Текст божественной литургии в воскресенье

Всенощное бдение

Основой христианского богослужения с самого начала была Евхаристия (греч. «благодарение»). Впервые ее совершил Сам Иисус Христос на Тайной Вечере.

Евхаристия стала основным содержанием главного богослужения Церкви Христовой — Божественной Литургии. Литургия совершается и в будние дни, и в праздники, — но праздничная Литургия отличается особой торжественностью. Литургия совершается утром после восхода солнца, но счет церковных суток ведется с вечера, поэтому Литургии предшествуют вечерние богослужения. Обычай вести отсчет суточного времени от вечера пришел из раннебиблейских времен, когда пастух начинал свой трудовой день с заходом солнца.

Вечерние службы в канун великих праздников Пасхи и Рождества Христова продолжались всю ночь до утра. Из таких служб родилось Всенощное бдение (бодрствование). В современной практике Русской Православной Церкви Всенощное бдение предшествует Литургии. Оно перенесено на вечер, объем его сокращен, совершают его под праздники и воскресные дни.

Всенощное бдение состоит из трех частей — вечерни, утрени и службы первого часа.

Вечерня открывается большим торжественным песнопением «Предначинательным псалмом». Текст его взят из Ветхого Завета из Книги Псалмов царя Давида — это 103-й псалом.

Это песнопение прославляет Бога-творца и красоту сотворенного мира. В нем говорится обо всем творении — о человеке, о животном мире, о природе. Как огромное полотно разворачивается величественная красота сотворенного мира — здесь все: и звезды, и солнце, и луна, и красота земли, гор, глубины морей. Но не только великие и безмерные творения представлены в псалме — псалмопевец Давид останавливает свой взор и на малом: на птицах, на маленьких зверьках, скрывающихся среди камней. Ведь даже самое малое в мире таит в себе великое чудо: «Вся премудростию сотворил еси!» — восклицает хор в заключительной строфе песнопения.

После «Предначинательного псалма» призывом священника «Миром Господу помолимся» открывается великая ектения (греч. лпрошение»). В великой ектении 11 прошений. Это молитвы о «мире всего мира», лсоединении всех», о Церкви, о родной стране, о мирных временах и т.д. На каждое прошение хор от лица народа отвечает: «Господи, помилуй «. Ектении, как стержень, пронизывают все богослужение — они постоянно повторяются между пением и чтением. Кроме великой ектении, есть ектения сугубая (особая, усиленная), когда хор трижды отвечает: «Господи, помилуй», есть ектения заупокойная — об умерших, а также ектения просительная . Ектении присутствуют не только во Всенощной, но и во всех других церковных службах.

Следующее песнопение вечерни «Блажен муж» также поется на текст из «Псалтири». В нем говорится о человеке праведном, который живет в «законе Господнем» и не участвует в делах нечестивых грешных людей. Такого человека ждет удача во всех земных делах.

Далее, после пения стихир — особых песнопений, посвященных данному празднику или святому, — следует древнейший христианский гимн — «вечерняя песнь» — «Свете тихий». Он сохранился с эпохи гонений на христиан. Посвящен этот гимн Иисусу Христу. Христос сравнивается здесь с тихим светом заходящего солнца. Образ этот говорит, что Христос светом Своего Божества заменит земное сотворенное солнце, и Сам явится светом Невечерним для верующих людей. Этот гимн по своей музыке часто бывает и лирическим, и торжественным.

И последнее песнопение вечерни — «Ныне отпущаеши». В основе его лежит евангельская молитва старца Симеона, который первым встретил младенца Христа в Иерусалимском храме и произнес о Нем публичное пророчество как о Боге, где раскрыл Его будущее, а также будущее народа Израиля и всех народов земли.. Это песнопение говорит о наступлении новой эры — эры Христа.

Вторая часть Всенощного бдения — утреня. В древности она служилась перед рассветом. Как и вечерня, утреня начинается великой ектенией, после которой звучит пение стихов: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне». Этот стих поется на один из восьми гласов и означает, что Бог явился человеку в лице Иисуса Христа. Затем наступает кульминация всей Всенощной — «Полиелей», что означает в переводе с греческого «многомаслие» или «многомилостие». Это название происходит от повторения в этой части богослужения слов: «яко в век милость Его» и возжжения в это время елея (масла) в лампадах в церкви.

Весь храм наполняется светом — и поэтому «много масла» означает также и «много света». Под звуки торжественного песнопения «Хвалите имя Господне» процессия священников в праздничных облачениях с зажженными свечами выходит на середину храма — в народ. Песнопение, звучащее в этот момент, — хвалебная песнь Богу, доносящаяся из глубины ночи — из светлого островка горящих светильников и горящих верою и радостью людских сердец. Именно в этот момент службы — на Полиелее — читается Евангелие, которое торжественно выносится в центр храма и слушается верующими как слова самого Христа. Чтение Евангелие предваряется песнопением «От юности моея». Это плач души, которая страждет в мире, обремененная грехами, и просит помощи у Господа.

Далее утреня продолжается чтением и пением особых Канонов, в которых раскрывается смысл данного праздника. В этот момент начинается помазывание маслом верующих — елеопомазание . Специальным ароматическим маслом священник при помощи маленькой кисточки ставит на челе (лбу) подходящих к нему людей знак креста.

Этот обычай восходит к глубокой древности, когда помазывание маслом при чтении молитв даровало человеку здоровье духовное и телесное. Это смысл елеопомазания сохранился и сейчас.

Следующее важное песнопение утрени — «Песнь Пресвятой Богородицы». Слова этого песнопения, по преданию, принадлежат Самой Божией Матери, которая в радости, почувствовав в себе биение Божественного Младенца, воскликнула: «Величит душа моя Господа!…». Припев этого песнопения «Честнейшую херувим…» от лица верующих людей прославляет Богородицу.

И завершается утреня «Великим славословием». Это торжественное монументальное песнопение в древности пелось на рассвете при первых лучах восходящего солнца. Как только небо озарялось золотым сиянием утренней зари, главный священник, повернувшись лицом к востоку, торжественно восклицал: «Слава Тебе, показавшему нам свет!», и хор сразу же начинал Великое славословие Богу, благодаря Его за свет, жизнь и наступление нового дня.

И последняя третья маленькая часть Всенощного бдения — первый час. В древности счет времени шел иначе, и первый час суток соответствовал нашим часам раннего утра. Служба первого часа, в основном, состоит из чтения псалмов. Первый час завершается песнопением «Взбранной Воеводе». Это песнопение посвящается Божией Матери, которая является заступницей людей на земле и призывается, как Воевода, возглавлять борьбу верующих против сил зла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *