Тебе поем тебе благословим

Мы перед образом Твоим замрем в поклоне,
Святая Мать Христа, Бессмертного Царя,
Защита наша, Утешение, Надежда,
Незаходимая Небесная заря.
Спаси, Владычица, Святую Русь спаси,
Возьми, как прежде, это бремя на Себя,
Настало время испытаний на Руси,
Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя!
Спаси от глада, от потопа, от меча,
Огня и ересей безбожных на Руси,
Междоусобиц и от множества врагов,
Святую Русь Твою, Владычица, спаси!
О, сколько раз вступала в битву Ты за Русь!
Не сосчитать сражений всех, не сосчитать,
О, сколько раз незримо с Воинством Святым
Вела к победе православную ты рать!
О, сколько раз, простив забывших о Тебе,
Сама спасала Ты от множества врагов,
От ненавистников Христа и христиан,
От плена лютого и тяжести оков
О, сколько слез ты пролила Своих Святых,
Взывая к Сыну, забывая о Себе,
Чтоб не оставил Он без милости Своей
Всех тех, кто молится и день, и ночь Тебе!
О, сколько нищих Ты одела и нагих,
И накормила из Своих всещедрых рук,
О, сколько душ Своей молитвою спасла
От вечной смерти и от вечных адских мук
Услышь, Владычица, молитву раб Твоих,
Нам без тебя, как и всегда не обойтись,
Из жизни вечной, из заоблачных высот
На землю русскую, Заступница, спустись
Не убирай от нас Небесный Твой покров:
Опять терзают Русь глумливые враги,
Им наши души православные нужны,
Святая Мать, своим Ты чадам помоги!
Согрей дыханьем охладевшие сердца,
Своей любовью малодушных укрепи,
Надежду, веру в то, что Русь тогда жива,
Когда в ней каются в грехах своих, верни.
И помоги Отчизне нашей, как и встарь,
Попавшей кознями врага в тягчайший плен,
Через раскаянье, упавшей от грехов,
С Твоею помощью и Божьей встать с колен
Веди к победе, чтобы души нам спасти,
Под Божьим знаменем Честнейшего Креста
На нашу Родину Небесную, туда,
Где Царство вечное Спасителя Христа!
Ты вместе с Церковью в священный этот час
Молитву нашу Христу Богу вознеси
И, с Божьей помощью. Державною рукой
Святую Русь Твою спаси! Спаси! Спаси!
Посвящается безвременно ушедшему священнику Анатолию

1 куплет:
Gm F Bb Cm D Gm
Ты ярче, чем солнца свет, Ты бездна святой любви.
Gm F Bb Cm D Gm
Нет, знаю, другого нет, есть, знаю, есть только Ты.
Припев:
Gm D# F Bb
Свят Господь, свят Господь, славит Господа земля.
Gm Cm D Gm
Свят Господь, свят Господь, славят горы и моря.
Gm D# F Bb
Свят Господь, свят Господь, все преклонимся пред Ним,
Gm Cm D Gm
Свят Господь, свят Господь, свят Господь — наш Элохим.
2 куплет:
Gm F Bb Cm D Gm
Ты славою облечён, Ты вечно превознесён.
Gm F Bb Cm D D# F
Ты начало и Ты конец, Ты Бог мой, Ты мой Отец.
Припев:
Gm D# F Bb
Свят Господь, свят Господь, славит Господа земля.
Gm Cm D Gm
Свят Господь, свят Господь, славит вся Вселенная.
Gm D# F Bb
Свят Господь, свят Господь, все преклонимся пред Ним,
Gm Cm D Gm F
Свят Господь, свят Господь, свят Господь — наш Элохим.
3 куплет: модуляция +2
Am G C Dm E Am
Ты жизнь, Ты сама любовь, Ты Агнец, проливший кровь.
Am G C Dm E Am
Ты славный Спаситель мой, Иисус, Ты мой Господь живой.
Припев:
Am F G C
Свят Господь, свят Господь, славит Господа земля!
Am Dm E Am
Свят Господь, свят Господь, славит вся Вселенная!
Am F G C
Свят Господь, свят Господь, все преклонимся пред Ним,
Am Dm E F G
Свят Господь, свят Господь, свят Господь — наш Элохим. 1129 12 23:28:37 22.06.2015 Влад Фонки 48355 просмотров 3155 прослушиваний 1722 скачивания

Мир Вам и Божие благословение, братья и сестры!

Разделить Канон Евхаристии на части конечно можно только очень и очень условно. Сейчас я просто к этому подхожу с точки зрения певческой практики.

После пения «Свят, свят, свят Господь Саваоф» священник произносит слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им на тайной вечери своим 12-ти ученикам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов».
Хор, а в лице хора все присутствующие отвечают: «Аминь!» (да будет так, истинно так). Это означает слово «Аминь». Оно не переводится во всех языках всех народов, которые исповедуют христианство.
И следующее возглашение священник, указывая правой рукой (десницей, сказано в уставе) на чашу с вином, произносит слова Господа Иисуса Христа, сказанные на тайной вечере: «Пийте от нея (т.е., от нее, от этой чаши) вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Здесь говорится о том, что Господь пролил кровь за многих, т.е. за тех, кто принял его жертву. Поэтому священник и говорит «яже за вы» — т.е., за вас, здесь присутствующих (вы же пришли сюда на причастие) и за многих, т.е., за тех, кто принял жертву Христову.
Хор, а в лице хора все молящиеся также отвечают: «Аминь!» (истинно так, да будет так).

И самая сокровенная часть Божественной Литургии это момент присуществления Святых Даров.

Священник возглашает: «Твоя от Твоих Тебе приносяще за всех и за вся» — т.е. Твоя (все, что мы имеем — Ты нам дал, Господи, и саму жизнь Ты тоже нам дал, и все, что наполняет землю, все что нас окружает — это тоже Твое). И вот это «от твоих», т.е. хлеб и вино мы тебе приносим со словами благодарения с воспоминанием искупительной жертвы Сына Божия, приносим за всех (имеются ввиду лица мужского рода) и за вся (т.е. за всех лиц женского рода) «За всех и за вся».
Хор поет песнопение «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи»… Я сбился потому, что подумал вот о чем. Здесь немножко падежное окончание для Вас может быть не ясно. «Тебе» здесь переводится, как родительный падеж. Если на русский язык перевезти «Тебе поем» это должно звучать так — «Мы воспеваем Тебя», «Тебе благословим» — «Мы благословляем Тебя», «Тебе благодарим» — «Мы благодарим тебя» и молимся Тебе, Боже наш.
Боже — это звательный падеж и поэтому он может быть только в церковно-славянском языке (в русском языке такого падежа нет).

И послушаем знаменный распев, окончание Канона Евхаристии. Ну, условное опять-таки окончание «Тебе поем» (знаменный распев).

Прощаемся с Вами до завтра!
Всего Доброго!

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

Евхаристический канон является сердцевиной Божественной литургии потому, что во время его совершения благодатью Святого Духа происходит пресуществление хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы. Он состоит из нескольких частей. Каждая из них в богословской научной традиции носит латинское или греческое название. Первая из частей – Praefatio (с латинского «Вступление»).

В тайной молитве священника, завершающей Praefatio, есть следующие слова: «А́ще и предстоя́т Тебе́ ты́сящи Арха́нгелов и тьмы́ А́нгелов, Херуви́ми и Серафи́ми шестокрила́тии, многоочи́тии, возвыша́щиися перна́тии». Они оканчивают священническую молитву и указывают на то, что следующая часть Евхаристического канона – Sanctus (с латинского «Свят» или «Святой») – имеет уже не земной, но небесный, ангельский характер. Если в Praefatio мы, члены земной Церкви, совершаем благодарение Богу, то в Sanctus это благодарение словно бы возвышается, и мы входим в небесный ангельский мир, где бесплотные силы также совершают евхаристическое благодарение. И этим показывается неразрушимая связь и единство Церкви земной и Церкви небесной.

Священник возглашает: «Побе́дную пе́снь пою́ще, вопию́ще, взыва́юще и глаго́люще», при этом крестообразно осеняет звездицей дискос с приготовленным агнцем (это свидетельствует о том, что Ангелы славят Христа, Который Своим Искупительным подвигом, Своими крестными страданиями спас человечество), затем откладывает звездицу на антиминс. Обратите внимание, дорогие братья и сестры, что в части Sanctus и в последних словах священнической молитвы предыдущей части Евхаристического канона прослеживается четырехчастная структура стихов.

Например, священник говорит «шестокрилатии, мноочитии (множество глаз. – Прим. авт.), возвышающиеся пернатии». В следующем возглашении мы слышим, что победную песнь (т. е. песнь победы Христа над диаволом, грехом и смертью. – Прим. авт.) ангельские силы поют, вопиют, взывают и глаголют. Это не просто так. Дело в том, что святым ветхозаветным и новозаветным (пророкам Исаии, Иезекиилю, апостолу и евангелисту Иоанну Богослову) был открыт небесный мир, в котором есть некие таинственные ангелы в виде человека, льва, тельца и орла. Святые реально видели их. Эти Ангелы часто изображаются как символы евангелистов. Ангел в человеческом обличье – святого апостола и евангелиста Матфея (символ связи Ветхого и Нового Заветов, символ мессианства Господа нашего Иисуса Христа); лев – святого апостола и евангелиста Марка (символ царственности, Божественной природы Спасителя); телец – святого апостола и евангелиста Луки (символ жертвенности Искупительного подвига Христа); орел – святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (символ возвышенности, небесности, Божественности учения Спасителя).

Святые Исаия, Иезекииль и Иоанн Богослов видели данных ангелов-животных, о чем повествуют в своих книгах, входящих в канон Ветхого и Нового Заветов.

«И было в тридцатый год, в четвертый месяц, пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии…бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы свет пламени из середины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица… Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» (Книга пророка Иезекииля 1:1–10).

«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые есть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они были исполнены очей; и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откровение Иоанна Богослова 4:5–8).

Святой пророк Исаия также нам говорит об Ангелах, которые поют славословие Господу: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Книга пророка Исаии 6:1–3).

После священнического возглашения «Победную песнь…» на Литургии хор поет: «Свя́т, Свя́т, Свя́т Госпо́дь Савао́ф, испо́лнь не́бо и земля́ сла́вы Твоея́; оса́нна в вы́шних, благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне, оса́нна в вы́шних». Люди словно бы вторят Ангелам в их ангельском славословии. И мы верим, что в это время святые Ангелы поют вместе с нами.

Именно поэтому данная часть евхаристического канона называется Sanctus, т. е. «Свят» или «Святой». Оканчивается Sanctus уже новозаветным славословием «оса́нна («спасение» или «Спаси, мы молим», или «(О, Господи), спаси же!». – Прим. авт.) в вы́шних (с небес, от Бога. – Прим. авт.), благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне, оса́нна в вы́шних». Этими словами люди приветствовали Господа нашего Иисуса Христа во время входа Его в Иерусалим.

Это соединение в одном молитвословии «Свят… и Осанна» говорит нам о глубинной нерасторжимой связи Ветхого и Нового Заветов и Церкви небесной, ангельской с Церковью земной, человеческой.

Иерей Андрей Чиженко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *