Святые отцы о милостыне

Что говорят святые отцы о милостыне.

Свт. Николай Сербский

Знаете ценность свою? Она равна количеству людей, которые не могут жить без вашей заботы.

Свт. Григорий Богослов

Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то ни чем не лучше мертвых.

У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним.

Свт. Василий Великий

Если, приобретая праведными трудами, не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе в хищение.

Свт. Григорий Двоеслов

Помни: подавая лежащему на земле, мы подаем Сидящему на Небе.

Свт. Иоанн Златоуст

Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком.

Чем более ты богата и достаточна, тем более будут хвалить тебя все, когда ты будешь снисходить к нищим и ничтожным; не только люди, но и Ангелы и Владыка Ангелов; и не только Он хвалить будет, но и отплатит двойными дарами.

Все, что бы ты ни делал для брата, восходит к Владыке твоему, и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяние, вознаграждает тебя за это.

Подлинно безумие и явная нелепость — наполнять одеждами сундуки, а не обращать внимания на того, кто сотворен по образу и по подобию Божию, и не имеет одежды, дрожит от холода и едва держится на ногах.

Милосердного и человеколюбивого Бог принимает и любит, и если это будет праведник — сплетает ему светлейшие венцы, а если грешник – прощает ему грехи в награду за сострадание к подобному себе рабу.

Стыдись, когда не дашь просящему; это точно есть срам, наказание, мучение… это показывает твою жестокость.

Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются милостью.

Чему дивишься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества. Будите милосерди, говорится, якоже Отец ваш (Лк. 6, 36).

Ничто не может сравниться с этим благом, ничто так не выражает наших человеческих свойств, как милосердие, как человеколюбие.

Каковы мы к ближнему, таким и Бог будет в отношении нас.

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) Крымский

Творите милостыню каждый по силам своим. Не требуется, чтобы вы отдавали все, а надо только, чтобы уделяли ближним своим часть из имения своего, хотя бы и скудного.

Все добро, что делаем мы для нищих, несчастных братий наших, принимает Он как делаемое для Него Самого. Всякую милостыню, которую опускаем мы в руку бедного, принимает Сам в руки Свои.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Если на вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь.

Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу, по писанному: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40).

Святые отцы о милостыне. Помочь нуждающимся можно через благотворительный фонд «Правжизнь».

Прп. Максим Исповедник

Мое только то, что я отдал.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Кто, по милосердию, готов помогать бедным, тот в воздаяние получает сокровище небесное.

Кто не будет милосерд сам, тот не может заслужить милосердия Божия, и кто не будет благосклонен к молению бедного, тот молитвами своими ничего не испросит у Бога.

Милосердные и благотворители не могут обеднеть, а скорее впадут в бедность скупые и немилосердные.

Имущество благодетеля умножается возмездием со стороны Бога в то самое время, когда за наши милостыни и благодеяния возносится, в молитве бедных, благодарность Богу.

Прп. Гавриил Ургебадзе

Бог не приемлет пустых слов. Бог любит дела. Добрые дела – это есть любовь.

Господь показывает чужую беду, чтобы умягчить наши сердца.

Когда вкушаешь пищу – помни о голодном, жаждущем и страждущем.

Бог от нас требует сердце, но без добрых дел ты не сможешь отдать сердце Богу. Помогай человеку неимущему – это и будет твоя жертва Богу. Всем надо желать добра, но для творения добра требуется мудрость.

Без жертвы ради Господа и ближнего ничего в духовной жизни не получится. Без жертвы не научишься любить.

Кто любит доброту и справедливость, тот любит и Бога, и Бог его, как родного сына полюбит.

Святой Паисий Святогорец

Подавая милостыню тем, кто испытывает нужду, человек помогает и самому себе, и своей семье.

Прп. Ефрем Сирин

Ничем ты не можешь столь подражать Христу, как попечением о ближних.

Кто оказывает милость ближнему, тот найдет милость у Господа: но суд бо без милости не сотворшему милости (Иак. 2, 13).

Во Второе Пришествие Христово будут написаны все грехи наши; и только милостыня наша изгладит вины наши, написанные в книгах тех.

Прп. Нил Синайский

Блажен, кто многим делает добро, он на Суде найдет многих защитников.

Блж. Августин

Не уделять бедным из того, что остается сверх ваших нужд,— значит похищать чужое добро.

Авва Евагрий

Ничем так не угашаются страсти, как милосердием.

Авва Исаия

Горе нам — что, встретившись и беседуя с богатыми и сильными, понравиться (угодить) им стараемся; а когда бедные подходят к нам с видом просителей, мы отвращаемся от них, как от докучливых!

Прп. Исаак Сирин

Кто отвращает лицо свое от скорбящего, для того омрачится день его.

Кто милует нищего, тот попечителем о себе имеет Бога.

Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня. Когда подаешь милостыню, подавай с великодушием, с ласковостью на лице, и снабди в большей мере, нежели сколько просил.

Свт. Феофан Затворник

Ища милости у Господа, сами милости оказывайте другим.

Господь посещает души милостивые и доброхотные к нуждающимся.

Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим — сном, покоем и тому подобным.

Свт. Тихон Задонский

Истинно добрые дела происходят от Бога. Или проще сказать, христиане Богом пробуждаются к творению добрых дел, силу и крепость получают от Бога, содействием Его благодати трудятся. Так свидетельствует Божие слово: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2:13) и «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15:5).

Любовь от дел, а не от слов познается.

Что еще говорят святые отцы о милостыне?

Свт. Игнатий Брянчанинов

Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии, и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием. Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека Богоподобным. Это состояние — блаженство. Сердце, объятое милостью, не может иметь никакого помышления о зле; все помыслы его — благость.

Свт. Филарет Московский

Лучше слепая лепта нищему от сердца, нежели проницательная холодность сердца.

Что же, наконец, остается нам делать? — Очевидно, не иное что, как благотворить, по возможности, всем бедствующим: достойным и святым, потому, что они чада Божии суть, и, по строгому разумению, меньшие братия Христовы; грешным и недостойным, потому, что и сами мы грешны, и следственно недостойны благ, которыми с избытком обладаем; и потому, что Всевышний Отец наш благ «неблагодарным и злым» (Лк 6:35). Будь искренен, когда благотворишь, и великодушен, когда не видишь воздаяния: рано или поздно, судьбы Господни явятся, и благословение воссияет над тобою.

Благотворительность к человекам верно наследует могущественное и действительное благословение Божие, часто дивными и нечаянными судьбами.

Кто благотворит скупо, тот не имеет права на щедрое воздаяние; а кто благотворит щедро, тот получит обильный плод благотворения и щедрую награду от Бога.

Не допусти, чтобы твоя любовь к ближнему была короче его несчастья.

Старец Симеон Афонский

Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым, — достаточно быть добрым.

Старец Фаддей Витовницкий

Веди свою жизнь так, чтобы всякий вечер ты мог сказать себе: один день моей жизни убавился, одно доброе дело прибавилось.

Святые отцы о милостыне. Помочь больным детям или пожертвовать на строительство храмов, а также оформить ежемесячную помощь можно на сайте православного благотворительного фонда «Правжизнь».

Иллюстрация обложки: Фра Беато Анжелико. Святой Лаврентий раздающий милостыню. Фреска. XV в.

Советы иерея Андрея Чиженко.

Милосердие – очень важное дело в жизни православного христианина. Оно по своему значению для души человека приравнивается к молитве. Молитва же и милостыня суть два крыла, возносящие нашу душу к Богу.

Вспомним отрывок Евангелия, который читается в Неделю о страшном Суде (см. Мф. 25: 31–46).

Каким методом Спаситель нас будет судить? «Обогрели ли мы… Накормили ли мы… Напоили ли мы… ближнего своего. И если мы это сделали, то обогрели, накормили, напоили самого Христа».

Бог есть любовь, и вера без дел мертва, говорят нам святые апостолы. И овеществленным проявлением-подтверждением любви как раз и являются дела милосердия. Копеечка, хлебушек, одежда – все это проявления нашей любви. Когда мы жертвуем собой (своими деньгами, продуктами, иными материальными средствами) для ближнего своего, то являемся проводниками Божественной любви и тем самым соединяем себя с Господом, Который также милосерд и посылает дожди на всех – и добрых, и злых. Мы уподобляемся Ему. И в этом, конечно же, наше главное делание как православных христиан.

Вспомним житие святого апостола Фомы. Он раздал все деньги индийского царя нищим и тем самым построил ему в рае прекрасный дворец.

Примерно то же происходит и с нами. На самом деле, помогая ближним, мы помогаем сами себе, ведь наши добрые дела милосердия это, как говорит одна моя прихожанка, «щабельки (ступеньки) на небо».

Кроме того, дела милостыни имеют еще один смысл. Они не дают нам душевно, чувственно, сердечно зациклиться на мирских вещах, не позволяют прикипеть к ним сердцем. Не дают, образно выражаясь, стать такими, как Голлум из романа Толкина «Властелин колец», чтобы у нас не образовывалось своих «прелестей» из дач, домов, автомобилей и прочего. А значит, отрывая что-то от своего заработанного материального «пирога», мы тем самым спасаем свою бессмертную душу.

Конечно же, часто на этот счет (и у меня в том числе!) возникает много сомнений…

Идет цыганка по вокзалу, просит милостыню: ребенку, на операцию и прочее. Или стоит нищий у входа в метро. И ты знаешь, что нищенство – это бизнес, который имеет свою развитую инфраструктуру. Там есть свои «короли» и «солдаты», снимающие «сливки», и простые «работники» в виде цыганки или одноного инвалида, стоящего у входа в метро. У каждого из них, быть может, своя «такса» и «дань», которую он должен отдать «солдату», а тот «королю». Часто человек, который нуждается, не выйдет просить, потому что ему стыдно.

Но мне кажется, что Господь упредил нас от подобных мыслей, потому что если анализировать все с практически-земной точки зрения, то тогда никому ничего не нужно давать. Ведь если под этим диавольским осуждающим микроскопом рассматривать другого человека, то в нем найдется СТОЛЬКО изъянов! И, конечно, он не будет заслуживать нашей милости.

Думаю, Господь упредил нас от этого. Вспомним Евангелие от Матфея: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3, 4).

В первую очередь Спаситель предостерегает нас от тщеславия. На мой взгляд, еще и от чрезмерного рассуждения «давать-или не давать», «достоин-не достоин». Лучше в какой-то момент, мне кажется, не рассуждать, а просто дать и пройти мимо, поучаствовать своей посильной лептой в жизни другого человека, тем более что мы ее до конца не знаем. А может быть, мы в этот момент спасли человека от смерти!

И произошло великое таинство любви: соединение двух сердец союзом милосердия.

В одном из произведений Сергея Довлатова есть строки о том, что милосердие важнее правды.

Я тоже так думаю, дорогие братья и сестры. Конечно же, это сказано не о Божественной правде, а о земной, материальной. Ведь, в сущности, небесная правда и есть милосердие. Сам мир, сама планета Земля и пришествие Христово – это копеечка, брошенная в шляпу страждущего человечества.

Вспомним толкование притчи о блудном сыне: Ветхий и Новый Завет сравниваются с двумя монетами, которые милосердный самарянин (сам Бог!) дал хозяину гостиницы.

Поэтому мы должны уподобляться Богу и в меру своих сил делиться с ближним в первую очередь своей любовью.

Но следует помнить также и о разновидности «псевдорелигиозного» жульничества. Мошенничество на религиозной почве довольно распространено. Человек может отрастить бороду, купить подрясник, сделать себе ящик для пожертвований и стать, например, на вокзале, собирая деньги на несуществующий храм.

Поэтому, дорогие братья и сестры, помощь храмам и монастырям должна быть адресной. Все нужно точно проверить, чтобы не стать жертвой аферистов. Лучше всего самому съездить в этот монастырь или храм и втайне опустить в карнавку деньги. Как правило, ящички для пожертвований стоят на территории обителей или храмов и редко расположены за их пределами. Если же вы все-таки решились подойти к человеку в подряснике и с карнавкой на вокзале, то расспросите, откуда он, посмотрите его документы. У священника обязательно должно быть удостоверение или справка от епархиального архиерея. В принципе, как и у монаха (монахини).

То же касается и пожертвований по безналичному расчету через интернет больным людям. Мне кажется, это лучше делать на проверенных официальных сайтах, чтобы также не стать жертвой мошенников.

Все нужно делать с рассуждением. К примеру, в моем приходе находится психиатрическая больница. Наш храм также жертвует ее пациентам продукты и одежду. Представители медперсонала заведения попросили меня, чтобы я ни в коем случае не давал пациентам деньги – они их могут потратить с большим вредом для себя. Продукты – да. Но деньги – ни в коем случае.

То же может, к примеру, касаться и алкоголика или наркомана. В какой-то момент лучше купить ему булку хлеба и кусок колбасы, чем дать деньги.
Но, дорогие братья и сестры, будем творить дела милосердия. Как говорил святой первоверховный апостол Павел о словах Господа нашего Иисуса Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35).

И кто знает, может быть, на Страшном суде эта вовремя поданная копеечка или кусок хлеба избавят нас от ада…

Иерей Андрей Чиженко

Под словом «милостыня» в православии понимаются дела христианской любви, а подаяние милостыни является обязанностью каждого христианина, предписанной в Свящ. Писании. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», — говорит Спаситель в Нагорной проповеди, и там же добавляет: «Всякому, просящему у тебя, давай!» Казалось бы, заповедано — так делай и не сомневайся! Однако каждый, наверняка, испытывал сомнения, приступая к исполнению этой заповеди: дать или не дать, тому или этому, а если дать, то сколько? Заметим, что не только нас – людей мирских и мало сведущих в делах духовных, искушали подобные сомнения. И не в ответ ли на них свт. Василий Великий говорил: Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося! Тот кто дает бедному, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто подает всякому прохожему, тот бросает псу, который докучает своею назойливостью, но не возбуждает жалости!» Попробуй, возрази тут святителю! А в древнем «Учении 12 апостолов» сказано и такое: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь ее». Здесь получается, давай, но не сразу! А когда же? Совсем недавно мы наблюдали, как по всей стране одни люди собирали милостыню для погорельцев, а другие выбрасывали ее на свалки, и первые начинали сожалеть, что сотворили дела милосердия. Все это заставляет нас еще задуматься над тем, что же есть подлинная милостыня и как нам исполнять эту заповедь Христову с пользой для души.

Как мы на самом деле относимся к ближнему — к тому, кто нуждается в нашей милости? Это действительно вопрос! Вопрос серьезный, порой трудный, поскольку ответ на него может обличить нас самих! Публицист Александр Ткаченко в статье: Неправильные нищие, или запотевшая милостыня пишет: Иногда делаешь все вроде бы правильно, а душа не на месте. У меня так бывает всякий раз, когда иду вдоль шеренги помятых личностей, выпрашивающих на подходах к храму денежку «во славу Божию». Или когда в метро вижу очередную печальную женщину с картонкой в руках: «Помогите Христа ради! Умирает сын-дочь-внук-муж». Или когда поддатый инвалид в армейской форме пристает к водителям, пока машины стоят в пробке. Ведь все мы сотни раз уже, наверное, видели по телевизору репортажи о подобных способах «разводки на жалость». И в глубине души считаем, что так оно все и есть: денежку, полученную возле храма «во славу Божию», помятые личности тут же потратят на горячительные напитки, у женщины с табличкой никто не умирает, а пьяный инвалид — наёмник мафии. Все так. Только вот душа! Как-то она все же беспокоится, если мы проходим мимо таких «неправильных» нищих, ничего не подав. Неуютно ей тогда бывает, душе. Мается она потом. Будто спрашивает, мол, что ж ты, христианин? Тебе ведь ясно заповедано: просящему — дай. А ты чего?» И действительно — чего? В чем могут быть сомнения, если просящему давать велел Сам Бог?

Это что же получается? Если человек не подаст профессиональ-ным побирушкам, то он в оковах страстей своих останется? Но ведь погорельцам же он подаст! Они «правильные» и для них можно бросить денежку в специальную кружку или собрать пакет с вещами. А если в основном вокруг нас нищие «неправильные», то им и подавать нечего, и нас укорять за это тоже нечего! Александр Ткаченко в своей статье пишет как раз об этом и пишет: Да! Подавляющее большинство сегодняшних нищих не соответствуют нашим высоким требованиям к настоящему, добросовестному нищему, которому мы могли бы вручить милостыню с твердой уверенностью в том, что он потратит ее исключительно на благое дело. Но пытаясь угадать, как просящий распорядится полученными деньгами, мы, по сути, выносим ему приговор. А это значит, что уже загодя считаем его мошенником, пьяницей, тунеядцем и т. д. Но за этим стоит главное, что уже обличает нас самих: мы денег ему не дадим, потому что не любим этого человека. Не любим так, как учит нас Христос!

Свт. Григорий Богослов говорит, что Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением дающего. Иногда это расположение человека таково, что и милостыню он подает то криво, то косо – внутренне. Например, хочет кому-то помочь, а со своим имуществом расстаться так жалко! Вот и примешивается к добродетели милосердия яд жадности. Но святые отцы и это устроение души не осуждают! Напротив, утешают! Ведь как утешительно звучат слова Свт. Иоанна Златоуста для тех, кто пока немощен в делах милосердия: «Если ты не хочешь подать столько, сколько евангельская вдова, то отдай нуждающемуся по крайней мере лишнее».

А еще своим ближним можно сказать, что милостыня – это, пожалуй, самое простое и доступное любому человеку богоугодное дело, способное оживотворить нашу веру. Нет ничего легче и спасительнее, чем милостыня. А насколько она важна для христиан, мы можем судить по тому, как заботилась о милостыне первая Апостольская Церковь. В Деяниях святых апостолов мы читаем, что многие христиане приносили деньги для раздачи неимущим, что было принято «ежедневное раздаяние потребностей” и для этого были выбраны и поставлены «7 человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости”. Апостол Павел говорит, что «доброхотно дающего любит Бог”. + О том, с каким устроением души нужно подавать милостыню, мы продолжим наш разговор на следующем УП. А завершая сегодняшний, мы расскажем историю, которую позаимствовали у свщ. Сергия Николаева. + Одна пожилая женщина каждое лето ездила работать каменщицей на реставрацию или строительство церквей. Помогала она бесплатно — Христа ради, а однажды взяла с собой и пятилетнего внука. Мальчонка трудился, как мог, и уже по возвращении домой, он рассказал бабушке: «Мне сегодня ночью Ангел Божий сказал, что меня записали в живую книгу за то, что я подносил кирпичики на стройке”. Что это была за «книга живая”? Пятилетний малыш хотя и был церковным мальчиком и знал про Ангелов, но о «живой книге”, или Книге Жизни, он слышал впервые. Но, конечно, поверил, Ангелу! И дай Бог, чтобы из тех кирпичиков, и многих иных добрых дел сложилась бы для него лестница — прямо в Царство Небесное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *