Терновый венец

Терновый Венец Спасителя, тот самый, который воины перед казнью возложили на главу Иисуса Христа — эта величайшая святыня всего христианского мира и главная святыня Франции, — хранится в ризнице собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари).

Прежде чем оказаться в соборе Парижской Богоматери, реликвия прошла долгий, полный опасностей путь. Церковной истории хорошо известно событие, именуемое Обретением Креста Господня. Равноапостольная царица Елена после долгих поисков обнаружила Крест, на котором был распят Спаситель. Вместе с ним царицей были найдены и другие реликвии, связанные с жизнью Искупителя, Его Смертью и Воскресением. Среди них был и Терновый Венец. По преданию, до 1063 года он хранился на горе Сион в Иерусалиме, а при императоре Константине X Дуке, в 1063 году, был перевезен в Константинополь. Здесь Венец почивал в ризнице Императорского дворца.

В 1204 году произошло одно из самых драматических событий в жизни Византии: крестоносцами был взят и разграблен Константинополь. Высокая цель, которая ставилась рыцарями — освобождение Святой Земли от иноверцев, — обернулась страшным разорением христианского государства. Почти на шестьдесят лет в Византии была установлена латинская империя. Во время правления императора Балдуина II де Куртене императорская казна испытывала недостаток в денежных средствах. Пытаясь восполнить его, император заложил французскому королю не только все свои владения во Франции, но и ценнейшие византийские святыни, среди которых был и Терновый Венец Спасителя.

В августе 1238 года король Франции Людовик IX Святой (в 1297 году он был канонизирован Католической Церковью за свое благочестие) торжественно встречал Венец за десять миль от Парижа. Благоговея перед святыней, Людовик снял все королевские регалии и обувь и вместе с братом нес ковчег с драгоценной реликвией на плечах до самой столицы. Через некоторое время, в 1243-1248 годах, в центре Парижа, на острове Ситэ, специально для Тернового Венца была воздвигнута изумительная по красоте и изяществу часовня готической архитектуры — Сент-Шапель. Вместе с Венцом и фрагментом Честного Креста (частица Креста Господня была принесена в Париж в 1241 году) здесь хранился также один из гвоздей, пронзивший тело Христа при распятии.

От Венца отделили часть шипов — их принесли в дар храмам и монастырям христианских стран.

Реликвия хранилась в часовне Сент-Шапель вплоть до Великой французской революции. В пылу революционного безумия часовня была подвергнута разорению и сожжена. Верующие спасли святыню, перенеся ее в хранилище Национальной библиотеки Франции. Хрустальное кольцо, украшенное золотым растительным орнаментом, в котором хранился сплетенный пучок терновых прутьев с несколькими ароматическими веточками зизифуса, предосторожности ради разделили на три отрезка, чтобы в случае посягательств безбожников спасти хотя бы часть святыни. К счастью, все фрагменты Венца благополучно сохранились. Сегодня хорошо видно, что хрустальный корпус, защищающий реликвию, состоит из трех равных частей, соединенных непрозрачными перемычками, которые закрывают места разрезов.

В 1806 году Церковь обратилась с просьбой к Наполеону о возвращении святыни. Несмотря на свою атеистическую настроенность, он вернул верующим Терновый Венец и даже преподнес в дар ковчег для его хранения. Святыня обрела свое место в ризнице собора Парижской Богоматери. Здесь, в главном храме Франции, Венец почивает уже более двух столетий. Реликварий имеет вид средневековой королевской короны, опирающейся на подставку с литыми изображениями трех царственных особ, преемственно обладавших Венцом: равноапостольной царицы Елены, императора Латинской империи в Константинополе Бодуэна де Куртене и короля Людовика Святого, который и держит в руках доставленную им в Париж святыню. По традиции Терновый Венец выносили для поклонения лишь раз в год, в Великую Пятницу.

Однако несколько лет назад между Католической и Православной Церквами было достигнуто соглашение, по которому Терновый Венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем теперь выносится для поклонения верующих в каждую первую пятницу месяца в 15.00 — в час, когда Распятый Христос испустил дух. В это время совершается чин поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца торжественно шествуют вместе с католическими священниками. Святыни проносят по храму и возлагают на престол.

Читается Евангелие Страстей Господних, затем начинается поклонение. В октябре 2007 года у Тернового Венца в соборе Парижской Богоматери отслужил молебен Святейший Патриарх Алексий II. В память о своем поклонении святыне он преподнес в дар собору Нотр-Дам де Пари Владимирскую икону Божией Матери, которая с тех пор хранится в левом приделе.

Франция Париж Терновый Венец Христа

Терно́вый вене́ц (др.-греч. στέφανον ἐξ ἀκανθῶν) — христианская святыня, венец из ветвей растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время Его поругания. На сегодняшний день хранится в Париже в соборе Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris).

См. также: Животворящий Крест Господень

Исторический экскурс

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:
и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29)
и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17)
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)

Христос в терновом венце

О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом.

До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите.

Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня.

Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

Однако несколько лет назад Католическая Церковь пошла навстречу православным, в традиции которых святыни хранятся открытыми для поклонения. Ведь Терновый венец Спасителя — это общехристианская святыня. Поэтому между епископом Парижа Жеромом Бои и епископом Корсунским Иннокентием (Васильевым) было достигнуто соглашение, по которому Терновый венец Спасителя вместе с частицей Креста и Гвоздем от него будут выноситься для поклонения верующих раз в месяц».

Описание

Венец заключен в круглый хрустальный корпус, украшенный золотым растительным орнаментом. Cтеклянный корпус состоит из трех одинаковых секторов, соединенных непрозрачными перемычками. Эти перемычки закрывают места рассечения Венца. Во время революции терновое плетение из предосторожности был разрезано на три части, чтобы тайно вывезти из обезумевшего Парижа хотя бы часть Святыни. Однако все части благополучно сохранились.

Местонахождение. Доступность для паломников

Собор Парижской Богоматери

Венец доступен для поклонения далеко не каждый день. Его, вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от Креста, выносят для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в 15.00 — в тот час, когда Христос умер на Кресте, а также в Страстную пятницу католического Великого поста. Эта служба называется чином Поклонения Венцу. Из ризницы выходит процессия — рыцари, дамы в черном и хранители Венца вместе с католическими священниками. Венец в хрустальном футляре, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, затем начинается поклонение Венцу. Перед Венцом принято кланяться (православные делают земной поклон), можно прикладываться.

В другие дни доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и православных часто не совпадают. Поскольку желающих очень много, очередь лучше занимать заранее, до начала церемонии в 15.00.

Ссылки

Священник Константин Пархоменко. Парижские зарисовки

Вопрос: В чем смысл и значение тернового венца?
Ответ: После судебных разбирательств над Иисусом и бичевания, но перед Его распятием, римские солдаты, «сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Матфея 27:29; см. также Иоанна 19:2-5). Хотя это было крайне болезненным, терновый венец был скорее ради издевательства, чем принесения боли. «Царя Иудейского» избивали, оплевывали и оскорбляли предположительно рядовые римские солдаты. Терновый венец стал завершением их издевательств, они превратили символ королевской власти и величия – венец – в нечто болезненное и унизительное.
Для христиан терновый венец служит напоминанием о двух вещах. Во-первых, Иисус на самом деле был и остается царем. Однажды вся вселенная склонится перед Ним как «Царем царей и Господом господствующих» (Откровение 19:16). То, что римские солдаты задумали как издевательство, на самом деле продемонстрировало картину двух ролей Христа: страждущего слуги (Исаии 53) и победоносного Мессии-Царя (Откровение 19). Во-вторых, Иисус ради нас был готов терпеть боль, оскорбления и позор. Терновый венец и страдания, которые его сопровождали, уже давно в прошлом, и теперь Он получил венец, которого достоин. «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» (Евреям 2:9).
В терновом венце содержится еще один символ. Когда Адам и Ева согрешили, принеся в мир зло и проклятие, часть проклятия человечества заключалась в следующем: «…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе…» (Бытие 3:17-18). Римские солдаты неосознанно взяли объект проклятия и превратили его в корону для Того, Кто должен был избавить нас от этого проклятия. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Галатам 3:13). Терновый венец стал прекрасным символом того, кем был Иисус и что Он совершил.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.

Терновый венец — это венец из растения с шипами (терниями), который был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами перед его распятием.

В Своих проповедях Спаситель не раз говорил о Своем Царстве, имея в виду Царство Божие, Небесное. Иудеи же, отдавая Христа на суд Пилата, вынесли Ему политическое обвинение в мятеже против Цезаря: Он… запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем (Лк 23:2).

Пилат, желая прояснить обстоятельства дела, спрашивает Его: Ты Царь Иудейский? (Ин 18:33). И получает ответ: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям (Ин 18:36).

Ответ был для Пилата исчерпывающим, и, стремясь продемонстрировать собранному иудейскими старейшинами народу всю абсурдность предъявленного Иисусу обвинения и желая отпустить Христа, он приказывает своим воинам устроить эту шутовскую коронацию: багряный плащ, жезл, «корона» и следы побоев.

Воины возложили на Арестанта «корону», сплетенную из веток колючего кустарника с острыми длинными шипами, завязали Иисусу глаза и били палками по голове. Терновый венец причинял невыносимую муку и очень сильное кровотечение.

Пилат хотел показать народу: Се, Человек! (Ин 19:5), — Он обычный слабый человек. Увы, сердца людей ожесточились, и, подговариваемые старейшинами, они в лицо истерзанному и поруганному Царю кричали: возьми, возьми, распни Его! Нет у нас царя, кроме кесаря (Ин 19:15).

7 фактов о Терновом венце:

1. Венец разделили на три час­ти, чтобы сохранить хотя бы часть святыни в годы Французской революции. Уцелели все три. Золотые скобы футляра прикрывают места рассечения Венца.

2. Раны от шипов видны на Туринской плащанице — погребальных пеленах Христа. Хирурги насчитали 13 ран на лбу и 20 на затылке.

3. Венец, сплетенный из прочных прутьев колючего растения без шипов, к которым добавлены веточки благовонного растения зизифуса, хранится в специальном запаянном футляре.

4. До сих пор ведутся споры, из какого растения сделан Венец. Наиболее распространенные версии: зизифус настоящий, или унаби; держи-дерево, или Христовы тернии; саркопотериум колючий; боярышник.

5. Изначально Венец насчитывал около 70 четырехсантиметровых шипов. Перед продажей Людовику IX венецианцы срезали шипы. Они попали в различные храмы и монастыри по всему свету.

6. Половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров — отдал король Франции Людовик IX, чтобы выкупить Венец у венецианских купцов. К ним святыня попала после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Встречать Терновый венец Людовик выехал за 40 километров от столицы — босиком и в простой рубахе — и нес святыню на плечах до самого Парижа.

Каждый год на Венце распускались зеленые листочки. Об этом в 1201 году сообщает ризничий константинопольского императора Николай Мессарит.

7. В 1806 году Терновый венец поместили в ризницу собора Парижской Богоматери. Терновый венец выносится для поклонения в первую пятницу каждого месяца, в каждую пятницу католического Великого поста и в Страстную Пятницу.

Видеоверсия инфографики.

Почему Терновый венец стал святыней? Как получилось, что реликвия была заложена и кем была выкуплена? Какую роль Терновый венец сыграл в судьбе ученого и философа Блеза Паскаля? Где сегодня можно соприкоснуться со святыней? Рассказывает историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе Тимофей Китнис.

Христос в терновом венце

«Скорее расскажи, какие там были в Париже распродажи», — первым делом спросила подруга. «Вы что, даже в Лувре не побывали?!», — изумленно спросил папа. Нет, помимо распродаж, Лувра и Эйфелевой башни, (которые, кстати, желающие тоже посмотрели), оказывается, самое важное в Париже скрыто от глаз туристов. Об этом знают далеко не все парижане, а у тех, кто знает, нет возможности посмотреть. Наш рассказ сегодня – о главной христианской святыне Парижа.

Днем первого января у Собора Парижской Богоматери длинная очередь. В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова, и мы с паломниками службы святого апостола Фомы направляемся к Собору. Венец Спасителя хранится во Франции с тринадцатого века, но многие ли туристы знают об этой величайшей святыне?

«Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания».
Д. Николай Никишин

Рассказы паломников, посетивших в IV веке Иерусалим, сохранили упоминание о Терновом Венце Христовом и орудиях страданий Господа. Упоминания о венце находятся в текстах святого Павлина Ноланского (409), святого Антония мученика (570), Кассиодора (575), Бернарда (870). С 7 по 10 века величайшие святыни постепенно стали перевозить в Византию, опасаясь персидских набегов.

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:1-2)

Терновый венец Спасителя

В начале 13 века константинопольский император Балдуин II за долги решил заложить венец в Венецианский банк, чтобы расплатиться с кредиторами, но выкупить было не на что, тогда король Франции Людовик IX (Людовик Святой, причисленный католической церковью к лику святых) выкупил у банка Терновый венец Христов за практически половину годового бюджета Франции — 135 тысяч ливров – колоссальную сумму. Луи Святой получил в наследство трудное и раздробленное государство, и принесение во Францию великих святынь должно было помочь ему поднять религиозный престиж страны.

Тогда убо Пилат поят Иисуса и би (Его): и воини сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его (Ин. 19: 1-2)

Страшно думать, что если бы крепнувшие европейские страны не вывезли из Византии множество христианских святынь, то их всех бы ожидала участь родного города святителя Николая – Мир Ликийских, где полуразрушенный православный храм находится в поражающем взор запустении. Хоть и у католиков, но удивительно бережно, с огромным почтением хранятся эти святыни в Европе и в наши дни.

Шел 1238 год. Людовик IX вышел встретить процессию с Терновым венцом и еще 28 великими святынями за 40 (!) километров от Парижа. Он снял с себя все королевские регалии и шел босиком в простой тунике. Весь путь до Парижа он пронес вместе с братом венец Христов. Спустя два года в Париж принесли и частицу Креста Господня. Для этих святынь была построена часовня Сен-Шапель (Святая часовня) – один из самых знаменитых шедевров готической архитектуры, а стоила эта часовня в три раза дешевле, чем Терновый венец. Шипы Венца Людовик отправил в дар в другие государства.

Людовик IX встречает Терновый венец

Во время революции Сен-Шапель горела, были сожжены мощи Женевьевы, одной из самых почитаемы французских святых, венец же уцелел и был передан в Национальную библиотеку, а в 1801 году Наполеон передал их парижскому архиепископу. Наполеон I и Наполеон III преподносили в дар реликварии для хранения Тернового Венца.

Совлекоша с Мене ризы Моя и облекоша Мя в ризу червлену, возложиша на главу Мою венец от терний и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи.

Сегодня венец хранится в Соборе Парижской Богоматери, о котором туристы только и знают, что это один из главных французских соборов, стоит на Сене и славен своими витражами да химерами, а перед ним – точка отсчета нулевого километра Франции.

В соборе Парижской Богоматери

Перед Собором длинная очередь – католики стараются попасть на чин поклонения венцу. Пробираемся в Собор, нас просят убрать фотоаппараты. Но как же наши читатели – неужели мы не сможем показать им этот удивительный чин и сам Венец Христов? Надо договорится с местными священниками, решаем мы с нашим гидом Тимофеем и обращаемся к стоящему уже за ограждениями служителю в красной мантии. Излагаю ему просьбу, что мы для православного сайта, что мы хотим показать Венец читателям из России. Он приглашает нас пройти в ризницу, где все уже готово к торжественной процессии.

Витражи Нотр-Дама

К нам подходит, как мы узнали позже, главный хранитель венца (Интересно, а если он нас решит благословить, что делать – только и успеваю подумать я, но «страхи» напрасны, он протягивает руку для рукопожатия). Объясняем теперь уже ему, что хотим показать для русских читателей Венец, чин выноса. Раздумывает, потом говорит, что в Интернете уже где-то есть один фоторепортаж (все же католики так и не научились работать с прессой!), но потом дает согласие, разрешает следовать за процессией и снимать. Довольные, мы возвращаемся в храм, но тут к нам снова подходит охранник, требуя убрать фототехнику:

-Нам же разрешили!
-Кто вам разрешил?
— Ну мы не знаем, как его зовут, монсеньер….кардинал?
— Какой кардинал?! – изумляется охранник.
— Ну, простите, мы не знаем, какие у вас тут кардиналы и как их зовут. Мы не спросили… Но разрешили нам!

Охранник звонит по рации, узнает, что действительно русским журналистам разрешили снимать и ведет нас к первому ряду.

Толпа расступается и из ризницы выходит процессия – рыцари, дамы в черном и наконец хранители венца вместе с католическими священниками. Венец, частицу Креста Господня и гвоздь распятия проносят по храму и торжественно возлагают на престол. Читаются Евангелия Страстей Господних, женщина в синей мантии под аккомпанемент органа исполняет песнопения.

Вынос венца Христова

Начинается поклонение Венцу. Приложиться не разрешают (говорят, что обычно прикладываться позволяют, но из-за эпидемии гриппа решили временно приостановить традицию), можно только совершить земной поклон. Поклониться Венцу Страстному и постоять, не веря своим глазам.

Поклонение венцу

Днесь висит на древе, на водах землю повесивый:
венцем терновым облагается Ангелов Царь
в ложную багряницу облачается, одевающий небо облаками
заушение принимает Тот, кто в Иордане освободил Адама
гвоздьми пригвоздися Жених Церковный
копием прободеся Сын Девы
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Поклоняемся страстем Твоим, Христе,
Покажи нам и славное Твое воскресение

Стоим последние минуты у Венца, заключенного в хрустальный оклад.

Два года назад здесь стоял Святейший Патриарх Алексий, он приезжал в Нотр-Дам. Выступить с докладом в ПАСЕ, а затем отслужил в Нотр-Даме молебен перед Терновым венцом.

«Визит Святейшего Патриарха Алексия произвел колоссальный резонанс во французском обществе. Речь в ПАСЕ обсуждало все общество , конечно, были и положительные, и критические суждения, но так уж принято в Европе. Главное, что практически никого она не оставила равнодушным. А когда мы привозили группу паломников поклоняться венцу, Святейший Патриарх служил молебен, в Собор почти невозможно было войти – приехали все православные, все русские, живущие во Франции и очень много католиков», – рассказывает руководитель паломнической службы святого апостола Фомы Тимофей Китнис.

«Конечно, молебен был именно православный, католики при нем просто присутствовали, но эффект был совершенно феноменальный». Тимофей, проведя нас по Собору, идет к левому приделу – практически напротив алтаря, в нише — икона Владимирской Божией Матери – дар Святейшего Патриарха Алексия II.

Владимирская икона — подарок Святейшего Патриарха Алексия II

Тернием венчается Бог, землю всю украсивший цветами, и раны приемлет, и терпит поношение долготерпеливно, и багряницу поругания носит, и терпит вся Бог сущий, и страждет Своей плотью.

Ссылки по теме: Паломничество к православным святыням Европы паломнической службы святого апостола Фомы

Фото: Анатолий Данилов, Анна Данилова, официальный сайт Собора Парижской Богоматери

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *