Толкование на откровение

Историческая справка об Откровении

Автором Откровения является Иоанн — один из 12 приближенных учеников Иисуса Христа. Во время написания, как свидетельствует текст, находился в ссылке на о. Патмос. К тому времени остальные 11 апостолов уже приняли мученическую смерть (Иоанн единственный, кто избежал этой участи). Большинство исследователей считает, что книга создана в конце I в. — между 81 и 96 г. нашей эры. Иоанн написал еще несколько трудов, включенных в Библию: одно Евангелие и три Послания.

Согласно преданию, апостол 20 дней не принимал пищу, после чего получил Откровение от Бога. Ангел пояснял увиденное. Апостол диктовал текст своему ученику, Прохору. Каноничность Апокалипсиса какое-то время подвергалась сомнениям. Стилистика весьма отличается от других книг, приписываемых Иоанну. Некоторые исследователи объясняют это чрезвычайными обстоятельствами, в которых было написано Откровение. В V в. споры прекратились, и оно вошло в канон.

Единственная библейская книга, которая практически не читается во время богослужений в Православной церкви. Исключение — великопостное всенощное бдение. Католики используют Откровение на мессах после Пасхи и на Литургии часов.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о том, что такое Неусыпаемая псалтырь о здравии.

Структура Апокалипсиса

Многие христиане считают завершающие главы Библии самыми сложными для понимания. При чтении надо учитывать символический язык видений. Образы, которые использует автор, взяты у пророков Ветхого Завета, так он сохраняет связь между священными книгами. Откровение повествует верующим о невидимых духовных баталиях между Добром и Злом:

  • После небольшого введения и приветствия автор описывает Иисуса Христа в божественной славе. Затем следуют послания семи церквам (это действительно существовавшие христианские общины).
  • По словам Иоанна, он был восхищен (перенесен, поднят) на небо — место, где обитает Бог. С 4 главы по 5 описывается поклонение Ягненку.
  • Рассказ о снятии семи печатей (6:1 — 8:1).
  • Семь труб, предваряющих Суд (8:2 — 11:9).
  • Описание символических видений занимает почти 3 главы (12:1 — 15:8).
  • Последний суд (17:1 по 22:5) и Заключение (22:6 — 21).

По объему книга небольшая, всего 22 главы. Сегодня в интернете доступны различные варианты — как на языке оригинала (греческий), так и переводы (церковнославянский, Синодальный, современный русский). В Апокалипсисе очень много параллельных мест — ссылок на другие книги Священного Писания (Псалтирь, Даниила, Исайи, Иезекиля, новозаветные Послания).

Откровение описывает важные события, предсказанные в других канонических книгах. Они сами по себе становились объектами изучения богословов:

  • Второе пришествие Иисуса Христа.
  • Рождение, деятельность и уничтожение Антихриста.
  • Восхищение праведников на небо.
  • Тысячелетнее правление верующих.
  • Страшный суд, новый Иерусалим.

Многие события предсказываются еще в Ветхом Завете. Например, о будущей жизни на Небесах писали пророки Исайя, Аввакум, Софоний. Иеремия говорил об уничтожении антихриста.

Как понять писание

Изучение Священного Писания лучше проводить под руководством духовного лица. Сегодня во многих приходах работают специальные курсы. Самостоятельное исследование сложнее: некому задать возникающие вопросы. В этом случае помогут пояснения теологов. Толкования Апокалипсиса Иоанна Богослова писали отцы христианской церкви:

  • Андрей Кесарийский;
  • Иоанн Златоуст;
  • Иоанн Кронштадтский.

Требуется много времени, чтобы изучить Откровение Иоанна Богослова. Слушать онлайн-толкование разрешено Церковью, главное, чтобы его автор придерживался православного вероучения. Это позволит усваивать знания в любом месте, например, по дороге на работу.

Пользуются популярностью и работы современных богословов. Толкование на Откровение Иоанна Богослова Даниила Сысоева, например, можно бесплатно скачать на его официальном сайте. Работы священника стали вызывать повышенный интерес после того, как он был застрелен в храме апостола Фомы (г. Москва). Убийство до сих пор не раскрыто, но считается, что оно было вызвано миссионерской деятельностью покойного.

Проявляют интерес верующие также к толкованию, которое написал протоиерей Олег Стеняев. Это известный миссионер, ведущий радио «Радонеж». Изначально священник не планировал глубокого богословского анализа, просто провел цикл просветительских бесед для верующих. Прихожане сделали записи, которые стали расходиться «по рукам». Тогда Олегу Викторовичу было предложено издать отдельную книгу. Доступность изложения делает ее особенно привлекательной для современного читателя.

Видение Христа, семь печатей

Семерка — символическое число, часто встречается в Библии. Оно обозначает полноту власти Иисуса Христа как Бога и главы Вселенской Церкви. Семь церквей, упомянутых в Апокалипсисе — реально существовавшие общины. Но предостережения к ним можно считать актуальными и сегодня. Снятие семи печатей с Книги означает начало войны между Добром и Злом. Сделать это достоин лишь Христос — Он сполна познал, что такое жертвенность, отдав жизнь за грехи всего человечества.

Трубы Ангельские

После того, как Христос раскрывает книгу, являются Ангелы с трубами в руках. Но перед тем, как они начнут трубить, наступает затишье. Только затем Божьи посланники поочередно возвещают о начале испытаний. Бедствия посылаются на землю за то, что люди впали в грех, отступили от Бога. Христиане, оставшиеся верными Господу, получат печать на чело, спасающую от участи нечестивых.

Семь знамений

Население земли представляется провидцу как два противоборствующих лагеря. Сторонники добра — члены Церкви Христовой, приспешники зла находятся под руководством антихриста. Пугающий зверь описан в начале 13 главы: с семью головами и десятью рогами. По толкованию православных отцов, он символизирует светскую власть. Часть исследователей отождествляет его с Римской империей.

Еще один зверь, который выйдет из моря — изображение растлившейся церковной верхушки. Показан и дьявол в образе дракона, который сознательно творит зло, пытаясь уничтожить Церковь. Два свидетеля — проповедники Евангелия. Некоторые видят в них пророков Еноха и Илию, которые были взяты живыми на небо. По мнению некоторых богословов, святые еще явятся на землю и будут убиты за веру.

Заключительные главы

Война Добра и Зла окончится поражением дьявола. Мученики уже одержали духовную победу, теперь они воцаряются физически. Богоборческие силы гибнут во время второго пришествия Христа. Змей (образ дьявола) получает вечное осуждение. Наступает всеобщее воскрешение, за которым следует Страшный суд. На него придут не только люди, но и падшие ангелы. Книга заканчивается описанием блаженной жизни праведников в обновленном мире — ведь старый будет уничтожен.

Хотя Апокалипсис и остается самой загадочной книгой, понять основные мысли, заложенные в нем, нетрудно. Виновник бед человека — дьявол, который использует ложь, гордыню, страсти и сомнения против праведников. Однако, он не в силах победить тех, в ком вера достаточно крепка. Чтобы получить духовную пользу, не стоит слишком увлекаться и пытаться понять каждую деталь. Тогда даже искушенный читатель запутается и начнет впадать в уныние. А чтение Библии должно приносить утешение. По сути, Откровение Иоанна — обнадеживающая книга, которая повествует об окончательной победе Агнца (Христа Спасителя).

Дата окончания земной истории неслучайно сокрыта от людей. Будь она известна, многие стали бы жить беспечно, откладывая покаяние на последний момент. Но для каждого настанет персональный конец света — физическая смерть. Святые отцы рекомендуют думать о том, как пройдет личная встреча со Спасителем, а не пытаться разгадать то, что Господом скрыто до времени. Раз Он счел необходимым что-то оставить тайной, значит, это не имеет решающего значения для спасения души. А в этом и состоит цель христианской жизни.

Свт. Иоанн Златоуст

Беседы на Евангелие от Иоанна
Беседы на второе послание к Фессалоникийцам Апостола Павла
Слово о лжепророках и лжеучителях
Беседы на Евангелие от Иоанна, XLI
(1) Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин 5:43). Видишь ли, как Он там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать Сам от Себя, для того именно, чтобы отсечь всякий предлог к неправомыслию. Но о ком это Он говорит: придет во имя свое? Здесь Христос намекает на Антихриста и вместе предоставляет неопровержимое доказательство их (Иудеев) неблагомыслия. Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с Антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, то есть что послан от Отца, что пришел по воле Его; но, совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее и называть себя Богом над всеми, как и Павел пишет: выше всего, называемого Богом или святынею, выдавая себя за Бога (2 Фес 2:4). Это именно и значит, что он придет во имя свое. Но я, говорит Христос, пришел не так, а во имя Отца Моего. Достаточно было и этого доказательства, что они (Иудеи) не любят Бога, так как не приняли Того, Кто говорил о Себе, что послан от Бога.
Но в настоящем случае Он показывает бесстыдство их и с противоположной стороны — из того, что они готовы принять Антихриста. Как скоро они не приняли говорившего им о Себе, что Он послан от Бога, но готовы были поклониться тому, который не признает Бога, а превозносится и выдает себя за Бога над всеми, то ясно, что гонение было делом зависти, а не любви к Богу.Таким образом, Христос представляет две причины на то, что сказал о Себе; сперва более снисходительную, сказав: чтобы вы спаслись и чтобы иметь жизнь (Ин 5:34, 40), потом — так как они намеревались осмеять Его — представляет и более поразительную причину, показывая, что, хотя бы слушающие и не веровали Ему, Бог во всяком случае сделает Ему угодное.(2) Павел, беседуя об Антихристе, пророчески сказал: пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде (2 Фес 2:11—12). Но Христос не сказал, что утешает , которые были весьма угнетены бедствиями, с одной стороны хваля их за настоящее , с другой— обращая в будущее, на наказание и награды праведным, уготованные им. По этому поводу он довольно ясно и подробно рассматривает этот вопрос, не открывая, впрочем, самого времени, хотя и указывает на признак этого времени — на Антихриста. Душа немощная преимущественно тогда убеждается, когда не только услышит о чем-либо, но еще узнает нечто более. Так и Христос имел об этом великое попечение, когда, сев на горе, с точностью изложил ученикам. Все, что касалось кончины . Для чего? Для того, чтобы не нашли для себя места те, которые вводят антихристов и лжехристов. И Он тоже указал на много признаков, и в числе их на важнейший, сказав: когда проповедано будет между всеми народами Евангелие (Мф 24:14), и на другой — чтобы не обольщались относительно Его пришествия: как молния (Мф 24:27), сказа! Он, придет, которая не скрывается в каком-либо углу, но сияет повсюду. Не будет нужды в вестнике — так оно будет блистательно, — подобно Фому, как молния не имеет нужды, чтобы кто-либо возвестил ее появление. Он сказал также в другом месте об Антихристе, когда говорил: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин 5:43).Он сказал также, что признаком этого времени будут служить непрерывные и невыразимые бедствия и что должен прийти Илия . Итак, Фессалоникийцы недоумевали тогда относительно этого предмета, между тем их недоумение доставило нам пользу. Не только им, но и нам это полезно, чтобы отстать от детских сказок и болтовни-старух. Разве вы не слыхали часто еще в детстве, как некоторые много рассказывали об имени Антихриста и о том, что он преклонит колена ? Диавол старался посеять эти вымыслы в наши еще незрелые умы для того, чтобы это лжеучение росло вместе с нами и чтобы потом ему легче было обольстить нас. Не забыл бы сказать об этом Павел, говоря об Антихристе, если бы это было полезно. Поэтому не будем заниматься исследованиями этого. Он (Антихрист) придет не так, не преклоняя колена, но превозносясь выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фес 2:4). Подобно тому, как диавол пал от гордости, так и тот, кто будет орудием его, будет напитан гордостью.III (2) Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему: не спешите колебаться умом (2 Фес 2:1—2). Не сказал, когда будет воскресение, но сказал, что оно совершится не теперь. И нашем, говорит, собрании к Нему. И это тоже немаловажно. Видишь, как опять наставление с похвалой и ободрением, что непременно вместе с нами явится и Господь, и все святые? Здесь он говорит о пришествии Христовом и о нашем собрании; то и другое последует одновременно. (Апостол] привлекает их внимание, говоря, чтобы они не спешили колебаться . Не смущайтесь щи от духа, ни от слова, ни от послания, как бы от нас , будто уже наступает день Господень (2:2). Мне кажется, что здесь он указывает на то, что среди них были люди, которые составили подложное послание будто бы от Павла и, показывая его, утверждали, что уже наступает день Господень, чтобы таким образом обольстить многих. Поэтому, дабы они не впали в заблуждение, Павел предостерегает их, когда говорит и пишет: не смущайтесь ни от духа, ни от слова. Смысл этих слов такой: хотя бы кто-нибудь, имея дух пророчества, сказал вам это, не верьте. Когда я был у вас, я объяснил вам все ; посему вам не следует переменять своего убеждения касательно того, чему вы были научены. Ни от духа» Он так называет лжепророков, говоривших по внушению нечистого духа то, что они говорили. Желая внушить себе больше доверия, они старались вводить других в заблуждение не только путем убеждения — на это именно указывает , говоря: ни от слова, — но показывали еще подложное послание будто бы от Павла, где говорилось о том же. Посему-то, указывая на это, и прибавил: ни от послания, как бы от нас.Предохраняя их таким образом со всех сторон, он так излагает свою собственную мысль и говорит: да не обольстит вас никто никак: , доколе не придет прежде отступление и не откроется человек беззакония, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (&3—4). Здесь он (апостол Павел) говорит об Антихристе и открывает великие тайны. Что такое отступление? — Отступлением он называет самого Антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению, чтобы прельстить, сказано, если возможно, и избранных (Мф 24:24). Называет его и человеком беззакония, потому что он совершит тысячу беззаконий и побудит других к совершению их. А сыном погибели называет его потому, что он и сам погибнет. Кто же он будет? Ужели Сатана? Нет, но некий человек, который воспримет всю его силу. И откроется, говорит, человек, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею. Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе вместо Бога, и будет восседать в Храме Божием, — не в Иерусалимском только, а повсюду в церквах. Выдавая, говорит, себя за Бога. Не сказал, что он будет называть себя Богом, но что он будет стараться держать себя Богом. Он совершит великие дела и покажет чудесные знамения. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? (2:5).IV (1) И ныне знаете удерживающее, чтобы открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только до тех пор, пока удерживающий ныне не будет от среды. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. Его же пришествие будет по действию Сатаны (2:6—9). Справедливо может всякий, во-первых, спросить, что же такое удерживающее, чтобы открыться ему, то есть что препятствует? Одни говорят, что это благодать Духа, а другие — Римское государство; с этими последними я больше согласен. Почему? Потому что если бы апостол говорил о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но определенно, что теперь препятствует ему явиться благодать Духа, то есть дарования, потому что они давно оскудели. Но так как говорит о Римском государстве, то понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не хотел навлечь на себя чрезмерной вражды и бесполезной опасности. В самом деле, если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится Римское государство, то тогда немедленно его, как возмутителя, стерли бы с лица земли, и всех верующих, как живущих, так и подвизающихся для этого. Вот почему он не употребил такого выражения; не сказал также и того, что это скоро последует, хотя прикровенно он и говорил это всегда. Но что? Чтобы открыться ему в свое время, говорит, ибо Тайна беззакония уже в действии. Здесь он указывает на Нерона как на прообраз Антихриста , потому что и он хотел, чтобы его считали богом. Хорошо сказал он — тайна, потому что не так явно и бесстыдно , как этот (Антихрист). Итак, если еще прежде того времени, говорит, нашелся человек, который немного во злобе уступал Антихристу, то что удивительного в том, если со временем явится ? Говорил таким образом прикровенно и не хотел прямо указать на него (Нерона) не из страха, но чтобы научить нас тому, что мы не должны навлекать на себя чрезмерной вражды, когда ничто нас к этому не принуждает. Так же точно говорит он и здесь: пока удерживающий ныне не будет от среды. То есть: когда прекратится существование Римского государства, тогда он (Антихрист) придет. И справедливо, — потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится ; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он (Антихрист) будет стремиться похитить всю и человеческую, и божескую власть. Подобно тому, как прежде того разрушены были царства, именно: Мидийское — Вавилонянами, Вавилонское — Персами, Персидское — Македонянами, Македонское -— Римлянами, так и это последнее разрушено будет Антихристом, а он сам будет побежден Христом и более уже не будет владычествовать. И все это с большею ясностью передает нам Даниил.И тогда, говорит , откроется беззаконник. Что же потом? Тотчас же за этим следует утешение; прибавляет: которою Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. Его же пришествие будет по действию Сатаны (&8—9). Подобно тому, как огонь, когда только приближается, еще прежде пришествия своего приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся, так точно и Христос одним своим повелением и пришествием убьет Антихриста. Достаточно явиться Ему, и все это погибнет. Едва только явится , и уже положит конец обольщениям.Объясняет затем, кто таков тот, которого пришествие будет по действию Сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными. То есть он обнаружит великую силу, но в этом ничего не будет истинного, напротив, цель всего будет составлять обольщение. предрекает это, чтобы не прельстились живущие тогда. И знамениями, говорит, и чудесами ложными, или обманчивыми, или вводящими в обман. И со всяким неправедным обольщением (2:Ш). Для чего, ты скажешь, Бог попустит быть всему этому? И какое Его намерение? Какая польза от пришествия Антихристова, если оно будет к нашей погибели? Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит апостол: возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы. Какая же отсюда будет польза, ты скажешь? Та, что будут заграждены уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы Антихрист и не пришел; но он придет с той целью, чтобы изобличить их. Для того, чтобы они тогда не сказали: так как Христос называл Себя Богом — хотя Он Сам нигде не сказал об этом ясно, а только проповедали те, которые после Него были, — то мыло этой именно причине и не уверовали в Него, потому что мы слышали, что Бог один, от Которого все, и вследствие того мы не поверили. Этот их предлог отнимет у них Антихрист, потому что, когда он придет и несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него единственно ради ложных его чудес. Тогда заградятся их уста. В самом деле, если ты не веруешь Христу, то тем более не должен верить Антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцом, а этот последний ; потому гораздо более следовало бы уверовать в Него. Кроме того, об Антихристе много было предсказано — что он безбожник что он сын погибели, что пришествие его по действию Сатаны; тогда как о Спасителе — принесет бесчисленные блага. За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде (2:10-12).(2) Да будут осуждены (2:12). Не сказал: да получат наказание, так как и без того их ожидало наказание, но: да будут осуждены, то есть подвергнутся осуждению на том страшном судилище, чтобы им быть безответными. Кто же это будет? сам изъяснил это, говоря: не веровавшие истине, но благоволившие неправде. А любовью истины он называет Христа. За то, говорит, что они не приняли любви истины для своего спасения (2:11). Христос был и тем и другим (=любовью и истиной) и приходил ради того и другого: по любви к людям и чтобы открыть истинное значение всего. Но благоволившие, говорит, неправде. Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы наносить людям обиды. В самом деле, чего он не сделает в это время? все приведет в смятение и замешательство как посредством своих повелений, так и посредством страха. Он будет страшен во всех отношениях — и своей властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся: он будет иметь силу, говорит , только над погибающими. И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих. Об этом говорит Христос: Илия придет и устроит все (Мф 17:11). Поэтому об Иоанне сказано, что он в духе и сипе Илии (Лк 1:17).
Слово о лжепророках и лжеучителях, 6; 8
(6) Где гордость Иудеев? Где Симон Маг, первый еретик, ученик и предтеча Антихриста? Где злое его (Симона) порождение, наследник его безумия и нечестия, Монтан, вождь злых, с его двумя блудодейцами? Где их пресловутые таинства, о которых говорить противно, гнусные и мерзкие, о которых и апостол говорил: ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф 5:12). Где Маркион, где Валент, где Манес, где Василид, где Нерон, где Юлиан, где Арий, где Несторий? Где все противодействовавшие истине, о которых Церковь восклицала: окружили меня псы многие (Пс 21/22:17). Не погибли ли все они?(8) …Видите, как Господь позаботился разоблачить еретиков и лжеучителей и показал нам скрытое в них коварство! Отвечая на вопрос учеников о признаках Его пришествия, Он первым из всех признаков поставил появление ложных учителей, этих волков, расхищающих стадо Христово, и предтеч Антихриста. Потом указал сопутствующие явления — воины и восстания: восстанет народ на народ и царство на царство (Мф 24:7). Все эти явления совершаются теперь пред нами, только значения их мы не хотим понять. Войны в различных местах, голод/землетрясения, знамения небесные и прочее, что Он предсказал, — все это в больших размерах теперь совершается пред нами, только смысл всего этого нам остается непонятным. Тогда, говорит Господь, соблазнятся многие и друг друга предадут (Мф 24:10). А где теперь нет предательства? Не восстают ли почти все друг против друга: народ на народ, царство на царство, начальники на начальников, епископы на епископов, пресвитеры на пресвитеров, диаконы на диаконов, чтецы враждуют между собою, миряне между собою?! И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет, любовь (Мф 24:12). Поэтому и предрек Господь: исследуйте Писания (Ин 5:39), и: чтобы вас не ввели в заблуждение (Лк 21:8). Потом Он указал еще один признак: и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мф 24:14). И тогда ожидайте конца, приготовьтесь увидеть мерзость запустения, сына погибели, который произведет скорбь великую, какой не было от начала мира. И опять говорит: восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф 24:24). Заметь это: и там, и тут лжепророки, и лжеучители, и лжеапостолы Антихриста, сына погибели, которые, возбуждаемые и вдохновляемые нечистыми духами, являются предтечами Антихриста и противника и своей проповедью обольстят и приготовят народ к прибытию сына погибели.
Источник: Слово о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *