Теория происхождения мира
71. Учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия называется …
1. Русским мыслителем, считавшим, что без философии «наука –
сборник фактов, искусство – вопрос техники, жизнь – механизм», был …
П. Л. Лавров
2. Символичность, противоречивость, антропоморфизм являются чертами ___________ картины мира.
мифологической
3. Противоположный диалектике метод познания бытия К. Маркс и Ф. Энгельс называли …
метафизическим материализмом
4. К методологическим функциям философии относится _______ функция.
эвристическая
5. Исходным принципом философии Г. Гегеля является …
тождество бытия и мышления
6. Одной из специфических черт русской философской традиции является …
панморализм
7. Философское учение, отождествляющее Бога и мир, называется …
пантеизмом
8. Заблуждения человеческого ума Ф. Бэкон назвал …
идолами
9. Центральным мировоззренческим принципом античной философии является …
космоцентризм
10. Понятие «интенциональность» является характерным для философского направления …
феноменология
11. В отличие от материальной, духовная культура направлена на совершенствование …
общественного сознания
12.Совокупность устойчивых черт личности, определяющих типичные для нее способы поведения, называется …
характером
13. Нравственный центр личности есть …
совесть
14. Согласно философскому иррационализму, сущностью человека является …
воля
15. Представителем современной философии науки, считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является …
П. Фейерабенд
16. Философом, который ввел понятие «парадигма» в философию науки, является …
Т. Кун
17. Основными формами и уровнями научного познания являются …
эмпирический
теоретический
18. Научное допущение или предположение, истинность которых не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной, называется …
гипотезой
19. Учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия называется …
диалектикой
20. Высшим родом бытия объективный идеализм признает …
духовную реальность
21. Универсальным способом существования материи является …
движение
22. Представление о всеобщей связи и причинной обусловленности явлений называется …
детерминизмом
23. Философская школа, считающая глобализацию завершающей стадией капитализма, называется …
неомарксизмом
24. Мыслителем, утверждавшим, что способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы, был …
К. Маркс
25. Особенностью индустриального общества является …
механизация производства
26. Большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по образу жизни, по политическим и другим интересам и по особенностям их общественного сознания, называется …
классами
27. Основными формами сознания являются …
индивидуальное
общественное
28. Существование «врожденных идей» признают представители …
рационализма
29. Философским направлением, разделяющим позицию агностицизма, является …
конвенционализм
30. Истинное знание, согласно прагматизму, …
ведет к успешному действию
31. В процессе социализации человек формируется как …
личность
32.Человек как творец культуры находится в центре внимания философии …
Возрождения
33. Предел совершенства обозначается в философии термином » ______ «.
благо
34. Двойственность человека проявляется в том, что он …
существует в сфере материального и идеального
35. Периодом зарождения технических наук является …
вторая половина XV века – 70-х гг. XIX века
36. Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется …
научной революцией
37. Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является …
Ф. Бэкон
38. Основными логическими путями исследования являются …
индукция
дедукция
абстрагирование
39. Линейная концепция причинности характерна для …
метафизики
40. Древнегреческие философы элеаты впервые поставили в центр внимания проблему …
бытия и небытия
41. Представление о всеобщей связи и причинной обусловленности явлений называется …
детерминизмом
42. Наряду с поступательностью в процессе развития есть повторяемость, цикличность, что отражается в диалектическом законе …
отрицания отрицания
43. Принципы творения и удвоения характерны для ___________ картины мира. религиозной
44. Сущностью социальной функции философии является …
формулировка коллективных целей развития
45. Направление в философии, согласно которому вещи существуют только потому, что люди их ощущают, называется …
солипсизмом
46. Особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, называется философией
47. Главным признаком развития общества, с точки зрения сторонников теории циклического развития, является …
волнообразные ритмы
48. Продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации называется …
обществом
49. Философская школа, считающая глобализацию завершающей стадией капитализма, называется …
неомарксизмом
50. Чувственное и рациональное познание …
взаимосвязаны
51. С позиции агностицизма, сущность и явление …
не связаны друг с другом
52. В качестве основного критерия истины в диалектическом материализме выступает…
практика
53. Создателем первой философской системы в истории русской философии является …
В. С. Соловьев
54. Центральной проблемой в философии Нового времени является …
разработка научного метода
55. По И. Канту, сознанию доступны только …
феномены
56. Центральной проблемой средневековой философии является доказательство …
бытия Бога
57. К представителям философского неореализма относится …
Б. Рассел
58. Онтология как учение о бытии зарождается в философии …
Парменида
59. Гносеологический релятивизм отрицает существование _______ истины.
объективной
60. Учение, сторонники которого полагают, что субъект познания пассивно воспринимает и отражает свойства воздействующего на него объекта, называется …
созерцательным материализмом
61. Формами биологического отражения являются …
раздражимость
чувствительность
эмоциональность
62. Реализм и номинализм – направления в средневековой схоластике, решающие проблему …
универсалий
63. Положительное содержание метафизических идей И. Кант усматривает в том, что они являются …
предметами практического разума
64. Философско-мировоззренческий рационализм исходит из идеи …
благой закономерности
65. Целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем, называется …
экспериментом
66. Коренной технологический переворот в развитии производительных сил общества в XX в. называется …
научно-технической революцией
67. Основными критериями научного знания являются …
объективность
системность
68. Основными факторами, влияющими на развитие науки, представители интернализма считают …
внутренние идеи, присущие научному познанию
69. Древнегреческие философы элеаты впервые поставили в центр внимания проблему…
бытия и небытия
70. Способность сложной системы видоизменять свою структуру называется …
самоорганизацией
диалектикой
72. Дифференцированное, но вместе с тем целостное единство называется …
системой
73. Структурными элементами материально-производственной сферы является(-ются) …
производительные силы и производственные отношения
74. К явлениям международного сотрудничества в правовой сфере относится …
выработка и ужесточение законов против торговли наркотиками
75. Автором понятия «сверхиндустриальная цивилизация», обозначающего современное общество, является …
О. Тоффлер
77. Автором пассионарной теории этногенеза является …
Л. Н. Гумилев
78. В широком смысле ценность представляет собой …
положительную значимость
79. С точки зрения аксиологического подхода культура представляет собой …
систему ценностей
80. Нормативно одобренный образ поведения человека выражается понятием «социальная (-ый)_____ «.
роль
81. Двойственность человека проявляется в том, что он …
существует в сфере материального и идеального
82. Философы эпохи Нового времени считали, что определяющей функцией философии является …
гносеологическая
83. Система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире, называется …
мировоззрением
84. Картина мира обусловливает …
способ восприятия мира
85. Учением, признающим разум источником всеобщих и необходимых истин, является …
рационализм
86. Классическая концепция истины основана на принципе …
корреспонденции
87. Носителем познавательной активности является …
субъект
88. Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется …
научной революцией
89. В философии Древнего Востока и Античности человек мыслился как …
микрокосм
100. Исходным принципом философии г. Гегеля является …
тождество бытия и мышления
101. «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах», утверждают сторонники …
сенсуализма
102. С точки зрения Й. Хейзинги, главным внутренним принципом культуры является …
игровое поведение человека
103. Воплощением идеи русской самобытности, объединившим в себе жизненный уклад и комплекс морально-нравственных норм, выстроенных на принципах православия, самодержавия и общинности, является, по мнению славянофилов, понятие …
соборности
104. К культурно-цивилизационной стороне глобализации общества относится …
расширение информационно-коммуникативного пространства
105. Автором произведения «Закат Европы» был …
О. Шпенглер
106. Главными свойствами человеческого сознания являются …
идеальность
интенциональность
идеаторность
107. К проявлениям духовного аспекта свободы относится …
возможность самому создавать духовные ценности
108. Автором стратификационного подхода к анализу общества является …
П. Сорокин
109. К противоречивости глобального процесса относится …
усиление дифференциации в развитии стран «Севера» и «Юга»
110. Логический путь от общего к частному называется …
дедукцией
111. Основными формами и уровнями научного познания являются …
эмпирический
теоретический
112. Символичность, противоречивость, антропоморфизм являются чертами ___________ картины мира.
мифологической
113. К объектам, являющимся мысленной конструкцией, относится …
физический вакуум
114. Философско-мировоззренческий подход, который преувеличивает когнитивные, социальные и практические возможности науки, ее роль в жизни общества, называется …
сциентизмом
115. Способность человека отражать мир в идеальных образах называется …
сознанием
116. Понятие «интенциональность» является характерным для философского направления …
феноменология
117. Характерной чертой немецкой классической философии является …
§129. Происхождение и устройство мира
- •Электронное оглавление
- •От автора
- •Глава XVI. РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
- •§126. Религиозные верования в эпоху неолита
- •§127. Религия бронзового века: Бог Неба и культ предков
- •§128. Образцовая династия: Чжоу
- •§129. Происхождение и устройство мира
- •§130. Полярность, чередование и реинтеграция
- •§131. Конфуций: власть Ритуала
- •§132. Лао-цзы и даосизм
- •§133. Техника долголетия
- •§134. Даосы и алхимия
- •Глава XVII. БРАХМАНИЗМ И ИНДУИЗМ: ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДОКТРИНЫ И СПОСОБЫ СПАСЕНИЯ
- •§135. «Все есть страдание…»
- •§136. Способы высшего «пробуждения»
- •§137. История идей и хронология текстов
- •§138. Ранняя веданта
- •§139. Дух в санкхья-йоге
- •§140. Смысл Творения — помочь освобождению духа
- •§141. Освобождение
- •§142. Йога: концентрация на предмете
- •§143. Техники йоги
- •§144. Роль Бога
- •§145. Самадхи и «чудодейственные силы»
- •§146. Окончательное освобождение
- •Глава XVIII. БУДДА И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
- •§147. Принц Сиддхартха
- •§148. Великий Уход
- •§149. «Просветление». Предсказание Закона
- •§150. Раскол Девадатты. Последние обращенные. Будда входит в паринирвану
- •§151. Религиозная среда. Аскеты-странники
- •§152. Махавира и «спасители мира»
- •§153. Учения и практики джайнизма
- •§154. Адживики и всемогущество «судьбы»
- •Глава XIX. ПОСЛАНИЕ БУДДЫ: ОТ СТРАХА ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ К БЛАЖЕНСТВУ НЕСКАЗАННОГО
- •§155. Человек, пронзенный отравленной стрелой…
- •§156. Четыре «благородные истины» и «срединный путь»
- •§157. Непостоянство вещей и доктрина анатты
- •§158. Путь в нирвану
- •§159. Техники медитации и их просветление «мудростью»
- •§160. Парадокс необусловленного
- •Глава XX. РИМСКАЯ РЕЛИГИЯ: ОТ ИСТОКОВ ДО ВАКХАНАЛИЙ (прибл. 186 г. до н.э.)
- •§161. Ромул и принесение жертвы
- •§162. «Историзация» индоевропейских мифов
- •§163. Действующие лица римской религии
- •§164. Домашние культы: пенаты, лары, маны
- •§165. Жрецы, авгуры и священные коллегии
- •§166. Юпитер, Mapс, Квирин и капитолийская триада
- •§167. Этруски: загадки и гипотезы
- •§168. Кризисы и катастрофы: от правления галлов до II Пунической войны
- •Глава XXI. КЕЛЬТЫ, ГЕРМАНЦЫ, ФРАКИЙЦЫ И ГЕТЫ
- •§169. Устойчивость доисторических элементов
- •§170. Индоевропейское наследие
- •§171. Можно ли восстановить кельтский пантеон?
- •§172. Друиды и их эзотерическое учение
- •§173. Иггдрасиль и космогония древних германцев
- •§174. Асы и ваны. Один и его чудесные «шаманские» свойства
- •§175. Война, экстаз и смерть
- •§176. Асы: Тюр, Тор и Бальдр
- •§177. Боги-ваны. Локи. Конец света
- •§178. Фракийцы, «великие анонимы» Истории.
- •§179. Залмоксис и «иммортализация»
- •Глава XXII. ОРФЕЙ, ПИФАГОР И НОВАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ
- •§180. Легенды об Орфее: певец и «основоположник посвящений»
- •§181. Орфические теогония и антропология: переселение и бессмертие души
- •§182. Новая эсхатология
- •§183. Платон, Пифагор и орфизм
- •§184. Александр Великий и эллинистическая культура
- •Глава XXIII. ИСТОРИЯ БУДДИЗМА ОТ МАХАКАШЬЯПЫ ДО НАГАРДЖУНЫ
- •§185. Буддизм до первого раскола
- •§186. От Александра Великого до Ашоки
- •§187. Догматические трения и новый синтез
- •§188. Путь бодхисатв
- •§189 Нагарджуна и доктрина всемирной пустоты
- •§190. Джайнизм после Махавиры: учение, космология, сотериология
- •Глава XXIV. СИНТЕЗ ИНДУИЗМА: «МАХАБХАРАТА» И «БХАГАВАД-ГИТА»
- •§191. Восемнадцатидневная битва
- •§192. Эсхатологическая война и конец света
- •§193. Откровение Кришны
- •§194. «Отказаться от плодов своих деяний»
- •§195. «Разъединение» и «Объединение»
- •Глава XXV. ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ИУДЕЙСТВА: ОТ АПОКАЛИПСИСОВ ДО ВОЗВЫШЕНИЯ ТОРЫ
- •§196. Начало эсхатологии
- •§197. Аггей и Захария — пророки
- •§198. Ожидание Царя-Мессии
- •§199. Расцвет законничества
- •§200. Персонификация Божественной Премудрости
- •§201. От безысходности к новой теодицее: Коэлет и Екклесиастика
- •§202. Первые Апокалипсисы: книга Даниила и Первая книга Еноха
- •§203. Конец света — единственное упование
- •§204. Реакция фарисеев: возвышение Торы
- •Глава XXVI. СИНКРЕТИЗМ И ТВОРЧЕСТВО В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКУЮ ЭПОХУ: ОБЕЩАНИЕ СПАСЕНИЯ
- •§205. Религии мистерий
- •§206. Дионис мистический
- •§207. Аттис и Кибела
- •§208. Исида и египетские мистерии
- •§209. Откровение Гермеса Трисмегиста
- •§210. Посвящение в герметизме
- •§211. Эллинистическая алхимия
- •Глава XXVII. НОВЫЙ ИРАНСКИЙ СИНТЕЗ
- •§212. Религиозные ориентации при Аршакидах (ок. 247-220 гг. до н.э.)
- •§213. Зурван и происхождение Зла
- •§214. Эсхатологическая функция Времени
- •§215. Два Творения: mēnok и gētik
- •§216. От Гайомарта к Саошьянту
- •§217. Мистерии Митры
- •§218. «Если бы христианство было остановлено…»
- •Глава XXVIII. РОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
- •§219. «Сокровенный иудей»: Иисус из Назарета
- •§220. Благая Весть: приблизилось Царствие Божие
- •§221. Возникновение Церкви
- •§222. Апостол язычников
- •§223. Ессеи в Кумране
- •§224. Разрушение Храма; парусия запаздывает
- •Глава XXIX. ЯЗЫЧЕСТВО, ХРИСТИАНСТВО И ГНОЗИС В ЭПОХУ ИМПЕРАТОРОВ
- •§225. Jam redit et Virgo…
- •§226. Терзания religio illicita
- •§227. Христианский гнозис
- •§228. Гностические подходы
- •§229. От Симона Волхва к Валентину
- •§230. Гностические мифы, образы и метафоры
- •§231. Принявший муки Параклет
- •§232. Манихейский гнозис
- •§233. Великий Миф: падение и спасение божественной души
- •§234. Абсолютный дуализм как mysterium tremendum
- •Глава XXX. СУМЕРКИ БОГОВ
- •§235. Ересь и ортодоксия
- •§236. Крест и Древо Жизни
- •§237. К «космическому христианству»
- •§238. Расцвет богословия
- •§239. Между Sol Invictos и «In hoc signo vinces»
- •§240. Автобус с остановкой в Элевсине
- •Сокращения
- •Критическая библиография
- •§126. Из обширной литературы по доисторической культуре Китая укажем следующие работы:
- •§127. О культуре бронзового века:
- •Детальный анализ различных периферийных и маргинальных традиций,
- •§129. Наиболее важные космогонические тексты перевел Макс Кальтенмарк:
- •По поводу мифа о Паньгу:
- •Об отделении Земли от Неба:
- •§130. О морфологии разных символов полярности и чередования
- •§131. Конфуций первый использовал свои наставления как средство духовной и политической реформы.
- •Среди обобщающих работ отметим:
- •Укажем также несколько последних работ:
- •Трактат «Чжуан-цзы» был многократно переведен на основные европейские языки.
- •§133. О даосских техниках достижения телесного бессмертия:
- •Об «освобождении трупа»:
- •По легенде о трех священных горах посреди моря, к которым никто не может приблизиться см.:
- •О техниках «питания жизненной силы» работа Анри Масперо остается фундаментальной:
- •Об алхимической символике дыхания и полового акта:
- •§135. О распространении индуизма на полуострове и интеграции местных элементов:
- •§136. О лейтмотиве «освобождение от страдания»:
- •§137. О преемственности ведийских идей в упанишадах:
- •Об общей проблеме преемственности в индийской религии:
- •§138. О досистематической веданте см.
- •§139. Библиографию по текстам санкхьи и комментарий к ним см.:
- •Об идеях санкхьи в упанишадах:
- •Об онтологической структуре пуруши («Сам»)
- •§140. О модальностях и «развитии» материи (пракрити):
- •§141. Цитаты и комментарий к ним см. в:
- •§142. О практиках йоги, их истоках и истории:
- •§143. О техниках йоги см.:
- •§144. О роли Ишвары в классической йоге ср.:
- •§145. О сиддхи, или «волшебных способностях»:
- •§146. Об окончательном освобождении от страдания и о состоянии дживанмукты («освобожденный при жизни»):
- •§147. Укажем самые основательные работы из обширной библиографии по Шакьямуни:
- •§148. О пути к просветлению:
- •§149. Источники о просветлении даются в:
- •§150. Последующие варианты сказания о Будде проанализированы в:
- •§152-153. Укажем самые главные переводы текстов джайнов:
- •§154. О Макхали Госале и адживиках см. библиографию в:
- •§155. Существуют многочисленные палийские тексты в переводах на английский язык.
- •§157. О двенадцати причинах:
- •§159. О техниках медитации в буддизме:
- •§160. Об архатах см.:
- •Миф о Ромуле и Реме см в:
- •§162. Об индоевропейском наследии:
- •§163. О специфическом характере религиозного опыта римлян:
- •§164. О домашнем культе:
- •§165. В Риме, как и в других традиционных обществах, праздники служили для сакрализации времени:
- •Об октябрьском ритуале жертвоприношения коня в честь Марса и его сходстве с ашвамедха,
- •§166. О dii Indigestes и dii Novensiles ср.: Wissowa. Religion u. Kultus
- •Об архаической триаде:
- •§167. Основные сведения об этрусках см. в недавних публикациях:
- •»Этрусский вопрос» обсуждается в статьях:
- •Тексты классических авторов и их анализ:
- •Об азиатском происхождении этрусков (Геродот, I, 94) и надписях с о. Лемнос см.:
- •Об этрусских богах и их interpretatio graeca:
- •Содержание разных libri, представлено и прокомментировано в трехтомном издании:
- •§168. Об авентинской триаде:
- •Об этимологии имени Либер:
- •Греческая интерпретация цереалий обсуждается в:
- •Об Аполлоне:
- •Об evocatio см.:
- •§169. О протоистории кельтов см.:
- •Общие труды по религии кельтов:
- •§170. О древности кельтской религии и параллелях с Древней Индией:
- •Об Огмии:
- •Ирландии и Уэльсе и датируемых V-VI вв. См.:
- •Об «Аполлоне»:
- •§171. О галльских богах, упомянутых Луканом,:
- •Средневековые глоссы, сохранившиеся в «Commenta Bernensis», противоречивы.
- •O Maires и Matronae:
- •§172. Сведениями о статусе и церемониях галльских друидов мы обязаны, главным образом, «Истории» Посидония
- •§173. О скандинавских наскальных рисунках см.:
- •§174. Основные источники по войне асов и ванов:
- •Об Одине, подвешенном на Мировом Древе, см.:
- •O seidhr, ср.:
- •§175. О «неистовстве» (wut) и его индоевропейских аналогах — кельтском ferg и ménos героев Гомера:
- •Об аналогиях между берсерками и молодыми хаматса — членами общины каннибалов в племени квакиутль:
- •§176. О Тюре (*Tîwaz, Ziu):
- •Библиография о Бальдре весьма обширна; в первую очередь, см.:
- •§177. О богах-ванах ср.:
- •О скандинавском эсхатологическом мифе датский ученый Аксель Ольрик опубликовал книгу с ценными материалами:
- •§178. О протоистории и истории фракийцев:
- •§180. См. тексты по изданиям:
- •§181. Платоновский миф о душе, заключенной в тело (sōma) как в могилу (sema), и его соотношение с орфизмом
- •Об «орфическом пути»:
- •Об орфической мистике:
- •Об аналогиях с финикийской и египетской космогонией:
- •§182. О преисподней орфиков см.:
- •Существование «секты» или собраний орфиков признают:
- •§183. Из богатой подборки критических материалов о мифе у Платона укажем:
- •О Ферекиде Сиросском и возможных восточных влияниях на его космогонию и антропологию:
- •§184. Жизнеописание Александра:
- •Об Александре и Индии см.:
- •
- •Об Упали, который знал наизусть Учение, см. тексты, приведенные в:
- •§186. Об Индии в эпоху Александра Великого и об Империи династии Маурья:
- •Об Ашоке:
- •§187. О ступе и о поклонении останкам:
- •По символизму буддийских храмов остается незаменимым труд Поля Мю:
- •О монашеской жизни:
- •§188. Хронология, тексты и библиография «Праджняпарамитасутр» блестяще представлены в:
- •Анализ различных бодхисатв представлен в:
- •Об Авалокитешваре:
- •Об Амитабхе и Сукхавати:
- •§189. О Нагарджуне и Мадхьямике см. библиографию в:
- •§190. Краткий очерк истории Канона и джайнистской церкви дан в:
- •§191. Текст стал доступен благодаря критическому изданию, опубликованному под редакцией
- •Об истории толкования поэмы:
- •§192. Об аналогиях «Махабхараты» с иранской и скандинавской эсхатологиями:
- •§193. Об идеях санкхьи и йоги в «Махабхарате»:
- •§194. Существует огромная литература по «Бхагавад-гите»;
- •§195. О «разъединении» небесной сущности, достигаемой путем жертвы (yasna), см.:
- •§196. Истории Израильского народа эпохи после Плена посвящено внушительное число книг. Из последних назовем:
- •§197. О пророке Arree:
- •§198. О библейских концепциях Мессии:
- •§199. История Пятикнижия достаточно сложна; состояние вопроса и библиографию см.:
- •§200. Об истории Палестины в эллинистическую эпоху см.:
- •§201. О книге Коэлет:
- •§202. По истории Палестины от Антиоха IV Епифана до Помпея см.
- •Об идентификации Яхве с греческими концепциями Бога:
- •На тему vaticinia ex eventu:
- •Об иранских влияниях в Книге Даниила:
- •§203. О синдроме конца света:
- •Об иранской доктрине воскресения имеются четкие свидетельства в IV в. до н.э.; ср.:
- •Об иранских влияниях в апокрифах и псевдоэпиграфах:
- •§204. Об апокалиптике как о средстве защиты от террора истории:
- •Об астрологии и астральном фатализме:
- •Литературные источники по мистериям собраны в кн.:
- •§206. О Дионисе в эллинистической среде и в греко-римскую эпоху:
- •§207. Очерки о фригийских мистериях см.:
- •Споры вокруг значения и ритуальной функции pastόs (cubiculum) кратко изложены в:
- •§208. О египетских мистериях:
- •Об ареталогиях Исиды см.:
- •§209. Герметические тексты были изданы и переведены в:
- •Анализ герметической литературы сабеян приводится в:
- •Об арабской герметической литературе см.
- •§211. Общие сведения об алхимии см.:
- •§212. Содержательные исторические обзоры политики и культуры парфян см.:
- •Об «Оракуле Гистаспа»:
- •Об «Оракуле Гистаспа»:
- •§213. Об архаической структуре Зурвана:
- •§214. Мы рассмотрим религии эпохи Сасанидов в III томе (см. также §216).
- •О милленаристском учении и формуле трех времен (aršōkara, frašōkara и maršokara) см.:
- •§217. Два тома: Franz Cumont. Textes et Monuments figurés relatifs aux Mystères de Mithra,
- •Об эпизодах с Митрой и быком до жертвоприношения см.:
- •§218. О распространении мистерий Митры в Римской Империи существует обширная библиография. См.:
- •§219. Большинство исследований об Иисусе из Назарета, число которых множится с начала XIX в.,
- •§220. Об Иисусе, проповедующем неотвратимость пришествия Царства Божьего, см.:
- •Сравнительные исследования см.:
- •§221. О возникновении Церкви и о Деяниях Апостолов как историческом источнике см.:
- •Об иудео-христианстве
- •§223. Укажем несколько переводов рукописей Мертвого Моря:
- •§224. О рабби Йоханане бен Заккае, см. монографии:
- •Об отсрочке парусин:
- •Об истоках христологии:
- •§225. О проникновении восточных культов в Рим и в Римскую империю см:
- •Оба мифа о судьбе Рима рассмотрены в:
- •§226. Отличный обобщающий труд по императорской эпохе
- •Об обращении в христианство:
- •О гонениях:
- •§227. Источники по эзотерике (тайное обучение и ритуалы) в нормативном иудаизме и в сектах, у ессеев, самаритян, фарисеев
- •Об иудейской эзотерике см.:
- •§228. За последние 40 лет в области исследований гнозиса и гностицизма
- •§229. О Симоне Волхве см.:
- •О гностических сектах либертинцев и, прежде всего, фибионитов (оргии которых были описаны Епифанием:
- •О мифе о «Спасенном Спасителе»
- •§231. История исследования манихейства представляет собой значительную главу в европейской истории идей;
- •§232. Писания Мани были проанализированы в:
- •§233. Миф представлен в:
- •Об эпизоде «соблазнения архонтов» ср.:
- •§234. Образ Jesus Patibilis и, главным образом, представление о
- •§235. О древнееврейской религиозной мысли см.:
- •О бытовании аналогичных легенд (Сет и Крест, поиски мира и елея и т.п.) на Западе см.:
- •§237. Длительный и сложный процесс усвоения иудаизмом языческой религиозной иконографии и ее символики
- •Об «Opus imperfectum in Matthaeum» и о «Хрониках Зукнина» см.:
- •§238. Взлету христианского богословия посвящена обширная литература.
- •Об Арии и Никейском соборе:
- •§239. О Sol Invictus и солярной религии:
- •Об обращении Константина и его политике в области религии:
- •Об отношении христианства к язычеству:
- •§240. Фрагмент из Bioi sophistōn Евнапия о предсказаниях последнего легитимного иерофанта переведен в:
- •Указатель
- •Послесловие
- •Комментарии
- •В библиографии:
- •