался в Литве, держа связь с Псковом. При нем возникли первое псковское законодательство и Болотовский договор, который подтверждал соглашение 1138 г. и фактическое положение дел: посадники избирались псковским вечем; владычные наместники назначались из псковитян; псковитина не вызывали на суд в Новгород.
Калита не осуждал действия Пскова, но сдерживал их через новгородского владыку и московского митрополита. В 1337 году хан, по совету Калиты, перевел Александра в Тверь, чтобы в 1339 г. казнить без сопротивления Пскова и Литвы. Москва победила Тверь, усилив влияние в Новгороде и в Пскове. Более Новгород не посягал на вольности Пскова.
5 апреля 1242 — Ледовое побоище с участием владимирцев, новгородцев, псковитян и суздальцев. Отвоеваны Водь, Луга, Псков, Латыгола. Разменяны пленные.
1268 — Раковорская битва с участием новгородцев, псковитян, суздальцев и тверичей. Рыцари бежали. Полк князя Довмонта гнал врага до Балтики.
В 1407, Москва помогла Пскову в борьбе с великим князем Литвы и Руси Витовтом, тестем великого Владимирского и Московского князя Василия.
В 1473 Москва прислала в Псков отряды из 22 городов. Ливонский Орден заключил мир на 20 лет с воеводой великого князя и с князем псковским.
1478 — псковское войско участвует в походе Москвы против Новгорода. Несмотря на обещание не трогать вольностей Пскова, сразу после взятия Новгорода москвичи, согласно псковской летописи, начали грабить псковичей и угрожать им ().
1480 — война с ливонцами, в нарушение договора сжегшими посад Гдова. Войска великого князя разграбили Юрьев. Ливонцы осадили Псков и были отбиты. Затем русские атаковали города Феллин и Терветен. Магистр Ордена заключил новый договор на условиях Москвы.
1510 — Псков добровольно, хотя и под угрозой применения силы, входит в состав единого Русского государства. Символ псковской независимости — вечевой колокол снимают и увозят в Москву.
Псков стал западным форпостом на пути в Москву. Его пригороды Воронич, Остров, Опочка, Врев, Выбор, Велье и др. стали линиями обороны, призванными защищать рубежи русских земель. Это были крепости, на которые приходились первые удары врага.
27 августа 1581 — 4 февраля 1582 — героическая оборона Пскова от войск польского короля Стефана Батория. По приказу воеводы Ивана Шуйского сожжен посад, у каменной стены Окольного города выстроена деревянная, а между стенами прорыт ров. При артобстреле 7-8 сентября в каменной стене образовался пролом, куда ринулись атакующие. Деревянная стена позволила ратникам сдержать натиск. Враги заняли Покровскую и Свинузскую башни. На защиту города поднялись все жители: штурм отбили, пролом заделали, Свинузскую башню взорвали. Затем псковитяне отразили 31 приступ и совершили 46 вылазок против неприятеля. Второй штурм состоялся 2 ноября. Его остановили пушкари: на великорецком льду вырос мост из трупов.
Поражение армии Речи Посполитой под Псковом помогло России вернуть Великие Луки, Изборск, другие захваченные города и окончить Ливонскую войну (1558—1583) в прежних границах.
30 июля — 17 октября 1615 — осада Пскова войсками шведского короля Густава Адольфа. Изначально воеводы Василий Морозов и Федор Бутурлин навязали врагу полевое сражение, в коем погиб командующий Эверт Горн.
С конца XV века Псков — ведущий партнер Ганзы. В 1582, 1607 появились немецко-русские разговорники. В Пскове работали купцы Сурожского и Суконного рядов. Первый контролировал торговлю с Азией, второй — с Западной Европой. В Пскове имелись Большой, Льняной, Тверской гостиные дворы и Двор для московских людей.
Псковские купцы выполняли поручения правительства. Объем торговых пошлин со Пскова двукратно превышал новгородский и равнялся московскому.
Инициатор Новоторгового устава (1667—1724) А. Л. Ордин-Нащокин вынашивал идеи меркантилизма в бытность псковским воеводой (1665—1666). Его «17 статей о градском устроении» регулировали беспошлинную торговлю, создание «торговых товариществ» и «ссудного банка».
Начало Северной войны в 1700 году снова придало Пскову роль одного из очагов военных событий. Петр I придавал особое значение перестройке оборонительных сооружений города, считая вполне вероятным наступление шведских войск в этом направлении. Стены и башни старой крепости были укреплены бастионами, полубастионами, валами и насыпями для установки на них пушек. Псков стал штаб-квартирой генерал-фельмаршала Шереметьева, отсюда началось наступление русских войск в Прибалтику.
По итогам Великой Северной войны расширились границы России и Псков утратил свое значение оборонительного и торгового центра на Северо-западе страны, передав свои функции новой столице России — Санкт-Петербургу и прибалтийским портам.
Во время Отечественной войны 1812 года патриотически настроенные псковичи собрали в фонд ополчения 14 миллионов рублей. Кроме того город и губерния снабжали действующую армию продовольствием и фуражём.
После реформ 1861 года, оживляется городская экономика. К концу XIX века в городе работает 55 фабрик и заводов, проходит железная дорога Санкт-Петербург-Варшава.
В начале XX века(1916 г.) после нескольких месяцев с начала Первой мировой войны в Пскове располагается штаб Северного фронта, проходившего под Ригой. Город принимает тысячи беженцев и эвакуированные предприятия из Прибалтики. 2-го марта 1917 года последний российский имератор Николай II в царском поезде, задержанном на станции Псков, подписал манифест об отречении от престола.
С февраля по ноябрь Псков оккупируют войска Германии. Через полгода отряды Булак-Балаховича. В сентябре 1919 года в городе устанавливается власть советов.
К середине 20-х годов XX века восстанавливается промышленность Пскова. С 1935 года Псков входит в состав Лениградской области, являясь центром Псковского пограничного округа.
Во время Великой Отечественной войны город сильно пострадал. Был захвачен немецкой армией 9 июля 1941 года и освобожден 23 июля 1944 года. Бо’льшая часть города была разрушена, пострадали как жилые так и административные, промышленные здания, памятники архитектуры, взорваны мосты и дороги.
Сразу же после освобождения началось восстановление города, которое было завершено к началу 60-х годов XX века. С 23 августа 1944 года Псков становится центром новообразованной Псковской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *