Титул патриарха александрийского

Содержание

Феодор II, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки (Хорефтакис Николас)

Дата рождения: 1954 г.

Дата пострига: 1973 г.

Страна: Африка Биография:

Родился в Канли провинции Кастели Ханья в 1954 г. В детском возрасте жил вместе с семьей в Тилисе, в Агиес Параскиес, в Гераклионе на острове Крит.

По окончании гимназии учился в церковной школе Ризариев в Афинах; окончил богословский факультет Университета Аристотеля в Фессалониках со степенью магистра. Также изучал историю искусств, литературу и философию в Одессе.

В 1973 г. принял монашеский постриг в монастыре Анкарат. Продолжил учиться в Университете Аристотеля на богословском факультете.

В 1975 г. рукоположен во диакона в монастыре Спили. Занимал должность протосингела (секретаря) Ламбийской и Сфакийской митрополии на Крите. Активно участвовал в проповеднической и филантропической деятельности.

В 1985-1990 гг. находился в Одессе в качестве экзарха Патриарха Александрийского в России, где его паствой были греки бывшего Советского Союза.

Основал школу Греческой культуры и музей Филики Этереа для 600 детей, где ведется обучение греческому языку.

В 1990 г. хиротонисан во епископа с титулом «Киринский» и назначен Патриаршим представителем Александрийского Патриархата в Афинах. Всегда сопровождал Патриарха Парфения в поездках по Африке и на многих интернациональных и богословских конференциях.

В 1996 г. назначен Патриаршим викарием в Александрии.

В сентябре 1997 г. избран митрополитом Камеруна и Центральной Африки. В последующие годы становится известен как пастырь, внесший огромный вклад в апостольское служение народам Камеруна, Чада, Гвинеи, Эквадора, Габона и островов Святого Фомы.

В 2002 г. избран митрополитом Зимбабве, а труды апостольского служения из центрально-западной Африки переносятся южнее, в земли Зимбабве, Анголы, Мозамбика, Ботсвана, Малави. Основал 4 миссионерских центра в Хараре, Греческий культурный центр для 400 делегатов, 2 больших миссионерских центра в Малави, госпиталь, техническую школу и школу медсестер. При поддержке Греческого Парламента обновил Греческую площадь (школа, храм, резиденция епископа) в Бейре, в Мозамбике. Заложил и передал греческим общинам храмы в Ботсване и Анголе.

9 октября 2004 г. избран 116-м Патриархом Александрийским и всей Африки. Церемония интронизации состоялась в соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Александрии 24 октября 2004 г.

Титул Предстоятеля: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной.

Патриаршая резиденция находится в Александрии (Египет).

Место работы: Александрийская Православная Церковь (Предстоятель) E-mail: goptalex@tecmina.com Web-сайт: www.patriarchateofalexandria.com

Публикации на портале Патриархия.ru

Выступление Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора на заключительном заседании Архиерейского Собора

Слово Блаженнейшего Патриарха Александрийского Феодора II в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского

Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II: Соборов, подобных Критскому, будет еще много

Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор: Я отдал России свое сердце

История титула

Согласно шестому канону Первого вселенского собора (325) и второму канону Второго вселенского собора (381), власть Александрийского епископа распространялась «на весь Египет».

С середины III века Александрийский епископ носит почётный титул Папы. Первым предстоятелем Александрийской церкви, упомянутым как Папа, был Иракл Александрийский (231—248). С 451 года за Александрийским епископом также утвердился титул патриарха. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке.

С именем Патриарха Феофила (Филофея) II связано предание о разрешении им около 1015 года спора византийского императора Василия II и Константинопольского Патриарха Сергия II, за что Александрийский первосвятитель удостоился титула «Судии вселенной» (Κριτής της Οικουμένης), получив право носить две епитрахили и тиару.

Патриарх Мелетий II (1926—1935) распространил юрисдикцию Александрийского патриархата на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всей Африки».

C 9 октября 2004 года предстоятелем Александрийской Православной церкви является Феодор II.

> См. также

  • Список предстоятелей Александрийской православной церкви

​Обостряется конфликт между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами

-А А+ Фото:

Патриархат Иерусалима опубликовал заявление, в котором говорится, что поводом для него стало желание «сказать правду с честностью» в отношении создания в Катаре митрополии под его юрисдикцией.

Данный конфликт, длящийся с 2013 года, привел к разрыву евхаристического общения между двумя Поместными церквями.

«Патриархат Антиохии и всего Востока прежде всего заявляет, что не считает необходимым вмешиваться в общественные дебаты в СМИ. Однако в настоящее время Патриархат считает себя обязанным разъяснить некоторые моменты, связанные с вышеупомянутым заявлением, для того чтобы “сказать правду с честностью”», — говорится в документе.

«Практические условия не позволяют Антиохийской Церкви присутствовать в Катаре в течение обсуждаемого периода времени. Это не значит, что Церковь Антиохии является вновь созданной Церкви в “Аравии”. Достаточно отметить, что Антиохийская церковь осуществляла свое служение в этом регионе еще на заре христианства. В современную эпоху фактическое присутствие Антиохии в этом регионе постепенно усиливалось», — сказано в заявлении.

Архиепископия, включающая в себя территорию Катара, была учреждена еще в 1953 г. Исторически и до сих пор существует епархия Антиохийской православной церкви, которая охватывает весь регион и возглавляется митрополитом, проживающим здесь и осуществляющим свое служение среди православных людей разных национальностей. По сей день здесь служат митрополиты, число которых прослеживается с момента создания архиепископии.

«Таким образом, должен быть задан вопрос: почему Иерусалимский патриархат никогда не протестовал против присутствия здесь Антиохии, если считает, что Катар входит в его церковную юрисдикцию?» — подчеркивается в официальном коммюнике.

Составители документа выражают разочарование тем подходом к кризису, который демонстрирует Иерусалимский патриархат.

«Кризис создан Иерусалимом, — подчеркивается в заявлении. — Кроме того, Патриархат осуждает тот факт, что Иерусалимская церковь вводит в заблуждение верующих, выступая в качестве жертвы насилия. На самом деле, Иерусалим упорствует в своей агрессии, цитируя административный меморандум Антиохийского патриархата и приписывая Патриарху Антиохийскому слова, которые он никогда не говорил и никогда не скажет в будущем».

Ради внесения ясности и предотвращения путаницы Антиохийский патриархат вновь подтверждает тот факт, что его прихожанами являются православные христиане, которые живут в рамках исторической и канонической юрисдикции, закрепленной священными канонами. В то же время Антиохия признает отсутствие каких-либо претензий и планов относительно канонической территории других Поместных церквей Ближнего Востока и Африки, отмечая, что в настоящее время в юрисдикцию Антиохийского патриархата не входят Египет, Иордания и Иерусалим.

Это делается на фоне «злонамеренных попыток внести разлад в отношения Антиохии и Александрийской православной церквей». Прихожанами церквей Александрийского патриархата, подчеркивается в документе, является большое число верующих Антиохийской церкви, проживающих в различных странах Африканского континента.

Антиохийский патриархат обращает внимание на два важных момента: выдвинутые со стороны Иерусалимской церкви обвинения в этноцентризме и несоблюдение Иерусалимом «Афинского соглашения».

Обвинения Антиохийского патриархата в этноцентризме названы в заявлении «однозначно лживыми и лицемерными».

«Антиохийский патриархат просто обращается к людям: “Прииди и виждь”. Это утверждение свидетельствует об открытости Антиохийской церкви, о равенстве среди верующих, о разнообразии, которое характеризует служение Антиохийской церкви во всем мире», — свидетельствует документ.

Что касается отказа Иерусалимского патриархата от соблюдения «Афинского соглашения», которое было достигнуто при посредничестве Вселенского патриарха Варфоломея и Министерства иностранных дел Греции, Антиохийский патриархат цитирует протокол № 943 от 12 ноября 2013 года, который зафиксировал позицию Константинопольского патриарха по данному вопросу.

«Как Вы, Ваше блаженство, кир кир Иоанн, поняли и оценили, мы, Вселенский патриархат, в нашей мерности, предприняли неоднократные попытки разрешить эту проблему. Эта проблема возникла внезапно и без предупреждения — поэтому мы много раз обращались к нашему брату, Блаженнейшему кир Феофилу, патриарху Иерусалимскому, в следующем ключе: чтобы он не продолжал далее свои действия, связанные с рукоположением того, кого они называют “избранным архиепископом”», — приводит заявление слова патриарха Варфоломея.

«К сожалению, Ваше блаженство, вопреки всем братским советам Вселенского патриархата, которые были сделаны ради общецерковного блага, и ради священного предания Церкви, не по собственной воле, но были востребованы; даже вопреки Вашим личным обращениям Иерусалимский патриархат пошел на это рукоположение и учреждение архиепископии», — такое мнение высказал в свое время Вселенский патриарх.

Разрыв евхаристического общения между Антиохией и Иерусалимом — предыстория

Новый виток напряженности между двумя Поместными православными церквями возник в 2013 году, когда Иерусалимский патриархат учредил в Катаре епархию, несмотря на то, что данное государство исторически являлось канонической территорией Антиохийского патриархата.

Это привело к разрыву евхаристического общения между Церквями.

При посредничестве Константинопольского патриархата и МИДа Греции в июне 2013 года в Афинах состоялась встреча, на которой было заключено соглашение, согласно которому Иерусалимский патриархат отказывался от своих неканонических шагов, и общение между двумя Поместными церквями было восстановлено.

Однако вскоре выяснилось, что Иерусалимская церковь не намерена придерживаться достигнутого соглашения, и 26 июня 2015 года Синод Антиохийской православной церкви принял решение о вторичном разрыве евхаристического общения.

В настоящее время Катар входит в состав архиепископии Багдада, Кувейта и Аравийского полуострова — епархии Антиохийской православной церкви.

Антиохийская Церковь прервала евхаристическое общение с Иерусалимским Патриархатом

Баламанд, 30 апреля 2014 г.

Причиной произошедшего стал спор о канонической принадлежности территорий Катара, на которые претендуют обе Поместные Церкви.

«Двадцать девятого апреля сего года, в здании баламандского института св. Иоанна Дамаскина, был экстренно созван Святой Антиохийский Собор под председательством Блаженнейшего Патриарха Иоанна Х. На заседании присутствовали: их высокопреосвященства Георгий (Джабаль Лубнан), Иоанн (Латакия), Ильяс (Бейрут), Илья (Хама), Саба (Хауран), Георгий (Хомс), Василий (Аккар), Ефрем (Триполи), Игнатий (Франция), Исаак (Германия), а также их преосвященства Муса (ал-Хури), Гаттас (Хазим), Коста (Каййаль), Афанасий (Фахд), Димитрий (Шарик), Илья (Тама), Николай (Баальбаки), пресс-секретарь Собора и его блаженства Ефрем Маалюльский и секретарь Собора иерей Джордж (Димас)», – говорится в Заявлении пресс-секретариата Святого Антиохийского Собора.

Собор обсудил развитие конфликта Антиохийской Церкви с Иерусалимским Патриархатом:

«Четвертого марта 2013 года, Иерусалимский Патриархат избрал архимандрита Макария предстоятелем новосозданной Иерусалимом же архиепископии Катара, что территориально находится в юрисдикции Антиохийской Церкви как структурная единица архиепископии Багдада, Кувейта и Аравийского Полуострова. Десятого марта того же года архимандрит Макарий был рукоположен во епископы и возведен в митрополичье звание с титулом «митрополит катарский», несмотря на активный протест Патриарха Антиохийского, выразившего Иерусалимскому и Вселенскому Патриархам свое недовольство во время телефонных переговоров с ними. Вслед за этим, шестого и восьмого марта 2013 года, блаженнейший Патриарх Антиохийский подкрепил свой изустный протест двумя посланиями, направленными к Патриархам Иерусалима и Константинополя. Никакой реакции на эти письма не последовало.

Тринадцатого марта 2013 года Патриархом Антиохийским был экстренно созван Святой Собор, на котором было принято решение считать действия Иерусалима покушением на целостность Антиохийской Церкви; Собор призвал Иерусалимскую кафедру к скорейшему урегулированию конфликта, могущего привести к разрыву евхаристического общения между двумя сестрами-церквами, а также к пересмотру женевских соглашений, выработанных подготовительными комиссия к Великому, Святому, Всеправославному собору. В кратчайшие сроки делегации Антиохийского Патриархата провели переговоры с другими Поместными Православными Церквами, касающиеся, в том числе, вопроса о вышеупомянутых действиях Иерусалимской Церкви, угрожающих целостности Единой, Святой, Соборной и Апостольской Вселенской Церкви.

Заседание Святого Антиохийского Собора в июне 2013 года вновь затронуло проблему т.н. «катарской архиепископии». Отцами было принято решение откликнуться на инициативу Вселенского Патриарха и присутствовать на переговорах с делегацией Иерусалимской Церкви в Министерстве иностранных дел Греции двадцать первого июня 2013 года. Переговоры, состоявшиеся в назначенное время, привели к подписанию соглашения, предписывающего упразднение иерусалимской «катарской» архиепископии, а также к урегулированию присутствия Иерусалимского Патриархата на территории Катара согласно установившейся церковной традиции.

Тем не менее, Иерусалимская кафедра, несмотря на все старания греческого правительства и Вселенского Патриархата, отказалась исполнять установления подписанного соглашения. Потому, в соответствии с каноническим правом Церкви, Святой Собор, созванный в октябре 2013 года, предписал создать специальную комиссию, уполномоченную в течение двух месяцев решить возникшую проблему; в противном случае, Антиохийская Церковь, со своей стороны, обещала прекратить евхаристическое общение с Иерусалимом. Получив приглашение на фанарское собрание предстоятелей Православных Поместных Церквей (6-9 марта сего года), Патриарх Антиохийский отсрочил действие принятого в октябре решения Собора. Однако вышеупомянутая проблема не обсуждалась на Фанаре и не была внесена в повестку дня, невзирая на просьбы Антиохийской делегации, которой Вселенский Патриарх вручил послание Предстоятеля Иерусалимской Церкви от двадцать девятого февраля сего года, в коем последний заявил о вхождении «Сирии и Аравии» в юрисдикцию Иерусалима. Впоследствии, Антиохийская сторона отказалась подписать итоговый документ собрания, равно как и участвовать в совместном праздничном богослужении в День торжества Православия.

Основываясь на вышеупомянутом, при ожесточении епископата Иерусалимской Церкви и бессилии других Поместных Православных Церквей каким-либо образом урегулировать конфликт в соответствии с каноническим правом, Антиохийская Церковь принимает решение о прекращении евхаристического общения с Иерусалимской кафедрой.

Итак, напоминая о том, что архиепископия Багдада, Кувейта и Аравийского Полуострова, окормляющая Иран, Ирак, Кувейт, Бахрейн, Королевство Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Султанат Оман и Йемен, является юрисдикцией Антиохийской Православной Церкви, и любое иное православное присутствие на этой территории должно быть регламентировано церковными традициями и канонами, Святой Антиохийский Собор постановил:

  1. Испросить Патриарха Антиохийского не поминать в Диптихе Патриарха Иерусалимского.
  2. Отменить второй пункт постановления 2-5/2013, принятого на заседании в октябре 2013 года, за его ненадобностью, в полной мере возобновив антиохийское церковное присутствие во всех странах юрисдикции нашей Церкви.
  3. Просить Блаженнейшего Патриарха обратиться к главам Поместных Православных Церквей для ознакомления их с сим постановлением, а также с просьбой об урегулировании настоящего конфликта, угрожающего Вселенскому Свидетельству о единстве Церкви.
  4. Уполномочить его Блаженство принять все необходимые меры для исполнения настоящих постановлений или же для упразднения оных за ненадобностью в случае решения конфликта.

Вместе с тем, отцы обсудили и иные внутрицерковные проблемы, утвердив, в частности, состав судебной комиссии, куда вошли: митрополиты Бейрутский Ильяс (глава), Германский Исаак (сопредседатель), епископы Афанасий (Фахд), Димитрий (Шарик), Николай (Баальбаки), Илья (Таама), архимандриты Иоанн (Батш) и Авраам (Давуд). Консультантом комиссии назначен Ильяс Никола Муси. Собор утвердил список кандидатов на принятие епископского сана на 2014-й год.

В заключение отцы Собора вознесли свои молитвы о мире в Регионе и во всем мире, обратившись ко всем своим братьям с пасхальным приветствием, испросив у них святых молитв обо всех антиохийских землях, да наполнит их умерший и восставший из мертвых Христос силою Светлого и Славного Своего Воскресения».

Патриарх Александрийский в гостях у Кронштадтского Батюшки

Прошла ровно неделя после этого визита, но впечатления и переживания о нем не забудутся никогда…
ВТОРОЕ ЛИЦО ПРАВОСЛАВИЯ
Когда к Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского подъехал кортеж из трех черных машин, сопровождаемый сотрудниками госавтоинспекции с мигалкой, первым вышел начальник Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии никогда не унывающий Иван Николаевич Судоса со словами: «Отец Геннадий, встречай высоких гостей. Не каждый день к тебе приезжает патриарх Александрийский и всея Африки…»
Здесь Иван Николаевич был совершенно прав. И эта очевидность только подчеркнула исторический характер происходившего события. Я понимал, что такие визиты действительно не только не происходят каждый день, но бывают всего один раз в жизни и становятся фактами духовной истории Церкви.
О желании патриарха Александрийского Феодора II 7 декабря 2017 года посетить Мемориальную Квартиру мне сообщили из епархии накануне: «В Мемориальной Квартире будет патриарх…» Я переспросил: «Патриарх Кирилл?» — «Бери выше… Патриарх Александрийский!» Действительно, Александрийский патриарх стоит вторым в диптихе православных патриархов после патриарха Константинопольского, а после него уже следуют Антиохийский, Иерусалимский и Московский. То есть получается, что Квартиру св.Иоанна Кронштадтского посетит второе статусное лицо вселенского Православия. Такого гостя не было даже при жизни Иоанна Кронштадтского.
КТО «СУДЬЯ ВСЕЛЕННОЙ»?
Я просмотрел в интернете информацию о высоком госте. Признаюсь, прежде особенно не интересовался Православием в Африке и узнал много интересного.
Во-первых, меня поразил полный титул Александрийского патриарха: «Блаже́ннейший, Боже́ственнейший и Святе́йший Отец и Пастыренача́льник, Па́па и Патриа́рх Вели́кого Гра́да Александри́и, Ли́вии, Пента́поля, Эфио́пии, всего Еги́пта и всея А́фрики, Отец Отцо́в, Пастырь Па́стырей, Архиерей Архиере́ев, Трина́дцатый Апо́стол и Судия́ Вселе́нной Феодор II». Естественно, возникло недоумение о последнем звании — «Судия Вселенной», ведь Судьей Вселенной является все-таки — Господь Бог? Но этот титул, как выяснилось, имеет историческое объяснение. «Вселенная» — это отнюдь не «космос», а всего лишь Римская империя. Сам титул был усвоен в седьмом веке после того, как Александрийский патриарх смог рассудить конфликт императора Византии с Константинопольским патриархом (в котором оба были неправы, и оба признали правоту Александрийского патриарха). Этот титул давал Александрийскому престолу право быть третейским судьей в церковных вопросах. Титул остался номинальным, и практике право судьи использовалось буквально пару раз за всю историю (в том числе на Большом Московском Соборе, когда судили патриарха Никона).
Также патриарх Александрии имеет уникальный титул «Папы», который у него заимствовали римские епископы.
Александрийская патриархия известна как родина всего православного монашества, которое возникло в Фиваидской и Нитрийской пустынях Египта.
МИССИЯ «ТРИНАДЦАТОГО АПОСТОЛА»
Что касается титула «Тринадцатый Апостол», он оказался пророческим, потому что в ХХ века Александрийскому патриархату на африканском континенте удалось развернуть масштабную апостольскую миссию по просвещению африканцев. У Александрийского патриарха самая большая каноническая территория из всех поместных церквей. Она превосходит даже каноническую территорию Московского патриархата, если считать таковой территорию бывшего Советского Союза: площадь Африки составляет 30 065 000 км² ( 20,3 % площади суши всей Земли), а площадь СССР — 22 402 200 км² (площадь России — 17 125 191 км²). В юрисдикцию Александрийского патриарха входят 54 африканских государства. Но самое главное, что за последние десятилетия греческие православные миссионеры обратили в православие около 7 миллионов коренного населения Африки, практически во всех африканских странах возникли православные общины, были построены многие храмы, возникли епархии и митрополии. На наших глазах происходит обращение черного континента ко Христу, закладывается новая конфигурация православного мира. В интернете можно увидеть множество роликов как с крещением африканцев, так и с православным богослужением, в которое миссионеры включают местные народные традиции, в частности, элементы танца во время службы.
Патриарх Феодор глубоко верит в православное будущее Африки. В России он не раз говорил: «Многие думают, что Африка — незнакомый континент, но будущее именно за ней».
После всей этой прочитанной информации я уже действительно смотрел на патриарха Феодора как на нового «тринадцатого апостола».
«РУССКИЙ» ПАТРИАРХ ИЗ АЛЕКСАНДРИИ
Меня предупредили, что у патриарха Феодора II на Музей Иоанна Кронштадтского выделено всего лишь полчаса. Я понимал, что это совсем немного, тем более, что рассказывать придется с переводчиком. Поэтому я сразу спросил, на каком языке будет экскурсия? Но к счастью оказалось, что Александрийский патриарх прекрасно понимает русский язык. Он в 1980-е гг десять лет жил в Советском Союзе, изучал историю искусств, литературу и философию в Одесском университете, а с 1985 по 1990 гг. исполнял обязанности экзарха Александрийского патриархата в Русской церкви, будучи настоятелем Антиохийского подворья в Одессе.
Патриарх Феодор не только выучил русский язык, но главное — искренне полюбил Россию и русский народ. Поэтому не удивительно, что на мой вопрос о языке экскурсии, он ответил кратко и понятно: » Я — ваш! Я — русский». Услышать такие слова у памятника св.Иоанна Кронштадтского было насколько неожиданно, настолько и трогательно. Такие слова и в России не часто приходится слышать от высоких лиц. Как будто патриарх Федор сказал их, представляясь не столько нам, сколько самому Дорогому Батюшке, сразу обозначив, что он пришел не в музей, а к живому отцу Иоанну. Я почувствовал, что экскурсия в обычном смысле здесь не нужна и ограничился краткими ключевыми фразами.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПАТРИАРХ В ГОСТЯХ У БАТЮШКИ
В гостиной я сообщил патриарху, что в этой квартире уже было три патриарха: «Кто же это?» — «Патриарх Тихон, патриарх Алексий, патриарх Кирилл…» «И теперь патриарх Феодор», — радостно и с каким-то детским задором добавил он.
Узнав, что диван мемориальный и на нем сидел Иоанн Кронштадтский пастырь, патриарх Феодор также же сел на него. Рядом стоял портрет Иоанна Кронштадтского. Патриарх в гостях у Батюшки. Я понял, что дальше рассказывать ничего не нужно. Патриарх сам все чувствует и сам все понимает без слов.
Затем патриарх Феодор вышел на балкон, с которого некогда Всероссийский пастырь благословлял свою паству. В этот день Кронштадт с балкона о.Иоанна благословил патриарх Александрийский. Нужно отдать должное оперативности фотографов, которые успели запечатлеть этот исторический момент.
В Кабинете отца Иоанна патриарх Феодор приложился к главным святыням Квартиры — к наперсному Кресту отца Иоанна, его моленным иконам, прижизненному портрету.
В столовой комнате я обратил внимание на подаренную год назад родственниками отца Иоанна его кофемолку, которую мы отреставрировали и она вновь действует. Раз в году в день памяти Иоанна Кронштадтского мы совершаем т.с. «чин меления кофе» в этой кофеварке и потом в течение года предлагаем его гостям Квартиры. Зная любовь греков к кофе, мы также подарили патриарху кофе из кофемолки св.Иоанна Кронштадтского. Подарок был принят с нескрываемой радостью.
ОДИН НА ОДИН С ИОАННОМ КРОНШТАДТСКИМ
Когда знакомство с Квартирой казалось уже было завершено, произошло удивительное событие. В Кабинете отца Иоанна патриарх Феодор неожиданно попросил всех выйти и оставить его одного. Сопровождающие патриарха: три архиерея, духовенство, официальные лица, — молча, как будто бы зная об этом заранее, тут же удалились из Кабинета, спустились вниз и вышли на улицу. Я также вышел из Кабинета в прихожую комнату. В Кабинете остался один патриарх. Дверь в Кабинет оставалась приоткрытой. Я видел силуэт патриарха за столом отца Иоанна. Он сидел закрыв глаза. В тот момент я подумал, что он такой небольшой комплекции, как и сам батюшка Иоанн. Мы с сестрами стояли в прихожей, замерев, боясь шелохнуться. Да и сам патриарх не производил ни одного движения. Мы чувствовали, что патриарх пребывает во внутренней молитве. Во всем музее наступила глубокая тишина. Как будто время остановилось. Это были особые и бесценные минуты присутствия благодати Божией.
За долгие годы работы музея я не помню ничего подобного.
Сколько длилась эта тишина? Наверное, минут пять…
Никто не решался беспокоить патриарха, хотя его посещение уже вышло из положенного графика. Наконец в приоткрытую дверь я увидел, как патриарх чуть обернулся в сторону двери. Я решился войти и увидел, что на глазах патриарха были слезы умиления, а патриарх улыбался…
Я попросил его сделать запись в книге почетных посетителей. Он ничего не говоря исполнил мою просьбу, начертав размашистую запись на всю страницу по-гречески.
Патриарх встал из-за стола, я преподнес ему на молитвенную память иконку св.Иоанна Кронштадтского в византийском стиле, поцеловал ее, прижал к сердцу и сказал, что она будет всегда висеть у него в кабинете.
ХРАМ ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО В ТАНЗАНИИ
Прощаясь, я решил спросить патриарха Феодора, знают ли Иоанна Кронштадтского в Африке? Он заулыбался и ответил: «Не только знают, но и очень любят. Мы сейчас строим храм во имя Иоанна Кронштадтского». Эта новость меня поразила. Накануне я как раз искал в интернете храмы Иоанна Кронштадтского в Африке по списку т.н. «Иоанновской семьи», но как раз в Африке не указано ни одного храма. Я уточнил у патриарха, в какой же это стране? «В Танзании. Это на востоке Центральной Африки». Мне хотелось узнать точнее: «А в каком городе?» — «В столице — в Дар-эс-Саламе». (Это арабское слово означает «город мира», то есть по-русски — «Миргород», а по-гречески — «Иринополь», так звучит титул местного митрополита — «Иринопольский»).
Видя мой нескрываемый восторг, патриарх сказал мне, что он меня пригласит на освящение этого храма. Я высказал мысль, что на это торжество можно было бы привезти святыню из Квартиры — крест Иоанна Кронштадтского. Он еще раз подтвердил свое приглашение: «Я буду писать вам приглашение…»
Мы часто называем Иоанна Кронштадтского «всероссийским пастырем», но когда ему строят храм в самом центре Африки на берегу Индийского океана, понятно, что речь уже идет о «всемирном молитвеннике».
Патриарх Феодор, рассказав о создании Иоанно-Кронштадтского храма на черном континенте, тем самым ответил мне на один мой внутренний вопрос. Патриарх пробыл в Санкт-Петербурге всего лишь два полных дня, причем в первый день он возглавил служение литургии в Александро-Невской лавре. Это не так уж и много для осмотра святынь города. И тем не менее патриарх сам пожелал побывать в Кронштадте и посетить Квартиру Иоанна Кронштадтского. Было понятно, что у него есть на это какая-то особая причина. У меня как раз и был этот вопрос, почему же патриарх решил побывать в Кронштадте? После рассказа патриарха я понял, что он пришел к отцу Иоанну помолиться в том числе и о строительстве этого храма в Африке.
А напоследок произошло настоящее чудо.
КАК АФОН С ФИВАИДОЙ В КРОНШТАДТЕ ВСТРЕТИЛИСЬ
Уже на пороге Квартиры, когда патриарх давал нам прощальное благословение, в дверях неожиданно появились два молодых человека с упаковкой в руках. Они обратились ко мне: «Это вам… Икона от отца Никодима…»
Мы все — и патриарх, и сестры, и я — остановились, пытаясь понять, в чем дело?
Здесь нужно пояснить предысторию этого события. Неделю назад до этого мне позвонили сестры из Квартиры в Сомино и рассказали, что приходил греческий монах с Афона по имени Никодим. После молитвы в Кабинете он выразил желание подарить в Квартиру икону своего письма. Оказалось, что он известный на Афоне иконописец из Нового Скита, центра иконописи на Святой Горе. К сожалению, сестры не записали его телефон и осталось неясным, когда же он подарит икону.
Вот эти два человека как раз и пришли по его поручению и принесли в дар его икону. На упаковке рукой отца Никодима было написано по-гречески его имя и название скита. Патриарх Феодор тут же прочитал надпись и воскликнул: «Я его знаю. Это лучший иконописец на Святой Горе. Я скоро буду на Афоне и буду посещать его…»
Мы тут же распаковали икону и увидели перед собой написанный в византийском стиле образ Иверской Богоматери, главной святыни Афона. Патриарх взял ее в руки, приложился и запел по-гречески тропарь Иверской Богоматери. Мы все опять замерли, чувствуя, что являемся свидетелями настоящего чуда. На наших глазах в Квартире св.Иоанна Кронштадтского встретились Афон (центр православного монашества) и Фиваида (родина монашества). Теперь нам этот образ будет напоминать как об Афоне, так и о патриархе Феодоре, который первый встретил этот образ и первый помолился пред ним.
Потом мы с сестрами и нашими гостями долго сидели за чаем, вспоминали и обсуждали все произошедшее. Было ясно, что ехать в Танзанию с пустыми руками нельзя — нужно написать образ Иоанна Кронштадтского, заказать его именно монаху Никодиму на Афоне и передать его в храм св.Иоанна Кронштадтского в Танзанию. Кстати, именно в этой стране находится величайшая вершина Африки гора Килиманджаро.
Пусть она будет Африканским Афоном.
В заключении мы сделали общий снимок сестер с патриархом у памятника Иоанна Кронштадтского
фотки позже

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *