Топографическая символика храма

Историки искусства делят этот период на три части: «темное время», «македонское Возрождение» и комниновский «ренессанс».
Рассмотрим их по порядку, но прежде подведем краткий итог развития архитектуры в Восточной Римской империи в V-VI вв. Это поможет нам вспомнить «золотой век» и быстрее войти в тему. Итак, в то время были заложены основы художественного стиля, который вошел в историю мировой художественной культуры как византийский стиль.
Путем совмещения базиликального и крестово-купольного архитектурных конструкций был создан новый тип культового сооружения – купольная базилика, самая распространенная архитектурная форма эпохи Возрождения в Италии.
Были найдены декоративные средства оформления, способные выражать самые отвлеченные идеи. Ведущее место принадлежит мозаике – византийцы создали золотую смальту.
Был создан тип крестово-купольного храма, отвечающий требованиям христианского богослужения, разработана идея многоглавия.
Эти достижения позволили в последующие века разработать уникальную систему декоративного украшения православного крестово-купольного храма.
В конце VII веке началась великая смута, которая довела государство почти до полного расстройства, поэтому период со второй половины VII в. и до начала IX в. получил название «темное время».
В Византии на культуру все большее влияние оказывают греки (появляются поколения, которые воспитаны в иной культурной среде, утратившие многие понятия ромейской или римской – античной культуры), происходит постепенное упрощение архитектурных форм, главная задача теперь: разгрузить внутреннее пространство. Например, храм св. Софии в Фессалониках — главный неф и 2 боковых недонефа, простое средокрестие с куполом не выдерживает никакого сравнения с Софией Константинопольской. В куполе – Спас в силах, Богоматерь в граненой апсиде, жертвенник смещен к апсиде, иконостаса нет, только невысокая алтарная преграда.
слева — храм св. Софии, Фессалоники/Солоники, Греция
справа — храм св. Софии, вид с востока
В 867 г. на престол вступил Василий I Македонянин, положивший начало Македонской династии, правившей в IX-X вв. На этот период приходится деятельность двух великий славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
Начиная с «македонского Возрождения» крестово-купольная форма храма получила классическую завершенность, став основным типом византийского архитектурного сооружения. Вспомним, ее основу составляет квадрат, расчлененный четырьмя опорами на три нефа в продольном и поперечном направлениях. Опорные столбы несут систему перекрытий в виде полукруглых сводов и центрального купола, опирающихся на арки и четыре столба. Эта конструктивная система позволяла создавать большое количество вариантов. В зависимости от поставленных задач можно было изменять масштаб сооружения, оставляя неизменным центральное ядро:
1. добавив еще пару столбов-опор, храм увеличивали в длину;
2. добавив два ряда колонн и доведя количество нефов до пяти, растягивали храм в ширину.
слева — план однонефного византийского храма
справа — план трехнефного православного византийского крестово-купольного храма
При сохраняющемся упрощении общей культуры, крестово-купольная система храмов, став отличительной чертой «македонского Возрождения», получила завершенность и широкое распространение именно в период средневизантийской архитектуры.
общая конструкция крестово-купольного храма
Важнейшей частью крестово-купольного храма, как и других христианских храмов, был алтарь, обозначенный полукруглым выступом – апсидой, выходящей за пределы квадрата плана.
Как устроен алтарь
В центральной части апсиды помещался престол; в северной части – жертвенник, где готовили хлеб и вино для причастия; в южной части – дьяконник, место хранения церковных сосудов, риз, книг и других ценностей.
Таким образом, основные усилия зодчих были направлены на организацию подкупольного пространства и алтарной части как средоточия культового действа и на реализацию символической идеи лествицы – мистической библейской лестницы, по которой совершается общение неба и земли.
символика пространства крестово-купольного храма
Не только отдельные значимые детали, но и общее строение храма имело символический смысл. Четыре стены храма, объединенные одной главой, символизировали четыре стороны света под властью единой вселенской христианской церкви (так мечталось). Алтарь во всех церквах помещался на востоке, ибо по Ветхому завету там находился Эдем, а по Новому завету на востоке произошло вознесение Иисуса Христа. В этот же период начали складываться правила расположения сюжетов на стенах храмов: апсида посвящалась Богоматери, купол – Христу.
В период «македонского Возрождения» был разработан иконописный канон, согласно которому, например, Иоанна Златоуста изображали старцем с аскетическим ликом, короткой округлой бородкой и лысиной; Василия Великого – старцем с клиновидной длинной бородой, Богоматерь — в покрывале-мафории с тремя звездами (на плечах и голове). Более подробные рассказы об этом см. мои публикации по темам Византия. Мозаики…, Византийская икона и Византийский канон в ЖЖ Путешествия и культура – моя жизнь, sengeoculture.livejournal.com
XI-XII вв. – время правления династии Комнинов, блестящего расцвета византийского искусства, названого комниновским «ренессансом» или вторым золотым веком.
С XI в. происходит усложнение внутреннего пространства храмов, что свидетельствует о некотором развитии архитектуры.
слева — монастырь Дафнии, общий вид, Афины, Греция
справа — монастырь Дафнии, внутреннее пространство
Началось массовое строительство монастырей, представляющих собой комплекс построек, обнесенных крепостными стенами и башнями только с одним входом. Очертания стен образовывали в плане многоугольник, связанный с рельефом местности.
В центре монастырского двора находились, как правило, одноглавый крестово-купольный храм и постройки утилитарного значения: трапезная, больница, библиотека и, как правило, скрипторий (мастерская, где переписывались книги). Одним из самых значительных, с обширной библиотекой и скрипторием, стал монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос, основанный в 1085 г.
слева — монастырь Иоанна Богослова о. Патмос, Греция
справа — внутреннее пространство монастыря Иоанна Богослова, о. Патмос, Греция
Другой интересный пример византийских храмов этого периода кафоликон (главная церковь) монастыря Осиос Лукас, назван в честь св. Луки Стирийского, сооружен около 1020 г.
слева — монастырь Осиос Лукас, внешний вид, Дельфы, Греция
справа — план церквей монастыря Осиос Лукас, вверху — церковь Богородицы/Теотокас (ок. 1040 г.), внизу — кафоликон (ок. 1020 г.)
Интерьер кафоликона с контрастами света и тени, открытыми и закрытыми плоскостями, гладким мраморным покрытием и граненой мозаикой являет пример продолжения юстинианской архитектуры VI в. с ее мистической таинственностью.
интерьер кафоликона Осиос Лукас
Характерной чертой византийских церквей с XI в. становится шахматный порядок ячеек их плана. Он напоминает рисунок пятерки в домино. Квадратные или прямоугольные, они разделены на девять пролетов, средний из которых представляет собой большой подкупольный квадрат. Этот квадрат окружен четырьмя пролетами с цилиндрическими сводами, а также с четырьмя квадратами меньшего размера по углам, которые также перекрыты куполами.
Наиболее близок к планам таких церквей план собора Василия Блаженного в Москве (1555-1560). В ряде искусствоведческих изданий подчеркивается, что этот уникальный план был придуман русскими зодчими (или зодчим), а они/он, возможно, просто очень хорошо знали византийское наследие и развили его применительно к новым условиям (это совершенно не умаляет их вклад в историю мировой архитектуры и зодчества).
план собора Василия Блаженного, Москва, РФ
На Афоне — духовном центре монашества (полуостров Халкидики в Эгейском море), сложился своеобразный тип храма – триконха, с алтарными выступами с восточной, северной и южной сторон.
собор Великой Лавры, вид с запада на алтарную апсиду, Афон, Греция
Особую выразительность монастырским постройкам придавала система кладки, сочетающая каменные блоки и плоский кирпич – плинфу, что позволяло украшать стены декоративным узором. Подробнее об особенностях византийской строительной техники и технологии в следующей публикации.
собор монастыря Эсфигмен, Греция
После раздела христианской церкви на католическую и православную в 1054 г. и углубления различий в церковных церемониях огромное значение приобрела необходимость создания системы внутреннего оформления православного византийского храма, несущего в себе глубокий смысл.
Декоративное оформление интерьеров храмов мозаикой практически прекращено – слишком дорого, на смену приходят фресковые росписи. Однако, работы выполненные в технике византийской мозаики приобретают еще большую ценность, поэтому греки их восстанавливают.
слева — золотые мозаики Осиос Лукас в Фокиде, Дельфы, Греция
справа — Введение во храм, мозаика церкви Успения Богородицы, монастырь Дафни, Греция
Поскольку византийские храмы стали значительно меньше по размеру, изображать Вселенную средствами архитектуры, как в св. Софии Константинопольской, уже не представлялось возможным, поэтому неизмеримо возросло значение росписей, обозначавших символическое значение различных частей внутреннего пространства церкви. В результате постепенно сложилась трехчастная многоплановая символика организации внутреннего пространства храма.
Космическая символика — храм как уменьшенная модель Вселенной: своды и купола олицетворяют небо, пространство близ пола – землю, алтарь символизировал рай, западная часть храма – ад. В соответствии с эти делением размещена тематика росписей.
В самой верхней точке храма на своде купол изображение Пантократора/Вседержителя или Спаса в силах — Творца и Главы Вселенной, как правило, в окружении архангелов.
Спас в силах, купол храма св. Софии, Салоники, Греция
В апсиде, на своде высокой алтарной арки изображалась Дева Мария, Богоматерь – земная женщина в образе Оранты/Молящейся.
Богоматерь Оранта, апсида храма св. Софии, Фессалонники, ГрецияНа барабане купола, в простенках между окнами, располагались фигуры двенадцати апостолов, учеников Христа, иногда с нисходящими на них символами Св. Духа. Число 12 связано с числом сыновей Иакова (праотца Христа) и соответственно с 12 коленами израилевыми. Двенадцать – произведение трех и четырех, где три – символ божественной сущности и «мира горнего», а четыре – число стихий, сторон света и «мира дольнего».
12 апостолов в куполе храма св. Софии, Салоники, Греция
На четырех «парусах» изображали четырех евангелистов, либо их символы: Матфей – ангел, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел. Это символика теологической организации церкви: купол храма опирается на столбы, как вселенская церковь опирается на четыре евангелия.
Евангелисты на парусах и 12 апостолов на барабане купола, собор св. Марка, Венеция, Италия
На столбах – великомученики, «столпы христианской веры».
Таким образом, Иисус Христос вчера, сегодня и всегда через Богородицу, апостолов, евангелистов и великомучеников находится в единении с церковью земной, т. е. молящимися в храме.
символика архитектуры православного храма
Топографическая символика связывала каждое место в храме с местами в Палестине, где произошло соответствующее событие из жизни Христа. Вход в храм с крестильной купелью – крещение в реке Иордан; апсида – Вифлеемская пещера, место рождения Христа. Престол в алтаре – Голгофа (одновременно место распятия, Гроб Господень, Воскресение и место пребывания Бога в раю); амвон – гора Фавор (одновременно место Преображения, прочтения Иисусом Нагорной проповеди, а также камня, с которого ангел провозгласил о Воскресении Иисуса Христа).
Временная символика – система расположения росписей в верхней части стен. В крестово-купольном храме господствует движение по кругу, каждый день церковного календаря знаменует не простое воспоминание о давно прошедших событиях, а как бы совершение их вновь. Круговое расположение росписей сцен праздничного цикла на уровне второго яруса, включая «рукава» архитектурного креста храма, означает, что прошлое и настоящее сосуществуют одновременно и вечно. Такая традиция росписи храма сложилась в XI в.
Тогда же появился иконостас – алтарная преграда, отделяющая «корабль спасения», место нахождения верующих, от алтаря. Иконостас представлял собой мраморную или деревянную конструкцию с венчающим горизонтальным брусом – архитравом. Вверху, по центру – крест, древний знак Христа. Ниже, чаще всего, помещали две больших или несколько небольших икон, среди которых выделялись два цикла, наиболее важных для последующего развития иконостаса, — Деисус и праздники.
иконостас, храм Осиос Лукас, Греция
В XI-XII вв. византийские архитекторы и иконописцы были широко известны и работали во многих странах. Это период наибольшего влияния византийской культуры на юге и юго-востоке Европы, и на Руси. В это время были созданы архитектурные ансамбли и росписи в Палатинской капелле в Палермо, св. Софии Киевской, св. Софии Новгородской и др. храмах.
Продолжение следует…

Фото:

Мы привыкли видеть блестящие золотые купола на православных храмах. Реже они бывают других цветов, например синие или зеленые. На самом деле по внешнему виду храма можно многое сказать о том, кому или чему он посвящен, например святому или празднику.

Важно понимать, что речь идет не о догме, а скорее о традициях. Где-то они могут соблюдаться, а где-то — нет.

Так белый храм обычно освящен в честь Преображения или Вознесения Господня. Голубые стены могут свидетельствовать, что храм освящен в честь Пресвятой Богородицы. Красный цвет — посвящение мученикам, зеленый — преподобному, а желтый — святителю.

О многом скажут и купола на храме, вернее их цвет и форма. Также любопытно отследить количество глав, ведь по этому параметру запомнить соответствие очень просто. Так один купол символизирует Единого Бога, три — Троицу, пять — Спасителя и четырех евангелистов. Семь куполов связывают с семи таинствами церкви. Девять — число ангельских чинов, 11 — Спасителя и 12 апостолов.

Ну а 33 купола (такое тоже встречается) напоминают о годах земной жизни Иисуса. Достаточно вспомнить Преображенский храм в Кижах, знаменитое деревянное строение, известное на весь мир. По его прообразу был построен храм Преображения Господня в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском женском монастыре.

Купола храмов также бывают разных форм. Шлемовидную форму купола принято связывать с воинством и борьбой против зла. Форма луковицы, которая чаще всего и встречается — символ пламени свечи.

И, наконец, осталось разобраться с цветами куполов. Золотой цвет — это символ небесной славы, такие храмы посвящены Христу и двунадесятым праздникам. Проще всего вспомнить храм Христа спасителя в Москве

Нередко можно найти синие купола со звездами — они венчают храмы в честь Богородицы, ведь Вифлеемская звезда означает рождение Христа от Марии.

Троицкие храмы традиционно имеют зеленые купола — это цвет Святого духа.

Также зеленый цвет, как и серебристый, может встречаться на куполах храмов в честь святых.

Реже можно увидеть красные купола. Если вы видите именно такой, то скорее всего, вы находитесь около храма в честь муеника.

И, наконец, черный цвет — это цвет монашества. Нередко купола этого цвета встречаются в монастырях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *