Теория эволюция

Человек произошел от обезьяны

Этот тезис особенно часто приписывают ученому. Не слишком сведущие противники дарвинизма обычно спрашивают: отчего же сейчас обезьяны перестали превращаться в людей? Однако Дарвин никогда не утверждал, что человек эволюционировал от обезьяны: он говорил, что у обезьяны и человека есть общий предок. Этот исходный предок, питекантроп, был обезьяноподобным, но в силу различных причин развитие пошло по разным направлением. Результатом одного направления стало появление обезьян, а результатом другого — человека.

Дарвин отрекся от своей теории

Есть легенда, что на смертном одре Дарвин вдруг усомнился в своей теории и уверовал в Бога… Никакими убедительными документами это не подтверждается. В автобиографии можно найти лишь свидетельства того, что когда-то Дарвин, действительно, был глубоко религиозным, но потом веру затмила наука. О каких-либо колебаниях по поводу своей теории и отказе от нее нигде не сказано ни слова. Источником этой легенды стало баптистское издание проповедницы Элизабет Хоуп — она утверждала, что Дарвин лично ей рассказал об этих изменениях своего мировоззрения на смертном одре. Тем не менее, дети Дарвина, дочь Хенриетта и сын Френсис заявили, что леди Хоуп никогда не встречалась с их отцом лично, а значит, и утверждения ее весьма сомнительны.

Дарвинизм противоречит библейской теории

Отнюдь, одно не противоречит другому. Это признавал и Дарвин, отмечая зачатки эволюционного учения у античных мыслителей и раннехристианских философов. Последние допускали представление об изменчивости природы, созданной Богом, и готовы были согласиться, что у некоторых животных мог быть общий предок. Современная католическая церковь также признала, что теория эволюции не противоречит учению Церкви и «может рассматриваться как гипотеза в вопросе о происхождении тела человека»… Учитывая, что по Библии первая жизнь зародилась в воде, совпадений с научной точкой зрения даже больше, чем может показаться на первый взгляд.

Дарвин первым предложил теорию эволюции

Чарльз Дарвин далеко не первым заговорил об эволюции — просто после издания его книги теория стала популярной. Однако до него Жан Батист Ламарк создал схожую с дарвинизмом теорию. По представлениям Ламарка всему живому присуще наследование приобретенных признаков и внутреннее стремление к совершенству — от этого он и эволюционируют. В то время эти утверждения не нашли научного подтверждения, а вот Дарвин отказался от теории «тяги к совершенству» и заменил ее на фактор естественного отбора. Это нашло больший отклик… Об общем предке с обезьяной Дарвин тоже заговорил не первым: до него это рискнул предположить Бюффон.

Теории дарвинизма сводится к естественному отбору

Естественный отбор — один из важнейших факторов эволюции. В результате его в популяции увеличивается число наиболее приспособленных к существованию особей, и уменьшается число наименее приспособленных. Однако наряду с естественным отбором есть и другие важные факторы. Например, наследственная изменчивость — то есть мутации, которые передаются из поколения в поколение. Еще один фактор — борьба за существование внутри вида, между видами, а также борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды. Четвертый фактор — изоляция — исключает свободное скрещивание между особями разного вида: это приводит к видообразованию. Это — четыре основных фактора теории эволюции Дарвина.

В прошлом году во всем мире широко отмечалось 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина и 150-летие выхода его главного труда «Происхождение видов путем естественного отбора». Этот юбилей вызвал оживление интереса к эволюционному учению и, в частности, с новой остротой поставил вопрос об отношении к нему православия.

Чарльз Дарвин не был автором ни самого понятия «эволюции организмов» (в биологию слово «эволюция» было принесено еще в XVII веке М.Хейлом), ни даже первой эволюционной теории (в начале XIX века достаточно последовательная теория эволюции была предложена Ж.-Б. Ламарком), но именно благодаря Дарвину теория эволюции стала предметом интереса широкой публики. Одним из наиболее важных аспектов обсуждения почти сразу стал христианский контекст, ибо многим современникам Дарвина — как христианам, так и противникам христианства — казалось, что его теория противоречит основным положениям христианского вероучения. Многие принципиальные позиции, сформулированные вскоре после публикации его трудов, в той или иной форме продолжают существовать до сего дня.

Православные христиане с самого начала дискуссии не стояли в стороне от нее. Замечательное юмористическое стихотворение А.К. Толстого «Послание к М.Н. Лонгинову о дарвинисме», написанное в 1872 году, может служить хорошей иллюстрацией того «кипения страстей» вокруг трудов Дарвина, которое имело место в России в те времена. Лонгинов был цензором, который пытался запретить издание в России книги Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», и Толстой, показывая бесплодность подобной борьбы против науки, описывает три основных подхода к отношениям науки и христианства.

Первый из них — Толстой называет его «нигилизмом» — представляет собой атеизм, заявляющий, что наука доказала отсутствие Бога. Конечно, такая точка зрения не имеет в виду реальную науку, в том числе и теорию Дарвина, и Толстой предостерегает Лонгинова против отождествления научного и атеистического типов мышления. Подобное отождествление характерно также и для второй принципиальной позиции, которую можно считать идентичной современному креационизму. Соглашаясь с существованием непримиримого противоречия между наукой и религией, креационисты (в отличие от атеистов) принимают сторону религии в этом мнимом столкновении и стараются опровергнуть результаты научных исследований. Третья концепция — которую можно назвать христианским эволюционизмом и сторонником которой был сам Толстой, глубоко верующий православный христианин, — утверждает отсутствие существенных противоречий между научным и библейским описанием истории Земли. Теория эволюции, согласно этой концепции, описывает «способ, как творил Создатель, что считал Он боле кстати» .

В Советском Союзе «научный» атеизм был частью официальной идеологии, а дарвиновская теория эволюции рассматривалась как один из наиболее «ударных» аргументов в его поддержку. В этих условиях любые мнения по поводу отношений между наукой (в том числе теорией биологической эволюции) и религией, которые расходились с официальной точкой зрения, не имели никаких шансов на публичное выражение и могли развиваться лишь подпольно или за рубежом.

С момента падения коммунистической системы в 1990-х годах проблема биологической эволюции находится в центре интенсивной дискуссии, которая выглядит как настоящая война мнений, кажущихся непримиримыми.

Принимая в течение последних двадцати лет довольно активное участие в этой «войне», я выработал некую классификацию тех направлений мысли, с которыми мне приходилось сталкиваться. Эта классификация излагается ниже, и она кажется мне удобной для ориентирования в рассматриваемом «бурном море мысли». При этом названия, которыми я обозначил каждое из течений, являются вполне условными. Но важно, что очерченные концепции реально существуют.

Содержание

Фабулизм

Понятно, что атеизм не предполагает a priori никакой истины, стоящей за библейским текстом. Большинство современных атеистов рассматривают Книгу Бытия как собрание мифов, в том числе космогонических, отражающих представления древних евреев о происхождении и устройстве Вселенной и неизбежно фантастических, то есть имеющих мало общего с той картиной действительности, которая раскрывается в научном познании.

Вместе с тем представление о том, что библейское повествование о сотворении мира не содержит в себе исторической истины, существует и в современном христианстве. Концепция эта может быть названа «фабулизмом» (от лат. fabula — басня, сказка), ибо она рассматривает Шестоднев как своего рода нравоучительную басню.

Своими корнями фабулизм восходит к представлению о принципиальной разнородности научного и религиозного отношения к миру, которое было сформулировано еще в 1920-е годы православным философом С.Л. Франком . Согласно Франку, религия и наука не нуждаются во взаимном согласовании, поскольку они не имеют друг с другом ничего общего, их «предметы рассмотрения» совершенно различны и, образно говоря, нигде не пересекаются. В настоящее время эта идея применительно к толкованию Книги Бытия развивается в основном католическими богословами5, хотя мне доводилось слышать подобное мнение и от людей, исповедующих православие.

Сторонники фабулизма утверждают, что в намерения Бытописателя не входило сообщать читателям какие-либо сведения из истории Земли и происхождения жизни на ней (точно так же, например, как И.А. Крылов не утверждал, что события, описанные им в басне «Ворона и Лисица», действительно имели место в истории) и, таким образом, единственный смысл Шестоднева — нравоучительный: из библейского повествования читатели должны усвоить лишь то, что все видимое ими есть Божие творение, и прославлять Бога за это творческое деяние.

Можно заметить, однако, что подобное «внеисторическое» толкование Книги Бытия не соответствует православной традиции. Бог открывает Себя в истории — таков один из очевидных принципов православного богословия, который естественно порождает концепцию «Священной истории» как области знания, подлежащей ведению и религии, и науки (поскольку история есть наука). С XIX века Священная история рассматривается как обязательная составная часть систематического православного богословского образования всех уровней — от школьных учебников по Закону Божию до курсов, читаемых в духовных академиях. Книга Бытия в рамках традиции православной экзегетики всегда рассматривалась как книга, написанная в жанре исторической хроники (а отнюдь не басни), то есть излагающая Откровение, преподанное нам через события, которые действительно имели место в истории. И если основная ее часть касается истории человечества, то первая глава имеет общий предмет с «естественной историей», порождая необходимость сопоставления с истинами, добытыми науками естественно-исторического цикла: космологией, геологией, палеонтологией.

Креационизм

Сейчас уже трудно сказать, кто был первым креационистом. Во второй половине ХХ века несколько важных работ были написаны о. Серафимом (Роузом) — православным иеромонахом, жившим в США6. В 1980-х годах креационистская литература, представленная, главным образом, работами американских протестантских фундаменталистов — Г.Морриса, Т.Хайнца и др., начала понемногу проникать в Россию. А с 1990-х годов начали появляться оригинальные работы русских православных креационистов — в основном как реакция на «атеистический дарвинизм», насаждавшийся в предшествующие годы. На вопрос «Наука или религия?» в рамках коммунистической пропаганды православные верующие отвечали «Религия!», заявляя этим ответом о своей оппозиции официальному атеизму и не замечая, что сама постановка вопроса была порочной (ибо подлинное научное исследование тварного мира не может вступать в противоречие с верой в его Творца). Сегодня креационизм переживает время расцвета. Православные креационисты публикуют большое количество разнообразной литературы, проявляют значительную активность на разного рода конференциях, а также в интернете.

Во всем мире происходит борьба между «нормальной» научной биологией и креационизмом за влияние в сфере школьного образования.

В 2004 году итальянское правительство во главе с С.Берлускони попыталось запретить преподавание эволюционной теории в средней школе, но потерпело неудачу. В июне 2006 года академии наук из шестидесяти семи стран мира приняли декларацию о необходимости изучения в школе теории эволюции . Парламентская ассамблея Совета Европы в октябре 2007 года приняла резолюцию № 1580 «Опасность креационизма для образования». В мае 2009 года Российская академия наук присоединилась к заявлению шестидесяти семи академий, хотя в итоговом решении Общего собрания РАН резолюция № 1580 не упоминалась. И если в Западной Европе преподавание креационизма вместо «нормальной» биологии в средней школе только обсуждается, то в России его уже преподают в ряде школ.

Если попытаться выделить некую общую «платформу» сторонников креационизма, то легко увидеть, что их взгляды носят чисто негативный характер. По существу их позиция сводится к отрицанию эволюционного процесса. Согласно взглядам креационистов, Бог очень быстро (почти мгновенно) создал Вселенную, которая с тех пор пребывает неизменной. А все научные доказательства, подтверждающие существование эволюции, являются ложными и должны быть опровергнуты (именно поэтому креационизм должен рассматриваться как учение антинаучное). На вопрос: «А что же все-таки было, если не было эволюции?» — креационисты отвечают по-разному, нередко противореча друг другу. Например, с одной стороны, они отрицают возможность происхождения жизни из неорганической материи, а с другой — возможность происхождения человека от каких-либо животных предков. Соединение этих двух положений порождает парадоксальную ситуацию: получается, что Бог мог создать из глины человека, а бактерию — не мог. Однако сами креационисты как бы не замечают данного противоречия и никогда даже не упоминают о его существовании.

Непродуманность и внутренняя противоречивость креационистской концепции особенно наглядно проявляется, если вопрос о существовании биологической эволюции поставить именно так, как его сформулировал Дарвин в заголовке своего главного труда — «Происхождение видов».

Достаточно типичным представляется следующий диалог между эволюционистом и креационистом.

Эволюционист (Э.): Откуда взялись все те виды живых существ, которые мы во множестве видим вокруг себя?

Креационист (К.): Их сотворил Бог.

Э.: Из чего Он их сотворил?

Ответить на этот вопрос «из ничего» креационистам препятствует свидетельство Священного Писания, где о человеке, например, прямо говорится, что он был сотворен Богом из праха земного (Быт. 2, 7), поэтому продолжение диалога выглядит, как правило, примерно так:

К.: Я не знаю, из чего Бог сотворил виды, но точно знаю, что не из других видов.

Э.: Но как вы можете утверждать это, если вы не знаете, как происходил процесс творения?

Различные ответы на этот вопрос, которые можно найти в креационистской литературе, позволяют выделить в православном креационизме два разных направления. Одно из них условно может быть названо «патрологическим», а другое — «научным».

«Патрологический» креационизм

Иеромонаха Серафима (Роуза) можно назвать в качестве первого и наиболее типичного представителя «патрологического» креационизма. Его аргументация сводится по существу к следующему утверждению: «Эволюции не было, потому что ее существование отрицалось святыми отцами».

«Мы не должны, — пишет он , — спешить предлагать наши собственные объяснения «трудных” мест (Священного Писания. — А.Г.), но должны сперва попытаться ближе ознакомиться с тем, что святые отцы говорили об этих местах, сознавая, что они имеют духовную мудрость, которой мы лишены».

Следует, однако, помнить, что большинство святых отцов жили задолго до того времени, когда идея эволюции стала предметом христианской мысли. Поэтому те места из их творений, которые могут быть привлечены для толкования Священного Писания в связи с темой эволюции, могут оказаться еще более трудными для понимания, чем те «трудные» места Библии, которые о. Серафим собирается с их помощью толковать. Святоотеческие тексты, таким образом, сами нуждаются в толковании, которое может быть, вообще говоря, совсем не однозначным. О. Серафим полностью игнорирует этот факт. Так, например, он сам приводит цитаты из свт. Афанасия Великого и свт. Григория Нисского, которые указывают на существование эволюции. Говоря о том, что под сотворением «из праха земного» можно понимать вполне «естественный» процесс рождения, присущий всем живым организмам, свт. Афанасий пишет: «Первозданный человек был сотворен из праха, как и любой другой; и рука, создавшая тогда Адама, творит и всех тех, кто приходит после него».

Свт. Григорий Нисский в сочинении «Об устроении человека» прямо указывает, что «…природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков жизни, делает путь восхождения от самого малого к совершенному». О. Серафим, однако, перетолковывает эти слова святых отцов, пользуясь другими цитатами, вроде бы свидетельствующими против существования эволюции. Но если такое толкование считается возможным, то почему невозможно толкование «в другую сторону», то есть перетолковывание цитат второй группы на основе цитат первой группы? Ответ на этот вопрос невозможно найти в работах «патрологических» креационистов. Тем не менее они претендуют на то, что являются единственными носителями православной традиции («наследия святых отцов»), и отказывают сторонникам иных взглядов в праве называться православными христианами, вплоть до отлучения их от Церкви .

В отношении науки (которая, как известно, доказывает свои положения и потому не допускает, чтобы ее полностью игнорировали) «патрологические» креационисты исповедуют теорию, близкую к «теории омфалоса», предложенной английским натуралистом Ф.Госсе в 1857 году. Свящ. Константин Буфеев, один из ведущих современных православных креационистов, называет ее «теорией снежка».

Представим себе, говорит он, мальчика, который бросает снежок. Наблюдая какой-либо фрагмент траектории этого снежка, мы можем путем расчетов, основанных на законах механики, экстраполировать ее как угодно далеко назад. Но на самом деле в определенной точке этой вычисленной траектории стоит мальчик, который и является подлинной причиной рассматриваемого движения. Поэтому реальная история снежка до этой точки будет совсем другой, чем та, которую мы рассчитали на основании наблюдаемого фрагмента его траектории. То же самое можно сказать об истории всего мира. В определенной точке этой истории имел место акт творения, и это обстоятельство делает некорректными все научные реконструкции далекого прошлого. Например, если мы наблюдаем галактику, отстоящую от нас на 10 млрд световых лет, то это не значит, что она возникла 10 млрд лет назад. Бог создал ее лишь 7500 лет назад, но при этом заполнил все пространство между ней и нами светом, который, как кажется, исходит от нее, но в действительности по своему происхождению не имеет с ней ничего общего.

Следствием этой теории является вера в то, что мир лжив и создает иллюзии в умах людей, которые его изучают. Конечно, такую веру трудно совместить со свидетельством Книги Бытия о том, что мир, созданный Богом, был хорош весьма (Быт. 1, 31). Вероятно, в силу этого большую популярность среди креационистов получила модификация «теории снежка», предложенная генетиком А.И. Ивановым, который переносит «точку лживости» (то есть ту точку, за которой любые исторические реконструкции становятся неверными) с момента творения на момент грехопадения. Именно в момент грехопадения первых людей, согласно Иванову, в природе мгновенно и чудесным образом возникли все те феномены, которые ныне рассматриваются как следы длительной эволюции Земли и всей Вселенной в целом. Так, например, динозавры никогда не существовали на Земле в качестве живых организмов, а их кости возникли в земной коре (мгновенно и «из ничего») при грехопадении сразу в виде окаменелостей.

Хотя такой концепции нельзя отказать в логичности, она по существу отрицает ценность всякого научного исследования, что противоречит и церковной традиции, рассматривавшей изучение природы как путь приближения к Богу , и словам апостола Павла: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы… (Рим. 1, 20).

«Научный» креационизм

В отличие от «патрологических», «научные» креационисты стараются доказать отсутствие эволюции средствами самой же науки . Об этом течении можно много не говорить, так как оно фактически совпадает с хорошо известной «креационной наукой», развиваемой протестантскими фундаменталистами. С действительно научной точки зрения аргументация «научных» креационистов выглядит невежественной и предвзятой и может быть квалифицирована как идеологически окрашенная лженаука. По-видимому, главное доказательство существования эволюции (длинные последовательности видов ископаемых организмов, наблюдаемые во многих местах земной коры) поставляется палеонтологической летописью. «Научные» креационисты, как правило, обходят это доказательство молчанием, сосредотачиваясь на других эволюционных аргументах, действительно не обладающих абсолютной убедительной силой, например на глубоком анатомическом, генетическом или эмбриологическом сходстве, которое наблюдается между современными таксонами (подразделениями разных рангов — родами, семействами, классами и т.д., на которые делится мир живых организмов согласно биологической систематике). А те креационисты (как, например, А.Лаломов ), которые обращаются к палеонтологическим свидетельствам, обычно вынуждены признавать существование эволюции, хотя и ограничивают его самым низким (видовым) таксономическим уровнем.

Остается, однако, непонятным, почему роды, семейства и другие крупные таксоны не могут возникать эволюционным путем, если для видов такая возможность допускается.

Альтеризм

Термин «альтеризм» (от лат. аlter — иной, другой) позволяет объединить множество взглядов, основывающихся на книге епископа Василия (Родзянко) «Теория распада Вселенной и вера Отцов» , в основу которой положен курс лекций, прочитанных владыкой в Московской духовной академии в 1994 году. Происхождение альтеристских идей может быть связано также с такими работами русских религиозных философов начала XX века как «Философия свободы» Н.А. Бердяева и «Смысл жизни» Е.Н. Трубецкого.

Однако полное развитие и распространение эта концепция получила лишь в в наше время благодаря упомянутой книге владыки Василия.

Центральная идея альтеризма, пользующаяся ныне достаточно большой популярностью в Русской Православной Церкви, может быть сформулирована следующим образом. Наука, конечно, права в своем отстаивании существования эволюции. Эволюция действительно происходила в истории Земли. Но этот процесс не имеет ничего общего с процессом творения, описанным в двух первых главах Книги Бытия. Так называемый «Большой взрыв», рассматриваемый учеными как начало нашей Вселенной, должен идентифицироваться не с началом творения (см.: Быт. 1, 1), а с моментом грехопадения первых людей (см.: Быт. 3, 6–24). До этого события существовал другой (отсюда и название концепции), «райский» мир, а грехопадение явилось причиной его крушения и возникновения нового мира — того, который ныне и исследуется наукой.

Признавая существование прошлого, недоступного для исторических наук, альтеризм сближается с теориями «снежка» и «омфалоса» (особенно в интерпретации А.И. Иванова), изложенными выше, но отличается от них тем, что отодвигает это «непознаваемое время» на значительно большее расстояние от наших дней. Креационизм допускает научное исследование лишь для последних 7500 лет, тогда как альтеризм, опираясь на данные космологии, распространяет этот период примерно на 15 млрд лет.

Несмотря на то что альтеризм признает все имеющиеся научные данные, он сталкивается с большими трудностями философского характера из-за необходимости признания существования двух разных вселенных. Эти два мира не могут иметь друг с другом ничего общего, и если мы живем в одном из них, то не можем ничего сказать о другом. Тем не менее первые две главы Книги Бытия содержат, согласно альтеристской концепции, описание этого «другого» (не нашего) мира; и, что самое удивительное, в этом описании используются понятия «нашего» мира: «небо», «земля», «вода», «суша», «трава», «деревья», «птицы», «гады» и т.д. Надо обладать поистине извращенным сознанием, чтобы думать, что в словах: Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла… (Быт. 2, 4) — речь идет совсем не о той земле, по которой мы ходим ногами, и не о том небе, которое мы видим у себя над головой.

Христианский эволюционизм

Как мы уже видели, мысль о возможности согласовать библейское описание творения мира и эволюционистские сценарии истории Земли возникла в православной среде еще в XIX веке, почти сразу после распространения теории Дарвина. К первым попыткам реализовать эту идею можно отнести две апологетические работы, созданные в советский период, — это «Очерки христианской апологетики» Н.Н. Фиолетова и «Апологетика» протоиерея Василия Зеньковского. Позже эта апологетическая традиция была продолжена и развита протоиереем Николаем Ивановым и митрополитом Ярославским Иоанном (Вендландом), геологом по образованию.

В течение всего советского периода в России жили и работали православные ученые-естествоиспытатели, которые стремились осмыслить, с одной стороны, свою профессиональную деятельность в свете православной веры, а с другой стороны — Откровение в свете последних данных своей науки. Одним из наиболее ярких представителей этого направления мысли был протоиерей Глеб Каледа ( 1921–1994) — профессор геологии, тайно принявший священный сан в 1972 году, а с 1991 года — заведующий сектором просвещения и катехизации Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

Работы о. Глеба и его единомышленников, конечно, не могли быть опубликованы в СССР и впервые увидели свет в сборнике статей «Той повеле, и создашася», изданном в 1999 году .

Общая концепция православного эволюционизма может быть выражена в следующих тезисах.

  • Первая глава Книги Бытия написана в жанре исторической хроники.

Она содержит описание (естественно, неполное) событий, действительно имевших место в истории, причем порядок изложения этих событий, по крайней мере в общих чертах, совпадает с реальным историческим порядком самих событий.

  • Эмпирический мир, исследуемый наукой, есть Божие творение. Он несет на себе как бы «отпечаток» своего Творца и, следовательно, должен рассматриваться как одна из форм Откровения, данного нам Богом (ср.: Рим. 1, 19–20). Перед христианской наукой стоит задача согласования библейского повествования с современными научными данными. Эта задача является по существу своему герменевтической, т.е. задачей по согласованию разных частей Откровения. Она аналогична задаче по согласованию друг с другом разных частей Священного Писания.
  • Творение различных таксонов живых организмов не было творением из ничего (ex nihilo). Бог творил одни таксоны из других. Этот процесс может быть описан натуралистами как эволюция и богословами как творение.
  • Этот процесс творения-эволюции был очень медленным. Время, прошедшее от начала мира до сотворения человека, было во много раз более долгим, чем вся последующая история человечества. Так что «дни» Творения, о которых говорится в первой главе Книги Бытия, не являются астрономическими сутками, но должны интерпретироваться как интервалы времени неопределенной (и, возможно, различной) продолжительности.
  • Смерть животных и растений существовала на Земле до появления человека и, следовательно, до грехопадения. Она была совершенно естественным феноменом и не должна рассматриваться как проявление несовершенства мира, сотворенного Богом.

Последний тезис нуждается, вероятно, в более подробном рассмотрении, так как именно он является в настоящее время предметом наиболее оживленной дискуссии между христианскими эволюционистами, креационистами и альтеристами (наиболее полное изложение эволюционистских взглядов на проблему можно найти в статье диакона Андрея Кураева «Может ли православный быть эволюционистом?» , а также в статье автора).

Для доказательства того, что смерть появилась на Земле лишь в результате грехопадения первых людей, часто цитируют слова апостола Павла: Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть… (Рим. 5, 12). Но если рассматривать эту фразу в контексте (от начала цитируемого двенадцатого стиха до конца пятой главы), то станет ясно, что речь в ней идет вовсе не о природном физическом мире, а о мире только человеческом, мире как синониме слова «человечество», том мире, который в качестве ответа на вопрос «где?» образует форму «в миру», а не «в мире». Таким образом, цитирование Рим. 5, 12 в связи с темой смертности живых организмов есть неправильное истолкование слов апостола Павла, который в данном пассаже имел в виду смерть одних только людей, а не животных. Смертность животных и растений, обуславливавшая смену поколений и тем самым — процесс развития (замену старого новым), была совершенно естественным атрибутом «хорошего весьма» Божиего мира и так же, как все остальные его атрибуты, должна рассматриваться как благо.

Нам трудно понять это, потому что в лице своих прародителей мы вкусили плод от дерева познания добра и зла, в результате чего у нас сформировались свои собственные (отличные от божественных) представления о том, «что такое «хорошо” и что такое «плохо”», и мир, прекрасный в глазах Бога (И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма — Быт. 1, 31), стал казаться нам ужасным. Тем не менее именно такое видение смерти животных оказывается единственно возможным при попытке согласования данных палеонтологической летописи с текстом Книги Бытия.

Хотя все христианские эволюционисты признают, что эволюция живых организмов есть факт, доказанный наукой, однако в качестве наилучшего соответствия христианскому мировоззрению могут рассматриваться различные эволюционные теории.

Так, вслед за Н.Н. Фиолетовым и благодаря традиционной связи дарвинизма с коммунистической идеологией, большинство христианских эволюционистов принимают в качестве основы своего дискурса теорию номогенеза, предложенную Л.С. Бергом в 1922 году . (Берг считал, что эволюция протекает на основе жестких закономерностей, и тем самым противопоставлял свою теорию дарвинизму, рассматривающему эволюцию как случайный процесс.) Однако в рамках православного эволюционизма также существуют представления, согласно которым христианской идее творения лучше всего соответствует синтетическая теория эволюции (неодарвинизм).

В настоящее время достигнуто согласование библейского и научного описаний истории мира, хотя имеется ряд противоречий. Так, с научной точки зрения кажется невозможным существование зеленых растений при отсутствии Солнца (ср.: Быт. 1, 11– 19). Птицы, созданные в течение пятого «дня» Творения (Быт. 1, 20–23), согласно палеонтологическим данным, появились на Земле заведомо позже, чем «гады земные» (Быт. 1, 24–25), как бы мы ни интерпретировали «птиц» и «гадов». Но подобные противоречия рассматриваются христианскими эволюционистами как несущественные и не могут быть основанием для отвержения одного из описаний как неистинного, но служат для нас стимулом для более глубокого изучения как природы, так и Священного Писания.

ПРИМЕЧАНИЯ

2 Там же. С. 118.

3 Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999; Гоманьков А.В. Идея эволюции в палеонтологии и в Священном Писании // Наука и вера: Материалы научных семинаров, 2003. Вып.

4 Франк С.Л. Религия и наука. 2-е изд. Франкфурт-на Майне: Посев, 1967.

7 Академии наук против креационизма // В защиту науки. Бюллетень № 6. М.: Наука, 2009. С. 35–41.

8 Серафим (Роуз), свящ. Православное святоотеческое понимание Книги Бытия. С. 10.

9 Там же.

10 Там же. С. 32.

11 Константин Буфеев, свящ. Ересь эволюционизма // Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о творении. М.: Паломник, 2000. С. 151–232.

12 Там же.

13 См., напр.: Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие . М.: Центр по изучению религий, 1992.

14 Тимофей, свящ. Православное мировоззрение и современное естествознание. Уроки креационной науки в старших классах средней школы. М.: Паломник, 1998; Тимофей, свящ. Две космогонии. Эволюционная теория в свете святоотеческого учения и аргументов креационной науки. М.: Паломник, 1999; Лаломов А. Пешком в прошлое, или Прогулка по залам Палеонтологического музея // Божественное Откровение и современная наука. Альманах: Вып. 2. М.: Храм пророка Даниила на Кантемировской, 2005. С. 155–174.

16 Лаломов А. Пешком в прошлое, или Прогулка по залам Палеонтологического музея.

17 Василий (Родзянко). еп. Теория распада Вселенной и вера Отцов. Каппадокийское богословие — ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века. М.: Паломник, 1996.

18 Более подробный разбор концепции альтеризма см. в ст.: Гоманьков А.В. Идея эволюции в палеонтологии и в Священном Писании // Наука и вера: Материалы научных семинаров, 2003. Вып. 6. СПб.: Высшая религиозно-философская школа. С. 33–49.

19 Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М.: Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1992.

20 Зеньковский В., прот. . Апологетика. Рига: Рижская епархия, 1992.

21 Иванов Николай, прот. И сказал Бог… Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги Бытия (гл. 1–5). Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1997.

22 Иоанн (Вендланд), митр. Библия и эволюция. Ярославль, 1998.

23 Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. Клин: Фонд «Христинская жизнь», 1999.

24 Более подробно см.: Цыпин Леонид, свящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. Киев: Пролог, 2005.

25 Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира.

26 Гоманьков А.В. Идея эволюции в палеонтологии и в Священном Писании.

27 Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики.

Журнал Московской Патриархии, сентябрь, 2010 г.

Общие сведения

Эволюция (лат. Evolutio — развертывание) — процесс исторического развития живой природы. Термин «Эволюция» впервые ввел в науку швейцарский натуралист Шарль Бонне в 1762 для характеристики эмбрионального развития, тогда трактовали как развертывание, увеличение в размерах миниатюрных организмов, что уже сложившихся в половых клетках.

Термин, теория, определение данного понятия

Более 100 лет этот термин употребляется в значении «историческое развитие». Причины и основные закономерности исторического развития живого объясняет теория эволюции, которая является выдающимся обобщением биологии, ее теоретическим фундаментом.

Одним из основных положений теории эволюции является положение о том, что сложные организмы образовались от простых форм, которые существовали ранее, путем постепенных изменений приспособительного характера и накопления в ряде поколений. Этот процесс сопровождался изменением генетического состава популяций (см. Популяция), выработкой адаптации, возникновением одних и вымиранием других видов, преобразованиями биогеоценозов (см. Биогеоценоз) и биосферы. На определенном этапе биологической Е. создались предпосылки для появления биосоциального существа — человека.

Эволюция — процесс постепенный, прогрессивный, адаптивный и необратимый. Результаты эволюция — огромное разнообразие видов, приспособленность их к среде обитания и сложность строения многих из них. Е. происходила с момента возникновения жизни на Земле более 3500000000 лет назад до наших дней в тесном единстве с неживой природой. Доказательствами Э., была в прошлом, есть ископаемые остатки организмов. Е. происходит и сейчас, а темпы ее не только не замедлились, а даже ускорились в результате повышения антропогенного давления на природные системы. Свидетельством этого является исчезновение многих видов растений и животных, наличие исчезающих и редких видов, занесенных в Красную книгу, возникновение штаммов микроорганизмов, резистентных к антибиотикам, популяций насекомых — переносчиков возбудителей заболеваний и насекомых-вредителей, на которых не действуют инсектициды, ранее для них смертельные — все это результаты искусственного отбора и генной инженерии.

Научная теория

Научную теорию эволюция обосновал английский ученый Чарльз Дарвин (1809-1882). В ее основе, по Ч. Дарвину, лежит взаимодействие таких природных явлений: изменчивости (см. Изменчивость), наследственности, борьбы за существование и естественного отбора. Современное состояние развития теории эволюция характеризуется появлением ряда теорий «недарвиновой» эволюции.

Среди новых теорий можно назвать молекулярный вариант нейтралистськой теории эволюции, которая основывается на предположении селективной нейтральности многих мутаций (см. Мутация). Как известно, генетический код является избыточным. Синтез большинства аминокислот кодируется не одним, а несколькими триплетами. В этих условиях изменения в одном из триплетов не отразятся на результатах синтеза. Таких нейтральных мутаций насчитывается не менее 30% всех возникших на молекулярном уровне. Они не контролируются естественным отбором, поскольку фенотипически не проявляются. Мутации в «пассивной» части белка-фермента менее опасные или совсем не сказываются на его функциональной активности, а мутации в «активной» части часто приводят к летальному исходу. Поэтому функционально менее важные молекулы или части молекул эволюционируют быстрее, чем более важные. Это установлено для многих белков, но особенно точно — для гемоглобина, в котором скорость эволюции пассивной части молекулы примерно в 10 раз выше, чем активной. Многие признаки не имеют адаптивного значения. Это касается и молекулярного уровня строения. Молекулярная эволюция не совпадает с биологической.

Нейтральные мутации рассматриваются в качестве исходного материала для проесса эволюции, а потому теория нейтральности не противоречащей теории Ч. Дарвина о естественном отборе как движущую силу данного процесса. Создание нейтралистской теории молекулярной эволюции, открытие транспозонов, непостоянства генома (см. Геном), горизонтального переноса генов в прокариот (см. Прокариоты) означают необходимость нового теоретического синтеза.

Литература

  1. Медицинская биология / В.П. Пешка, Ю.И. Бажора, Ш.Б. Брагин и др., Под ред. В.П. Пешку, Ю.И. Бажоры. — Винница, 2004.

Слово «ученый» было придумано философом и теологом Уильямом Уэвеллом в 1833 году. Оно описывает человека, который проводит научные исследования для продвижения знаний в определенной области.

Сегодня большинство ученых имеют ученые степени в одной или нескольких областях науки и делают карьеру в различных секторах, включая правительство, промышленность, академические круги и некоммерческие организации.

Очень немногие ученые смогли сделать вмятину во Вселенной своими необычными открытиями. Давайте узнаем их имена и вклады. Мы составили подробный список самых известных ученых всех времен (в произвольном порядке).

Джеймс Клерк Максвелл

Джеймс и Кэтрин Максвелл в 1869 году

Наиболее известны : Уравнения Максвелла
Награды: премия Адамса (1857), медаль Румфорда (1860)

В 1999 году опрос попросил респондентов назвать физиков, которые, по их мнению, внесли наиболее значительный вклад в эту область. После Ньютона и Эйнштейна Джеймс Клерк Максвелл был признан третьим по популярности физиком.

Джеймс Клерк Максвелл родился в Эдинбурге, Шотландия, 13 июня 1831 года. Он был вундеркиндом. К 14 годам он смог заново открыть некоторые из ключевых работ Рене Декарта, известного французского математика в 1600-х годах, без какой-либо предварительной подготовки.

Будучи профессором в Университете Абердина, Максвелл был глубоко очарован природой колец Сатурна. Он был в состоянии точно предсказать (математически), что они состоят из бесчисленных крошечных частиц, вращающихся отдельно вокруг планеты.

Затем он работал над кинетической теорией газов и заложил основу для распределения Максвелла-Больцмана; закон объясняет распределение скоростей идеализированных молекул газа при заданной температуре.

«Одна научная эпоха закончилась, а другая началась с Джеймса Клерка Максвелла» — Альберт Эйнштейн из «Максвелла»

Однако наибольшее достижение Максвелла произошло в 1865 году, когда он завершил работу над «Динамической теорией электромагнитного поля». Он доказал, что магнетизм и электричество связаны с помощью ряда дифференциальных уравнений, которые впоследствии стали называться уравнениями Максвелла. Новаторская работа Максвелла определила большую часть современной физики, как мы знаем сегодня.

Макс Планк

Макс Планк

Наиболее известные : постоянная Планка, третий закон термодинамики.
Награды: Нобелевская премия (1918), медаль Лоренца (1927).

Макс Карл Эрнст Людвиг Планк был одним из основателей квантовой механики. Его работа стала основой, на которой основана современная физика элементарных частиц.

Макс Планк родился в выдающейся семье. Он преподавал математику и астрономию в очень молодом возрасте, а также был опытным в области музыки. Возможно, его наиболее значительным вкладом в физику является закон излучения черного тела, который многие считают основой квантовой механики.

Галилео Галилей

Портрет Галилея Галилея

Наиболее известные : Динамика, Кинематика, Телескопическая астрономия

Галилей Галилей был одним из пионеров науки, который внес фундаментальный вклад в области физики, математики и астрономии. Он сыграл значительную роль в становлении науки как отдельной области изучения, независимой от религии и философии.

Галилей начал свою академическую карьеру в Пизанском университете в 1580 году. Там он работал над рядом революционных идей, включая термоскоп, устройство, которое обнаруживает изменения температуры, и предшественник современного термометра. В его книге «La Bilancetta» (или «Маленький баланс») описан более эффективный способ определения веса драгоценных металлов.

В 1609 году он завершил свою собственную версию телескопа (тогда известный как Spyglass), который был обнаружен годом ранее. Вскоре своим телескопом Галилей внимательно наблюдал за луной. Это было начало наблюдательной астрономии.

Год спустя он определил четыре самые большие луны Юпитера, которые ранее считались неподвижными звездами. Впоследствии он изучал фазы планеты Венера, что помогло ему в дальнейшей поддержке коперниканского гелиоцентризма.

Знаете ли вы : Примерно в то же время немецкий астроном Симон Мариус независимо обнаружил четыре спутника Юпитера. Их соответствующие мифологические имена; Ио, Европа, Каллисто и Ганимед — это те, которые дал Мариус.

Вклад Галилея в область астрономии не ограничивается наблюдением за небом, так как он первым указал, что гравитация воздействует на все объекты одинаково, независимо от их массы. Его философские взгляды на инерцию также были критическими.

Исаак Ньютон

Портрет сэра Исаака Ньютона в 1703 году

Самые известные : классическая механика, закон всемирного тяготения

Сэр Исаак Ньютон родился в 1642 году, в том же году умер Галилей. В возрасте 20 лет он поступил в Тринити-колледж, где изучал Аристотеля, а также работы современных ученых, таких как Декарт, Кеплер и Галилей. Здесь он заложил основы исчисления бесконечно малых.

Ньютон интенсивно изучал математику и оптику большую часть 1660-х и 70-х годов. Работая над призмой, он продемонстрировал рассеивание света и способы управления им (используя вторую призму). В конечном итоге это привело его к созданию первого в мире отражающего телескопа.

В 1687 году Ньютон опубликовал свою работу «Принципы» (Philosophiæ Naturalis Principia Mathematica) с помощью своего друга и астронома Эдмонда Галлея. Принципы выдвинули универсальные законы движения. Его работа породила то, что мы теперь знаем как классическая механика.

Ньютон также был инвестором, но в отличие от науки и математики он не мог справиться с этим.

«Я могу рассчитать движение звезд, но не безумие людей». — Сэр Исаак Ньютон

Мария Кюри

Пьер и Мария Кюри в лаборатории

Наиболее известные : Обнаружение радиоактивности.
Награды: Нобелевская премия 1903 г. (физика) и 1911 г. (химия).

Мария Кюри была Чудо-женщиной науки. Она проводила новаторские исследования не в одной, а в двух научных областях. Родился в Варшаве, Польша, воспитание Кюри было тяжелым, потеряв большую часть своих семейных состояний во время польского восстания 1865 года.

Кюри, вместе со своими двумя сестрами, преподавали в основном дома их отцом, который был уважаемым учителем своего времени. Повзрослев, она заключила договор со своей сестрой Брониславой, в котором они согласились помогать друг другу материально в своих академических поисках.

В 1891 году она переехала во Францию, чтобы учиться в Парижском университете. Там она вскоре встретила своего мужа Пьера Кюри, который сам был выдающимся физиком.

Заинтригованная открытием Анри Беккерелем урана и его рентгеновских излучений в 1869 году, Кюри решила продолжить изучение этого вопроса в своей докторской диссертации. Она смогла определить, что все, что вызывает эти таинственные выбросы, происходило на атомном уровне. Ее исследование было важным шагом на пути к поиску гораздо меньших форм материи.

Кюри со своим мужем обнаружили два радиоактивных элемента; полоний и радий. В 1903 году Мария Кюри стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию, и единственной женщиной, получившей ее дважды.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн и Ричард Толман (слева) в Калтехе в 1932 году

Наиболее известны: общая и Специальная Теория Относительности
Награды: Нобелевская Премия: (1921), Медаль Макса Планка (1929)

Альберт Эйнштейн был знаменитостью в мире науки. Он был первым и, пожалуй, единственным ученым, который стал нарицательным. В молодом возрасте его математическое мастерство намного превосходило его сверстников. Он не только учил себя геометрии и алгебре, но к 12 годам Эйнштейн разработал доказательство теоремы Пифагора.

В 1900 году Эйнштейн получил работу помощника эксперта в патентном ведомстве. В том же году он опубликовал свою первую научную работу. Золотой период в академической карьере Эйнштейна наступил в 1905 году, когда он опубликовал четыре статьи, которые сформировали большую часть современной физики.

Первая статья была посвящена фотоэффекту, в которой он теоретизировал существование фотонов. Это принесло ему Нобелевскую премию в 1921 году. В третьем докладе того года Эйнштейн представил специальную теорию относительности. Это привело к возникновению E = MC2.

В 1915 году, углубляясь в специальную теорию относительности, Эйнштейн описал свою теорию гравитации в общей теории относительности. Это в основном говорит нам, что все, что имеет массу, вызывает искажения в пространстве-времени. Его теория была засвидетельствована научным сообществом во время солнечного затмения в 1919 году.

Эйнштейн с помощью общей теории относительности предсказал существование гравитационных волн. Спустя столетие исследователи наконец смогли обнаружить эти волны напрямую.

Линус Полинг

Линус Полинг в 1955 году (его Нобелевская премия во вставке)

Наиболее известны : молекулярная биология, квантовая химия.
Награды: Нобелевская премия 1954 г. (физика), 1962 г. (мир).

Линус Карл Полинг был пионером квантовой химии, отрасли химии, которая изучает квантовые уровни, и внес значительный вклад в биологию. Его ранние работы в области альфа-спирали и структуры белка помогли открыть структуру ДНК .

В 1926 году, получив докторскую степень по физической химии в Калифорнийском технологическом институте, Линус Полинг отправился в Европу, чтобы исследовать относительно новую область квантовой механики под руководством Нильса Бора, Вольфганга Паули и Эрвина Шредингера.

Вернувшись в Соединенные Штаты, он занял преподавательскую должность в Калифорнийском технологическом институте и провел обширные исследования химических связей. На протяжении 30-х годов он опубликовал множество статей и завершил свою знаменитую книгу «Природа химической связи». Она считается самой влиятельной книгой по химии и до сих пор широко используется.

В настоящее время Линус Полинг является одним из четырех человек, удостоенных Нобелевской премии дважды, и единственным человеком, получившим две общие акции Нобелевской премии в различных областях.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин в 1874 году

Самые известные : Происхождение видов
Награды: медаль Волластона (1859), медаль Копли (1864)

Чарльз Роберт Дарвин родился в графстве Шропшир, Англия, в 1809 году. Его отец, Роберт Дарвин, по профессии врач, хотел, чтобы он занимался медициной в Эдинбургской медицинской школе.

Во время учебы в школе Дарвин, вместо того, чтобы сосредоточиться на своих медицинских исследованиях, Дарвин больше интересовался естествознанием, растениями и морской биологией. После Эдинбурга он отправился в Кембридж, где один из его двоюродных братьев сообщил ему о тенденции сбора жуков.

Энтузиазм Дарвина к сбору жуков стал настолько смелым, что когда некоторые из его находок были опубликованы в «Иллюстрациях британской энтомологии» Джеймса Стивенса, он был вне себя от восторга.

В Кембридже Дарвин познакомился с Джоном Хенслоу, профессором ботаники, который впоследствии стал его наставником на протяжении всей жизни. В 1831 году Хенслоу пригласил Дарвина в мировое путешествие, что в итоге сделало его отцом эволюционной биологии.

Его результаты опровергли все теории происхождения животных в то время и предположили, что не только виды могут меняться со временем, но эти изменения обусловлены различными факторами окружающей среды.

Знаменитая книга Дарвина «О происхождении видов» была опубликована в 1859 году, более чем через 20 лет после его знаменитого путешествия.

Майкл Фарадей

Майкл Фарадей в 1861 году

Наиболее известный: закон индукции Фарадея; законы электролиза, электрохимические
награды: медаль Копли (1832 и 1838), медаль Румфорда (1846)

Майкл Фарадей, которого многие считают одним из самых влиятельных ученых всех времен, в детстве не получал много формального образования. Все, что он узнал, было на его работе в переплетном цехе, где также возник интерес к электричеству.

В возрасте 21 года Фарадей устроился на работу в качестве помощника Хамфри Дэви, выдающегося химика своего времени. Имея неограниченный доступ к лаборатории Дэви, Фарадей активно изучал хлор и смог впервые сжижить его. В своей исследовательской работе, объясняющей законы электролиза, Фарадей ввел знакомые термины, такие как ион, анод, катод и электрод.

Его величайшее достижение произошло в 1831 году, когда он открыл электромагнитную индукцию. Его работа была математически объяснена Джеймсом Клерком Максвеллом как Закон Индукции Фарадея.

Никола Тесла

Тесла вместе с Марком Твеном в своей лаборатории

Наиболее известный: переменного тока и других силовых экспериментов

До своего времени Никола Тельса был одним из величайших изобретателей в истории, которому мы обязаны большей частью нашей электрифицированной жизни. Его новаторские эксперименты с переменным током сделали возможной передачу электричества на большие расстояния.

Родившийся в 1856 году в Австрийской империи (современная Хорватия), Тельса был детским гением. После окончания школы на год раньше он поступил в университет, чтобы изучать физику и электротехнику, где он преуспел. Однако он не получил степень.

Помимо своего вклада в переменный ток, Никола Тесла известен увеличительным передатчиком, который он намеревался передавать электрической энергии на большие расстояния. Он также разработал лодку с дистанционным управлением и турбину без лопастей.

Тесла получил более 300 патентов из 26 разных стран.

Другие почетные упоминания

1. Барбара МакКлинток

Барбара МакКлинток

Барбара МакКлинток была одной из пионеров цитогенетики; изучение хромосом в отношении поведения клеток. Ее работа в цитогенетике кукурузы открыла двери для нескольких методов модификации генов, включая хромосомный кроссовер .

Она была удостоена Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1983 году и остается единственной женщиной, которая достигла подвига в получении неразделенной Нобелевской премии в этой категории.

2. Эрвин Шредингер

Эрвин Шредингер

Эрвин Шредингер был австрийским физиком, известным своим ценным вкладом в области термодинамики, общей теории относительности и статистической механики. Уравнение Шредингера, разработанное им в 1925 году, ознаменовало новую главу в области квантовой механики.

Один из его мысленных экспериментов, кот Шредингера остается популярным среди широкой публики. Шредингер был удостоен Нобелевской премии, которой он поделился с Полом Дираком в 1933 году.

3. Антуан Лавуазье

Антуан Лавуазье

Антуан-Лоран де Лавуазье, широко известный как отец современной химии, был одним из самых известных ученых в Европе 18-го века. Он был одним из первых сторонников метрической системы, названной кислородом и водородом, и выдвинул гипотезу о существовании кремния (1787).

Однако его наиболее заметным вкладом в науку было обнаружение роли кислорода в процессе горения.

4. Карл Саган

Карл Саган

Карл Эдвард Саган был, пожалуй, самым влиятельным популяризатором науки в 20 веке. За свою карьеру Саган опубликовал около 600 статей и 20 книг. Он защищал и способствовал поиску жизни за пределами Земли. Он обладал сверхъестественной способностью распространять научные идеи о человеческой расе, земле и вселенной для широкой публики.

5. Стивен Хокинг

Стивен Хокинг

Стивен Хокинг — это вдохновение не только для молодых ученых, но и для людей всех возрастов и профессий. В то время как он был в значительной степени известен его успехом в научно-популярной ; форма научной литературы, предназначенная для широкой публики, Хокинг сделал несколько важных вкладов в общую теорию относительности, включая теоремы Пенроуза-Хокинга и излучение Хокинга.

6. Эдвин Хаббл

Эдвин Хаббл

Это был Эдвин Хаббл, который первым показал нам, что за нашей галактикой существуют галактики, которые ранее считались заполненными газом «туманностями». Основываясь на предыдущих исследованиях, он смог сделать вывод, что скорость, с которой различные галактики удаляются от Земли, практически пропорциональна расстоянию между ними (закон Хаббла). В его честь назван легендарный космический телескоп Хаббл.

7. Поль Дирак

Поль Дирак

Пол Адриен Морис Дирак был одним из пионеров квантовой механики. Он смог предсказать существование антивещества в уравнении Дирака (названного в его честь). Его вклад в квантовую теорию поля имеет фундаментальное значение для современных теорий суперструн.

Наряду с Эрвином Шредингером, Пол Дирак был удостоен Нобелевской премии по физике в 1933 году за вклад в атомную теорию.

8. Ву Цзяньсюн

Ву Цзяньсюн

Ву Цзяньсюн, по прозвищу «Королева ядерных исследований», был физиком-экспериментатором, самым известным за проведение эксперимента Ву. Одна из ее других значительных работ включает демонстрацию универсальной формы модели бета-распада.

Ву также участвовала в Манхэттенском проекте, в котором она работала над газовой диффузией; метод, используемый для отделения обогащенного урана.

9. Эдвард Виттен

Эдвард Виттен

Эдвард Виттен — физик-теоретик, специализирующийся в области квантовой гравитации и теории струн. Помимо физики он внес значительный вклад в чистую математику.

В 1990 году он был награжден медалью Филдса (первым физиком, который выиграл один) за доказательство положительной массовой конъюнктуры. Выступая на конференции в 1995 году, Виттен выдвинул идею М-теории , 11-мерной теории, которая в основном объединяет все версии теории суперструн.

Эволюция — это биологический процесс, что относится к временным изменениям, когда виды меняют набор генов на уровне ДНК, образуя множество потомков. Эволюция и естественный отбор часто смешиваются.

Процесс эволюционирования — историческое возникновение мутаций. В свою очередь естественный отбор является одним из механизмов, в большинстве случаев наиболее важным, который может вызвать их. В последние года наблюдается расцвет в области эволюционной биологии, и большое количество информации было изучено по теме эволюции.

Мы имеем информацию об исторических эволюционных изменениях, выведенных непосредственно из окаменелостей и вытекающих из изучения филогении и изучения процесса эволюционных изменений, в частности, эффекта естественного отбора. Очевидно, что при сильном отборе эволюция может протекать значительно быстрее, чем это обычно предполагал Дарвин.

В результате ученые осознают возможность проведения эволюционных экспериментов в режиме реального времени. Последние события во многих областях, включая молекулярную биологию и биологию развития, значительно расширили наши знания и подтвердили центральное место эволюции в понимании биологического разнообразия.

Как эволюционировал человек — хронология превосходства

Эволюция человека — это процесс, посредством которого люди развивались на Земле с древних времен. С точки зрения зоологии люди, являются видом Homo sapiens, культурно-ориентированным видом, живущим на земле и, вероятно, впервые появившимся в Африке около 315 000 лет назад.

В настоящее время мы являемся единственными выжившими гоминидами (членами группы прогрессивных приматов), но имеются многочисленные ископаемые свидетельства того, что нам предшествовали миллионы поколений других человекоподобных, таких как ардипитеки, австралопитеки и другие виды. Кроме того, мы и наши предшественники всегда делили Землю с другими обезьяноподобными приматами, от современной гориллы до давно вымершего дриопитека.

Факт схожести между людьми и вымершими гоминидами признается антропологами и биологами повсюду. Все же точная природа наших эволюционных отношений была предметом споров и исследований. Великий британский натуралист Чарльз Дарвин опубликовал свои монументальные книги «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871).

Теоретически существует общий предок, существовавший миллионы лет назад. Этот древний примат не был идентифицирован и, возможно, никогда, скорее всего, не будет известен. Так происходит из-за сложности раскопок. Фактически, человеческое «генеалогическое древо» можно лучше описать как «семейный куст», в рамках которого невозможно соединить полный хронологический ряд видов, приводящий к Homo sapiens, с которыми будут согласны все эксперты.

Самые популярные теории эволюции

Многие люди думают, что эволюция может происходить много тысяч или миллионов лет, но биологи знают, что этот процесс может произойти молниеносно. Благодаря генной революции, исследователи могут фактически отслеживать генетические сдвиги на уровне популяции, отмечающие эволюцию в действии, и они отслеживают это на людях. Какие же существовали теории эволюции за все существование человечества.

Дарвиновская теория эволюции — это канон современной науки

Чарльз Дарвин был британским ученым 19-го века, впервые предположившим, что все виды произошли от низших существ. В рамках своей работы он предложил идеи, ставшие известными как Теория Эволюции, которую поддерживал процесс естественного отбора. Дарвин впервые опубликовал теории в томе под названием «Происхождение видов» в 1859 году.

По сути, теория эволюции утверждает, что все живые существа произошли от других живых существ. Все живые существа могут проследить свои корни до предков, которые были до них. Породы и сорта постоянно меняются, иногда отделяются, чтобы стать абсолютно новыми, не изученными ранее типами. Естественный отбор описывает, как виды приспосабливаются к окружающей среде, делая их более способными к выживанию и развитию по мере изменения окружающей среды.

Процесс естественного отбора начинается с людей, у которых есть гены, которые производят характеристики, которые дают им преимущество в выживании. Это преимущество означает, что вы, скорее всего, будете жить достаточно долго, чтобы размножаться и давать этот ген своим детям. С течением поколений все больше и больше людей имеют это преимуществ. Так происходит в связи с тем, что те, у кого его нет, с большей вероятностью погибают до размножения.

Примером такой адаптации может быть то, как люди эволюционировали, чтобы быть выше или ходить прямо. Другим примером может послужить то, что мелкие животные, на которых охотятся более крупные животные, эволюционировали, чтобы бежать быстрее, чем хищники.

Экологическим давлением может быть засуха, благоприятствующая растениям и животным, которые могут выжить с меньшим количеством воды или которые могут перемещаться в места с большим количеством воды. Засуха не создает признаков у этих растений и животных, но с большей вероятностью убивает тех, у кого нет необходимых генов. Только навыки, которые генетически закодированы, могут быть переданы будущим поколениям, чтобы помочь им выжить.

Синтетическая теория эволюции

Современная синтетическая теория эволюции является результатом работы ряда ученых. Стеббинс, один из исследователей, в своей книге «Процесс органической эволюции» обсуждал синтетическую теорию. Она включает в себя следующие факторы: генные мутации, вариация (рекомбинация), наследственность, естественный отбор и изоляция.

Кроме того, три дополнительных фактора влияют на работу этих пяти основных факторов: миграция особей из одной популяции в другую, а также гибридизация между расами или близкородственными видами увеличивают количество генетической изменчивости, доступной для популяции. Воздействия случайного характера на небольшие группы населения могут изменить процесс, которым естественный отбор направляет ход эволюции.

Божественная теория эволюции

Божественная эволюция — идея, что Бог создал или направил эволюционные процессы. Этот взгляд делает Бога неуклюжим, некомпетентным Создателем и автором смерти и страдания, поскольку ставит их перед грехом человечества. Это ставит под сомнение истину Божьего Слова и его характер как всемогущего, любящего Бога. Суть божественной эволюции заключается в том, что «Бог создал все это, и он все еще следит за своим творением». Независимо от каких-либо благих намерений, божественные эволюционисты искажают Писание и ослабляют структуру библейской доктрины.

В божественной эволюции Библия рассматривается как сборник документов, который частично содержит Слово Божье. Таким образом, Библия не содержит никаких авторитетных, обязывающих истин, но должна быть заново интерпретирована и исправлена для каждой эпохи и в любой ситуации. Христиане, которые принимают эволюцию, непоследовательны, потому что они принимают основу гуманистических мировоззрений. Они говорят Богу, что они верят Ему, когда Он рассказал нам о рождении Девы, Распятии и Воскресении Христа. Но они не доверяют Ему, когда Он рассказывает нам о том, как Он создал мир.

Спонтанная теория эволюции

Греческий философ Аристотель (384–322 гг. До н.э.) был одним из первых зарегистрированных ученых, сформулировавших теорию самопроизвольного рождения, представление о том, что жизнь может возникнуть из неживой материи. Аристотель предположил, что жизнь возникла из неживого материала, если материал содержал пневму («жизненное тепло»). В качестве доказательства он отметил несколько случаев появления животных из среды, ранее лишенной живых организмов. Например, внезапное появление рыбы в новой луже воды.

Эта теория сохранилась до семнадцатого века, когда ученые предприняли дополнительные эксперименты, чтобы поддержать или опровергнуть ее. К этому времени сторонники теории цитировали, как лягушки просто появляются на грязных берегах реки Нил в Египте во время ежегодного наводнения.

Другие заметили, что мыши просто появились среди зерна, хранящегося в сараях с соломенными крышами. Когда крыша протекла и зерно отлилось, появились мыши. Ян Баптиста ван Хельмонт, фламандский ученый семнадцатого века, предположил, что мыши могут появиться из ветоши и зерен пшеницы, оставленных в открытом контейнере на 3 недели. На самом деле такие места обитания обеспечивают идеальные источники пищи и убежище для процветания мышей.

Однако один из современников Ван Гельмонта, итальянский врач Франческо Реди (1626–1697), провел в 1668 году эксперимент, который одним из первых опроверг идею о том, что личинки (личинки мух) самопроизвольно образуются на мясе, оставленном на открытом месте. Он предсказал, что предотвращение прямого контакта мух с мясом также предотвратит появление личинок.

Реди оставил мясо в каждом из шести контейнеров. Два были открыты для воздуха, два были покрыты марлей, а два были плотно закрыты. Его гипотеза была доказана, когда личинки развивались в непокрытых кувшинах, но в плотно закрытых кувшинах не появлялись личинки.

Он пришел к выводу, что личинки могли образоваться только тогда, когда мухи имели возможность откладывать яйца в мясо, и что личинки были потомством мух, а не продуктом спонтанного рождения.

Какие есть доказательства эволюции

Доказательством эволюции могут послужить останки древних организмов, слои окаменелостей, сходства между организмами, живущими сегодня, сходства в ДНК и сходства эмбрионов. Еще один важный вид доказательств изучал еще Дарвин, и которые до сих пор изучаются и используются сегодня — искусственный отбор или селекция. Благодаря улучшению видов животных, мы эволюционировали в разумных людей.

Как эволюционировал мир

Эволюция является одной из величайших теорий во всей науке. Она призван объяснить жизнь: в частности, как первая простая жизнь породила все огромное разнообразие, которое мы видим сегодня, от бактерий до дубов и синих китов.

Для ученых эволюция — это факт. Мы знаем, что жизнь развивалась с той же уверенностью, что Земля имеет форму шара, а гравитация удерживает нас на ней. В средствах массой информации множество дискуссий на тему эволюции опровергают как «просто теорию» или отвергают как откровенную ложь.

Ученые всегда считали, что эволюция есть. Это можно проследить на очевидных фактах. С течением времени на нашей планете изменился не только человеческий род, но и растения, состояние земли и климата в целом.

Какие существуют факторы эволюции

Прежде всего, фактором эволюции является мутация, затем естественный отбор. Помимо этого, смешение генов, рекомбинация ДНК являются одними из важнейших факторов, влияющих на эволюцию живых организмов. Мутация является источником появления новых генов, и все особи популяции различаются между собой из-за наличия разных генов в каждом из них.

Определенные гены будут полезны для выживания человека. Тогда есть более высокие шансы того, что эти гены будут унаследованы потомством.

Следовательно, благоприятные изменения выбираются природой на поколенном уровне, что в конечном итоге способствует эволюции хорошо адаптированного организма.

Подведение итогов

В данной статье вы познакомились с дарвиновской, синтетической и божественной теориями эволюций. Также вы узнали, что эволюция — это постоянное изменение, как правило, положительное в жизни человека, его генах, окружающей среде. Человек постоянно эволюционирует. На базовом уровне его эволюцией можно назвать принятие новых физических и личностных качеств от родителей, развитие на протяжении всей жизни. Факт того, что эволюция существует, был доказан не один раз разными учеными. У эволюции также есть свои особые факторы, которые влияют на нее развитие.

Задайте ваш вопрос внучке Анне здесь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *