Тихоновский монастырь

После преставления святителя Тихона в 1783 году это уединенное живописное место с источником не осталось забыто. Здесь была устроена пасека Задонского Свято-Богородицкого мужского монастыря. В 1861 году совершилось прославление святителя Тихона. Безмолвное место с источником все более привлекало к себе внимание задонской братии.

В 1865 году настоятель Задонского мужского монастыря архимандрит Димитрий (Григорьев) устроил здесь сначала скит для желающих уединения, который постепенно вырос в самостоятельный Свято-Тихоновский мужской монастырь со строгим укладом. Строительство лесного скита началось с деревянной церкви, освященной некогда самим святителем Тихоном в бытность его епископом на Воронежской кафедре. Эту церковь привезли из села Гнилуши Задонского уезда и освятили ее во имя новоявленного угодника Божия святителя Тихона.

В обители действовало пять храмов. Главным был Троицкий собор, выстроенный в 1883 году. Каменная четырехъярусная колокольня была выстроена в итальянском стиле, и в ее нижнем ярусе устроен небольшой надвратный храм в честь Преображения Господня.

В 1882 году на святом источнике над колодцем была устроена небольшая деревянная часовня.

Благодаря благочестивому, подвижническому жительству братии, многим трудам архимандрита Димитрия и удаленности от мирской суеты, в Тихоновском монастыре сложилось строгое монашеское общежитие. Отец Архимандрит ввел в обители устав такой же, как и в Оптиной пустыни, с пением на службах старинным столповым распевом, ведь сам отец Димитрий по своей жизни был тесно связан с оптинскими старцами. Он был учеником оптинского старца Леонида, вел переписку со старцами Макарием и Амвросием. Очень почитал отец Димитрий святителя Феофана, Затворника Вышинского, и пользовался его советами и наставлениями.

Братии было более 100 человек. Об их подвижнической жизни свидетельствуют нетленные останки, обретенные здесь в 1995 году при земляных работах под алтарной частью одного из разрушенных храмов. Обретенные останки были воскового цвета, от них шло неизреченное благоухание и явно ощущаласьблагодать Божия. У всех братий хорошо сохранились обувь, части мантий, параманные кресты и частично постригальные кресты в руках. Сейчас их нетленные останки покоятся в специальной усыпальнице в Успенском храме обители. Тихоновский монастырь был закрыт в 1920 году одним из первых в Липецкой губернии.

В 1991 году территория обители в пределах монастырской ограды была возвращена Церкви. Началом существования нового монастыря можно считать 29 апреля 1991 года, когда постановлением Липецкого облисполкома земли были переданы монастырю. Обитель лежала в руинах. От храмового комплекса остались только разрушенный до уровня оконных проемов храм и один лишь ярус колокольни, с единственно уцелевшим надвратным храмом Преображения Господня. Именно в нем в августе 1991 года была совершена первая Божественная литургия после стольких лет запустения. Поэтому монастырь сейчас именуется Свято-Тихоновским Преображенским.

Жизнь первых насельниц, а их было 11 человек, была очень суровой. Не было никаких условий. Неотапливаемые, разбитые корпуса, старенькая маленькая трапезная, воду приходилось носить с источника в гору. Но благодать богоугодного дела – восстановления монастыря – неизреченно укрепляла сестер в трудах. Почти сразу начали в обители читать неусыпаемую Псалтирь. Зазвучала непрестанная молитва – основа всей монастырской жизни. Неусыпаемая Псалтирь читается в обители по сей день.

Сейчас в монастыре уже более 100 насельниц, в том числе около 60 сестер, принявших монашеский постриг. Монастырская жизнь трудная, часто непонятная обычному человеческому взгляду. Трудно бывает разглядеть за обыденной жизнью глубокий личный подвиг. Но Господь Сам избирает желающих послужить Ему в чине монашеском и разными путями помогает человеку сделать жизненный выбор, чтобы привести его ко спасению души. И именно в монастыре созданы все условия для этого. В наш монастырь принимают всех в возрасте до 55 лет, кто ищет спасения души, желая посвятить свою жизнь служению Богу впослушании и молитве. Ежегодно приходит 3-4 новые сестры.

Монастырь живет полной уставной монашеской жизнью. Подъем в обители в 5:15. В 5:40 служится сестринский молебен святителю Тихону Задонскому, испрашивая благословение на предстоящий день. За ним утренние молитвы, полунощница, часы и Божественная литургия. На службе обязательно присутствуют все сестры, за исключением тех, кто находится в смене на неотложных послушаниях. Вечернее богослужение начинается в 16:00.

Особенно любима монашествующими Божия Матерь. Она – первая Монахиня и покровительница всех монашествующих, всех «девства желающих». Поэтому каждый вечер по будням у нас поется на распев акафист чтимым иконам Божией Матери – Казанской, по средам Ченстоховской, а по пятницам Иверской. На акафисте присутствуют все сестры. Ежедневно после акафиста совершается Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери.

В монастыре много послушаний – в храме, на клиросе, в трапезной, на коровнике, в просфорне и пекарне. В зимнее время сестры заняты на рукодельных послушаниях – иконопись, вышивка бисером, резьба по дереву, резьба по фольге. А летом все трудятся на свежем воздухе – цветники, газоны или огород.

Каждое лето приезжают в обитель дети из воскресных школ Липецка, Воронежа и других, даже удаленных, городов. Жизнь в монастыре, ежедневное богослужение укрепляет детей в вере, дарит радость. Каждый раз, уезжая, дети снова хотят вернуться.

Свято-Преображенский скит московского Данилова монастыря в Серпуховском районе Московской области существует пять с половиной лет. Его небольшое братство, ограждая себя от своевольных вторжений мира, старается соблюдать особый порядок истинно монашеской жизни, где на первом месте стройность богослужения по Типикону и разумный ритм физических трудов и духовных занятий. О плодах этого достаточно редкого в наше время опыта и об истории скита рассказывает его настоятель игумен Кронид (Карев).

– Началось всё с того, что один человек решил пожертвовать Данилову монастырю участок земли для строительства подворья. Отец наместник – архимандрит Алексий (Поликарпов) поддержал это начинание, и Святейший Патриарх Алексий II благословил открытие скита.

Место это прекрасное, на самом краю Московской области, недалеко от Оки: поле, окруженное лесом. До нас тут не было никакого монастыря, существует только легенда о храме, провалившемся под землю в местечке «Провалище» –не подтвержденная никакими документами. Так что создание монастыря мы начинали с чистого листа, не привязываясь ни к какому архитектурному ансамблю – и это немного проще, чем реставрировать полуразрушенные здания.

Сначала, в конце 2008 года, поставили маленький домик и обустроили в нем храм в честь святителя и исповедника Луки Симферопольского. Всё больше и больше людей начинают с глубокой любовью почитать этого великого святого, святителя-хирурга, прошедшего лагеря и пытки – и тогда, пять лет назад, мы чувствовали необходимость вложить свою лепту в прославление этого удивительного человека, нашего небесного покровителя.

Два года спустя мы начали строительство нового корпуса, не сильно отходя от идеи домового храма: в условиях российской зимы намного удобнее, если не надо сто раз на дню переодеваться-переобуваться, чистить дорожку от снега и так далее. Наш новый храм, в честь святителя Спиридона Тримифунтского, представляет собой точную копию кафоликона афонского монастыря Ставроникиты, как бы «врезанную» своим притвором в жилой корпус.

Таков вот «отчет о строительстве», по этому пункту проще отчитываться

– всё видно невооруженным взглядом. Но намного важнее то, что у нас, Богу содействующу, потихоньку собирается братство. Сейчас нас четверо: один иеродиакон, два послушника и я. Все мы – «птенцы преподобного Сергия», все прошли через духовную школу в стенах Троице-Сергиевой Лавры (я там и учился, и достаточно долго прожил в монастыре, братия – только учились), и это тоже помогает нам лучше понимать друг друга.

– Отче, Ваш монастырь находится вдалеке от дорог, предполагается ли какое-то его социальное служение?

– Главное служение монаха – это молитва. В келье, в храме, за работой. Наше маленькое братство в состоянии принимать только небольшое количество паломников, которых мы встречаем по-семейному, по-братски. Мы сильно ограничили доступ женщин в скит: изредка кто-то приезжает ради исповеди и духовной беседы, но присутствие женщин на богослужении и на братской трапезе не разрешено.

В советское время в немногие открытые монастыри ехали, чтобы послушать красивое пение хора, чтобы внимательно поисповедоваться. Большой поток паломников влиял и на расписание богослужений, и на то, что многих братий рукополагали в священный сан и ставили принимать исповедь. Как мне кажется, прошло то время, когда монастыри должны жить так же, как приходы. Много есть хороших хоров, хватает и у приходских священников времени выслушать исповедь. Поэтому сейчас, как мне представляется, монастыри могут и, более того, должны жить по-монастырски, всё в них должно быть подчинено принципам духовной жизни, а паломники пусть подстраиваются под распорядок жизни братии, под те краткие часы, когда открыты ворота обители. В древности даже столичный монастырь преподобного Феодора Студита запирал ворота на весь Великий пост. Есть и современные примеры: известный богослов схиархимандрит Гавриил (Бунге) принимает посетителей своей малой обители только три часа в сутки, и то только вне постов. Надеюсь, и нам удастся держать правильный ритм жизни, отводя приему паломников и иному социальному служению столько сил и времени, что это не будет разрушать духовную жизнь братства.

– Расскажите, пожалуйста, про богослужебные особенности Вашего скита. Вы во многом ориентируетесь на афонскую традицию?

– Действительно, Афон для нас очень важен как ориентир, как пример непрерывной традиции, не подвергавшейся разрушительным влияниям, – в отличие от того, что произошло с русской традицией в советскую эпоху. Например, Святейший Патриарх Алексий I на одном из последних в его жизни собраний епархиального духовенства говорил, что в некоторых храмах распространилась порочная практика совершения утрени с вечера. Значит, до середины XX века всё-таки службы были на своих местах: утреня – утром, вечерня – вечером. И мы здесь в скиту, не подстраиваясь ни под чей режим работы «с девяти до пяти», можем служить, как и на Афоне, как и предписано Типиконом, утреню ранним утром, вечерню – когда начинает вечереть, всенощную – ночью. Братия скита почувствовала внутреннюю потребность выполнять и другие предписания Типикона: в полной мере, не сокращая, петь стихиры и тропари, читать святоотеческие поучения и на будничных, и на праздничных службах. Это наш опыт, мы никому не собираемся его навязывать, но в целом удается ощутить, как такое размеренное и стройное богослужение (основная часть которого приходится на утро, когда голова свежая и лучше всё воспринимается) задает настроение на целый день, оставляет достаточное время на труд и организует жизнь монаха.

– Скажите, пожалуйста, какие послушания несет братия?

– Только на стройке работают наемные рабочие, а все остальные заботы о монастыре лежат на плечах братии, так что все мы занимаемся и приготовлением пищи, и работами в огороде, и заготовкой дров, и уборкой снега, и печением просфор и хлеба, и обустройством нового корпуса. Всех этих забот – в меру, так что остается время и побыть в уединении в келье, почитать святоотеческую литературу или иным образом плодотворно поработать с текстами. Так иеродиакон Пантелеимон дописал в скиту свою кандидатскую диссертацию в Московской духовной академии, послушник Марк сейчас пишет магистерскую. При участии братии скита вышли книги «Афонские рецепты» и первый том «Нового Афонского патерика», на подходе второй том и другие издания.

– Какие у Вас планы?

– Надеюсь, что Господь поможет довершить начатое, обустроить красивый храм и надежный корпус, что братство будет любить Бога, службу, друг друга, тишину своих келий, что все мы будем поддерживать друг друга и со страхом и трепетом соделывать наше спасение.

Мiръ Россия Липецкая область Задонский Тихоновский Преображенский женский монастырь

Идёт загрузка карты…

Задонский Тихоновский Преображенский женский монастырь — православный мужской монастырь в Липецкой области. Открыт в 1865 году. Был закрыт в 1920 г., возвращен Церкви в 1991 году.

История

Монастырь открылся в 1991 году на месте бывшего Тихоновского общежительного мужского монастыря, закрытого в 1920 году.

Тихоновский мужской монастырь получил статус самостоятельного в мае 1873 года, поэтому среди других монастырей России считался достаточно молодым. Монашеское житие на его территории началось в 1865 году, когда настоятель Задонского Богородицкого монастыря архимандрит Димитрий с разрешения епархиального управления начал строительство скита.

Место для будущего монастыря было выбрано не случайно. Его очень любил угодник Божий святитель Тихон Задонский. В 1768 году после оставления кафедры он поселился в Задонском Богородицком монастыре и часто посещал один из уединённых уголков леса, называя его «раем земным». Своими руками он выкопал и обустроил здесь колодец. После кончины в 1783 году святителя Тихона Задонского, люди стали пользоваться водой из его колодца как целебной, и многие получали облегчение от болезней.

Строительство скита началось с деревянной трёхпрестольной церкви во имя новоявленного угодника Божия Тихона. К церкви был пристроен двухэтажный корпус с кельями для братии.

В начале XX века Тихоновский монастырь насчитывал около 100 человек монахов.

После революции 1917 года обитель постигла участь большинства русских монастырей. В декабре 1920 года она была закрыта. Монастырь разграбили и почти полностью разрушили, на его территории долгие годы размещался Задонский психоневрологический интернат.

29 апреля 1991 года территория в пределах ограды Тихоновского монастыря была возвращена Русской православной церкви. Здесь, под молитвенным покровом святителя Тихона Задонского собрались сёстры.

Постепенно руины бывшего монастыря вновь превратились в благоустроенную иноческую обитель. В 1991 году построена часовня над колодцем святителя Тихона и маленькая купальня. С 19 августа того же года возобновлено богослужение в надвратном храме Преображения Господня. 17 апреля 1993 года освящён восстановленный соборный Троицкий храм. В 1994 году завершилось восстановление колокольни, в следующем году отстроена просторная купальня на источнике св. Тихона. В 1996 году восстановили угловые башни, в 1997-м отстроен новый трёхэтажный корпус с трапезной и кельями для сестёр. С 2000 году начались реставрационные работы в Успенском храме, в 2001-м закончилось строительство гостиничного корпуса.

Современное состояние

В настоящее время в Свято-Тихоновском Преображенском монастыре проживает 47 насельниц, выполняющих различные послушания. А 8 апреля 2007 года его настоятельница монахиня Зинона (Деева) была удостоена сана игумении. Обители принадлежат более 200 гектаров земли, имеется большое хозяйство. Круглые сутки читается псалтырь, трижды в год совершается крестный ход к святому источнику.

Храмы

Храмы:

  • Собор Троицы Живоначальной
  • Колокольня с церковью Спаса Преображения

Часовни:

  • Часовня Иверской иконы Божией Матери над источником
  • Часовня в угловой башне монастыря

Святыни

  • Келья свт. Тихона
  • Святой источник
  • Иверская икона Божией Матери
  • Кровоточивое распятие
  • Усыпальница нетленных останков братии

Престольные праздники

Преображение Господне — 19 августа

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

Фото

  • Собор Троицы Живоначальной

  • Колокольня с церковью Спаса Преображения

  • Источник Тихона Задонского с купелью

Видео

Как добраться

Адрес: Липецкая обл., Задонский р-н, г. Задонск

Добираться до Задонска можно по-разному. Можно, например, ехать на поезде из Москвы (с Павелецкого или Курского вокзалов) до Липецка, оттуда в Задонск ходят автобусы и маршрутные такси. Как вариант: поездом до Ельца, а далее тоже автобусом. Но наиболее удобно, видимо, ехать от Павелецкого вокзала на междугородном автобусе «Москва — Воронеж» — он имеет остановку в Задонске.

На автомобиле нужно выезжать из Москвы по федеральной дороге М-4 «Дон» (расстояние около 400 километров). Задонск хорошо виден слева от трассы — на него следует уходить по указателю. По мосту через Дон дорога выводит прямо к Задонской обители. Не доезжая до монастыря в Задонске, на перекрестке нужно свернуть налево. Сразу за городом будет Тюнинский Богородице-Тихоновский монастырь с источником; если ехать по этой дороге далее, то указатель (налево) укажет вам путь к источнику близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря.

Паломникам

Задонский Тихоновский Преображенский женский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *