Теология и философия

ТЕОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКАЯ – в широком смысле слова соотносится со всем спектром позитивных отношений между философией и религией, между философией и теологией в истории европейской мысли; базисным принципом философской теологии в узком, строгом, смысле является стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами. В контексте европейской культуры это означает прежде всего, что учение о Боге должно создаваться в отвлечении или даже просто безотносительно факта и содержания божественного Откровения, данного в библейском тексте. Безотносительность предполагает в первую очередь начальные условия философско-теологического рассуждения, а также способы развертывания этого рассуждения. Исходным моментом философского рассуждения должны становиться сугубо «естественные» данности человеческого существования и опыта. А само рассуждение, определяющее философско-теологичес-кое построение, должно соответствовать критериям и стандартам развертывания философской аргументации, обоснования и систематизации. Философская теология этого вида опирается на утверждение о том, что такое богопознание является единственно возможным для человека, если ему не дано или если бы не было дано божественное Откровение, т.е. если Бог не дал или не дал бы человеку знание о Самом Себе непосредственным образом.

Философская теология в широком смысле слова по существу совпадает с некоторыми другими видами философской деятельности, такими, как религиозная философия, философия религии, христианская философия – они в той или иной форме и степени реализуют интенцию философского богопознания (это объясняет синонимичное использование указанных дисциплинных обозначений). «Религиозная философия» означает философскую рефлексию, осуществляемую с религиозной точки зрения. Эта рефлексия может иметь любую объектно-тематическую направленность, т.е. объектом постижения и осмысления в соответствующем плане может становиться любой сегмент природно-космической, антропологической и божественной реальности. Философская теология может восприниматься как одна из важнейших форм философии религии – наряду с философским религиеведением, объектом осмысления которого является гл. о. религиозное отношение человека, т.е. отношение к божественной реальности, к Богу.

В историческом плане принципиальная возможность автономного философского богопознания, соответственно философской теологии в строгом смысле, была дана вследствие автономизации философии по отношению к античной религии, а также вследствие того, что античная философия просто предшествовала во времени христианству. В эту же эпоху можно говорить о появлении – и терминологически, и по содержанию – философской теологии. Она предстает как философское размышление о последней и высшей реальности, определяющей всякую другую реальность. Принципиальная возможность, а также некоторые способы реализации этой возможности античной философии в христианскую эпоху были сохранены и продолжены в «естественной теологии». «Христианская философия» может пониматься как религиозная философия, реализуемая в специфически христианской перспективе. Христианская философия тесно примыкает или в значительной своей части совпадает с теологией христианских конфессий. В истории европейской мысли сама идея автономного философского богопознания всегда ассоциировалась в первую очередь с традицией естественной теологии. Условия появления этой традиции, процесс ее оформления и развития – вот что наиболее часто понимается под автономным философским богопознанием. Всякая иная философская теология в строгом смысле является и в историческом и в логическом отношении продолжением естественной теологии. Естественная теология, методологически представляющая мир не как творение, но как «чистый мир», «чистую природу», выступает уже как «предварительная форма» иной, философской теологии. Они по существу тождественны в своих исходных посылках и средствах осуществления. Остается только различие по результирующему построению. Соответственно философскую теологию следует понимать как завершение базисной тенденции естественной теологии к обособлению от теологии откровения.

Как теоретическая программа философская теология в строгом смысле означает, что путь философского богопознания начинается с миропознания и продвигается к богопознанию, поскольку мир постигается не как последняя и абсолютная действительность, а как «образ» таковой. Бог философски постижим не непосредственно в Себе Самом, а только посредством отдаленного подобия в зеркале мира. Философское познание действительности – это по существу «путь от миропознания к богопознанию». Лишь такой способ познания Бога возможен для человека. Философское богопознание возможно потому, что Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. Если бы это было не так, то Бога нельзя было бы постичь в мире и исходя из мира. В данном контексте «мир» следует понимать во всем богатстве содержаний и смыслов, выявленных историческим опытом существования человечества, включая полноту теоретического, научного и философского знания. Особое значение в философском богопознании должен получить специфический опыт бытия-в-мире человека, что означает необходимость для философского богопознания опереться на теоретическое знание о человеке, прежде всего философско-антропологическое знание.

Философская теология решает три основные взаимосвязанные задачи. Она призвана, во-первых, философски-аргументативно указать на существование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком. Философское обоснование существования Бога заключается в разработке философской аргументации в пользу наличного, «реального», бытия Бога. Во всех случаях средством обоснования выступает философское рассуждение, опирающееся на те или иные природно-космические, социально-исторические и индивидуально-жизненные явления, данные в человеческом опыте. Т.о., из трех главных источников верования в существование Бога – разума, опыта и откровения – философско-теологические попытки обосновать существование Бога базируются на опыте и разуме. Доказательство представляет собой метод познания, осуществляющегося рационально, т.е. в конролируемых понятийных высказываниях. Предполагается, что в качестве посылок могут выступать те или иные данности «естественного опыта существования» в широком смысле, т.е. такие данности опыта человека, на которые достаточно указать, чтобы признать их очевидность или истинность. «Данности опыта» могут включать и данные науки, поскольку они также получены «естественным» разумом, опирающимся на «естественный» опыт. Рассуждение, имеющее в качестве посылок подобные очевидные истинные данности, должно развертываться в соответствии с принятыми правилами теоретического рассуждения, в первую очередь в соответствии с логическими правилами. Если такие условия соблюдены, то мы получаем заключение, содержание которого призвано свидетельствовать о бытии Бога.

Под традиционными доказательствами бытия Бога понимаются в первую очередь «онтологическое доказательство», «космологическое доказательство», «телеологическое доказательство». Все это кодифицированные обозначения для определенных устоявшихся типов аргументов, которые получили более или менее тщательную разработку и признание. В 20 в. были предложены варианты философского подтверждения существования Бога с помощью трансцендентальной философии (трансцендентальный томизм, Р.Шеффлер), а также посредством философской феноменологии (ранний М.Шелер, Ф.Хаммер). Трансцендентал-философские и феноменологические указания на существование Бога нередко выступали в сочетании, особенно в рамках концепций, которые следует отнести к философско-религиозной антропологии (Х.-Э.Хенгстенбгрг, Э. Корст, К.Ранер и др.).

Философская теология обладает определенным единством и в содержательном отношении. Такое единство проистекает из того обстоятельства, что большинство автономных философско-теологических учений также концептуализируют философский теизм. В основе философского теизма лежат две основные посылки, присущие европейской культуре. Первая заключается в отождествлении религии с теизмом, а вторая связана с представлениями о познавательном достоинстве и нормативных возможностях философии. Являясь производным от посылок европейской культуры, философский теизм наличествует в этой культуре фактически с самого начала истории христианской эпохи. Философский теизм в своем смысловом ядре означает признание существования Бога как абсолютной, трансцендентной по отношению к миру духовно-личностной действительности, представляющей как безусловный источник всего небожественного сущего и сохраняющей действенное присутствие в мире. «Теизм» соответственно предстает как сердцевина философско-теологической типологии отношений между Богом и миром, поскольку через соотнесение с теизмом тематизируются пантеизм, панентизм, деизм. В философской теологии могут предприниматься попытки представить божественную реальность отличным от классического философско-теистическим образом, или так, что ее характер будет вообще являть весьма незначительное сходство с философско-теистическим понятием Бога. Из подобных концепций, созданных в 20 в., наиболее интересными представляются концепция позднего М.Шелера и концепция В.Вайшеделя.

Ю.А.Кимелев

С именем Фомы Аквинского связан широкий комплекс проблем, в центре которых соотношение религии и философии, веры и знания. Эти идеи и по сегодняшний день продолжают определять важное направление современной католической философии. Уже в 1323 г. Фома был провозглашен Папским престолом «святым”, а его система становится официальной философской доктриной римско-католической церкви Боргош Ю. Фома Аквинский. 2-е изд. — М., 1975. — С. 11..

Фома Аквинский принадлежал к одной из наиболее знатных семей Европы, связанной родством с императорами Священной Римской Империи. Фридрих Барбаросса приходился ему двоюродным дедом, а император Фридрих II троюродным братом. С раннего детства Фома обнаружил склонность к монашеской жизни. Вопреки ожесточенному сопротивлению семьи он вступает в доминиканский нищенствующий орден. Сначала обучался в университете Неаполя, затем прошел курс обучения у Альберта Великого в Кельне. Когда главный магистр доминиканского ордена попросил выделить талантливого ученика для академической карьеры в Парижском университете, Альберт Великий указал на Фому. Выбор оказался удачным. После пяти лет работы Фома Аквинский уже магистр теологии и глава кафедры Парижского университета. В это время он пишет такие, ставшие затем знаменитыми работы, как «Сумма против язычников”, «О троице”, «О сущем и сущности”, «О началах природы” и др.

Затем Фома (по традиции своего ордена) посещает крупные университеты Европы с целью участия в научных дискуссиях, преподавания и того, что можно назвать современным словом «повышения квалификации”. Во время странствий он пишет знаменитую работу «Сумма теологии” (оказалась неоконченной), а также «О вечности мира”, «О единстве теологического интеллекта” и т.д. По пути на заседание Лионского Собора, где он должен был участвовать по велению папы Григория X, Фома Аквинский заболел и скоропостижно скончался Там же. — С. 21..

Фома понимал, что философия Платона, которой придерживался Августин Блаженный и большинство ученых средневековья, в известных условиях могла привести (и приводила) к противопоставлению духа и природы. Здесь дух не просто выше природы, он отрицает природу как злое начало. Учение Платона «Об идеях” порождало не только закономерную мысль о первичности мира идей над природой, но и о ненужности природы вообще. Дух все, тело ничто. Небесные тела правят жизнью людей, а «логос” Платона превращался в единый общий разум, в котором сливаются и к которому стремятся единичные сознания души людей. Такая позиция вела к отрицанию личного бессмертия и к идее переселения душ, что противоречило христианству.

Фома проницательно видел корни подобных представлений в философии платонизма. Но критиковать Платона можно было, опираясь на не менее значимый авторитет. Поэтому Аквинский обращается к Аристотелю как к первому и наиболее глубокому критику теории идей Платона. Идеи, по словам Аристотеля, существуют в самих вещах, а не вне их. Вещи таковы, какими мы их ощущаем. А логика это могучий «органон” (орудие) мысли, который позволяет утверждать о важности изучения фактов природы. Путем изучения фактов, применяя логику и ее законы, мы можем познать истину.

Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы против веры. Этой ролью она и ограничивается. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее аргументы. Понимание роли философии как орудия теологии находит у Аквината самое совершенное выражение.

Наибольшее число элементов учения Аристотеля содержит томистское учение о бытии. Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля Аквинский абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило требованиям христианской теологии.

Здравый смысл и апология чувственности в познании истины, фактическое признание науки как пути к истине (кроме пути веры), в этом состоит прогрессивный смысл томизма. Фома утверждал, что человека надо изучать всего целиком, т.е. в единстве души и тела. Он говорил, что труп (тело) это не человек, но и привидение (дух) тоже не человек. Человек это личность, а личность ведома Богом к блаженству. Природа не злое, а доброе начало. Природу создал Бог. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному (а не только к райскому) блаженству. И это не противоречит учению Христа, а вытекает из учения, изложенного в Евангелии. Если вера станет слишком неземной она выдохнется, превратится в нежизненную идею, а христианство переродится в мистику Там же. — С. 51-55..

Чтобы этого не произошло, вере следует потесниться и дать место разуму с его земным чувственным основанием. Истина не может быть доступна только через откровение и экстаз. Ведь откровение это редкость. Простой человек не мудрствуя верит в Бога и в ценности, им провозглашенные. Но что делать, если мало веры? К Богу и пониманию ценностей можно прийти и путем разума. Более того, разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души человека к познанию истины. Истина, безусловно, одна это Христос и его учение. Но к такой истине можно идти двумя путями: путем веры, откровения короткий непосредственный путь, и путем разума, науки это длинный путь со многими доказательствами. Поскольку христианская вера истинная, то все, что мы познаем в природе, созданной Богом, тоже истина и не противоречит вере. Тогда, утверждает Фома, мы можем сделать следующие обобщающие выводы Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / А.А. Горелов. — М., 2009. С. 54-55..

Материальный мир так же священен, как разум, не противопоставлен ему и не является «злым началом”. Бог сотворил природу, равно как и все формы бытия. Разум начинает с фактов, ощущений и приходит к истине, объясняет бытие Бога и ценности христианства (начинает с материального и объясняет духовное). Следовательно, разум и наука, опирающаяся на факт природы, не противоречат церкви и вере, а теология не подменяет философию, науку. Аристотель, как первый реалист, высказавший аналогичные идеи, ближе христианству, чем Платон. Учение Аристотеля, и особенно его силлогистика, могут послужить делу христианства предельно эффективно, обосновав христианскую веру с позиций рационального знания. Философия это преамбула веры, и она автономна от теологии, ее инструменты и методы имеют свою отличную от теологии значимость и ценность.

К наиболее изученным вопросам творчества Фомы Аквинского относятся проблемы человеческой души. Во многих своих трактатах он рассуждает о чувствах, памяти, отдельных душевных способностях, об их взаимных связях, о познании. При этом он исходит из аристотелевского понимания пассивной материи и активной формы. «Душа является формирующим принципом, действующим во всех жизненных проявлениях. Человеческая душа бестелесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от материи субстанция. Этим обусловливаются ее неуничтожимость и бессмертие” История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. М., 1991. С. 265.. Так как душа является субстанцией, независимой от тела, то она не может быть им уничтожена и, как чистая форма, не может быть разрушена сама по себе. Таким образом, человеческую жажду бессмертия Аквинат считает доказательством бессмертия душевной субстанции, что противоречит аверроизму, который признает бессмертие атрибутом лишь надындивидуального духа.

Вся философия Фомы начинается с категории бытия, обозначающей все, что есть, и все, что может быть. И это реальное бытие таково, каким оно дано человеку в его чувствах. Реально уже само первое ощущение реальности. Разумеется, чувства могут вводить в заблуждение, но мы их корректируем разумом.

Бытие есть, и оно есть истина. Вещи могут меняться, однако сущее не меняется, оно просто приобретает другие формы. Например, вода становится паром и льдом. По сути это одно и то же, но по форме различное. И все же нельзя одновременно быть льдом и паром. Вещи и процессы четко определены в каждое мгновение, хотя любая вещь или процесс еще чем-то могут стать. Поэтому полнота бытия включает положение, что вещь есть также и то, чем она может стать. Вещи постоянно изменяются, а значит, они не полны. Однако все вещи это часть чего-то полного, целого, какой-то предельной полноты бытия.

Такая предельная полнота бытия есть Бог. Бог конечная реальность, его силы постоянно в действии. Сам Фома считал, что Бог сотворил мир, но допускал мысль о том, что мир безначален и бесконечен. Бог, по его мнению, может сотворить и безначальное и бесконечное во времени и пространстве, поскольку Бог вне времени и пространства. Согласиться с мыслью, что Бог сотворил все из ничего, куда проще, чем допустить, что все родилось из ничего собственными силами. Аквинский выдвигает новые доказательства бытия Бога. Так как мы видим, что все изменяется, движется, стремится к более полному бытию, то логично предположить, что если есть движение, то есть и его цель. В бытии мы воочию видим силу (потенцию), которая стремится достичь некой цели, следовательно, эта цель уже есть, она уже кем-то или чем-то поставлена. Если есть цель и стремление ее достичь, значит, есть и носитель цели. Ведь не бывает стремления без стремящегося, как шутки без шутника, как чувства без чувствующего. Кто же может быть носителем такой цели, если не Бог? Ю. Боргош пишет: «Оказывается, таким образом, что в томистской моральной доктрине нет места свободной воле. Однако Фома упорно повторяет, что человеку присуща воля, ибо в противном случае напрасны были бы советы и напоминания, повеления и запреты, наказания и поощрения. Здесь обнаруживается противоречие, причем противоречие весьма существенное” Боргош Ю. Указ. соч. — С. 119..

«Сумма теологии” содержит пять доказательств, которые взаимосвязаны друг с другом Ковревская В.Е. Итоги ноологии Аристотеля и концепция Бога Фомы Аквинского // Религиоведение. — 2009. — №1. — С. 114..

Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в таком случае не существовало бы первичного «двигателя”, а следовательно, и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому, что оно движимо первым. Этим определяется необходимость существования первого двигателя, которым является Бог.

Другое доказательство исходит из сущности действующей причины. В мире имеется ряд действующих причин. Но невозможно, чтобы нечто было действующей причиной самого себя, потому что тогда оно должно бы быть раньше самого себя, а это нелепо. В таком случае необходимо признать первую действующую причину, которой и является Бог.

Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до бесконечности. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце концов выясняется, что, существует первая необходимость Бог.

Четвертым доказательством служат степени качества, следующие друг за другом, которые есть везде, во всем сущем, потому должна существовать наивысшая степень совершенства. Ею является Бог.

Пятое доказательство теологическое. В его основе лежит полезность, проявляющаяся во всей природе. Все, и даже кажущееся случайным и бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность. Следовательно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и является Бог.

Очевидно, что не следует предпринимать специальных исследований, чтобы выяснить, что эти доказательства близки к рассуждениям Аристотеля (и Августина). Рассуждая о сущности Бога, Аквинский выбирает средний путь между представлением о личном Боге, и неоплатоновским его пониманием, где Бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать Бога, по Аквинату, можно в трояком смысле: познание опосредствовано божественным влиянием в природе; на основе подобия творца и сотворенного, ибо понятия напоминают божественные творения; все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного существа Бога. Человеческое познание во всем несовершенно, но все-таки оно учит нас видеть Бога как совершенное, состоящее в самом себе бытие, как абсолютное существование в себе и для себя Бандуровский К.В. Фома Аквинский и аверроизм: принципы полемики и диалога (тезисы) // VI Круглый стол Московского Религиоведческого Общества «Понимание религии: от сравнительного религиоведения к когнитивному”. Программа и тезисы докладов. Московское религиоведческое общество на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. — М., 2008. — С. 7..

И, наконец, Фома Аквинский по-своему решает ожесточенный спор средневековых номиналистов и реалистов о реальности общих понятий: общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей Платона. Общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде. Моменты же общего могут быть найдены в любой вещи, так как вещи причастны бытию. И то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее целое. Другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие (т.е. опять же через Бога), нет Философия Фомы Аквинского // Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru/books/..

Итак, в духе средневековой схоластики Фома рассматривает философию как служанку богословия. Он за активное вторжение церкви в философию и науку, против концепции «двух истин”, дававшей известный простор поиску «земной истины”, низшей по отношению к истине «небесной” (постигаемой откровением и верой), но не зависящей от нее, а порой и приходящей с ней в противоречие.

аквинский средневековый философия религия

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Философия Средневековья кратко, идеи, направления и представители (Таблица)

Для философии Средневековья характерен теоцентризм. Мировоззрение преимущественно религиозное. Средневековая философия развивается под влиянием новой христианской религии. Философию начинают называть служанкой Теологии.

Основные идеи философии Средневековья

БОГ (ТЕОЛОГИЯ) Теоцентризм. Всемогущая Абсолютная Личность. Монотеизм. Антропоморфизм.
ОНТОЛОГИЯ Креационизм — творение мира из «ничего». Дуализм бытия: Божественный мир и Природный мир. Высшее бытие — Бог. Природа — неподлинное быгие. Геоцентризм.
АНТРОПОЛОГИЯ Креационизм — творение человека Богом. Человек — подобие Бога. Человек: дух + душа + тело Посмертное бытие души в соответствии с воздаянием. Идея бессмертия как приобщение души к духу. Идея спасения человека через Бога-Сына Открытие самосознания
ГНОСЕОЛОГИЯ Священное Писание (Библия) Откровение Бога. Бог непознаваем Вера выше знания. Философия — «служанка» богословия
ЭТИКА Моральные заповеди Христа. Аскетизм. Человек имеет божественную душу, но, вместе с тем, грешен и зол. Зло в мире не от Бога, а от человека. Моральный долг человека — спасение своей души.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ Провиденциализм. Главный движущий фактор истории Бог Направленность истории ко «второму пришествию». Эсхатология.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Бог дает и устанавливает общественные законы. Социальная иерархия подобная «Небесной».

Направления и представители философии Средневековья

Патристика Схоластика
Основатели Наиболее известные: Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин. Боэций, Северин, Пётр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Пётр Ломбардский, Раймунд Луллий, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский.
Подразделы В неё входят: Александрийская теология, Каппадокийский кружок, Латинская патристика, Богословие отцов-пустынников. Этимология, Схоластическое воззрение на науку, Схоластическая метафизика.
Основные идеи Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Выделяют римское и греческое направления патристики. Исторически традиционно проводят следующее деление:1. Апостолические мужи, примыкающие непосредственно к апостолам.2. II в. — Апологетические (защищающие) отцы.3. III в. и нач. IV в. — Первые попытки систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения.4. В IV в. и нач. V в. Христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку.5. С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 г. императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Философствование схоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех учений античной философии, которые сохранились до средних веков.В период расцвета схоластических систем философия и теология действительно переходили одна в другую. Однако различие их природы должно было всё-таки проявить себя — и к концу средних веков богословие и философия уже резко обособляются друг от друга. Схоластики чтили древних философов, как людей, которые достигли вершины естественного знания, но это не значит, чтобы философы исчерпали всю возможную для человека истину.

В Средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм

Патристика Патристика Схоластика
Направления Западная Восточная Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учениюПлатона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Видными редставителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо Номинализм (от латинского «nomen» – имена) – направление теологической философии, сторонниками которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам, универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом
Представители и основатели Августин Блаженный, Фиман Александрийский, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Великий Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Ориген, Григорий Нисский Ансельм КентерберийскийУтверждали: Что имена вещей или идея вещи обладает реальной сущностью. (идеалистическое) Иоанн Дунс СкотУтверждали: Что первоначальное существование обладает вещь, а потом имя.
Великим систематизатором средневековья считают Фому Аквинского (1225-1274гг.). Он сказал ,что идея обладает тремя образами:— Идея в Боге— Идея сама по себе— Идея в вещахГлавный труд Фомы Аквинского «Сумма теологий». ФомуАквинского на латинском называют «Аквинат»

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Кто сказал философия служанка богословия

В условиях крушения античной цивилизации, приходу к социально-политическому господству в регионе представителей варварских племен, нагруженных мироощущением молодой христианской религии, еще не растратившей своего харизматического запала, философия просто не могла оставаться на прежнем пьедестале и должна была, как минимум, облечься в одежды новых властителей дум. Такими одеждами были сопряженность с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, общих для иудаизма, христианства и мусульманства, но чуждых античному религиозно-мифологическому мировоззрению. Философия стремится удовлетворять всех людей без различия национальностей. Благодаря этому, само собой отодвигается на задний план интерес как к политическим, так и космологическим вопросам. Предметом философского размышления делается преимущественно человек в его всеобщих, независимых от происхождения, звания и состояния, свойствах. Можно определенно констатировать глубокую озабоченность философии религией и теологией.

Отношение христианства к философии

Христианство возникло в Палестине в первой половине I века нашей эры. Его формирование растянулось на продолжительное время. Глухое упоминание о христианских проповедниках в обрамлении мифов и легенд сохранилось в исторических источниках. Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию.

Христианство отбрасывало не только социальные, но и национальные преграды между людьми. «Нет ни эллина, ни иудея ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного”, — говорится в одном из апостоловских посланий. Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

Христианство — религия, а поэтому и мировоззрение христианства — это мировоззрение религиозное. А мы уже знаем, что религиозное мировоззрение по уровню своего развития стоит ниже мировоззрения философского. И не только ниже. С первых же дней своего существования заявило о своем враждебном отношении к философии.

Авторы новозаветных книги в целом отрицательно относятся к современной им философии, осуждают всякую «мудрость мира сего». Иисус Христос обещает в своем небесном царстве блаженство только «духовно убогим людям» (Матфея, 5:3; Луки 6:20). Апостол Павел в своим посланиях настойчиво предостерегает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колоссянам, 2:8).

Такое крайне враждебное отношение к философии (а отсюда — и к культуре, и к прогрессу, и к науке) нашло свое продолжение в деятельности Отцов и Учителей церкви (патристика), непрерывной цепью дошло до наших дней. Вся эта линия отрицательного отношения к разуму и философии произрастала на духовной почве Нового Завета, вдохновляла воинствующую антикультуру, находила полную поддержку в среде неразвитых масс верующих христиан.

Но христианство никак не могло обойтись без философии. Без философии христианство ни при каких условиях не смогло бы сформироваться как религия высочайшего уровня: как религия космополитическая, как религия абстрактного монотеизма.

На формирование религиозного мировоззрения христианства еще на его ранних этапах наряду с иудейской Библией (Танахом, Старым заветом) большое — можно сказать, определяющее — влияние оказала вульгарная философия греко-римского мира: неоплатонизм, поздний стоицизм, эклектика, гностицизм, неопифагорейство. В меру превращения в мировую религию христианство вынуждено было более или менее четко сформулировать основные положения своего вероучения.

А этого оно, как религия высшего уровня развития, никак не могло бы осуществить без философии, без использования философских категорий и логики Аристотеля и стоицизму. В этой области особенная заслуга принадлежит тем деятелям христианской церкви, которые еще с конца 2-го столетия начали философскую обработку христианского мировоззрения. Решающий вклад в формирования и развитие христианского мировоззрения внесли деятели Александрийской и Антиохийской богословских школ.

Первая из них опиралась на платонизм, а вторая на аристотелизм.

Философский словарь — значение слова Философия — Служанка Богословия

Большинство средневековых теологов и философов видели в разуме способность, необходимую не только для приобретения знаний, полезных человеку в его земных делах и заботах, но и для спасения души. Средневековая оценка места и роли рационального, в частности философского, знания ярче всего выражена в утверждении, что «философия является служанкой богословия»(Эта формула часто приводится для характеристики средневековой философии.

У средневековых мыслителей эта мысль находит различное словесное выражение; одним из первых её высказал Петр Дамиани: «Философия должна служить Священному Писанию, как служанка — своей госпоже» (PL, 145, 603). Отчетливое выражение этой мысли мы находим у Фомы Аквинского: «Эта наука (теология) может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.

Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через Откровение. Притом же она не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам» («Сумма теологии», I, q. 1, 5 ad 2) .).

В исторические эпохи, когда в обществе доминируют атеистические умонастроения, эти слова, как правило, цитируются с целью продемонстрировать характерное для средневековья ограничение суверенитета разума.

Свобода философского и научного исследования приносится в жертву религиозным догматам; рациональное знание привлекается только для разъяснения и обоснования с помощью доводов, доступных естественному разуму человека, сверхъестественных истин Откровения. Но утверждение Фомы Аквинского, что теология «прибегает к другим наукам, как к подчиненным ей служанкам», имело прямо противоположный смысл.

Фома убежден в высоком предназначении человеческого разума, в его способности различать между истиной и ложью, добром и злом. Разум способен постичь, что является Высшим Благом для всего сущего, в том числе и для человека, и определить средства, ведущие к достижению Высшего Блага.

Настаивая, что разум и основанное на нем философское знание могут соучаствовать в решении центральной теологической проблемы — спасении души(Для познания тех истин о Боге, которые могут быть добыты разумом, — пишет Фома, — необходимо уже заранее обладать многими знаниями, ибо почти все изыскания философии подчинены цели богопознания» («Сумма против язычников», I, 4) .

), Фома Аквинский, следовательно, не принижает, а наоборот, очень высоко оценивает возможности рационального познания.

В отличие от монашеской мистики средневековья, противопоставлявшей разум вере, и от характерной для последующей философии тенденции разграничить сферы компетенции религии и научно-философского мышления, средневековая схоластика рассматривает обе стороны человеческого существования как результат проявления способностей, дарованных Богом высшему из земных творений — человеку. Любой божий дар — благо, и все, созданное Богом, является благим.

Бог создал человека по своему образу и подобию и наделил его разумом и свободной волей, высшим проявлением которой является любовь к Богу. После грехопадения, акта недолжной реализации человеком его изначальной свободы, в результате чего его воля перестает быть свободной, и разум человека оказывается поврежденным: он не обладает уже той чистотой и совершенством, которые позволяли Адаму и Еве в раю непосредственно созерцать Бога.

Хотя и в его теперешнем состоянии человек не лишен дара разумения, но если человек ведет неправедную, греховную жизнь, его разум становится еще более слабым и беспомощным. Теперь вера — уверенность в вещах невидимых — призвана вести человека по пути богопознания, направляя и исправляя поврежденный грехом разум. При этом вера и разум находятся в гармоническом согласии друг с другом: разум, при надлежащем использовании, просветленный истинами Откровения, ведет к той же цели, что и вера, — к жизни с Богом. Истины веры и разума не могут противоречить друг другу. Таков один из главных постулатов схоластической философии. Опираясь на него, средневековые мыслители строят свои системы так, чтобы всем ходом построения продемонстрировать истинность исходного допущения. В постулате в свернутой форме представлен определенный взгляд на мир и человека, который в философско-теологических системах получает свое развернутое выражение. В чем своеобразие этого взгляда В предположении своего рода предустановленной гармонии между внутренним миром человека и реальностью, являющейся предметом чувственного восприятия и рационального познания.

Смотреть значение Философия — Служанка Богословия в других словарях

Философия — ж. греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. — камень, у алхимиков: мнимое искусство делать золото.
Толковый словарь Даля

Философия — философии, мн. нет, ж. (греч. philosophia). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс,..
Толковый словарь Ушакова

Служанка Ж. — 1. Женщина, исполняющая обязанности слуги (1).
Толковый словарь Ефремовой

Политическая Философия — (POLITICAL PHILOSOPHY) — область интеллектуальных изысканий, где дело имеют с идеями, относящимися к политике, особенно к политическим ценностям, к сущности политической действительности..
Политический словарь

Философия Политики — (греч. philosophia от phileo и sophia — мудрость) — философский, теоретико-методологический способ исследования политики. Философский подход к анализу проблем политики находится..
Политический словарь

Философия Политическая — — одна из наук о политике, изучающая взаимоотношения между личностью, обществом государственной властью, выявляющая смысл политических явлений и разрабатывающая идеалы..
Политический словарь

Инвестиционная Философия — Направление инвестиций, выбираемое частным инвестором или менеджером в управлении денежными средствами. Например, некоторые инвесторы придерживаются «философии роста»,..
Экономический словарь

Миссия (деловое Кредо, Философия) Конкретного Бизнеса — — совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль данного бизнеса и входящих в его состав предприятий в обществе, взаимоотношения..

Экономический словарь

Миссия (деловое Кредо, Философия) Предприятия — — совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.

Экономический словарь

Толковый словарь Кузнецова

Философия Права — — наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских..

Экономический словарь

Толковый словарь Кузнецова

Философия — Название науки о мироустройстве образовано по тому же принципу, что и ; во второй части этого слова – греческое существительное со значением «мудрость» (женское имя..
Этимологический словарь Крылова

Философия — — дисциплина, которая включает систему знаний о развитии мировой философской мысли, фундаментальных проблемах человеческого бытия, общества и познания, способствующих..
Юридический словарь

Философия Права — — наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем
Юридический словарь

Аналитическая Философия — направление западной, главным образомангло-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализупреимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма.Основные..
Большой энциклопедический словарь

Здравого Смысла Философия — идеалистическая школа в шотландскойфилософии 18 — нач. 19 вв. См. Шотландская школа.
Большой энциклопедический словарь

Имманентная Философия — течение в немецкой философии кон. 19 — нач. 20вв., утверждавшее, что познаваемая реальность находится в сфере сознания,т. е. имманентна ему. единственной реальностьюсчитала..
Большой энциклопедический словарь

Лингвистическая Философия — (философия лингвистического анализа — философияобыденного языка), направление аналитической философии. В духенеопозитивизма считает традиционные философские проблемы..
Большой энциклопедический словарь

Философия — (от фил и греч. sophia — мудрость) — форма общественногосознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в немчеловека; исследует познавательное, социально-политическое,..
Большой энциклопедический словарь

Философия Жизни — философское течение кон. 19 — нач. 20 вв., исходящее изпонятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостностии творческой динамики бытия. В различных..
Большой энциклопедический словарь

Философия Истории — раздел философии, занимающийся проблемами смыслаистории, ее закономерностями, основным направлением развития человечестваи историческим познанием. Представители..
Большой энциклопедический словарь

Греческая Культура Vii-iv Вв. До Н.э. Философия И Наука — Развитие торговли и общегреческих связей привело к появлению письменности, что было важным этапом в развитии греческой культурьт. Микенское линейное письмо повсюду..
Исторический словарь

Итальянская Философия Xvi И Первой Половины Xvii В. — Античное наследиеК началу XVI в. новая светская философия имела уже свою традицию, связанную с именами Лоренцо Валла, Пикоделла Мирандола, Марсилио Фичино. Она развивалась..

Исторический словарь

Культура Ранней Римской Империи.литература, Философия И Наука — Центральной идеей, объединяющей все остальные элементы официальной идеологии в период империи, была идея величия и вечности Рима и его провиденциальной миссии, слившейся..
Исторический словарь

Литература И Философия Китая В Iii-viii Вв. — За временем Таиской империи давно и прочно установилась репутация золотого века китайской средневековой поэзии. Действительно в VIII в. жили три величайших поэта китайского..
Исторический словарь

Религия И Философия Эллинистического Периода — В религиозных верованиях народностей Восточного Средиземноморья ясно отразились черты социальной психологии, о которых говорилось выше. В период эллинизма широкое..
Исторический словарь

Россия, Разд. Философия — Рилософией в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле, в каком говорят о французской, немецкой или английской, нельзя: национального..
Исторический словарь

Россия, Разд. Философия И Энциклопедия Права — Рчение естественного права стало проникать в Россию с начала XVIII века. По приказанию Петра I была переведена книга Пуффендорфа «О должности человека и гражданина..
Исторический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Философия — Служанка Богословия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *