Святыни Владимира и суздаля

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону в дар великому князю Юрию Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей Боголюбский взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.

Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени – с 1160 года – она получила наименование Владимирская.

В 1395 году хан Тамерлан достиг рязанских пределов, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию о избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и была поставлена в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, хана Седи-Ахмета в 1459 году.
В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве. В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский – и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые. Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.

Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе:
21 мая – в память спасения Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году;
23 июня – в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году;
26 августа – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.

Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви в 1448 году, святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси в 1589 году, Святейшего Патриарха Тихона в 1917 году. В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена – 21 мая/3 июня 1971 года.
В 1918 году Владимирскую икону Божией Матери изъяли из Успенского собора Кремля собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

В сентябре 1999 года образ Пречистой был перенесен в храм-музей Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, где находится и поныне.

Оригинал

Жизненный путь

По сказанию XV века, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.

Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1130 года) как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, поместив её в Успенском соборе города. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Переезд в Москву

«Сретение Владимирской иконы». XV век

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от царских врат иконостаса. В 1918 году была взята для реставрации. В 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243).

Почитание

По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи.

Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) клались в её киот, после молебна вынимался один из жребиев, который распечатывался царём и имя избранного оглашалось народу.

В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками (жребиями) с именами архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Московским патриархом.

Чудеса

В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:

  • 21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
  • 23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

С Владимирской иконой также связывают избавление Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году.

Местонахождение

Икона в интерьере храма-музея в Толмачах

С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV – начале XV века, в первой трети XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате.

  • Первоначальный размер (75×55 см) без нарощенных полей

  • Фрагмент

  • Фрагмент

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Оборот

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые к началу XV века (времени второй починки иконы). Это изображение, возможно, выполнено Андреем Рублевым. Существует версия, что икона с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги с обеих сторон. Изучение иконы под бинокулярным микроскопом подтвердило датировку XV веком. Фон и буквы были прописаны, возможно, в конце XIX века.

В 2013 году в ходе исследования иконы было установлено, что под нынешним изображением на оборотной стороне, согласно сопоставлению рентгенограмме гвоздей, оставшихся от старого оклада, было изображение некоего святителя, возможно, святого Николая Чудотворца.

Датировка и сохранность

По оценкам современных искусствоведов, икона написана в первой трети XII века в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана (прописана) четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия (возможно, Андреем Рублевым), в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» позволяет увидеть эти записи.

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).

Оклады

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 2,5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад был изготовлен в конце XIV – начале XV века, третий золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в первой трети XV века; в 1656—1657 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза, в конце XIX века оценивавшаяся на сумму около 60 000 серебряных рублей. В настоящее время эти оклады хранятся в Оружейной палате.

В 1910 году вор ночью проник в Успенский собор Кремля и снял камни с оклада иконы, однако не смог выйти из него незамеченным и был задержан.

Примечания

  1. Владимирская икона Божией Матери / Бусева-Давыдова И. Л. // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 8—38. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  3. Успенский Л. А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Богословие иконы Православной Церкви. — Коломна: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1997. — ISBN 5-89419-009-6.
  4. 1 2 Владимирская икона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Владимирская икона Божией Матери. Православный календарь 2014. Дата обращения 1 декабря 2017.
  6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. OK’s Nest. Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. 3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери. Патриархия.Ru (6 марта 2009). Дата обращения 1 декабря 2017.
  8. 1 2 3 4 5 6 Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. 1. Древнерусское искусство X — начала XV века. — С. 35—40. — 272 с.
  9. Ямщиков С. Свидетельница русской истории // Юный художник. — 1988. — № 2. — С. 16—17.
  10. 1 2 Снессорева С. И. Владимирская икона Божией Матери // Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон. — Санкт-Петербург, 1898.
  11. Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России // sedmitza.ru
  12. Иванов А. А. «Лучше уповать на Господа, чем уповать на князя»
  13. Оружейная палата. Зал 1. Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века
  14. Оружейная палата. Зал 1. Витрина 4. Ювелирное искусство Москвы XV века
  15. Оружейная палата. Зал 2. Витрина 14. Изделия московских мастеров второй половины XVII века
  16. Гладышева Е. В. Икона как предмет научно-технического исследования // Коммерсантъ Наука : журнал. — № 6. — 5.9.2017. — С. 50
  17. Гладышева Е. В., Суховерков Д. Н. Богоматерь Владимирская. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2016. — С. 35—37. — 88 с. — ISBN 978-5-89580-140-6.
  18. 1 2 Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963. — Т. 1. — С. 59.
  19. Богданов Г. А. и др. Илл. 6 // Реставрация станковой темперной живописи: / под ред. В. В. Филатова. — М.: Изобр. иск-во, 1986.
  20. Диакон Сергий Правдолюбов. Кремлёвский вор-неудачник // Православная Москва : газета. — 05.03.2016.

Святые Суздаля

епископ Федор и Иоанн Суздальские

Святитель Федор

Еп. Федор прибыл из Константинополя в 987 году в свите духовных лиц для крещения великого князя Владимира. Крестив киевские земли, он в 990 году с великим князем посетил Суздаль, окрестив его честной народ. Дальнейшим его духовным поприщем становиться Ростов. Через 2 года он вновь возвращается в Суздаль, гонимый язычниками. Здесь он возводит храмы на месте идольских капищ, крестит народ, всюду проповедуя Слово Божие до 1010 года.

С приходом в Ростовскую землю младшего сына князя Владимира-Бориса святитель Федор вторично переходит на эту землю, проповедуя Слово Божие до мученической кончины князя Бориса. В 1015 году, он из-за волнения язычников переходит в суздальскую землю, где и представился около 1028 года. Прославление святого произошло до 1238 года.

Святитель ИоаннЕп. Иоанн.

Точных сведений о родителях и дате его рождения нет. Святой Иоанн имел от Бога дар кротости и смирения, слёз и непрестанной молитвы, венцом которых является дар исцелять больных и чудотворения. Святитель, неся службу епископства в Богородице-Рождественском соборе, подвергся гонению со стороны церковников по зависти врага рода человеческого. Оклеветав святого, толпа народа, подстрекаемая клеветниками, выгнала его из палат и преследовала его до ныне существующего села Ивановское, где произошло великое чудо-все гонители были ослеплены Силой Божией.

Раскаявшиеся люди припали к ногам святого и просили прощения. По молитве кроткого святителя Господь даровал им зрение. На этом месте и был построен храм Архангела Михаила. Еп.Иоанн был основателем Спас-Ефимовского монастыря в 1352 году и Покровского девичьего монастыря в 1364 году.Представился святой в 1373 году.

Мощи святых Федора и Иоанна с 1998 года перенесены в кафедральный собор города Суздаля, где находятся по сей день.

икона святой Евфросинии СуздальскойЕфросиния Суздальская (1212-1250)

Место рождения Ефросинии Суздальской-город Чернигов, от благочестивых супругов князя Михаила Черниговского и Елены. Ее рождение знаменовано было неоднократным явлением Царице Небесной ее родителям, которые долгое время страдали безчадством. В очередной раз они услышали от Пречистой, что у них родиться дочь с именем Феодулия и еще 4 сыновей.

Уже в детстве Федулия выделялась среди сверстников своим кротким и добрым нравом. По достижении совершеннолетия ее обручили с князем Миной Суздальским. Но браку их не суждено было состояться. До прибытия Феодулии в Суздаль жених ее мирно почил.

Получив свыше благословение Царицы Небесной, она поселяется в Ризоположенском монастыре. Много искушений она претерпела от врага рода человеческого. За ее кротость и многие подвиги, известные лишь Богу-Господь дал ей дар чудотворения, изгонять бесов. Молва о ее святой жизни распространилась не только в Суздале, но и далеко за ее пределами. К ней шли больные, слепые, увечные. Одни-исцелялись, другие получали утешение-никто из преходящих не уходил от нее ни с чем. Всеми она была любима за ее милосердие.

По ее молитвам при нашествии хана Батыя в 1238 году было явлено великое чудо- явлением Божией Матери было обещано сохранение монастыря от невиданного доселе жестокого и беспощадного врага. Город Суздаль был сожжен, а монастырь остался цел.

Прожила она недолгую жизнь-всего 38 лет, но угодила Богу так, что получила от Него великий дар: всякому просящему у тебя с верою, притекающей получит просимое, призывая имя Христа и родившую Его.

Фото раки с мощами Ефвросинии Суздальской в нач.20 века.

Преподобный Евфимий Суздальский.

Евфимий Суздальский

Преподобный Ефмимий Суздальский (1316-1404)- духовный собеседник преподобного Сергия Радонежского.Место рождения его был Нижний Новгород.В детстве отрок чуждался детских игр,был мочалив,любил часто посещать Храмы Божии.
Будучи отроком,отрекшийся ото мира ушел в близлежащий Печерский монастырь под руководство старца Дионисия,где принял на себя подвиги воздержания,поста и молитвы.

Пройдя многие послушания в монастыре святой Дионисий по просьбе князя Бориса Константиновича был направлен на строительство нового Суздальского Спасского монастыря.
Многими чудесами был он прославлен в этой обители,прослужив 52 года,отдавая душу свою за овцы Христовы.Нетленные мощи его были обретены в 1507 году при строительстве нового монастырского собора.Сейчас к мощам можно приложиться в Преображенском соборе Спас-Евфимьего монастыря.На данный момент монастырь находиться в введении Владимиро-Суздальского музея — заповедника.

мощи Евфимия Суздальского

Преподобная София Суздальская.

София Суздальская — в миру Соломония Сабурова (1490-1542) являлась первой женой великого князя Василия III.Брак их состоялся в 1505 году,когда князь выбрал ее из тысячи девиц.В браке супруги прожили счастливо 20 лет,но единственным омрачавшим княжескую жизнь обстоятельством было бесплодие.Премудрая Соломония предвидя недовольство бояр уговаривает мужа благословить ее на принятие монашеского подвига,а самому выбрать другую невесту для продолжения царского рода Рюриковичей.Великий князь соглашается с этим и Соломония принимает постриг в Богородице Рождественском монастыре и направляется в свой излюбленный Покровский монастырь в город Суздаль.Здесь она предается монашеским подвигам в течении 17 лет последующей своей жизни.
Знаменательно одно из чудес,произошедших в смутное время во времена польско-литовского нашествия,когда пан Лисовский захватил Суздаль и подошел к воротам Суздальского Покровского монастыря. Ему явилась жена в руке которой была зажженная свеча,которой она опаляла непрошеных гостей,пытавшихся ворваться в монастырь и разорить его.Кони опаляемые огнем понесли всадников в разные стороны…
В усыпальнице под Покровским Собором в 1995 году было торжественное обретение мощей,которые оказались нетленными. По свидетельству многих очевидцев,которые приходят за молитвенной помощью к святой получают исцеление от бесплодия и различных недугов.

Митрополит Илларион Суздальский (1632-1707)

Илларион Суздальский

Митрополит Илларион Суздальский (1632-1707) был одним из великих подвижников земли Суздальской,основатель Флорищевой Пустыни,устав которой вошел в основу саровского монастыря.От Бога имел особую власть изгонять нечистую силу и тому есть немало примеров. Илларион был другом царю Алексея Михайловича и свидетелем возникновения старообрядческого раскола 1681 года,который лег на плечи тяжким испытанием в его жизни.

Им сооружено 8 каменных храмов в городе Суздале,перестроен древний Рождественский кафедральный собор и полностью обновлена вся живопись.Им возведены Архиерейские Палаты с крестово-купольным сводом.За годы его правления Суздальской епархией было возведено более 70 храмов.Ревностных подвижник благочестия митрополит Илларион поставлял в священники только достойных,а недостойных клириков извергал из сана искоренял суеверия и дурные обычаи из народа,насаждал благочестие и заботился о вдовах,нищих и больных.

Будучи в высоком сане,он был открыт для всех и приветлив.Царь Федор Алексеевич избрал его своим духовником и других царственных особ.Он также участвовал в обретении мощей преподобной Евфросинии Суздальской,совершенном 18 сентября 1699 года.Много раз ему являлась сама Царица Небесная.Мощи его находятся под спудом северной стороны Рождественского собора.Память празднуется 27 декабря в Рождественском соборе Кремля архиерейским служением.

гробница святителя Иллариона в Рождественском соборе

Святитель Арсений Архиепископ Суздальский год памяти 1625

Арсений Элассонский

Родом из Греции. прибыл на Русь для установления патриаршества по приглашению царя Федора Иоанновича. Прибыл вместе с Константинопольским патриархои Иеремеей.Первый патриарх Руси Иов.Служил святитель в Архангельском соборе Московского кремля.После гибели последнего наследника отрока Дмитрия в Угличе по Божьему попущению в Россию вторглись польско-литовские интервенты.Воцарилось смутное время.Поляки захватили Москву и в плен попадает святитель Арсений,сохранивший икону Владимирской Божьей Матери.

Претерпев от поляков лишения и пытки, моримый голодом,находясь на грани гибели удостаивается Божьей милости следующего видения-в темнице ему явился сам Сергий Радонежский с сонмом святых и сказал:» Ваша и наша молитва услышана предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве преложен на милость и завтра Москва будет в руках России и будет спасена»и даровал страдальцу исцеление от недуга.

Русские войска под предводительством князя Дмитрия Пожарского с боем овладели Китай-городом,окружив Кремль поляки сдались на милость князя.На следующий день совершен торжественно крестный ход.К Лобному месту на встречу крестного хода вышло духовенство во главе со святителем Арсением,держа в руках чудотворную икону Владимирской Божьей Матери.Благодарный народ со слезами молился Пресвятой Богородице об избавлении России от лютого врага.
В 1613 году святитель Арсений с духовенством Москвы встречал первого помазанника рода Романова Михаила Федоровича на царство.В том же году святитель был возведен на Суздальскую землю,где и был погребен в Рождественском соборе.Обретение мощей состоялось в 2005 году.В настоящее время рака с мощами находиться в Успенской церкви кремля.Ему молятся об исцелении больных детей.

СТОИМОСТЬ ЧАСА ЭКСКУРСИИ ОТ 800 РУБ.ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПАЛОМНИКАМ И УЧАЩИМСЯ.ПРЕДЛАГАЮ УСЛУГИ ГОСТЕВОГО ДОМА С НИЗКИМИ РАСЦЕНКАМИ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *