Татаро монголы религия

Какая религия была у монголо-татар?

КАКАЯ РЕЛИГИЯ БЫЛА У МОНГОЛО-ТАТАР?
Сокращения
АБ — Александр Бушков
ЕТ — Евгений Темежников
НФ — Носовский и Фоменко
АБ: В Сарае Великом существовали христианские храмы, а при «ханской ставке» был православный епископ .
ВИ: «Религией основной массы монголов к началу XIII в. оставался шаманизм. В качестве главного божества почиталось «вечное синее небо». Почитали монголы также божество земли, разных духов и предков. Знатная верхушка племени кераитов ещё в начале XI в. приняла христианство несторианского толка. Среди найманов были распространены также буддизм и христианство. Обе эти религии распространялись в Монголии через уйгуров» .
Иванин: «Чингис-хан и монголы, как кочевой народ, а равно и соседи их китайцы, были не очень религиозны и совершенно равнодушно относились к разным религиям. Независимо от этого, политические правила Чингис-хана относительно религии соображены были с духом времени. Он жил в век крестовых походов, великой борьбы христиан с мусульманами, знал фанатизм тех и других, раздоры между сектами одной и той же религии, знал ненависть, существовавшую между шиитами и суннитами, и, как искусный политик, не приставал ни к одной из религий, и, задумав покорить мир, равно покровительствовал всем вероисповеданиям. Зная влияние духовенства на умы, покровительствовал ему» .
Ибн ал-Асир: «Что касается их веры, то они поклонялись Солнцу при его восходе. У них не было запретной пищи, и они ели всех верховых животных, собак, свиней и прочее» .
Картлис цховреба: «В обычае же было у них поклонение единому богу, которого на языке своем именовали Тенгри. И начинали писать так: «Мангу Тенгри Кучундур», то есть: «Силою бессмертного бога» .
Киракос: «У них нет богослужения, они не поклоняются , но божье имя упоминают часто, при любом случае. И мы не знаем, воссылают ли они хвалу богу сущему или призывают другое божество, да и они тоже не знают. Но обычно они рассказывают вот что: государь их — родственник бога, взявшего себе в удел небо и отдавшего землю хакану. Говорили, якобы Чингис-хан, отец хакана, родился не от семени мужчины, а просто из невидимости появился свет и, проникнув через отверстие в кровле дома, сказал матери : «Ты зачнешь и родишь сына, владыку земли» .
Иоганка: «Ведь татары военной мощью подчинили себе разные племена из народов христианских, но позволяют им по прежнему сохранять свой закон и веру, не заботясь или мало заботясь о том, кто какой веры держится — с тем, чтобы в мирской службе, в уплате податей и сборов и в военных походах они делали для господ своих то, что обязаны по изданному закону… И были там татары, судьи баскардов, которые, не будучи крещены, а исполнены несторианской ереси, когда мы стали проповедовать им нашу веру, с радостью приняли » .
Бридия: «Однако тартары верят в единого Бога, создателя вещей, видимых и невидимых, и подателя благ, на этот век, равно как и зла. Однако они не почитают Его должным образом, потому что имеют разных идолов. У них есть некие изображения человеческих фигур из войлока, которые они помещают по обеим сторонам от входа в юрту над выменем, сделанным ими из войлока подобным же образом, и утверждают, что они являются хранителями скота и приносят им в жертву молоко и мясо. Но в большей степени они почитают шелковых идолов, которых они кладут на крытую повозку , у входа в юрту… Они никого не принуждают оставлять свою веру, только бы повиновался во всем их приказам» .
Фома Сплитский: «Они не связаны ни христианским, ни иудейским, ни сарацинским законом, а потому им не ведома справедливость и не соблюдают они верности клятве» .
Рубрук: «Итак, в канун Пятидесятницы мы собрались в нашей часовне, и Мангу-хан прислал трех секретарей, чтобы быть третейскими судьями: одного христианина, одного Саррацина и одного Туина; и было заявлено: «Приказ Мангу следующий, и никто да не дерзает говорить, что этот приказ разнится от приказа Божия. Он приказывает, чтобы никто под угрозой смертной казни не смел говорить едких или оскорбительных для другого слов и чтобы никто не устраивал смуты, могущей помешать этому делу». Тогда все смолкли» .
ЕТ: В интернете бы ввести такие порядки!
ЕТ: А какой веры был сам Чингис-хан и его преемники?
ВИ: «Чингис-хан и его преемники одинаково покровительственно относились ко всем религиям и к служителям религиозных культов. Но Хубилай отдавал предпочтение одному из буддийских толков, так называемым «красношапочникам» — секте сакья, сложившейся в Тибете в XI в.» .
Джувейни: «Поелику Чингис Хан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими. Наоборот, ученых и отшельников всех толков он почитал, любил и чтил, считая их посредниками перед Господом Богом, и как на мусульман взирал он с почтением, так христиан и идолопоклонников миловал. Дети и внуки его по нескольку человек, выбрали себе одну из вер по своему влечению: одни наложили Ислам (на выи свои), другие пошли за христианской общиной, некоторые избрали почитание идолов, а еще некоторые соблюли древнее правило дедов и отцов и ни на какую сторону не склонились, но таких мало осталось. Хоть и принимают они (разные) веры, но от изуверства удаляются, и не уклоняются от Чингисхановой ясы, что велит все толки за один считать и различия меж ними не делать» .
ЕТ: Также и Менгу-хан.
Рубрук: «Именно в этот день Мангу–хан устроил пиршество, и у него существует такой обычай, что в те дни, которые его прорицатели называют ему праздничными, или какие–нибудь священники–несториане – священными, он устраивает при дворе торжественное собрание, и в такие дни прежде всего приходят в своем облачении христианские священники, молятся за него и благословляют его чашу. Когда уходят они, являются Саррацинские священники и поступают так же. После них приходят жрецы идолов, поступая так же» .
ЕТ: Сведения о Батые противоречивы.
Вассаф: «Хотя он был веры христианской, а христианство это противно здравому смыслу, но (у него) не было наклонности и расположения ни к одному из религиозных вероисповеданий и учений, и он был чужд нетерпимости и хвастовства» .
Джузджани: «Он был человек весьма справедливый и друг мусульман; под его покровительством мусульмане проводили жизнь привольно. В лагере и у племен его были устроены мечети с общиной молящихся, имамом и муэззином… Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали следующее: Бату втайне сделался мусульманином, но не обнаруживал (этого) и оказывал последователям ислама полное доверие… Похоронили его по обряду монгольскому» .
Джувейни: «Он был государем, который не придерживался никакой веры и секты, он их считал только способом познания божества и не был последователем ни одной из сект и религиозных учений» .
Доминиканец Андре: «Царь тартарский стремится только к господству надо всеми, а также к монархии всего мира и не жаждет ничьей смерти, но каждому позволяет пребывать в своей вере после того, как подчинит себе, и никого не заставляет обращаться в чуждую ему веру» .
ЕТ: Сын и приемник Бытыя Сартак был христианином.
Джувейни: «Сартак был последователем христианской религии» .
Казвини: «Он (Сартак) избрал веру христианскую» .
Джузджани: «По смерти Бату-хана остался сын его Сартак, чрезвычайно жестоко и несправедливо обращавшийся с мусульманами… Приближаясь к своему дяде Берка-хану, он (Сартак) отказался (от посещения его), свернул с дороги и не пошел к своему дяде. Тогда Берка-хан отправил людей к Сартаку (сказать ему): „Я заступаю тебе место отца; зачем же ты проходишь точно чужой и ко мне не заходишь?» Когда посланные доставили Сартаку весть Берка-хана, то проклятый Сартак ответил: „Ты мусульманин, я же держусь веры христианской; видеть лицо мусульманское (для меня) несчастие». Да проклянет его аллах многократно!» .
Киракос: «Был у него сын по имени Сартах, о котором мы выше упомянули, воспитанный кормилицей-христианкой; вступив в возраст, он уверовал в Христа и был крещен сирийцами, которые вырастили его. Он во многом облегчил положение церкви и христиан и с согласия отца своего издал приказ об освобождении священников и церкви, разослал его во все концы, угрожая смертью тем, кто взыщет подати с церкви или духовенства, к какому бы племени они ни принадлежали, даже с мусульманских мечетей и их служителей. С этого времени, осмелев, стали являться к нему вардапеты, епископы и иереи. Он любезно принимал всех и исполнял все их просьбы. Сам он жил в постоянном страхе божьем и благочестии — возил с собой в шатре алтарь, всегда исполняя священные обряды» .
ЕТ: Правда, был странным христианином-многожёнцем.
Рубрук: «У него самого шесть жен, да его первородный сын имеет возле него их две или три» .
ЕТ: Приемник Сартака, брат Батыя Берке с самого рождения был мусульманином.
Родословие тюрков: «Берке-хан был мусульманин. В некоторых историях упоминается, что Берке-хан родился от матери (уже) мусульманином, так что в момент рождения, сколько ни хотели дать ему молоко, он не брал молоко своей матери, пока одна из женщин-мусульманок не дала ему молоко и не вскормила» .
Джузджани: «Когда мать родила Берка-хана, отец его сказал: „Этого сына я делаю мусульманином, добудьте ему мусульманскую кормилицу, чтобы она его пуповину обрезала по-мусульмански и чтобы он пил мусульманское молоко, ибо этот сын мой будет мусульманином». Согласно этому указанию, пуповину его обрезала кормилица по мусульманскому обряду, и он (Берка) пил мусульманское молоко. По достижений им срока обучения и наставления собрали несколько мусульманских имамов и выбрали одного из них для обучения его (Берка) Корану. Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали, что обучение его Корану происходило в Ходженде, у одного из ученых благоче-стивцев этого города» .
ЕТ: Берке уже принялся насаждать ислам.
Бейбарс: «В 661 г. (1263) прибыли (в Египет) послы Берке, царя Татарского… с известием, что он принял ислам. При них было письмо от него, которое содержало поименование тех, кто из татарских домов принял ислам и вышел из толпы неверных, с подробным перечислением их по племенам и родам, (с указанием) отдельных лиц и ратей, младших и старших»
ЕТ: Последующие ханы Золотой Орды также были мусульманами, но были и исключения.
Эльбирзали: «Он (Тохта) был неверным религии поклонения идолам, любил Уйгуров, т.е. лам и волшебников, и оказывал им большой почёт. Он был правосуден и расположен к людям добра всякого вероисповедания, но более других уважал мусульман» .
Ибн Касир: «Он (Тохта) был человек решительный и храбрый, исповедовал веру татарскую (заключавшуюся) в поклонении идолам и звездам, любил лам, мудрецов да врачей, и покровительствовал мусульманам более всех (других) народов» .
АБ: Вот что говорится о Мамае: «Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих…» Знаете, каких? Ну, Магомета, конечно. Однако Магомет на самом последнем месте… «…богов своих: Перуна и Салавата, и Раклия, и Хорса, и великого своего пособника Магомета».
ЕТ: Принятие мусульманства в Золотой Орде затянулось на столетия. Вот что пишет очевидец спустя более чем через полвека после Куликовской битвы.
Барбаро: «О татарах же нечего сказать другого, кроме разве того, что те из них, которые остались язычниками, поклоняются истуканам, возя их с собой на своих телегах; однако среди них есть и такие, которые имеют обычай поклоняться каждый день какому-нибудь животному, встреченному ими при первом выходе из дома» .
ЕТ: Что присутствуют Перун с Хорсом, так, по мнению Б.А.Успенского, поддержанному М.А.Васильевым, языческие религии разных народов не различались в глазах русских книжников, они полагали наличие единой языческой, неправославной культуры. Так что, книжник, каких знал языческих богов, таких и написал: к Грому и Солнцу Мамай взывал. Ибо, невозможно одновременная вера и в Магомета, и в Перуна. Мусульманство считает идолопоклонство ужасным грехом.
Оглавление: http://www.proza.ru/2015/06/09/25
Источники и литература http://www.proza.ru/2015/06/09/104
Продолжение: Кто такой пресвитер Иоанн? http://www.proza.ru/2016/05/22/33

Татаро-монгольское иго — оно буддистское или исламское? Или их объединяла не религия?

Mikhail Seleznev 183 4 года назад живу в буддийском монастыре, а по возвращении в мир — социальные проекты. Пользователю можно задать вопрос

Википедия и Гугл )

В ранней стадии — тенгрианство (Тенгри) и различные местные шаманические, естественные верования народов востока. В орде не были запрещены другие учения, а территория росла, и население смешивалось. Были в период ига и христиане в орде, и мусульмане, и солцепоклонники, и иудеи наверняка (да в общем все русские восточные князья и масса населения были частью орды, следовательно, христиане и все остальные актуальные учения на тот момент вполне свои, ордынские), затем Берке принял ислам (с этого момента территория Татарстана и еще некоторые начали активно исламизироваться). Среднеазиатская ветвь чингизидов в основном тоже приняла ислам, восточная — Хубилай-хан и династия Юань в Китае, приняли конфуцианство, буддизм и дао как естественную культурную основу тех земель.

Mikhail Seleznevотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 3 0

Религия правителей

Что касается самих правителей Монгольского государства, то от поколения к поколению, вероисповедание их могло меняться. Впрочем, долгое время, несмотря на смену вероисповедания, мышление, в рамках которого они руководствовались религиозной политикой было типично языческим, а то и попросту религиозно-индифферентным.

Историк русской Церкви, Карташов про того же Чингисхана пишет: «известно, что он не придерживался строго никакого определенного исповедания веры, но, признавая бытие Единого Верховного Существа, вместе с тем боялся и всех остальных божеств: буддийских, мусульманских и христианских, и желал всех их задобрить одинаковым покровительством духовенству всех вер».

Тому же принципу следовали и преемники Темучина. Например, когда к хану Мангу в 1263 году прибыл католический миссионер Рубруквис и предложил «окатоличить» все народы Монгольской империи, да и самому Мангу принять христианство западного обряда, великий хан ответил: «все люди обожают одного и того же Бога, и всякому свобода обожать его как угодно. Благодеяния же Божии, равно на всех изливаемые, заставляют каждого из них думать, будто его вера лучше других».

Собственно, при дворе ханов были представители самых разных религий, которые свободно отправляли богослужения своих культов. Были здесь и языческие жрецы-камы, служащие Небу, были мусульмане и иудеи, и христиане нескольких течений.

Роль христиан

Если говорить о христианах, то особую роль в жизни империи сыграли несториане, в какой-то момент, составившие интеллектуальную элиту империи. Речь идет о племенах уйгуров и кераитов. Уйгуры дали империи письменность. Фактически, они стали чиновниками, той бюрократической прослойкой, которая обеспечивала связность работы всех структур огромного государства. И, естественно, они защищали и продвигали несторианство. А с ним и иные христианские течения.

При этом, влияние уйгуров в империи было так сильно, что даже когда ханы начали принимать ислам, они все равно выделяли именно христианство и стремились упрочить его позиции в империи. К примеру, когда у хана Берге, мусульманина, заболел сын, тот вызвал в качестве целителя Ростовского епископа Кирилла. И этот же хан в Сарае, столице Улуса, учредил епископскую кафедру.

При этом, ислам крайне медленно и неравномерно усваивался монгольскими правителями. Потомки Берге были до 1313 года язычниками, или же не придерживались никакой строгой религиозной системы. Но один из них, хан Ногай, был женат на православной внебрачной дочери византийского императора Михаила Палеолога, Евфросинии.

Жёны ханов — христианки

Хотя в основном, жены ханов были из другого несторианского народа – кераитов. Известна, к примеру, старшая жена Хулагу-хана, Докуз, которая была известной покровительницей христиан. И, более того, отчасти именно под её влиянием великое восточное завоевание, инициированное монголами, приняло характер практически «Крестового похода».

Что касается Золотой или Сарйской Орды, в непосредственном вассалитете которой находилась долгое время и Русь, то в какой-то момент, правители этой части Монгольской империи стали выдавать ярлыки не только на княжение, но «охранные» ярлыки русским митрополитам.

Как указывает все тот же Карташов, делалось это для того, чтобы священники и епископы не подвергались разорениям и незаконным податным сборам со стороны злоупотребляющих властью монгольских чиновников. А коррупция в Империи была столь же велика, сколь и само это государство.

Однако, беспокоились ханы и о религиозной стороне вопроса. К примеру, хан Темир-Менгу в одном из таких ярлыков формулировал: «Мы пожаловали попов и чернецов и всех богадельных людей, да правым сердцем молят за нас Бога, и за наше племя без печали, благословляют нас…; да не клянут нас… Аще ли кто имать неправым сердцем за нас молити Бога, ино тот грех на нем будет».

Есть версия, что Русь начала активно и систематически противостоять монголам с 1480 года во многом именно потому, что монгольские элиты все ближе принимали ислам не только, как религию, но и как идеологию. Проще говоря, в Русской Церкви созрели опасения, что сейчас монголы начнут насаждать на Руси ислам силой.

Впрочем, так это или нет, оставим на совести историков. В любом случае к тому моменту, Монгольские государство, помимо прочего, находилось в состоянии глубокого внутреннего кризиса из-за передела власти, что и позволило в итоге нашей стране выйти из-под ига, хоть и веротерпимого, но весьма и весьма тяжелого для русских людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *