Терапевтическая сказка

Некоторое время назад психолог нам порекомендовала обратить внимание на терапевтические сказки, направленные на решение определенных психологических проблем у ребенка. В сети, в свободном доступе выложено достаточно много произведений, но мне захотелось купить именно бумажную книгу. За сим пошла на «Лабиринт».

Цена книги «Лабиринт души. Терапевтические сказки» — 511 руб. Со скидкой обошлась за 427 руб.

Место покупки — ИМ «Лабиринт».

Почему я решила приобрести именно ее? Подкупило большое количество сказок и широкий спектр проблем детского и подросткового возраста, охваченный в историях. Плюс положительные отзывы на сайте интернет-магазина.

Авторы книги:

Хухлаева Ольга Владимировна — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Хухлаев Олег Евгеньевич — кандидат психологических наук, профессор кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» Московского государственного психолого-педагогического университета.

На самом деле, авторы сказок совсем не Хухлаевы, а их студенты и воспитанники, о чем мы узнаем из заключения.

А я-то думаю, что ж за язык повествования такой в некоторых историях?! Сразу можно понять, где сочинял студент отличник, а где троечник. ))

Оформление

У нас 14 -е издание, из 175 страниц, бумага и печать офсетные. Страницы тонкие, просвечиваются. Книга формата А5 в твердой обложке. Картинок нет.

Терапевтические сказки. Лабиринт души

Стоит отметить, что с данной книгой очень удобно работать, так как в ней есть указатели направленности сказочных историй и ключевых фраз. Например: «Я плохой, у меня ничего не выйдет!», «Мама и папа больше меня не любят».

Указатель направленности сказочных историй

Кроме того, присутствует разделение по возрасту слушателей. Таким образом, есть возможность подобрать сказку для конкретного ребенка.

В начале книги размещены обращения к родителям и психологам. В первом случае даны неплохие рекомендации, как работать с изданием. Во втором (как по мне, бестолковом) какое-то затяжное объяснение понятие «метафора».

Далее следуют 27 историй для дошкольников, 30 для школьников и 12 для подростков. В заключении две сказки для взрослых: описательная о любви; и депрессивная о силе детских переживаний. Первая хорошо бы зашла «тургеневским девушкам!. А вторая оставляет неприятный осадок и ощущение недосказанности.

По окончании каждой детской сказки приводятся вопросы для беседы с ребенком. В этом несомненный плюс издания.

Вопросы для обсуждения историй

Все сказки написаны предельно простым языком. Встречаются, как очень увлекательные красивые повествования, так и простенькие, с «коряво» составленными предложениями. Не мало ошибок и опечаток.

Большая часть произведений — это просто жизненные истории, где в роли главных персонажей вместо обычных мальчиков и девочек выступают животные. Но иногда попадаются и более «волшебные» сказки. Их и слушать интересней.

Откровенно говоря, многие сказки не нашли отклика у детей. Их внимание было явно поглощено другими вещами.

Как мы работаем с книгой терапевтических сказок «Лабиринт души».

По рекомендации психолога читаю только одну сказку в день.

Столкнувшись с тем, что в книге есть ошибки, обычно перед прочтением сказки детям, я просматриваю ее сама и решаю, стоит ли произведение внимания или нет. Иногда исправляю некоторые предложения.

Сказки, придуманные дошкольниками, как мне кажется, можно использовать в качестве отправной точки для развития собственной фантазии малыша.

Возрастное деление слушателей довольно-таки условное. Например, мой восьмилетний сын очень увлекся историей об индейце, помещенной в разделе для подростков. Она действительно здорово написана!

Заметила, что старший сын проявляет больший интерес к терапевтическим сказкам, чем младший, трехлетний. Возможно это связано с тем, что у младшего нет серьезных проблем. Хотя ему очень понравилась история о слоненке, который боялся темноты. Несколько раз просил ее перечитывать. И про Белочку-Припевочку. Видимо, его все-таки беспокоит собственная несамостоятельность.

Иногда прочитанная история заставляет ребёнка задуматься, и он сам изъявляет желание поговорить о проблемной ситуации. Думаю, что это хороший знак. Наше общение и обсуждение сказок благотворно влияет на поведение старшего сына.

Некоторые истории довольно примитивны, имеют незатейливый сюжет и явно озвучивают проблему. Такие я не читаю, а беру их за основу для собственных сочинений, наполняя подробностями и сдабривая приключениями героев.

На мой взгляд, во многих произведениях для дошкольников не хватает описательной части. Рассказывая ребёнку сказку, я обычно стараюсь сделать акцент на каких-то деталях, описать окружающую обстановку, будь то лес или африканская саванна. Хочется, чтобы ребенок живо представил себе окружающий мир героев, погрузился в сказочную атмосферу. Как мне кажется, этот момент особенно актуален, учитывая, что в книге нет иллюстраций. Но это лично мои причуды. ))

С другой стороны, в чём проблема? Нет — нарисуем! Ведь это один из приёмов работы в сказкотерапии. Поскольку младший ребенок у меня пока не рисует, мы с ним обычно садимся и начинаем обсуждать, какой момент ему больше всего запомнился из услышанного, какой рисунок он бы хотел нарисовать? Так рождаются иллюстрации.

Сказка о Ёжике, который хотел, чтобы на него обращали внимание Слоненок, который боялся темноты

Рисунки выполнены аквамаркерами «Сонет».

Художества старшего я, пожалуй не покажу.))

Еще один из приемов работы над сказкой, который рекомендуют Хухлаевы — это драматизация. Его мы успешно реализуем с помощью коллекционных фигурок животных. Инсценировка сказочных сюжетов проходит весело и увлекательно!

Сказкотерапия. Метод драматизации

Я считаю, что книга терапевтических сказок «Лабиринт души» станет хорошей отправной точкой для думающих и любящих родителей. Поэтому рекомендую!

Снижаю балл из-за ошибок и некоторых откровенно слабых историй.

О методе сказкотерапии я слышала давно, но как-то не придавала ему особого значения, а зря. Поведение и желания сына постоянно указывали на то, что нельзя пренебрегать данным методом в психологической коррекции. Каждый вечер, укладываясь спать, сын просил рассказать ему сказку. Причем именно свою. Он сам выбирал персонажей (например, «сегодня расскажи мне про енотов»), а я начинала выдумывать различные сюжеты. Вот тут бы мне очень пригодилась книга терапевтических сказок под редакцией Хухлаевых. Но ничего, лучше поздно, чем никогда!

СКАЗКИ ДЛЯ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Довольно часто к психологам обращаются мамы и папы агрессивных детей. Одни родители жалуются на то, что их ребенок дерется со сверстниками, другие на то, что их сын (или дочь) издевается над домашними животными, третьи называют свое чадо «разрушителем» или «варваром», громящим все вокруг, и т.п.

Чем обусловлено агрессивное поведение ребенка? Является оно врожденным или приобретенным? На сегодняшний день не существует однозначного ответа на данный вопрос. Проблема соотношения вклада наследственности и среды в развитии человека уже давно стала предметом научного интереса и продолжает вызывать споры среди ученых.

Одни ученые считают, что агрессивность – врожденная черта и ее корни находятся в биологической природе человека (анатомических, физиологических и биохимических свойствах индивида). Другие утверждают, что агрессивные тенденции обусловлены привычками, приобретенными в результате общения с другими людьми (родителями, учителями, друзьями) или под воздействием фильмов и телепередач, демонстрирующих насилие. Компромиссной точкой зрения является мнение, что врожденное и приобретенное присутствует в каждом нашем действии.

Поведенческие психологи выделяют ряд семейных факторов, которые влияют на формирование агрессивных тенденций в поведении ребенка. Среди них:

• недостаток тепла, ласки со стороны родителей;

• незаинтересованность, равнодушное отношение;

• непринятие, демонстрация плохого отношения;

• отсутствие контроля, безразличное отношение к проявлению агрессивного поведения;

• непоследовательность в использовании наказаний;

• применение физических наказаний.

СКАЗКА ДЛЯ ДИМЫ, КОТОРЫЙ КОЛОТИЛ МАМУ ДО СИНЯКОВ

Этот случай не совсем типичный. Ко мне обратилась мама Димы, который истязал ее бесконечными требованиями. Причем попытки перевести эти требования в просьбы и научить сына использовать соответствующие ситуации слова, «я прошу», «пожалуйста» были безуспешными. В случае, когда мама отказывалась выполнять требования, Дима начинал ее колотить не очень сильными, но многочисленными и фиксированными ударами по одному и тому же месту руки, ноги, спины или груди, вплоть до появления синяков. Остановить мальчика могли только слезы женщины, но и после этого он не просил у нее прощения. После разговора с мамой был сформулирован запрос – нивелировать опыт агрессивного поведения, научить ребенка предъявлять просьбы в социально-принятой форме и просить прощения за «плохие» поступки. В работе с Димой помимо терапевтической сказки были использованы техники других психотерапевтических подходов.

Могучий дуб и маленький кабанчик.

На одной солнечной полянке в середине густого леса жила семья кабанчиков: папа, мама, пять дочек и маленький кабанчик-сыночек. Взрослые кабанчики очень любили своих деток, а детки любили своих родителей.

На той же полянке, где жили кабанчики, рос могучий дуб. Дуб был огромным: его корни уходили глубоко в землю, а ветви поднимались высоко в небо. В тени его большой кроны можно было спрятаться от жаркого солнца, а за могучим стволом от проливных дождей и колючих ветров. Но самое главное, каждый год на дубе созревало так много вкусных желудей, что кабанчики могли питаться ими все лето и всю осень.

Осенью, когда желудей становилось мало, кабанчики разрывали почву в поисках сладких корешков или питались веточками. Но маленький кабанчик не хотел есть корешки и веточки, он любил только желуди. И вот однажды, когда на земле вокруг дуба не оказалось ни одного плода, кабанчик разбежался и со всех сил ударил по дереву копытцами. На землю упало несколько созревших плодов. Тогда он снова разбежался и снова ударил по дубу, и на землю опять упало несколько плодов. Теперь каждый раз, когда кабанчик хотел желудей, он разбегался и ударял по дереву.

Родители говорили ему, что нельзя бить по дубу копытцами, нужно быть терпеливым и воспитанным. Мама учила сына: «Ты можешь вежливо попросить у могучего дуба сбросить несколько спелых желудей на землю, или дождаться, когда желуди созреют и сами упадут на землю, или когда подует ветер и сорвет плоды с веточек. Но бить по дереву копытцами нельзя!» Только сыночек не слушал своих родителей. С того места ствола, куда кабанчик бил копытцами, упала кора, и образовалась большая-пребольшая рана.

Прошло лето. Осень сменилась холодной зимой, и семья кабанчиков ушла на зимовье в чащу леса. А дуб, израненный и побитый, остался мерзнуть на своей поляне.

Наступила весна, кабанчик-сыночек, окрепший и повзрослевший, вместе с семьей вернулся на поляну и… не узнал свой любимый дуб. На всех деревьях уже распустились молодые листочки. И только могучий дуб стоял грустный. Его веточки больше не тянулись к небу, его корни не искали воду глубоко в земле, его могучий ствол стал тоньше и слабее.

«Что с тобой произошло? Почему на твоих веточках нет листочков? А где маленькие цветочки, которые превратятся в сладкие желуди? Кто посмел тебя обидеть? – спрашивал кабанчик у дуба, обходя его вокруг. – Может, это зимние холода тебя обессилили? А может, снежные метели тебя застудили? А может…»

И вдруг кабанчик увидел на стволе дуба большую рану.

– Кто посмел тебя так поранить? – спросил он у дуба.

– Это следы твоих копытец, – грустно вздохнул дуб. – Из-за этой раны меня покидают силы. Хотя мои корни по-прежнему ищут в земле живительную влагу и бережно несут ее к стволу, вода не может дойти до верхних веточек и напоить их.

– Почему? – огорчился кабанчик.

– Посмотри внимательно на мою рану, и ты сам поймешь почему, – ответило дерево.

Кабанчик подошел к дубу ближе и увидел, как из раны часто-часто падают капельки. Капельки похожие на слезы. Дуб плакал, ему было очень больно. Стыдно стало кабанчику, сел он рядом с деревом и тоже заплакал: «Почему он не слушал маму? Как он мог так жестоко поступить с любимым дубом? Что теперь делать?»

Вдруг на ветку дуба села сорока, увидела она печального кабанчика и спрашивает:

– Кабанчик, что стряслось? Почему ты плачешь? Кто тебя обидел?

– Нет, сорока, не меня обидели, а я обидел. Искалечил я свой любимый дуб. Не прятаться нам больше в его тени, не есть сладких желудей, – ответил кабанчик и зарыдал еще сильнее.

– Не плачь, кабанчик. Я знаю, как горю твоему помочь. На дальнем болоте растет чудо-трава, сила у той травы лечебная. Сорви ее ночью и принеси вместе с болотной водой к дубу. Вначале промой рану болотной водой, а потом наложи на нее чудо-траву.

Только помни: траву накладываешь, а сам приговариваешь. Вот рана и зарастет, – прострекотала сорока и полетела прочь.

– Что приговариваешь? – вдогонку закричал кабанчик. – Какие слова?

– Волшебные… – раздался вдалеке голос улетающей птицы.

В тот же вечер кабанчик отправился на дальнее болото.

Лягушки помогли ему найти чудо-траву и принесли несколько кувшинок, наполненных болотной водой.

Ранним утром кабанчик вернулся на полянку к могучему дубу.

Он подошел к дереву, осторожно промыл рану болотной водой, бережно наложил на нее чудо-траву и сам не заметил, как начал приговаривать: «Я больше никогда не буду по тебе бить копытцами. Извини меня. Все будет хорошо. Прости меня, пожалуйста…»

И произошло чудо. Рана на дубе быстро затянулась, веточки весело потянулись к утреннему солнышку. Кабанчику послышалось, будто где-то, совсем рядом, начался праздничный салют, это на веточках начали дружно лопаться почки и распускаться молодые листочки.

В то лето благодарный дуб уродил так много желудей, что их хватило кабанчикам до следующего года. А кабанчик больше никогда не бил копытцами по дереву и следил, чтобы и другие зверюшки не обижали его любимый дуб.

Сказка для Тимофея, который дрался в школе

Впервые ко мне привели чудо-ребенка по имени Тимоша, когда ему было четыре с половиной года. У мальчика в тот период появилось странное хобби, которое не на шутку испугало родителей:

Тимоше нравилось надевать мамины кофточки, обувать ее туфли, красить губы и подолгу «кривляться» перед зеркалом.

Папа, ярко выраженный атлетик с чисто мужским характером, настоял, чтобы мама обратилась за консультацией к психологу.

Я не буду подробно останавливаться на диагностических методиках, с помощью которых изучались особенности поведения мальчика, скажу только, что опасения отца были напрасны. В ходе беседы с Тимошей и его мамой выяснилось также, что ребенок просто очарован певицей Веркой Сердючкой, а папа и сам не прочь посмеяться, когда артистичный ребенок пародирует своего кумира. Разумеется, родителям были даны соответствующие рекомендации по выходу из этой щекотливой ситуации. Но случай Тимоши интересен другим, его пример – яркая иллюстрация силы родительского внушения.

Вторая встреча с мальчиком произошла через полтора года, в середине сентября. Он пошел в первый класс, но уже через две недели директор попросила родителей забрать документы.

С первого дня по любому поводу Тимоша пускал в ход кулаки.

Учительница говорила родителям, что не может припомнить другого такого драчуна и что «с этим надо что-то делать».

«Ребенок не смотрит жестоких фильмов, не играет в компьютерные «стрелялки» и «убивалки», не видит агрессивного поведения в семье. Откуда в нем это?» – искренне не понимал отец.

Но стоило ему ответить на один-единственный вопрос психолога, как все встало на свои места. Я спросила отца Тимоши: «Вы, конечно, помните причину первого обращения к психологу. Могу я уточнить, как часто после консультации вы убеждали Тимошу в том, что настоящий мужчина не тот, кто надевает женские платья и красит губы, а тот, кто не плачет, умеет постоять за себя и дать сдачи?≫ Ответ был: «Часто». После такого откровения со стороны отца я отметила, что «ошибки воспитания» надо исправлять, и настояла на том, что он станет активным участником консультации наравне с Тимошей, его старшим братом Костей и мамой.

Сейчас, вспоминая ту консультацию, я невольно улыбаюсь.

Мы сели рядом, я и Тимоша, мама и Костя чуть позади нас, папа устроился в дальнем углу комнаты. Вначале, когда Тимоша говорил про школьные дела, папа сидел спокойно и прислушивался к беседе. Но, когда я начала рассказывать мальчику сказку, мужчина поднялся и начал нервно ходить по комнате. Видимо, он ожидал увидеть сеанс гипноза, а тут – обычная сказка. Но это была не обычная сказка, это была сказка с инсценировкой.

Львёнок в школе

В одном лесу жила семья львов: папа, мама и два львенка, один постарше, другой помладше. Львиная семья была дружная и в лесу уважаемая.

Все звери в лесу ценили льва-отца за мудрость и смелость. Маму-львицу любили за ее доброту и мягкость. Старшего львенка уважали за спокойный нрав и выдержку. А младшего львенка еще полюбить не успели, потому что он по лесу один не гулял и с другими лесными жителями общался редко.

Пришло время младшему львенку идти в школу.

– Наконец-то другие зверята узнают и полюбят меня как папу, маму и брата, – мечтал маленький львенок, – пойду в школу и заставлю всех себя уважать.

С первого дня в школе львенок добивался уважения одноклассников.

Бросит в белочку шишку и спрашивает: «Кто самый меткий? Кто самый сильный?» Повалит на землю медвежонка и радуется: «Я – самый ловкий, я – самый сильный». Ударит слоненка книжкой по голове и кричит от восторга: «И тебя победил.

Я в классе самый сильный».

Прошло две недели, только никто из одноклассников не хотел с львенком дружить. Грустно стало львенку, пришел он домой и спрашивает старшего брата:

– Почему никто со мной не дружит? Почему звери меня не уважают, как тебя?

Молчит старший брат. Спокойно наблюдает из-за куста за молодым козленком, который на полянке пасется. А маленький львенок все вокруг брата бегает, то за ухо укусит, то за хвост потянет:

– Скажи, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе! Я же сын царя зверей!

– Царская сила не в том, чтобы кулаками размахивать да одноклассников обижать. Царская сила в выдержке и в спокойствии.

Вот ты бегаешь вокруг меня, мелькаешь перед глазами, как суетливая муха, а я глаз не отвожу от козленка. Сила моя в выдержке и в спокойствии. За то меня другие звери уважают, что ни на кого напрасно не кидаюсь.

Послушал маленький львенок старшего брата и пошел к маме-львице:

– Скажи, мама, почему меня никто не уважает, никто не хочет со мной дружить? Я же сильный, самый сильный в классе!

Я же сын царя зверей!

Обняла львица своего сыночка, лизнула его нежно и шепнула на ушко:

– Любимый мой котенок, ты же нежный и ласковый. Сила твоя царская в доброте. Если будешь к другим зверятам внимательным и добрым, они все с тобой дружить захотят.

Маленький львенок для себя уже решил: «Буду спокойным и сдержанным, буду добрым и внимательным». Но вдруг задумался:

«А для чего мне тогда царская сила?» С этим вопросом маленький львенок побежал к отцу.

– Сказал мне старший брат, что сила царская в выдержке и спокойствии. Мама сказала, что моя сила в доброте. А для чего мне тогда царская сила, для чего мне мускулы, когти и острые зубы? – спрашивает львенок отца.

Посмотрел царь зверей на своего сына, положил тяжелую львиную лапу ему на плечо и мягким голосом произнес:

– Правы и мама, и брат. Сила царская нужна не для того, чтобы других зверят обижать. Будешь спокойным и добрым, одноклассники тебя полюбят и будут с тобой дружить. А мускулы нужны, чтобы выигрывать спортивные соревнования. А когти и острые зубы необходимы, чтобы защищать младших и слабых.

Обрадовался львенок, что раскрылась ему царская тайна.

Он знал, теперь у него обязательно будут друзья, а одноклассники будут его уважать и любить, как все звери в лесу уважают и любят папу, маму и брата.

ИНСЦЕНИРОВКА

Сказка закончилась, а дальше предстояло ее инсценировать. Проигрывание сказки было спланировано специально, так как в некоторой психологической помощи нуждались все члены этой семьи. Вначале Тимоше предстояло общение со старшим братом. Он должен был сесть рядом и спросить у Кости секрет царской силы. Согласно сюжету сказки, старший львенок объясняет младшему, что сила в выдержке и в спокойствии.

В какой-то мере послание «сила в выдержке и в спокойствии» было адресовано самому Косте, так как в реальной жизни он довольно часто раздражался и конфликтовал с Тимошей.

Потом львенок с огромной радостью шел к маме, садился ей на колени. Она нежно обнимала его, целовала в щечку и говорила, что сила в доброте.

Эта сцена была своеобразным способом снять запрет на «телячьи» нежности установленный строгим отцом и вернуть матери право на проявление нежности к детям.

Сложности возникли при проигрывании последнего диалога. Тимоше предстояло подойти к отцу, по сюжету сказки царю зверей, и поговорить с ним. Мальчик с большим трудом поддался моим просьбам и, пересилив волнение, а возможно, и страх, приблизился к отцу. Справедливости ради скажу, что отцу Тимоши хватило родительской мудрости: он бережно прижал к себе сына и спокойным, ровным, мягким голосом объяснил, для чего львенку мускулы, когти и острые зубы.

Это была победа, маленькая победа взрослого мужчина над самим собой – дать право ребенку быть ребенком, дать право себе и другим ошибаться и исправлять свои ошибки.

* * *

Через две недели мне позвонил папа Тимоши и признался, что вначале счел консультацию пустой тратой времени. Он не мог поверить, что сказка способна повлиять на изменение ситуации, но отсутствие драк после консультации убедило его в том, что «психология – удивительная наука, а сказка может творить чудеса».

Крокодильчик

(Сюжет сказки для детей, проявляющих словесную агрессию)

Может, в море, может, в речке, может, в озере лесном жил Крокодильчик. Больше всего на свете он любил вкусно поесть. Мог и рыбку, мог и жабку, мог и птичку прожевать, потому что у Крокодильчика были крепкие, красивые и здоровые зубы.

Но была у Крокодильчика плохая привычка, он часто ругался, говорил много злых и нехороших слов. Однажды Крокодильчик обидел доброго волшебника. Волшебник его заколдовал, и теперь после каждого плохого слова у Крокодильчика выпадал один зуб. Скоро у него совсем не осталось зубов, и он уже не мог вкусно поесть.

Грустно стало Крокодильчику. Начал он расспрашивать обитателей водоема, почему у него выпали все зубы. Мудрый Бегемот объяснил ему причину. Крокодильчик все понял, извинился перед волшебником, и у него начали расти новые зубы. С того времени Крокодильчик бережет свои зубы. Он не только чистит их вовремя, но и, самое главное, не говорит плохих слов.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка. Наказывать необходимо только за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка.

4. Расширять поведенческий репертуар ребенка, обучать его приемлемым формам выражения гнева и отрабатывать навыки неагрессивного реагирования в конфликтных ситуациях.

5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

6. Развивать способность к сопереживанию.

7. Учить брать ответственность на себя.

Здесь я собираю небольшую коллекцию своих сказок для разного возраста и на разные темы. Если Вам понравилась сказка и актуальна ее проблематика, обратите внимание, возможно, она входит в определенный тематический цикл, ссылка на который будет дана вверху страницы. Пройдя по ссылке на тематический сборник, вы сможете ознакомиться с другими сказками на эту же тему.

Сказка о том, как мама разучилась быть организованной Сказка, направленная на повышение организованности и аккуратности, обращающая внимание ребенка на тот пример, который подает ему мама.

Волос Великого Победителя Сильное желание выигрывать — обязательная черта победителя. Поэтому и расстройства от поражений вещь естественная. Но как найти в поражениях позитив и конструктив, чтобы не так болезненно их переживать?

Старательная шляпница Сказка о перфекционизме.

Сказка о гиане Однв из самых волшебных сказок, в которой намешано очень много интересных мыслей, о мотивации, о неидеальности, о прощении и даже о концентрации внимания.

Тетушка Время Медитативная сказка о смерти близких.

Сказка о стране любимых игрушек. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для детей, которым трудно делиться. Возраст 3-8 лет.

Сказка об отце и сыне — ювелирах Красивая история о навязчивом стремлении к идеальности и безупречности.

Сказка о Маленькой Зубной Фее Сказка для повышения уверенности в себе, для тех, кому прошлые неудачи мешают верить в себя. Возраст от 4 лет.

Сказка о Чистограде и Грязномории. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ и о том, что чистота может сохраниться в этом мире только если каждый регулярно будет прилагать к этому усилия. Смотрите видеосказку:

Персиковое дерево. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для повышения уверенности, для любого возраста. И для взрослых тоже, прочитайте и почувствуйте на себе как работает сказкотерапия.

Градусник профессора Заболейко Сказка о том, что быть здоровым намного приятнее, чем болеть.

Как мама спасала страну короля Чистомоя Сказка, которая поможет в часы разлуки с мамой.

Сундучок сокровищ. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка для адаптации в детском саду, вселяющая уверенность, что вечером мама всегда обязательно придет забрать ребенка домой. Смотрите видеосказку:

Сказка про телеладошки В этой сказке сбылась мечта девочки о новом мире, в котором играть на планшете и смотреть мультики можно было в любое время. Понравилось ли девочке жить в таком мире — читайте сами.

Улины ушки Сказка о девочке, которая слышала только то, что хотела слышать.

Страна Счастливых Королев Это терапевтическая сказка для мам. Если вы хотите прочувствовать на себе, как работает сказкотерапия, что чувствует слушатель и читатель, когда проблема сказки созвучна его переживаниям, прочитайте эту сказку для взрослых.

Сказка о Хризантиме Востроухом Еще одна сказка для неидеальных мам, написанная неидеальной мамой.

Сказка о королевской подписи Против горшочных проблем.

Сказка о волшебном блокноте Может ли быть настоящая дружба скоротечной и кто он такой, ис тинный друг? Такие вопросы предложит для размышления эта сказка о доверии в дружбе.

Сказка о принцессе, которая любила елочные игрушки Сказка для повышения уверенности в себе, о том, что для того, чтобы увидеть настоящую ценность вещи, часто нужно время.

Сайнара и Кутумэй Взрослая красивая и романтичная сказка для повышения уверенности в себе, которую с удовольствием слушают и малыши. И даже если они не понимают всех сложностей сюжета, они наполняются верой в счастливый конец, мальчики представляют себя мужественными охотниками, а девочки — прекрасными и мудрыми хранительницами семейного счастья.

Как ежик за грибами собирался. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку.

Сказка о постельных гномиках Для тех, кто не застилает свою кроватку.

Сказка про новую кроватку. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Которая легко и понятно объяснит деткам, почему нужно спать в своей собственной кроватке, а не вместе с мамой и папой.

Сказка о гноме и сирене Сказка для девочек, воспитываемых одинокими мамами.

Лиловая раковина Сказка для мальчиков, воспитываемых одинокими мамами.

Сказка о фруктовой фее Короткая простая сказка, пример трансформации взрослой метафоры в детскую сказку..

Маленькая Лесная Колдунья и медвежонок Красивая история для деток, которые не хотят стричь ноготки.

Самая сахарная сказка Это сказка для сладкоежек любого возраста.

Сказка о двух друзьях и книгах Это сказка о том, как важно говорить со своими близкими, а не хранить в душе обиды на них.

Сказка о полной банке варенья Сказка для сладкоежек и грязнуль — пример негативного парадоксального внушения мыслей о чистоте.

Хромая Зельда Это сказка о женском счастье и о том, что если поверить в себя, можно измениться до неузнаваемости.

Сказка про бабушкину куклу. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка, которая поможет делать первые шаги в самостоятельности.

Сказка о пяти лягушачьих источниках Это сказка о пользе чтения и образования, о том, что знания позволяют другими глазами смотреть на мир, наполняя жизнь интересом и счастьем.

Как Костю поливали. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для тех, кто боится нырять и мыть голову.

Сказка о двух братьях и потерянном доверии Эта сказка — настоящая скандинавская сага о двух королевских сыновьях, которая рассказывает что такое доверие и предательство.

Королева Чистоглядия Двадцать Вторая. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Еще один пример трансформации метафорической истории в детскую сказку.

Сказка о заклятии жадности Серьезная и глубокая сказка о принце, на которого было наложено заклятие жадности, а также о настоящей дружбе, ибо страшные чары могло разрушить только это глубокое чувство.

Сказка для единственных и неповторимых Которая поможет снизить конкуренцию в братско-сестринских отношениях, а еще эта сказка о необходимости говорить с близкими о своих эмоциях и чувствах.

Сказка о четырех друзьях Это сказка о настоящей дружбе, написанная, как пример сказки по десяти словам, когда сначала составляется случайный список слов, а потом сочиняется сказка, в которую эти слова должны быть вписаны.

Как медведь обниматься учился Это сказка об объятиях, которая напоминает об очень простом способе почувствовать внимание и любовь своих близких и рассказывает, как обниматься правильно.

Голубые клубни Сказка для читателей постарше, в которой поднимается сразу много вопросов, это и доверие, и умение верить в свою мечту и силы, даже если близкие отказываются верить в тебя.

Сказка о неубранных игрушках и волшебнике Легопупсе Сказка на одну из самых первых тем приучения к порядку и аккуратности — уборку игрушек.

Сказка о двух колоннах Сказка о доверии в команде, о необходимости разделять отвественность между всеми участниками.

Упорное деревце на краю обрыва. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка о компромиссе, о том, что уступить, это не значит проиграть или сдаться.

Не сказка, а быль о чудесном растении Вы можете читать эту сказку как дидактическую, а можете найти в ней и актуальную психологическую проблематику.

Как туфли мягкие ножки искали. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Сказка о том, что ласку и тепло в отношениях не нужно искать и ждать от окружающих, а нужно наполнять этим отношения самому.

Сказка о мальчике, который хотел дружить с клубничкой Сказка, написанная для детей аллергиков, чтобы помочь им отказаться от тех аллергенов, которые они упели полюбить. Тем не менее, сказка является очень многоуровневой и может быть полезна всем в вопросах построения отношений.

Сказка о маленьком кенгуренке. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для отлучения от груди.

Проклятие эльфов липового парка Тоже сказка на тему аллергии, которая, при этом, может восприниматься гораздо шире — как сказка об истинной поддержке.

Сказка о сонном гномике создана для того, чтобы помочь детям научиться свободно мечтать. В эту сказку встроена целая коллекция игр, развивающих фантазию, в которые ребенок сможет включиться прямо в процессе чтения или возможно воспользоваться идеями этих развивающих игр впоследствии.

Сказка про Муркиных котят. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ или не обижайте маленьких и слабых.

Сказка про доктора и волшебный сугроб Направлена против боязни врачей.

Васильки счастья Сколько стоит счастье и можно ли его продавать?

Сказка о пойманном кузнеце счастья Адресована тем, кто сильно переживает из-за проигрышей в играх.

Прививка долголетия Сказка о боязни уколов и о том, что испытать и пережить что-то, чего мы очень боимся, часто оказывается намного проще, чем преодолеть собственный страх этого.

Три волшебных ключика на дне прозрачного озера. МОИ ПЕРВЫЕ СКАЗКИ Для тех, кто боится нырять и мыть голову.

Когда просыпается древний охотник Эта сказка об агрессии, о том, как взять эту сильную эмоцию под контроль и направить в конструктивное русло.

Влад и Владилена Взрослая сказка о взрослых отношениях, о ярлыках, которые мы иногда вешаем друг на друга.

Метод бабочки простая сказка с красивой и удивительно точной метафорой, которая расскажет об одном из способов повышения внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *