Теория происхождения мира

71. Учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия называется …

1. Русским мыслителем, считавшим, что без философии «наука –

сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь – механизм», был …

П. Л. Лавров

2. Символичность, противоречивость, антропоморфизм являются чертами ___________ картины мира.

мифологической

3. Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли …

метафизическим материализмом

4. К методологическим функциям философии относится _______ функция.

эвристическая

5. Исходным принципом философии Г. Гегеля является …

тождество бытия и мышления

6. Одной из специфических черт русской философской традиции является …

панморализм

7. Философское учение, отождествляющее Бога и мир, называется …

пантеизмом

8. Заблуждения человеческого ума Ф. Бэкон назвал …

идолами

9. Центральным мировоззренческим принципом античной философии является …

космоцентризм

10. Понятие «интенциональность» является характерным для философского направления …

феноменология

11. В отличие от материальной, духовная культура направлена на совершенствование …

общественного сознания

12.Совокупность устойчивых черт личности, определяющих типичные для нее способы поведения, называется …

характером

13. Нравственный центр личности есть …

совесть

14. Согласно философскому иррационализму, сущностью человека является …

воля

15. Представителем современной философии науки, считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является …

П. Фейерабенд

16. Философом, который ввел понятие «парадигма» в философию науки, является …

Т. Кун

17. Основными формами и уровнями научного познания являются …

эмпирический

теоретический

18. Научное допущение или предположение, истинность которых не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной, называется …

гипотезой

19. Учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия называется …

диалектикой

20. Высшим родом бытия объективный идеализм признает …

духовную реальность

21. Универсальным способом существования материи является …

движение

22. Представление о всеобщей связи и причинной обусловленности явлений называется …

детерминизмом

23. Философская школа, считающая глобализацию завершающей стадией капитализма, называется …

неомарксизмом

24. Мыслителем, утверждавшим, что способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, был …

К. Маркс

25. Особенностью индустриального общества является …

механизация производства

26. Большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по образу жизни, по политическим и другим интересам и по особенностям их общественного сознания, называется …

классами

27. Основными формами сознания являются …

индивидуальное

общественное

28. Существование «врожденных идей» признают представители …

рационализма

29. Философским направлением, разделяющим позицию агностицизма, является …

конвенционализм

30. Истинное знание, согласно прагматизму, …

ведет к успешному действию

31. В процессе социализации человек формируется как …

личность

32.Человек как творец культуры находится в центре внимания философии …

Возрождения

33. Предел совершенства обозначается в философии термином » ______ «.

благо

34. Двойственность человека проявляется в том, что он …

существует в сфере материального и идеального

35. Периодом зарождения технических наук является …

вторая половина XV века – 70-х гг. XIX века

36. Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется …

научной революцией

37. Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является …

Ф. Бэкон

38. Основными логическими путями исследования являются …

индукция

дедукция

абстрагирование

39. Линейная концепция причинности характерна для …

метафизики

40. Древнегреческие философы элеаты впервые поставили в центр внимания проблему …

бытия и небытия

41. Представление о всеобщей связи и причинной обусловленности явлений называется …

детерминизмом

42. Наряду с поступательностью в процессе развития есть повторяемость, цикличность, что отражается в диалектическом законе …

отрицания отрицания

43. Принципы творения и удвоения характерны для ___________ картины мира. религиозной

44. Сущностью социальной функции философии является …

формулировка коллективных целей развития

45. Направление в философии, согласно которому вещи существуют только потому, что люди их ощущают, называется …

солипсизмом

46. Особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, называется философией

47. Главным признаком развития общества, с точки зрения сторонников теории циклического развития, является …

волнообразные ритмы

48. Продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации называется …

обществом

49. Философская школа, считающая глобализацию завершающей стадией капитализма, называется …

неомарксизмом

50. Чувственное и рациональное познание …

взаимосвязаны

51. С позиции агностицизма, сущность и явление …

не связаны друг с другом

52. В качестве основного критерия истины в диалектическом материализме выступает…

практика

53. Создателем первой философской системы в истории русской философии является …

В. С. Соловьев

54. Центральной проблемой в философии Нового времени является …

разработка научного метода

55. По И. Канту, сознанию доступны только …

феномены

56. Центральной проблемой средневековой философии является доказательство …

бытия Бога

57. К представителям философского неореализма относится …

Б. Рассел

58. Онтология как учение о бытии зарождается в философии …

Парменида

59. Гносеологический релятивизм отрицает существование _______ истины.

объективной

60. Учение, сторонники которого полагают, что субъект познания пассивно воспринимает и отражает свойства воздействующего на него объекта, называется …

созерцательным материализмом

61. Формами биологического отражения являются …

раздражимость

чувствительность

эмоциональность

62. Реализм и номинализм – направления в средневековой схоластике, решающие проблему …

универсалий

63. Положительное содержание метафизических идей И. Кант усматривает в том, что они являются …

предметами практического разума

64. Философско-мировоззренческий рационализм исходит из идеи …

благой закономерности

65. Целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем, называется …

экспериментом

66. Коренной технологический переворот в развитии производительных сил общества в XX в. называется …

научно-технической революцией

67. Основными критериями научного знания являются …

объективность

системность

68. Основными факторами, влияющими на развитие науки, представители интернализма считают …

внутренние идеи, присущие научному познанию

69. Древнегреческие философы элеаты впервые поставили в центр внимания проблему…

бытия и небытия

70. Способность сложной системы видоизменять свою структуру называется …

самоорганизацией

диалектикой

72. Дифференцированное, но вместе с тем целостное единство называется …

системой

73. Структурными элементами материально-производственной сферы является(-ются) …

производительные силы и производственные отношения

74. К явлениям международного сотрудничества в правовой сфере относится …

выработка и ужесточение законов против торговли наркотиками

75. Автором понятия «сверхиндустриальная цивилизация», обозначающего современное общество, является …

О. Тоффлер

77. Автором пассионарной теории этногенеза является …

Л. Н. Гумилев

78. В широком смысле ценность представляет собой …

положительную значимость

79. С точки зрения аксиологического подхода культура представляет собой …

систему ценностей

80. Нормативно одобренный образ поведения человека выражается понятием «социальная (-ый)_____ «.

роль

81. Двойственность человека проявляется в том, что он …

существует в сфере материального и идеального

82. Философы эпохи Нового времени считали, что определяющей функцией философии является …

гносеологическая

83. Система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире, называется …

мировоззрением

84. Картина мира обусловливает …

способ восприятия мира

85. Учением, признающим разум источником всеобщих и необходимых истин, является …

рационализм

86. Классическая концепция истины основана на принципе …

корреспонденции

87. Носителем познавательной активности является …

субъект

88. Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется …

научной революцией

89. В философии Древнего Востока и Античности человек мыслился как …

микрокосм

100. Исходным принципом философии г. Гегеля является …

тождество бытия и мышления

101. «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах», утверждают сторонники …

сенсуализма

102. С точки зрения Й. Хейзинги, главным внутренним принципом культуры является …

игровое поведение человека

103. Воплощением идеи русской самобытности, объединившим в себе жизненный уклад и комплекс морально-нравственных норм, выстроенных на принципах православия, самодержавия и общинности, является, по мнению славянофилов, понятие …

соборности

104. К культурно-цивилизационной стороне глобализации общества относится …

расширение информационно-коммуникативного пространства

105. Автором произведения «Закат Европы» был …

О. Шпенглер

106. Главными свойствами человеческого сознания являются …

идеальность

интенциональность

идеаторность

107. К проявлениям духовного аспекта свободы относится …

возможность самому создавать духовные ценности

108. Автором стратификационного подхода к анализу общества является …

П. Сорокин

109. К противоречивости глобального процесса относится …

усиление дифференциации в развитии стран «Севера» и «Юга»

110. Логический путь от общего к частному называется …

дедукцией

111. Основными формами и уровнями научного познания являются …

эмпирический

теоретический

112. Символичность, противоречивость, антропоморфизм являются чертами ___________ картины мира.

мифологической

113. К объектам, являющимся мысленной конструкцией, относится …

физический вакуум

114. Философско-мировоззренческий подход, который преувеличивает когнитивные, социальные и практические возможности науки, ее роль в жизни общества, называется …

сциентизмом

115. Способность человека отражать мир в идеальных образах называется …

сознанием

116. Понятие «интенциональность» является характерным для философского направления …

феноменология

117. Характерной чертой немецкой классической философии является …

§129. Происхождение и устройство мира

  • •Электронное оглавление
  • •От автора
  • •Глава XVI. РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
  • •§126. Религиозные верования в эпоху неолита
  • •§127. Религия бронзового века: Бог Неба и культ предков
  • •§128. Образцовая династия: Чжоу
  • •§129. Происхождение и устройство мира
  • •§130. Полярность, чередование и реинтеграция
  • •§131. Конфуций: власть Ритуала
  • •§132. Лао-цзы и даосизм
  • •§133. Техника долголетия
  • •§134. Даосы и алхимия
  • •Глава XVII. БРАХМАНИЗМ И ИНДУИЗМ: ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДОКТРИНЫ И СПОСОБЫ СПАСЕНИЯ
  • •§135. «Все есть страдание…»
  • •§136. Способы высшего «пробуждения»
  • •§137. История идей и хронология текстов
  • •§138. Ранняя веданта
  • •§139. Дух в санкхья-йоге
  • •§140. Смысл Творения — помочь освобождению духа
  • •§141. Освобождение
  • •§142. Йога: концентрация на предмете
  • •§143. Техники йоги
  • •§144. Роль Бога
  • •§145. Самадхи и «чудодейственные силы»
  • •§146. Окончательное освобождение
  • •Глава XVIII. БУДДА И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
  • •§147. Принц Сиддхартха
  • •§148. Великий Уход
  • •§149. «Просветление». Предсказание Закона
  • •§150. Раскол Девадатты. Последние обращенные. Будда входит в паринирвану
  • •§151. Религиозная среда. Аскеты-странники
  • •§152. Махавира и «спасители мира»
  • •§153. Учения и практики джайнизма
  • •§154. Адживики и всемогущество «судьбы»
  • •Глава XIX. ПОСЛАНИЕ БУДДЫ: ОТ СТРАХА ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ К БЛАЖЕНСТВУ НЕСКАЗАННОГО
  • •§155. Человек, пронзенный отравленной стрелой…
  • •§156. Четыре «благородные истины» и «срединный путь»
  • •§157. Непостоянство вещей и доктрина анатты
  • •§158. Путь в нирвану
  • •§159. Техники медитации и их просветление «мудростью»
  • •§160. Парадокс необусловленного
  • •Глава XX. РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО ВАКХАНАЛИЙ (прибл. 186 г. до н.э.)
  • •§161. Ромул и принесение жертвы
  • •§162. «Историзация» индоевропейских мифов
  • •§163. Действующие лица римской религии
  • •§164. Домашние культы: пенаты, лары, маны
  • •§165. Жрецы, авгуры и священные коллегии
  • •§166. Юпитер, Mapс, Квирин и капитолийская триада
  • •§167. Этруски: загадки и гипотезы
  • •§168. Кризисы и катастрофы: от правления галлов до II Пунической войны
  • •Глава XXI. КЕЛЬТЫ, ГЕРМАНЦЫ, ФРАКИЙЦЫ И ГЕТЫ
  • •§169. Устойчивость доисторических элементов
  • •§170. Индоевропейское наследие
  • •§171. Можно ли восстановить кельтский пантеон?
  • •§172. Друиды и их эзотерическое учение
  • •§173. Иггдрасиль и космогония древних германцев
  • •§174. Асы и ваны. Один и его чудесные «шаманские» свойства
  • •§175. Война, экстаз и смерть
  • •§176. Асы: Тюр, Тор и Бальдр
  • •§177. Боги-ваны. Локи. Конец света
  • •§178. Фракийцы, «великие анонимы» Истории.
  • •§179. Залмоксис и «иммортализация»
  • •Глава XXII. ОРФЕЙ, ПИФАГОР И НОВАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ
  • •§180. Легенды об Орфее: певец и «основоположник посвящений»
  • •§181. Орфические теогония и антропология: переселение и бессмертие души
  • •§182. Новая эсхатология
  • •§183. Платон, Пифагор и орфизм
  • •§184. Александр Великий и эллинистическая культура
  • •Глава XXIII. ИСТОРИЯ БУДДИЗМА ОТ МАХАКАШЬЯПЫ ДО НАГАРДЖУНЫ
  • •§185. Буддизм до первого раскола
  • •§186. От Александра Великого до Ашоки
  • •§187. Догматические трения и новый синтез
  • •§188. Путь бодхисатв
  • •§189 Нагарджуна и доктрина всемирной пустоты
  • •§190. Джайнизм после Махавиры: учение, космология, сотериология
  • •Глава XXIV. СИНТЕЗ ИНДУИЗМА: «МАХАБХАРАТА» И «БХАГАВАД-ГИТА»
  • •§191. Восемнадцатидневная битва
  • •§192. Эсхатологическая война и конец света
  • •§193. Откровение Кришны
  • •§194. «Отказаться от плодов своих деяний»
  • •§195. «Разъединение» и «Объединение»
  • •Глава XXV. ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ИУДЕЙСТВА: ОТ АПОКАЛИПСИСОВ ДО ВОЗВЫШЕНИЯ ТОРЫ
  • •§196. Начало эсхатологии
  • •§197. Аггей и Захария — пророки
  • •§198. Ожидание Царя-Мессии
  • •§199. Расцвет законничества
  • •§200. Персонификация Божественной Премудрости
  • •§201. От безысходности к новой теодицее: Коэлет и Екклесиастика
  • •§202. Первые Апокалипсисы: книга Даниила и Первая книга Еноха
  • •§203. Конец света — единственное упование
  • •§204. Реакция фарисеев: возвышение Торы
  • •Глава XXVI. СИНКРЕТИЗМ И ТВОРЧЕСТВО В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ: ОБЕЩАНИЕ СПАСЕНИЯ
  • •§205. Религии мистерий
  • •§206. Дионис мистический
  • •§207. Аттис и Кибела
  • •§208. Исида и египетские мистерии
  • •§209. Откровение Гермеса Трисмегиста
  • •§210. Посвящение в герметизме
  • •§211. Эллинистическая алхимия
  • •Глава XXVII. НОВЫЙ ИРАНСКИЙ СИНТЕЗ
  • •§212. Религиозные ориентации при Аршакидах (ок. 247-220 гг. до н.э.)
  • •§213. Зурван и происхождение Зла
  • •§214. Эсхатологическая функция Времени
  • •§215. Два Творения: mēnok и gētik
  • •§216. От Гайомарта к Саошьянту
  • •§217. Мистерии Митры
  • •§218. «Если бы христианство было остановлено…»
  • •Глава XXVIII. РОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
  • •§219. «Сокровенный иудей»: Иисус из Назарета
  • •§220. Благая Весть: приблизилось Царствие Божие
  • •§221. Возникновение Церкви
  • •§222. Апостол язычников
  • •§223. Ессеи в Кумране
  • •§224. Разрушение Храма; парусия запаздывает
  • •Глава XXIX. ЯЗЫЧЕСТВО, ХРИСТИАНСТВО И ГНОЗИС В ЭПОХУ ИМПЕРАТОРОВ
  • •§225. Jam redit et Virgo…
  • •§226. Терзания religio illicita
  • •§227. Христианский гнозис
  • •§228. Гностические подходы
  • •§229. От Симона Волхва к Валентину
  • •§230. Гностические мифы, образы и метафоры
  • •§231. Принявший муки Параклет
  • •§232. Манихейский гнозис
  • •§233. Великий Миф: падение и спасение божественной души
  • •§234. Абсолютный дуализм как mysterium tremendum
  • •Глава XXX. СУМЕРКИ БОГОВ
  • •§235. Ересь и ортодоксия
  • •§236. Крест и Древо Жизни
  • •§237. К «космическому христианству»
  • •§238. Расцвет богословия
  • •§239. Между Sol Invictos и «In hoc signo vinces»
  • •§240. Автобус с остановкой в Элевсине
  • •Сокращения
  • •Критическая библиография
  • •§126. Из обширной литературы по доисторической культуре Китая укажем следующие работы:
  • •§127. О культуре бронзового века:
  • •Детальный анализ различных периферийных и маргинальных традиций,
  • •§129. Наиболее важные космогонические тексты перевел Макс Кальтенмарк:
  • •По поводу мифа о Паньгу:
  • •Об отделении Земли от Неба:
  • •§130. О морфологии разных символов полярности и чередования
  • •§131. Конфуций первый использовал свои наставления как средство духовной и политической реформы.
  • •Среди обобщающих работ отметим:
  • •Укажем также несколько последних работ:
  • •Трактат «Чжуан-цзы» был многократно переведен на основные европейские языки.
  • •§133. О даосских техниках достижения телесного бессмертия:
  • •Об «освобождении трупа»:
  • •По легенде о трех священных горах посреди моря, к которым никто не может приблизиться см.:
  • •О техниках «питания жизненной силы» работа Анри Масперо остается фундаментальной:
  • •Об алхимической символике дыхания и полового акта:
  • •§135. О распространении индуизма на полуострове и интеграции местных элементов:
  • •§136. О лейтмотиве «освобождение от страдания»:
  • •§137. О преемственности ведийских идей в упанишадах:
  • •Об общей проблеме преемственности в индийской религии:
  • •§138. О досистематической веданте см.
  • •§139. Библиографию по текстам санкхьи и комментарий к ним см.:
  • •Об идеях санкхьи в упанишадах:
  • •Об онтологической структуре пуруши («Сам»)
  • •§140. О модальностях и «развитии» материи (пракрити):
  • •§141. Цитаты и комментарий к ним см. в:
  • •§142. О практиках йоги, их истоках и истории:
  • •§143. О техниках йоги см.:
  • •§144. О роли Ишвары в классической йоге ср.:
  • •§145. О сиддхи, или «волшебных способностях»:
  • •§146. Об окончательном освобождении от страдания и о состоянии дживанмукты («освобожденный при жизни»):
  • •§147. Укажем самые основательные работы из обширной библиографии по Шакьямуни:
  • •§148. О пути к просветлению:
  • •§149. Источники о просветлении даются в:
  • •§150. Последующие варианты сказания о Будде проанализированы в:
  • •§152-153. Укажем самые главные переводы текстов джайнов:
  • •§154. О Макхали Госале и адживиках см. библиографию в:
  • •§155. Существуют многочисленные палийские тексты в переводах на английский язык.
  • •§157. О двенадцати причинах:
  • •§159. О техниках медитации в буддизме:
  • •§160. Об архатах см.:
  • •Миф о Ромуле и Реме см в:
  • •§162. Об индоевропейском наследии:
  • •§163. О специфическом характере религиозного опыта римлян:
  • •§164. О домашнем культе:
  • •§165. В Риме, как и в других традиционных обществах, праздники служили для сакрализации времени:
  • •Об октябрьском ритуале жертвоприношения коня в честь Марса и его сходстве с ашвамедха,
  • •§166. О dii Indigestes и dii Novensiles ср.: Wissowa. Religion u. Kultus
  • •Об архаической триаде:
  • •§167. Основные сведения об этрусках см. в недавних публикациях:
  • •»Этрусский вопрос» обсуждается в статьях:
  • •Тексты классических авторов и их анализ:
  • •Об азиатском происхождении этрусков (Геродот, I, 94) и надписях с о. Лемнос см.:
  • •Об этрусских богах и их interpretatio graeca:
  • •Содержание разных libri, представлено и прокомментировано в трехтомном издании:
  • •§168. Об авентинской триаде:
  • •Об этимологии имени Либер:
  • •Греческая интерпретация цереалий обсуждается в:
  • •Об Аполлоне:
  • •Об evocatio см.:
  • •§169. О протоистории кельтов см.:
  • •Общие труды по религии кельтов:
  • •§170. О древности кельтской религии и параллелях с Древней Индией:
  • •Об Огмии:
  • •Ирландии и Уэльсе и датируемых V-VI вв. См.:
  • •Об «Аполлоне»:
  • •§171. О галльских богах, упомянутых Луканом,:
  • •Средневековые глоссы, сохранившиеся в «Commenta Bernensis», противоречивы.
  • •O Maires и Matronae:
  • •§172. Сведениями о статусе и церемониях галльских друидов мы обязаны, главным образом, «Истории» Посидония
  • •§173. О скандинавских наскальных рисунках см.:
  • •§174. Основные источники по войне асов и ванов:
  • •Об Одине, подвешенном на Мировом Древе, см.:
  • •O seidhr, ср.:
  • •§175. О «неистовстве» (wut) и его индоевропейских аналогах — кельтском ferg и ménos героев Гомера:
  • •Об аналогиях между берсерками и молодыми хаматса — членами общины каннибалов в племени квакиутль:
  • •§176. О Тюре (*Tîwaz, Ziu):
  • •Библиография о Бальдре весьма обширна; в первую очередь, см.:
  • •§177. О богах-ванах ср.:
  • •О скандинавском эсхатологическом мифе датский ученый Аксель Ольрик опубликовал книгу с ценными материалами:
  • •§178. О протоистории и истории фракийцев:
  • •§180. См. тексты по изданиям:
  • •§181. Платоновский миф о душе, заключенной в тело (sōma) как в могилу (sema), и его соотношение с орфизмом
  • •Об «орфическом пути»:
  • •Об орфической мистике:
  • •Об аналогиях с финикийской и египетской космогонией:
  • •§182. О преисподней орфиков см.:
  • •Существование «секты» или собраний орфиков признают:
  • •§183. Из богатой подборки критических материалов о мифе у Платона укажем:
  • •О Ферекиде Сиросском и возможных восточных влияниях на его космогонию и антропологию:
  • •§184. Жизнеописание Александра:
  • •Об Александре и Индии см.:
  • •Об Упали, который знал наизусть Учение, см. тексты, приведенные в:
  • •§186. Об Индии в эпоху Александра Великого и об Империи династии Маурья:
  • •Об Ашоке:
  • •§187. О ступе и о поклонении останкам:
  • •По символизму буддийских храмов остается незаменимым труд Поля Мю:
  • •О монашеской жизни:
  • •§188. Хронология, тексты и библиография «Праджняпарамитасутр» блестяще представлены в:
  • •Анализ различных бодхисатв представлен в:
  • •Об Авалокитешваре:
  • •Об Амитабхе и Сукхавати:
  • •§189. О Нагарджуне и Мадхьямике см. библиографию в:
  • •§190. Краткий очерк истории Канона и джайнистской церкви дан в:
  • •§191. Текст стал доступен благодаря критическому изданию, опубликованному под редакцией
  • •Об истории толкования поэмы:
  • •§192. Об аналогиях «Махабхараты» с иранской и скандинавской эсхатологиями:
  • •§193. Об идеях санкхьи и йоги в «Махабхарате»:
  • •§194. Существует огромная литература по «Бхагавад-гите»;
  • •§195. О «разъединении» небесной сущности, достигаемой путем жертвы (yasna), см.:
  • •§196. Истории Израильского народа эпохи после Плена посвящено внушительное число книг. Из последних назовем:
  • •§197. О пророке Arree:
  • •§198. О библейских концепциях Мессии:
  • •§199. История Пятикнижия достаточно сложна; состояние вопроса и библиографию см.:
  • •§200. Об истории Палестины в эллинистическую эпоху см.:
  • •§201. О книге Коэлет:
  • •§202. По истории Палестины от Антиоха IV Епифана до Помпея см.
  • •Об идентификации Яхве с греческими концепциями Бога:
  • •На тему vaticinia ex eventu:
  • •Об иранских влияниях в Книге Даниила:
  • •§203. О синдроме конца света:
  • •Об иранской доктрине воскресения имеются четкие свидетельства в IV в. до н.э.; ср.:
  • •Об иранских влияниях в апокрифах и псевдоэпиграфах:
  • •§204. Об апокалиптике как о средстве защиты от террора истории:
  • •Об астрологии и астральном фатализме:
  • •Литературные источники по мистериям собраны в кн.:
  • •§206. О Дионисе в эллинистической среде и в греко-римскую эпоху:
  • •§207. Очерки о фригийских мистериях см.:
  • •Споры вокруг значения и ритуальной функции pastόs (cubiculum) кратко изложены в:
  • •§208. О египетских мистериях:
  • •Об ареталогиях Исиды см.:
  • •§209. Герметические тексты были изданы и переведены в:
  • •Анализ герметической литературы сабеян приводится в:
  • •Об арабской герметической литературе см.
  • •§211. Общие сведения об алхимии см.:
  • •§212. Содержательные исторические обзоры политики и культуры парфян см.:
  • •Об «Оракуле Гистаспа»:
  • •Об «Оракуле Гистаспа»:
  • •§213. Об архаической структуре Зурвана:
  • •§214. Мы рассмотрим религии эпохи Сасанидов в III томе (см. также §216).
  • •О милленаристском учении и формуле трех времен (aršōkara, frašōkara и maršokara) см.:
  • •§217. Два тома: Franz Cumont. Textes et Monuments figurés relatifs aux Mystères de Mithra,
  • •Об эпизодах с Митрой и быком до жертвоприношения см.:
  • •§218. О распространении мистерий Митры в Римской Империи существует обширная библиография. См.:
  • •§219. Большинство исследований об Иисусе из Назарета, число которых множится с начала XIX в.,
  • •§220. Об Иисусе, проповедующем неотвратимость пришествия Царства Божьего, см.:
  • •Сравнительные исследования см.:
  • •§221. О возникновении Церкви и о Деяниях Апостолов как историческом источнике см.:
  • •Об иудео-христианстве
  • •§223. Укажем несколько переводов рукописей Мертвого Моря:
  • •§224. О рабби Йоханане бен Заккае, см. монографии:
  • •Об отсрочке парусин:
  • •Об истоках христологии:
  • •§225. О проникновении восточных культов в Рим и в Римскую империю см:
  • •Оба мифа о судьбе Рима рассмотрены в:
  • •§226. Отличный обобщающий труд по императорской эпохе
  • •Об обращении в христианство:
  • •О гонениях:
  • •§227. Источники по эзотерике (тайное обучение и ритуалы) в нормативном иудаизме и в сектах, у ессеев, самаритян, фарисеев
  • •Об иудейской эзотерике см.:
  • •§228. За последние 40 лет в области исследований гнозиса и гностицизма
  • •§229. О Симоне Волхве см.:
  • •О гностических сектах либертинцев и, прежде всего, фибионитов (оргии которых были описаны Епифанием:
  • •О мифе о «Спасенном Спасителе»
  • •§231. История исследования манихейства представляет собой значительную главу в европейской истории идей;
  • •§232. Писания Мани были проанализированы в:
  • •§233. Миф представлен в:
  • •Об эпизоде «соблазнения архонтов» ср.:
  • •§234. Образ Jesus Patibilis и, главным образом, представление о
  • •§235. О древнееврейской религиозной мысли см.:
  • •О бытовании аналогичных легенд (Сет и Крест, поиски мира и елея и т.п.) на Западе см.:
  • •§237. Длительный и сложный процесс усвоения иудаизмом языческой религиозной иконографии и ее символики
  • •Об «Opus imperfectum in Matthaeum» и о «Хрониках Зукнина» см.:
  • •§238. Взлету христианского богословия посвящена обширная литература.
  • •Об Арии и Никейском соборе:
  • •§239. О Sol Invictus и солярной религии:
  • •Об обращении Константина и его политике в области религии:
  • •Об отношении христианства к язычеству:
  • •§240. Фрагмент из Bioi sophistōn Евнапия о предсказаниях последнего легитимного иерофанта переведен в:
  • •Указатель
  • •Послесловие
  • •Комментарии
  • •В библиографии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *