Святые в Англии

Забытый святой покровитель Англии

Я дал обет жить, подчиняясь Христу,
жить только под властью Христовой,
править под властью одного Христа.

Святой Эдмунд, король и мученик

Святой король-мученик Эдмунд

Святой Эдмунд (память 20 ноября/3 декабря) покровительствует Англии в течение вот уже более тысячелетия, хотя постепенно он и был оттеснен на второй план, а сегодня в нашей стране без святых уже почти забыт. Этот процесс забывания начался с XII века – времени окончательного поселения норманнов на нашей земле. Норманны постарались подменить почитание английского святого Эдмунда почитанием святого Георгия Победоносца, причем в том образе, в каком святой этот был близок и понятен крестоносцам. Точно так же они постарались своими сказками и мифами о не английском короле Артуре вытеснить из народной памяти образ благоверного короля Англии Альфреда Великого.

Святой Эдмунд родился в день Рождества Христова в 841 году. Воспитан он был по-христиански. В 856 году он стал королем Восточной Англии, бывшей тогда, думается, колыбелью английской нации. За время своего краткого правления ему пришлось сражаться бок о бок с будущим королем Альфредом Великим, защищая Англию от нападений язычников-викингов. В 869 году, когда вновь на побережье Восточной Англии высадились викинги, святой Эдмунд возглавил войско, отправившееся защищать рубежи своей родной страны. Король попал в плен. Датчане-язычники пытались заставить его отречься от своей веры и стать их данником, но король мужественно отверг эти требования. Храня Христа в своем сердце, он все время повторял имя Его своими устами. Он сказал мучителям: «Меня, живого ли, мертвого, ничто не отлучит от любви Христовой». Привязанного к дереву короля пытали, стреляя в него из луков, а потом обезглавили. Его мученическая кончина случилась 20 ноября 869 года в местечке Хоксен Верхнего Саффолка. Тело его погребли в маленькой деревянной часовне неподалеку.

В 902 году все еще нетленные мощи святого Эдмунда перенесли в Бедриксуорт – место, где сходятся четыре графства Восточной Англии: Норфолк, Саффолк, Эссекс и Кембриджшир. Город вскоре был переименован в Эдмундстоу (то есть Эдмундстаун – «Город Эдмунда»), а потом получил именование Бери-Сент-Эдмундс. Святой Эдмунд стал почитаться небесным заступником сначала этого места, а позднее – и всей страны.

Нахождение головы св. мученика Эдуарда. Миниатюра из манускрипта «Жития святых Едмунда и Фремунда» (2-я п. XV в.). Британская библиотека

В 929 году король Этельстан, придя сюда простым паломником, основал здесь общину, которая могла бы хранить гробницу святого Эдмунда. В 945 году другой внук святого короля Альфреда Великого, по имени Эдмунд, пожаловал общине новые земли. Святой Эдмунд, король и мученик, чтился как герой Англии. Последний английский родом король Англии, Эдмунд Железнобокий († 1014), также был назван в честь святого Эдмунда. В 1020 году королем Кнутом над ракой святого Эдмунда была возведена церковь, в которой служили монахи из Эли.

Даже после того как викинги в 1066 году окончательно завоевали Англию и расселились здесь, мощи святого мученика все еще пребывали в новой церкви и обновленной раке, куда были положены в 1095 году. Еще долгое время сюда приезжали паломники со всей страны.

Английский король французской крови Ричард I Львиное Сердце, принявший участие в третьем крестовом походе, в 1191 году молил о помощи мученика Георгия у его раки в Лидде. Одержав блистательную победу, Ричард стал почитать святого Георгия своим небесным покровителем и покровителем всего королевского войска.

Но святой Эдмунд продолжал почитаться национальным заступником. И потому бароны – противники короля Иоанна Безземельного (позже заставившие его подписать Хартию вольностей) в 1214 году в день памяти святого Эдмунда возложили к раке святого богатые приношения, моля святого о сплочении нации. В 1215 году король Иоанн в Раннимеде подписал Хартию вольностей. Связанный с этим важным историческим событием девиз Бери-Сент-Эдмундса: «Гробница короля – колыбель закона» сохраняется по сей день.

Но в период внутридинастических распрей, начавшихся после смерти ненавистного для многих короля Иоанна в 1216 году, почти все мощи святого Эдмунда были украдены французскими рыцарями в 1217 году. Их отвезли во Францию, в Тулузу, где они оставались до 1901 года.

В 1220 году королем Генрихом III (1216–1272), племянником Ричарда I, имя святого Георгия было официально внесено в английский национальный календарь.

В годы правления Эдуарда I (1272–1307) на поле боя вместе со стягом святого Эдмунда стали брать стяг и святого Георгия. При Эдуарде III (1327–1377) был основан орден Подвязки, учрежденный во славу Пресвятой Богородицы и святого Георгия. Все это приводило к тому, что о святом Эдмунде все больше забывали. Особое почитание королевской власти в Англии сделало из святого Георгия «узурпатора» национального покровительства. Его титул, однако, означал не «покровитель», а «особенный защитник королевства» (в переводе с французского языка). Но в правление Ричарда II (1377–1399) было создано прекрасное изображение святого Эдмунда как национального покровителя: на диптихе в городе Вилтон святой был изображен вместе со святыми Иоанном Предтечей и Эдуардом Исповедником, которые были представлены как его небесные заступники.

В правление Генриха VII (1485–1509) святого Георгия продолжали называть Защитником королевства. В правление же коварного тирана Генриха VIII (1509–1547) святой Эдмунд был почти забыт. Генрих официально исключил имя святого Эдмунда из английских молитв святым, а в 1539 году он распустил монастырь в Бери-Сент-Эдмундсе.

После реформации святой Георгий стал одним из тех нескольких святых, которых чтит англиканская Церковь.

Строительство монастыря Бери-Сент-Эдмундс. Миниатюра из манускрипта «Жития святых Едмунда и Фремунда» (2-я п. XV в.). Британская Библиотека

Большая часть мощей святого Эдмунда (кроме его честной главы) была возвращена римско-католическому священноначалию Англии в 1901 году. Сейчас они хранятся в частной часовне города Арандель в Сассексе, закрытой для посещения. Мощи святого Эдмунда вернутся в свой город, и их должное почитание возобновится только тогда, когда сами англичане вернутся к святому Эдмунду и к тем ценностям, за которые он стоял. Будучи православными, мы считаем, что наша история началась не с протестантского периода Англии (с 1535 – до наших дней) и не с католического периода истории нашего острова (1066–1535), она началась с православного периода I тысячелетия, когда Церковь была единой. Мы верим, что сейчас самое время вернуть святому Эдмунду принадлежавшее ему по праву место в нашей истории и в наших сердцах.

Он – свет с востока, он – дар, рожденный в день Рождества, заступник Англии и защитник праведных, чудо национального единства и сохранения православного христианства, национального патриотизма. Его имя, означающее «Блаженное покровительство», воскрешает в нашей памяти слова из старинного гимна святому Эдмунду:

«Ликуй, о святая Церковь Англии: вот тебе дан на восхваление прославленный король и непобедимый мученик Эдмунд, который, одерживая победу над королями этого мира, вознесся на небеса с великой победой. Отче Эдмунд, внемли тем, кто молится тебе».

Святой Георгий или святой Эдмунд?

Чудо святого великомученика Георгия о змее

В современной английской печати можно встретить утверждение, что стране следует сменить своего святого покровителя. Спрашивают с оттенком ксенофобии: «Как быть со святым Георгием Победоносцем (который в настоящее время является святым покровителем Англии. – о. А.Ф.), ведь он не был англичанином и нога его не ступала здесь?». Атеистически настроенные люди пытаются даже отрицать само существование этого святого. Удивительно, но даже люди, не верующие в Бога, унижающие святых, стремятся в этой дискуссии отстоять свое право иметь личное мнение по данному вопросу. На роль святого покровителя предлагаются «кандидатуры» святых Албана и Кутберта. Однако почитание этих святых никогда не было всенародным. Выдающийся святой, Албан так же не был англичанином, как и святой Георгий Победоносец; что же касается святого Кутберта, то его почитание ограничивалось в основном северо-восточным районом страны.

Ошибка дискутирующих в том, что они считают, будто святого покровителя можно назначить. Но святой должен сначала заслужить всенародное признание. Да и официального закона или декрета о покровителе никогда не было. Только всеобщее почитание сможет подсказать, кому следует быть святым покровителем народа.

Первым святым покровителем Англии был святой Эдмунд. В средние века англо-норманнская монархия на какое-то, весьма не продолжительное, время провозгласила покровительство стране короля Эдуарда Исповедника. Последующие монархи приняли почитание святого Георгия вместо тех, кто считался покровителями страны в прежние века. Сегодня народной волей в Англии признан святым покровителем страны святой Георгий Победоносец, следующим по популярности в народе является святой Эдмунд.

Утверждать, что у Англии был только один святой покровитель, неверно, верно же то, что сегодня только один святой чтится всеми как покровитель страны, и чтится вместо другого. Хотя я почитаю великомученика Георгия Победоносца из Лидды, великого покровителя Палестины и других земель и городов, но я также почитаю и святого Эдмунда, которого, в отличие от других, считаю нашим покровителем по преимуществу. И я вижу по меньшей мере четыре причины, почему, хотя святого Георгия за последние более чем пять веков почитали больше, чем святого Эдмунда, маятник сейчас может качнуться в другую сторону, и время святого Эдмунда скоро вернется.

Святой Эдмунд. Витраж церкви в Эссексе

Во-первых, святой Эдмунд – самый первый святой покровитель Англии; святой Георгий, безусловно достойный почитания, все же не был первым покровителем нашей страны. Каждый, кто ищет возвращения к своим корням, к корням Англии, обязательно обратит внимание на святого Эдмунда. Во-вторых, без тени шовинизма следует признать, что святой Эдмунд, в отличие от святого Георгия, наш кровный родственник, он имеет родство с нами, он здесь за нас умер, его кровь пролилась на английской земле. Это обязательно должно учитываться. В-третьих, святого Эдмунда почитал тот, кто объединил два разных народа: англичан и датских захватчиков, – Альфред Великий. К тому же датские завоеватели были крещены им, и, спустя 30 лет после мученической смерти святого Эдмунда, датчане уже почитали его как святого Божиего. Святой Эдмунд – примиритель двух народов, и почитание его распространилось на многие страны мира. Несомненно, это пример современному многонациональному миру. В-четвертых, наконец, святого Георгия часто чтили чуждым для него образом, потому что почитание этого славного святого и великого мученика превратили в своего рода культ военных. К сожалению, его широкое почитание было принесено в Англию католическими англо-норманнскими крестоносцами – людьми, роль которых в истории страны святой Георгий (как и мы) вряд ли одобрил. В почитании святого Эдмунда мы не видим никаких средневековых искажений, ибо он – образ заступничества, бросающий меч во имя веры, с молитвой, ради спасения своей страны.

За последние несколько лет примерно 10 миллионов фунтов стерлингов было потрачено на строительство гигантской башни кафедрального собора города Бери-Сент-Эдмундс. В то же время мощи святого Эдмунда до сих пор покоятся в частной часовне города Арандель в Сассексе. Разве не настало время вернуть их в пустой собор, чтобы смогли его чтить и ему поклониться те, кто до сих пор верит в святых и в их силу исцеления? Пожалуй, сейчас нам пора снова оглянуться на святого Эдмунда.

Сегодня, в третье воскресенье после праздника Святой Троицы, в Русской Православной Церкви отмечается память святых, в земле Британской и Ирландской просиявших. Такое решение принято Синодом нашей Церкви еще в 2007 году. Отмечалось, что имена древних святых неразделенной Церкви (до 1054 года) будут вносить в календарь Русской Церкви после получения полных материалов, «касающихся их христианского подвига, времени и обстоятельств прославления». В этом году Синод включил двух английских святых для общецерковного почитания святого Патрика и святого Албана. В православных храмах Великобритании почитаются сотни местных святых.

Как же сопоставить Англию с ее лукавой политикой и святых, в земле Британской просиявших? Да почти никак. В Британском парламенте, находящемся в здании Вестминстерского дворца, установлены статуи выдающихся деятелей, внесших вклад в величие Британии — Черчилля, Тэтчер, Ллойда Джоржда, Чемберлена и других. Экскурсоводы рассказывают, как каждый из них укреплял и развивал свою страну. Сами же туристы между собой вспоминают, как один развязал интервенцию, другой — холодную войну, и так далее.

Икона святого Альфреда из русского православного храма в Колчестере, графства Эссекс. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

В то же время среди лиц, почитаемых святыми, есть не только апостолы, монахи, мученики первых веков христианства, но и английские короли и королевы. Например, король Альфред, правивший в IX веке. На статуе Альфреда Великого в Уонтидже есть надпись:

Альфред увидел ученость мертвой — и возродил ее.
Образование было запущено — он восстановил его.
Законы были бессильны — он дал им силу.
Церковь была в упадке — он поднял ее.
Землю опустошал зловещий враг — он избавил ее от него.
Имя Альфреда будет жить столько, сколько человечество будет уважать прошлое.

Внучки королевы Виктории — русские святые

Вестминстерское аббатство со статуей Великой княгини Елизаветы Федоровны. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Вестминстер в переводе — западная церковь. Здесь появился один из первых христианских храмов в Лондоне — во имя апостола Петра, который считается просветителем земли британской наряду с апостолом Павлом, в честь которого в Лондоне построен другой огромный храм, превышающий по размерам Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Так что у двух городов одни и те же небесные покровители. Специалист по истории христианства в Англии протоиерей Эндрю Филлипс обращает внимание на источники, указывающие, что в Англии проповедовали первоверховные апостолы Петр и Павел. Византийский агиограф святой Симеон Метафраст, живший в X веке, пишет, что «святой Петр провел много времени в Британии и привел там многих ко Христу, рукополагал епископов, священников и диаконов».

На фасаде Вестминстерского аббатства в числе святых изображена наша русская святая великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, внучка королевы Виктории. Она со своей сестрой — будущей императрицей Александрой Федоровной воспитывалась бабушкой с раннего детства, оставшись без матери. Обе внучки английской королевы прославлены ныне в лике русских святых.

Воспитанная в традициях протестантизма будущая основательница Марфо-Мариинской обители так писала отцу о переходе в православие: «… я чувствую себя такой безгранично счастливой в моей новой вере. Земное счастье я всегда имела — когда была ребенком в моей старой стране, как жена — в моей новой стране. Но когда я увидела, каким глубоко религиозным был Сергей, я чувствовала себя очень отставшей от него, и чем больше я узнавала его Церковь, тем больше я чувствовала, что она приближает меня к Богу… Однако в этом случае все в моих руках и в руках Господних, и я уверена, Он благословит этот шаг; я уповаю на Его всемогущество, и я постоянно молюсь, чтобы я всегда была хорошей дочерью и верной женой и всегда была бы хорошей христианкой, и чтобы в моем земном счастье я всегда думала о будущем и о моем спасении…»

Икона царской семьи из русского православного храма в Колчестере, графства Эссекс. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Цель христианина — спасение в вечной жизни — это хорошо понимали умные думающие люди, где бы они ни жили. Стремление к этому и есть святость, какие бы земные цели не преследовались. И мы все помним, как завершилась жизнь Елизаветы Федоровны. Из царского дворца после убийства мужа она ушла в основанную ею обитель милосердия, навестила в тюрьме убийцу, призвав вспомнить о цели земной жизни, потом была арестована и сброшена живой в уральскую шахту.

Мученически завершила свою жизнь и ее сестра — супруга императора Николая Второго. Вся семья с детьми вместе со слугами были расстреляны и уничтожены в Екатеринбурге. «Надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою», — гласит одна последних дневниковых записей императрицы Александры Федоровны Романовой.

Так через этих великих русских святых проходит духовная связь России с Великобританией.

Кентербери. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Апостолы Англии

Обратимся к истории Англии. В Британском парламенте в Вестминстере есть и христианские мозаики, изображающие святых покровителей наций, составляющих Соединённое Королевство: Георгий Победоносец для Англии, апостол Андрей для Шотландии, архиепископ Давид для Уэльса и святой Патрик для Ирландии.

Святой Патрик, несмотря на то, что его имя давно вспоминают на увеселительном празднике в России, только этой весной внесен Синодом в список святых Русской Церкви как просветитель Ирландии, а не герой пивных пирушек.

«Церковь на Британских островах в I тысячелетии была частью единой, святой, соборной и апостольской Церкви. За всю историю Православия на Британских островах было явлено не менее 950 святых», — отмечает Эндрю Филлипс, носящий имя апостола Андрея. Он англичанин, перешел в православие и считает, что возвратился в родную исконную церковь. Более трети духовенства Русской Православной Церкви в Великобритании — англичане.

«В Англии создавались замечательнейшие духовные, церковные гимны, песнопения, службы. Большинство из них, к сожалению, было уничтожено в период завоевания страны Вильгельмом I в XI веке и во время реформации в XVI веке, — отмечает отец Эндрю. — Но некоторые части служб нескольким праздникам и святым милостию Божией дошли до наших дней и активно используются в богослужениях».

Кентребрери. Интерьер с цветами. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Глава Англиканской Церкви находится не в Лондоне, а в Кентербери — древнем городе в 85 километрах от Лондона и в 20 — от Ла-Манша. Первым архиепископом Англии и «апостолом англичан» был Августин (не путать с Блаженным Августином, который жил двумя веками ранее).

Миссионера Августина, посланного из Рима папой Григорием (Двоесловом) пригласила Берта — супруга кентского короля Этельберта, правившего в VI веке. Город Кентербери был основан римским императором Клавдием во время завоевания Британии в 43 году на месте кельтского поселения. Через город прошла дорога из порта Дувра на Лондон, используемая до сих пор.

В графстве Кент недалеко от города расположена старейшая действующая церковь Великобритании — во имя Мартина Турского. Она устроена Бертой на основе остатков римской церкви IV века. Кладка — чередование плинф и местного камня кремня, и можно судить о том, что она была устроена именно во времена римского владычества. Именно в этой церкви служил и жил поблизости Августин, пока строился величественный собор в Кентербери.

Страница о митрополите Владимире. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

В Кентерберийском соборе множество приделов (часовен). В одном из них — во имя мучеников нового времени есть список и русских святых — митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), «убитого восставшими в первые месяцы Русской революции», и «Русского патриарха Тихона, заключенного в тюрьму за свои христианские убеждения, и умершего там при невыясненных обстоятельствах».

Будучи в туристической поездке «Святыни Британии» в середине июня, я стала участницей православного молебна в Кентерберийском соборе в приделе мученика Фомы, который провел протоиерей Александр Дягилев. «Последний раз православный молебен был здесь лет 6-7 назад», — сказали мне сотрудники собора.

Сент-Олбанс в розах. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Первый английский мученик Албаний — в русских святцах

На весеннем Синоде решено внести в календарь Русской православной церкви имя первого английского мученика Албана (или Албания) Британского (память 22 июня / 5 июля). Он не был крещен по правилам обряда, но прославился своим поступком. Во времена свирепых гонений на христиан, прокатившихся по всей Римской империи, в состав которой входила тогда в конце III — начале IV веков и Англия, он служил легионером в городе Веруламиуме. Туда прибыл специальный отряд для уничтожения христиан. Молодой священник, практически юноша, укрываясь от преследователей, забежал в дом Албания. Тот пожалел юношу и отвел воинов. В течение трех дней он беседовал с ним и проникся христианским мировоззрением. Когда уже стало ясно, что юноша в его доме, он одел его священнические одежды и вышел к воинам. Те сначала не поверили в его преображение, думали, что он «прикалывается». Повели на суд в театр, где он отказался поклониться идолам, тогда его повели на вершину холма и отрубили ему голову.

Икона Албания в храме в Сент-Олбансе с молебном. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Место мученической кончины Албания вскоре стало почитаться. Эпоха гонений к тому времени прекратилась, ибо пришел к власти Константин Великий. Возвели собор в честь святого и его именем назвали город. 13 июня у его раки был совершен православный молебен. Они здесь проходят регулярно, по крайней мере, раз в месяц.

Дух Англии — дух мужества и красоты

Священник Эндрю Филлипс в храме в Колчествере. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Завершим краткое повествование христианской истории Англии поэтическими строками отца Эндрю Филлипса, который пишет и стихи. «Дух Англии сродни духу святого Георгия Победоносца — это дух мужества и красоты, духом нежности и справедливости, любви к веселью и добру, привязанности к простой и наполненной занятиями жизни людей, готовности помочь слабому. Такая тонкая, стыдливая, кроткая, немного смешливая и мужественная душа — это душа Англии.

Она в Чосере, Шекспире, Диккенсе. Она в старинных балладах и сказках о Робине Гуде, стоявшем за бедняков и весело странствовавшем по зеленым лесам. Она в маленьких деревушках нашего острова, в старинных домиках и церквушках, в бесчисленных древних резных украшениях, в старых мостах, в старинных английских мелодиях. Джон Клэр и Уильям Барнс писали о том, как английский народ был подавлен и унижен богатыми землевладельцами и промышленниками. Это была эпоха великой скорби и угнетений, но в то же время и эпоха праведности, когда можно было найти праведных, созерцательных мужчин и женщин в любом селении и каждой деревушке по всему острову Британия. Вот остатки того великого и драгоценного наследия, с которыми мы живем сегодня».

Православие в Англии востребовано. Храмы Русской Православной Церкви, Константинопольской патриархии, Румынской, Сербской, Болгарской наполняют не только представители национальных диаспор, но и коренные англичане. Пока немного, но среди них есть и выходцы из Англиканской церкви. На днях стало известно о просьбе бывшего настоятеля англиканской церкви святого Варфоломея в Лондоне отца Мартина Дадли принять его в православие.

Святые Британской земли почитаются наиболее именно православными. Большинство из 120 православных общин на Британских островах и в Ирландии посвящены местным святым. И многие из них имеют вселенское значение.

Она почитается в Ирландии как Сама Пресвятая Дева. Праздник в честь святой Бригиты — один из самых любимых в Ирландии. Образ этой христианской святой сливается с древней богиней кельтов Бригит, покровительницей рожениц, стад и земледельческих трудов. Есть предание, которое говорит о том, что святая Бригита была родоприемницей у самой Пресвятой Девы. В образе этой святой переплелись две, казалось бы, противоположные традиции: народная и христианская. Ведь Бригита почиталась в древней Ирландии и как языческое божество.

В канун дня Святой Бригиты в деревнях на подоконники выставляется сосуд с молоком или творогом, чтобы святая, проходя мимо, благословила труды хозяев. Часто нищие съедают предложенную для благословения пищу. Но ведь святая Бригита во время своей земной жизни кормила нищих, а так же принимала на ночлег странников и бродяг. Ещё святая Бригита считается покровительницей студентов и тех, кто хочет стать священником. Её житие порой не отличишь от древнего эпоса.

*

Святая Бригита была дочерью друида из Лейнстера и женщины-христианки из пиктского племени. Женщина, мать святой Бригиты отличалась необыкновенной красотой. Она была королевской рабыней, но затем король подарил её известному поэту, а тот продал её друиду. Так самое рождение святой окружено древней тайной. По преданию, во время рождения Святой Бригиты помещение озарилось небесным светом, и её матери было извещение о том, что её дитя станет необыкновенной святой. Девочка росла прекрасной, мудрой и строгой. Однажды во время путешествия вместе с матерью святая Бригита встретилась со своим отцом. Король, поражённый красотою и сообразительностью девочки, взял её к себе в дом служанкой. Святая Бригита тщательно исполняла все свои обязанности, хотя обращение с нею было очень строгое. Святая Бригита была верна христианской вере, в которой её воспитала мать, принявшая Святое Крещение от самого Патрика. Девушке приходилось противостоять языческому укладу жизни. Однако она так веровала во Христа и была так мудра, что ей видимо сопутствовала божественная благодать. По преданию, накануне одного торжества ей дали задание: наполнить молоком все имеющиеся в кладовой сосуды. Но даже все вместе коровы в королевских загонах не смогли бы дать столько молока. Святая Бригита уединилась для молитвы Богу в небольшой клети при кладовой, и молитвы её были услышаны. Затем ока наполнила водой оставшиеся пустыми сосуды, осенила их святым крестом, и воды в них превратилась в молоко. Это чудо: наполнение сосудов молоком или пивом, после совершалось неоднократно. На вопрос, как ей это удалось, девушка отвечала, что это сделал Господь Иисус Христос. Святая Бригита отличалась необыкновенной щедростью, живя ещё в доме матери. Однажды она раздала нищим весь запас масла, бывший в доме. Опасаясь гнева матери, Бригита помолилась Богу, и масло наполнило снова пустые сосуды. В другой раз она сняла с себя плащ и обувь, чтобы отдать нищему. Когда же она жила в доме короля Дубтаха, своего отца, она отдала его меч прокажённому.

Есть предание о том, как святая Бригита отказалась от замужества ради Христа. Она была дочерью короля, умна, прекрасна собою и хорошо воспитана. К тому же достигла того возраста, в котором в то время обычно выдавали замуж. Вскоре один из Ольстерских королей посватался к святой Бригите и даже стал угрожать, что сложит на неё песнь поношения. Но святая Бригита не испугалась того, наоборот. Она вырвала свой левый глаз и протянула на ладони королю. Тот был испуган; взять одноглазую девушку в жёны он не мог. Так только он отказал, святая Бригита снова вставила вырванный глаз в глазницу, он прирос и снова стал видеть. На попытку возобновить сватовство девушка отвечала: «Я принадлежу Христу и уже обручена ему во Святом Крещении». Как и Сам Христос, как и святые первых веков христианства, она выбрала безбрачную жизнь.

Живя при дворе своего отца, святая Бригита совершила немало чудес и подвигов милосердия. Слава о ней распространилась по всей округе. Со временем король согласился предоставить ей свободу. Так святая Бригита получила возможность целиком посвятить свою жизнь служению Христову, делам милосердия и молитвы. Она отправилась с небольшой свитой из семи девушек в северный Лейнстер и получила из рук епископа Майкайла монашеское одеяние. Первая основанная ею обитель, в Кил Дайре, отличалась бедностью обстановки и хозяйства. Но святая Бригита подбадривала сестёр, учила терпению, поддерживала изнемогающих, лечила больных, старалась для всех быть всем. Вся её жизнь — единый пример милосердия. Слава о ней распространилась уже по всей Ирландии.

Некогда в канун Пасхи в Кил Дайре остался только мешок солода, кадка и две бадьи для приготовления пива. В округе Кил Дайре Маг Талах располагалось восемнадцать храмов, которые желали устроить пасхальные празднества с подкрепляющим и веселящим питьём. Несмотря на недостаток посуды и сырья, святая Бригита благословила приготовление пива. В одной бадье поставили сусло, а в другой бадье готовили пиво. Кадкою набирали пиво из первой бадьи и носили на подворья храмов. И пока сёстры несли кадку с пивом на подворье, в одной бадье сквашивалось новое сусло, а в другой бадье созревало пиво. Так все восемнадцать храмов получили достаточно укрепляющего напитка к пасхальным праздникам.

Святая Бригита не боялась лечить прокажённых — отверженных обществом людей. Ни в каком другом житии нет столько разнообразных случаев описания исцеления от проказы, как в житии святой Бригиты Килдарской. Порой к ней приводили и душевнобольных; святая Бригита, как Сам Спаситель, не брезговала никем, во всех она видела образ Божий. Ещё она обладала даром рассудительности. Порой к ней обращались едва ли не как к судье, когда все надежды на земную справедливость были исчерпаны. Предание говорит, что раз за исцелением к святой Бригите пришли несколько прокажённых. Святая Бригита провидела между ними раздор. И потому сначала исцелила одного, того, кто благодарил Бога. Однако он стал хвалиться тем, что был исцелен прежде остальных и, похвалившись, снова заболел. Но потом раскаялся в напрасной похвальбе и снова очистился от проказы. Затем святая Бригита исцелила и его товарищей. Когда же ссора между прокажёнными возобновилась, то проказа вернулась к тем, кто завидовал другу, а хвалящий Бога избавился от проказы совсем.

Студенты и священники Ирландии стремились к святой Бригите за помощью и поддержкой. Она считалась старицей, сосудом мудрости и многих других даров. Часто её называют женщиной-епископом; ведь с начала саксонского завоевания пятого и шестого столетий Ирландия оказалась оторванной от континентальной церкви, и ей пришлось выживать в очень трудных условиях. Один епископ спросил святую Бригиту, как она молится. По преданию, святая Бригита отвечала, что с юности её сердце обручилось со Христом и она уже никогда не просила назад этого дара. Память святой Бригиты Килдарской празднуется 1 февраля.

Я уже писала, что не смотрела «Игру престолов», а только читала. Но книги вполне достаточно, чтобы обсуждать и спорить с фанатами об аналогиях с реальными историческими фактами. Вот интересно, если я скажу «Ланкастеры», сколько человек подумают об «Игре престолов» и перепутают с Ланнистерами (я не шучу, это реальный случай), а сколько вспомнят о войне Алой и Белой розы?

Этот забавный инцидент заставил вспомнить о символах Великобритании и истории их появления.

В этой статье расскажу о британском флаге, гербе, национальных святых и флористических символах.

Никому не ведомо, как долго Великобритания будет единым государством, но на данный момент это все еще союз четырех стран. В ее состав входят Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, каждая со своим языком, традициями и национальными символами. Из них и сложилась официальная государственная символика – флаг и герб.

The Union Jack

Юнион Джек – союзный гюйс, по-нашему. Гюйс – это носовой флаг корабля. Очень символично, правда? Ведь Великобритания была великой морской державой. Хотя, есть версия, что Jack – это сокращение от Jackob – Яков, то есть. Король, который утвердил объединенный флаг. На самом деле, британский флаг состоит из трех крестов.

Флаг Англии – красный крест святого Георгия на белом полотнище, появился в средние века. Считается, что его утвердил Ричард Львиное Сердце (12 век)

Флаг Шотландии – белый диагональный крест на синем полотнище, известный как Андреевский крест, появился в 13 веке.

Когда в 17 веке на английский трон взошел Яков Шотландский, флаги было решено объединить.

В 18 веке присоединилась Северная Ирландия, эта часть Великобритании представлена на общем флаге крестом святого Патрика – красный диагональный крест на белом полотнище.

В результате получился флаг, который известен сейчас всему миру.

У Уэльса, естественно, есть свой флаг, но он не представлен на общем полотнище, так как к моменту присоединения Шотландии, Уэльс уже являлся частью Англии и у них был общий флаг.

(Royal coat of arms of the United Kingdom)

На нем тоже нет символов Уэльса, по той же причине – Уэльс уже давно не являлся самостоятельным государством. Центральный элемент герба – это щит, разделенный на 4 части. На 2-х из них представлен герб Англии – три золотых льва на красном поле, 1 часть – шотландский красный лев на золотом фоне, 1 часть – золотая арфа Ирландии на синем фоне. Щит с двух сторон поддерживают английский лев и шотландский единорог, сверху щита тоже коронованный лев. В самом низу изображены флористические символы (о них позже).

Противостояние Англии и Шотландии ни для кого не секрет. У шотландцев есть своя версия герба, на щите которого 2 части занимает шотландский лев на дыбах, и по одной части приходится на символы Англии и Ирландии. Фигуры по бокам – лев и единорог – тоже поменялись местами, причем, оба в короне.

Почитаемые святые-покровители

St. George, the patron saint of England

А вы знали, что у Англии и России общий покровитель, святой Георгий? У нас известный как Георгий Победоносец, считается покровителем воинов и земледельцев. Согласно легенде, римский солдат греческого происхождения, принявший муки за веру, но не отрекшийся от нее. Самое известное чудо – убил дракона копьем, освободив царевну, отданную чудищу на съедение. 23 апреля в средние века отмечали также широко, как и Рождество, по после объединения с Шотландией в 18 веке праздник утих.

St. David, the patron saint of Wales

Святой Давид Валлийский считается внучатым племянником короля Артура, был епископом и адептом строгих ограничений. Например, в его монастыре запрещалось использовать животных для работы, так что, плуги монахи тащили сами. В пищу разрешались только овощи, хлеб и вода. По легенде, святой Давид излечил своего учителя от слепоты, а также, во время одной из проповедей, земля, на которой он стоял, приподнялась, Давид оказался на возвышении, а на плечо ему сел голубь – знак святого Духа. Святого почитают 1 марта, отмечают как патриотический и культурный праздник.

St. Andrew, the patron of Scotland

Да-да, святой Андрей Первозванный – это небесный покровитель Шотландии, только они называют его Эндрю. День святого Андрея – один из важнейших национальных праздников, который отмечают 30 ноября. Простой рыбак, он вел праведную жизнь и стал одним из 12 апостолов Христа. Был распят на Х-образном кресте, который теперь носит имя Андреевский. Существует предание, что Ангус мак Фергюс, легендарный царь скотов, готовясь к важной битве, увидел в небе флаг святого Андрея – белые полосы на голубом. Одержав победу, Ангус провозгласил Андрея покровителем всей страны.

St. Patric, the patron saint of Ireland

Кто не слышал про святого Патрика? 17 марта полмира наряжается в зеленые одежды и радостно наливается пивом. На самом деле, в старые времена в этот день закрывались все пабы и пивоварни, ведь Патрик был христианским миссионером и пьянство не одобрял. Вообще, добрый был дядька – однажды две принцессы, Этне и Фиделм, попросили Патрика причастить их так, чтобы они сейчас же увидели бога. Просьбу он выполнил, девушки тут же умерли… Их, правда, потом канонизировали. А вот две самые известные легенды о Патрике (что он принес в Ирландию письменность и изгнал змей) считаются спорными – письменность появилась раньше, а змеи сами ушли.

Флористические символы

Трилистник клевера (ирл. Seamróg, англ. Shamrock) – такой же узнаваемый символ Ирландии, как и Патрик, и зеленый цвет. Считается, что Патрик (помните, христианский миссионер?) использовал трилистник, чтобы объяснить смысл таинства Святой Троицы. Хотя еще до приезда Патрика в Ирландию друиды считали листочки клевера символом бесконечного жизненного цикла: жизнь, смерть, возрождение. Простые люди ассоциировали его с верой, надеждой и любовью и надеялись найти лист с четырьмя лепестками – четвертый символизирует удачу.

Воинственные шотландцы выбрали своим символом чертополох (the Thistle). Согласно легенде, враги хотели тайно, под покровом ночи, напасть на лагерь шотландцев, поэтому отправились босиком. Только им помешал чертополох – его колючки впивались в босые ноги викингов, их крики разбудили воинов и скоты смогли отразить нападение.

У валлийцев целых 2 символа. Исторически это был лук-порей (the Leek) – по легенде, Давид посоветовал прикрепить его листья на шлемы воинов перед битвой, чтобы легче было узнать своих. По другой версии лук-порей, хлеб и вода составляли рацион монахов ордена Давида. К слову сказать, сам Давид вообще только воду пил.

Примерно в 18 веке к луку присоединился нарцисс (the Daffodil). Причина проста — на валлийском языке они имеют схожие названия – Cenhinen (порей) и Cenhinen Pedr (нарцисс, буквально «порей Св. Петра»).

Война Алой и Белой розы продолжалась 30 лет и окончилась победой Ланкастеров, чьим символом была алая роза. Соответственно, побежденные Йорки почитали розу белую. Затем Генрих Тюдор (его мать была из рода Ланкастеров) женился на наследнице Йорков, тем самым объединив все английские королевские династии. Теперь символом Англии считается Роза Тюдоров – алая роза с белыми лепестками в середине.

Cм. также Четверо святых центральной Англии: Хардульф, Плегмунд, Вульфхад и Руфин

Преподобный Коламба

Святой чудотворец и миссионер Коламба, известный также под именем Колум Килле («Голубь Церкви»), по рождению принадлежал королевской семье Уи Нейлов в Ирландии. Он обучался у знаменитых подвижников и ученых своего времени и около 551 года стал священником.
Коламба считается одним из величайших святых древней Ирландской Церкви. Его житие — пример жизни настоящего подвижника, молитвенника и чудотворца. Еще при жизни лицо святого сияло небесным светом — биограф даже пишет, что «он имел лицо ангела». Это фаворское сияние, исходившее от Коламбы, не раз отмечается в его житии, и роднит его образ с образом нашего русского святого — Серафима Саровского.
Основанный им монастырь на острове Айона стал настоящим плацдармом для миссионерства в Шотландии и колыбелью для множества святых игуменов и святителей древней Церкви на Британских Островах. Ученики Коламбы распространили Благую Весть гораздо шире, нежели все остальные миссионерские группы, когда-либо там проповедовавшие, и обратили в христианство большинство местных жителей.

Мученик Албаний

Как и в самом Риме, первые христиане Британии подвергались гонениям. В начале IV века уже известен первый британский мученик Албаний.
Он спрятал у себя одного христианского священника, которого преследовали римские оккупационные власти. Римляне обнаружили местонахождение священника, но Албаний его не выдал. Переодевшись в его одежды, он дал священнику возможность сбежать, а сам сдался римским солдатам. Приняв его за христианского священника, римляне приговорили Албания к смертной казни.
Город, в котором казнили Албания, уже много столетий носит его имя и называется Сент-Олбанс. Веками к могиле первомученика Албания тянутся сотни паломников. С 1928 года в Англии действует Содружество святого Албания и преподобного Сергия Радонежского. Цель Содружества — сближение Англиканской Церкви с Православием. На съездах Содружества выступали такие известные богословы и историки, как епископ Кассиан Безобразов, протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский, Александр Шмеман, Василий Зеньковский, А. В. Карташев, Н. А. Бердяев. Духовным руководителем Содружества святых Албания и Сергия в свое время был митрополит Антоний Сурожский.

Преподобная Меланжелла

В Уэльсе, в королевстве Повис подвизалась одна затворница с именем Меланжелла. Она была дочерью ирландокого короля, но оставила своего отца и королевство и переплыла ирландское море, чтобы уйти в дебри центрального Уэльса и поселиться там в маленькой келье.
Однажды король этих мест Брочфел Исгифрог во время заячьей охоты увидел молодую девушку, которая стояла на коленях и молилась, а на складках ее платья стоял испуганный заяц. Охотничьи собаки замерли на месте — какая-то сила мешала им приблизиться к отшельнице. Брочфел в гневе заорал на собак, но они с визгом убежали. Удивленный таким странным поведением псов, король спросил незнакомку, кто она такая и как ее зовут. Девушка ответила: «Я дочь короля Ирландии. Мой отец принуждал меня к нежеланному браку, и я сбежала от него. Уже 15 лет я живу в этих лесах в полном затворе и не видела лица ни одного человека».
Когда король Брочфел увидел красоту Меланжеллы, он стал просить девушку стать его женой и королевой Повиса, но девушка кротко и уверенно отклонила предложение Брочфела. Пораженный ее христианской жизнью, Брочфел тут же даровал Меланжелле весь лес и окружающие его земли и сказал, что отныне любой, кто, укрываясь от погони, достигнет этого святого места, может жить здесь безбоязненно с благословения Меланжеллы.
На дарованных территориях святая Меланжелла основала женский монастырь, игуменьей которого пробыла 37 лет, до своей смерти в 590 году. Еще во время своей жизни Меланжелла прославилась множеством чудес, а в Уэльсе ее до сих пор называют покровительницей диких зайцев, которых местные жители называют «ягнята Меланжеллы».

Преподобная Бригитта

Святая Бригитта, игуменья Килдарская, родилась в 451 году и была, как и многие святые Ирландии, королевского происхождения. Когда Бригитта подросла, учитывая ее происхождение и красоту, сразу встал вопрос о замужестве. Но она отвергла все предложения и, приняв монашеский постриг, удалилась в пустынное место на восток Ирландии, где в лесу, под огромным дубом построила себе келью. Так было положено начало первому в Ирландии женскому монастырю, который получил название Килдар (Cill – Dara) или «Церковь под дубом». Впоследствии в честь этого монастыря было названо и все графство Килдар.
Умерла святая Бригитта в основанной ею обители, но похоронена была в городе Даунпатрик — рядом со святым Патриком, вместе с которым она считается покровительницей Ирландии. Это первая женщина, прославленная в лике святых Ирландской Церкви, а ее житие, написанное иноком Когитосом, стало хронологически первым текстом ирландской агиографии.

Преподобный Кевин
Почти у каждого британского или ирландского города есть свой небесный покровитель. Если у Лондона это апостол Павел, то у древнего Дублина небесным покровителем является преподобный Кевин Глендалокский (498—618). Это один из самых «популярных» святых Ирландии, именем которого ирландцы называют своих детей не реже, чем именем Патрик.
Святой Кевин принадлежал к королевскому роду правителей Лейнстера (восточное побережье Ирландии). С ранней юности он воспитывается при монастыре своего дяди-игумена, где изучает Писание, скромно исполняет различные послушания и готовится прожить всю жизнь, посвятив себя Христу. Но вскоре из-за настойчивых преследований одной девушки, внимание которой привлекла красота молодого монаха (даже само имя «Кевин» с ирландского переводится как «рожденный прекрасным), он вынужден тайно покинуть монастырь и удалиться в пустынное место. Беглец живет в дупле дерева, питаясь только травой и плодами, но убежище святого все равно становится известным, и ему приходится вернуться домой. И когда, согласно житию, Кевин возвращается в монастырь, даже деревья в одном труднопроходимом лесу наклоняются к его ногам, облегчая тем самым путь. Святой благословляет этот лес, который впоследствии получает название Голливуд (Hollywood) или «Святой лес» (знаменитый город Голливуд в американском штате Флорида получил свое имя от ирландских эмигрантов, которые даже в изгнании свято чтили память святого Кевина).
Вскоре Кевина рукополагают в священный сан и благословляют основать собственный монастырь. Молодой священник сразу же возвращается в место своего былого уединения, а рядом с ним поселяется многочисленная братия. Так и образовывается монастырь Глендалок, который становится одной из главных обителей Ирландии со своей знаменитой монашеской школой, а позже разрастается до таких размеров, что становится самостоятельной епархией?

Огненный апостол, или Три заблуждения о святом Патрике

Среди буйства праздников и красок есть в марте-месяце один день, который многие европейцы и американцы узнают, не заглядывая в календарь.
В этот день, выйдя на улицу, можно столкнуться с «зелеными человечками», в самых неожиданных местах увидеть клевер, а в воздухе услышать протяжные трели волынок. На дворе — 17 марта, и миллионы людей во всем мире празднуют день памяти равноапостольного Патрикия, просветителя Ирландии, или в просторечии — день святого Патрика.
Что же это за святой и почему праздник в честь него так любим людьми во многих странах мира — вне зависимости от того, насколько они ощущают себя христианами?

В день святого Патрика вокруг становится больше зеленого цвета. От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих. Музыка и танцы, праздничные богослужения (на Западе, а с недавних пор и в России), духовые оркестры, нарядные автоплатформы, спектакли, костюмы, фейерверки, концерты… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад.
С исторической точки зрения, личность и деяния святого Патрика подтверждены многими достоверными свидетельствами и документами. Но, пожалуй, трудно будет найти какую-либо еще историю о реальном человеке, столь плотно заросшую мифами, баснями и сказочными преданиями. Поэтому, несмотря на такой интерес к имени святого, многим известно только то, что Патрик как-то связан с Ирландией, пивом и трилистником. Но на самом ли деле он был эдаким «покровителем» пива и лепреконов? Итак, разоблачим три популярных заблуждения о святом Патрике.

Патрик не был пивоваром

Какая первая мысль приходит в голову тем, кто собирается праздновать Saint Patrick’s Day? Правильно! Где будем пить? Вопрос «что пить», продвинутыми падди (paddy – так стали называть ирландцев в Америке, а потом и по всему миру. Слово произошло от выражения «Patrick’s Day», т.е. падди – это тот, кто отмечает День святого Патрика), как правило, не ставится. Естественно, пиво!..
Как видите, первые ассоциации, связанные с днем святого Патрика, далеки как от самого святого, так и от дня его памяти. Наверное, многие из тех, кто что-либо слышал про этот праздник, знают лишь то, что он как-то связан с хмельным весельем. Но на самом деле стереотип этот появился совсем недавно и вызван исключительно коммерциализацией дня святого Патрика, столь выгодной пивным мануфактурам. Ведь поскольку праздник всегда отмечался широко и радостно, то как же не предложить тем, кто его празднует, кружку пенного пива?.. Общество потребления и обывательский подход диктует свои фольклорные парадигмы, и вот уже в компетентных рекламных буклетах можно встретить информацию, что Патрик изобрел виски и вообще является покровителем пивной промышленности и потомственным пивоваром… Неудивительно, что после таких «историй» образ святого Патрика превратился в образ веселого хмельного парня с пенной кружкой и зеленым клевером, и многие уже считают, что потребление алкоголя в этот день вменяется им в святую обязанность.
Но это и есть заблуждение номер один — ведь Патрик никогда не был пивоваром. Более того — в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви.
Кем же Патрик был на самом деле? Основным произведением, рассказывающим нам о деяниях святого Патрика, является его же собственная «Исповедь» (Соnfessio — лат.), написанная им около 460 года. Надо сказать, немногие авторы полутора-тысячелетней давности оставили нам такое свидетельство своих внутренних переживаний. А вот о пиве там ни слова, ведь на самом деле Патрик был… христианским миссионером, и целью его жизни была проповедь Воскресения Христова.
В «Исповеди» Патрик обнажает сокровенные уголки своей души, описывает свои злоключения, рассказывает о покаянии и молитве, повествует о том, как он искал Бога и как Богу в итоге, нашел его. Этот документ отражает искренность и редкую простоту святого Патрика. Как заметил наиболее строгий критик ученых – патрикианцев (т.е. изучающих все, связанное с деятельностью св. Патрика) Дэвид Винчи, «моральное и духовное величие этого человека сверкает в каждой корявой фразе его «деревенской латыни».
Многие ученые работали над «Исповедью», и на сегодняшний день подлинность авторства практически не вызывает сомнений. Но и это не все. До нас дошло еще одно произведение Патрика — его гневное «Письмо к Коротику» — бриттскому вождю, который собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил набег на южное побережье Ирландии, где убил многих новообращенных христиан, а множество захватил в плен для продажи. Коротик называл себя христианином, поэтому Патрик пишет ему пастырское послание, умоляя образумиться и покаяться, пока у того еще есть время.
Как видим, миссия Патрика в Ирландии была далеко не праздником. Колоссальный труд проповеди Евангелия был сопряжен с невероятным напряжением и затратой огромных душевных и физических сил. И Патрик верил, что эти силы ему дает Бог.
Итак, с образом веселого пивовара Патрика связывает разве что хмельная фантазия авторов рекламы. Подлинная история и сама «Исповедь» являют нам человека невероятной искренности и духовной глубины, который до последнего дня своей жизни нес живое слово о Воскресшем Господе древним ирландцам, и делал он это доступно и чутко.
Патрик использовал один важный миссионерский ход, который впоследствии и помог христианству беспрепятственно распространиться по всему острову. Когда язычество бросало святому вызов, он аргументами слов и силой веры ниспровергал его до основания. Когда язычники были искренни в своих заблуждениях — Патрик был предельно терпим, ведь боролся он не с людьми. Предание доносит нам рассказ о том, как Патрик, проповедуя великую тайну Единства Божества в Святой Троице, сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам, как этот образ можно себе представить. С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника стал цветом всей нации, так что зеленые одежды в день святого Патрика — это символ Святой Троицы, а не зеленого змия. Патрик не был пивоваром, и, словно предвидя такую метаморфозу во времени, он пишет свою «Исповедь», которая свидетельствует нам о том, кем же был на самом деле Патрик: «Я желаю, чтобы братья мои знали о ревности моей, и поняли, чем живет душа моя». А еще…

Патрик не был… Патриком

Нет, он, конечно, им был, но вот самое это имя появилось не сразу и при весьма трагических обстоятельствах.
Когда в конце IV века в состоятельной семье Кальпурния у его жены Концессы родился мальчик, его назвали Магон.
Семья была христианская и принадлежала к романизированной кельтской знати — римское присутствие вместе с легионами принесло в Британию и Евангелие, так что среди офицеров, солдат римской армии и их потомков было немало христиан. Уже дед Патрика был священником, а упомянутый выше отец Патрика Кальпурний носил сан дьякона. Кроме того, Кальпурний был декурионом — членом городского совета, наследственным аристократом.
Говоря о таком христианском семействе, было бы естественно представить детство Патрика полным благочестия, созерцательной жизни и молитвенного настроя. Но по свидетельству «Исповеди», жизнь сына дьякона и внука священника была далека от христианских идеалов. Вот как сам святой рассказывает о годах своей молодости: «Мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о опасении… грехи мои помешали мне применить к себе то, что я читал».
Впрочем, с обывательской точки зрения, первые шестнадцать лет жизни Патрика складывались вполне счастливо. Вместе с двумя своими сестрами он получает домашнее образование на вилле отца, живет жизнью, как бы сейчас сказали, «золотой молодежи», в достатке и изобилии, ни о чем серьезном не помышляет. Его судьба сложилась бы обычным для аристократа образом. Он стал бы состоятельным членом третьего, после сенаторов и всадников, сословия Римской империи. Унаследовал бы место своего отца, сделался бы муниципальным чиновником. Следил бы за контролем налогов, поступающих из римской Британии в имперскую казну. «Сколотил» бы состояние, родил бы детей и умер бы в достатке и сытости — без особых подвигов и славы, но зато в родном доме, на своей постели, в окружении любимой семьи. Все могло бы так и быть, если бы в спокойную жизнь Патрика не вошел Христос, разделив ее на две половины.
Итак, первые шестнадцать лет жизни Магона проходили по-детски безмятежно. Но вот в 405 году на виллу Кальпурния напали пираты, которые приплыли из соседней Ирландии. Они разгромили дом, опустошили земли и захватили юношу в плен. Шестнадцатилетний мальчик сталкивается с ужасом плена. Вскоре его продают в рабство и в знак унижения дают ему кличку. Можно не сомневаться, что те, кто продавал Магона, красноречиво живописали богатство разграбленной виллы его отца и сообщили о знатном происхождении юноши. Новый хозяин решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Раtricius — «знатный человек, патриций».
В ирландском плену меняется не только имя Магона — с ним происходит и перемена внутренняя. Он обретает веру, открывает для себя Бога, и Бог открывается ему. Удивительно, но позже, будучи уже вне уз рабства, и даже встретившись с родителями, Патрик не меняет свое рабское прозвище. Он никогда более не будет носить имя, полученное им на свободе. До конца дней своих Патрик будет нести имя раба, связанное с годами его унижения, но с которого, в то же самое время, началось его обращение ко Христу. Так патриций по рождению стал Патриком во Христе.
Шесть лет Патрик пребывает в Ирландии рабом, но это — шесть лет духовного роста и молитвенного творчества. Наконец, однажды ночью Патрик решается на побег.
Он попадает на корабль, который экспортировал знаменитых ирландских волкодавов. Вместе с четвероногими друзьями Патрик прибывает в Галлию, где и живет какое-то время, пока в 432 году не получает откровение от Бога — вернуться туда, откуда чудесно был спасен. Это был трудный шаг, но Патрик подчиняет свою волю воле Бога, потому что, по его собственному слову, «Бог давно уже победил во мне». Святой несет евангельскую радость той земле, которая принесла ему много горя. С этого момента Патрик становится, по точному выражению иеромонаха Серафима (Роуза), «огненным апостолом Христа».

Патрик не был ирландцем

То, что вы сейчас прочтете, благочестивым читателям с зеленого острова может не понравиться, и даже может быть расценено как кощунство, и это вовсе не преувеличение.
Дело в том, что в сознании всякого жителя изумрудной страны Патрик и Ирландия неразлучны, как овцы и пастух. Само второе имя ирландца — «падди» — говорит о том, что для него Патрик — это первый ирландец на земле, самый главный и стопроцентный. Но факты есть факты. Самый ирландский ирландец был не ирландцем, а британцем. Когда в 432 году Патрик начинал свое нелегкое служение в Ирландии, ему помогало одно лишь упование на Бога. Именно в этом году миссионер и несколько его спутников отчаливают от европейского континента и высаживаются на диких ирландских берегах. Патрику было тогда около сорока лет, и на протяжении следующих шестидесяти лет он проповедует Евангелие и обращает жителей Ирландии в Христианство.
Ему пришлось столкнуться с реакцией местных вождей, злобой друидов, просто человеческими предрассудками. Достаточно вспомнить один случай из жития святого Патрика, когда некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. После этого Диху стал более дружелюбным и даже подарил Патрику большой амбар, где стали проходить первые службы.
Традиция связала имя апостола Ирландии с еще одной выдающейся личностью того времени — королем Лойгайре, первая встреча Патрика с которым произошла в обстановке далеко не дружелюбной. Однажды все короли и вожди Ирландии были собраны в доме Лойгайре в Таре. Собравшиеся праздновали праздник Бельтайн, знаменовавший наступление лета и инаугурацию короля. В ночь этого празднества во всей Ирландии должны были быть погашены костры. Первый огонь в эту ночь должен был зажигаться в королевском доме. Но именно в эту ночь Патрик решает отпраздновать первую Пасху на земле Ирландии и зажигает пасхальный огонь на вершине горы как раз напротив Тары. Возмущенный король приказывает немедленно убить нечестивцев и погасить костер, однако друиды предсказывают ему, что пламя этого костра вскоре разгорится по всему острову и станет выше, чем огонь самого Лойгайре. Патрика приводят к изумленному Лойгайре, и он начинает проповедь Евангелия, которая сопровождается множеством чудес и духовным состязанием со жрецами. Будучи посрамленными, жрецы отступают, а Лойгайре велит запрячь для Патрика колесницу с девятью лошадьми, ибо так приличествует богам (по-видимому, он принял Патрика за одного из них). Но Патрик, поблагодарив короля, удалился из дворца.

Всего через пятьдесят лет после начала миссии христианство окончательно укрепляется на землях Ирландии, и разбойничий остров, наводивший ужас на все соседние страны, преображается. В раннем средневековье Ирландию будут называть не иначе как «островом святых». А составленный в VIII веке список ирландских святых времен святого Патрика содержит уже триста пятьдесят имен — главным образом основателей церквей, епископов, людей, прославившихся христианскими подвигами.
Долгое время этот яркий, особенный тип святости, которую так и называют кельтской, был малоизвестен на Востоке — церковное разделение, расстояния и годы сделали почти невозможной передачу сведений за пределы западной части христианской цивилизации. Но в ХХ веке началось возрождение памяти святого Патрика и собора кельтских святых в среде православных христиан. Одним из первых говорить о них стал архиепископ Шанхайский и Сан – Францисский Иоанн (Максимович), который сейчас прославлен Русской Зарубежной Церковью как святой. Его интерес к древним подвижникам увлек многих наших современников — например, иеромонаха Серафима (Роуза), который писал: «Мы не должны думать: «Ага, это все было давно, тогда это вдохновляло, но теперь — какая в этом польза?» Наоборот, в деятельности святого Патрика мы должны увидеть деятельность христианина нашего времени, деятельность души, которая горит ревностью и любовью к Богу». Недаром отец Серафим (Роуз) считал, что пример ирландских святых чрезвычайно важен для нас сегодня — ведь эти люди, проходя бесчисленные километры во время своей миссии, не переставали всегда смотреть вверх и радоваться. Вот эта радость о Господе и есть подлинное наследие Патрика и Ирландской Церкви.
Христианство не призывает искоренять всю ту красоту и многообразие, что существует в мире. Это касается не только культуры, искусства, но и традиции почитания кельтских святых. Например, в Русской Православной Церкви в некоторых епархиях и приходах уже сложилась традиция принимать и как-то участвовать в праздновании дня святого Патрика по западной традиции, то есть 17 марта — в то время как по православному календарю праздник приходится 30 марта. Причем Патрик чествуется не только фольклорными концертами. Уже много лет подряд в некоторых российских храмах воссылаются молитвы к этому ирландскому святому, а также проводятся конференции и беседы о духовном наследии кельтского христианства. И это вполне естественно, так как подлинное богатство кельтов заключается не в том, что они научились варить вкусное пиво, а в том, что они научились радоваться Господу в чистоте сердца. Молитва, составление которой приписывается преподобному Коламбе с острова Айона (VI век), ярче всего свидетельствует об этой евангельской радости, которую по воле Божией принес в Ирландию святой Патрик:

Господь мой дорогой,
Будь мне факелом,
освещающим путь,
Путеводной звездой будь,
Гладкой будь дорогой,
Пастырем добрым будь
Сегодня и всегда.

Вот и сегодня, празднуя память святого Патрика в России, можно хоть немного призадуматься над тем, Кто же был этим факелом, осветившим веселием и радостью нелегкую и трудную дорогу Патрика и его последователей. И для тех, кому с ним по пути, зеленый цвет этого дня станет не цветом зеленого змия, а цветом вечности, цветом «доброго и дорогого Пастыря», как называли Господа древние ирландцы.

Из «Письма к Коротику» (Sancti Patricii ad Coroticum Epistola)

«Письмо св. Патрика к Коротику» (или иначе «к воинам Коротика») – по сути, хронологически первое дошедшее до нас произведение ирландской литературы. Как и в более поздней «Исповеди», написанной святителем перед смертью, язык послания — латинский. Примечательно, таким образом, что у истоков богатейшей средневековой двуязычной письменности Ирландии стоят тексты именно латинские. В этом письме святой Патрик властно и с яростной ревностью о своей пастве обращается к Коротику — бриттскому вождю, чьи воины-христиане во время набега пленили для продажи в рабство множество новокрещеных ирандцев — «подопечных» св. Патрика. Сам факт жестоких убийств и пленения христианами христиан предельно возмущает святого, и он угрожает Коротику и его воинам отлучением. «Ревность Божия» понуждает его, заявляя о своем даре, настаивая на своем призвании и правах, снова и снова взывать освободить пленников.
Я, Патрик, грешник, невежда, живущий в Ирландии, свидетельствую о епископстве своем. Более же всего верую, что все, что есть у меня, получил я от Бога. И вот, я живу среди варваров, странник и изгнанник ради любви Божией… Если я достоин, живу для Бога моего, чтобы учить язычников, даже если иные и презирают меня…
…Разве в Ирландию попал я не Божиим велением, а чрез зов плоти? Кто принудил меня? Посему я связан духом не видеть никогда никого из родни своей. Разве мое это — что я имею святое сострадание к людям, которые некогда пленили меня и увезли с челядью и прислугой из отцовского дома?.. Вот, я слуга во Христе чужому народу ради неизреченной славы жизни вечной, которая есть во Христе Иисусе Господе нашем… Не моя это благодать, но Бога, Который дал мне это попечение в сердце, быть одним из Его охотников или рыбаков, о которых Бог некогда предсказывал, что они придут в последние дни…

Из «Исповеди» (Confessio)

В «Исповеди» — очевидно, написанной в конце жизни святителя Патрика («это слова исповедания моего, прежде чем умру»), хоть и составленной как автобиография, нет почти никаких данных для выяснения обстоятельств жизни святого. Хоть сколько-нибудь внятно он говорит о своем детстве, пленении пиратами, годах плена и обстоятельствах побега. С момента же обращения к Богу в плену новая жизнь во Христе захватывает Патрика настолько, что в ее сиянии «стираются» все детали жизни земной. «Исповедь» — это искренний и вдохновенный гимн благодарности Богу за избрание на высокое служение, апология своей деятельности перед лицом противников, пламенное отвержение обвинений… Но самым потрясающим в этом небольшом тексте с не очень грамотным латинским языком, с не очень внятным богословским содержанием остается сама личность святого, его несокрушимая вера в свою избранность Богом на свидетельство об Истине «до самых краев земли». Засвидетельствовать право нести свое служение до самой смерти, с желанием никогда не оставлять возлюбленных «сыновей и дочерей Ирландии» — в этом главный нерв «Исповеди». И не случайно в житии святого говорится о том, что среди иных Божиих даров, испрошенных им, есть и право судить ирландцев в день Страшного суда: согласимся, именно этого и заслуживает та пламенная любовь к Богу и к своим пасомым, которой полон святой Патрик…

…Исповедуюсь Господу моему и не стыжусь пред лицом Его, ибо не лгу: о тех пор как я познал Его в юности моей, возрастала его мне любовь к Богу и страх Его, и доныне, с Божией помощью я сохранил веру.
Итак, неутомимую благодарность возношу Богу моему, сохранившему меня верным в день искушения моего, так что теперь смело совершаю Ему служение и живую жертву — душу мою — приношу Христу Господу моему, сохранившему меня в дни утеснений моих. И говорю: «Кто я, Господи, и что молитва моя, что Ты дал мне бремя этого божественного дара?» И ныне я неизменно возвышаю голос среди язычников и прославляю имя Твое, где бы я ни был, не только в счастье, но и в несчастье; и, что бы ни случилось со мной, хорошее или дурное, все должен принимать я одинаково и всегда благодарить Бога, даровавшего несомненную и безграничную веру в Него… В те дни я и не знал, что приступаю к столь благочестивому и удивительному делу и подражаю тем, кого Господь некогда назвал возвестителями Своего Евангелия «во свидетельство всем народам», до конца мира. И вот, видим, что так и исполнилось. Се, мы свидетели, что Евангелие проповедано до пределов обитаемой земли.
Вот, снова и снова кратко повторяю слова исповедания моего. Свидетельствую в истине и в радости сердца перед Богом и святыми ангелами Его, что не имел никакой другой причины, кроме Евангелия и обетований Его, чтобы вернуться к народу тому от которого перед этим едва спасся…
Вручаю душу свою Богу надежнейшей опоре моей, ради Которого я, в ничтожестве своем, стал посланником… Ибо Он не посмотрел на мое ничтожество и избрал меня… чтобы я стал одним из самых малых служителей Его… Все, что у меня есть, я получил от Него. Но Он испытует сердца и внутренности и знает, как я хочу… пить чашу Его, которой Он удостоил других, любящих Его. Пусть так будет мне от Бога моего, что никогда не придется мне покинуть свой народ, который я обрел на краю земли.

Журнал «Фома»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *