Тайная вечеря иуда

Тайная вечеря

(20 голосов: 4.5 из 5)

См. также раздел ПАСХА

священник Георгий

В каждом православном храме над Царскими вратами помещается икона с изображением Тайной Вечери.

В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки, а также в Первом Послании к Коринфянам о Тайной Вечере рассказывается достаточно подробно. В Евангелии от Марка сказано: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим» (Мк. 14:12).

Пасха в ветхозаветной Церкви – это праздник воспоминания об исходе из Египта, из дома рабства, о первой ночи свободы. Вчерашние рабы, покидая Египет, обретают свободу, контуры которой им ещё не понятны. По иудейскому лунному календарю Пасха празднуется в один и тот же день, 15 нисана. По нашему лунно-солнечному – юлианскому или григорианскому – календарю этот день приходится на разные числа.

Заповедь о праздновании Пасхи есть уже в книге Исход:

«Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта» (Исх 23: 15).

В ирмосе первой песни одного из канонов, который поётся во время утрени, так повествуется об этом событии: «Яко посуху, пешешествовал Израиль по бездне стопами…»

В этот день евреи выпекали пресный хлеб – мацот – в знак того, что они спешили, покидая Египет, и поэтому не могли испечь хлеб квасной. Кроме того, закваска – это символ брожения, разложения; опреснок же, наоборот, символ чистоты, нетронутости разложением. Поэтому в иудейских семьях с глубокой древности и доныне за два дня до Пасхи – 13 числа месяца нисана – хозяин уничтожает закваску, чтобы в доме не осталось квасного хлеба. В этот день в Иерусалимском храме закалывался пасхальный агнец. После разрушения Храма этот обычай был упразднён. Но до сих пор в память о том, как евреи первый раз испекли мацот, каждую весну, к каждой Пасхе печётся этот пресный хлеб.

Пасхальная трапеза на иврите называется словом седер (порядок). На ней обязательны пасхальный агнец (после разрушения Храма императором Юстинианом агнец стал заменяться кусочком мацы), мацот; чаша солёной воды, символизирующая слезы, пролитые евреями в Египте, и вместе с тем – солёные воды Красного моря, через которое «яко посуху» перешёл Израиль, уходя из рабства на свободу; набор горьких трав (марор), напоминающий о горечи рабства; хорошет – паста из яблок, фиников, веточек корицы и ореха – в память о тех кирпичах из соломы и глины, которые иудеи делали в Египте, когда были рабами; четыре чаши вина – как символ четырёх обещаний Бога Своему народу: вывести его из-под ига, спасти, принять к Себе и быть его Богом.

Главное в празднике Пасхи у иудеев – циккарон (воспоминание). В одном из талмудических трактатов, где говорится, как надо праздновать Пасху, есть такие слова: «Во всяком поколении всякий человек должен почувствовать, будто это он сам вышел из Египта». Не его далёкие-далёкие предки три с лишним тысячи лет назад, а именно он сам.

…Ученики спрашивают Христа, где им приготовить пасху. Спаситель посылает их в дом, где они должны найти – и находят – верхнюю горницу, устланную коврами. В этой горнице, «когда настал час, Он возлёг, и двенадцать апостолов с Ним» (Лк. 22:8-14). Глагол «возлечь» указывает на одно очень важное обстоятельство. За пасхальной трапезой возлежали, подчёркивая тем самым, что это трапеза свободных людей. Раб ест стоя, в спешке заглатывая куски, – у него нет времени для трапезы. Свободный человек за трапезой может полулежать. О том, что «Он возлёг» и «они возлежали», говорится ещё в двух стихах – в Евангелиях от Матфея (26: 20) и от Марка (14:18).

Иисус берёт хлеб, затем вино. Хлеб и вино – два центральных элемента Тайной Вечери, как и на пасхальном седере у иудеев. Евангелист Лука упоминает чашу – по-гречески она названа триблион, а святые Кирилл и Мефодий перевели это слово как «солило». Солило – чаша с солёной водой. Славянские первоучители перевели это слово по смыслу, а не буквально. Из Евангелия от Иоанна понятно, что это была чаша с какой-то жидкостью, ибо Иисус обмакнул в неё хлеб. По-гречески прямо о жидкости не говорится, но употреблено причастие бапсас, то есть «обмакнув» (в какую-то жидкость) кусок хлеба. Затем Иисус дал его Иуде.

Совершая Тайную Вечерю, Господь говорит: «Сие творите в Моё воспоминание» – это значит, что Он употребил слово циккарон, которое так важно в пасхальном ритуале иудеев. Наконец, в Евангелии от Луки (22: 17-18)говорится ещё об одной чаше с вином, кроме той, которую Иисус взял в конце Тайной Вечери и благословил со словами: «…сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22: 20). В самом начале Вечери Он, «взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие». И затем, «взяв хлеб и благодарив, преломил». Для прежних толкователей Евангелия это место, где говорится о первой чаше, всегда было очень трудным. Зачем она, эта чаша, в начале трапезы? Но если мы заглянем в пасхальную Агаду (практическое руководство, по которому совершается пасхальная трапеза у иудеев), то узнаем, что трапеза начинается с обычая, именуемого кидуш (освящение). Глава семьи берёт чашу, благословляет, читает над ней молитву, и затем эта чаша передаётся по кругу. И каждый читает над чашей примерно такую молитву: «Благословен Ты, Бог Вседержитель, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградный». В Евангелии же Спаситель говорит: «Не буду пить от плода виноградного» (Лк. 22:18), т.е. как бы повторяет слова из этой молитвы. Чаша, с которой начинается пасхальная трапеза у иудеев, и есть, без сомнения, та чаша, о которой идёт речь в Евангелии от Луки.

Сравнивая евангельский рассказ с пасхальной Агадой, мы видим, что Господь на Тайной Вечере совершает пасхальный седер; вместе с тем на этой трапезе – как мы знаем из Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, из Первого Послания к Коринфянам апостола Павла – нет пасхального агнца, хотя в это время Иерусалимский храм ещё не был разрушен и бытовал обычай заклания. Возникает вопрос: почему же нет агнца на Тайной Вечере? Ответить на него нам помогает апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7); иными словами, Иисус – наш пасхальный Агнец. До апостола Павла об этом же говорит Иоанн Предтеча, прямо называя Спасителя Агнцем Божиим: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» (Ин. 1:29). Общеизвестно, что в первые века церковной истории Христос обычно изображался в виде Агнца. Сегодня просфора, на которой во время Литургии совершается таинство Евхаристии, называется агничной, из неё вырезается евхаристический хлеб – «агнец».

Итак, Иисус берёт хлеб и благословляет его, произнеся молитву, и затем говорит: «…сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся» (Лк 22:19). «Сие есть Тело Моё» – это восклицание напоминает фразу из Агады: «Сие есть скудный хлеб, который ели наши предки в земле египетской». Это ещё одна параллель Тайной Вечери с пасхальной трапезой иудеев.

Как и положено по пасхальной Агаде, Христос в конце Тайной Вечери, это подчёркивает апостол Павел, берёт чашу с вином и благословляет её. Этим кончается пасхальная трапеза. Благословляя чашу с вином, Христос произносит: «…сие есть Кровь Моя нового завета» (Мф. 26:28), цитируя слова из книги Исход (24: 8). Итак, Иисус осуществил ритуал, который тысячу с лишним лет ежегодно совершался в Палестине. Но при этом Он дал людям не хлеб и вино, а Себя Самого в виде хлеба и вина: «Приимите, ядите…» Не скудный хлеб, а Тело Своё и Кровь Свою.

В конце XIX – начале XX века русские философы В. Соловьёв, Н. Бердяев и другие задавались вопросом: чем христианство отличается от всего остального, что накоплено человечеством за тысячелетия истории? И приходили к одному и тому же ответу: западные (римские, греческие) и восточные (индийские, китайские, египетские) учителя – все предлагали людям своё учение. Христос же предложил Самого Себя. Эта главная отличительная черта христианства наиболее полно проявилась именно в Тайной Вечере. Ещё раньше Христос говорил об этом прямо, восклицая: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, Которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). И далее: «…истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

В повторении той Тайной Вечери, когда накануне Своих страданий Господь научил учеников таинству Евхаристии, заключается основа христианской жизни. «Сие творите в Моё воспоминание», – говорит Иисус в конце Тайной Вечери (Лк. 22:19), поэтому повторение Тайной Вечери по этим Его словам становится Литургией нашей Церкви.

Подобно тому как иудей, совершающий седер, ощущает, что это он сам ушёл из египетского плена, так и христианин чувствует себя во время Евхаристии участником Тайной Вечери. Мы выражаем это чувство в молитве, которая читается перед причастием: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника (причастницу) мя приими».

В пасхальную ночь древняя трапеза приобретает у Христа и Его учеников новый, мистический смысл. Известный французский богослов Луи Буйе сказал об этом: «Всю новизну Евангелия Господь ввёл в тщательно соблюдённые линии торжественного чина, насыщенного самыми чтимыми преданиями Израиля». И это действительно так.

Важно иметь в виду, что евхаристическая мистика – это не мистика для элиты, узкого круга посвящённых, это мистика, доступная каждому. Потому что даже тот, кто в силу каких-то причин не может поверить в пресуществление, преложение Святых Даров, приступает к Святым Тайнам, причащается по слову Иисуса: «Сие творите в Моё воспоминание». И каждый, кто любит Христа, становится подлинным участником Тайной Вечери, творя сие в воспоминание об Иисусе, даже если не понимает до конца, в чём смысл Евхаристии.

Но всё же – пасхальный ли седер совершил Господь в тот вечер со Своими учениками?

В некоторых комментариях к Новому Завету утверждается, что между синоптическими Евангелиями – от Матфея, от Марка и от Луки – и Евангелием от Иоанна существуют серьёзные противоречия в датировке трапезы Христа. Я уже говорил о некоторых чертах иудейского седера. Так вот, из начала 14-й главы Евангелия от Марка становится ясно, что Иисус совершает пасхальную трапезу в первый день опресноков. Можно найти и другие детали, подтверждающие, что в рассказах трёх евангелистов речь идёт именно о пасхальном седере.

Но что говорит евангелист Иоанн?

Иисус схвачен, и Его ведут от Каиафы в преторию. «Было утро; и они (иудеи. –Г.Ч.) не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18:28).

Значит, Господь уже под стражей, а пасхальная трапеза ещё не началась. Следующая глава: «Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат иудеям: се, Царь ваш!» (Ин. 19:14).

Значит, Иисус уже под стражей, а ещё только пятница перед Пасхой. Ранее, в начале 13-й главы, тоже подчёркивается, что Вечеря совершается перед праздником Пасхи. Евангелисту Иоанну вторит Талмуд, где в одном из трактатов говорится, что Иешуа бен Пантере, то есть Иисус Сын Девы, был казнён вечером накануне Пасхи. Встаёт вопрос: кто же прав – синоптики или Иоанн и, соответственно, Талмуд?

Светские учёные пытаются ответить именно на этот вопрос: кто прав? Мы же знаем, что Священное Писание не ошибается. Значит, просто нужно понять, в чём суть данного несоответствия. Если читать евангельский текст неглубоко, поверхностно, то может показаться, что в Писании есть противоречия. Но если изучать его углублённо, то оказывается, что противоречий в нём нет.

Похоже, что Иисус действительно умер накануне Пасхи, потому что, во-первых, рассказ о страстях Христовых в Евангелии от Иоанна в высшей степени надёжен. Как показывают исследования текста, это очень древний рассказ. Во-вторых, такие не похожие один на другой источники, как Евангелие от Иоанна и Талмуд, говорят об одном и том же. А когда два как бы взаимоисключающих источника сообщают одну и ту же информацию, это достаточно надёжное свидетельство её подлинности.

С другой стороны, у синоптиков описана, конечно, пасхальная трапеза. Но на этой пасхальной трапезе нет агнца…

Его и не могло быть, потому что эта трапеза совершена Спасителем заранее. Если мы откроем любой пророческий текст – книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, – то увидим, что многие речения пророков устремлены в будущее. Они говорят о том, что будет в далёком будущем, через восемь, девять, десять веков. В Евангелиях же как раз наоборот, ключевые слова в них – «ныне», «сегодня». Иисус говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий»(Ин. 13:31); «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23: 43); «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9); «Ныне исполнилось писание сие» (Лк. 4:21)… «Но настанет время, и настало уже», – дважды говорит Иисус в Евангелии от Иоанна (4:23; 5: 25). Иными словами, всё христианство – это будущее, которое осуществляется ныне. «И Царство Твое, – молимся мы во время Литургии, – даровал еси (то есть уже даровал. – Г.Ч.) будущее». Христиане средних веков считали, что Царство Божие – это то, что ждёт человека когда-то в будущем, после смерти. Но мы знаем, что это Царство уже даровано нам. Христианство и есть наше сегодняшнее бесстрашное вхождение в будущее. Подчёркивая это, Господь и совершает трапезу заранее, показывая, что Он с апостолами входит в будущее.

Мы становимся гражданами будущего через евхаристическое общение. Если это понять, то станет ясно, что противоречий в текстах синоптиков и Иоанна нет – потому что синоптики рассказывают нам об обстоятельствах Тайной Вечери, а Иоанн точно датирует её и повторяет слова Спасителя: «Настанет время, и настало уже». Это и есть наше вхождение в будущее.

В Евангелии от Луки (гл. 24) есть рассказ ещё об одной трапезе. По дороге в Эммаус Иисус толкует ученикам Писание, а затем берёт хлеб, благословляет, преломляет и даёт им. Сравним этот рассказ с повествованием о том, как совершает таинство Евхаристии апостол Павел. В Троаде, «когда ученики собрались для преломления хлеба», Павел «беседовал с ними и продолжил слово до полуночи», а затем преломил хлеб (Деян. 20:7). Святой Иустин Мученик, живший во II в., рассказывает о том, что во время таинства Евхаристии сначала читались одно из Посланий апостола Павла и пророческие тексты, затем произносилась проповедь, после чего совершались молитвы и Евхаристия.

Таким образом, таинство Евхаристии, или Преломления хлеба, соединялось с чтением Писания и проповедью. И доныне Литургия состоит из двух частей: Литургии оглашенных, или Литургии слова, когда поются 102-й и 145-й псалмы, начало Нагорной проповеди – «Блаженны нищие духом», а затем читается текст одного из апостольских Посланий и произносится проповедь; иЛитургии верных, когда, собственно, и совершается таинство Евхаристии. Тексты из 20-й главы Деяний святых апостолов и свидетельство Иустина Мученика показывают, что структура обедни восходит к апостольским временам. Об этом же делении Литургии на две равнозначных части говорит и латинское её название – missa; блаженный Августин объясняет, что после проповеди бывает «мисса (от латинского глагола mittere – «отпускать») для катехуменов» (оглашенных, ещё не крещённых), они отпускаются, и «остаются верные». Слово «верные» употреблено здесь не случайно – служба, совершаемая после того, как катехумены отпущены, называется Литургией верных.

Итак, Господь использует древний ритуал, который к моменту Тайной Вечери насчитывает уже более тысячи лет истории. Если мы посмотрим богослужебные книги иудеев, то обнаружим там те же элементы службы, которые присутствуют в Литургиях Иоанна Златоуста или Василия Великого. Это и приношение даров, и каждение, и омовение рук, и диалог того, кто совершает службу, с молящимися. У иудеев раввин говорит: «Принесём благодарение». «Да будет благословенно имя Господне», – отвечают ему молящиеся. «Благодарим Господа!» – восклицает сегодня священник Православной Церкви. «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней», – отвечает ему хор. «Вашим согласием мы благословим Того, Кто дал нам участвовать в Его благах!» – восклицает затем возглавляющий службу у иудеев. И это тоже напоминает наше священническое восклицание: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… буди со всеми вами!»

Важно понять, что Христос всю новизну Евангелия вкладывает в древний ритуал. Возможно, именно благодаря этому литургическая мистика оказывается доступной не избранным, но каждому. Литургия даёт верующему возможность жить в полноте мистического единения со Христом. Через неё достигается глубокое мистическое и интимное единение каждого со Христом.

Но в то же время – и в этом коренное отличие мистики христианства от любой другой мистики – через неё достигается не только единение верующего с Богом, но и единение всех участников таинства друг с другом, причём равно живых и умерших. Христос – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова – не Бог мёртвых, но Бог живых. У Бога – все живы! В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус умер, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино.

«Дидахе» – учение двенадцати апостолов – древний христианский текст, датируемый примерно концом I в., когда ещё были живы непосредственные ученики апостолов, даёт нам замечательный литургический текст, молитву: «Подобно тому, как этот хлеб был разбросан по горам, а затем собран воедино, так даруй, Господи, чтобы Церковь собралась воедино со всех концов земли в единое Царство». Апостол Павел говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17).

Это мистическое единение всех в единое тело очень непохоже на нехристианские мистические системы, где человек восстанавливая связь с Богом, наоборот, рвёт связи с окружающими его людьми; оставаясь наедине с Богом, он уходит, отрывается от людей, противопоставляет себя им. В христианстве, в православии этого нет, никогда не было и, будем надеяться, не будет – иначе это уже будет не православие.

LiveInternetLiveInternet


«Тайная вечеря» — последняя встреча Христа с учениками. Этот библейский сюжет издавна привлекал величайших художников, находивших в этой теме неисчерпаемый источник вдохновения. И это неудивительно: в один вечер вместилась почти вся гамма человеческих чувств — любовь и ненависть, доверие и предательство, надежда и отчаяние… На протяжении веков появлялись на свет прекрасные произведения, авторы которых пытались воплотить в них свое видение этого одного из самых драматичных сюжетов в истории человечества.
Для картины обычно выбирался один из двух ее драматических моментов: либо утверждение Иисусом Христом Святого причастия, либо Его пророчество о том, что один из апостолов Его предаст.
Тайная вечеря. Раннехристианская мозаика.
На раннехристианской мозаике VI века акцент сделан полностью на причастии — Иуда вообще не выделен, апостолы спокойно, согласно римскому обычаю, полулежат за полукруглым столом. Христос занимает почетное место слева.
Тайная вечеря. Алтарный фронт из монастыря Суригуэрола. Вторая половина XIII в.
На испанском алтарном фронтоне второй половины XIII века, несмотря на живость индивидуальной трактовки апостолов, также сделан акцент на причастии.

Тайная вечеря. Неизвестный художник школы Пьетро Лоренцетти. До 1348
Но уже на фреске художника школы Пьетро Лоренцетти, созданной до 1348 года, внимание сконцентрировано на предательстве: Христос смотрит на Иуду, единственного из всех апостолов лишенного нимба. Появляются дополняющие картину, не связанные с сюжетом изображения слуг и животных.
Тайная вечеря / Андреа дель Кастаньо (1423—1457) / церковь Санта Аполлония, Флоренция

Фрагмент / Тайная вечеря / Андреа дель Кастаньо (1423—1457) / церковь Санта Аполлония, Флоренция
Со времени Кватроченто наиболее часто в «Тайной вечери» подчеркивался момент предательства, как, например, в картине Андреа Кастаньо, законченной около 1450 года. Иуда сидит отдельно, над его головой — мраморный квадрат стены; мраморный узор похож на грозовое небо, прорезанное молниями. Леонардо, без сомнения, изучал эту картину во времена своего ученичества, однако, когда ему пришлось самому вплотную подойти к разработке этого сюжета, он наполнил его такой динамикой, которая Кастаньо была не под силу. Величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен (С)
Леонардо да Винчи / Тайная вечеря ( после реставрации) / 1494 -1498
Масло и темпера на штукатурке. 460 x 880 см / Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия
Рафаэль Санти / Тайная Вечеря /1518-1519 / Фреска / Дворец Папы Римского, Лоджии Рафаэля, Ватикан
Музей Прадо: Тайная вечеря ( Евхаристия) — Хуан де Хуанес. Около 1562. Дерево, масло. 116х191
Хуанес наделяет каждого из апостолов яркой индивидуальностью. Иисус же пристально смотрит на Иуду, единственного из всех апостолов лишенного нимба.
Иос ван Вассенхове (Юстус ван Гент). Тайная Вечеря (Причастие апостолов).
(1473—1475). Урбино. Национальная галерея.
Литургическая Тайная Вечеря изображалась либо как благословение чаши с вином и хлеба (гостии), совершаемое Христом за столом в присутствии учеников (Серра, Боутс, Рубенс), либо в виде установления таинства Причащения, когда Христос дает вкусить хлеб Причастия (гостию) ученикам (Иос ван Вассенхове).
Якопо Бассано (1510–1592) «The Last Supper» / около 1546
Jacopo Tintoretto. Якопо Тинторетто / Тайная вечеря / 1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.
Одна из самых впечатляющих в истории искусства трактовок Тайной вечери принадлежит Тинторетто. Написанная во второй половине XVI века, когда Высокое Возрождение уже уступало место маньеризму, картина великого венецианца трактует сюжет как ночную сцену, ярко освещенную сверхъестественным светом и наполненную движением: апостолы, слуги, ангелы, зрители — все как будто втянуты в бурю.
Никола Пуссен. Евхаристия. 1647
В середине XVII века французский художник Никола Пуссен, мастер классицизма, как бы обходит стороной момент предательства и снова обращает наше внимание на таинство причастия. Хотя художник жил в период барокко, он оставался верным последователем более ранних традиций в искусстве: его спокойные фигуры, напоминающие живопись Леонардо или Рафаэля, находятся в гармонии друг с другом и исполнены необычайной одухотворенности, мира и любви.
В XVIII и XIX столетиях художники, принимавшиеся за этот сюжет, редко могли достичь духовной глубины и ощущения чуда, которые отличали ранние работы. Но это ощущение вновь появляется в картинах XX столетия.
Стенли Спенсер. Тайная вечеря.1920
Английский художник Стенли Спенсер, глубоко религиозный человек, склонный к мистицизму, обладавший невероятным воображением, создал свою «Тайную вечерю» в 1920 году, вскоре после окончания первой мировой войны, в сражениях которой он участвовал. Местом проведения Тайной вечери он выбрал солодовню (красная стена — перегородка в закромах), где простые люди могли уединиться для причащения. Центральная точка картины — круглый хлеб, преломленный Иисусом Христом.
Эмиль Нольде. Тайная вечеря (Причастие) 1909. Государственный музей искусств, Копенгаген
Одна из лучших разработок сюжета «Тайной вечери» принадлежит Эмилю Нольде. Картина выполнена в 1909 году. Нольде, немецкий художник, один из родоначальников экспрессионизма, был чрезвычайно восприимчив к страданиям людей. Он выразил их надежду на спасение в символической чаше в руках Христа. Смысл всеобщего братства прекрасно передан с помощью минимума жестов: рука, положенная на плечо соседа, руки, протянутые для рукопожатья. Использование Нольде ярких, «горящих» тонов нередко заставляет сравнивать его картины со средневековыми витражами; концепция его по духу возвращает нас к простоте и искренности средних веков. «Я повиновался непреодолимому импульсу выразить глубокую одухотворенность и пылкое религиозное чувство, — писал он. — Я рисовал и рисовал, едва замечая, стоит ли на дворе день или ночь, рисую я или молюсь». (С)
Тайная Вечеря
Фреска Собора Зарваницкой Божьей Матери
Село Зарваница, Тернопольской области, Украина
УШАКОВ Симон (Пимен) Федорович (1626-1686)
Икона — Тайная вечеря 1685
Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря
Тайная вечеря. 1863./ Н.Н.Ге
Этапное произведение Гё. Картина произвела в России фурор, близкий тому, какой в свое время произвел Брюллов холстом «Последний день Помпеи». Весь Петербург устремился на выставку в Академию художеств. Поразившая всех новизна подхода к мифическому событию заключалась в его коренном переосмыслении. Гё отнимал у евангельского сюжета его церковный смысл, а у образов апостолов – каноническую духовность.
Репин Илья Ефимович (1844-1930): Тайная вечеря. 1903
Сальвадор Дали / Тайная вечеря/1955
167 х 268 см Масло на полотне / Национальная галерея, Вашингтон, США
Наталия Царькова / Тайная Вечеря
Вечером 11 сентября в миланском соборе Санта-Мария делле Грацие епископ Кокко Пальмеро отслужил мессу в память о жертвах теракта в Нью-Йорке. За упокой мучеников Манхэттена молились всю неделю, и центральным предметом поминальной недели была выставленная в ризнице картина «Тайная вечеря» молодой русской художницы Наталии Царьковой.
Пафос еще и в том, что по соседству, в бывшей трапезной, а ныне музее, находится одноименная фреска, написанная полтысячи лет назад Леонардо да Винчи. Их специально свели под одной крышей

  • АРХИТЕКТУРА,ИНТЕРЬЕР,РЕМОНТ (179)
  • Декор (48)
  • Дизайн,интерьер (131)
  • Зодчество (5)
  • Советы (12)
  • Строительно-Ремонтные работы (16)
  • Важное (17)
  • Вера (202)
  • Важное (31)
  • Полезное,интересное (62)
  • Празднования (44)
  • Видеозал (166)
  • Видео (39)
  • Видеокамера (46)
  • Кино (22)
  • Разное.Интересное (60)
  • Города. Страны (888)
  • Азия (49)
  • Американский континент (34)
  • Африка (10)
  • Виртуальное 3 — D (51)
  • Европа (200)
  • Интересное. (154)
  • Ландшафт.Сад.Парк (52)
  • Музеи.Храмы.Мечети (106)
  • Россия (195)
  • Скандинавские страны (14)
  • Страны.Острова (54)
  • Дневник ЛиРу. (1508)
  • HTML (6)
  • Аватарки (38)
  • Анимированные картинки (32)
  • Блогеру (5)
  • Блоги и сайты (19)
  • Бродилки (11)
  • Календари.Часы.Погода (77)
  • Картинки (97)
  • Кладезь всего, всего (4)
  • Клипарт (76)
  • Кнопочки (25)
  • Коментики (12)
  • Новичкам (12)
  • Органайзер (2)
  • Оформление дневника (63)
  • Плеер. Музыка (44)
  • Разделители (31)
  • Рамочки (302)
  • Рамочки уроки (13)
  • Смайлики (6)
  • Советы (5)
  • Схемочки (511)
  • Схемочки создать (7)
  • Уроки (74)
  • Учебник по ЛиРу (8)
  • Флэшки (13)
  • Фоны (73)
  • Фотошоп (32)
  • Здоровье (466)
  • Гомеопатия.Аюверда (10)
  • Для.Для.Для (55)
  • Информация (69)
  • Народные рецепты (67)
  • Образ жизни (33)
  • Полезные советы (83)
  • Продукты (36)
  • Рецепты (12)
  • Травы.Деревья и (54)
  • Упражнения. Помощь (73)
  • Игры (61)
  • Иностранный язык (29)
  • Интересное. Полезное (246)
  • В коллекцию (26)
  • Деловая. Маркетинг (12)
  • Жизнь,человек (64)
  • Информация.Интересное (53)
  • Подарки (9)
  • (41)
  • Искусство (1076)
  • Акварели (47)
  • Водные просторы (37)
  • Восточное (46)
  • Горы (6)
  • Дети (53)
  • Древнерусское.Православное (31)
  • Женский образ (220)
  • Живопись (60)
  • Картины (71)
  • Миниатюры.Стекло (9)
  • Натюрморты (33)
  • Портреты (35)
  • Природа (140)
  • Птицы,животные (43)
  • Разное о художниках,искусстве (45)
  • Рисунки.Иллюстрация (37)
  • Сказка (6)
  • Скульптура.Резьба (29)
  • Старинное (38)
  • Фарфор.Керамика (16)
  • Художники (54)
  • Художники сегодняшних (14)
  • Цветы (99)
  • История.Факты.Разное (174)
  • Книги (158)
  • Биографическое (42)
  • Интересное (34)
  • Книги разные (39)
  • Хочу все знать (5)
  • Этикет.Говорим правильно (22)
  • Компьютер (114)
  • Интернет (18)
  • Компьютер (25)
  • Программы разные (31)
  • Уроки видео,музыка и (19)
  • Красивые.Знаменитые (81)
  • Красота и Мода (343)
  • Женщина (104)
  • Косметика,уход,изготовление (67)
  • Мода.Стиль.Одежда. (64)
  • Разное (23)
  • Упражнения для лица (10)
  • Уход за лицом и телом (25)
  • Фигура. И Другое (54)
  • Кулинария (537)
  • Все к кухне (4)
  • Выпечка (153)
  • Десерты (33)
  • Консервация.Заготовки (50)
  • Мультиварка (15)
  • Мясные, рыбные блюда (48)
  • Напитки (50)
  • Овощи. Грибы (35)
  • Продукты разные (36)
  • Рецепты (15)
  • Салаты.Закуски (30)
  • Советы.Интересное (40)
  • Соусы.Крем.Украшения (27)
  • Специи,приправы,травы (14)
  • Мудрости.Афоризмы,Притчи (334)
  • Мудры (11)
  • О жизни (157)
  • Советы (28)
  • Цитаты и другое (136)
  • Музыка-Радио (11)
  • Музыкальная шкатулочка (407)
  • Звуки.Ритм.Чувства (9)
  • Балет (11)
  • Блюз.Джаз (7)
  • Вальс. (13)
  • Гитара (4)
  • Детские (2)
  • Звезды и музыка (53)
  • Инструментальная музыка (7)
  • Интересное.Разное (48)
  • Караоке. Разное (2)
  • Концерт (16)
  • Мировые хиты (7)
  • Музыка для души (36)
  • Музыка классическая (39)
  • Музыка лирическая (15)
  • Музыка новогодняя (6)
  • Музыка разная.Плеер (55)
  • Музыка ретро (10)
  • Музыка танцевальная (8)
  • Оркестровая музыка (8)
  • Поздравления музыкальные (8)
  • Православные (7)
  • Романсы (9)
  • Саксофон (8)
  • Танго (18)
  • Шансон (3)
  • Открытки (43)
  • Пожелания.Поздравления (74)
  • Полезные советы (91)
  • Ведение хозяйства (2)
  • Для дома (46)
  • Продукты и к ним (3)
  • Товар и другое (2)
  • Хозяйке (32)
  • Правила (8)
  • Праздники (67)
  • Психология (266)
  • Для меня и тебя (78)
  • Жизнь,человек (134)
  • Отношения (54)
  • Рождество и Новый год (369)
  • Интересное.Разное (26)
  • Открытки. Картинки (93)
  • Рамочки зимние (54)
  • Схемки зимние (159)
  • Украшения (36)
  • Рукоделие (215)
  • Вышивка (13)
  • Вязание (75)
  • Из пластиковых бутылок (8)
  • Изделия из картона (22)
  • Плетение из газет (23)
  • Украшения (30)
  • Шитьё. Пэчворк (48)
  • Рукоделие 2 (249)
  • Декорирование (24)
  • Декупаж (40)
  • Коврики. Подушки (9)
  • Разное мастерство (101)
  • Рисование.Лепка (33)
  • Сумки.Корзинки и другое (27)
  • Трафареты. Шаблоны (12)
  • Скрап (6)
  • Сад, огород (211)
  • Благоустройство (54)
  • Комнатные растения (51)
  • О цветах,деревьях и (11)
  • Огород (77)
  • Фэн-шуй и разное (3)
  • Цветы (23)
  • Спорт (17)
  • Стихи (963)
  • О женщине (70)
  • О любви (149)
  • О природе (87)
  • О Родине,стране,мире (34)
  • Про жизнь (278)
  • Творчество (168)
  • Фотографии (875)
  • Горы (39)
  • Женщина.Мужчина (16)
  • Здания.Сооружения (31)
  • История (15)
  • Лучшие,удивительные,интересные (123)
  • Море.Небо.Водные (88)
  • Натюрморты (119)
  • Обои (41)
  • Природа (137)
  • Птицы,животные (79)
  • Разное (8)
  • Уроки (31)
  • Цвет.Цвет (12)
  • Цветы (175)
  • Эзотерика (95)
  • Астрология.Зодиаки (23)
  • Гадания.Тесты.Разное (21)
  • Денежки (7)
  • Обереги.Приметы.Традиции (39)
  • Юмор и все смешное (35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *