Толкование послания апостола Петра

Что апостолы Петр и Павел советуют делать

Почему незнание апостольских писем чревато крупными последствиями, объясняет Сергей Комаров.

Вообразим себе чистый лист бумаги и мысленно напишем на нем два красивых слова: «христианство» и «Церковь». Первое слово у большей части наших граждан вызовет, скорее всего, положительные эмоции, ведь христианами себя считают почти все. Но вот со вторым словом ситуация сложнее. Значительное число людей, называющих себя христианами, в Церковь входить не хотят и знак равенства между двумя понятиями никак не согласятся поставить. Особенно если к понятию «Церковь» прибавить пять многострадальных букв – УПЦ МП – тут уже разговор может совсем испортиться.

Я вот к чему веду. Ныне мы вступили в благословенное время поста, посвященного апостолам Петру и Павлу. Все послания Павла, а после них и послания Петра, однозначно ставят знак равенства между двумя словами – «христианство» и «Церковь». Для святых первоверховных апостолов христианства вне Церкви не существует. Все их наставления обращены к христианским общинам, т. е. Поместным Церквам, и каждая страница апостольских писем говорит о христианстве как о жизни в церковной общине. В этом отношении статус апостольских посланий уникален, и эта уникальность должна занимать нас на протяжении всего церковного года, а тем более в дни поста, освященного именем первоверховных.

Незнание апостольских писем вообще чревато крупными последствиями. Не прочитав, например, в Послании римлянам строки об отношении христианина к светской власти, мы имеем на выходе агрессивных мятежников, бросающих камни в представителей закона и при этом называющих себя христианами и даже молящихся в капличках. Проигнорировав учение апостолов о семейных отношениях, мы пожинаем печальные плоды в виде бесконечных церковных разводов. Оставив за пределами внимания апостольские слова о любви и братстве христианском, наблюдаем за беснованием огромных народных масс, накаченных ненавистью к вчерашнему соседу и брату. Мы видим, как рука поднимается на женщину и старика, на мирного и беззащитного, и при этом слышим утверждение: «С нами Бог!» Самое страшное, что во всем этом порой участвуют церковные люди, и к Чаше подходящие, и Евангелие слыхавшие. Что-то там, внутри их сердца, случилось. И закрытие глаз на бесценные страницы апостольских посланий, простое неведение некоторых церковных истин занимают в списке причин этой трагедии далеко не последнее место.

Мы преступно холодны ко всему, что касается апостолов вообще. На Николая или Варвару в храме почему-то гораздо больше людей, чем на дни памяти евангелиста Матфея или Луки. Жития апостолов нам очень плохо известны. Миссия нас не зажигает, в проповеди христианства мы не участвуем. Послания святых апостолов для нас, как правило, терра инкогнита. При этом мы поем в Символе веры о «соборной и апостольской Церкви». В чем же проявляется наша апостольскость, если апостолы и их книги остаются для нас чуждыми темами?

А ведь корпус апостольских писем – это всегда актуальное чтение на темы церковной жизни. Наши проблемы в основном все те же, и человек от I до XXI века вообще мало поменялся. Например, только у одной Коринфской общины Павел находил следующие болезни: внутрицерковные разделения на различные партии, факты безобразнейшего блуда, непонимание сути духовных дарований, неверие в воскресение мертвых, случаи вкушения идоложертвенного, бесчинства в церковных собраниях, движение эмансипации среди женщин, судебные процессы между членами одной общины. Чего из этого нет и у нас сегодня, в тех или иных формах? Все есть, и периодически всплывает то одно, то другое. Так почему же не почитать, что Павел советует делать?

Интересно, что такой серьезный список грехов не мешает апостолу называть общину Коринфа Церковью. И эта ситуация раскрывает важнейшую мысль о Церкви вообще. Церковь Христова не есть общество безгрешных людей, но больница. Здесь лечатся, а не блистают святостью. Да, святость есть наше призвание. Но путь к ней – долгий путь лечения горькими травами, пиявками и прижиганием, и много чем еще. Если не вникать в апостольский текст, как понять эту важную истину? Ведь многие уверены, что раньше все было хорошо, а теперь все плохо. Апостольские же послания помогают снять эти розовые очки и заставляют смотреть на церковную жизнь трезво.

Взгляд на Церковь человека, регулярно читающего Апостола, можно назвать тройным. Это взгляд из прошлого, настоящего, будущего. Человек понимает, что Церковь – его семья, в которой все немножко больны, и он в том числе. Болячки родных не есть повод бросать семью. Надо быть вместе и лечиться у Главврача, Который один здоров, свят, совершенен. Так было, есть и будет.

Словом, апостольский пост зовет нас открыть драгоценные страницы четырнадцати Посланий Павла и двух Посланий Петра. Две недели достаточно, чтобы прочитать эти тексты не торопясь и осмысленно. А если со святоотеческими толкованиями – еще лучше. Святые апостолы не оставят нас без награды за такой труд. Впрочем, небесная красота и океанская глубина апостольской мысли будут лучшим вознаграждением для всякого, кто, помолившись, возьмет в руки книгу Апостол с намерением прочитать ее до конца. А возможно, кто-то впервые откроет для себя тот самый знак равенства между Церковью и христианством. Бог в помощь! Пост уже начался.

Сергей Комаров

Послание апостола Петра… к пастве апостола Павла

Святой апостол Петр

1-е Послание апостола Петра… Посмотрим внимательно, кому пишет святой Петр? «Пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» (1 Пет. 1: 1). Перечислены места, где были основаны многолюдные христианские Церкви. Основаны не Петром, а Павлом.

О перечисленных общинах по-отечески заботился апостол Павел. Поэтому среди книг Нового Завета мы читаем Павловы Послания к галатам, к ефесянам (Ефес находился в упомянутой Асии). Апостол Павел и в посланиях из тюрьмы наставлял свою паству, переживал за нее. И вот наступил момент, когда Павла больше нет с ефесянами, с галатами… Он принял мученический венец в Риме – за проповедь о Христе. Его паства тяжко печалилась, потеряв духоносного наставника. Паству смущали речистые завистники апостола, которые доказывали, что Павел не вполне правильно учил, да по большому счету и не апостол он.

Во время этих искушений паству апостола Павла очень поддержал апостол Петр. Он подтвердил апостольское достоинство Павла и то, что учение Павла – от Христа. Святой Петр укрепил сердца людей, напомнил, что за страданиями Христовыми последовала слава (см.: 1 Пет. 1: 11). Сходным образом будет и с каждым христианином: с апостолом Павлом и с теми, кто ему поверил. Сначала скорбь, а потом радость (см.: 1 Пет. 1: 6). Господь всегда дает мученикам и исповедникам войти в небесную радость. Так апостол Петр утешил своих братьев во Христе.

И слова утешения они получили из того самого города, где пострадал за Евангелие Павел. На ветхозаветном языке апостол Петр обозначил этот город как Вавилон (см.: 1 Пет. 5: 13). Для знакомых с Писанием название – хорошо известное. Столица древней империи, место пленения народа Божия, территория страданий, откуда был совершен «второй исход» в Землю Обетованную. А задолго до того на земле Вавилона богоборческий порыв воздвигал пресловутую башню. Господь не позволил ей вырасти «до неба», Он смешал языки строителей башни. Строители перестали понимать друг друга, и амбициозный проект обвалился.

Во дни апостола Петра был свой Вавилон. Имперский Рим тоже затевал грандиозные проекты, там тоже смешивались все языки, смешивались и все религии. Нашлись среди жителей Римской империи «креативные» граждане, смешали и Евангелие с язычеством. Им понравилась в Евангелии весть о том, что Господь освободил нас. Они к этому добавили свою трактовку свободы: «Всё мне позволительно». На что апостол Павел возразил: «Но не все полезно… ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Грешить мне не полезно. Как свободный человек и христианин, я не могу позволить греху возобладать надо мной, поработить меня, погубить меня.

***

Нам до боли знакома древняя и весьма популярная в наши дни полуязыческая трактовка свободы: «Полная свобода – это когда всё позволено».

Против языческой вседозволенности выступали апостолы Павел и Петр. Обращаясь к христианам, апостол Петр напоминает им, что они – «свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет. 2: 16). Свободные!

Сколько же злодеяний затеяно и доведено до победного конца только потому, что злодейство проходило под красивыми лозунгами о свободе? А сколько еще будет? Неисчислимое множество. Слишком удобная ширма – свобода. Вот ей и пользуются все подряд. Итак, свобода не может быть прикрытием зла, но что тогда?

Что такое свобода подлинная? О ней пишет боговдохновенный Петр: она делает людей свободными… рабами Божиими.

Убиение святого апостола Павла

Вот и затронута любимая тема радикальных критиков Православия: «Ваш Бог вас порабощает, вы Его рабы. Христианство – религия рабов». Что ж, с техниками порабощения человечество прекрасно знакомо. За последние 200 лет были популярны техники порабощения по формуле: «Свобода! Равенство! Братство!» Через свободу к тоталитарному рабству вели людей вожди-поработители. Сам поработитель наслаждался свободой слова без ограничений, высказывал на свой вкус то одни идеи, то прямо противоположные. А вот подданные не смели и голоса подать против очередных социальных проектов своего вождя, им сызмальства внушали: свобода – это осознанная необходимость. А начиналась новая жизнь под диктат «Большого Брата» с того, что людей «покупали» на красивые слова о свободе.

С христианством всё было по-другому. Апостол Петр напоминал собратьям: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни… но драгоценною Кровию Христа» (1 Пет. 1: 18–19). Христос выкупил людей из рабства суетной жизни. Не золотом и уж тем более не красивыми словами, не заманчивыми политическими программами, а Своей Кровью, ценой Своей жизни. Какой диктатор в какие века закрепощал народ ценой своей жизни, сознательно идя на верную смерть? Ни один, никогда такого не было. И не будет. Дорываясь до власти, некоторые диктаторы шли на серьезный риск, но на верную смерть – никогда. Все поработители слишком эгоистичны, самопожертвования от них не дождешься. Христос не был поработителем, и Его апостолы не были. Святые Петр и Павел отдали свои жизни за проповедь людям о Спасителе. Порабощение здесь ни при чем.

Христианство – не религия рабов, не религия людей, начисто лишенных человеческого достоинства. Свободные… рабы Божии – это люди, освобожденные Богом. От чего? От настоящего рабства, которое, кстати сказать, часто и не замечается. От какого рабства? От горького рабства греху, от рабского служения страстям.

Господь Иисус Христос освободил людей: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (греч.: ти дикеосини зисомен): ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2: 24). Грехи противоестественны, они убивают человека. Спаситель избавляет народ от сковавших нас грехов.

Ценой Его смертных страданий люди исцеляются от страстей, Его праведностью они живут. Человечеству открываются новые горизонты – свободной жизни с Богом. Верные свидетели этой подаренной свыше жизни – первоверховные апостолы Петр и Павел.

Толкование на Первое послание апостола Петра

Глава 1 2 3 4 5

Оглавление первого послания святого апостола Петра

О возрождении во Христе. – О терпении в испытаниях и о спасительной вере, предвозвещенной пророками. – О надежде и освящении, и о твердом поведении, требуемом усыновлением. – О жизни, достойной усыновления во Христе на пользу и внешних (язычников) в славу Божию. – О подчинении начальникам, братолюбии и богочестии, где: а) о подчинении рабов господам и незлобивом терпении ради Христа, б) о повиновении жен, их единомыслии с мужьями, и спасении, подаваемом от Духа, по образу Сарры, в) об обязанности мужей к женам, г) о кротком незлобии ко всем, образец которого представляет человеколюбие Божие, явленное при Ное, и сострадание Христово к нам, являемое в крещении. – Об отложении худых дел, и о принесении плодов Духа по различию дарований. – О том, что по общению со Христом должно побеждать чувственные страсти и с упованием на Него переносить вред от других. – Увещания пастырям заботиться о стаде. – Об общем всем смиренномудрии в отношении ко всякому для победы над диаволом. – Молитва о совершенстве верующих.

Содержание первого послания святого апостола Петра

Апостол Петр, как сам говорит, пишет иудеям, находящимся в рассеянии и сделавшимся христианами. Послание его учительное. Так как некоторые из иудеев уверовали, то апостол утверждает их в вере. Прежде всего он объясняет и доказывает, что вера во Христа предвозвещена была пророками, как и искупление Кровию Его было предсказано чрез них, и что иудеям и язычникам возвещено все то, во что желают проникнуть ангелы. Потом он убеждает тех, к кому пишет, вести себя достойно Призвавшего их, увещевает их почитать правителей, а женам и мужьям заповедует единомыслие. Предложив далее несколько нравственных увещаний, объявляет, что Господь во аде проповедовал о спасении и воскресении, для того, чтобы прежде умершие воскресли, и судимы были в теле, и в благодати воскресения пребыли; присовокупляет, что всему приблизился конец, и все должны быть готовы отдать отчет Судии, и затем оканчивает послание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *