Сыновья ноя и их потомки

• Второй сын Ноя

• Грубый, наглый человек

• Грубиян, наглец

• Библейский персонаж, сын Ноя

• (устаревшее) презрительное название человека, принадлежавшего к низшим классам и потому лишенного человеческого достоинства (в речи дворян)

• беспардонный человек

• библейский невежа

• более шуточн. детск. укушу, съем, вот я тебя съем. Амкать кого съесть, кусать, укусить; амка, гамка ж. южн. детск. вавака, собака, пес

• брат Сима и Иафета

• в дворянской среде наименование человека низкого происхождения, из низших сословий, прежде всего крепостных крестьян и дворовых

• вот нахал

• груб. прозвище слуг, лакеев, крепостных (устаревшее)

• грубиян

• грубиян в семье Ноя

• грубиян до безобразия

• грубиян, неуч

• грубое прозвище слуг, лакеев, крепостных (устар.)

• грубый, наглый человек

• грубый, наглый, невоспитанный человек, готовый на подлости

• кого проклял Ной

• м. хаму(ы)га, хамовщина, хамово колено, отродье, бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной. Хамство ср. хамовщина ж. лакейщина. Из хама не будет пана. По бороде Авраам, а по делам Хам. Ходит Хам по лавке, в хамовой рубашке: открою я окошко, выдь Хам вон! (дым в черной избе). При нем все хамы служат, подлый народ, люди низкого рода и безусловные поклонники. Хамоватый человек, холоповатый, неуч. Хамовник стар. ткач, полотнянщик, скатертник, откуда и название части города в Москве, Хамовники. Хамовное дело, ткацкое, полотняное и браное. Хамовить? арх. скитаться без приюта, по миру. Хамойка ж. смол. судомойка, вихоть, пучок мочала. Хаметь? влад. понимать, разуметь. Становиться хамом

• наглец

• наглый грубиян

• наглый сын Ноя

• наглый сын Ноя (миф.)

• наглый тип

• нахал-профессионал

• невежа

• невежа в автобусе

• невежа и наглец

• невежа, грубиян

• невежливый Ноев сын

• невежливый сын Ноя

• невоспитанный

• невоспитанный невежа и грубиян

• невоспитанный человек

• непутевый сын Ноя

• один из сыновей Ноя

• один из сыновей Ноя, осмеявший выпившего и уснувшего голым отца, был проклят, а его детям суждено рабство

• один из сыновей Ноя, осмеявший выпившего и уснувшего голым отца, был проклят, а его детям суждено рабство (библейское, мифическое)

• повесть польской писательницы Элизы Ожешко

• пошляк

• самый невоспитанный сын Ноя

• самый невоспитанный сын Ноя (библейск.)

• сын Ноя, считающийся изобретателем идолов

• тот, кто не уважает, а унижает других, грубиян, неуч

• вот нахал!

• самый грубый матрос Ноева ковчега

• возмутительно грубый человек

• кого проклял Ной?

• невоспитанный сын Ноя

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию…» (Деян.17:26)

Потомки Сима называются семитами. Авраам, Давид и Иисус произошли от Сима.
Потомки Хама осели в Ханаане, Египте и остальной части Африки.
Потомки Иафета образовали народы Европы и Малой Азии.
Ной
Сим Хам Иафет
Евреи Хананеи Греки
Халдеи Египтяне Фракийцы
Ассирийцы Филистимляне Скифы
Персы Хетты
Сирийцы Аморреи

Потомки Иафета

| ГОМЕР — (пафлогонийцы) | | АСКЕНАЗ (скандинавы) | | РИФАТ (французы, кельты, шотландцы) | | ФОГАРМА (армяне) | | МАГОГ (скифы) ИАФЕТ -| | МАДАЙ (мидийцы) | | | ЕЛИСА (греки) | ИАВАН | ФАРСИС (фарсийцы) | | КИТТИМ (Кипр) | | ДОДАНИМ (троянцы и родосцы) | | ФУВАЛ (иберы, грузины) | МЕШЕХ (каппадокийцы) | ФИРАС (фракийцы, даки, геты)

Потомки Хама

| СЕВА (африканцы) |- ХУШ -| ХАВИЛА (гетулы) | | САВТА | | | ШЕВА | |- РААМА -| ДЕДАН | | | | САВТЕХА (эфиопы) | | НИМРОД (вавилоняне) ХАМ -| | | ЛУДИМ | | АНАМИМ |- МИЦРАИМ -| ЛЕГАВИМ (север Африки) | (египтяне) | НАФТУХИМ (земли возле Пелузия) | | ПАТРУСИМ (Верхний Египет) | | КАСЛУХИМ (филистимляне) | | КАФТОРИМ (Крит) | |- ФУТ (ливийцы) | | | СИДОН (финикийцы) | | ХЕТ (хетты) | | ИЕВУСЕЙ (иевусеи) |- ХАНААН -| АМОРРЕЙ (аморреи) | ГЕРГЕСЕЙ (гергесеи) | ЕВЕЙ (евеи) | АРКЕЙ (аркеи) | СИНЕЙ (синеи) | АРВАДЕЙ (арвадеи) | ЦЕМАРЕЙ (цемареи) | ХИМАФЕЙ (химафеи)

В настоящее время на земле начитывается от четырёх до семи основных рас и десятки малых антропологических типов. Европеоиды, негроидны, пигмеи, бушмены, монголоиды, австролоиды. Согласно Большому Советскому Энциклопедическому Словарю, существует около 30 человеческих рас. Вопрос, к какой расе принадлежали Адам и Ева? Цвет их кожи? Откуда появились другие расы?

I. АДАМ И ЕВА

1. Свидетельство Ветхого Завета о происхождении человечества:
Бытие 1:26-28 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Бытие 2:7-8 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
Бытие 2:15-25 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
2. Свидетельство Нового Завета о происхождении людей:
Деяния 17:26-27 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас.
Библия явно свидетельствует (как через Ветхий Завет, так и через Новый), что человечество произошло от Адама и Евы, которых создал Господь Бог по Своему образу и подобию (существами живыми, чувствующими, мыслящими, духовными).
Библия также свидетельствует о том, что человечество развратилось до такой степени, что Господу пришлось уничтожить мир водами Всемирного потопа. Во время потопа погибли все люди, кроме тех, которые спаслись в ковчеге. Это была семья Ноя.
II. НОЙ И ЕГО СЕМЬЯ
1. Семья Ноя после Всемирного Потопа (Сколько их было?)
Бытие 7:5-7 Ной сделал все, что Господь повелел ему. Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

2. Завет Бога с Ноем — Бытие 8:1-17
Господь Бог заключил завет с Ноем и его семьей, пообещав, что больше не уничтожит мир водами потопа.
3. От сыновей Ноя населилась вся земля:
Бытие 8:18-19 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.

Библия свидетельствует о том, что все люди, населяющие землю сейчас, произошли от семьи Ноя, которая в количестве восьми человек спаслась в ковчеге от вод Всемирного потопа. Таким образом получается, что и китайцы, и русские, и африканцы, и индейцы, и евреи, и чукчи, и все другие нации и народности произошли от восьми человек?
Невероятно!!! В это трудно поверить! Практически невозможно поверить в то, что все народности могли произойти от одной семьи. Ведь мы все такие разные: отличаемся по цвету кожи, по разрезу глаз, по комплекции, говорим на разных языках и так далее… Неужели такое было возможно?
III. О ПОНЯТИИ «РАСА»
A. Что об этом говорит Библия?
В Библии нигде не упоминается понятие «раса». Ни этого слова, ни этого понятия не найти в Священном Писании. Раса — это термин эволюционистов. Согласно эволюционной терминологии, «раса — это часть особей вида, развившаяся в новый вид». В действительности, ничего подобного нет и не было. Что касается человечества, существует только одна раса -человеческая. В соответствии со Словом Божьим, есть народы, племена и языки, но не расы.
B. Три группы народов.
Как мы уже сказали, существует лишь одна — человеческая — раса. Тем не менее, в мировой истории были и есть три основные группы народов, которые произошли от трёх сыновей Ноя:

1. Индоевропейская группа народов — потомки Иафета (иафетиты):

Белое население планеты.

2. Афро-азиатская группа народов — потомки Хама (хамиты):

Все «цветные» народности земли — желтые, красные, коричневые и черные, включая американских индейцев, египтян, шумеров, хеттов и финикийцев древности.

3. Семитская группа народов — потомки Сима (семиты):
Евреи и другие семиты.

IV. ПРОКЛЯТИЕ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ СЫНОВЕЙ НОЯ
Бытие 9:20-29 повествует о том, что случилось в семье Ноя после потопа:
1. Опьянение Ноя
Бытие 9:20-21 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
2. Грех Хама
Бытие 9:22-23 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

3. Пророчество Ноя о сыновьях и их потомках:
Бытие 9:24-27 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
Многие, прочитав слова проклятия Ноя делают неправильный вывод о том, что Библия пропагандирует или оправдывает рабство. На самом деле слово, которое Ветхий Завет использует в этом библейском стихе и которое в русской Библии переведено «раб» — означает «слуга» и ниже мы рассмотрим, каково было практическое воплощение в жизнь проклятия Ноем Ханаана

V. ПОСЛЕДСТВИЯ НОЕВА ПРОКЛЯТИЯ
A. Сыновья Ноя
Для того, чтобы полнее понять суть происшедшего с Ноем и его сыновьями в данной ситуации, необходимо взглянуть на всех трех сыновей — Сима, Хама и Иафета — и на их наклонности и способности.
В соответствии с учением Священного Писания, все люди тройственны по своей натуре и состоят из ТЕЛА, ДУШИ и ДУХА:
1 Фессалоникийцам 5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа итело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
Именно благодаря этому мы — люди — являемся существами ФИЗИЧЕСКИМИ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ и ДУХОВНЫМИ. Однако в каждом человеке преобладает одна из этих трёх граней. Некоторые люди больше озабочены физическими вопросами, побуждениями и интересами, другие — умственной деятельностью, а остальные — духовными/религиозными исканиями.
Схожим образом обстоит дело и с народами: одни являются более интеллектуальными, другие — более материальными, атлетическими, а третьи — особо набожными, и даже фанатичными… Именно это и было отмечено в пророчестве Ноя о своих трех сыновьях. Поскольку он знал характеры и наклонности собственных сыновей, он пророчески предвидел, чьи потомки будут характеризоваться главным образом религиозным рвением (Сим), чьи — умственными способностями (Иафет), и чьи — материальными и физическими побуждениями (Хам). Ной не сказал, что одни будут лучше других; он лишь отметил, что одни будут служить другим своими знаниями, талантами, открытиями, изобретениями и т. п., а другие будут этим пользоваться.
1. СИМ — религиозное рвение, духовное искание
2. ИАФЕТ — умственные способностями
3. ХАМ — физические, материальные побуждения и нужды
B. Проклятие Ханаана.
За грех Хама был проклят его сын (внук Ноя) — Ханаан. Ной назвал его «рабом рабов». Давайте же проследим, как исполнилось пророчество (проклятие) Ноя. Хамиты были великими «рабами человечества»: 1. Они были первыми исследователями и поселенцами практически всех регионов мира после вавилонского рассеяния.
2. Они первыми возделывали большинство продуктов мира (картофель, кукуруза, бобы, зерновые и так далее), а также первыми одомашнили большинство животных.
3. Они создали большинство основных типов строительных инструментов и материалов.
4. Они первыми создали ткани для одежды и различные швейные и ткацкие приспособления.
5. Они были изобретателями удивительно обширного разнообразия лекарств, а также хирургии и хирургических инструментов.
6. Большинство понятий основ математики, включая алгебру, геометрию и тригонометрию, были созданы хамитами.
7. Механизм торговли — деньги, банки, почтовые системы и т.д. — были изобретены ими.
8. Они изобрели бумагу, чернила, печать с помощью деревянных печатных форм, наборный шрифт и другие принадлежности для письма и общения. Практически любое устройство, принцип или система (если проследить его корни) происходит от шумеров или египтян, или древних китайцев, или каких-нибудь других хамитских народов.
С. Продолжение проклятия
И опять пророчество показывает свою оборотную сторону. Почему-то они (хамиты) доходили только до определенного предела, и не дальше. Рано или поздно иафетиты исемиты забирали их территории, их изобретения, а затем совершенствовали и обращали к своей собственной пользе. Часто хамиты (особенно негры) становились в буквальном смысле личными слугами или рабами других.

Иафетиты распространились, заняв земли, первоначально заселенными хамитами, и распространив технологию хамитов на науку и философию. Иафетиты предопределилиинтеллектуальный аспект жизни человечества, хамиты — физический, и семиты -духовный.
VI. ОТ ОДНОЙ КРОВИ…
Деяния 17:26-27 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию.
КАК НАСЧЕТ РАЗНОГО ЦВЕТА КОЖИ? Мы привыкли к тому, что у одних людей белая кожа, у других — желтая, у третьих — коричневая, у четвёртых — черная. Многие считают, что цвет кожи зависит от пигментации. И если это так, то разная пигментация означает наличие разных химических веществ в организме, ответственных за пигментацию и, в конечном итоге, за цвет кожи. И тогда возникает проблема: каким образом за короткое время могло развиться и появиться такое разнообразие в цвете кожи людей?
Тем не менее, нравится нам это или нет, но мы все имеем один и тот же цветовой пигмент кожи: учёные называют его меланином. Это темно-коричневый пигмент, производящийся в разном количестве специальными клетками кожи. Если у человека нет его вообще (как у альбиносов, которые унаследовали мутационный дефект, в результате которого организм не в состоянии производить меланин), то у него цвет кожи бледный или розоватый. Если у человека кожа производит небольшое количество меланина, то этот человек имеет белую европейскую кожу. Если у человека организм производит повышенное количество меланина, то кожа этого человека приобретает черный цвет.
Таким образом, цвет кожи зависит от количества вырабатываемого организмоммеланина. Точно таким же образом решается вопрос с глазами. На самом деле у нас у всех одинаковый разрез глаз. И у китайцев и у русских — глаза одинаковые. Разница лишь в том, какое количество жира собрано вокруг глаз. У азиатских народов, просто-напросто, его больше, чем у европейских.
КАКОВА ФУНКЦИЯ МЕЛАНИНА?
Он защищает кожу от разрушительного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей. Если ваш организм вырабатывает маленькое количество меланина, то в жарком климате вы будете страдать от солнечных ожогов и даже можете заработать рак кожи. Если же вы живете на Севере, а ваш организм вырабатывает очень много меланина, то вы можете страдать от недостатка витамина Д (который вырабатывается кожей под воздействием солнечных лучей). А недостаток витамина Д может вызвать негативные последствия в вашем организме (такие как рахитизм, например).
Также нужно не забывать о том, что количество меланина, с которым мы рождаемся на свет, не является генетически запрограммированным. Наоборот, у нас имеется генетически обусловленная способность производить определённое количество меланина в организме в различных условиях обитания. Например, мы все замечаем, что у людей, проводящих летом больше времени на свежем воздухе, кожа становится темнее, чем у тех, кто всё время сидит в помещении. Однако к концу лета даже у тех, кто проводит больше времени в помещении, цвет кожи темнеет. Или когда мы отправляемся на пляж загорать, то у одних загар получается сильнее, чем у других… Это кожа производит большее количество меланина в ответ на повышение количества ультрафиолетовых лучей.
Каким же образом такое разнообразие в цветовой гамме кожи возникло за короткий период времени?
Нужно держать в голове, что когда мы говорим о разных цветах кожи, мы имеем в виду различные оттенки одного и того же цвета, которым является меланин.
Если чернокожий женится на девушке с белой кожей, то их дети имеют светло-коричневую кожу (мулаты). А как известно, от браков между мулатами рождаются дети с разным цветом кожи (и черным, и белым, и светло-коричневым). Таким образом, их потомство может иметь практически любой известный на сегодняшний день цвет кожи.
Знание и понимание этого факта отвечает на заданный выше вопрос.
Таким образом, если предположить, что Адам и Ева были смуглыми людьми (имели светло-коричневый цвет кожи), то их потомство могло иметь какой угодно цвет кожи. Поэтому большинство библейских ученых придерживается точки зрения, что Адам и Ева были смуглыми людьми с темными волосами и карими глазами.

Православная икона «Адам». Иконописец Ждан Дементьев (Вологда), 1630.

Фреска «Изгнание из рая». Фрагмент.

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье

Митохондрическая Ева
Таким термином оперируют биологи, которые пришли к выводу, что все люди на планете произошли от одной матери. Такой вывод биологи сделали, проследив историю и развитие ДНК современного человека и придя к заключению, что все ДНК произошли от одной, «митохондрической ДНК». До недавнего времени биологи полагали, что так называемая Митохондрическая ДНК существовала приблизительно 70000 лет назад.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Многие философии сегодняшнего дня основываются не на Библейском учении о человеке и человеческой расе, а на учении эволюционистов. Например, Гитлеровский нацизм основывался на эволюциионной теории, полагая, что одни люди достигли более высокого эволюционного развития, чем другие. Именно поэтому Гитлер считал, что таковое превосходство в развитии дает одной нации (в данном случае — арийской) право уничтожать другие нации и народы. У Гитлера даже был список национальностей, которые он расположил в соответствии с их так называемым эволюционным развитием. «Недоразвитые» национальности Гитлер собирался истребить с лица земли.
Господь Бог создал человека по Своему образу и подобию. Мы все с вами произошли от одной крови, и потому одинаково равны и ценны в глазах нашего Небесного Отца. Наши внешние и умственные различия не дают повода одной нации унижать, угнетать или истреблять другие нации.

10:1—32 «Таблица народов»

Этот знаменитый фрагмент помещает Израиль в контекст мира, известного ветхозаветным авторам. Список насчитывает семьдесят народов (вероятно, символическое число; ср.: семьдесят сынов Иакова, перешедших в Египет, 46:27), представляя все народы мира, а не полный перечень этнических групп, существовавших в древнем Израиле. Он напоминает генеалогическое древо, но, возможно, не все описанные здесь связи являются родственными. В древности при заключении союзов и договоров люди часто называли себя братьями или сыновьями своих партнеров по договору. То, что представлено в «Таблице народов», отражает отношения между различными народами, каково бы ни было их фактическое происхождение.

Но это отнюдь не урок исторической географии. Как всегда, список включен в Бытие по богословским причинам — чтобы соотнести избранную ветвь Сима с другими, неизбранными ветвями. Родословие неизбранных всегда располагается перед избранной ветвью: Каина перед Сифом (гл. 4 — 5), Измаила перед Исааком (гл. 25), Исава перед Иаковом (гл. 36 — 37). Об избрании Сима и изгнании Хама уже говорилось (9:25—27), и это подтверждается в следующей главе. Среди семитов можно обнаружить арамеев, с которыми патриархи имели очень тесные отношения и из которых брали жен для своих сыновей. Хамиты отождествляются не только с ханаанскими народами, но и с заклятыми врагами Израиля — Египтом (Мицраим), Вавилоном и Ассирией. Яфетиды включают в свой состав более отдаленные народы северо–восточного побережья Средиземного моря, с которыми Израиль, по–видимому, имел незначительные контакты, либо дружественные, либо враждебные. Следует отметить, что библейское распределение народов на семитов, хамитов и яфетидов не совпадает с современной классификацией народов по языкам. Некоторые из хамитов (напр., хананеи) говорили на семитических языках, а среди семитов помещается Элам, язык которого не относился к этой группе языков. Библейская классификация скорее отражает различия между теми, кого Израиль считал своими союзниками, и теми, кто был его врагами.

10:2—5 Яфетиды. Не все перечисленные народы поддаются идентификации, поэтому здесь рассматриваются только хорошо известные. Яфетиды — это наиболее удаленные от Израиля в географическом отношении северные и западные народы. Более подробное обсуждение этого вопроса см. в IBD или в комментариях Сарна (Sarna) и Уэнхема (Wenham).

Гомер представляет киммерийцев; Магог находился где–то на севере (Иез. 38:2); Мадай олицетворяет мидийцев северного Ирана, Иаван — ионических греков, Фувал, Мешех и Фирас отождествляются с Турцией. 3 Аскеназ олицетворяет скифов, а Фогарма — это местность к северу от Кархемиша. 4 Елиса, вероятно, находился на Крите. Фарсис — средиземноморский город, возможно, Карфаген. Китшим отождествляется с Кипром, а Роданим — с Родосом (другой вариант имени, Доданим, может быть отождествлен с эгейцами).

Ст. 5 предвосхищает рассеивание народов, описанное в 11:1–9.

10:6—20 Хамиты. Объем этой части указывает на ее важность. Среди потомков Хама находятся некоторые из ближайших соседей и злейших врагов Израиля.

6 Хуш — местность к югу от Египта. Мицраим отождествляется с Египтом, а Фут — с Ливией. Ханаан определяется ниже, в ст. 15–19. 7 Сыны Хуша, по–видимому, имеют отношение к региону на юге Аравии.

8–12 Начало месопотамской цивилизации связывают с именем Хама (через Хуша), что не облагораживает ее происхождение и предвосхищает осуждение претензий Вавилона в 11:1—9. Точно установить личность Нимрода невозможно, но воинственность и любовь к охоте типичны для всех месопотамских царей. Почти все основанные им города хорошо известны.

13—14 Немногих их этих племен или народов можно с уверенностью идентифицировать. Патрусим относится к южным египтянам. Филистимляне были главными соперниками Израиля в борьбе за власть над Ханааном (1 Цар. 4–31). Кафторим — это критяне.

15—19 Особое внимание уделяется обитателям Ханаана, которых Израиль намеревался вытеснить. Сидон — старейший приморский город Финикии. Хеттеи (ср.: 23:2–20) — это не те хорошо известные хетты, которые обитали на территории Турции. Иевусеи жили на холмах Иерусалима. Аморреи, ферезеи и евеи — часто упоминаемые народы Ханаана. Аркеи… химафеи жили в известных городах Сирии.

Границы Ханаана простирались от Сидона на севере до Газы на юге и Содома (у Мертвого моря) на востоке. Более точное определение границ Ханаана дается в Чис. 34:2–12.

10:21—31 Семиты. Поскольку Авраам вел свое происхождение от Сима, Израиль испытывал к этим народам особую симпатию. Однако лишь немногие из них могут быть точно идентифицированы, хотя, по–видимому, большинство этих племен являются арамейскими или арабскими.

То, что младшим сыном Ноя был Хам, очевидно (9:24), но старшим может быть Иафет или Сим — в зависимости от перевода (см.: NIVmg.). Елам находился на юго–западе Ирана. Маловероятно, что Ассур имеет отношение к Ассирии; скорее всего, это было синайское племя (Чис. 24:22). Арамеи жили в Сирии, а перечисленные здесь этнические подгруппы, вероятно, тоже жили в этом регионе. Насколько можно предположить, Иоктан и его потомки жили в южной Аравии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Столпотворение Вавилонское и рассеяние народов. Начало идолопоклонства

После потопа опять началась обыденная жизнь, с ее обычными заботами и трудами. Ной был примером благочестия, трудолюбия и других добродетелей для своих детей. Но истинно слово Божие, что «помышление сердца человеческого – зло от юности его», и сам праведный Ной вскоре показал своим сыновьям и пример порочной слабости. Он рассадил виноградник, воспользовавшись для этого, по иудейскому преданию, отростком лозы, высунувшейся из ограды райской. Не знал ли он действия плода виноградного, или в употреблении его проявилась в нем наклонность к пороку, отличавшему погубленных потопом людей, которые неумеренно «ели и пили», во всяком случае он опьянел и повалился в неблагопристойном положении – «обнаженным в шатре своем», чем вызвал непочтительное и насмешливое отношение к себе со стороны своего сына Хама. Только другие сыновья – Сим и Иафет отнеслись к нему с почтением и прикрыли его.

Узнав об этом, Ной выразил свои чувства в словах, которые получили пророческое значение для судьбы потомков его сыновей. Первобытное состояние общества было патриархальным. Патриарх, т. е. глава рода, имел над своими детьми и их потомками неограниченную власть, принадлежавшую впоследствии царю; он был в то же время священником, который приносил жертвы, и пророком, как хранителем истинной религии и провозвестником будущих судеб. Поэтому сказанное Ноем своим сыновьям действительно имело решающее значение для их будущей судьбы. Хам за его непочтение к своему родителю и патриарху был проклят в лице своего сына Ханаана; Сим благословлен как представитель истинного благочестия, а Иафету предсказано необычайное распространение на земле, и обоим им Ханаан отдан в рабство. Смысл этого пророчества таков: земля будет разделена между людьми и наибольшее пространство займут потомки Иафета; истинная религия сохранится в потомстве Сима; в определенные времена он покорит себе землю Ханаанскую с населяющим ее племенем, и в его стране явится Искупитель мира. Потомки Иафета также вселятся в шатрах Симовых, т. е. войдут в землю Ханаанскую, как символ основанной в ней истинной церкви.

Сам Ной после потопа жил еще 350 лет и умер 950 лет от роду, будучи последним представителем допотопной долговечности. Больше о нем ничего не сообщается в библейской летописи, которая переходит к описанию дальнейшей судьбы его потомков. Земля была разделена на три части между потомками трех сыновей Ноя. Потомки Сима заняли Азию, по преимуществу Аравийский полуостров с прилегающими странами; потомки Хама поселились почти исключительно в Африке с отпрысками в соседние страны Азии, и потомки Иафета заселили всю обитаемую в то время северную полосу земли, идущую от колыбели послепотопного человечества через Малую Азию в Европу, по северному берегу Средиземного моря. На происхождение населения этих стран света от трех сыновей Ноя указывает то обстоятельство, что многочисленные языки, на которых говорят народы и племена в этих частях света, наука сводит к трем основным корням, несомненно имеющим свое общее начало в первобытном языке, каким он был до «смешения языков». В частности, из потомков Иафета можно указать произошедшие от его сыновей и внуков народы: от Гомера – кимвры, от Магога – скифы, от Мадая – мидяне, от Иавана – греки (ионяне), от Фираса – фракийцы и так далее. От Сима произошли все семитские народы, населявшие Аравию и другие соседние страны Азии. Он был «отец всех сынов Еверовых», т. е. племен и народов, родственных народу еврейскому. Наконец, из сыновей Хама Хуш (или Куш) был родоначальником населения Ефиопии, Мицраим – Египта, Фут – Ливии и Ханаан – населения земли Ханаанской, или Палестины.

Вавилонская башня

Потомство Хамово поселилось почти исключительно в Африке, кроме Ханаана, который занял Палестину и впоследствии был отчасти изгнан из нее израильтянами. Но был еще один потомок Хамов, который также поселился в Азии. Это именно Нимрод, сын Хуша, основатель Вавилонского царства и покоритель Ассирии. Это был «сильный зверолов», но по своему характеру он напоминает первого строителя городов – Каина с его ближайшим потомством. Он основал город (Вавилон), который быстро разросся в большую, гордую столицу, ставшую во главе многочисленного населения с целым рядом других соседних городов. Неудивительно, что такой успех наполнил Нимрода и его потомков необычайной гордостью. Они начали мечтать об основании всемирной монархии, чтобы объединить под своей властью все народы земли и господствовать над ними вопреки воле Божией, определившей им быть рабами. И вот с этой целью основав могущественный город в земле Сеннаар, как в древности называлась Месопотамия, они составили совет, на котором порешили в знак своего политического могущества и в выражение своей гордости построить «башню, вышиною до небес». Предприятие, очевидно, было безумное и неисполнимое, но оно в то же время было преступное и опасное: преступное потому, что вытекало из гордости, граничившей с самонадеянностью и отвержением Бога, и опасное потому, что исходило из среды проклятого и неблагословенного потомства Хамова. Успех его в этом деле мог пагубно повлиять на остальные народы и таким образом заразить и их преступной самонадеянностью и нечестием. И вот, когда закипела работа, обжигались кирпичи и приготавливалась земляная смола, Господь порешил наказать их за безумное предприятие. «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речь другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». Около местоположения Древнего Вавилона и теперь высятся громадные развалины какой-то исполинской, в семь разноцветных этажей башни, называемой Бирс-Нимруд, т. е. «Башней Нимрода», и предание иудейское видит в ней именно ту башню, построением которой до небес племя Хамово хотело прославить свое имя. Что касается «смешения языков», то не нужно отождествлять его с происхождением языков. Мы не знаем, в чем состояло это смешение, или какие начатки языка различные народы понесли с собой при рассеянии. Несомненно, что в это именно время произошли главные особенности, которыми отличаются различные классы языков, и что строители рассеялись потому, что не могли уже понимать друг друга. Но это не значит, что тогда сразу образовались языки, какими они существуют теперь. Сравнительное языкознание открывает в строении и развитии языков стройные и чудесные законы, чуждые всякого беспорядочного смешения. Смешение могло состоять в различном выговоре и сочетании слов (достаточном для взаимного непонимания), и по расселении в различные страны на основании этих особенностей уже выработались отдельные языки.

Так как нечестивое потомство Хамово, забывшее Бога и всецело полагавшееся на себя, не замедлило бы привить отличавшее его безбожие всем другим племенам и народам, которые оно хотело объединить под владычеством Вавилона, то с рассеянием народов была предотвращена опасность быстрого распространения этого зла. Но задатки самого зла все-таки остались, «потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его». Расходясь все дальше и дальше от первоначальной колыбели человечества и тех родоначальников, которые хранили истинную веру в Бога и связанные с нею истины, и встречаясь со множеством невиданных предметов и опасностей, народы мало по малу стали всецело сосредоточиваться на этих ближайших предметах; у них затемнялась память об общих преданиях предков, а вместе с тем затемнялось и самое понятие о Боге. Среди множества трудностей и опасностей им нужен был такой Бог, который был бы вблизи их и к которому можно бы прибегать за помощью при всяком наличном бедствии. Между тем Бог отцов их был для них невидим и лишь неясно предносился их воображению. Ввиду этого они легко могли перейти к боготворению чего-нибудь такого видимого, что могло особенно поражать их воображение своим величием, красотой, пользой или страхом. Так произошло идолопоклонство или язычество, которое есть не что иное, как отвержение невидимого и суеверная привязанность к видимому. Вместо невидимого Творца и Промыслителя человек стал боготворить видимое – прежде всего, быть может, солнце, луну и звезды, как благодетельные светила, дававшие жизнь и руководившие в странствовании, затем предметы окружающего неодушевленного и одушевленного мира (полезных или страшных животных), и, наконец, выдающихся чем-нибудь людей, которые в качестве героев делались полубогами и по смерти переходили в сонм богов. Боготворение видимого неба (сабеизм), видимой и особенно одушевленной природы (зоотеизм) и человека (антропотеизм) составляет три главные ступени язычества и как внешнего его выражения – идолопоклонства. Эти три вида идолопоклонства нашли впоследствии наиболее резкое выражение в трех отдельных странах – Месопотамии, Египте и Греции. Правда, человек не удовлетворялся таким грубым идолопоклонством и кроме всех видимых богов постоянно признавал над всеми и даже над богами господство высшей, неумолимой судьбы (в чем нельзя не видеть неясных следов воспоминания о едином всемогущем Боге-Промыслителе), но идолопоклонство уже по самой своей сущности приковывало ум к грубо чувственным предметам и отвлекало от всего сверхчувственного. Чувственные божества заставляли боготворить в них чувственные силы и свойства, и с распространением нечестия дело дошло до того, что люди стали боготворить и освящать в своих чувственных божествах даже грубые пороки, подражание которым и ставилось в религиозный долг.

И вот таким образом вместо истинного благоговения и богопочтения на земле распространилось грубое идолопоклонство и нечестие. Волны греха и суеверия опять затопляли землю и опять грозили окончательно погубить и искоренить истинную религию с ее основным корнем, заключавшимся в великом обетовании будущего Спасителя мира от рабства греху и нравственной смерти. Правда, на земле среди всеобщего идолопоклонства и нечестия оставались еще отдельные лица, которые сохраняли истинную веру. Но окружающая среда скоро могла увлечь и их общим потоком нечестия. Поэтому, чтобы сохранить семена истинной веры для будущего, необходимо было выделить какого-нибудь носителя их из среды беззакония и сделать его избранным отцом и родоначальником нового поколения верующих. Так и устроено было благим промыслом Божиим.

Это было через 352 года после потопа по еврейскому счислению и через 1207 – по греческому. Последнее счисление представляется более вероятным, так как дает больше исторического пространства для совершения изложенных важных событий.

Разногласие в определении этого времени зависит от того, что единственными данными для его определения служат лета послепотопных патриархов, показания которых опять значительно расходятся в главных текстах библейской летописи. Родословие послепотопных патриархов начинает Сим, у которого через 2 года после потопа родился Арфаксад. В этом показании сходятся все три текста, и потому разницу в показании лет следующих патриархов до рождения ими первого сына можно видеть из приведенной выше таблицы.

Из этой таблицы видно, что в показаниях лет послепотопных патриархов греческий и самаритянский тексты сходятся между собой, а еврейский уклоняется от них, последовательно умаляя цифру на сто лет и в показании лет Нахора на 50 лет. Такое отступление явно указывает на преднамеренное сокращение лет, и даже целых поколений, так как в еврейском тексте совершенно не значится Каинана. Ввиду полного согласия греческого и самаритянского текстов, показание их получает больше достоверности сравнительно с еврейским.

Материал создан: 01.07.2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *