Терпение добродетель

Мир принадлежит терпеливым

Сицилийская поговорка

Терпеливость как качество личности – способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации, безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, несчастья), сдерживать агрессивность к объекту своей неудовлетворенности.

Однажды у миллионера спросили: «Какое качество вам помогло стать миллионером?» На что он ответил: «Терпение». Журналист сказал: «Ну, терпение ведь не всегда срабатывает, к примеру, воду в решете перенести нельзя и никакое терпение здесь не поможет…» На что миллионер улыбнулся и ответил: «Дождемся зимы и перенесем».

Терпение и терпимость – сестры-близнецы, форма одна, а содержание разное. Терпимость – это навсегда, терпение – это до поры до времени. Девиз терпимости: «Ты можешь быть другим». Терпимость мысленно поклеила обои в детской комнате с такой надписью. Она понимает и осознает, что у каждого из семи миллиардов живущих на Земле людей есть два качества, которые у них никто не в силах отобрать – свое понимание или вкус счастья и определенная свобода выбора, как реагировать на ту или иную ситуацию жизни. Терпение не признает право человека быть другим: «Мы тебя родили, значит, ты должен быть таким, как мы. Гены тряпкой не размажешь. Делай, как мы».

В окружающих и близких людях терпение видит один глобальный недостаток, существенный изъян – они не такие, как оно. Терпению не по плечу смириться, проявить терпимость к иному вкусу счастья и привычкам других людей, и оно, если любит объект, то беспокоится и переживает за него, а если не любит, то злится, раздражается, обижается и гневается. К примеру, муж разбрасывает носки, оставляет на мыле волосы, не закрывает крышку унитаза. Многие семьи распались из-за таких мелочей, с них начинался распад отношений.

Мудрая женщина, желающая сохранить семью, сядет и подумает: «Живем мы хорошо, все меня устраивает. Носки и унитаз – это мелочь, не стоящая того, чтобы отравить отношения. Какой прок в тысячный раз настаивать на своем, его уже не исправишь. Смирись, будь терпимой к этим мелочам». Если хотите радугу — придётся смириться с дождём. Как только она встала на позицию терпимости, носки и унитаз перестали ее раздражать. Раньше она боялась волосатого мыла, теперь, вооруженная осознанием терпимости, спокойно смывает с него волосы своего любимого «орангутанга». Глупая женщина будет терпеть, что означает, накапливать злобу и «пилить» мужа за неаккуратность, упреками и попреками она постарается лобовой атакой сломать его нежелание менять годами устоявшиеся привычки. Идти «на таран» с мужчиной так же разумно, как пытаться перебодать матерого барана.

В терпении с надеждой на лучшее будущее можно найти прибежище и защиту от неприятностей. Когда знаешь, что все хорошо закончится, можно и потерпеть. Леонардо да Винчи писал: «Терпение спасает от досады, как одежда спасает от холода. Если вы, в случае похолодания, оденетесь потеплее, то холод будет вам не страшен. Также нужно запастись терпением, если вы начинаете злиться, и тогда чувство досады не будет портить вам настроение».

Терпение, пропитанное любовью, приобретает иное качество. Усталая тигрица лежит, пытаясь хоть немного поспать, а по ней лазают тигрята, кусают ее за хвост, дергают за уши, пищат, словом, делают жизнь «звонкой», восторженной и энергичной. Она терпит шалости малышей, но нисколечко не злится. Ее безусловная любовь в сочетании с терпением перерастает в снисходительное добродушное поведение, насыщенное самоотречением, самозабвением и жертвенностью. Терпение в отношении детей всегда должно быть счастливым.

Женщина жалуется врачу: «У меня бессонница, не могу терпеть храп мужа». Не может терпеть, потому что не любит. Когда кончается любовь, кончается и терпение. Любящая жена проснется, если муж не храпит: «Что случилось? Может, заболел?». Потрогает его – захрапел, все в порядке и тут же засыпает вновь. Букет из терпения и безусловной любви дает аромат великодушия, снисходительности и доброты.

Многие люди отказываются от терпимости и терпят в надежде на будущее исправление объекта в нужную сторону. Есть такая немецкая пословица: «Со временем и при терпении и тутовый лист станет платьем из атласа». Чтобы привить человеку множество добродетелей, надо быть терпеливее дерева. Этот духовно затратный путь имеет право на существование, но идти по нему надо деликатно и мудро. Человек, с таким проявленным качеством личности как терпеливость, умеет, что очень важно, ждать и адаптироваться к обстоятельствам жизни. Обладая такой добродетелью как терпение, он, в конечном счете, добивается благополучия и успеха. Способностью умело переживать настоящее, терпение отвлекается от мысли о будущем. Настоящее пока вызывает уныние и разочарование, но терпение уверено, что это временное состояние.

И. А. Крылов в басне «Трудолюбивый медведь» пишет:

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошёл по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, берёзника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не даётся ремесло
Вот идёт к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чём есть тут главное уменье?» —
«В том, — отвечал сосед, — Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье».

Терпеливый человек – это не только способность сохранять «лицо» в неблагоприятной ситуации, контролировать свои чувства и эмоции, но и способность противостоять собственной агрессивности относительно окружающих. Муж не выключает свет в ванне, можно пассивно терпеть или активно не терпеть. Суть от этого не меняется – неудовлетворенность и раздражение остается, чаша терпения наполняется. Когда чаша переполнится, значит, испытание терпения прошло успешно. Вся надежда на будущее. Не зря в народе говорят: «Терпи казак, атаманом будешь». То есть, достигнув статуса атамана, тебя уже никто не посмеет обижать и унижать. Солдат – первогодок, столкнувшись с явлением «дедовщины», может в отчаянии и состоянии «безнадеги» дезертировать или перестрелять «дедов». В результате – трибунал, дисциплинарный батальон, сломанная жизнь. Но если он обладает терпеливостью, то, несмотря на все пагубные обстоятельства, наступит на «горло собственной песне», сдержит агрессию относительно своих мучителей. Хочешь выжить – научись терпеть. Обычно такую линию поведения (избегание конфликта) выбирают большинство новобранцев.

К терпению набиваются в друзья многие качества личности, не имеющие с ним ничего общего. Лжетерпение скрывается под маской безволия, пассивности, трусости и безынициативности. Истинное терпение предполагает стойкость, дипломатичность, тактичность, оно всегда является проявлением разума. Сохраняя хладнокровие, выдержку и невозмутимость, оно искусно решает внешние проблемы. В любых ситуациях оно стремится быть спокойным и доброжелательным.

Терпение не исчерпывается умением ждать, когда этого требует жизнь. Оно проявляется в настойчивости, усердии относительно своего занятия и целеустремленности относительно своих намерений и желаний. У Ильи Шевелева, известного русского литератора, есть на эту тему замечательное высказывание: «В понятии «терпение» – две грани. С одной стороны, положительная – способность ожидать, не теряя надежды, настойчиво идя к поставленной цели. С другой стороны – отрицательная – неспособность сопротивляться, снося все оскорбления, обиды, рабски подчиняясь обстоятельствам. Первое – признак силы, второе – слабости». Быть терпеливым – значит не только уподобляться кошке, способной в одной позе часами выслеживать мышь, но и уметь доводить дело до конца, воплощать в действительности свои планы и цели. «Если я и сделал какие-то ценные открытия, — говорил сэр Исаак Ньютон, — то это случилось в большей степени благодаря моему терпению, чем моему таланту».

Терпеливость предполагает последовательность, постоянство и настойчивость, она учит никогда не сдаваться. Даже гениальный Альберт Эйнштейн признавался: «Всё не потому что я так умён, а потому что я не оставляю проблему». Бывают в жизни обстоятельства, когда приходится делать то, к чему не расположен, что не привлекает и не интересно. Реализуя свою, а не чужую, цель, занимаясь любимым делом, получаешь удовольствие от самого пути к цели, жизнь превращается в ежедневный праздник. Когда дело не нравится, но его нужно сделать, терпение напрягает волю, предпринимая над собой усилие, и просто начинает трудиться, «делать дело». Реализуется правота мудрости поколений: «Терпение и труд – все перетрут». Поэтому терпение всегда соседствует с успехом.

Терпение рождается из ощущения внутреннего счастья, позволяющего человеку преодолевать трудности. Помня, что самые темные часы перед рассветом, он смело идет навстречу трудностям, твердо усваивая уроки жизни. Память о том, как был счастлив, делает человека терпеливым в решении жизненных проблем.

Есть такая притча о мертвом дереве. Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его. Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги. — Я был уверен, — сказал отец, — что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал: «Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится».

Название терпения на греческом языке — ύπομονή — по своему филологическому смыслу означает «стойкость» при действии (давлении) извне.
Терпение — это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека — совсем нет. Это не компромисс со злом — ни в коем случае. Терпение — это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение — это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение — это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества — вот что такое настоящее терпение.
(Протоиерей Александр Мень)
— Святитель Иоанн Златоуст определяет терпение как — «навык все переносить»
— Отличительная черта человека терпеливого есть мужество. «Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения»
— Благодушное перенесение страшных напраслин рождает незлобие, терпение же до конца искореняет из души все худое. (Преподобный авва Фалассий)
— Сия черта терпения не может проявиться, если не будет скорбей
— Долготерпеливый не скоро воспламеняется гневом, не оскорбляет, не легко трогается пустыми речами (25, 10).
— Долготерпеливый всегда в радости, в веселии и в восхищении, потому что надеется на Господа (25, 10).
— Терпеливого не легко обмануть, он не склонен к раздражению, радуется в скорбях, свыкается со всяким добрым делом, людям, ничем не довольным, во всем угождает (25, 10).
— Терпеливый, когда приказывают ему, не противоречит, когда делают выговор, не хмурится, во всех случаях находит для себя врачевство в долготерпении 25, 10).
— Терпеливый безупречен в делах, готов к постам, тверд в молитвах, прям в ответах, в. исполнении поручения покорен, старателен в жизни (25, 12).
— Терпеливый готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви. За оскорбления он благословляет, в ссорах хранит мир, в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив (25, 12).
— Терпеливый достигает всякой добродетели (25, 12).
— Терпеливый в оказании услуг любезен, в обращении привлекателен, в общежитии и общении с братством приятен, в бдениях не угрюм, в заботах о странниках старателен, в уходе за немощными предупредителен (25, 12).

Марина Журинская

Терпение Христово

Если мы обратимся к Писанию и посмотрим, что же терпел Христос, то увидим следующее: в Мф. 17, 17, узнав о том, что Апостолы не смогли исцелить бесноватого отрока, Он говорит: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?

Эти слова почти дословно повторяются в том же эпизоде в Мк. 9, 19 и в Лк. 9, 41 и свидетельствуют о том, что терпел Он греховное человечество. Уже само пребывание Человеком между людьми — Его кеносис, умаление, принятие Царем и Богом образа раба — требовало от Бога поистине нечеловеческого терпения. А о Крестных муках Он в Евангелии от Луки (Лк. 12, 50) говорит: Крещением должен я креститься, и как Я томлюсь, пока сие совершится! Получается, что к Крестным мукам Он стремился, но не потому, что это Ему было легко,— это было ужасно — а потому, что они знаменовали исполнение дела спасения и преодоление греховности мира, которую Христос принял на Себя в Крещении, Сам будучи Единым Безгрешным. Недаром говорят мудрые богословы, что Крестный путь Христов начинается с Рождества, с вочеловечения.

А если мы, христиане, терпеть хотим по-христиански, то для нас главное в терпении — это терпение обстоятельств в падшем мире и нас самих, пребывающих в этом мире в падшем же состоянии.

Терпение как добродетель

Терпение — это универсальная добродетель, хотя привычным образом добродетели делят на этические, называемые также гражданскими, и духовные. Но это не вполне точно, потому что каждая этическая добродетель имеет несомненное духовное измерение, более того — вырастает из духовных причин, как, впрочем, и вообще вся внутренняя жизнь человека. Когда мы анализируем человеческие свойства и качества, полезно, разумеется, строить классификации, в той или иной мере остроумные, но при этом никак нельзя забывать, что человек един. Как едино и человечество. Как един и весь огромный Божий мир.

При всей своей универсальности терпение имеет сугубое духовное значение; только этим можно объяснить то, что оно требуется всегда и во всём. Но при этом терпеть нужно с разумением; в противном случае именем терпения могут называться вещи далеко не доброго свойства.

Это выявляется на самом элементарном уровне — при физическом дискомфорте. Все мы знаем, как ноют малые дети в жаркий день оттого, что хотят пить. Единственное, что можно при этом сделать,— это напоить их, потому что терпению их обучить невозможно, это задача для более зрелого возраста. Призывать их к терпению — значит мучить. И они же становятся невыносимо капризными, когда заболевают, потому что им плохо. Умная мать не будет сразу наказывать ребёнка, который по непонятной причине плохо себя ведёт, а для начала измерит ему температуру,— в этом, кстати сказать, проявляется мудрое материнское терпение. Но сейчас речь пойдёт о взрослых, которым следует терпеть и жажду, и жару, и голод, и холод, и боль. И что хуже всего — уже не на физическом уровне — несправедливость и унижение. Но как терпеть? — а все так же, с разумением.

Что это значит? Только то, что при всяком подобном испытании нужно рассудить, Господь ли его посылает или это результат нашей собственной неумелости организовать нормальные условия жизни или, хуже того, нашего упрямства, нашего неумения ладить с людьми, а попросту — не обижать их. Всего хуже — когда дурные условия жизни создаются нами нарочно, ради ложно понимаемой «аскетики». Здесь можно так близко подойти к границе психопатологии, что и не заметишь, как эту границу пересечешь.

Во многом знании… печаль. А в незнании?

Вопрос вопросов — как терпеть то, что причиняют нам наши дорогие ближние.

…Наши современники, пишущие и говорящие на темы христианства, обладают одним любопытным свойством: вольно или невольно автор создает впечатление, что знает все. Отнюдь не претендуя на столь совершенное знание, признаюсь терпеливому читателю в том, что многого не знаю, а кое­-какое мое незнание стало для меня мучительным. Вот и в том, что касается терпения, я не только не знаю, где кончается добродетель и начинается… простите, мазохизм, а в лучшем случае — трусливое и ленивое попустительство греху, но и не понимаю, как сочетается терпение всяких гадостей от ближнего с любовью к нему же.

Нет, на этот раз я вовсе не о любви к врагам, я вот о чем. Приходилось неоднократно слышать и читать, в том числе и в житиях, как возвышались духом те, которых без вины ругали и мучили, как это было для них путем к спасению. А как насчет спасения тех, кто их безвинно ругал и мучил? Мы знаем, что авву, который, если говорить честно, преследовал и терзал преподобного Иоанна Дамаскина, Матерь Божия попросила от этого воздерживаться. О чем он и поведал, и этим оправдался. А вот все ли усердные не по разуму воспитатели способны на такую духовную чуткость и искренность? А сами мы способны ли без озлобления, но с всепобеждающей трезвостью рассматривать такие случаи?

Как я заметила выше, эту проблему я не решила и вряд ли решу. Но осмелюсь допустить, что не всякое плевание человеку в лицо идет ему на пользу. А уж плюющему-то…

Терпение и труд все перетрут

Без терпения невозможно научиться никакой профессии, потому что и самые простые требуют навыка, навык приобретается упражнением, а для упражнения нужно терпение, которое и позволяет превращать заурядное ремесло в высокое искусство.

Что же касается искусства как такового, то в свое время для первоклашек класса фортепьяно ЦМШ (школа при Московской консерватории) вскоре после начала занятий проводился своеобразный урок. Их вели в недалекий переулок. Там стоял дом, в одном из окон которого была открыта форточка, а оттуда неслись звуки — не так чтобы очень мелодичные. И учительница говорила: «Слышите, дети? Это Гилельс. Он играет гаммы. Каждый день по нескольку часов». Такой вот урок терпения. А все великие балерины точно так же по нескольку часов в день занимаются упражнениями; кстати, в балете это называется «работать у станка». А мужественные гитаристы и нежные арфистки одинаково раздирают себе пальцы в кровь в процессе овладения мастерством.

А что главное дается высшим образованием (если оно настоящее)? — Да навык работы с литературой — не скачивание рефератов из интернета, а умение работать с библиотечными каталогами, умение находить там то, что тебе нужно, правильно читать, делать конспекты, выписки, находить причины и следствия — и понимать функции интернета как мощного источника информации, а не как шпаргалки. Между прочим, запрос для интернета тоже нужно уметь сделать. А для технических специальностей — умение корпеть над чертежами, добиваясь предельной аккуратности и четкости исполнения. И овладение тонкостями высшей математики, когда в душе растет и зреет протестующий вопль: «А зачем мне это!?!». А для химиков и биологов — способность повторять опыт десятки и сотни раз при скрупулезном соблюдении правил, обеспечивающих надежность результатов. Вот что дает высшее образование — и не более того. Но и в дальнейшем всякая научная работа требует терпения. Например, настоящие историки годами сидят в архивах для того, чтобы потом опубликовать одну небольшую статью.

Стерпится — слюбится…

Колоссальное терпение требуется в семейной жизни. Чехов даже считал, что это главное, что в ней требуется. Очень большой процент разводов из нашей и вообще-то катастрофической статистики восходит просто к отсутствию терпения. Ведь люди ожидают, что вот оно — красивое платье, оркестр, несусветной роскоши свадебный банкет, а дальше начинается сплошная рекламная пауза. А начинаются будни. Начинается шок от того, что любимое существо при ближайшем рассмотрении вызывает некоторые вопросы и даже отчасти чувство протеста. А надо терпеть, привыкать, уступать. Учиться любить живого человека, а не созданный собственным воображением фантом. Ну, а если такое дело, в котором уступать нельзя, то действовать надо с любовью и молитвой. Человека так сразу не переделаешь, и вообще-то говоря переделывать — это дело Божье, а не дело супруга. Его дело — любить и терпеть, а там Бог даст то, что нужно. Колоссальное терпение нужно и при взращивании и воспитании ребенка, а единственный способ смягчить все семейные тяготы — это настолько проникнуться любовью, что она преобразит жизнь так, что все будни превратятся в праздники. Но это дается духовным трудом.

Духовная жизнь — сколько можно терпеть­-то?

Когда мы переходим к терпению в нашей религиозной жизни, выясняется, что тут­-то терпения нужны моря и океаны. Сейчас принято горячо обсуждать, так сказать, «провальный» религиозный опыт. А ведь если попросту, то все разочарования проистекают из-за отсутствия терпения. Рассуждение при этом может быть примерно такое: это как же это так: я крестился, я в Церкви, пощусь, правило читаю — а все еще по водам не хожу, словом не исцеляю… да зачем мне все это нужно!? И далее: как я могу находиться в Церкви, когда прихожане такие грубые, некультурные, а священник такую плохую проповедь сказал… Как правило, это говорит человек, который сам особой культурностью не отличается, а что касается проповеди, то пару лет назад он о проповеди понятия не имел, а сейчас уже судит и рядит свысока, как эксперт в области гомилетики…

То же самое в молитве: вот я молюсь-молюсь, а духом не возношусь, никаких экстатических явлений не наблюдается — и все, и надоело, и не буду я больше молиться. Очень это, между нами говоря, глупое рассуждение, потому что молитвенный навык — вещь тончайшая, молитва есть искусство искусств, умное делание. То есть для молитвы такое терпение нужно… Один священник, когда ему говорили: вот я молюсь, а толку никакого, и чем я дальше молюсь, тем больше у меня сухости, можно, я вообще не буду молиться, отвечал: Вы, может, тысячу молитв прочтете как деревяшка, а тысяча первая помимо вашей воли будет настоящей, а Вы, может быть, этого даже и не заметите. Но молиться надо именно поэтому, ради этого раза, — пусть одного из тысячи.

А почему люди не постятся, пренебрегают постом? При этом звучит масса аргументов: это устарелое установление, здоровье не позволяет… Здоровье — это бывает, это даже серьезнее, чем принято считать. И некоторым непрямым образом связано с терпением. Очень легко срывается с благочестивых уст рассуждение о том, что раньше люди были праведны и потому постились, а сейчас все грешные и пост им невмоготу. Но давайте сложим два и два: коль скоро мы говорим о непоправимом вреде, который наносится автомобилями, вредными производствами и т. д., почему бы не признать, что этот вред причинен не только воздуху, но и здоровью людей? В больших городах путь на работу и с работы отнимает у человека до 30% запаса дневной энергии. Это как, грех? Короче — почему бы нам не терпеть немощи ближних и не воздерживаться терпеливо от их осуждения? Да и свои… но об этом ниже.

Но с другой стороны — почему мало кто из тех, кому здоровье не позволяет поститься, просит у батюшки замену поста? А ведь это тоже косвенный показатель отсутствия терпения.

У нас нет терпения и для элементарного духовного упражнения в самопознании, для того чтобы подумать: а что такое на самом деле «Я». А самопознание — это начало христианской жизни. Ведь не зря же пользуются популярностью списки рекомендуемых к покаянию грехов, такие по сути шпаргалки, где подчас встречаются вещи странные, но в основном это — длинные перечни, где, как в тесте, остается только галочки ставить, — без Божества, без вдохновения, без покаяния, без мысли и чувства. Оно надо? А ведь всякому человеку необходимо разобраться, что является частью его личности, а что — грехом, на ней паразитирующим. Как правило, для этого тоже не хватает терпения, а напрасно, потому что можно было бы потихонечку прийти к мысли о том, что очень многое из того, что кажется составляющим нашей личности,— это шелуха, это пена и корка, которая на нас наросла в падшем мире.

Терпение рождает смирение, потому что чем больше думаешь, чем больше у тебя терпения подумать, тем больше ты понимаешь, что уж не такое ты сокровище, чтобы тебе себя рассматривать как эталон и ревизовать церковные правила в зависимости от того, подходят они тебе или не подходят. Если ты считаешь, что они тебе не подходят, так это не потому, что они плохие, а потому, что тебе нужно с терпением научиться им соответствовать.

«Терпи себя»

И вот мы подходим к моменту, который считается входящим уже в высшую аскетику. Об этом пишут мало, потому что считается, что это вещь очень тонкая. Это так, но знать про неё, наверное, необходимо. Это терпение себя.

Научиться терпеть себя вовсе не означает расслабленного снисхождения: да, я такой, ну и что? По-­настоящему терпит себя тот, у кого уже есть некоторое представление о том, каким же должен быть тот, кто идет путем спасения. И вот тут он видит, что он этому не соответствует. Прыгать через ступени, в пятнадцать минут пересмотреть свое мировоззрение и счесть, что отныне ты будешь подвижником и духовидцем,— вот этого нельзя, это нетерпение. А терпение — это признаться, что ты в общем-­то мало на что пригоден. Не подарочек. То есть признать свое несовершенство. И терпеть. В конце концов, Бог тебя терпит. А ты что, лучше Него?

Но здесь­-то и кроется самое главное: как часто люди создают по своему замыслу идеальный образ себя и пытаются соответствовать этому образу, и впадают в разные нехорошие состояния, когда терпят неудачу. А терпение себя подразумевает в первую очередь умение смотреть на себя глазами Божиими и решать проблему проблем: каким Он меня создал? для чего? как я могу этому соответствовать? как мне услышать Его голос, призывающий меня освобождаться от греха?

И нужно обратить внимание на то, как часто в Писании говорится о путях Божиих (только в Псалтири — 29 раз, а в Ис. 55, 8–9 сказаны слова, в значительной мере проясняющие нашу тему: Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь… пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших).

Проявив терпение в духовной жизни, мы обретаем смирение перед Господом. А потом уже понятно, что выход для нас только один: просить у Господа, чтобы Он нас вел именно тем путем, который Он для нас предусмотрел,— не разрабатывать систему аутотренинга, а обратиться к Нему. Главное, чтобы Он нас вел именно в том темпе, который считает полезным. Это Его дело, и не каждого Он, как Савла Тарсянина, мгновенно обращает от пламенной вражды к христианству к столь же пламенной любви Христовой.

Многие любят говорить, что Бог-де захотел — и в одну минуту Савл стал Павлом. А кто такой был Савл? Об этом тоже нужно подумать. Савл был фарисей и сын фарисея. Савл был ученик ученейшего и мудрейшего рабби Гамалиила. Савл был очень верующий человек и очень твердый в своей вере. Это похоже на современных людей, которые обращаются в христианство? — да ничего подобного; мы же в основном духовно размякли, духовно одрябли. Заразились вялыми идеями насчет того, что можно думать по-разному, есть разные мнения… Ничего похожего у Савла не было. Он пламеннейшим образом следовал тому, что считал Божьей Истиной, а Бог показал ему, что Истина в другом. Его обращение было обращением очень сильной личности; это был, так сказать, поворот вектора без изменения его величины. А нам полезнее не возноситься в фантазиях, а терпеть себя перед лицом Божиим.

Когда человек терпит себя, ему уже не до тщеславия. Упражнение в терпении себя состригает гордыню под ноль. Если человек терпит себя, то он и знает себе цену, понимает, что гордиться ему нечем, а не то чтобы «Я знаю, что гордиться нехорошо, поэтому я не буду гордиться. Да, я совершенно замечательный, но я не буду гордиться». Это ложный путь, так долго не выдержишь. А вот когда человек терпит себя, то он понимает: «А чем мне гордиться? Ну, дал мне Бог мозги, так я же их плохо употребляю, разгильдяйничаю, бездельничаю. Ну, дал мне Господь дар человеческой речи, но я же глупости говорю, сплетничаю, осуждаю, пересудами занимаюсь. Где же мой глагол, которым жечь сердца людей? Нет у меня такого глагола за пазухой». И вот так вот можно перебрать все свои свойства и качества и увидеть, что гордиться нечем. И главное при этом — не впадать в отчаяние, потому что мы много чего можем напридумывать насчет того, какими хотели бы быть, а важнее всего — понять, какими нас замыслил Господь.

Но почему же терпение себя не грозит превратиться в источник отчаяния? — Потому что оно связано с упованием на Бога. Без этого упования оно вредоносно. Настоящее терпение себя — это если человек знает, что Господь его любит, какой он ни на есть, и выведет на путь спасения — так и тогда, как и когда сочтет это нужным.

Марина Журинская

Журнал «Православие и современность» №19 (35), 2011 г.

Нет единой точки зрения на формулировку понятий терпение, терпимость, терпеливость. В разных религиях, в различные эпохи, у разных авторов была своя трактовка этих понятий (см. учебное пособие № 2. «Толерантность – поиск мира и согласия в межличностном взаимодействии. Толерантность в теории»).Существует мнение, что буквальный перевод с латинского tolerantia (лат.) – терпение, неточно передает содержание понятия толерантности, подменяет, обедняет его.

Терпимость в русском языке традиционно обозначает лишь готовность снисходительно относиться к чужому мнению, быть миролюбивым к иным воззрениям. В свою очередь, толерантность предполагает не снисходительность, а доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству.

Мы придерживаемся следующего трактования этих понятий:

Терпение — отсутствие негативной реакции в конкретной ситуации.

Терпение как психологический механизм дает возможность снизить порог чувствительности к неблагоприятным факторам. Затем терпение как психическое состояние закрепляется и перерастает в терпеливость, выступающую уже личностным свойством.

Терпеливость — свойство индивида, как правило, проявлять терпение, что становится чертой его характера.

О терпеливости часто говорят как о длительности поддержания волевого усилия (Калинин В.К.), о проявлении «силы против себя» (Мюллер З.), о специальной выдержке (Бабаян К.Л.), как об однократном длительном противодействии неблагоприятным факторам (Ильин Е.П.). В качестве основы формирования терпеливости является эмоциональная устойчивость.

Терпимость — 1) умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам; 2) общественное явление (или состояние общества), которое заключается в том, что множество индивидов (граждан) склонны проявлять терпение, быть сдержанными и неагрессивными».

Сдержанность проявляется при переходе от решения к действию. Она позволяет затормозить влияние несвоевременных побуждений, которые мешают успешному продвижению к цели .

Становление толерантности (исходя из результатов экспериментальной практики и предложенных выше структур) скорее, обусловлено спецификой проявления личностью Терпения, Терпеливости, Терпимости и Принятия, что впоследствии и определит для личности некую меру или границы развития толерантности, а через это становление и проявление толерантных, либо, интолерантных отношений к Другому.

Тест «На сколько вы терпимы к чужому мнению»

Инструкция: Отметьте вариант ответа, который вы считаете наиболее предпочтительным.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) да;

б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, кто-то предлагает начать игру. Что предпочтете:

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

а) да;

б) нет.

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми:

а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иной, чем у вас, профессией, положением, обычаями:

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь:

а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если шутка будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»:

а) да;

б) нет.

8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете:

а) честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

б) я лишь радуюсь за него (нее).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. В этом случае вы:

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Обработка результатов. А теперь запишите по два очка за ответы 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-б, 6-б, 7-б, 8-б, 9-а.

Интерпретация результатов. От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим, часто не колеблясь; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6—12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?

14 — 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.

Как научиться терпению и насколько важно это качество в попытке обрести самообладание

Как психиатр, могу с уверенностью сказать, что терпение – это бесценный навык, которому я обучаю всех клиентов, приходящих ко мне на сеансы психотерапии. В своей новой книге я подчеркиваю значимость терпения как инструмента, позволяющего сохранить самообладание, и рассказываю, как ему научиться. Раздражительность еще никого до добра не доводила. Терпение служит своего рода духовной практикой длиной в жизнь, а также является способом обрести эмоциональную свободу.

Пора обзавестись новой наклейкой на бампер: РАЗОЧАРОВАНИЯ СЛУЧАЮТСЯ. Каждое утро, день и вечер то и дело дают повод выйти из себя. Еще одна длинная очередь. Назойливый спам от агентов по продажам. Добиться поставленных целей на практике «не так быстро, как хотелось бы”. Люди не делают того, что должны. Отказ. Разочарование. Как со всем этим справиться? Можно впасть в безумие, поддаться раздражению, почувствовать себя жертвой или попытаться дать волю эмоциям, что в любом случае бессмысленно, ведь подобные реакции только отталкивают окружающих и пробуждают в них далеко не самые лучшие качества. Либо можно научиться преобразовывать разочарование в терпение.

Терпение вовсе не тождественно пассивности или отстраненности, это сила. Более того, это способ обретения эмоциональной свободы, позволяющий выжидать, наблюдать и точно знать, когда нужно действовать. А теперь посмотрим, как изменилось восприятие терпения в 21 веке. Так вы поймете, наскэмоолько ценно это качество. Дурная слава преследует терпение совершенно напрасно. Для многих совет «Прояви терпение” кажется совершенно неразумным, воспринимается, как помеха, неблагоприятный фактор, препятствующий развитию стремлений, или и вовсе пережиток викторианской эпохи. Вы тоже так думаете? Что же, придется переосмыслить подобный подход. Я представляю терпение как форму сострадания, как способность вновь настроиться на волну интуиции и эмоционально обеспечить себе значимое место в мире, полном разочарований.

Расстраиваться значит блокировать или заведомо настраиваться на неудачу. Фрустрация – это ощущение беспокойства и неприятия, возникающее в ситуациях, когда наши потребности не удовлетворяются; оно неразрывно связано с неспособностью отложить их удовлетворение на потом. На свой страх и риск мы слишком быстро привыкаем к получению мгновенного результата. Электронные письма облетают весь мир за пару секунд. Родители зовут детей на обед в смс вместо того, чтобы позвать их с крыльца. Чтобы узнать погоду в Куала-Лумпур или получить отчет о сезоне серфинга на пляже Малибу достаточно кликнуть мышкой. Несмотря на обилие чудес, предлагаемых эпохой цифровых технологий, этот период истории привел к распространению эмоционального духа времени, не приемлющего разочарований – и речь идет не о случайном удалении файла с компьютера, я имею в виду подход к восприятию себя и отношений. Без терпения мы превращаемся в самых строгих начальников для самих себя. Мы относимся к супругам и друзьям, как к чему-то одноразовому, вместо того, чтобы проводить с ними больше времени и взращивать любовь. Но ведь, вооружившись терпением, можно сделать шаг назад, перестроиться, не поддаться агрессии и уж тем более не бросать того, кто вас разочаровал. Так появляется возможность посвящать бесценное время отношениям без необходимости от кого-то отворачиваться или, наоборот, кому-то поддаваться. По сути, благодаря терпению вы, наконец, можете вздохнуть с облегчением, а ведь вам так этого не хватало.

Разочарование препятствует обретению эмоциональной свободы. Выражать свое расстройство, чтобы с ним справиться, совершенно нормально, только вот делать это нужно не раздражаясь, в дружелюбной форме. В противном случае, окружающие вынуждены будут придерживаться оборонительной тактики поведения. Поддаваясь фрустрации, мы обрекаем себя на постоянную неудовлетворенность, из-за которой возникают противоречия с самой жизнью. Это чувство делает нас напряженными, лишает чувства юмора. Кроме того, из-за разочарований мы склонны к прокрастинации; все чаще приходится откладывать дела во избежание возможных неприятностей. Преодолев фрустрацию, вы восстановите эмоциональный баланс, благодаря которому сможете самостоятельно решать, как справляться с будничной суетой и стрессом.

На мой взгляд, терпение можно охарактеризовать, как состояние готовности к действию, осознанный выбор, при котором есть возможность повременить до тех пор, пока интуиция не подскажет «твой выход”. Это значит уметь подождать своей очереди, зная, что подходящий момент обязательно настанет. После того как вы сделали все возможное для достижения поставленной цели, терпение предполагает, что необходимо довериться естественному ходу событий, правда, зная, когда можно временно пустить все на самотек. Благодаря терпению вы сможете отложить удовлетворение собственных потребностей на потом и при этом чувствовать, что такой подход разумный и правильный. Почему? Интуиция очень грамотно информирует терпение. Она обязательно подскажет, когда нужно сдержаться, продолжить работать в выбранном направлении или немного подождать. Как психиатр я готова говорить о терпении день и ночь, ведь это чувство настолько глубоко интуитивно и неразрывно связано с поиском подходящего момента, что при работе с пациентами без него невозможно достичь отличных результатов. Я могу обладать развитой интуицией и отличными знаниями в области психологии, но, если не применить их в нужное время, они могут навредить или просто пройти мимо ушей пациента. Понимая это, важно стремиться к колоссальному терпению; ведь меньшее только замедлит процесс выздоровления.

Меня поражает еще и то, что во всех религиях мира терпение выступает в качестве способа познания Бога. Для меня это отличный стимул держать себя в руках, возможно, он мотивирует и вас. В то время как фрустрация сконцентрирована на внешнем, терпение предлагает заглянуть внутрь в поисках истинной мудрости. И, наконец, терпение не превращает вас в тряпку или человека, неспособного регулировать рамки общения с людьми. Оно скорее позволяет интуитивно ориентироваться в ситуации, открывая более перспективный, дружелюбный взгляд на вещи, что предполагает куда более рациональные действия. Терпение – это подарок, который можно подарить или получить. С его помощью не составит труда распознать более глубокие мотивы действий окружающих.

Для того, чтобы научиться терпению, воспользуйтесь упражнением, описанным в моем бестселлере (рейтинг New York Times) «Эмоциональная свобода”. Я постоянно так делаю, чтобы справиться с раздражительностью в длинных очередях, и советую эту практику своим пациентам.

Эмоциональные действия. Учимся терпению в длинных очередях

Как говорится, клин клином, поэтому чтобы научиться терпению и самообладанию и побороть фрустрацию, найдите длинную очередь, которая почти не движется. Это может быть продуктовый магазин, банк, почта. Или, если вам нужно заменить свои водительские права, можете рискнуть постоять в очереди всех очередей в Автотранспортном управлении. Только задача в следующем: вместо того, чтобы раздражаться или подгонять кого-то – так вас только переполнят гормоны стресса – сделайте глубокий вдох. Скажите себе «Я буду спокойно ждать и наслаждаться паузой”. Одновременно попытайтесь проявить сочувствие к переутомленному кассиру или госслужащему. Улыбнитесь, скажите пару приятных слов другим людям, застрявшим в той же очереди. Самое время, чтобы помечтать; возьмите отгул на работе, постарайтесь, чтобы в этот день у вас не было других дел. Обратите внимание, как снижается уровень стресса и расслабляется тело. Очередь – отличная возможность проверить свое терпение. А чтобы усилить эффект, я настойчиво рекомендую постоять в ней как можно дольше.

Упражнения на развитие терпения помогут снизить уровень стресса. Кроме того, благодаря им у вас появится возможность выбирать оптимальную реакцию на разочарование и раздражение. Когда вы сохраняете спокойствие и концентрацию, не предпринимая опрометчивых действий под влиянием фрустрации, заметно улучшаются все сферы вашей жизни.

Джудит Орлофф, психиатр, доктор медицины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *