Тьма тем

Тьма не существует сама по себе, она представляет собой просто отсутствие света. Это физическая и духовная реальность, а также подходящий символ для выражения некоторых глубочайших человеческих переживаний. Тьма, о которой упоминается около двухсот раз, – одно из главных действующих лиц библейской драмы. Книга Иова с показанными в ней бедствиями и отчаянными ситуациями представляет собой небольшую антологию образов тьмы, где о тьме упоминается свыше трех десятков раз. Тьма выделяется практически среди всех других амбивалентных литературных образов (которые могут служить для выражения как добра, так и зла) своим неизменно негативным значением. Для систематизации библейских образов тьмы лучше всего сначала рассмотреть, что тьма символизирует, а затем выяснить, как к ней относится Бог.

Космический конфликт. По первобытным представлениям, жизнь и даже мироздание выглядели ареной борьбы между светом и тьмой, сражающимися за обладание миром (см. КОСМОЛОГИЯ). Намек на такое представление есть в первых библейских упоминаниях о тьме. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт. 1:2). Первое творческое деяние Бога заключалось в создании света и в его отделении от тьмы, причем подразумевается, что свет подавил тьму (Быт. 1:4–5). Бог установил границу между светом и тьмой (Иов 26:10). Целостность мироздания поддерживается только направляющей силой Бога, и одним из пророческих видений грядущего апокалиптического суда является картина возвращения первобытного хаоса, когда земля станет «разорена и пуста», а на небесах не будет «света» (Иер, 4:23; ср. Ис. 5:30).

На всем протяжении Библии тьма противопоставляется свету, независимо от того, какая тьма имеется в виду – физическая или символическая. В шестидесяти стихах свет и тьма составляют контрастную пару, а переход от тьмы к свету – один из основных библейских образов искупления.

Физическая тьма. Тьма как физическое явление повседневной жизни присутствует во многих местах Библии. Самое нейтральное значение ночной тьмы – это просто обозначение окончания рабочего дня для людей и наступления времени активной деятельности животных, ведущих ночной образ жизни (Пс. 103:20). Представление о физической ощутимости тьмы в эпоху, когда не было электрического освещения, нашло выражение в сделанном автором Послания к евреям перечне «осязаемых» вещей, среди которых фигурирует тьма (Евр. 12:18). Эта осязаемость ночной тьмы связывалась обычно с опасностью. Тьма ассоциировалась с необходимостью ходить ощупью (Иов 5:14; 12:25), неспособностью идти своим путем (Иов 19:8), с проникновением в дом посторонних (Иов 24:16), с неназванными «ужасами» (Иов 24:17; ср. Быт. 15:12), местом, где «могли бы укрыться делающие беззаконие» (Иов 34:22), со стрельбой нечестивых в праведных (Пс. 10:2), с «жилищами насилия» (Пс. 73:20), с преткновением (Притч.4:19) и мраком (Ис. 58:10; Иоил. 2:2). Покров тьмы – подходящее время для любовных приключений: «неразумный юноша» совершает прелюбодеяние со своей коварной соблазнительницей «в сумерки, в вечер дня, в ночной темноте и во мраке» (Притч.7:7, 9).

Короче говоря, тьма составляет очень плохую компанию и сбивает с пути истинного, так как скрывает злые дела. Павел удачно выразил суть этой стороны тьмы в своем призыве к христианам: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Еф. 5:11–12).

Переносные значения. Физические свойства тьмы делают ее богатым источником метафор применительно к духовной сфере. Если свет символизирует знание, то тьма символизирует невежество (Пс. 81:5), глупость (Ек. 2:13–14), затемнение пророческих откровений (Мих. 3:6), состояние человеческого ума, не просвещенного Божьим откровением (2Пет. 1:19), ложь (1Ин. 1:6) и прекращение хождения в Божьей истине, «потому что тьма ослепила… глаза» (1Ин. 2:11). Если свет символизирует добро, тьма соответственно символизирует нечестивых людей, «которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» (Притч.2:13; ср. Притч.4:19). В показанном Иисусом таинственном образе глаза как «светильника для тела» физическая слепота становится метафорой состояния потерянности (Мф. 6:22–23; Лк. 11:34–36).

На том логическом основании, что с наступлением ночи прекращаются дневные дела, тьма служит обозначением смерти и могилы (Иов 10:21–22; Пс. 87:13). Тьма – центральный образ в поэтической речи Иова, проклинающего день своего рождения и выражающего желание умереть (Иов 3). Прекращение с наступлением тьмы человеческих дел делает ее естественным символом темницы и тюремного заключения (Пс. 106:10, 14; Ис. 42:7; 49:9). Пусть даже здесь не имеется в виду тюрьма в прямом смысле, тем не менее, парализующее воздействие тьмы на человеческие дела побуждает относиться к ней как к тюремному заключению, и образ «сидения» во тьме показан в восьми библейских стихах.

Свет – характерный библейский образ Божьего благоволения и человеческого процветания, а тьма, соответственно, – их отсутствия (Пс. 87:7). Иов, например, свое прежнее благополучие, когда Божий светильник светил над его головой и он «при свете Его ходил среди тьмы», называет временем, когда «во дни молодости моей… милость Божия была над шатром моим» (Иов 29:3–4). Соответственно, отпадение беззаконного от благополучной жизни изображается временем, когда «померкнет свет в шатре его» и «изгонят его из света во тьму» (Иов 18:6, 18). Равным образом, молясь о наказании своих врагов, псалмопевец просит сделать их пути «темными и скользкими» (Пс. 34:6). Амос рассудительно отмечает, что самодовольные люди, многословно рассуждающие о грядущем дне Господнем, увидят, что «он – тьма, а не свет» (Ам. 5:18, 20).

Тьма как духовная сила. В Новом Завете сила тьмы представлена настолько наглядно, что она превращается из символа в духовную реальность. О «власти тьмы» говорил Сам Иисус (Лк. 22:53), а Павел писал, что христиане воинствуют не против материальных врагов, а «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). В данном случае образ тьмы связывается с вселенской духовной битвой между добром и злом, между Богом и сатаной. «Какое общение праведности с беззаконием? – вопрошал Павел. – Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор. 6:14–15). Сам мир разделен на «сынов света» и «сынов ночи» или «тьмы» (1Фес. 5:5). В наибольшей степени сила тьмы проявилась в момент ее временной победы, когда Иисус висел на кресте, и эта победа зла сопровождалась трехчасовой тьмой над землей, приведшей людей в ужас (Мф. 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44).

Заключение. Тьма как таковая – однозначно негативный образ в человеческом восприятии. Она подавляет физически, она служит естественной средой для проявления множества неприятных для человека ощущений, в частности, она ассоциируется с отсутствием свободы действий и со злом. Вопрос, следовательно, заключается в том, как Бог относится к тьме и властвует ли Он над ней.

Божья власть над тьмой. Важно не путать библейскую символику тьмы и света с дуалистическими концепциями, такими, например, как зороастристские. В Библии сила тьмы не равнозначна силе света. Впечатление, что они имеют равную силу, может возникать под влиянием реалистического отношения Библии к силе греха в мире. Но тьма находится под абсолютным Божьим контролем. Бог знает «место тьмы», в то время как люди могут этого не знать (Иов 38:19). Он также «знает, что во мраке» (Дан. 2:22). Люди, полагающие, что Бог не знает их дел в темноте своих комнат, заблуждаются (Иез. 8:12), «нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие» (Иов 34:22). Автор Пс. 138 признает поражение в своей воображаемой попытке укрыться от Бога во тьме и пишет, что «и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138:12). Бог изображается даже Творцом тьмы: «Я образую свет и творю тьму» (Ис. 45:7). Божья власть над тьмой явствует из факта, что Он использует ее для достижения Своих целей. Например, Он покрывается тьмой, чтобы скрыться от человеческого взгляда. В ветхозаветных богоявлениях покрытие тьмой или сокрытие во тьме – неизменный атрибут Бога при встречах с людьми. При утверждении завета с Авраамом, например, «когда зашло солнце, и наступила тьма» между рассеченными животными прошли «дым как бы из печи и пламя огня» (образы явления Бога) (Быт. 15:17). Иными словами, Бог укрывает Себя от человеческого взгляда покровом темноты. При явлении на горе Синай Он облачился в грозную тьму (Исх. 20:21; Втор. 4:11; 5:22–23). Когда Он является как Бог бури, важную роль играет мрак (2Цар. 22:10, 12; Пс. 17:10,12; 96:2). О Боге говорится даже, что Он «обитает во мгле» (3Цар. 8:12; 2Пар. 6:1) как трансцендентное духовное существо, скрытое от человеческого взгляда. Учитывая, что смертный не может увидеть Бога и остаться в живых (Исх. 33:20), Бог, укрываясь во тьме, проявляет милосердие к роду человеческому.

Избавление от тьмы. Вместе с тем, величайшее из Божьих деяний в отношении тьмы заключается в духовном Освобождении народа от ее власти тьмы посредством спасительного служения Христа. Сам «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5). Христос – Свет, Который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Любой, кто следует за Иисусом, «не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Иисус пришел в мир как «свет», чтобы всякий верующий в Него «не оставался во тьме» (Ин. 12:46). В том же духе Павел пишет, что верующие во Христа «были некогда тьма, а теперь – свет в Господе» (Еф. 5:8).

Тьма, будь то в качестве символа или духовного принципа, представляет собой явление, от которого Бог освобождает людей во Христе. Поэтому она фигурирует среди основных образов искупления, показанных в Библии. С пришествием Христа «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16; ср. Лк. 1:79). Для выхода из состояния погибели потребовались исполнение божественной спасительной миссии Христом и вмешательство Бога, «избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13). Верующие во Христа как Спасителя – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9). Для детей Божьих «тьма проходит и истинный свет уже светит» (1Ин. 2:8).

См. также: НОЧЬ, СВЕТ, СВЕТИЛЬНИК, СЛЕПОТА, ХАОС, ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ.

Второй сезон немецкого научно-фантастического сериала Netflix вышел в эти выходные. А начался «Тьма» с пропажи ребёнка в маленьком и очень дождливом немецком городке Винден. На протяжении всех 10 эпизодов сериал выстраивал сложную загадку, включающую и путешествия во времени, и запутывание своих же следов. И пока мы пытались разгадать тайну того, куда исчез Миккель Нильсен, список персонажей только расширялся и становился всё более запутанным. И, если после окончания 1 сезона, вы всё ещё затрудняетесь связать между собой события 1953, 1986 и 2019 годов, вы определённо не одиноки. В сериале «Тьма» осталось много неразгаданного и сложного. В попытке разобраться в том, что же произошло в конце последнего эпизода, мы подготовили медиагид по сериалу. Запаситесь клубничным мороженым и кувшином воды. Отправляемся в тяжёлое путешествие!

СРАЗУ К СПОЙЛЕРАМ

Пользователь Christianlorenz97 создал это генеалогическое дерево всех влияющих на сюжет жителей Виндена. Мы оставим его здесь, чтобы вы могли пролистать на вверх и посмотреть на него ещё раз, когда это понадобится.

НАПОМНИМ

Сериал начинается в 2019 году. Михаель Канвальд, отец Йонаса и муж Ханны покончил жизнь самоубийством, оставив посмертную записку с подписью «не открывать до 4 ноября 22:13»

В это время пропадает рыжеволосый мальчик по имени Эрик Обендорф. Никто не знает, где находится герой уже две недели, поэтому дело официально передано в руки полиции. Для ответственного за него Ульриха Нильсена оно очень личное — его брат-подросток пропал 33 года назад. (Найден он так и не был).

Одноклассники пропавшего Эрика, по словам ребят из школы — законченного наркодиллера, идут в лес, чтобы найти его заначку. Во время прогулки младший сын Ульриха Нильсена — Миккель пропадает в лесу рядом с таинственными пещерами. Присутствующий при этом подросток Йонас Канвальд, наконец готовый начать жить после смерти отца, решает найти мальчика. И впутывает себя в сложнейшее испытание.

На следующий день в лесу появляется мёртвый ребёнок, носящий на шее никелевые жетоны с надписью «1986». У него сильные ожоги вокруг глаз, а также лопнувшие барабанные перепонки. Это не Эрик и не Миккель.

В то же время мы видим, как Миккель находит выход из лесной пещеры. Но по возвращении в город он осознаёт, что на дворе не 2019, а 1986 год. А окружают его знакомые лица, но на 33 года моложе.

В дальнейшем события также продолжают параллельно происходить в разных временных рамках: 1953, 1986, 2019 годах. Но повествование облегчается тем, что действие не выходит за границу Виндена. Сосредоточен сюжет на четырёх семьях — Канвальд, Нильсен, Допплер, Тидеман, которые жили здесь в течении нескольких поколений. Что удобно для постановки шоу, поскольку персонажи регулярно сталкиваются с более молодыми версиями себя и своих родственников. (Когда они путешествуют во времени через пещеру). Но такое повествование делает сериал намного более запутанным для восприятия.

Неудивительно, что растеряться легко! Но мы здесь, чтобы направить происходящее.

ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ

Сериал сосредоточен на нескольких важных локациях — одна из них подвал, где Ной (подробнее о нем позже) построил машину, которая открывает червоточины каждые 33 года. (Теория о 33 днях интересная: Ной объясняет это тем, что год нельзя вписать в привычное нам 365/366 дней. Лишь каждые 33 года все оставшиеся часы полностью выровняются, и отсчёт начинается вновь).

Ной использует пропащих детей для проверки своего открытия. Но не в 1953, не в 2019 оно не работает, как это было им запланировано. Машина убивает детей и переносит их обезображенные трупы в другую эпоху. В то же время устройство открывает червоточину в пещерах, поэтому Хельге (подробнее о нем также попозже) может пройти через неё и найти тела погибших детей. Он вытаскивает их из подвала и оставляет на видном месте, пока полиция не обнаруживает их.

Так, первая загадка разгадана. Ребёнок, который был найден в первом эпизоде — это Мадс Нильсен — брат Ульриха. Он пропал без вести в 1986 году и перенёсся в 2019.

КТО ЕСТЬ КТО. КЛАУДИЯ ТИДЕМАНН И НОЙ

Ной — убийца, путешественник во времени, облеченный в одежду священника. Сказать много о нём не получится. В отличие от других героев, его происхождение остаётся неясным даже к концу сезона. Хотя сценаристы упорно подбрасывают подсказки. (Существует предположение, что Ной мог быть мужем Агнес Нильсен и отцом Тронте. Агнес говорила, что она была замужем за священником. В 1953 году фермер, у которого однажды умерло 33 овцы, также говорит: «В церкви новый священник». Агнес и Тронте — новички в городе (и снимают комнату у матери Клаудии).

В то время как большинство других персонажей мы увидели в разных возрастах, Ноя показывают только в среднем возрасте. Или, по крайней мере, мы так думаем по окончании 1 сезона.

Клаудия — опытный путешественник во времени. И помимо Ноя единственная, кто контролирует весь процесс перехода.

Клаудия 1953 года (Гвендолин Гёбель) — избалованная и тщеславная девочка. Она поучает жизни Хельге и флиртует с молодым Тронте. В 1986 году Клаудия уже глава центральной атомной электростанции Виндена. В том же году на станции происходит радиоактивная утечка. А все бочки с ядерными отходами хранятся в тех самых пещерах.

Недалеко от места выброса пропадает собака Клаудии. Она появляется в 1986 году рядом с пещерами, где Клаудия и находит ее. На тот момент она уже знает о путешествиях во времени (в 1986 году она получила книгу Часовщика). По окончании сезона, кажется, Клаудия единственная, кто может победить Ноя. Но что вы об этом думаете? Нам действительно остается непонятным, на хорошей ли она стороне.

В 2019 году мы познакомимся с другой версией Клаудии (Лизы Кройцер). Она живет в изоляции в таинственном подземном бункере, который может быть в любом из трех временных отрезков шоу.

Клаудия играет огромную роль в начале борьбы с червоточинами. Именно она передает чертежи устройства Часовщика и убеждает Незнакомца починить его. Есть ощущение, что две стороны, которые будут бороться за власть над путешествиями во втором сезоне, — это Хельге и Ной против Йонаса (Незнакомца) и Клаудии.

КТО ЕСТЬ КТО. НИЛЬСЕНЫ

Ульрих Нильсен

В сериале «Тьма» в 1986 Ульрих (Лудгер Бёкельман) — нарушитель общественного порядка, главный хулиган школы. Но он быстро взрослеет и жениться на своей школьной возлюбленной Катарине. В будущем он примерный семьянин, отец трех детей и детектив. Играет его Оливер Мазуччи.

Ульрих находит записи Эгона за 1986 год, которые делают Хельге подозреваемым в деле о пропаже детей. В комнате Хельге он находит подтверждение — вещи, связанные с преступлениями. (Монету в пять пфеннигов на красной нитке и книгу «Путешествие сквозь время»). Расследование Ульриха приводит его к временно́му порталу, который относит его в пятидесятые. Там он встречает Хельге совсем еще мальчиком. Но уже проявляющим наклонности убийцы — он хранит в коробке мертвых птиц. Ульрих уверен — все происходящее может остановить смерть ребенка. Он избивает его до полусмерти, а потом оставляет истекать кровью. После этого Ульрих хочет вернуться в своё время и отправляется в пещеру, где его задерживает полицейский Эгон Тидеманн.

Связав исчезновение мальчика и мужчину, с ног до головы испачканного кровью, детектив арестовывает Ульриха. И 66 лет спустя Шарлотта Доплер находит в архиве полицейскую фотографию её пропавшего коллеги.

Катарина Нильсен

Хотя Катарина (Йордис Трибель) в 2019 году — преданная мать и директор школы, Катарина (Неле Требс) в 1986 году — такой же маленький бунтарь, как и ее парень. Независимо от того, в какой период времени вы будете наблюдать ее поведение, вы непременно заметите особо острые углы ее личности. С ней все просто — никаких путешествий во времени!

Яна Нильсен

Бедная Яна. Яна 1986 года (Анна Лебински) или Яна в сериале «Тьма» 2019 года (Татьяна Сейбт) — ее буквально исключают из повествования. Мать Ульриха не может прийти в себя после трагического похищения ее младшего сына Мадса. И поэтому все, что ей остается делать — защищать оставшихся членов семьи. Яна врёт сыну, утверждая, что её муж, Тронте, был с ней в ночь исчезновения Миккеля.

Тронте Нильсен

Отец-подонок Ульриха, Тронте один из немногих персонажей, которых мы видим на трех этапах жизни. Он переезжает в город в 50-х годах вместе со своей матерью. Затем становится репортером и закручивает тайный роман с Клаудией. Пока его жена страдает в одиночестве.

Миккель Нильсен/Михаель Канвальд

Главный сюжетный поворот всего сериала — Миккель и Михаил одно и то же лицо. В 1986 году он (Даан Леннард Либренц) — пропавший сын Ульриха и Катарины. А в 2019 году он (Себастьян Рудольф) — решивший остаться в прошлом, отец Йонаса и муж Ханны. Тот самый человек, который убивает себя в первой сцене шоу. Его судьба — одна из самых душераздирающих историй первого сезона.

КТО ЕСТЬ КТО. КАНВАЛЬДЫ

Ханна Канвальд

Есть одна большая вещь, которая объединяет Ханну в 1986 и 2019 году: она жестока. Ханна — один из самых извращенных и лживых персонажей в сериале «Тьма». В каждом эпизоде мы можем наблюдать, как все точнее ​​раскрывается насколько темной она может быть. Невозможность получить Ульриха и неудовлетворенность своей жизнью заставляют ее творить ужасные вещи. В школе Ханна видит, как Ульрих и Катарина занимаются сексом и сообщает полиции ложную информацию о том, что он изнасиловал девушку. В 2019 году она использует свои знания о прошлом Александра Тидеманна, чтобы шантажировать героя и заставить разрушить жизнь Ульриха.

Йонас Канвальд/Незнакомец

Как и в случае с Миккелем/Михаелем, Йонас (Луис Хофманн) в 2019 году на самом деле является более молодой версией Незнакомца (Андреса Пичмана). Йонас из будущего (который каким-то образом оказался брюнетом, хотя подростком он был белокурым) возвращается в 2019 год, чтобы предостеречь себя. Он пытается объяснить, что происходит с Йонасом в 2019 и почему ему не стоит возвращать маленького Миккеля из 80-х. (Наименьшее из зол, Йонас никогда бы не родился).

В сериале «Тьма» Незнакомец — путешественник во времени, который планирует уничтожить червоточину. Он собирается сделать это с помощью машины, созданной Часовщиком — экспертом по путешествиям во времени. На эту мысль его наталкивает Клаудия. Однако Ной утверждает, что именно попытка Незнакомца замкнуть петлю, фактически и создает ее.

Инес Канвальд

В 1986 году Инес работает медсестрой в больнице, куда был доставлен ​​Миккель. Она становится его приемной матерью и верным другом. Отчасти из-за нее мальчик решает не возвращаться в будущее. В 2019 году Инес забирает и прячет ото всех прощальное письмо Михаеля. Она единственная, кто знает и хранит его тайну на протяжении стольких лет.

КТО ЕСТЬ КТО. ДОППЛЕРЫ

Петер Допплер

Петер — сын Хельге и муж Шарлотты, полицейский, работающий с Ульрихом. Питер гей и иногда тайно изменяет своей жене. Он узнает о путешествиях во времени в 2019 году, когда он в одиночку посещает подвал (который принадлежит Хельге). Произошло это так: он молился в нем в ночь исчезновения Миккеля. И увидел, как тело Мадса (брата Ульриха, пропавшего в 1986 году) внезапно упало сквозь потолок.

После он звонит Тронте (отцу Мадса), который навещает свою любовницу Клаудию. Она велит отнести тело туда, где его найдут. После этого трудно не начать собственное расследование происходящего.

Шарлотта Допплер

Шарлотта — внучка Часовщика. Большую часть 1986 года Шарлотты (Стефани Амарелль) нам увидеть не удастся. Ее линия полностью занята проблемой резкой гибели птиц.

В 2019 году повзрослевшая Шарлотта (Каролина Айххорн) — начальник Ульриха в полицейском участке. Она все еще интересуется странными явлениями, которые спустя 33 года вновь охватили город. Шарлотта пытается установить связь между пропавшими детьми и мёртвыми птицами. Она также находит доказательство того, что ее мужа, Петера не было на работе в ночь исчезновения Миккеля. Шарлотта обвиняет его в преступлении.

Хельге Допплер

В сериале «Тьма» Хельге — отец Петера и тесть Шарлотты. Он также является владельцем подвала «для путешествий» (в 2019 и 1986 году). Хельге является пешкой Ноя и работает с ним, чтобы похитить, а затем скрыть убийства детей.

Как уже было сказано выше, Ульрих возвращается в прошлое и встречает молодого Хельге. Герой пытается убить ребенка. Но Хельге не умирает. Вся история повторяется вновь.

В что время Незнакомец запускает машину, созданную Часовщиком. Этим он намеревается закрыть червоточину, но вместо этого создает ее. В одно и то же время в подвале находится подростки Йонас и Хельге — Хельге в 1953 году, Йонас в 1986 году.

Они тянутся друг к другу, и при этом Йонас переносится в будущее (предположительно, в 2052 год). После первого сезона остается неясным, что происходит с Хельге в этот момент. Но именно в это время Ной должен был найти и завербовать его — это подтверждает сын Хельге Петер, который говорит, что его отец был похищен в детстве в 1953 году.

Тем временем в 2019 году Хельге утверждает, что может исправить положение вещей. Более того, изменить прошлое и будущее. Для этого он покидает дом, чтобы вернуться в 1986 год. Там он пытается отговорить молодого Хельге от работы с Ноем. Но Хельге из 1986 не желает (кто бы мог подумать?) прислушиваться к старику. И вместо этого направляется Ною. Где Хельге из 2019 пытается убить его в автокатастрофе.

Старому Хельге удается убить только себя самого и ранить Хельге из 1986. Последний пропустил запланированное собеседование с полицией. Интервью, которое могло бы привести полицию к осознанию того, что он причастен к исчезновению детей и мог остановить все это …

КТО ЕСТЬ КТО. ТИДЕЛЬМАННЫ

Регина Тидеманн

Это может быть немного шоком, но Регина 1986 года (Лидия Мария Макридес) — добросердечный кудрявый ботаник — вырастает в богатую, но несчастливую женщину. По мере того, как сериал продолжается, вы начинаете понимать, что вызывает преобразование Регины. А главное, почему она носит такой груз на своих хорошо одетых плечах. Кстати, именно Регина обнаруживает в комнате отеля исследование Незнакомца. От чего история героиня кажется еще более незаконченной.

Александр Тидеманн

В сериале «Тьма» линия Александра и Регины — единственная счастливая романтическая история. Он оказывается рядом с ней в самый нужный момент. И, пронеся отношения черед школу, пара позже узаконивает свои отношения. К 2019 году Александр превращается в закаленного бизнесмена, ответственного за атомную станцию, которой управляет мать Регины, Клаудия. Возможно, второй сезон прольет свет на то, где Александр вырос и почему у него были два поддельных паспорта.

Эгон Тидеманн

О нем вы уже читали. В 1953 году Эгон пытается сделать себе имя честного полицейского, расследуя убийства двух молодых мальчиков. А также пытаясь найти маленького Хельге. К 1986 году старший Эгон — перегоревший детектив, которому никто в городе уже не доверяет. Кстати, в сериале «Тьма» обе линии персонажа попадают в довольно серьезные разборки с Ульрихом.

Бартош Тидеманн

Он друг Йоноса в 2019 году, пока не узнает, что Йонас встречался с Мартой,(Прежде чем Йонас узнал, что она его тетя), девушкой Бартоша.

В сериале «Тьма» Бартоша многое связывает с Ноем. По сюжету последний делает различные предсказания о том, что произойдет — что, конечно, сбывается — и этим убеждает Бартоша доверять ему. Поэтому Бартош, скорее всего, присоединится к #КомандеНоя. Более того, некоторые люди на Reddit считают, что Ной мог бы бать самим Бартошем. Мы не уверены, но звучит правдоподобно.

БУДУЩЕЕ

В финале Йонас оказывается лицом к лицу с мрачной версии будущего. Он в каюте, окруженный фотографиями прошлой, настоящей и будущей версии горожан. Все они прикреплены к стене со статьями и пометками, соединяющими их. Но когда он выходит наружу, его бьют по голове прикладом пистолета.

ПРИЧИННОСТЬ

«Тьма» полна парадоксов. Путешественники во времени отправляются в прошлое, чтобы предотвратить катастрофу. Но сами оказываются причиной того, что случилось.

Незнакомец создает временную петлю, пытаясь уничтожить ее. Он может сделать это только при помощи машины, созданной Часовщиком. Но Часовщик знает, как завершить свое устройство, только потому что Незнакомец приносит ему законченную (но сломанную) версию из будущего. У Ноя есть книга, в которой, кажется, были предопределены все события еще до того, как они произошли (по крайней мере, до 2019 года), что означает, что он может быть из будущего. Возможно, из 2052 года. Или просто опытный путешественник во времени, который изучил события разных эпох.

Это также означает, что в сериале «Тьма» есть элемент идеи «Судьбы» — что все всегда будет именно так, как есть, и невозможно изменить прошлое или будущее. Совершенно ясно пока только то, что именно будущее сделало прошлое таким, какое оно есть. Будущее имеет власть над прошлым. И действия героев из будущего делают его таким, каким оно уже было должно было быть.

Ну всё. Кажется, мы разобрались со всем, что оставил нам 1 сезон. Первую серию второго сезона вы уже можете посмотреть на сайте Physkids с русскими субтитрами.

Тьма — это не только отсутствие света и река в Тверской области, но и число. Причем в древнерусской системе счета кроме тьмы были и другие «темные» числа: тьма тём, тьма великая, тьма тьмущая.

О том, сколько это в арабских числах, кто такой темник и какую зарплату (или пенсию) мы получаем: тьму или тьму тьмущую, читайте в статье.

Малый и великий счет в Древней Руси

В Древней Руси было два счета: малый и великий. Малый счет применялся на уровне отдельной семьи или отдельного человека, где существовали единицы, десятки, сотни, тысячи, тьма, легион и леодр.

Великим счетом пользовались, когда речь шла о числах более высокого порядка. Максимальными в нем были числа, состоящие из 48 или 49 знаков, но прибегали к нему редко: все-таки мало что требуется считать в таких масштабах («Педагогика», А.В. Хуторской).

Источник фото: https://arzamas.academy/materials/168

Любопытный факт: значения чисел в обоих счетах отличалось. Связано это с тем, что названия служили не для счета как такового, а для обозначения «качественного аспекта количества» («Происхождение иерархии: история таксономического ранга», Г. Любарский).

Иными словами, число описывало, кааак это много, а не давало точную оценку, насколько это много. Подробнее на всех числах я останавливаться сейчас не буду, если эта тема вас заинтересует, дайте знать в комментариях.

Как у славян появилась «тьма»

Слово «тьма было заимствовано из тюркских языков, предположительно, оно происходит от слова «тумен». Тумен — это самая крупная организационная тактическая единица монголо-татарского войска, которая объединяла 10 тысяч воинов.

Тумен возглавлял темник, из них самый известный для нас — Мамай. Поскольку у славян число 10 000 считалось пределом при счете реальных объектов, тьмой стали называть большое, неисчислимое множество чего-либо.

Татаро-монгольское войско наглядно. Источник: http://www.myshared.ru/

Именно в значении огромного количества используется известная строчка «Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы» в приведенном в начале стихотворении. Десять тысяч — это уже очень много, а сотню тысяч и вовсе невозможно представить, особенно если живешь в XII—XIV веках.

«Тьма тьмущая» — это сколько?

А теперь к самому интересному: давайте посчитаем свои доходы в тьмах. Согласно информации в Большой Советской энциклопедии:

  • тьма = десять тысяч,
  • тьма тём = сто тысяч,
  • тьма великая = миллион,
  • тьма тьмущая = бесконечное количество.

По этой классификации получается, что провинциальные пенсионеры в среднем получают целую тьму рублей. Хоть где-то это количество звучит внушительно, но, к сожалению, звуком сыт не будешь.

Работающие граждане могут рассчитывать на несколько тём, а если повезет, то и на тьму тём. Возможно, кто-то выиграет в лотерею и на него свалится тьма великая. А вот тьма тьмущая — цель на практике недостижимая, так как «нельзя объять необъятное».

Но это не мешает нам ее использовать для обозначения чего-то огромного и впечатляющего, не так ли? Мне, например, ваша тьма «лайков» и подписок на канал будет ооочень приятна! 😉

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *