Святые места Ульяновской области

В Ульяновской области сосредоточено множество православных святынь, куда едут помолиться верующие со всей России.

Едут верующие в Ульяновскую область и затем, чтобы посетить многочисленные святые источники. Очень популярен источник св. Ксении Петербургской, расположенный в селе Арское, рядом с Ульяновском. Здесь располагается храмовый комплекс, выстроенный совсем недавно. Именно с его строительством связано появление святого источника. Во время восстановительных работ были обнаружены семь ключей с чистейшей водой, которые объединили. Так появился святой источник. Позже были выстроены деревянная часовня, купель, колодец, где можно набрать воды. Место это очень популярно. Зафиксировано множество случаев исцелений от телесных и душевных недугов.

Источник св. Ксении Петербургской. Арское

Всего в километре от села Арское, рядом с деревней Погребы находится источник в честь свт. Николая Чудотворца. По рассказам старожилов в годы войны в этих местах являлся сам святитель и помогал местным жителям. В те суровые года было запрещено собирать дрова в лесу, и даже сбор хвороста был под запретом, а топить печи чем-то надо. Вот и появлялся святой угодник Божий, дабы помочь людям и защитить их. Тогда же был обнаружен и святой ключ, названный в честь свт. Николая Чудотворца. Источник сегодня обустроен, есть надкладезная сень, построена закрытая купальня, установлен Поклонный крест. Год от года количество паломником увеличивается, что свидетельствует о живительной силе как самой воды, так и этого святого места.

На границе Чувашской республики и Ульяновской области находится источник в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Найти его непросто, находится он в лесу, в 6 км от села Кувай Сурского района. Но место это поистине благодатное и намоленное. Согдасно преданию, на святом источнике много раз являлась Пресвятая Богородица, даруя исцеление нуждающимся. Так был исцелен слепец в XIX в., он слышал голос Божией Матери, Которая велела ему найти родник и умыться святой водой. Он сделал всё по Ее велению и прозрел. Тогда же местными жители возле святого источника была построена деревянная часовня, разрушенная в годы революций. Но место это не оказалось заброшенным и забытым, люди приходили на святой ключ на протяжении всего XX века. Позже была выстроена ещё одна часовня, разрушенная безбожниками. И вот в 2012 г. силами верующих святой источник был благоустроен. Теперь здесь есть каменная часовня, закрытая и открытая купели, отремонтирован старый мост. Святой ключ посещают люди, отчаявшиеся получить исцеление и практически потерявшие надежду.

Погребы. Источник Николая Чудотворца

Святой источник Знаменский в селе Ляховка Майнского района находится под храмовой горой. В 1980-х гг. произошло чудесное явление, которое видело множество местных жителей. Над святым источником возник образ Богоматери в полный рост. Люди застывали в восторге и недоумении, и не могли двинуться с места. Исцеления на источнике случаются во множестве, не все они зафиксированы, передаются из уст в уста. Говорят об исцелении от сахарного диабета, снятии инвалидности, простудных заболеваний и мн. др. Паломников здесь ежегодно бывают тысячи, по большим праздникам нужно отстоять в очереди, чтобы добраться до святой купели.

Церковь в селе Княжуха является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) – «Церковь Неопалимой Купины (православный приходской трехпрестольный храм)», 1752 год. (Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999. № 959-р.).

с. Княжуха при рч. Водолейке
Храмов два. Главный Храм каменный, построен г. Жилиным в 1752 г.; Престолов в нем три: главный (холодн.) в честь иконы Божией Матери, именуемые «Неопалимая Купина», в одном приделе (холоди.) во имя Святителя и Чудотворца Митрофана и в другом (тепл.) во имя Святителя и Чудотворца Николая. Второй Храм, в 100 саж. от главного, каменный, холодный, построен в 1780 г. г. Жилиным; престол в нем в честь Успения Божией Матери. Оба храма обнесены деревянными оградами. Церковной земли: усадебной 20 саж. при первом храме; пахотной и сенокосной 33 дес. при первом храме и 33 дес. при втором, всего 66 дес. Капитал церкви 400 р. Причт состоят из священника и псаломщика. Дома: у священника общественный, у псаломщика собственный, оба на церковной земле. Жалованья от казны: священнику 300 р. и псаломщику 100 р. Капитал причта 903 р. 49 к. Прихожан в с. Княжухе (н. р.) в 256 двор. 731 м . и 796 ж. Церковноприходская школа открыта в 1894 году, помещается в общественном здании. Ближайшия села: Араповка в 2 вер., Хмелевка в 4 вер. и Кабаево в б вер. Расстояние от Симбирска 133 вер., от Алатыря 30 вер., от Сыресевского волост. правл. 7 вер. Почтов. адрес-с. Чиркове (7 вер.).
Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. – Симбирск, 1903.

Село Княжуха (Успенье), расположенное в 14 км к северо-западу от Сурского на речке Водолейке, основано до 1678 года. С конца XVIII века до начала XX века село относилось к Алатырскому уезду Симбирской губернии. Располагалась Княжуха на Московском тракте, соединявшем Симбирск со столицей. Вначале село называлось Успенье по наименованию первой церкви, и принадлежало оно дворянам Жилиным. По легенде, в 1774 году по дороге из Алатыря в Саранск через село прошла главная армия Емельяна Пугачева. Жители села спасли свою княгиню от расправы. И она из благодарности выделила средства для постройки каменной церкви. После ее смерти село стали называть Княжихой, а с конца XIX века Княжухой.

Основными промыслами местных крестьян были производство же лезных изделий, сукна и холста, которые везли на продажу в Промзино. В 1859 году в селе было 150 дворов с населением 1170 человек, почтовая станция на Московском тракте, две церкви. В 1897 году в Княжухе насчитывалось 204 двора и 1377 человек жителей. С 1904 года село Княжуха входило в дворянское поместье графа Рибопьера. Примерно с 1910 года часть его имения была передана князю Жилину. Вторая половина села (Заречье) принадлежала графу Оболенскому. Часть земельных угодий принадлежала генералу в отставке А. Фишеру, который жил здесь в собственной усадьбе. 1913 году в русском селе Княжуха было 282 двора, 1668 жителей, 2 каменных церкви, школа, усадьба помещика И.Ф. Филатова.
В 1930 году в Княжухе 427 дворов, 2130 жителей. В 1996 году в селе проживало 522 человека. Каменная церковь, руины которой сохранились в селе Княжуха, построена на средства помещика Жилина в 1752 году. В храме было три престола: главный в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина», в одном приделе во имя Святителя и Чудотворца Митрофана и в другом во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1930-е годы церковь закрыли, снесли купола, верхние ярусы колокольни и приспособили под сельский клуб. Затем в церкви разместился склад. Потом церковь забросили. Часть дверей и окон забрали в 1990-е годы для восстанавливаемой церкви соседнего села Ждамирово. Сейчас церковь руинирована. Сохранились только стены храма с алтарём, трапезной и частично первый ярус колокольни. По Московскому тракту, проходившему через Княжуху, за века его существования прошло и проехало множество людей. Осенью 1833 года здесь на перекладных проехал поэт А. С. Пушкин, возвращавшийся в своё Болдинское имение из Оренбургской губернии, где он собирал материалы о Пугачёвском восстании. Вероятно, поэт видел и Неопалимовскую церковь, хорошо заметную с Московского тракта. Церковь расположена на высоком берегу речки Водолейки. Крестообразное в пла не, сильно вытянутое по оси восток–запад здание
церкви выстроено по традиционной трёхчастной схеме: к восьмигранному в плане храму примыкают равные по ширине прямоугольные объемы алтаря и трапезной. Алтарь имеет с востока слаборазвитую апсиду, а к трапезной с запада примыкала восьмигранная в плане колокольня. Сейчас от колокольни сохранилась только часть первого яруса, которая сильно на кренилась из-за подрытого фундамента.

Церковь, установленная на бутовый фундамент, была сложена из красного кирпича (31×15×9 см) крестовой кладкой. Общие габариты здания 31,0 ×11,0 м. Фасады церкви были декорированы плоскими пилястрами: спаренны
ми – по сторонам порталов храма и фасадов трапезной и алтаря и одиночными – обрамляющими угловые грани храма. Капители пилястр – резные белокаменные, базы профилированы. Окна и порталы храма высокие,
арочные, украшенные узкими наличниками с белокаменными замками. Окна алтаря и трапезной имеют пологие лучковые перемычки, украшенные профилированными полочками на ступенчатых консолях. В окнах частично сохранились металлические решетки из лент. Северный и южный порталы выделены барочными картушами. Широкие грани колокольни обрамлены пилястрами; с двух сторон прорезаны арки, с юга имеет нишу
в простом обрамлении. Венчает фасады здания широкий сложно профилированный карниз. В интерьере здания – гладкие оштукатуренные побеленные стены. Окна помещены в глубокие ниши. Первоначальные перекрытия, убранство и декор не сохранились. Неопалимовская церковь в селе Княжуха – одно из редких в Симбирском Поволжье культовых сооружений XVIII века, построенных в стиле барокко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *