Талант сколько

Материал этого раздела во многом является обработкой книг Х. Когена (H. Kogen), фактически являющихся введением в библейскую нумизматику

Еврейское наследие

С тех пор как Авраам пришел на землю Израиля (Ханаан) во втором тысячелетии до н.э. евреи освятили и приумножили богатства святого города Иерусалима и окрестностей. Свидетельства этого — надписи на монетах периода двух главных восстаний против Рима. «Свобода Сиона» и «Возвращение Иерусалима» наилучшим образом отражают любовь к этой земле.

Девиз «Свобода Сиона» появился на монетах первого иудейского восстания против Рима в 66 г. до н.э. Во время восстания Бар-Кохбы в 135-138 г.г. до н.э. он модифицировался в «Свобода Израиля». Подавление этого последнего восстания обозначило конец еврейского сопротивления против Рима и потерю еврейской родины на ближайшие почти две тысячи лет.

Эти войны на протяжении двух поколений показали беспрецедентное мужество и решимость евреев. Небольшая нация, немногочисленная и на небольшой территории, сражалась с крупнейшей в мире имперской властью. Несмотря на полное поражение ни одна другая нация не проявила столько героизма, защищая свою свободу.
Дважды еврейский народ раскачивал римскую власть, вплоть до лишения империи ее материальной и военной мощи, которая могла бы продлиться еще многие века.

В конечном итоге два крупных восстания на протяжении менее чем столетия, способствовали славе и свободе Израиля. Несмотря на краткость этого периода и поражения, евреи бились достойно и заслужили уважение даже от победителей-римлян.

Трагические последствие привели к небывалым в человеческой истории гонениям и страданиям. Еврейский народ, лишенный дома и рассеянный по всему миру, подвергался унижениям и убийствам на протяжении не просто столетий, но почти двух тысячелетий. Политика антисемитизма надолго пережила упадок Рима. Долгая череда дискриминации, жестокостей и массовых убийств стала нормой для множества наций со средневековья до наших дней. И все это время евреи спасались бегством из страны в страну, зачастую скрывая свое происхождение.

В 1948 году спустя 1810 лет после появления девиза «Возвращение Израиля» на последних старинных еврейских монетах Израиль снова стал реальностью. Сегодня современный Израиль стал домом для еврейского народа. С точки зрения экономики и культуры это настоящий оазис в регионе. Иерусалим также был восстановлен в качестве духовного центра трех великих религий, которые там зародились. В Израиле рады всем, кто приходит с миром.

Несмотря на сложные проблемы построения современной нации и внешнее давление со стороны соседних государств Израиль вновь открывает миру свою историю. В результате больших археологических раскопок древние города освобождаются от земли и восстанавливаются. Многочисленные раскопки на территории Израиля открывают величие древних античных сокровищ. Этот материал через монеты только начинает знакомить с захватывающей частью этого богатства.

Монеты и христианство

Для христианской веры большое значение имеют: шекели Тира, многочисленные виды серебряных денариев ранних римских императоров, иудейские монеты типа «прута». Именно эти монеты были в обращении во время жизни Иисуса и использовались апостолами после распятия. История наиболее ранних дней христианства иллюстрирована этими монетами.

Задолго до рождения Христа в Иудее правила династия Хасмонеев. Однако монеты Хасмонеев все еще ходили во время его жизни. Наиболее известны были пруты Александра Янная — то, что в библии названо «лепта вдовы».

Династия Иродов упоминается в Новом Завете. Именно с этими царями связывают ранние события христианства при римском правлении в регионе. Ирод Антипа казнил Иоанна Крестителя и командовал допросом Иисуса. Агриппа I казнил Святого Якова и бросил в тюрьму Святого Петра, а его сын, Агриппа II слышал мольбы Святого Петра.

Римские прокураторы также сыграли важную роль в христианской истории. Они чеканили свои пруты во время жизни Христа. Прокуратор Антоний Феликс, был тем, к кому были доставлены Павел и другие христиане после ареста римскими властями. Но наиболее популярен Понтий Пилат благодаря своей роли в осуждении и казни Христа.

Общая история

Бронзовая прута древнего Израиля одна из наиболее редких из всех древних монет. В то время как другие древние монеты чеканились греками, римлянами и другими империями, еврейские пруты чеканились специально для еврейского населения в маленьком, но географически важном и неспокойном регионе. Границы древней Иудеи при наиболее могущественных царях были близки к границам современного Израиля. При Маккавеях, Хасмонеях и Иродах царства время от времени расширялись на восток в Транс-Иорданию, на север в Ливан и на северо-восток в Галилею и Голанские высоты.

Основные характеристики этих еврейских монет были уникальны благодаря библейским принципам и десяти заповедям. На них никогда не изображали портретов царей, императоров и т.п., и, естесственно, избегали древних мифологических греческих и римских богов. Они несли храмовые символы, словесные описания и девизы. Многие из этих символов были заимствованы для нееврейских монет в более поздние периоды.

Другой фактор, влияющий на редкость этих монет, то, что еврейские пруты чеканились только с 138 г. до н.э. по 70 г. н.э., тогда как греческие и римские монеты чеканились веками. Сюда входят монеты римских прокураторов, чеканившиеся специально для обращения среди евреев, являясь наиболее редкими из всех бронзовых колониальных римских монет.

Библейские монеты

Вы никогда не задумывались о том, что события, описываемые в библии, имеют реальную историческую основу? Здесь сразу стоит оговориться. Речь идет не об Иисусе Христе. Вопрос о том, был ли Христос на свете или нет, даже не рассматривается. Для наших целей это не существенно. Но, думаю, что многие из вас слышали об Иосифе Флавии, и уж точно все слышали про царя Ирода и Понтия Пилата. Именно о них и многих других реальных исторических личностях, живших на древней территории Иудеи две тысячи лет назад, и пойдет разговор. Точнее, на фоне истории речь пойдет о ее свидетелях — монетах.
Видимо, начать надо с библии, с книги Исход. Вкратце: Моисей вывел евреев из Египта, водил их 40 лет по пустыне, и, наконец, привел свой народ на земли Ханаана. Но не суждено было Моисею дойти до Земли Обетованной. Он умер, а завоевывать Ханаан евреев повел Иисус Навин. Было это, по разным оценкам, либо в XV, либо в XIII веке до новой эры. Опять же, не будем спорить о том, насколько эта история соответствует истине. Просто именно так начинается история евреев как народа и, соответственно, история Иудеи.
В XI веке до новой эры у евреев появляется царь. Первым царем был избран Саул. Но он погибает в очередном сражении с филистимлянами. Следующим царем становится Давид. Тот самый, который в молодости, воспользовавшись косоглазием Голиафа, убил его, метнув камень из пращи. Именно он завершил формирование государства. Давид отвоевал Иерусалим и сделал его столицей. Он правил долго и перед смертью завещал своему сыну Соломону построить Храм. Соломон, став царем, исполнил этот завет и построил в Иерусалиме Первый Храм. Государство расширилось, с ним стали считаться крупные державы того времени, в первую очередь, Египет. Но после смерти Соломона, как это часто бывает, все, что нажито непосильным трудом, развалилось. На месте государства Соломона образовались два еврейских государства — Иудея со столицей в Иерусалиме и Израильское царство со столицей в Самарии.
Минуло еще несколько веков, прошедших в беспрерывных войнах. Маленькая Иудея жила между сверхдержавами того времени — Ассирией (а затем Вавилоном) и Египтом. Просто чудо, что Иудея выжила. Даже не одно, а много чудес. Например, такое. В 700 году до н.э. ассирийский царь Сенаххериб начал осаду Иерусалима. Шла она несколько месяцев. А потом что-то случилось, и ассирийцы сняли осаду. В результате они удовлетворились большой контрибуцией, но Иерусалим не был взят. За 20 лет до этого в подобной ситуации была взята Самария, после чего прекратило существование Израильское царство. Чем не чудесное спасение? Для жителей было очевидна причина чуда — в Иерусалиме есть Храм!
Но в 597 г. до новой эры вавилонский царь Навуходоносор все же осадил и захватил Иерусалим. На первый раз он потребовал контрибуцию, а заодно увез с собой иудейского царя. Но через 10 лет произошло восстание, которое было жестоко подавлено. Храм был разрушен, а тысячи людей, цвет общества, были уведены на поселение в Вавилон. Так началось вавилонское пленение.
Продолжалось оно около 50 лет. Все это время евреи мечтали о возвращении на родину и восстановлении Храма. Наконец, представилась такая возможность. На арене появилась новая сверхдержава — Персия. Персидский царь Кир завоевал Вавилон и разрешил евреям вернуться. Конечно, и речи не было о воссоздании Иудейского царства. Разрешение было дано только на поселение в Иерусалиме и восстановлении Храма. Вся эта территория продолжала оставаться частью огромной Персидской империи. Кстати, мы подошли к тому времени, когда появились первые монеты, отчеканенные иудеями. Датируются они серединой 4-го века до новой эры. Серебряные монеты с надписью на иврите «Ехуд». Так называли персы территорию Иудеи. Лилию, изображенную на одной из этих монет, сейчас можно увидеть на современном шекеле Государства Израиль.

Обол 4 века до новой эры и современный шекель Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

Время идет, и уже Персидская Империя прекращает свое существование. По всему Средиземноморью хозяйничают греки. Разумеется, в обращении тут же появляется драхма и ее производные. Ближний Восток — не исключение. Про монеты — подражания афинским мы здесь говорить не будем. Они чеканились в Газе — месте, где еще оставались филистимляне. Были очень похожи.

Как и везде, греки навязывали свой образ жизни, а заодно и свою веру. Зевс, Аполлон, Афина, культ красивого тела, спорта и многое другое должно было увлечь местных жителей и сделать их похожими на эллинов. Но у евреев был свой бог. Он был один, в отличие от пантеона язычников-греков. Именно для него после возвращения из вавилонского плена был восстановлен Храм в Иерусалиме. И избранный этим богом народ совершенно не собирался от него отказываться. Эллины в лице империи Селевкидов настаивали. Они осквернили Храм, поставив там статуи своих богов. Поэтому началось восстание. Руководили им шесть братьев, которых прозвали Маккавеями. И они победили!! Более того, Иудея снова стала независимой! В память об этой победе евреи сейчас празднуют Хануку. Но не об этом светлом празднике речь. Один из братьев — Симон — основал хасмонейскую династию, правившую в Иудее около ста лет. И каждый царь чеканил монеты. В основном, это были мелкие медные монеты, которые назывались «прута» (ударение на первый слог) и их половинки — лепты. Слышали про лепту вдовы? Вот это они самые и были.
В первом веке до новой до Иудеи дошли римские легионы. Аристобул II попросил помощи у Рима в войне против Набатейского царства, а также и против своего брата. Рим в лице знаменитого полководца Гнея Помпея Магнуса с превеликим удовольствием пришел на помощь и уничтожил хасмонейское царство, посадив Аристобула в тюрьму. Заодно Помпей удовлетворил свое любопытство, зайдя в святая святых Храма, куда может входить только первосвященник, да и то лишь один день в году. К величайшему изумлению набожных евреев Помпей вышел оттуда невредимым.
Помпей погиб в Египте, вскоре погиб и его победитель, Цезарь. В результате всех этих пертурбаций править в Иудее стал Ирод — сын назначенного еще Цезарем прокуратором Иудеи Антипатра. Правил он более 30 лет. И его правление можно назвать золотым веком Иудеи. Это было преимущественно мирное время. Причем, исключительно благодаря очень взвешенной внешней политике, которую проводил Ирод. Не просто так его назвали Великим. Он перестроил и расширил Храм. Построил несколько мощных крепостей по всей стране. А в Масаде построил еще и уникальный дворец. Ну и, разумеется, при Ироде чеканились монеты. Как государство — клиент Рима, Иудея могла чеканить только медные монеты. Это были пруты с именем Ирода по гречески. Часто на них изображались якоря.
После смерти Ирода в стране было два правителя — его сына. Ирод Антипа правил севером, а Ирод Архелаус югом и центром. На монетах Антипы стоял титул Тетрарха а на монетах Архелауса — Этнарха. А через некоторое время римляне решили, что не нужен царь Иудее. Они присоединили территории Архелауса к своей провинции Сирия и поставили начальником прокуратора.
При прокураторах в Иудее чеканили монеты с именами римских императоров. Но, опять же, только медные пруты. Зато регулярно менялся внешний вид монет. Или прокуратора нового назначат, или император новый появится.
А в 37 году новой эры у Иудеи вновь появился царь — Аргиппа I — внук Ирода. И это нашло отражение на монетах. Правитель стал именоваться Базилевсом. Агриппа I умер в 44 году, передав титул своему сыну Агриппе II. Как это часто бывает, у этих царей, в особенности, у последнего, из власти был только титул. А на монетах появились изображения людей, что прямо запрещено иудейской религией ( «не сотвори себе кумира»). Это были, в первую очередь, изображения римских императоров.
Увы, все когда-то заканчивается. Так и еврейское государство на долгих 19 веков исчезло с карты мира. Но конец этого государства был, как две ярчайшие вспышки. Первое восстание против Рима началось в 66 году новой эры. В течение года отряды повстанцев вели в Галилее войну против римских легионов. Римляне послали на их усмирение целый легион (чего там возиться, ведь один легион усмирял и гораздо большие страны). Так этот легион был разбит. Пришлось привлекать все силы, которые были в провинции Сирия, в которую входила Иудея. Командовал этими силами Веспасиан. Ему удалось разгромить силы повстанцев в Галилее, а их командира Иосифа взять в плен. Впоследствии имя этого пленного станет Иосиф Флавий. Собственно, по его книгам мы знаем подробности тех событий.
Веспасиан собирался идти дальше на Иерусалим, но в Риме умер император Гальба, и начались беспорядки. Он успел вовремя. После нескольких императоров, правивших по паре месяцев, императором провозгласили Веспасиана. Новый император остался в Риме, а закончить кампанию поручил своему сыну Титу. Тот не очень с этим спешил, но, тем не менее, в 70 году взял Иерусалим и разрушил Храм. С тех пор у евреев нет Храма. И одно из главных их желаний — построить новый, уже Третий Храм, на том же месте, где были предыдущие два. Но, увы, там сейчас стоят две мечети, являющиеся святынями ислама. Ведь, по преданию, именно с Храмовой горы пророк Мохаммед вознесся на небо.
Император Адриан через 60 лет после разрушения Второго Храма посетил Иерусалим. Он решил, что на Храмовой горе должен стоять Храм. Но радость евреев была преждевременна — Адриан приказал построить храм Юпитера. И началось новое восстание. Возглавил его Симон Бар-Кохба. Три года римляне не могли усмирить народ. Но с подавлением восстания наступил конец античной истории евреев. Им было запрещено селиться в окрестностях Иерусалима. На месте разрушенного города был построен новый с новым названием Элия Капиталина.
Все, что осталось у евреев — это их вера. Вера в то, что когда-нибудь все возродится…

Современный Израиль появился на картах в 1948 году. Это уже другая история. Но на современных монетах Государства Израиль изображены те же традиционные символы, что и на античных.

2 пруты Ирода Архелауса и современные 1 агора Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

1/8 шекеля 4-й год восстания против Рима 66-73 гг. и современные 5 агорот Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

Прута Александра Янная и современные 2 шекеля Государства Израиль. Пропорции не соблюдены

(продолжение следует)

Хрипков Николай Иванович Сколько весит талант? Заметки о русском языкеДля любознательных детей

Талантом (от греческого talanton — вес) называли денежно-счетную единицу в Древней Греции, Персии, Малой Азии и Вавилонии. Вес таланта составлял 25,9 кг серебра.

Упоминание о таланте встречается уже у Гомера. Во времена Гомера он равнялся семитскому шекелю, т.е. был всего лишь16,8 г.

Позднейший греческий талант происходит из вавилонской денежно-весовой системы, в которой денежная и весовая единицы были разделены.

Различались «тяжелый» талант весом 60,4 кг и «царский», составлявший примерно половину «тяжелого». Талант делился на 60 мин или 6000 драхм. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант — 16,8 г. эта единица также служила денежной мерой. 50 «тяжелых» единиц составляли одну мину золота.

В Греции были распространены аттический талант — 26,2 кг и эгинский талант — 36,2 кг. При Александре Македонском талант стал денежно-весовой единицей, соответствующей 25,9 кг серебра. Римский талант равнялся 6000 денариев. В Риме различались большой и маленький таланты, которые соотносились как 3,75:5.

Выражение «зарыть талант в землю» возникло из евангельской притчи о том, как некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение: одному рабу он дал пять талантов, другому — два, третьему — один. Рабы, получившие пять и два таланта, «употребили их в дело», то есть отдали взаймы под проценты, а получивший один талант зарыл его в землю. Когда уезжавший хозяин вернулся, он потребовал у рабов отчета. Отдавшие деньги в рост вернули ему вместо полученных пяти талантов — десять, вместо двух — четыре. И господин похвалил их. Но получивший один талант сказал, что зарыл его в землю. И хозяин ответил ему: «Лукавый раб и ленивый. Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, — и я получил бы его с прибылью» (Матфей, 25, 15 — 30). Слово «талант» стало синонимом каких-либо выдающихся способностей в какой-либо области. Выражение «зарыть талант в землю» употребляется в значении: не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть.

Талант (talanton, talentum) — наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово talanton, означает «весы». затем «груз». Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера, причем везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам новейших метрологов, вес Т. приравнивается весу семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного по весу 16,8 гр. (3 зол. 90,1 дол.), а по цене — 10 руб. (золотом). Гомеровские таланты вырабатывались в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того в гомеровское время были в обращении полуталанты, весом в 8,4 гр. Помимо гомеровского маловесного Т., в историческую пору был известен Т., соответствовавший 3 золотым статерам. или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 гр. (6 зол. 13,6 дол.). Впервые о нем упоминается по поводу победы сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 г. до Р. Хр.); затем у писателей до II-го. до Р. Хр. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым Т. представлял кратную величину (Т. делился на 60 мин, мина на 100 драхм, т. е. в Т. было 6000 драхм), количественное определение Т. было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица. Прототипом греческих Т. был вавилонский Т., имевший форму бронзового льва на подставке; тяжелый Т. весил 60,4 кило (147,5 фн.), легкий царский Т. — вдвое меньше (около 74 фн.) Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский Т. (16,8 гр. или 3 зол. 90 дол.) и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также и денежным знаком, причем 100 таких легких единиц (по 8,4 гр.) или 50 тяжелых составляли тяжелую мину золота; в свою очередь легкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжелых или легких, составляли тяжелый или легкий Т. золота. Таким образом в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причем только 1/60 весовой мины или 1/50, часть мины золота были общи обеим системам. Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась 10-ти равновесным серебряным; впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1 к 10 обыкновенно встречалось отношение 1: к 131/2. По весу, царский Т. содержал 60 царских мин или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение Т. золота к царскому Т. (по весу) было равно 5: 6, Т. серебра к Т. золота 4:3, Т. серебра к царскому Т. — 10:9. Если выразить эти определения в единицах современных мер, то окажется, что тяжелый Т. золота весил 50,4 кило (123,1 фн. тяжелый Т. серебра — 67,2 кило (164,1 фн.); легкие Т. весили вдвое меньше. Ценность легкого Т. золота соответствовала бы на наши деньги 17577 золотым металлическим рублям, стоимость легкого Т. серебра-1512. руб. (золотом). У других восточных (семитических) народов обозначения Т. были приблизительно те же: так финикийский Т. (серебряный) равнялся 43,59 кило (106,4 фн.) и стоил 1961 руб. (золотом), еврейский Т. весил 44,8 кило (109,4 фн.) и стоил: золотой — 26875 руб. (золотом), серебряный — 2016 руб. (золотом); персидский Т. золотой весил 25,2 кило (61,54 фн.), серебряный — 33, 6 кило (82 05 фн.), торговый — 30,24 кило (73,84 фн.) и стоил: золотой 15120 руб. (золотом) серебряный — 1512 руб. (золотом). Древнейшая система весовых мер — эганская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века) — приближается к вавилонской системе: так отношение эгинского статерак вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Цена древнеэгинского серебряного Т. составляла 1815 руб. (золотом), позднее — 1632 руб., при Солоне 1615 руб. (золотом); вес эгинского Т. равнялся 36,29 кило (88,62 фн.). Когда Солон ввел новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский Т. остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36, 156 кило = 88, 3 фн.); Т. серебряный (аттический или еврейский), как денежная единица, был приравнен к 26 196 кило (63,97 фн.) и стоил 1125 руб. (золотом). Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кило (63,3 фн.). Ср. Hassey, «Essay on the ancient weights and money, ana the Roman and Greek liquid measures» (Оксфорд, 1836); Boeckh, «Metrologische Untersuchungen ueber Gewichte, Munzfusse und Masse des Altertums in ihrem Zusammenhange» (Б., 1838); Brandis, «Das Munz-Mass and Gewichtswesen in Vorderasien his anf Alexander den Grossen» (Б., 1866); Lenormant, «La monnaie dans l’antiqnite» (П., 1878-79); F. Haltsch, «Griechische und Romische Metrologie» (Б., 1882); Wex, «Metrologie Grecque et Romaine» (H., 1886). Остатки метрологической литературы древности собраны и комментированы Haltsch’eм в его издании: «Metrologicorum Scriptoram reliquiae» (Лпц., 1864, 1866).

Н. О.

Выражение «зарыть талант в землю» возникло из евангельской притчи о том, как некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение: одному рабу он дал пять талантов, другому — два, третьему — один. Рабы, получившие пять и два таланта, «употребили их в дело», то есть отдали взаймы под проценты, а получивший один талант зарыл его в землю. Когда уезжавший хозяин вернулся, он потребовал у рабов отчета. Отдавшие деньги в рост вернули ему вместо полученных пяти талантов — десять, вместо двух — четыре. И господин похвалил их. Но получивший один талант сказал, что зарыл его в землю. И хозяин ответил ему: «Лукавый раб и ленивый. Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, — и я получил бы его с прибылью» (Матфей, 25, 15 — 30). Слово «талант» стало синонимом каких-либо выдающихся способностей в какой-либо области. Выражение «зарыть талант в землю» употребляется в значении: не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть.

С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
В древнерусском языке мерой расстояния часто служил бросок камня. «Тамо под городом есть гора плоска каменна… от города каменемъ кинути» (XVII в.). В церковнославянских текстах для такого расстояния употреблялся термин вержение камени или вержение каменное. Точное соответствие такой мере, разумеется, найти нельзя. Обычно ее приравнивают к 40—60 м.
Есть народные меры длины, названия которых производны от глаголов со значением ‘бросать, кидать’. На Брянщине в начале XX в. диалектологи записали слово шибавище, образованное от глагола шибать ‘бросать’. Крестьяне говорили, что шибавище – это расстояние, на которое «можно камнем вёрзить», то есть 25—30 сажен (52—60 м). В смоленских говорах было аналогичное слово метавище, образованное от глагола метать, а в украинских – кидь (от кидать).
В некоторых местностях предпочитали измерять расстояние броском палки. Жители Псковской области говорили: «Пройдешь Полное, а там до Кроснова палкой как добросить», «От той деревни до Сакоива — палкой бросить». В говорах юга Белоруссии есть аналогичное выражение: ек поленом кiнуць.
Стрела, пущенная из лука, летит дальше, чем камень. Поэтому более крупной мерой, чем вержение камени, в древнерусских памятниках служило стрелище. Также эта мера, равная полету стрелы, известна под названиями стрельбище, лучное стрельбище, перестрелъ, стрелiя. В «Повести временных лет» сказано: «Ста Володимеръ… в лимени, дали града стрелище едино…», то есть от лимана, где находился князь, до града был один полет стрелы. Позднее для измерения расстояния начали использовать дальность выстрела пищали, самопала, фузеи и, наконец, пушки. Последний вариант еще в XVIII–XIX вв. часто употреблялся в речи военных и моряков. Ныне же он сохранился в устойчивом выражении не подпускать и на пушечный выстрел.

Еще одним народным способом определить расстояние было распространение звука. На Украине подобная мера называлась воловий рик. Она была равна расстоянию, на котором было слышно мычание вола. Аналогичная мера — коровий рык — существовала и на Вологодчине. Иногда русские крестьяне измеряли площадь земельных наделов перекликами, то есть расстоянием, на котором слышан голос человека.
Ряд единиц связан с привычкой людей курить. В разных местах курительная трубка носила названия сук, сучок или люлька. И точно так же назывались меры длины. Они составляли путь, который преодолевает человек за то время, пока он выкуривает трубку. Так и говорили: путь на два сука или на две люльки.

Вершок

Есть две гипотезы, созданные чтобы объяснить происхождение слова вершок. Оно явно производно от слова верх. В этимологическом словаре Преображенского говорится, что первоначально это слово могло означать «небольшой излишек при насыпании зерна». В словаре же Фасмера предполагается, что вероятнее значение «верхняя фаланга указательного пальца». В древнерусском языке слово вьршькъ употреблялось в значении ‘верх, верхушка’. К началу XVIII в. размер одного вершка установился окончательно, он был равен 4,445 см.
Известно шуточное выражение от горшка два вершка. Иногда предполагают, что это выражение было искажено, а первоначально оно звучало как от коршка два вершка. Слово коршок, засвидетельствованное в качестве меры, равной двум вершкам, происходит от слова корх, которое означало ‘кулак’. Однако скорее всего, выражение возникло независимо. В русских говорах существуют другие подобные высказывания: от песочка два вершочка (Псков), от пенёчка два вершочка (Иркутск).
Со словом вершок связана важная деталь, которую нужно помнить при чтении русской литературы XIX в. Тургенев писал, что Герасим был двенадцати вершков росту, а Лесков о своем герое говорит: «В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков. Сложение имел сухое, широкое и мускулистое». Чему равнялся их рост в современных мерах? 12 х 4,5 = 54 см, 15 х 4,5 = 67,5 см? Неужели так мало? Все дело в том, что в таких случаях рост указывался сверх двух аршин (144 см). На самом деле Герасим имел рост 1,98 м, а Голован — 2,115 м.

Аршин и локоть

Аршин состоял из шестнадцати вершков, то есть равнялся 71,12 см. Слово это происходит от персидского arе ‘локоть’. Пришло оно на Русь в XV в. благодаря торговле с Востоком. Изначально аршин употреблялся при измерении тканей. Надо сказать, что в странах Азии аршин не всегда был одинаков. Например, широко употреблялся так называемый стамбульский суконный аршин, равный 68,6 см.
Еще до появления на Руси аршина употреблялась собственная мера длины, которая называлась локоть. Размеры локтя колебались от 38 до 55 см. Например, так называемый ивановский локоть — круглый стержень из можжевельника, найденный археологами в Новгороде, имел длину 54,7 см. Название локоть в значении меры длины вообще довольно широко используется в мире. Наряду с русским локтем и персидским аршином употреблялись, например, немецкий Elle ‘локоть’, равный от 50 до 78 см, и французский aune ‘локоть’, он употреблялся до 1834 г. и равнялся 1,18844 м.
Довольно быстро слово аршин стало широкоупотребительным. Итальянец Рафаэль Барберини, посетивший Москву в 1564 г., даже писал: «Мера московская для полотен, сукон, материй и тому подобного называется аршин, а другой меры нет».
Аршином называлась также палка, использовавшаяся для измерения. На нее наносились отметки более мелких единиц, например, вершков. Отсутствие единого стандарта длины вызвало известную поговорку мерить на свой аршин. Есть и другое выражение – мерить (всё/всех) на один аршин, то есть подходить ко всему с одинаковой меркой, не учитывать индивидуальных особенностей. В связи с ним всегда вспоминается строчка Тютчева «Аршином общим не измерить». Аналогами этого выражения являются немецкое mit gleicher Elle messen ‘мерить одинаковым локтем’, французское mesurer les autres son aune ‘мерит других своим локтем’. Если же человек держался неестественно прямо, про него говорили аршин проглотил, имея в виду ту самую деревянную линейку. Немцы про такого тоже говорили Der hat eine Elle verschluckt ‘этот проглотил локоть’.
Несмотря на слова Рафаэля Барберини, локоть еще долго употреблялся в качестве русской меры длины. Он существовал в разных вариантах: неполный локоть, двуладонный локоть, большой локоть. Дольше всего такая мера сохранялась в западных областях, в словаре Даля упоминается виленский локоть.

Сажень

Три аршина составляли сажень. Когда традиционные русские меры окончательно установились, сажень была равна 2,1336 м. В начале же длина этой меры сильно колебалась. В 1792 г. на берегу Керченского пролива был найден камень с древнерусской надписью. Он вошел в историю под названием «Тмутараканский камень», по древнему названию Тамани. Вот перевод этой надписи: «лето 6576 князь Глеб мерил морем по льду от Тмутараканя до Крчева 14000 сяжень». Сейчас расстояние от Тамани до Керчи составляет 23 км. То есть сажень во времена князя Глеба была равна чуть больше 1,64 м.
Происходит слово сажень от того же корня, что и в глаголе посягать. Глагол сягати означал ‘протягивать руку’, а сажень равнялась размеру вытянутой руки. Позднее саженью стали называть меру, образованную руками, разведенными в стороны. Сажень, отмеренную по первому варианту, называли прямой или простой, по второму — маховой или мерной. Были и другие виды саженей: дворовая, городовая, мостовая, печатная, трубная. Весьма популярной мерой была косая сажень — расстояние от большого пальца ноги до конца указательного пальца поднятой противоположной руки. Позднее она была приравнена к 216 см.

Верста

Основной путевой мерой была верста. В XVIII—XX вв. верста (путевая верста) равнялась 1 км 66 м. Существовала и верста межевая, равная двум верстам путевым, то есть более 2 км. В более древние времена мера, носившая название верста, была куда больше. Верстой называли расстояние и в тысячу саженей, и в пятьсот саженей.
Слово верста родственно глаголу вертеть. Первоначально так называли расстояние, которое пахарь проходил до поворота плуга. Сходные меры существовали у других народов. Это литовское vеrstas, varsnе ‘верста, расстояние, пропахиваемое за один раз в одну сторону’, в языке осков – одного из древних народов Апеннинского полуострова – было слово vorsus ‘оборот, мера пашни’. Все эти слова, как русское верста, восходят к индоевропейскому корню vert- ‘вращать, вертеть’.

В заключение приведем систему русских мер длины в том виде, какой она приняла к XVIII в., и укажем современные соответствия:
1 верста = 500 саженей = 1,0668 км
1 сажень = 3 аршина = 2,1336 м
1 аршин = 4 четверти = 16 вершков = 71,12 см
1 четверть = 4 вершка = 17,78 см
1 вершок = 4,445 см.

У этого термина существуют и другие значения, см. Талант (значения). Древнегреческая Амфора. Талант по объёму равнялся одной стандартной наполненой водой амфоре

Тала́нт (др.-греч. τάλαντον, лат. talentum) — единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра).

Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντον означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера, причём везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам метрологов, масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг. Гомеровские таланты производились в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты массой в 8,4 кг.

Помимо гомеровского маловесного таланта, в ту же эпоху был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 кг. Впервые о нём упоминается в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 до н. э.); затем у писателей до II века до н. э. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым талант представлял кратную величину (талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм), количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица.

Прототипом греческих талантов был вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке. Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант — вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант (16,8 кг), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также денежным знаком, причём 100 таких лёгких единиц (по 8,4 кг) или 50 тяжёлых составляли тяжёлую мину золота. В свою очередь, лёгкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжёлых или лёгких, составляли тяжёлый или лёгкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причём только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем.

Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным. Впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1/3. По весу царский талант содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту — 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра — 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный — 33,65 кг, торговый — 30,24 кг. Древнейшая система весовых мер — эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), — приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Когда Солон ввёл новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский талант остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кг). Серебряный талант (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кг. Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кг.

См. также

  • Ценность денег в Элладе

Примечания

  1. Talent (Biblical Hebrew), unit of measure, unitconversion.org.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Античные монеты и счётные денежные единицы

Древнегреческие (архаические)

Талант · Мина

Древнегреческие

Золотые: Гекта · Статер
Серебряные: Драхма · Тетрадрахма
Медные (бронзовые): Обол · Лепта · Халк

Древнеримские (Республика)

Серебряные: Денарий · Викториат · Квадригат · Квинарий · Сестерций
Медные (бронзовые): Декуссис · Квинкуссис · Трессис (трипондий) · Дупондий · Асс · Деункс · Декстанс · Додранс · Бесс (бес) · Септункс · Семис (семисс) · Квинкункс · Триенс · Квадранс (терунция) · Секстанс · Унция · Семунция · Сициликус (квартунция)

Древнеримские (Империя)

Золотые: Ауреус · Тремисс
Серебряные: Антониниан · Аргентиус (аргентус)
Медные (бронзовые): Майорин (майорина) · Фоллис

Древнеримские (Провинции)

Золотые:
Серебряные: Литра · Кистофор
Медные (бронзовые): Ассарий (ассарион)

Византийские

Золотые: Солид (безант, бизантин)
Серебряные: Гексаграмма · Милиарисий · Силиква · Половина силиквы · Четверть силиквы
Медные (бронзовые): Нуммия

Ближневосточные

Дарик · Сикль (сикл, шекель) · Сиглос · Гера (агора) · Заз · Прута · Пим

Прочие

Биатек · Колхидка · Синдон

См. также

Древние единицы измерения
Византия: Скифата
Древний Рим: Aes rude · Aes signatum · Aes grave · Символы древнеримских денежных и весовых единиц · Символ денария · Список древнеримских единиц · Реституционная монета
Древняя Греция: Символы древнегреческих денежных и весовых единиц · Символ драхмы · Ценность денег в Элладе
Иудея: Библейские денежные единицы · Лепта вдовицы · Притча о потерянной драхме · Притча о талантах · Притча о работниках в винограднике · 30 сребренников

Знаки валют (¤)

Статьи о символах

Знак валюты · Символ денария · Символ доллара · Символ драма · Символ драхмы · Символ евро · Символ иены (юаня) · Символ риала · Символ рубля · Символ рупии · Символ франка · Символ фунта (лиры)

Существующие валюты

฿ · · Br · ₵ · ₡ · B/. · ден. · ₫ · € · Ft · ₸ · ₲ · Kč · ₭ · L · £ (₤) · ₦ · ₱ · P · R · RM · ₨ · ლ · Re (Rs) · р. · S/. · ৳ (Tk, ৲) · R$ · · ₮ · ₩ · Ұ · ¥ · zł · ₴ · Q · ₪ · 元 · ﷼ · · ₹

Исторические валюты

₳ · ₢ · $ · ₯ · ₶ · ₷ · ₠ · ƒ · ₣ · L (₤) · Lm · ₧ · I/. · Kčs · Sk

Разменные денежные единицы

¢ · ₥ · ₰ · р (d) · a · де · ко

Античные денежные единицы

Древний Рим:

Wikimedia Foundation. 2010.

Смотреть что такое «Талант (единица измерения)» в других словарях:

  • Единица измерения массы — Содержание 1 Единицы измерения массы 1.1 Метрическая система 1.2 Меры массы в науке … Википедия

  • Дактиль (единица измерения) — Содержание 1 Античность 1.1 Меры длины 1.2 Меры площади 1.3 Меры объёма … Википедия

  • Мина (единица измерения) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мина. Мина (лат. mina) мера веса в Древней Греции и на Ближнем Востоке. В архаический период: 1 мина = 600 граммов … Википедия

  • Талант (значения) — В Викисловаре есть статья «талант» Талант: Талант присущие от рождения определённые способности и умения Талант единица измерения Талант Мушанбетович Дуйшебаев Талант мультипликационный фильм. Талант роман Алекса … Википедия

  • Древние единицы измерения — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

  • Единицы измерения массы — Содержание 1 Единицы измерения массы 1.1 Метрическая система 1.2 Меры массы в науке … Википедия

  • Бесс (денежная единица) — Бесс древнеримская бронзовая монета. Чеканился редко как монета, равная 2⁄3 аса, 2 триенса или 8 унций. Как единица изменения массы бесс в древнем Риме был равен 2⁄3 либры (римского фунта), то есть около 213,3 г. Монета чеканилась в Риме … Википедия

  • Асс (денежная единица) — У этого термина существуют и другие значения, см. Асс. Асс времён республики … Википедия

  • Ценность денег в Элладе — Данный список поможет оценить реальную стоимость денег и понять систему ценностей в Древней Греции. Стоимости приведены для Афин с конца V до середины IV в. до н. э., т. е. в промежутке времени, для которого сохранилось наибольшее… … Википедия

  • Библейские денежные единицы — «Изгнание торгующих из храма». Николай Хабершрак, середина XV века Библейские денежные единицы ближневосточные, древнегреческие, древнеримские и другие … Википедия

18+ © Академик, 2000-2020

Change privacy settings

Экспорт словарей на сайты, сделанные на PHP, Joomla, Drupal, WordPress, MODx.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *