Толкование 90 псалом


Прочитаем псалом 90 на современном русском языке.

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

Говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.

Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

Язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:

На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Этот псалом можно назвать «Гимном веры». Один из самых популярных псалмов Христовой Церкви и очень великолепного содержания . В этом псалме содержится чудесное пророчество вселяющее надежду всем, кто верит в Бога.
Церковь рекомендует читать этот псалом как можно чаще и даже носить его на себе.

Этот псалом пишут на поясках, которым человек опоясывает себя, считается, что это лучшая защита от всех злых сил. Протодиакон Андрей Кураев по поводу веры в исключительную «охранительную силу» 90-го псалма замечает: «Не человек защищает себя от «ужасов в ночи”, разбрызгивая вокруг святую воду и развешивая повсюду талисманы. Господь хранит того, кто полагает в Нем свою надежду. И сам этот псалом никого и ни от чего не защитит. Защита не в том, чтобы носить его в кармане, привязать к притолоке или обвязать вокруг талии. Не псалом защищает, но Господь – если человек верит в Бога как в Господа (то есть в то, что воля именно Божия, а не колдовская определяет ход событий в его жизни и господствует над нею), в Его защиту, в Его могущество (а не в могущество пояска, бумажки или своей молитвы-заклинания). Каково условие того, что Господь дает такую защиту? – Просто вера человека в нее. «Ибо ты сказал: Господь упование мое”. И этого обращения сердца к Богу достаточно для защиты. Дальнейшее определяется только волей двух: волей Бога и волей человека (не отречется ли он от Завета, обернувшись в сторону язычества?). Желания же всех остальных: врагов, колдунов, язычников, бесов – здесь уже бессильны» .
Этот псалом является молитвой читаемой в опасной ситуации.
Псалом построен в форме обращения наставника, который в своей речи, направленной к ученику или к сыну, выражает уверенность в полной безопасности человека, который надеется на Бога и находится в общении с Ним.
Вот что об этом псалме говорил святой преподобный Афанасий Великий: Тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т.е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: страхом нощным, стрелою летящею во дни, вещию во тме преходящею, срящим и бесом полуденным, тысящами и тмами, аспидом и василиском, львом и змием. И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.

В иудаизме указанный псалом читается семь раз во время похоронного обряда. Его произносят ежедневно в молитве перед отходом ко сну, также он включён в утреннюю молитву субботы.

В Католической Церкви псалом обычно читается в вечерней службе, а также в первое воскресенье Великого поста.

В Православной Церкви 90 псалом читается за богослужением 6-го часа ,причём в часах , он читается последним шестым псалмом из шести перед литургией, настраивая верующего на литургию и словами этого Псалма нам обещена такая же награда от Бога, какую за свою веру получил пророк Езекия, то есть продления наших дней на земли за нашу веру и праведность. А так же дарование спасение за достойное принятие в себя таинства евхаристии. Читается этот псалом и на Великом повечерии, а также на панихиде и отпевании.
В Православии этот псалом имеет название «Живый в помощи вышнего», а в Католицизме «Qui habitat (in adjutorio Altissimi)» .
Содержание его таково, что живущий под кровом Всевышнего живёт надеждою на Бога. Причём живёт этой надеждой так глубоко, что только от одного Бога ищет заступление. И наставник читающий этот псалом как бы нам говорит, что только Бог в силе избавить нас от несчастий и бедствий и от сети ловца, (то есть от хитрости) , и от гибельной язвы. Защитит Господь от всяких нападений, происков и интриг, от всякой заразы.
И если бы на одного праведника нападут тысяча или десять тысяч врагов, то Господь погубит всех врагов, но это губительство не затронит и не коснётся праведника.
Бедствие ни когда не коснётся ни праведника, ни его имущества. Обещено, что Господь будет охранять Своего праведника чудесной силой. Пошлёт праведнику Ангела Хранителя, который будет через опасности переносить его как на руках. Ни какая ядовитая змея не причинит вреда праведнику.
Если праведник который любит Бога, будет стоять перед опасностью и взмолиться Богу, попросит защиты, Бог услышит его и пошлёт свою помощь и Бог не только не лишит человека такого внезапно жизни, но наоборот, продлит его земную жизнь, продлит дни жизни на земле. За праведность Бог продливает жизнь.
90 псалом праславляет величие дел Божьих. Господь осеняет Словом Своим, Оружием Крета и истиною Христовою даёт власть наступать на змию и на скорпиона и на любую силу вражию без всякого худого последствия для себя.
Тот человек, который живёт верою и надеждою на Бога, найдёт в Нём защитника, который спасёт от всех несчастий и зол жизни. Даже военные нападения врагов праведникам не принесут вреда, а враги все погибнут. Если ты изберёшь Бога своим прибежищем, Он будет хранить тебя Своими Ангелами. Всякая молитва праведника будет Богом услышана., который праведника прославит и долготою дней своих насытит.
Таково содержание этого важного для нас псалма.

90-й псалом из книги Псалтырь известен по первым словам «Живы́й в помощи Вышня́го». Зачастую используется как молитва в опасной ситуации.

Говоря о 90-м псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина. Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»

Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах.

Стихи этого Псалма цитируются в Евангелии от Матфея (Мф. 4:5-7) и Евангелии от Луки (Лк. 4:9-12), когда дьявол искушал Иисуса.

Надписание и авторство псалма

Этот псалом был написан пророком Давидом. В еврейском тексте Библии псалом не имеет заголовка. В греческой Библии (Септуагинте) он имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида». Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.

Главная тема псалма — Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Псалом дан в наставление людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога. Вера и надежда на Бога с молитвой и жизнью по заповедям имеют непреодолимую силу.

В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. Псалом можно условно разделить на три части (Пс. 90:1-2, Пс. 90:3-13, Пс. 90:14-16). Главная композиционная особенность – это диалог — быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства.

Псалом построен в форме обращения наставника, который в своей речи, направленной к ученику, выражает уверенность в полной безопасности человека, который надеется на Бога и находится в общении с Ним.

Одни богословы видят в этом Псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем Давидом совершенно произвольно, без всякого исторического отношения, и который может быть отнесен как к самому Давиду, так и любому другому праведнику.

Другие же толкователи этого Псалма усматривают в нём указание на пророчество царя Давида о благочестивом царе Иудейском Езекии и к обстоятельствам его времени (о том, как Езекия, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство). Кто знаком с историей иудейского царя Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображений этой истории.

СПРАВКА

Езеки́я (ок. 752 до н. э — 697 до н.э.)— царь Иудеи, из династии дома Давида. Сын иудейского царя Ахаза. Воспитывался под влиянием пророка Исайи. Воцарился на трон в 727 до н.э. в возрасте 25 лет и правил Иудеей на протяжении 29 лет.

Во время правления Езекия было полностью истреблено идолопоклонство, в которое впал народ Иудейский в царствование Ахаза. Был уничтожен даже медный змей Моисея, находившийся в то время в Иерусалиме и сделавшийся предметом суеверного поклонения (4 Цар 18:3—5). В Иерусалимском Храме было восстановлено служение единому Богу и традиционные обряды храмового богослужения. В этот период в Иудее стал ощутим подъем национального сознания. В этих реформах Библия видит благочестие царя.

В первые годы правления Езекия Иудея ещё находилась в вассальной зависимости от Ассирии (4 Цар. 18:14) и продолжала платить дань Ассирии по договору, заключенному в царствование Ахаза. Но Езекия не желал признавать над собою власть Ассирии, стремился объединить всех иудеев и достичь политической независимости. Он тщательно готовил восстание, укрепляя внутреннюю обороноспособность страны и заключая антиассирийские союзы.

На 14-й год правления, несмотря на трудное и угрожающее положение дел, Езекия отказался платить дань, вследствие чего, ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Иудею, где, согласно ассирийским анналам, он захватил 46 укрепленных городов и бессчетное количество селений. Из Иудеи было уведено более 200 тыс. пленников, захваченные иудейские города были отданы под власть филистимских царей, а Иерусалим был осажден. Это событие подробно описано в 4-й Книге Царств (4 Цар. 19) и в книге пророка Исайи (Ис. 36:1-22). Согласно библейскому повествованию, Исайя призывал царя и народ не сдаваться и предвещал спасение Иерусалима и поражение ассирийцев. Предсказание сбылось: грозный суд Божий не умедлил чудесно поразить осаждавшие Иерусалим войска неизвестной эпидемией: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые». (4 Цар. 19:35). Вслед за этим ассирийский царь Сеннахерим, сняв осаду, бежал в Ниневию и через несколько лет был умерщвлен двумя своими сыновьями в капище Нисроха.

Вскоре после своего чудесного избавления от Ассирии, Езекия тяжко заболел. Видя близость своего конца (Ис. 38), обратившись к стене, он горячо молился Господу. Его печаль и молитву услышал Господь. Пророк Исаия предстал царю и обещал ему скорое, на третий день, выздоровление и подтвердил слова свои чудесным знамением. Рассказ о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней в знак выздоровления царя от тёмной болезни описывается в 20-й главе 4-й Книге Царств: «возвратилась назад на 10 ступеней солнечная тень которая прошла по ступеням Ахазовым. Взяли пласт смокв, приложили к нарыву и Езекия выздоровел» (4 Цар 20:7-11).

Когда же по случаю чудесного исцеления Езекии пришли к нему с поздравлением послы от Вавилонского царя Меродаха Валадана и царь с некоторым тщеславием показал им все свои сокровища и богатства, то пр. Исаия возвестил ему, что все это достанется в добычу Вавилона и что потомки его будут отведены в плен Вавилонский. Езекия со смирением принял это определение Божие и Господь отклонил гнев Свой на Иудею во дни его. Последние годы его жизни протекли в спокойствии, он мирно скончался после двадцати девятилетнего царствования на 56-м году своего жития (97 до Р.Х.) и, при всеобщей печали, с большим великолепием был погребен над гробницами сыновей Давидовых (2 Пар. 32:33). Царствование Езекии несомненно есть одно из замечательнейших в истории царей Иудейских. Езекия был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над Филистимлянами и чудесного избавления от руки Сеннахерима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии (1 Пар 4:38-43). Обладая великим богатством и славою, Езекия строил города и укрепления, проводил водопроводы; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии, и он возвеличился в глазах всех народов (2 Пар 32:23-30).

Толкование псалма

Проанализируем псалом с Божьей помощью.

Стихи 1 и 2. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него».

«Живый в помощи Вышняго» — живущий под покровом (помощью) Всевышнего Бога. Верующий человек и есть «живущий под кровом Всевышнего».

«В крове Бога Небеснаго водворится» — в жилище (буквально, в шатре) Бога Небесного поселится (упокоится). Т.е. человеку, надеющемуся на Бога, обещается помощь от «Вышняго Бога».

Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: «Живущий под покровом Всевышнего («в крове Бога Небесного») в тени Всемогущего почивает»; а в переводе с латинского читается так: «Кто жительствует с помощию Всевышнего тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу. Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него».

Здесь выражается, с одной стороны — полная преданность воле Божией человека ни на кого более не надеющегося, как только на Бога, а с другой — полная безопасность того, кто находится в ближайшем общении с Богом Небесным, под Его крепкою защитою.

То есть мы видим, что главный закон – это вера в Бога и надежда на Него.

Стихи 3 и 4. «Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его».

Здесь псалмопевец, обращая речь к праведнику, говорит, что Господь Бог избавит его от сетей врагов («от сети ловчи») и от всякого враждебного слова, от всякой клеветы и заговора против его («от словесе мятежна»). Он прикроет его, будет охранять как бы плечами своими («плещма Своима осенит тя»), подобно тому, как воины, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, и он будет иметь надежду, что под покровительством Бога будет в безопасности («и под криле его надеешися»). Здесь подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. «Оружием обыдет» – значит «щитом оградит».

Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: «всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием». Под «истиною Божией» нужно разуметь верность Бога Своим обетованиям: Он (Бог) обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».

Стихи 5 и 6. «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго».

«От страха нощнаго» означает скрытную опасность. Различные страхи часто приходят ночью по причине окружающей тьмы (бесы, убийцы, воры), но ты молись и ничего не бойся.

«Стрела, летящая во дни» – образ имеет символический смысл. Стрела здесь – выражает какую-либо опасность, болезнь, злую силу. По другим толкованиям, «стрелою, летящею днем» называют явный злой умысел (в противоположность скрытой опасности).

«Вещь, во тме преходящия» есть блуд, прелюбодейство, демоны страсти, невоздержания, гнусных и плотских помыслов, т.к. все таковые демоны воюют против людей.

«От сряща» здесь можно перевести как «от нападения». «Срящ» с церковнославянского языка — неприятная неожиданная встреча, внезапная беда, несчастье или бедствие, нападение, недуг, зараза.

«Бес полуденный» – по толкованию св. Афанасия Великого, это символ лености и беспечности. Демон лености располагает людей лежать в беспечности, особенно в полуденное время, когда чрево насытится и обременится яствами (так демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна пал в прелюбодеяние с Вирсавиею). Другие толкователи, под именем «беса полуденного» разумеют злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода явный и открытый вред, болезни, например, моровую язву и заразу.

Псалмопевец, как бы представляя все подобные страхи, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: «охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго, не будешь бояться и стрелы, летящей днем. Ты избавишься от всяких страхов («во тме преходящия»), от всякой опасности и случайности, («от сряща»), т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно, и от злого духа, нападающего в полдень».

Стихи 7 и 8. «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши».

«От страны твоея» — значит «возле тебя», с одной стороны (слева).

«Одесную тебе» — справа.

Опасности угрожают человеку со всех сторон. Цифры ­тысяча («тысяща») и десятки тысяч («тьма») символически означают необыкновенно бесчисленное количество нападающих на человека врагов, враждебных помыслов и желаний. Т.е.мысль данного стиха можно выразить так: «тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя («и тма одесную тебе»), но тебя не коснется («к тебе же не приближится»)». Или же так: «если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой — десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа («обаче (только) очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши»)». Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим ассирийский царь Сеннахирим, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян.

Стих 9. «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое».

Здесь сила упования на Бога у человека становится еще сильнее.
Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе говорит: «Ты, Господи, вся моя надежда и опора («яко ты, Господи, упование мое»)», и сказав так «одного Всевышнего избрал ты («положил еси») прибежищем твоим», говорит псалмопевец.

Стихи 10. «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Здесь псалмопевец Давид, отвечает уповающему на Бога: «ты сказал, что Господь упование твое, и ты Всевышнего сделал своим прибежищем? Итак знай, что никакое искушение к тебе не приблизится». Т.е. слова «не приидет к тебе зло» есть ответ на «Ты, Господи, упование мое».

«Раной» может быть и зло, и всякая болезнь.

«Телеси́» означает тело, плоть человека. Однако в данном случае, вместо слов: «телеси́ твоему», согласно с переводом с еврейского, а также греческим и Вульгаты («селение», «жилище»), — нужно читать: «жилищу твоему», как и исправлено это место в подстрочном примечании в современных изданиях Библии и Псалтири. Но и в другом значении, «жилище» души есть тело, т.е. «к телу твоему не приблизится болезнь за то, что ты сделал Бога прибежищем своим».

Таким образом, в этом стихе Давид продолжает речь о Божием покровительстве человеку, всецело Ему преданному, говоря так: «после того, как ты избрал прибежищем своим Бога, никакое зло уже не придет к тебе, и никакая беда не достигнет жилища твоего («и рана не приблизится телеси твоему»)».

Иоанн Златоуст объясняет это место так, что если праведнику приключаются немощи и раны и другие подобные искушения, то они составляют для него подвиг и испытание и умножают венцы, а для грешника они делаются действительно ранами.

Стихи 11-12. «яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою».

Далее псалмопевец указывает, что к верующим в Бога в помощь посылается Ангел: «Бог, на Которого ты возложил все упование свое, пошлет ангелов Своих и заповедает (прикажет) им («ангелам Своим заповесть о тебе»), чтобы охраняли тебя во всех делах твоих («сохранити тя во всех путех твоих»). Они же, эти ангелы, по повелению Божию примут тебя на свои руки и будут поддерживать тебя, чтобы не споткнуться тебе ногою о камень («да не когда преткнеши о камень ногу твою»), т.е. чтобы ты не впал в искушение, когда на пути нравственной жизни встретится какой-нибудь соблазн». Слово «нога», по изъяснению святителя Афанасия Великого, означает «душу», а слово «камень» — «грех».

Стихи 13. «на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия».

По словам Великого Афанасия, под «львом, змием, аспидом и василиском» можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов. «Аспиды и василиски» вместе – различные образы нечистой силы — бесов, «лев и змий» – диавол.

Но и в буквальном смысле под «аспидом и василиском, львом и змием» могут подразумеваться опасные животные. Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов.

Изречениями сего стиха, как и предыдущих, выражена та мысль, что для человека, охраняемого ангелами, ничто вообще, даже самое ужасное, не может быть опасным: «ты безопасно, безвредно будешь наступать на аспида и василиска, будешь попирать (преодолевать) льва и дракона».

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над Злом.

Стихи 14, 15 и 16. «Яко на Мя упова, и избавлю и (т.е. его): покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое».

Завершается псалом словами Самого Бога, который говорит о праведнике в таких выражениях: «так как он надеялся на Меня («яко на Мя упова»), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня («яко позна имя Мое»), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его («услышу его»). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби («с ним есмь в скорби»), избавлю его («изму его») от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Получит он долголетнюю жизнь на земле («Долготою дний исполню его») и сподобится вечно блаженной жизни будущего века».

«Долготою дний» Господь называет вечную жизнь.

Таким образом, мы видим, что наградой и плодом упования на Бога является помощь Божия, или Спасение. А наше спасение, по толкованию св. Афанасия Великого, — сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век через соединение с Собой в Церкви.

Вера – обязательное условие для Спасения. Человек, который поверит в Бога и попытается руководствоваться жизнью, учрежденной Им на земле Церкви, вступает под «покров Всевышнего», который будет с любовью оберегать его от всяких зол.

90-й Псалом имеет великую силу. Как сильное оружие на демонов, он испытан многими поколениями христиан. Эта молитва — мощное ограждение от любого зла, от недобрых людей и от бесов. «Живый в помощи Вышняго…» издревле считался молитвой воинов и вообще молитвой о сохранении жизни на поле брани или в любой другой опасной ситуации. Существует даже благочестивый обычай носить текст «Псалома 90» в кармане на груди или на поясе.

Псалом 90 или, как его еще называют «Живые в помощи» – самая сильная охранная молитва Псалтыря. О великой значимости этого текста для православных христиан мы и расскажем вам в нашей статье.

Как появился псалом 90

Песнь-оберег почитается наравне с такими молитвами, как «Отче Наш» и «Богородица, Дево радуйся». Христиане искренне веруют в ее спасительную, практически чудотворную силу. По одной из версий текст был написан Моисеем, однако большинство богословов склоняются к тому, что его автор – царь Давид. Пророк посвятил этот псалом своему избавлению от тяжелой болезни, а потому этот псалом еще называют «Хвалебной песнью Давида».

Псалом 90 или – самая сильная охранная молитва Псалтыря

Значение и сила молитвы «Живые в помощи»

По своему стилю текст напоминает наставления учителя своим последователям. Автор как бы обращается к ученикам, призывая полностью довериться Господу Богу. Основная идея псалма 90 – истинная несокрушимая вера способна победить любое зло. Песнь говорит, что Всевышний поможет и спасет всех искренне верующих в Него. Настоящему праведнику не страшны никакие опасности, если он находится под защитой Создателя.

Молитва «Живые в помощи» помогает:

  • спастись от напастей, бедствий или болезней;
  • утешиться в горе;
  • наставить на праведный путь свернувшего с него;
  • укрепить веру;
  • возвысить дух;
  • заручиться поддержкой Творца.

Псалом 90 почитается не только православными христианами, но также представителями других религий, например, иудаизма.

Укрепление веры в Господа БогаПоддержка ТворцаМолитва помогает утешиться в горе

Правила молитвенного песнопения

Чтобы «Живые в помощи» возымела действие, при прочтении нужно следовать строгим правилам:

  • обращаться к Господу за помощью пополудни;
  • произносить молитву по памяти;
  • понимать смысл, проникаясь каждым словом;
  • во время разговора с Всевышним нужно стоять перед ликами Иисуса Христа и Архангела Михаила, держа при этом икону Спасителя в руках;
  • на тело необходимо повесить крестик;
  • читать текст вдумчиво, неторопливо, тихим, спокойным голосом;
  • если псалом читается для страдающего от болезни, то нужно обязательно попросить его согласия;
  • молитву повторяют три раза;
  • по завершении последнего стиха делают паузу и только потом трижды крестятся.

Если прочитать песнь самостоятельно не получается, ее можно прослушать. Делать это следует сорок раз.

Однако какой бы сильной ни была эта молитва, если недостаточно сильно верить в нее, чуда не произойдет. Сердце молящегося должно быть открытым для Бога, а разум сосредоточен только на беседе с Ним. Нельзя читать псалом с негативными мыслями, плохим настроением или прерывать чтение. Также строго запрещено произносить священные слова людям, практикующим черную магию, эзотерику или ведовство.

Видео «Чтение псалма 90»

В этом видео представлена аудиозапись молитвенной речи.

Текст псалма 90 на русском языке

Молитву «Живые в помощи», как и все остальные псалмы Библии, правильней читать на церковно-славянском языке. Однако понять глубинный смысл, не отвлекаясь на правильное произношение слов, доступно не каждому. Поэтому для самостоятельного прочтения лучше использовать вариант на русском.

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!”

3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

9 Ибо ты сказал: «Господь – упование мое”; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:

12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое”.

Неважно, где вы произносите этот чудодейственный псалом – дома или во время церковных богослужений, если искренне верить в молитвенное слово, чудо не заставит себя ждать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Есть одно замечательное место в Библии, хотя там все места прекрасные, потому что сказаны Богом. Этот псалом очень часто цитируют и используют в сложных ситуациях. Мы предлагаем вам не только синодальную версию, но и другие версии перевода. Они не отменяют и не противоречат друг другу.

Благословений

Расширенный перевод библии

«Тот, кого жительство в сокровенной близости со Всевышним, в тени Славы Всемогущего Искупителя имеет обитель и ночлег

Я постоянно говорю Господу: прибежище мое и моя горная крепость. Мой Бог, вверяюсь Которому всецело

Когда я пребываю в Нем, Он избавляет меня от ловко расставленной сети, от катастрофы бурлящих эмоций.

Своим присутствием и силою Он покрывает меня и становится шатром надо мной, под Его крыльями я нахожу прибежище и приют! Броня и щит Его верность!

Душа моя! Не страшись ужаса бесовского ночного, стрелы ангела смерти, летящей днем, погибели во мраке ходящей, армии демонов, опустошающей при свете дня!

Когда ты пребываешь с Господом, падает тысяча их по левую сторону твою, и десять тысяч справа от тебя! К тебе же не приблизятся и не повредят. Только очами своими будешь глядеть и видеть как гибнут нечестивые.

Когда открываешься Ему: Ты, Господь, прибежище мое, доверяю Тебе!. Ты жилищем своим делаешь Всевышнего.

Не случится с тобой зла и ему не будешь подвластен; ни поражение, ни бесы не приблизятся к жилищу твоему, ибо ангелов Своих Он посылает к тебе охранять тебя на всех путях твоих

На своих могучих руках они поднимают и несут тебя, чтобы ты не разбился о камень, положенный лукавым под твоими ногами!

Ты наступаешь на детеныша льва и на кобру. Попираешь подобного льву и змею!

Когда ты пребываешь со Мной в тесной близости, я избавляю тебя! Ты будешь жить со Мной в недосягаемом месте, когда познаёшь Имя Мое!

Ты зовешь Меня, и Я откликаюсь. Я Сам с тобою в испытаниях. Вызволяю и прославляю тебя.

Долготою дней насыщаю тебя и являю тебе торжество Мое и спасение! «

Перевод Amplified Bible

Живущий в секретном месте Всевышнего, останется непоколебимым и будет покоиться под сенью Всемогущего .

Я скажу Господу, Он – моё Прибежище и моя Крепость, мой Бог; на Которого я полагаюсь и рассчитываю, и на Которого я уповаю!

Ибо Он избавит тебя от сети ловца и от гибельной язвы.

Он покроет тебя Своими перьями и под крыльями Его ты будешь уверен и найдёшь убежище; щит и ограждение — истина и верность Его.

Не убоишься ужасов в ночи, стрелы (злых заговоров и клеветы), летящей днем,

Язвы, ходящей во мраке, разрушения и внезапной смерти, которая приходит неожиданно и опустошает в полдень.

Падут подле тебя тысяча и десять тысяч по правую руку от тебя; но к тебе не приблизится.

Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Ибо ты сделал Господа своим прибежищем; и Всевышнего избрал своим местом обитания,

Не приключится тебе зло, и язва или бедствие и катастрофа не приблизится к жилищу твоему.

Ибо ангелам Своим заповедает о тебе – сопровождать и охранять и защищать тебя на всех путях твоих.

На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею.

На гадюку и льва наступишь; попирать будешь молодого льва и змею.

За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё .

Воззовёт ко Мне, и Я отвечу ему; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его.

Долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё.

22 псалом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *