Святые отцы об ангеле хранителе

09:39 pm — Душеполезнейшие изречения святых отцов Церкви Христовой
Св. князь АЛЕКСАНДР Невский
Не в силе Бог, а в правде
Св. АНТОНИЙ Великий
Мужество есть твердость в истине
* * *
Когда ветер дует спокойно, всякий мореплаватель может высоко мнить о себе и хвалиться. Но только при внезапной перемене ветров проявляется искусство опытных кормчих
Св. ВАСИЛИЙ Великий
Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность
* * *
Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаза
* * *
Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с какою они делаются. Нет ничего великого, когда мало любят, и нет ничего малого, когда любят много
* * *
Живущему добродетельно невозможно быть всеми почитаемым
* * *
Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь?
* * *
Отложив скорбь о том, чего у вас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть
* * *
Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе с скотами
* * *
Чрево—самый неверный в договорах союзник. Это—ничего не сберегающая кладовая. Если многое в него вложено, то вред в себе удерживает, а вложенного не сохраняет
* * *
Берегитесь измерять пост простыми воздержанием от пищи. Tе, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить
* * *
Трем лицам пакостит клеветник:
оклеветанному, слушающему и самому себе
* * *
Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность
* * *
Сверх меры полагается спать мертвым, а не живым
ГРИГОРИЙ Богослов
Надо побольше небылиц, чтобы производить впечатление на толпу. Чем меньше она понимает, тем больше она восхищается
* * *
И от милостыни подавай другим милостыню
* * *
Никогда не делай ничего постыдного, хотя оно нравится многим, и не оставляй доброго дела, хотя оно и ненавистно порочным
* * *
Всего легче обманывать самого себя и, надмеваясь пустою славою, почитать себя чем-то, будучи ничем
* * *
Пугливый муж пугливые мысли имеет
* * *
Чем менее считают себя грешными, тем бывают грешнее
* * *
Бог творит все как хочет, а человек — как может
* * *
В печали не теряй надежды на благоденствие, и при успешном течении дел жди печали
* * *
Не возносись высоко, чтобы не пасть глубоко
* * *
Не смешон ли стал бы для тебя ворон… если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя?.. И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение?
* * *
Изрекать могут многие — понимают не все
* * *
Не суди по виду, суди по делам
Св. ДАНИИЛ Заточник
Как псам и свиньям не надо злата и серебра,
так глупому — мудрых слов
* * *
Мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь
* * *
Девица губит красоту свою блудом, а мужчина мужество — воровством
Св. ДИМИТРИЙ Ростовский
Лучше, чтобы подчиненные любили тебя, нежели боялись; потому что от боязни рождается ложь и лицемерю, а от любви — истина и усердие
* * *
Не прельщайся чужим добром. ибо и свое скоро оставишь
* * *
Не увлекайся славою, чтобы тебе не обмануться своим благополучием, как часто обманываются ступающие на весенний лед
* * *
Весьма опасен необузданный конь для ездока; так и душе твоей опасна плоть, когда она необуздана разумом и воздержанием
* * *
Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела; ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответа
Apхиепископ Нижегородский ИАКОВ
Как печь без огня не может быть теплою: так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним
Свят. ИГНАТИЙ Брянчанинов
Без величайшего наблюдения над собой невозможно преуспеть ни в одной добродетели
Apхиепископ Херсонский ИННОКЕНТИЙ
Слава—один пустой дым, могущий заслепить на время глаза, но нисколько не стоющий того, чтобы гоняться за ним всю жизнь
* * *
Стремление к возвышению есть вместе стремление к унижению
Св. ИОАНН Богослов
Истина всегда одна, а ложь многолика
* * *
Безмолвное дело лучше бесполезного слова
Священномученик ИОАНН Восторгов
Государство, отступившее от Церкви, погибнет, как погибла Византия. Народ, отошедший от чистоты Православия, будет отдан в рабство нечестивым, как это и случилось с тем же Византийским Царством. До Неба вознесенная за свое Православие и верность Церкви, то есть Христу, она до ада низринется. Так погибнет и наша Россия…
Св. ИОАНН Дамаскин
Лучше по огню и по змеям ходить, чем жить со злыми советчиками
* * *
Многие сильные побеждены бывают немощными
* * *
Хоть сколько мажь медом горький плод, не переменит он своей горечи в сладость
* * *
Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине
* * *
Кто останется невредим, служа царям и приближаясь к ним? Властители похожи на скверную блудницу, которая сходится со многими мужчинами
* * *
Не обличай безумного, чтобы не возненавидел он тебя
* * *
Всякий, кто строит козни против ближнего своего,
упадет в ров, который вырыл
* * *
Алчная душа всем злым делам начало
Свт. ИОАНН Златоуст
Где слава, там и зависть; где зависть, там клевета и козни
* * *
Сластолюбие заставляет нас делать то, о чем не смеем и говорить
* * *
Не будем желать лишнего; будем довольны малым, — и мы всегда будем богаты
* * *
Благородство — не в знатности предков, но в безпорочности нравов
* * *
Лихоимец несчастнейшую жизнь проводит, всегда пребывая в страхе и печали: в страхе — ради того, что имеет, а в печали — ради того, чего еще не имеет
* * *
Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный
* * *
Лучше хлеб с солью в покое и без печали,
чем множество блюд многоценных в печали и горе
Преп. ИОАНН Лествичник
Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что она богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете
* * *
Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотою
* * *
Тщеславие весьма удобно прививается к естественным дарованиям, и через них нередко низвергает в пагубу несчастных рабов своих
Св. прав. ИОАНН Кронштадтский
Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский
* * *
Безумны и жалки интеллигенты наши. Они утратили по своему легкомыслию и недомыслию веру отцов своих, веру эту твердую опору жизни нашей во всех скорбях и бедах, этот якорь твердый и верный, на котором незыблемо держится жизнь наша среди бурь житейских и Отечество наше
* * *
Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, говорит Господь, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 15, 55).
Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты — безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония (Вавилонское, Ассирийское, Египетское, Греческо-Македонское)
* * *
Держись же, Россия, твердо веры твоей, и Церкви, и Царя
Православного, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя Православного.
А если отойдешь от твоей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга.
И если не будет покаяния у русского народа, — конец мира близок. Бог отнимет от него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами…
* * *
Ты читаешь романы, журналы, газеты, и в них прочитываешь немало пустых речей. С Богом ли ты бываешь в это время или нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит, ты против Бога, а это грех. Собираешь ли ты благодать Божию, читая (или слушая) пустое разглагольствование? Нет, а расточаешь благодать, которую ты приобрел, если только приобрел, в молитве, в богомыслии или в чтении слова Божия и книг душеспасительных, или в благочестивой беседе, или в добрых делах. А это грех
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ИОАНН (Снычев)
Русские люди, думайте! Храните верность своему промыслительному призванию Народа-Богоносца. Слово Божие учит нас: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2; 10). Соображайте, смотрите вокруг, учитесь отличать друзей от врагов, истину от лжи. Не дайте обмануть себя в который уже раз. Разве малую цену мы заплатили за свою доверчивость и неразумие? Помните: судьба Земли Русской — в ваших руках!
Св. преп. ИОСИФ Волоцкий
Грешника и еретика все равно как убить — руками или молитвой
Преп. ИСААК Сирский
Даже самое совершенство совершенных не совершенно
Авва ИСАЙЯ
Если красота телесная прельщает сердце твое, то помысли, в каков она обратится смрад, — и успокоишься
* * *
Как ржа снедает железо, так честолюбие снедает сердце человеческое
* * *
Если влечет тебя похотение вкусной и многой пищи, вспомни смрад, происходящий от ней,—и успокоишься
* * *
Тяжкое состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба!
Св. МАКАРИЙ Великий
Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе к худых делает добрыми
Преп. МАКАРИЙ Оптинский
На вопрос ваш, в чем состоит счастливая жизнь, в блеске ли, славе и богатстве, или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним, да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненною совестью и со смирением, доставляет мир. спокойствие и истинное счастие. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счастие
Святитель НИКОЛАЙ Сербский
Время — птица, украшающая тебя пестрыми перьями, но когда-то она улетит и унесет их. И если твоя душа слишком привяжется к перьям,
как же безобразна будет её нагота!
* * *
О трех предметах не спеши рассуждать:
о Боге, пока не утвердишься в вере;
о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих;
и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета
* * *
Нетрудно научить животное, нетрудно научить простеца, но как тяжело научить того, кто, будучи невеждой, уже стал учителем!
* * *
Как яблоня не может плодоносить, прежде чем не отцветет, так и человек не сможет принести плода духовного, пока не стряхнет с себя внешние наряды и украшения
* * *
Анализ убивает любовь. Потому наука — холодит. Потому говорят не о красоте знания, а о пользе его. Любящий никогда не спрашивает о возрасте, происхождении и благосостоянии своей возлюбленной. И одухотворенная душа, то есть воспламененная любовью к Богу, отнюдь не соглашается на «анализирование» Бога. Любовь изгоняет рассудок, как бесполезного соглядатая. Но зато соединяет воедино три луча — ум, сердце и душу — и возжигает их в одну свечу
* * *
О каком зле люди говорят с особенным удовольствием? —
О чужих грехах и своих победах
* * *
Люди, не способные владеть своим сердцем,
еще менее способны владеть языком.
Люди, не умеющие хранить мир в своем сердце,
не сумеют сохранить его в государстве.
Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.
Люди, не способные к соучастию в чужом горе,
еще менее способны к соучастию в чужой радости
Преп. НИЛ Синайский
Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестию — этою материю зол
* * *
Гнушайся плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют
* * *
Подойди лучше к горящему огню, нежели к юной женщине, когда и сам ты юн, потому что, приблизившись к огню и почувствовав боль, тотчас отскочишь прочь, — а разнежась от женских речей, не вдруг отойдешь
* * *
Да не услаждают тебя земные веселости, который временны; это — уда, как рыбу, приманивающая и уловляющая душу
* * *
Не продавай будущей славы за похвалу, ничего не стоющую
* * *
Щади язык: он часто произносит то, что лучше было бы утаить
Св. ПЕТР Дамаскин
Никакая страсть не ненавистна столько, как гордость, и никакая не заслуживаешь столько осмеяния, как сребролюбие
Митрополит СЕРАФИМ (Чичагов)
Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы,- говорит святой апостол (2 Тим. 3, 12). Следовательно, гонимы будут все истинные христиане до скончания века, будут страдать от скорбей, печали, искушений, клеветы и бедствий. Поэтому пусть никто из находящихся в борьбе не ищет покоя, не предается наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь — время усилий и трудов
Авва СИЛУАН
Горе тому человеку, у которого имя знаменитее дел его
Святитель ТИХОН Задонский
Никто так не вредит обществу, как лихоимцы. От них оно более стонет, воздыхает и изнемогает, нежели от иноплеменных врагов
* * *
Многие хотят знать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится, не ищут
* * *
Как с высокой горы рассматривающие долину часто не видят находящихся в ней рвов, ям, текущих по ним нечистот, так случается и с высокоумными. Они, смотря на себя свысока, видят только поверхность свою, а отвратительных нечистот сердца своего, часто тайных, но не менее оттого безобразных и гнусных, не видят
* * *
Первый признак мудрости — сознавать свои погрешности
* * *
Познание себя и своей греховности есть начало спасения, потому что познание своей бедности приводит к исканию способа, дабы избавиться от беды
* * *
Что пользы вне себя много знать, но себя самого не знать
* * *
Надобно прежде научиться управлять собою, а потом уже другими
* * *
Нет благочестивой душе в мире сем истинного дома и отечества, но везде изгнание и ссылка
* * *
Кто в праздности живет, тот непрестанно грешит
* * *
Недостоен тот чести, кто ищет чести
* * *
Нет славнейшей победы — победить самого себя
* * *
Как слова сказанного возвратить, так и времени потерянного сыскать невозможно
* * *
Угашай искру, пока в пламень не возросла, и убивай врага, пока он мал
* * *
Внешнее, видимое благочестие без внутреннего есть лицемерие н обман
* * *
Разум и добрая совесть нужны христианину начальнику. Без разума начальник будет, как слепой, заблуждаться, без доброй совести будет разорять, а не созидать общество. Честь изменяет нрав человеческий, но редко к лучшему. Многие были бы святыми, если бы не были в чести. Подумай об этом, христианин, и не берись за тяжесть выше твоей силы
* * *
Ум, помраченный похотью мира,
не может вместить просвещения Божиего
Святой ФЕОДОСИЙ Печерский
Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими
Святитель ФЕОФАН Затворник
Надо уметь разделять себя на самого себя и врага, кроющегося во мне
* * *
Когда же ослабеют или изменятся начала: Православие, Самодержавие и Народность, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя!.. Плодом сего будет разномыслие: всякий о всем судит по своему, самовластие: всякий сам себе царь, и естественно после того, как у всякого стал свой ум царь в голове, разъединение и врозь – устремление сил: всякий о себе, и никто о других. Когда войдет все сие в жизнь и начнет быть преобладающим явлением, тогда начнется разложение, расстройство и уничтожение государственного тела
Митрополит Московский ФИЛАРЕТ
Надобно наблюдать, чтобы истина чрезмерною строгости не изгнала милости, чтобы милость излишним снисхождением не уклонилась от истины
* * *
Избирайте не того, кто ищет должности, но кого должность ищет
* * *
Награда не заслужившему есть не столько милость одному, сколько несправедливость против многих
* * *
Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания
* * *
Дела говорят сильнее слов
* * *
Не иноплеменное наставление производит добрых сынов отечества
* * *
Искусство все превращать в золото отнюдь не так важно, как искусство превращать мертвое золото в живую и от смерти избавляющую добродетель
* * *
Говори всегда правду с точностию и без уклончивости: и твоему простому слову будут верить, как клятве
* * *
Памятуй бывшее; положись на Господа в будущем; употребляй во благо настоящее
* * *
Любите врагов ваших, гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества
Apхиепископ Черниговский ФИЛАРЕТ
Дух времени—дух лжи и обмана. Ныне он хвалит то, завтра другое; над правилами и мыслями, которые считал он образцовыми за пять лет пред сим, смеется он ныне, а спустя другие пять лет, если не прежде, станет смяться над теми, от которых в восторга ныне
* * *
Кто ищет угодить миpy, тот не может угодить Богу
* * *
Ленивая и праздная жизнь тоже, что праздная и невозделанная нива, на которой не растет ничего, кроме трав негодных
* * *
Сердце человеческое не может быть праздным; душа наша не может быть без дел. Если не занят ум святыми мыслями: он занимается мыслями пустыми или вредными. Если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными; оно дышет чувствованиями нечистыми, мутными, плотскими. Если не стремится воля к небу, к выполнению святой воли Божией: она идет путем греxa, к аду/
Tags: Благодать, Информационная война, Священная Война, Слово, Церковь Христова, диавол глуп и бессилен, оседлать беса, святые, спасение

Ввиду прошедшего праздника святого Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных хочется поговорить о тех Ангелах Божиих, которые непосредственно участвуют в нашей жизни, являясь ее Хранителями.

Можно сказать, что в деле благоустройства мира Всевышним все небесные ангельские чины, являясь служебными духами, есть проводниками Его благодати, воли и любви во Вселенной. Каждому из Ангелов предоставлено свое место и свое особенное служение в деле благоустройства мира.

Так, к примеру, есть Ангелы Хранители не только отдельных людей, но и Церквей, государств, народов. Тому мы находим подтверждение в Священном Писании.

Об Ангелах Хранителях Церквей пишется в Книге Апокалипсис святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей (Откр. 1:20).

Об Ангелах Хранителях народов говорится в Книге пророка Даниила. Святому явился Архангел Гавриил и возвестил: «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях персидских. <…> Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан. 10:13, 21).

Святые отцы – толкователи Библии – неоднократно писали о том, что под словом «князья» в вышеупомянутой книге подразумеваются Ангелы Хранители целых народов. И святой Архистратиг Михаил издревле почитался у евреев как хранитель именно иудейского народа, исповедующего веру в истинного Бога.

Приведем цитаты…

Святой Дионисий Ареопагит: «Богословие вверяет священноначальство над нами ангелам, когда называет Михаила князем иудейского народа, равно как и других ангелов князьями других народов…»

Блаженный Феодорит: «Божественный пророк Даниил говорит, что некоторым из них вверено начальство над народами: князь царства Персидского стоял против меня (10:13). Упоминает также о князе еллинском и присовокупляет, что не было никого, кто помог бы ему ходатайствовать пред Богом о свободе Иудеев, кроме Михаила князя их (Дан. 10:20–21)… некоторые из ангелов начальствуют над целыми народами, а некоторым из них вверено попечение о каждом, в частности, человеке…»

О приставлении к человеку святого Ангела Хранителя прямо говорится в Священном Писании и молитвах Православной Церкви…

Святой первоверховный апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).

Об Ангеле Хранителе святого первоверховного апостола Петра, с которым его перепутала служанка Рода, говорится в Деяниях святых апостолов (см. 12:1–19).

В чине Таинства Крещения, вернее, в Молитве еже сотворити оглашенного, в запретительных молитвах против диавола (молитва четвертая) есть такие стихи: «сопрязи животу его ангела светла». Т. е. священник молится о том, чтобы новопросвещенному крещающемуся человеку Господь дал Ангела Хранителя и сопряг-соединил его к жизни этого малыша или взрослого. В Каноне Ангелу Хранителю, включенному в молитвенное Правило подготовки ко Святому Причащению, есть также похожие стихи: «Ангеле Христов святый, тебе припадая молюся, хранителю мой святый, приданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святаго крещения…»

То есть мы видим, что святой Ангел Хранитель дается человеку в Таинстве Крещения.

О том же свидетельствуют и святые отцы…

Святитель Василий Великий: «К каждому из верных приставлен ангел, достойный того, чтобы видеть Отца Небесного». Под верными, конечно же, подразумеваются крещеные люди.

Святой Анастасий Синаит об этом же говорит вполне определенно: «Тем, которые сподобились крещения и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении… В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть ангелы-хранители у всякого, кто верует в Него».

Святитель Амвросий Медиоланский: «Бог посылает своих ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей». Те, кому усвоено право на наследие обетованных благ в жизни будущей – это, конечно же, крещенные в Православной Церкви люди.

Но и в Ветхом Завете также есть упоминание о святых Ангелах Хранителях отдельных людей, хотя по историческим причинам они и не были крещены.

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8); «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (90:10–11).

Митрополит Макарий (Булгаков) так объясняет это явление в своей книге «Православно-догматическое богословие»: «Знаменитейшие из учителей Церкви заключали, что ангел-хранитель дается не каждому безразлично человеку, но одним Христианам, и следовательно, дается с тех пор, как только они становятся Христианами, т. е. со времени крещения, а некоторые присовокупляли, что в Ветхом Завете он давался одним Иудеям, веровавшим в грядущего Мессию».

Следует отличать святого Ангела Хранителя от того святого, в честь которого мы названы. Это два совершенно разных существа. Один – небесное бесплотное создание, другой – человек, который реально жил, угодил Богу праведною жизнью и был восхищен в рай, где молитвенно предстоит у Престола Божия за всех православных христиан, в том числе за тех, кто назван в честь него. Поэтому у человека благодаря Таинству Крещения появляются два небесных покровителя. Один из них – Ангел, другой – святой, в честь которого он назван. О том же свидетельствуют нам и молитвенные правила, в частности утреннее. Вспомним, дорогие братья и сестры, что там есть молитва и святому Ангелу Хранителю, и «молитвенное призывание святого, имя которого носишь». Потому именины (тезоименитство – от древнерусского «теза», «тезка» – «тот же самый», «соименный») человека – это день памяти святого, в честь которого назван человек. В этот день желательно провести по-особому, поблагодарить Бога и своего святого за предстательство и заступничество в жизни; в идеале исповедоваться и причаститься на Литургии, отслужить благодарственный молебен, можно прочитать акафист своему святому. Дома также желательно иметь иконочку своего святого, молиться ему каждый день (например, поминание в утренних молитвах).

Часто именины также называются днем Ангела, так как святой, как небожитель, являясь до Страшного Суда бесплотной душой, подобно святому Ангелу, ходатайствует за нас перед Богом. К тому же все православные христиане празднуют день Ангела 21 ноября по новому стилю, когда поминаются вообще все святые Небесные Силы бесплотные. А именины, соответственно, все православные христиане (кроме определенных календарных дней, когда поминаются отдельные святые) празднуют в следующее воскресение после Дня Святой Троицы в День Всех святых.

Но вернемся с Божьей помощью к святым Ангелам Хранителям. Какая же стоит перед ними задача? В чем они помогают нам?

Очень хорошо об этом говорит святитель Григорий Богослов: «Господь взывает и ангелам-покровителям (ибо я уверен, что особенный ангел покровительствует каждую церковь, как научает меня Иоанн в Апокалипсисе): приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни (Ис. 62:10), чтобы не было затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении – ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая святых». Думается мне, что это относится как к Ангелам Хранителям народов, так и отдельных людей.
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет о том, что у святых Ангелов Хранителей одна цель и две функции. Цель: содействовать всякому благу человека и особенно вести его к Богу, к просвещению спасительною верою Христовою.

Функции же следующие…

Первая из них молитва за вверенные ему Церковь, народ либо отдельного человека. Об этом владыка пишет так: «А молитва совершеннейших духов и ближайших к Богу, без сомнения, может быть сильнее и действеннее, нежели молитва самих людей и даже целых народов». Вторая функция – внушение людям благочестивых мыслей, которые направляют их к личному спасению – к Господу.
Как же мы можем общаться со своими Ангелами Хранителями? Ответ, наверное, должен быть такой. Нам следует с ними общаться теми спасительными путями и средствами, которые даются нам Святой Церковью.

Ведь если человек будет искать иные пути: фантазирования, мечтания, представления, искаженного понимания догматического учения Церкви, то тогда он станет игрушкой в руках бесов, способных маскироваться под видом Ангелов света, в том числе и Ангелов Хранителей, что неоднократно описывается в житиях святых (на мой взгляд, одно из наиболее наглядных из них – агиографическое произведение «Житие преподобного отца нашего Исаакия, затворника Пещерного» из Патерика Печерского).

О том же нас предупреждает и святой первоверховный апостол Павел: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол. 2:18,19).

В экзегезе (толковании с греч.) данного места Нового Завета святые отцы нас предупреждают, чтобы мы не впадали в прелесть не истинного, но, наоборот, самовольного смиренномудрия, вторгаясь в духовную сферу, совершенно неизвестную нам, не просветленным Святым Духом умом, но умом земным, тщеславным, плотским, извращая через неправильную внутреннюю жизнь, слова, поступки Божью истину, в том числе и об Ангелах. И убеждая себя и других людей, что мы вошли с ними в общение, приобрели от них некую силу и пр., святой первоверховный апостол Павел предупреждал нас в первую очередь о еретиках-гностиках, которые учили об огромном выдуманном им пантеоне неких бесплотных сущностей и о том, что они вступили с ними в контакт. Случай с преподобным Исаакием Печерским говорит нам о том, что этот контакт произошел не с Ангелами, но с бесами.

Святитель Иоанн Златоуст об этом писал: «Что значит: смиренномудрием? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы (к Богу) не чрез Христа, но чрез Ангелов; потому что приведение чрез Христа больше, чем сколько нужно для нас». То же читаем и у блаженного Феофилакта: «Недостойно, говорили, величия Единородного (учить), что Единородный приводит нас ко Отцу, ибо это больше, нежели сколько сообразно с человеческою малостию. Почему благословнее (полагать), что нашему приведению (ко Отцу) послужили Ангелы. Исходя из сей мысли, они вводили и особое служение Ангелам и убеждали простосердечнейших к ним обращаться, будто к нашим спасителям». Но мы всегда должны четко понимать, что Спаситель у нас один – Бог – Господь наш Иисус Христос.

О том же свидетельствует Ангел устами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10).

С другой стороны, данные стихи апостола нам говорят о том, что мы не должны полностью отметать служение Ангелов убеждением «мол, мы о них ничего не знаем». Ведь святой первоверховный апостол Павел уверяет нас не в том, чтобы мы совершенно отрицали учение и познание Ангелов, но чтобы мы делали это сообразно с церковным учением. Во-первых, апостол предупреждает, чтобы мы не вторгались в то, чего не видели. Но опыт Церкви стоит на богопознании. И многие святые отцы, и ветхозаветные, и новозаветные, видели реально Ангелов. Их вид также открывает святому боговидцу Моисею на горе Синай Бог, когда повелевает украсить Ковчег Завета резными изображениями херувимов, а саму Скинию вышитыми изображениями Ангелов. Кроме того, святой первоверховный апостол Павел призывает, чтобы мы постигали ангельское служение не иначе как «держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим», т. е. пребывая в Православной Церкви и держась Ее спасительного учения, ведь глава Церкви – Христос.

Итак, как же мы по церковному учению можем вступать в общение со своими Ангелами Хранителями?

Здесь два пути – молитва и богоугодная, по заповедям жизнь.

Молитвы святому Ангелу Хранителю известны. Они в утреннем и вечернем правиле, есть Канон и Акафист Ангелу Хранителю. Наиболее краткие молитвы подобного рода: «Святый Ангеле Хранителю, моли Бога о мне!» и «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь».

Конечно, желательно иметь дома иконочку святого Ангела Хранителя, чтобы удобнее и благотворнее было ему молиться.

Что нам нужно о знать о святых Ангелах Хранителях в тематике богоугодной жизни? Обратимся к Евангелию…

«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалиться, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном <…> Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:2–5, 10).

Святитель же Василий Великий писал: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, – ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгоним его сами худыми делами; ибо, как пчел отгоняет дым, и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни – ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех». В другом месте: «Поскольку и каждый из нас имеет святого ангела, ополчающегося окрест боящихся Господа, то он может, по изобличении во грехах, сделаться повинным бедствию; его перестанет закрывать стена, то есть, защита святых сил, которые, пока пребывают с человеком, соблюдают непреоборимыми охраняемых ими…»

О чем хочется сказать в связи с вышеизложенными цитатами…

Мы видим, что каждый православный христианин от Святого Крещения огражден от зла и от нечистых духов, словно стеной святости благодати Божией и Ангела Хранителя. В книге «Добротолюбие», кажется, есть слова о том, что видели бы мы, православные христиане, какие светлые Силы борются за нас, за то, чтобы мы не отпали от спасительного пути! Одним из них есть наш святой Ангел Хранитель, который всегда рядом с нами. Но и мы должны с Божьей помощью бороться за себя, очищая душу и тело молитвой, постом, добрыми делами, участием в Таинствах церковных до уровня чистоты «евангельского дитя», как сказано в вышеупомянутом отрывке из Священного Писания.

Но по своим грехам, не просто падениям на пути ко спасению типа: «согрешил–осознал–понял свою ошибку–покаялся и пошел дальше путем Божьим, путем жизни Церкви», но злонамеренной, укорененной жизнью во грехе, мы можем лишиться своего Ангела Хранителя, можем утратить святую помощь.

Вот что нам нужно осознать.

И тогда святой Ангел Хранитель поведет нас узенькой тропочкой ко спасению, все вверх, вверх и вверх. Главное, чтобы мы сами не отрывали свою детскую стропотную ручонку от его сияющего крыла. А он нас не оставит…

Вси Небеснии Силы бесплотные, молите Бога о нас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *