Тантрическая практика

Библиотека

Каждый из Дхьяни-Будд проявляет свои особые формы. Идамы и Дакини ваджраяны несут на себе всю смысловую, энергетическую и деятельную сокровищницу пробужденных качеств, с которыми индивиду предстоит отождествиться для самореализации, для открытия собственного неразрушимого тела (Ваджракаи).

Гухьясамаджа. Имя этого идама (Gyhyasamaja, Gsan-ba ‘dus-ba) переводится как «Собрание тайного, сокрытого», либо как «Тайное собрание». Один из главных идамов отцовской ануттара-йогатантры. Относится к Ваджрному Генезису (Семейству Ваджра, Акшобхья).

Тантра Гухьясамаджи была проповедана Буддой Шакьямуни правителю Уддияны царю Индрабодхи, в качестве средства реализации, несвязанного с аскетизмом. После Индрабодхи система практиковалась и проповедовалась махасиддхой Сарахой.

Супруг синего цвета, трехликий, на каждом лице по три глаза, у него гневная улыбка, в ушах золотые серьги, увенчан пятизубчатой короной с шелковой каймой. Он шестирукий (в каждой руке по атрибуту: ваджр, колокольчик, чакра, драгоценность, лотос и меч), сидит в ваджрасане, на руках и ногах золотые и костяные браслеты, обрамлен длинным хадаком, одет в шелковые одежды и украшен различными украшениями, подобными украшениям Адибудды.

Обнимает Супругу — Ваджраспаршу (Vajra-sparsha, rdo-rje reg-bya-ma, «Ваджрное соприкосновение»), голубого цвета, трехликую, на каждой голове у нее по три глаза, она шестирука (в каждой руке по атрибуту — они те же самые, что и у Супруга), сидит в падмасане, обнимая Яб верхними руками за шею и обеими ногами за талию.

Вся фигура пребывает в радужном свечении, внутри которого на золотистом или темноватом фоне видны лучи света, исходящие от тела.

Идам Гухьясамаджа преображает муж-скую энергию ненависти в чистый Гнев и использует аспект метода (Упайи). В полной мандале 32 божества.

Ваджрабхайрава. Имя этого идама (Vajrabhairava, Rdo-rje jigs-byed) перево-дится как «Ваджрный Устрашитель» либо «Устрашитель Ваджры». Другое имя (Yamantaka, Gshin-rje-gshed) — «Палач Ямы». Идам отцовско-материнской Ануттара-йога-тантры. Глава Отцовской тантры. По Трем Генезисам относится к генезису Мудрости — Манджушри. По Пяти Семействам относится к эманации Вайрочаны.

Супруг иссине-черного (nag-tin) цвета, девятиликий, центральная голова бычья, бога смерти Ямы или голова существа класса Ямы (по одной версии), поскольку эта тантра была проповедана среди этих существ (по другой версии). Он имеет два рога (символы относительной и абсолютной мудрости) с языками пламени, на каждой голове по три глаза, головы увенчаны коронами из пяти черепов (символ подавленных клеш), рыже-красные волосы стоят дыбом (тяготение к нирване). Он увешан гирляндами из черепов и отрубленных голов, все его украшения (браслеты, серьги, и пр.) состоят из костей и змей-нагов, кожа обмазана пеплом с кладбищ. На нем накидка из шкуры слона и кожи человека, набедренная повязка из шкуры тигра.

Он обнимает Супругу двумя руками в которых дигуг и габала, остальные 30 рук вытянуты по бокам в пространство с различными атрибутами, среди которых деревянный пест, кхатванга, булава с черепом, нож, жаровня, пика, нога человека, меч, лотос, дамару, щит, саван, стрела, боевая чакра и др.), у него 16 ног, стоит в правом наклоне (акцент на метод-Упайю). Под ногами у него животные и люди, лежащие на солнечном диске и на разноцветном лотосе.

Его Юм (Vajravetali, rdo-rje ro-langsma) переводится как «Ваджрная роланма». Она голубого цвета, одноликая, двурукая, обнимает Отца, в левой руке габала, в правой дигуг. Левой ногой обнимает Отца за талию.

Ваджрабхайрава приводит абсолютную и относительную истину к конечной и обладает рядом уникальных методов по «усмирению» особо трудно поддающихся укрощению существ. В мандале 13 божеств. Вся фигура объята пламенем мудрости, на заднем фоне горы и облака.

Чакрасамвара. Имя этого идама (shri Cakrasambhara-mahasukha, bde-mchog ‘khor-lo sdom-pa) переводится как «Собрание Чакр Великого Блаженства». Один из великих идамов ануттара-йогатантры. Относится к Лотосовому Генезису (Падмакула, Амитабха). Он Глава Ма-теринской тантры, Глава всех Херук, Покровитель Дакини и всех обитателей кладбищ (dur-khrod).

Супруг — Херука (heruka, khrag-thung, «пьющий кровь»), синего цвета, четырехликий (желтый, синий, зеленый и красный лики, выражающие разные эмоции), увенчан пятизубчатой короной с каймой, двенадцатирукий (двумя руками обнимает Юм, в них ваджра и колокольчик, в остальных такие атрибуты как секира, лотос, дигуг, копье, трезубец, габала, дамару, аркан, голова Брахмы), двуногий (попирает мужских и женских индуистских богов: красного Бхайраву и голубую Кали), наклонен налево (акцент на Праджню) на солнечном диске и разноцветном лотосе. Держит кхатвангу. Его «передник» из тигриной шкуры.

Он обнимает Юм — Ваджраварахи-Нарохажод (Vajra-varahi, rdo-rje phag-mo, «Ваджрная Свинья»), красную, одноликую, двурукую, в левой руке тодпа, в правой вытянутой — дигуг, обеими ногами

она обнимает Отца за талию. В полной мандале Чакрасамвары — 64 божества. Вся фигура пребывает в огненном излучении, но без языков пламени. На заднем фоне — горы и облака.

Шри Чакрасамвара в иконографии новых тибетских школ персонифицирует «тело великого блаженства» (махасукхакая) и преображает энергию Страсти (raga, ‘dod-chags) в это Великое Блаженство. Задействует энергетические центры-чакры, прану, каналы-нади и бинду (rlung, rtsa, thig-le).

Синий цвет Чакрасамвары означает «мудрость дхармового пространства», три глаза — три мира (трайлокья), которые охватывают его зрение, двенадцать рук — знает двенадцать нидан.

Третья правая рука держит дамару, что означает объявление радостных вестей, в четвертой правой руке — топор, символизирующий отрубание рождения и смерти, в шестой правой руке — трезубец, разрушающий три главные клеши; в шестой левой руке — голова четырехликого Брахмы, означающая свободу от сансарических удовольствий.

Гирлянда из пятидесяти голов означает пятьдесят букв алфавита. Ушные серьги, ожерелье на шее, браслеты, пояс, колесо из кости на венчающей короне, пепел с мест кремации и священный шнур (яджнопавита) символизируют шесть парамит. Тигровая шкура вокруг поясницы говорит о преодолении Мары.

Две руки Юм символизируют относительную (самвриттисатья) и абсолютную (парамартхасатья) истины; первая рука обнимает Самвару, вторая рука держит чашу из черепа, наполненную кровью, — она дарует высшее счастье; правая рука держит нож с ваджрой и делает жест тарджани-мудра — ее мудрость отрезает все причины, уничтожает клеши и наваждения. Ее обнаженность символизирует свободу от омрачений, гирлянда — чистый алфавит; пять украшений символизируют пять женских аспектов мудрости; две икры ног, охватывающие Самвару, -Ее неотделимость от метода (упая). Супружеское объятие символизирует, в первую очередь, соединение Ме-тода (упая), и Праджни, Высшее Блаженство (махасукха). Огненный нимб обозначает высшую мудрость, уничтожающую все внешние и внутренние препятствия.

Калачакра. Имя этого идама (Kalacakra, ‘Dus-pa ‘Ююг-бо-Дуйнхор, Дуй-па Хор-ло) переводится как «Круг Времени» или «Временный Цикл» (где Время относится к Великому Блаженству, а Круг (Чакра) к пустотным формам миров). Шри Калачакра — один из великих идамов ануттара-йога-тантры. Эта тантрийская система была проповедана Буддой Шакьямуни царю Шамбалы Сучандре, в Калапе, около ступы Брайбун (Дханьякатака); изложена в «Калачакра-раджа тантре», относящейся к недвойственным тантрам по классификации Новых школ и к материнской — по классификации Древних школ.

Из Шамбалы в Индию ее принес Махасиддха Челупа. Относится к Ваджрному Генезису (Ваджракула), Хозяин (или Владыка) Генезиса — Ваджрасаттва. Являет собой Путь Адибудды. По структуре и методам отличная от всех тантр ануттара-йога-тантры, хотя бы уже потому, что использует прежде всего категорию Времени, в отличие от всех остальных систем, работающих с Пространством.

«Кала» означает не только «время», но и «черный» — невидимый, несоизмеримый динамический принцип, присущий всем вещам; в буддийской иконографии его символизирует черная, многоголовая, многорукая фигура, божественная и вместе с тем ужасная. Но фигура этого символического образа «ужасна» лишь для тех, кто связан клешами и своим «эго». Калачакра имеет Внешний, Внутренний и Тайный уровни. На внешнем уровне это учение имеет отношение ко вселенной и всем традиционным наукам: астрономии, астрологии, математике, медицине и пр. На внутреннем — к человеческому телу, его внутренней структуре и тонким энергиям, развиваемым в йогах и тантрах. На тайном — это полный цикл изучения и тантрийская медитация на идама Калачакру.

Тело Калачакры синего цвета, он имеет четыре лица (белое, красное, синее и желтое), три пары плеч, и из каждого плеча выходит по две руки, заканчивающиеся четырьмя ладонями (всего 24 руки). Его белая левая нога согнута и подавляет белого Ишвару). Его правая красная нога вытянута и подавляет красного Камадэв, Его длинные волосы завязаны в узел на макушке, украшенной драгоценностью, исполняющей желания и полумесяцем. На Нем ваджрные украшения и тигровая шкура вокруг талии. Большие пальцы Его рук — желтого цвета, указательные — белого, средние — красного, безымянные — черного, мизинцы — зеленого. Первая фаланга пальцев — черного цвета, вторая — красного, третья — белого. Его голову украшает Ваджрасаттва, восседающий среди языков пламени пяти цветов.

Его Юм — Вишвамати (Нацогма, snatshogs-ma; «Разные Матери») — желтого цвета. У нее 4 лица, 8 рук, с тремя глазами на каждом лице. Она обнимает Супруга, правая ее нога согнута, левая вытянута. Она обнажена и украшена пятью символическими украшениями.

В мандале 99 (95) божеств. Калачакра — это самая объемная тантра (только для развертки и свертки системы на уровне Стадии Зарождения требуется 7 часов чистого времени). Мандала Калачакры включает астрологический цикл: 12 лет, 12 месяцев, 360 дней, 4 времени года, 12 часов, 60 мин, планеты и звезды. Различные божества мандалы представляют собой очищенные состояния наших тела, речи и ума, а также нашу связь с пространством и временем.

Первый царь Шамбалы Сучандра, эманация Ваджрапани, попросил Будду Шакьямуни дать ему учение о Калачакре. В день полной луны в третий месяц у ступы Дханьякатака на юге Индии, в присутствии неисчислимых Будд, бодхисаттв, Даков и Дакинь, богов, нагов и якш, Будда появился в форме Калачакры, передал полное посвящение и дал учения по этой тантре. Вернувшись в Шамбалу, царь Сучандра воздвиг трехмерную мандалу Калачакры, занялся практикой и впоследствии передал этот цикл учений всем жителям царства Шамбала. Передача осуществлялась царями по наследству, а затем распространилась по Индии. В Тибет пришла с Атишей.

Махачакра. Имя этого идама (Mahacakra, ‘khor-lo chen-po) переводится как «Великий Круг», «Великий Цикл». Идам отцовско-материнской ануттара-йогатантры, один из великих, относится к Ваджрному Генезису (Ваджракула). Он эманация Ваджрапани — Генезиса Силы. Тантра Махачакры очищает, преображает сознание и ненависть (двеша) в Мудрость Блаженства и Шуньи, Область Чистого Гнева. Он Владыка тайного, несет охранно-подавляющие функции. Махачакра Ваджрапани темно-синего цвета, трехликий (правый — белый, центральный — синий, и левый — красный лики с тремя глазами на каждом), увенчан короной из пяти черепов, желто-красные волосы стоят дыбом, шестирукий (двумя обнимает Мать и хлопает в ладоши — творит догпа «отбрасывает зло», двумя держит двух змей, в двух последних ваджра и тарджани-мудра), на нем передник из шкуры тигра, он стоит в правом наклоне (метод, Упайя) и подавляет двумя ногами индуистских богов-красного Индру и белого Брахму. Головы змей у него во рту, а их хвосты у него под ногами.

Супруга-Чаруманти-дэви (Carumantidevi, lha-mo mdzes-ldan-ma) — «Прекрасная Богиня» или «Красивая Богиня» (переносно — планета Венера), одноликая, двурукая. Левой подносит Ябу габалу с амритой, в правой — дигуг. Обнимает Супруга левой ногой за талию. В мандале Махачакры 18 божеств по ясному (четыре стороны света, зенит и надир) направлению. Вся фигура стоит на солнечном диске, тот на разноцветном лотосе, от тел исходит огненное сияние.

В хвале Махачакре сказано: «Сущность Мудрости Дхармового Вместилища, очи-щенные до совершенства виджняна и не-нависть, Блистательный Владыка Ваджракшобхья, трехликий, шестирукий, держащий ваджру, тело Отца и Матери, пресекающее вредоносность, украшенный нагами четырех генезисов (кшатрия, вайшья, брахмана и чандала или «ученик, домохозяин, саньясин и араньяка»), стоящий на троне разноцветного лотоса, богов Брахму, Индру и четырех мар, согнутой правой и вытянутой левой ногами попирающий. От Будд десяти направлений имеющий посвящение-правомощность (абхишеку), дальнейшее разрешение (же-нанг) и магическую силу, так я восхваляю Ваджродержателя!»

Хэваджра. Имя этого идама (Hevajra, Kye-rdo-ije) переводится как «Радостный Ваджра». По сути, это обращение к божеству: «О, Ваджра!». Один из великих идамов Материнской ануттара-йога-тантры. Относится к Ваджрному Генезису (Акшобхья). Тело Хэваджры голубого цвета с золотым отливом, 8-ликий (увенчан пятизубчатой короной), 16-рукий (в каждой руке по габале-тодбе, в правых руках, в габалах, находятся животные, такие, как верблюд, слон, и др., в левых — будды). Бывает форма и 2, 4, 6, 12 рук. У него 4 ноги, стоит в левом наклоне, две ноги стоят, две танцуют (попирая индуистских богов-дэва). На нем передник из шкуры тигра. Под ним солнечный диск, разноцветный лотос. От всей фигуры исходит огненное сияние. На заднем фоне горы и облака.

Он обнимает Супругу — Найратмья (Nayratmya, bdag-med-ma), что означает «Не-я»: (яб — «я», юм — «не-я»), одноликую, двурукую, темно-синего цвета, в ее левой руке габала-тодпа, в правой, вытянутой, дигуг. Правой ногой она обнимает Супруга за талию. Мандала Хэваджры состоит из 8 Дакини: Гаури, Гаурии, Ветали, Гхасмари — по ясному направлению и Пуккаси, Шавари, Чандали и Домбини — по шуньевому (промежуточные направления). Преображает чувственное удовольствие и формы в Радость реализации тождества формы и пустоты.

Манджуваджра. Имя этого идама (Manjuvajra, ‘Jam-rdor) переводится как «Сладкий Ваджра». Один из главных идамов отцовской ануттара-йога-тантры. Относится к Ваджрному Генезису (Семейству Ваджры, Акшобхья).

Супруг золотисто-желтого цвета, трехликий (белый, желтый и красный лики), на каждом лице по три глаза, у него гневная улыбка, в ушах золотые серьги, увенчан пятизубчатой короной с шелковой каймой. Он шестирукий (в каждой руке по атрибуту: ваджра, колокольчик, меч, стрела, лотос и тарджани-муцра), сидит в ваджрасане, на руках и ногах золотые и костяные браслеты, одет в шелковые одежды и украшен различными украшениями, подобным украшениям Гухьясамаджи.

Обнимает Юм, она светло-желтого цвета, трехликая, на каждой голове по три глаза, шестирукая (в каждой руке по атрибуту — они те же самые, что и у Супруга, за исключением тарджани-мудры, — вместо нее лук), сидит в падмасане, обнимая Отца верхними руками за шею и обеими ногами за талию.

Вся фигура пребывает в радужном излучении, внутри которого на золотистом или темноватом фоне видны лучи света, исходящие от тела. На заднем фоне горы и облака.

Махамайя. Имя этого идама (Маhamaya, sgyu-ma chen-po) переводится как «Великая Иллюзия». Один из великих идамов отцовской ануттара-йога-тантры. Относится к Ваджрному Генезису (Семейству Ваджры, Акшобхья).

Яб — золотисто-желтого цвета, трехликий (белый, желтый и красный лики), на каждой голове по три глаза, у него гневная улыбка, в ушах золотые серьги, увенчан пятизубчатой короной с шелковой каймой. Он четырехрукий: в двух первых, которыми обнимает Мать — две габалы с амритой, в двух остальных — стрела и лук, сидит в ваджрасане, на руках и ногах золотые и костяные браслеты, одет в шелковые одежды и украшен различными украшениями, подобным украшениям Гухьясамаджи. Обрамлен длинным хадаком и кожей человека, сидит на лотосе и солнечном диске.

Обнимает Юм-Буддадакини, светложелтого цвета, одноликую, с тремя глазами, двурукую (в правой руке стрела, в левой лук), сидит в падмасане, обнимая отца верхними руками за шею и обеими ногами за талию.

Вся фигура пребывает в радужной ауре, внутри которой на золотистом или темноватом фоне видны лучи света, исходящие от тела.

Буддхакапала. Имя этого идама (Buddhakapala, sangs-rgyas thod-pa) переводится как «Габала Будды». Один из великих идамов материнской Ануттара-йога тантры. Относится к ваджрному генезису (акшобхья). Тело Буддхакапалы синего цвета, одноликий (увенчан пятизубчатой короной), четырехрукий (в руках дамару, дигуг, габала и маленькая кхатванга). У него две ноги, стоит в левом наклоне, танцует на одной ноге, левая поджата (попирает индуистского дэва). На нем передник из шкуры тигра. Под ним солнечный диск, разноцветный лотос. От всей фигуры исходит радужное сияние.

Он обнимает мать-Читрасену, белого цвета, одноликую, украшенную пятизубчатой короной, совершенно обнаженную, обнимающую Отца обеими ногами за талию, двурукую, в левой руке габала, в правой вытянутой карттрика-дигуг.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *