Толстого отлучили от церкви

Вы удивитесь, но знаменитый писатель-романист, действительно, был отлучен от Православной церкви. Более того, мнение Толстого о религии стало причиной возникновения нового религиозного течения — толстовство. В чем суть толстовства и почему возник конфликт с церковью?

Лев Толстой
С произведениями графа Л.Н. Толстого, пожалуй, знаком даже последний двоечник. Это наиболее известный русский писатель, участник обороны Севастополя, член Императорской Академии наук, человек, который несколько раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Произведения Толстого множество раз экранизировались, а его пьесы ставились на сценах всего мира. В эпоху СССР граф был самым издаваемым писателем.
Конфликт с церковью возник после ряда романов, таких как, «Исповедь», «В чем моя вера?» и, особенно, «Воскресенье», где автор раскритиковал важнейшие догматы Православной церкви. Усугубило ситуацию то, что граф распространял брошюры, где описал собственное видение христианства, далекое от общепринятого. Идеи эти людям понравились и получили широкое распространение.

Например, писатель отвергал учение о Троичности Бога, непогрешимый авторитет Вселенских соборов, отрицал церковные таинства, непорочное зачатие мессии и подвергал сомнению действительность воскрешения Иисуса Христа, как и его божественность.
Граф высоко ценил моральные принципы христианства, при этом отвергал общественные богослужения, церковную иерархию, клир и, в целом критиковал официальную религию, считая духовенство холодным и циничным органом, механически и наскоро исполняющим обряды. По мнению толстовцев, чтобы верить в Бога, людям не нужны посредники в виде духовенства.

Главными принципами толстовства стали: непротивление злу насилием, всеобщая любовь, нравственное самосовершенствование личности и отказ от большинства благ цивилизации.
Понятно, что Церкви такое мнение сильно не понравилось. После череды попыток переубедить писателя, обращения за помощью к императору Александру III, а потом к Николаю II, и «горячих» споров между представителями духовенства о способах давления на Льва Николаевича, Святейший синод (высший орган церковно-государственного управления) принял решение исключить Толстого из членства Православной Церкви. Опального дворянина назвали «лжеучителем». Правда, официально анафемы от церкви граф не получил.

Определение Синода об отлучении Толстого
Тем не менее, в обществе заключение Синода вызвало сильный резонанс. Одни поддерживали писателя, другие, коих оказалось большинство, перешли на критику, оскорбления и даже угрозы. Последнее вынудило Толстого написать ответ Синоду.
В ответном письме граф заметил, что он глубоко верующий человек и верит в Господа, но он усомнился в правоте Церкви. Далее публицист еще раз объяснил свое видение христианства, а также невозможность примирения с русским духовенством.

Лев Толстой и Владимир Чертков
До самой смерти Лев Николаевич придерживался своих взглядов и не вернулся в лоно Церкви. Граф завещал, чтобы его тело не хоронили согласно христианским обрядам, а просто закопали.
Вы спросите, а что же стало с толстовцами? В 1920-1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев были ликвидированы, а участники репрессированы. «Под корень» уничтожить толстовцев не удалось. Последователи учения сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии и многих других странах.

См.также:
Новомученики в СССР: За что церковь канонизировала святых в советское время
Наследники знаменитостей с трагическими судьбами
Подвиг патриарха Тихона
Борьба с религией в СССР
Книги, которые запрещали в СССР


Лев Толстой

В 1901 г. случилось событие, породившее множество домыслов и имевшее значительный резонанс в обществе, – писателя Льва Толстого отлучили от Русской Православной Церкви. Вот уже более ста лет длятся споры о причинах и масштабах этого конфликта. Лев Толстой стал единственным литератором, отлученным от Церкви. Но дело в том, что ни в одном из храмов анафема ему не провозглашалась.

*Нераскаявшийся грешник*, отлученный от Церкви

«Анафема» состоит в лишении церковного общения, анафеме предавали еретиков и нераскаявшихся грешников. При этом отлучение от церкви подлежит отмене в случае покаяния отлученного. Однако в акте об отлучении Льва Толстого термин «анафема» не употреблялся. Формулировка была куда более деликатной.

А. Соломатин. Беседа о религии, 1993

Газеты опубликовали Послание Священного Синода, в котором говорилось: «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной». По сути, это была констатация отречения от церкви самого писателя.

Единственный отлученный от Церкви русский писатель

Лев Толстой действительно в течение длительного времени проповедовал идеи, кардинально расходившиеся с православным учением. Он отвергал веру в Святую Троицу, считал невозможным непорочное зачатие Девы Марии, подвергал сомнению божественную природу Христа, называл мифом Воскресение Христово – в целом, писатель пытался найти рациональные объяснения основным религиозным постулатам. Его идеи имели такое влияние в народе, что они даже получили свое наименование – «толстовщина».

Лев Толстой

В ответ на определение Священного Синода Лев Толстой опубликовал свое послание, в котором писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. …И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения. …То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо».

Лев Толстой рассказывает внукам сказку

Толстой не был единственным писателем, открыто выступавшим против Церкви. Чернышевский, Писарев, Герцен также высказывались критично, однако в проповедях Толстого видели больше опасности – у него было много последователей среди тех, кто был в числе убежденных христиан. Больше того, он сам считал себя истинным христианином и пытался изобличить «ложное» учение.


Единственный отлученный от Церкви русский писатель

Реакция общества на отлучение Толстого была неоднозначной: кто-то негодовал на Синод, кто-то публиковал в газетах заметки о том, что писатель принял «сатанинский облик». За этим событием последовали заявления в Синод с просьбой об отлучении от разных лиц. Толстой получал как сочувственные письма, так и письма с призывами опомниться и покаяться.

*Нераскаявшийся грешник*, отлученный от Церкви

Сын Толстого, Лев Львович, говорил о последствиях этого события: «Во Франции говорится часто, что Толстой был первой и главной причиной русской революции, и в этом есть много правды. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой. Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи. Что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь мозги русского мужика и полуинтеллигента и прочих русских элементов. К сожалению, моральное влияние Толстого было гораздо слабее, чем влияние политическое и социальное».

Лев Толстой

Примирения писателя с Церковью так и не произошло, покаяния – тоже. Поэтому до сегодняшнего дня он считается отлученным от Православной Церкви. А 10 правил из жизненного манифеста Льва Толстого актуальны и сегодня

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *